Режим ребенка с отклонением в развитии

Режим ребенка с отклонением в развитии thumbnail

Режим для ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии

У детей с отклонениями в развитии обычно наблюдается более низкая работоспособность ЦНС, поэтому они, прежде всего, нуждаются в достаточной продолжительности сна. От 1 года до 3-4 лет ребенок должен спать не менее 14-15 часов в сутки. Надо помнить о больших индивидуальных различиях в работос­пособности ЦНС этих детей. Поэтому при отклонениях в развитии, сочетающихся с общей физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими припадками, общая продолжительность сна может удлиняться. В этих случаях решать вопрос о продолжительности сна следует только с врачом.

Для детей с отклонениями в развитии крайне важно, чтобы все промежутки дня между кормлениями, сном, гигиеническими и лечебными процедурами, а также специальными занятиями были заняты доступной и интересной для них деятельностью.

Дети с отклонениями в развитии часто отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Они хуже, чем здоровые сверстники, приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды и прежде всего к температурным и атмосферным изменениям.

При изменении погоды, особенно атмосферного давления самочувствие многих из них ухудшается: они становятся более беспокойными, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, у некоторых из них пропадает аппетит, появляется вялость, сонливость. Поэтому особенно важное значение имеет укрепление их общего здоровья. Одним из таких способов является закаливание организма, которое необходимо начинать с раннего возраста. Выбор способа закаливания зависит от характера заболевания, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Закаливание детей первых лет жизни осуществляется главным образом в процессе повседневного ухода за ребенком. Детей постепенно приучают к длительному пребыванию на свежем воздухе, к умыванию прохладной водой, к ношению облегченной одежды. Как средства закаливания применяются обтирания, обливания.

Солнечные ванны как средство закаливания для детей с ранним органическим поражением ЦНС в первые годы жизни применять не рекомендуется. Это связанно с тем, что у многих из них имеется склонность к повышению внутричерепного давления, иногда повышенная судорожная готовность и возбудимость ЦНС.

Для всех детей с отклонениями в развитии особенно важное значение имеют специальные занятия по развитию их моторики, особенно по развитию координации движений, функции равновесия, по коррекции прямостояния, ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений.

У многих детей с отставанием в развитии нарушен ритм выполнения движений. Это особенно часто наблюдается у детей с двигательными и речевыми расстройствами. Поэтому важно научить ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с малышом полезно проводить специальные задания под счет, хлопки, музыку. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику ребенка, но и активизирует его внимание, повышает эмоциональный тонус ребенка, соответствует его речевому развитию.

У детей с отклонениями в развитии обычно недостаточно развиты такие физические качества как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому с ними крайне важно выполнять специальные упражнения, формирующие основные двигательные навыки и умения и способствующие развитию физических качеств. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазание, а также различные действия с предметами и игрушками. Малыша важно как можно раньше научить захватывать различные по объему, форме и весу предметы, манипулировать ими, а также узнавать их на ощупь с закрытыми глазами.

Если ребенок вялый, малоподвижный, не стремится к самостоятельной деятельности, его надо постоянно заинтересовывать, стимулировать к игре и двигательной активности, предлагая доступные для него задания. Детям с повышенной отвлекаемостью полезно предлагать задания, требующие организованности и выдержки.

Воспитание ребенка с отклонениями в развитии неразрывно связано с укреплением его здоровья. Прежде всего, следует наладить режим его сна и питания. Не следует приучать ребенка спать на руках у матери. Это допустимо в самых исключительных случаях, например, когда малыш болен. Укладывать ребенка спать следует в одно и то же время. Если у него с большим трудом вырабатывается биологический ритм «сон-бодрствование » и он не спит ночью, а предпочитает спать днем, попробуйте не укладывать его днем. Перед ночным сном с ребенком полезно погулять, поиграть в спокойные, тихие игры; не следует перед сном возбуждать его ласками, дарить новые игрушки, читать новые книжки. Играть лучше в одну и ту же игру или читать хорошо знакомую и любимую им книжку. Взрослый, который укладывает малыша спать, должен быть как можно более спокоен.

Малыша с двигательными нарушениями, особенно с детским церебральным параличом, следует переворачивать во сне с одного бока на другой. Если ребенок спит на животе, его головка должна быть повернута в сторону. Если это не так, необходимо следить, чтобы ночью он не спал на животе.

Если малыш спит больше нормы, не волнуйтесь, помните, что его нервная система очень слабая и нуждается в отдыхе.

Если у ребенка судороги, матери следует быть к нему особенно внимательной во время ночного сна; хорошо, если кто-то из членов семьи спит с малышом в одной комнате.

Некоторые дети с отклонениями в развитии могут, не просыпаясь, кричать по ночам, иногда даже вставать и ходить по комнате.

Если эти состояния довольно регулярны, то есть возникают в одно и то же время после засыпания и особенно если в это время ребенок мочится, родителям обязательно следует посоветоваться с врачами, поскольку в этих случаях может потребоваться специальное лечение.

При кормлении больного ребенка следует обратить внимание на то, как он усваивает различные виды пищи. Некоторые дети, отстающие в психомоторном развитии, могут иметь различные врожденные нарушения обмена веществ, в связи с чем, они не усваивают различные продукты, например, молоко, сахар, белковую пищу. Во всех этих случаях необходимо как можно раньше обратиться к врачу и строго придерживаться назначенной им диеты.

Хрестоматия для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

/Сост. , . – Новосибирск, 2009./

Источник

ребёнок  умывается Что мы понимаем под режимом дня? Режим дня представляет собой распланированный комплекс мероприятий, по которому человек живёт и действует на протяжении 24 часов. У кого-то этот комплекс чётко расписан и к такому расписанию человек придерживается очень строго и никогда не отклоняется от него. Кому-то режим дня не нужен и тогда человек живёт хаотично и беспорядочно, хотя данный образ жизни можно вписать в определённый особенный примерный режим дня.

Читайте также:  Психическое развитие и саморазвитие ребенка

Содержание

  1. Утреннее просыпание
  2. Утренние гигиенические процедуры
  3. Завтрак
  4. Обучение
  5. Дальнейшее питание особенного ребёнка на протяжении дня
  6. Свободное время
  7. Сон
  8. Заключение

На самом деле все мы взрослые живём по некоему распорядку, который позволяет нам упорядочить нашу жизнь и позволяет успевать за день начать и завершить запланированные дела. Взрослые люди сами для себя составляют распорядок, чего нельзя сказать о детях.

Обычным здоровым детям чуждо чувство меры и порядка, ещё и поэтому им и даны родители, дабы направлять неуёмную детскую энергию в нужное созидательное русло. Конечно же, режим дня особенных детей с психоневрологической патологией будет значительно отличаться от такового у обычных детей, причём особенные дети, находящиеся на постоянном постельном режиме нуждаются в чём-то отличном от других.

Утреннее просыпание

Поговорим о моменте просыпания. В интернатных учреждениях подъём намечается на половину восьмого утра. Это и понятно, потому что начинаются приготовления к утренним гигиеническим процедурам и завтраку, а это занимает немало времени. Завтрак в основном начинается в половину девятого утра. Однако интернатные учреждения имеют неповоротливые системы режима дня ребёнка, поскольку часто   имеют большое количество детей, в среднем от сотни особенных детей разных возрастов и тяжести заболеваний.две  девочки  кушают

В семьях время просыпания может быть смещено и ребёнок может просыпаться на час или на два позже. Однако позднее просыпание не должно быть нормой, поскольку, к   примеру, «лежачий» ребёнок нуждается в комплексе мероприятий реабилитационного характера, которые помогают ему   предотвратить грубые нарушения двигательной активности. Именно поэтому позднее просыпание нежелательно.

Оптимальное время утреннего просыпания это всё-таки 7.30-8.30 утра.

Утренние гигиенические процедуры

Гигиенические процедуры утром очень важны для всех людей. Не являются исключением и особенные дети с психоневрологической патологией. Достаточно тяжело научить особенного ребёнка чистить зубы самостоятельно, самостоятельно умывать лицо и мыть руки, поэтому таким детям необходимо ежедневно и в течение дня прививать данные навыки самообслуживания. Обратите внимание, что «лежачие» дети, даже при возможности обучения, не смогут сами выполнить выше описанные процедуры, поскольку часто у них нарушены движения в руках, что является препятствием к выполнению гигиенических моментов самим ребёнком. В таких случаях родители или опекуны должны выполнять утреннюю гигиену за детей. Гигиенические мероприятия должны выполняться регулярно и должны войти в привычку, без которой жить просто невозможно.

Эти процедуры могут предотвратить множество нежелательных заболеваний, к примеру, заболевания зубов, болезни пищеварительной системы и многое другое.

К утренним гигиеническим мероприятиям относятся:

  • мытьё рук, лица;
  • чистка зубов;
  • чистка полости носа от слизи и отделяемого;
  • посещение туалета или отправление физиологических потребностей в постели в подгузник или дополнительные приспособления (утка,   боссон и т.д.);
  • подмывание половых органов, промежности.

Завтрак

После умывания необходимо поесть. Кормление детей может иметь много особенностей. Во-первых, особенные дети могут не всё есть, впрочем, как и обычные. Во-вторых, особенные дети могут плохо воспринимать твёрдую пищу из-за проблем с пережёвыванием и глотанием. В-третьих, особенные дети не способны самостоятельно держать ложку и самостоятельно питаться, что делает необходимым вмешательство в процесс родителей или опекуна.

Необходимо отметить, что время на завтрак может различаться у разных детей в связи с различными у них патологией и особенностями личности и характера.

ребёнок в   кровати чёрное-белое  фото В любом случае завтрак должен быть полноценным по составу питательных веществ, он не должен быть стрессом для ребёнка, он должен проходить в умеренном темпе, а ребёнок должен кормиться в физиологическом положении. Нами замечены и устранены случаи кормления «лежачих» детей в одном из детских домов-интернатов для детей с особенностями психофизического развития в горизонтальном положении, когда пища просто заливалась в рот ребёнка. Угол подъёма головного конца кровати при кормлении ребёнка, который находится на постоянном постельном режиме, должен быть не менее 35-40 градусов. Этот вопрос очень важен и при невыполнении данного условия ребёнок может подавиться пищей, что может привести в лучшем случае к аспирационной пневмонии, а   в худшей – смерти от удушья.

Обучение

Каждый ребёнок в   нашей стране имеет право на обучение и поэтому после всех основных действий начинается процесс обучения. Расписание составляется индивидуально. Процесс обучения состоит из нескольких уроков в день, длительность которых меньше, чем уроки в общеобразовательной школе на 10-15 минут, в зависимости от способностей, утомляемости и тяжести состояния особенного ребёнка.

Конечно, уроки прерываются переменами, во время которых ребёнок отдыхает и меняет вид деятельности на физическую активность, если он на это способен. Перерыв между занятиями может быть использован с пользой – в это время можно проводить реабилитационные мероприятия, такие как массаж, лечебную физкультуру и т.д.

На самом деле чередование интеллектуальной деятельности и физической активности это идеальный вариант для ребёнка, потому что при данных видах деятельности формируется разная усталость. Противоположности влияют здесь друг на друга очень хорошо.

Несомненно, между выше описанными занятиями необходимо выводить ребёнка на свежий воздух, на прогулку. Это обязательное мероприятие, способное воздействовать на детей по различным направлениям:

  • повышение иммунитета – закаливающий момент;
  • обогащение крови кислородом и улучшение работы всех органов и систем;
  • эмоциональная составляющая – во время прогулки ребёнок видит много нового и интересного, в его нервной системе формируется множество новых нейронных связей, которые способствуют пусть не выздоровлению, но поддержанию заболевания на одном по тяжести уровне;
  • общение с другими людьми – эта составляющая не всегда проявляется, потому что многие родители не желают и отстраняют своего малыша от общения с обычными сверстниками и знакомыми. На наш взгляд это неправильно.
Читайте также:  Календарь развития ребенка по неделям рассчитать

Дальнейшее питание особенного ребёнка на протяжении днядети-инвалиды  на  прогулке

Помимо завтрака кормление ребёнка осуществляется во время второго завтрака, обеда, полдника и ужина. Всё питание должно быть сбалансировано по основным питательным веществам, витаминам и минералам.

Конечно, каждый приём пищи должен осуществляться в одно и то же время изо дня в день. Желательно, чтобы ужин был ближе к 20.00, дабы не было большого перерыва в питании между ужином и завтраком. Если таковой имеется, ребёнок часто тяжело переносит данный период. Конечно, в   домашних условиях можно докармливать, но в интернатных учреждениях такой возможности порой не бывает.

Свободное время

У особенного ребёнка обязательно должно быть некоторое время на свои личные дела. Однако его не должно быть очень много, ведь безделье нередко приводит к нежелательным особенностям поведения, таким как:

  • стереотипные движения в виде покачиваний, киваний головой, постанываний;
  • срыгивания, произвольная рвота, то есть рвота, вызванная специально для получения удовольствия;
  • аутоагрессия: особенные дети с психоневрологическими нарушениями часто расцарапывают себе руки, бёдра, живот, кусают себя, бьются головой о твёрдые предметы;
  • крики, визги, вой, конечно, если нет никакой реальной проблемы с работой внутренних органов. Особенный ребёнок может кричать и от боли, главное этот крик правильно расценить, поэтому любое изменение его поведения необходимо трактовать сначала с   точки зрения возможных нарушений в работе внутренних органов и только потом делать вывод, что это всё-таки недостаток внимания, безделье и т.п.

Сон

особенные  дети  на  свеем  воздухе Для особенного ребёнка сон очень важен, поскольку во время сна нервная система расслабляется, дневные переживания, которые, несомненно, есть у таких детей, упорядочиваются. Поэтому особенному ребёнку нужен не только ночной, но и дневной сон.

Многие обычные дети спят до 4-6 лет днём. Это нормально. Начиная со второго класса школы дневной сон им почти не нужен. Особенным детям, которые сохранили возможность самостоятельно ходить, обязательно нужно спать около 1,5-2 часов в день для восстановления, прежде всего психических сил. Ночной сон для них обязателен в течение 10-12 часов. За такой период можно гарантировать полное восстановление сил.

Однако не всегда дети хотят спать днём и даже ночью. Многие отказываются от дневного сна, но в ответ прекрасно спят всю ночь, а некоторые плохо спят и днём и ночью. Эти нарушения должны быть замечены родителями или опекунами и переданы лечащему врачу. Вместе с врачом проблему удаётся решить или коррекцией режима дня ребёнка с психоневрологическими нарушениями, или назначением/изменением лекарственного препарата.

Заключение

Каждый ребёнок индивидуален и для всех особенных детей нельзя подобрать единую схему режима дня, поэтому если родители или опекуны не могут разобраться с этим вопросом сами, стоит обратиться к специалисту. Общими усилиями, в конце концов, и ребёнок, и взрослый будут чувствовать себя комфортно и хорошо.

Источник

Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.

Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.

Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.

Этапы развития ребенка.

Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.

Основные этапы развития ребенка.

Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год – это время так называемых основ – важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:

  • реагирование на окружающую среду;
  • поднимание головы и корпуса;
  • захват;
  • вращение;
  • лепетание;
  • ползание;
  • самостоятельно сидите;
  • вставать на ножки;
  • реагировать на свое имя;
  • первые шажки.

Этапы развития ребенка на первом году жизни.

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.

Читайте также:  Нормы развития ребенка в один год

1 месяц жизни ребенка.

В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.

2 месяц жизни ребенка.

На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.

3 месяц жизни ребенка.

На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему – первые беседы начинаются.

4-й месяц жизни ребенка.

Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.

5 месяц жизни ребенка.

На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги – мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».

6 месяц жизни ребенка.

Полгода – очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.

7 месяц жизни ребенка.

Первые попытки сесть – веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину – так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.

8 месяц жизни ребенка.

Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.

9 месяцев жизни ребенка.

В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается – он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.

10 месяц жизни ребенка.

Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .

11 месяцев жизни ребенка.

До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.

12 месяц жизни ребенка.

Первый день рождения ребенка – очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.

Небольшой шаг, большое дело!

Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.

Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.

Источник