Режим дня для ребенка с нарушениями в развитии

Режим дня для ребенка с нарушениями в развитии thumbnail

ребёнок  умывается Что мы понимаем под режимом дня? Режим дня представляет собой распланированный комплекс мероприятий, по которому человек живёт и действует на протяжении 24 часов. У кого-то этот комплекс чётко расписан и к такому расписанию человек придерживается очень строго и никогда не отклоняется от него. Кому-то режим дня не нужен и тогда человек живёт хаотично и беспорядочно, хотя данный образ жизни можно вписать в определённый особенный примерный режим дня.

Содержание

  1. Утреннее просыпание
  2. Утренние гигиенические процедуры
  3. Завтрак
  4. Обучение
  5. Дальнейшее питание особенного ребёнка на протяжении дня
  6. Свободное время
  7. Сон
  8. Заключение

На самом деле все мы взрослые живём по некоему распорядку, который позволяет нам упорядочить нашу жизнь и позволяет успевать за день начать и завершить запланированные дела. Взрослые люди сами для себя составляют распорядок, чего нельзя сказать о детях.

Обычным здоровым детям чуждо чувство меры и порядка, ещё и поэтому им и даны родители, дабы направлять неуёмную детскую энергию в нужное созидательное русло. Конечно же, режим дня особенных детей с психоневрологической патологией будет значительно отличаться от такового у обычных детей, причём особенные дети, находящиеся на постоянном постельном режиме нуждаются в чём-то отличном от других.

Утреннее просыпание

Поговорим о моменте просыпания. В интернатных учреждениях подъём намечается на половину восьмого утра. Это и понятно, потому что начинаются приготовления к утренним гигиеническим процедурам и завтраку, а это занимает немало времени. Завтрак в основном начинается в половину девятого утра. Однако интернатные учреждения имеют неповоротливые системы режима дня ребёнка, поскольку часто   имеют большое количество детей, в среднем от сотни особенных детей разных возрастов и тяжести заболеваний.две  девочки  кушают

В семьях время просыпания может быть смещено и ребёнок может просыпаться на час или на два позже. Однако позднее просыпание не должно быть нормой, поскольку, к   примеру, «лежачий» ребёнок нуждается в комплексе мероприятий реабилитационного характера, которые помогают ему   предотвратить грубые нарушения двигательной активности. Именно поэтому позднее просыпание нежелательно.

Оптимальное время утреннего просыпания это всё-таки 7.30-8.30 утра.

Утренние гигиенические процедуры

Гигиенические процедуры утром очень важны для всех людей. Не являются исключением и особенные дети с психоневрологической патологией. Достаточно тяжело научить особенного ребёнка чистить зубы самостоятельно, самостоятельно умывать лицо и мыть руки, поэтому таким детям необходимо ежедневно и в течение дня прививать данные навыки самообслуживания. Обратите внимание, что «лежачие» дети, даже при возможности обучения, не смогут сами выполнить выше описанные процедуры, поскольку часто у них нарушены движения в руках, что является препятствием к выполнению гигиенических моментов самим ребёнком. В таких случаях родители или опекуны должны выполнять утреннюю гигиену за детей. Гигиенические мероприятия должны выполняться регулярно и должны войти в привычку, без которой жить просто невозможно.

Эти процедуры могут предотвратить множество нежелательных заболеваний, к примеру, заболевания зубов, болезни пищеварительной системы и многое другое.

К утренним гигиеническим мероприятиям относятся:

  • мытьё рук, лица;
  • чистка зубов;
  • чистка полости носа от слизи и отделяемого;
  • посещение туалета или отправление физиологических потребностей в постели в подгузник или дополнительные приспособления (утка,   боссон и т.д.);
  • подмывание половых органов, промежности.

Завтрак

После умывания необходимо поесть. Кормление детей может иметь много особенностей. Во-первых, особенные дети могут не всё есть, впрочем, как и обычные. Во-вторых, особенные дети могут плохо воспринимать твёрдую пищу из-за проблем с пережёвыванием и глотанием. В-третьих, особенные дети не способны самостоятельно держать ложку и самостоятельно питаться, что делает необходимым вмешательство в процесс родителей или опекуна.

Необходимо отметить, что время на завтрак может различаться у разных детей в связи с различными у них патологией и особенностями личности и характера.

ребёнок в   кровати чёрное-белое  фото В любом случае завтрак должен быть полноценным по составу питательных веществ, он не должен быть стрессом для ребёнка, он должен проходить в умеренном темпе, а ребёнок должен кормиться в физиологическом положении. Нами замечены и устранены случаи кормления «лежачих» детей в одном из детских домов-интернатов для детей с особенностями психофизического развития в горизонтальном положении, когда пища просто заливалась в рот ребёнка. Угол подъёма головного конца кровати при кормлении ребёнка, который находится на постоянном постельном режиме, должен быть не менее 35-40 градусов. Этот вопрос очень важен и при невыполнении данного условия ребёнок может подавиться пищей, что может привести в лучшем случае к аспирационной пневмонии, а   в худшей – смерти от удушья.

Обучение

Каждый ребёнок в   нашей стране имеет право на обучение и поэтому после всех основных действий начинается процесс обучения. Расписание составляется индивидуально. Процесс обучения состоит из нескольких уроков в день, длительность которых меньше, чем уроки в общеобразовательной школе на 10-15 минут, в зависимости от способностей, утомляемости и тяжести состояния особенного ребёнка.

Конечно, уроки прерываются переменами, во время которых ребёнок отдыхает и меняет вид деятельности на физическую активность, если он на это способен. Перерыв между занятиями может быть использован с пользой – в это время можно проводить реабилитационные мероприятия, такие как массаж, лечебную физкультуру и т.д.

На самом деле чередование интеллектуальной деятельности и физической активности это идеальный вариант для ребёнка, потому что при данных видах деятельности формируется разная усталость. Противоположности влияют здесь друг на друга очень хорошо.

Несомненно, между выше описанными занятиями необходимо выводить ребёнка на свежий воздух, на прогулку. Это обязательное мероприятие, способное воздействовать на детей по различным направлениям:

  • повышение иммунитета – закаливающий момент;
  • обогащение крови кислородом и улучшение работы всех органов и систем;
  • эмоциональная составляющая – во время прогулки ребёнок видит много нового и интересного, в его нервной системе формируется множество новых нейронных связей, которые способствуют пусть не выздоровлению, но поддержанию заболевания на одном по тяжести уровне;
  • общение с другими людьми – эта составляющая не всегда проявляется, потому что многие родители не желают и отстраняют своего малыша от общения с обычными сверстниками и знакомыми. На наш взгляд это неправильно.
Читайте также:  Характеристика познавательного развития ребенка 6 лет

Дальнейшее питание особенного ребёнка на протяжении днядети-инвалиды  на  прогулке

Помимо завтрака кормление ребёнка осуществляется во время второго завтрака, обеда, полдника и ужина. Всё питание должно быть сбалансировано по основным питательным веществам, витаминам и минералам.

Конечно, каждый приём пищи должен осуществляться в одно и то же время изо дня в день. Желательно, чтобы ужин был ближе к 20.00, дабы не было большого перерыва в питании между ужином и завтраком. Если таковой имеется, ребёнок часто тяжело переносит данный период. Конечно, в   домашних условиях можно докармливать, но в интернатных учреждениях такой возможности порой не бывает.

Свободное время

У особенного ребёнка обязательно должно быть некоторое время на свои личные дела. Однако его не должно быть очень много, ведь безделье нередко приводит к нежелательным особенностям поведения, таким как:

  • стереотипные движения в виде покачиваний, киваний головой, постанываний;
  • срыгивания, произвольная рвота, то есть рвота, вызванная специально для получения удовольствия;
  • аутоагрессия: особенные дети с психоневрологическими нарушениями часто расцарапывают себе руки, бёдра, живот, кусают себя, бьются головой о твёрдые предметы;
  • крики, визги, вой, конечно, если нет никакой реальной проблемы с работой внутренних органов. Особенный ребёнок может кричать и от боли, главное этот крик правильно расценить, поэтому любое изменение его поведения необходимо трактовать сначала с   точки зрения возможных нарушений в работе внутренних органов и только потом делать вывод, что это всё-таки недостаток внимания, безделье и т.п.

Сон

особенные  дети  на  свеем  воздухе Для особенного ребёнка сон очень важен, поскольку во время сна нервная система расслабляется, дневные переживания, которые, несомненно, есть у таких детей, упорядочиваются. Поэтому особенному ребёнку нужен не только ночной, но и дневной сон.

Многие обычные дети спят до 4-6 лет днём. Это нормально. Начиная со второго класса школы дневной сон им почти не нужен. Особенным детям, которые сохранили возможность самостоятельно ходить, обязательно нужно спать около 1,5-2 часов в день для восстановления, прежде всего психических сил. Ночной сон для них обязателен в течение 10-12 часов. За такой период можно гарантировать полное восстановление сил.

Однако не всегда дети хотят спать днём и даже ночью. Многие отказываются от дневного сна, но в ответ прекрасно спят всю ночь, а некоторые плохо спят и днём и ночью. Эти нарушения должны быть замечены родителями или опекунами и переданы лечащему врачу. Вместе с врачом проблему удаётся решить или коррекцией режима дня ребёнка с психоневрологическими нарушениями, или назначением/изменением лекарственного препарата.

Заключение

Каждый ребёнок индивидуален и для всех особенных детей нельзя подобрать единую схему режима дня, поэтому если родители или опекуны не могут разобраться с этим вопросом сами, стоит обратиться к специалисту. Общими усилиями, в конце концов, и ребёнок, и взрослый будут чувствовать себя комфортно и хорошо.

Источник

Режим для ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии

У детей с отклонениями в развитии обычно наблюдается более низкая работоспособность ЦНС, поэтому они, прежде всего, нуждаются в достаточной продолжительности сна. От 1 года до 3-4 лет ребенок должен спать не менее 14-15 часов в сутки. Надо помнить о больших индивидуальных различиях в работос­пособности ЦНС этих детей. Поэтому при отклонениях в развитии, сочетающихся с общей физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими припадками, общая продолжительность сна может удлиняться. В этих случаях решать вопрос о продолжительности сна следует только с врачом.

Для детей с отклонениями в развитии крайне важно, чтобы все промежутки дня между кормлениями, сном, гигиеническими и лечебными процедурами, а также специальными занятиями были заняты доступной и интересной для них деятельностью.

Дети с отклонениями в развитии часто отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Они хуже, чем здоровые сверстники, приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды и прежде всего к температурным и атмосферным изменениям.

При изменении погоды, особенно атмосферного давления самочувствие многих из них ухудшается: они становятся более беспокойными, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, у некоторых из них пропадает аппетит, появляется вялость, сонливость. Поэтому особенно важное значение имеет укрепление их общего здоровья. Одним из таких способов является закаливание организма, которое необходимо начинать с раннего возраста. Выбор способа закаливания зависит от характера заболевания, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Закаливание детей первых лет жизни осуществляется главным образом в процессе повседневного ухода за ребенком. Детей постепенно приучают к длительному пребыванию на свежем воздухе, к умыванию прохладной водой, к ношению облегченной одежды. Как средства закаливания применяются обтирания, обливания.

Солнечные ванны как средство закаливания для детей с ранним органическим поражением ЦНС в первые годы жизни применять не рекомендуется. Это связанно с тем, что у многих из них имеется склонность к повышению внутричерепного давления, иногда повышенная судорожная готовность и возбудимость ЦНС.

Для всех детей с отклонениями в развитии особенно важное значение имеют специальные занятия по развитию их моторики, особенно по развитию координации движений, функции равновесия, по коррекции прямостояния, ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений.

У многих детей с отставанием в развитии нарушен ритм выполнения движений. Это особенно часто наблюдается у детей с двигательными и речевыми расстройствами. Поэтому важно научить ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с малышом полезно проводить специальные задания под счет, хлопки, музыку. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику ребенка, но и активизирует его внимание, повышает эмоциональный тонус ребенка, соответствует его речевому развитию.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития одаренного ребенка

У детей с отклонениями в развитии обычно недостаточно развиты такие физические качества как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому с ними крайне важно выполнять специальные упражнения, формирующие основные двигательные навыки и умения и способствующие развитию физических качеств. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазание, а также различные действия с предметами и игрушками. Малыша важно как можно раньше научить захватывать различные по объему, форме и весу предметы, манипулировать ими, а также узнавать их на ощупь с закрытыми глазами.

Если ребенок вялый, малоподвижный, не стремится к самостоятельной деятельности, его надо постоянно заинтересовывать, стимулировать к игре и двигательной активности, предлагая доступные для него задания. Детям с повышенной отвлекаемостью полезно предлагать задания, требующие организованности и выдержки.

Воспитание ребенка с отклонениями в развитии неразрывно связано с укреплением его здоровья. Прежде всего, следует наладить режим его сна и питания. Не следует приучать ребенка спать на руках у матери. Это допустимо в самых исключительных случаях, например, когда малыш болен. Укладывать ребенка спать следует в одно и то же время. Если у него с большим трудом вырабатывается биологический ритм «сон-бодрствование » и он не спит ночью, а предпочитает спать днем, попробуйте не укладывать его днем. Перед ночным сном с ребенком полезно погулять, поиграть в спокойные, тихие игры; не следует перед сном возбуждать его ласками, дарить новые игрушки, читать новые книжки. Играть лучше в одну и ту же игру или читать хорошо знакомую и любимую им книжку. Взрослый, который укладывает малыша спать, должен быть как можно более спокоен.

Малыша с двигательными нарушениями, особенно с детским церебральным параличом, следует переворачивать во сне с одного бока на другой. Если ребенок спит на животе, его головка должна быть повернута в сторону. Если это не так, необходимо следить, чтобы ночью он не спал на животе.

Если малыш спит больше нормы, не волнуйтесь, помните, что его нервная система очень слабая и нуждается в отдыхе.

Если у ребенка судороги, матери следует быть к нему особенно внимательной во время ночного сна; хорошо, если кто-то из членов семьи спит с малышом в одной комнате.

Некоторые дети с отклонениями в развитии могут, не просыпаясь, кричать по ночам, иногда даже вставать и ходить по комнате.

Если эти состояния довольно регулярны, то есть возникают в одно и то же время после засыпания и особенно если в это время ребенок мочится, родителям обязательно следует посоветоваться с врачами, поскольку в этих случаях может потребоваться специальное лечение.

При кормлении больного ребенка следует обратить внимание на то, как он усваивает различные виды пищи. Некоторые дети, отстающие в психомоторном развитии, могут иметь различные врожденные нарушения обмена веществ, в связи с чем, они не усваивают различные продукты, например, молоко, сахар, белковую пищу. Во всех этих случаях необходимо как можно раньше обратиться к врачу и строго придерживаться назначенной им диеты.

Хрестоматия для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

/Сост. , . – Новосибирск, 2009./

Подпишитесь на рассылку:

Режим дня для ребенка с нарушениями в развитии

  • Ступени развития ребенка от 1,5 до 3,5 лет
  • Роль двигательной активности в развитии ребенка
  • Оригами в развитии ребенка дошкольного возраста
  • Развитие личности ребенка-дошкольника посредством организации театрализованной деятельности в детском саду
  • Родительская некомпетентность и ее последствия для развития и психического здоровья ребенка. Из опыта работы психологической консультации
  • Консультация для родителей на тему: «Игры для всестороннего развития детей раннего возраста»
  • Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста
  • Развитие речи у ребенка четвертого года жизни
  • Сказка как интерактивная форма развития речи и воспитания детей
  • Роль семейного воспитания в развитии творческих способностей у детей
  • Как развить у ребенка внимание
  • Формы и методы работы по речевому развитию и обучению грамоте детей в старших группах детского сада
  • Рекомендации для родителей развитие фонематического слуха у детей

Проекты по теме:

Источник

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий – то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима.

Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность  –  это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Читайте также:  Педагогика семья как фактор развития и воспитания ребенка

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму – смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 800 до 1200 ч и от 1600 до 1800 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 1400-1600 ч. Не случайно занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время.

Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым, веселым.

У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и выказывать недовольство по поводу его медлительности.

Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.

В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью.

Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается.

Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет – 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем).

Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания.Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится’ будить, лишая части необходимого отдыха.

Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка во сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего, воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Источник: https://roditelskiy.site/services/zdorove/rezhim-dnya-i-ego-vliyanie-na-zdorove-rebyonka

Источник