Рекомендация воспитателю и родителям по общению и развитию ребенка в доу
Рекомендации для родителей
1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: “Ты самый любимый”, “Я тебя люблю любого”, “Какое счастье, что ты у нас есть”.
2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: “Я радуюсь твоим успехам”, “Ты очень многое можешь”.
3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется салиться на корточки.
5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово “нельзя”, попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.
Сказать, ничего не говоря, – это величайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми. Старайтесь выказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений.
6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
7. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение.
8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.
9. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.
10. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: “Я вижу, что тебя что-то беспокоит”, ” Я вижу, что тебя кто-то огорчил”, ” Расскажи мне, что с тобой”.
11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему “спокойной ночи”. Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.
12. Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей:
- постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий; попытайтесь вникнуть в его переживания;
- оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: “Ах ты негодяй, опять разбил чашку!” Наиболее уместным было бы такое выражение: “Сынок, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки”. А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: “Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал”;
- дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно;
- не сравнивайте ребенка с другими детьми.
13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: “Я сейчас занят (а):”, “Сколько раз я тебе говорила!”, “Вечно ты во все лезешь”, “Что бы ты без меня делал”.
14. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:
- барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
- барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);
- барьер “воспитательных традиций” (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия своих родителей);
- барьер “дидактизма” (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
15.Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:
- для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: “Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам”;
- если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом;
- для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: “Давайте говорить друг другу комплименты”;
- для развития умения общаться без слов предложите им игры “Через стекло”, “Иностранец”, “Расскажи стихи руками”. Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;
- для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. Предложите детям игры “На что похоже настроение?”, “Нарисуй свой страх и победи его”;
- для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка – это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого? Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки.
- Предложите детям сочинить:
а) сказка по-новому (за основу берется старая сказка, но героев можно наделить противоположными качествами);
б) салат из сказок (соединяются несколько сказок в одну);
в) продолжи сказку или придумай новый конец.
Памятка для родителей
Скоро Вам вместе с Вашим ребёнком предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
- Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
- Будьте терпеливы.
- Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
- Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
- Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
- Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
- Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
- Спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?»
- Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
- Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …
- Поощряйте любопытство.
- Не скупитесь на похвалу.
РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!!!
Рекомендации педагогам
1. Обязательно установите личный контакт с детьми:
- обращайтесь по имени;
- занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
- используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).
2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.
- Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
- Не возникает ли желание его перебить?
- Не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
- Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.
3. Следите за собственной речью. Помните, что она – отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:
- исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
- обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
- постарайтесь избавиться от слов – “паразитов” (“ну”, “значит”, “в общем” и т.д.)
4. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как “демонстрация расположенности”: спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.
5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?
6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:
- как часто вы улыбаетесь детям;
- способны ли вы смеяться вместе с детьми;
- как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.
7. Учитесь видеть себя со стороны:
- чаще анализируйте собственную деятельность;
- стремитесь ставить себя на место ребенка;
- развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.
8. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:
- быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
- ясно и понятно излагать доводы детям;
- проявлять выдержку и терпение.
Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.
9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.
10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:
- требований (“не мешайте”, “перестаньте ссориться”);
- наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
- оценки, которые несут в себе характер иронии (“ну я так и знала, что это сделал опять Петров”);
- возмущения (“вы только посмотрите, что вы наделали!”);
- предвосхищающей отрицательной оценки (“от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!”);
- вопросов к детям: “Кто разрушил постройку?”, “Кто ударил?”.
Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:
- предвосхищающую оценку (“Я уверена, что ты так больше не поступишь”);
- ориентацию на самих детей (“Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват”);
- выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику (“Почему ты так поступил?”, “Расскажи, как это произошло”);
- разъяснение (“Я вам сейчас расскажу, что произошло”).
11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:
- непонимание психологической ситуации, настроения детей;
- недостаточная саморегуляция;
- несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе;
- механическое копирование стиля общения коллег.
Источник
Курко Валерия Львовна
Методические рекомендации для педагогов и родителей «Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми»
Младенец рождается беспомощным и несмышленым, на превращение его в субъекта многообразной человеческой деятельности огромную роль играет именно общение, и прежде всего общение маленького ребенка с взрослыми, которые помогают ему, основываясь на своей эрудиции. Общение является связующим звеном между людьми.
Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
Изначально психические функции человека формируются за счет участия не одного человека, а двух. Общение обуславливается стремлением человека к познанию самого себя и окружающих людей для дальнейшего саморазвития. Знание о себе и о людях переплетаются с отношением к другим людям, а так же с самооценкой. Оценка другого человека формирует собственное “Я” человека.
Общаясь, дети присваивают накопленный предыдущими поколениями общественно- исторический опыт. Лишившись общения с самого рождения, человек не сможет стать культурно и нравственно развитой личностью. В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, полная же изоляция от взрослых оставляет их на животном уровне.
Общение играет не только обогащает общее содержание детского сознания, но и формирует его структуру. Ребенок найти ответы на интересующие его вопросы, поэтому ему важно общение со взрослыми, благодаря им он узнает что есть правильно, а что есть плохо, познает мир, перенимает эмоциональное и речевое разнообразие.
Общение ребенка со взрослыми:
– Ускоряет развитие ребенка.
– Способствует нормализации отстающей в развитии речевого аппарата.
– Способствует устранению неправильного восприятия у ребенка.
Для детей взрослый является источником воздействий, таких как: сенсомоторные, тактильные, слуховые и др. Наблюдая за взрослыми,
ребенок будет стараться подражать им. Для накопления опыта взрослый знакомит ребенка с чем то новым для него, с целью достижения ребенком новых навыков, попутно корректируя его и поддерживая.
Формы общения ребенка со взрослыми
Потребности и интересы идут параллельно с развитием личности ребенка. В различные периоды жизни, начиная с первых месяцев жизни возникают мотивы, основываясь которых можно разделить разновидности мотивов общения на три вида:
1. Органические – общения ребенка со взрослыми, для постоянного удовлетворения потребностей организма.
2. Познавательные – общение ради удовлетворения любопытства и в познавательных целях.
3. Игровые – сочетание потребности в познании, движении и конструировании, а так же это источник деловых мотивов, которые формируются из за необходимости при игровой деятельности помощи со стороны взрослых.
При взаимодействии со взрослыми дети пользуются различными средствами общения. Существуют три типа, доминирующие у детей дошкольного возраста:
1. Экспрессивно-мимические: возникают в период первых двух месяцев жизни, как проявление эмоционального состояния и привлечение внимания активными жестами, адресованные окружающим, а так же выражение эмоций и впечатлений.
2. Предметно-действенные: возникают позднее и до 3-х лет, имеют знаковую форму.
3. Речевые операции: появляются после того как экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства общения находятся на высоком уровне развития и сложности.
Общение в период раннего детства от 0 до 3 лет
После рождения ребенка адресованное общение со взрослыми у него отсутствует, он не отвечает на обращения и сам ни к кому не обращается. Его общение с окружающими выражается потребностью. По мнению М. И. Лисиной, у детей начиная с 2,5 месяца, появляется потребность в общении с окружающими людьми. Она выражается в известном комплексе оживления. В жизни ребенка процесс развития общения протекает в трех основных направлениях:
а) развитие мотивов общения;
б) развитие средств общения;
в) совершенствование форм общения.
После 2-го месяца жизни ребенок развивает особую активность, по отношению ко взрослому, которую проявляется в различных формах:
1. эмоциональные проявления;
2. действия направленных на привлечение внимания;
3. чувствительность к оценке взрослого.
Говоря об ответной деятельности, существуют следующие схемы развития потребности в общении. Она формируется на основе других потребностей. Первая схема это появление дискомфорта, что ребенок выражает в виде крика, и внимание взрослого, которое он проявляет, чтобы этот дискомфорт устранить. Вторая схема – это стремление к новым впечатлениям. В совокупности они способствуют выделению взрослого в
окружающем ребенка мире. Решающее же значение в развитии этой потребности приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку – опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта.
Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в этом периоде являются: овладение телом и речью, развитие предметной деятельности. В этом возрасте ребенок начинает входить в мир социальных отношений. В случае лишения ребенка возможности общения со взрослым в этом периоде, как следствие происходит замедление развития ребенка, которое проявляется в:
– отсутствии сформированной речи ;
– отставании в умственном развитии;
– трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;
– замедлении развития эмоциональной деятельности, упрощении эмоциональной сферы;
– вялости и компенсационных движения.
Овладения речью как средством общения у ребенка наступает в течение первых лет жизни. Младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так равномерно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позже начинает активно воспользоваться.
Существует несколько этапов становления речи:
1. Довербальный этап: ребенок еще не соображает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но тут равномерно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем.
2. Этап возникновения речи: осуществляется переход от полного отсутствия речи к её появлению. Ребенок начинает понимать простые высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова.
3. Этап развития речевого общения: обхватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совсем и разнообразно употребляет её для общения с окружающими взрослыми.
В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.
Первый этап заключается в том, что ранее приобретённые методы общения без речи являются недостаточными. При проявлении интереса и желания взаимодействовать с предметами у ребенка возникает потребность в обращении ко взрослым, что не возможно без овладевания речью.
Второй этап служит переходной ступенью меж двумя эрами в общении ребенка с окружающими людьми довербальной и вербальной, и начинается он от конца 1-го года до второй половины 2-го года. При замедленном речевом развитии может растянуться на год полтора. Возникает понимание речи окружающих взрослых и возникают первые вербализации – лепет или по слоговая реч. Он длится до конца первого года жизни. Ребенок начинает осознавать значение и принадлежность звуков, а так же что они характеризуют. Например если ребенок произнесет “ма-ма”, мать отреагирует.
Взрослый ставит перед ребенком задачу и просит выполнить действие по словесной аннотации и предугадывает действие. Если взрослый не предугадывает речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей появляется разрыв меж уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ ему осуществляются при активном восприятия высказывания и его проговаривания. Проговаривание выступает при этом и как моделирующее специальные речевые тембры и как метод случайного артикулирования произносимого слова.
С помощью нехитрых способов взрослый завлекает внимание ребенка к предмету, вначале указывает, производит манипуляции, проговаривает слово, обозначающее предмет и переодически повторяет его.
Таковым образом, ребенок усваивает два главных элемента поставленой перед ним задачи:
1. Объект и его словесное обозначение связаны между собой. С целью усвоения ребенком значение предмета или действия взрослый или просит ребенка назвать указываемый предмет, или сам называет его, просит показать среди других.
2. Успешное действие ребенка и решение поставленой перед ним задачей вознаграждается выдачей ему предмета для игры, сам взрослый время от времени принимает участие во взаимодействии с этим предметом.
В коммуникативном факторе выделяют три стороны, которые представляют собой итоги усвоения контактов ребенка и взрослого:
1. эмоциональные контакты,
2. контакты в ходе совместных действий,
3. голосовые контакты.
Общение в дошкольном возрасте 3- 7 лет
Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также отношения со сверстниками, проявляющиеся во взаимодействии и игровом виде.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя разнообразие постоянства функционального назначения вещи. Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте – овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок обучается общепринятым формам форм общения, у него бурно развивается речь, которая несет новую экспрессивную функцию.
Параметры общения:
1) форма общения:
– вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет);
– внеситуативно-личностное (5-6 лет).
2) содержание потребности в общении:
– потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);
– потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве,
уважении взрослого при ведущей роли стремления к
сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).
3) ведущий мотив общения:
– Познавательный: взрослый, как более эрудированный, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей; (4- 5 лет);
– Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая
знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
4) значение данной формы общения в общем развитии ребенка:
– первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;
– приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).
На данном этапе при речевом общении происходят изменения содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения, овладение случайной регуляцией речевыми средствами. Познавательные интересы детей приводит к углублению их знакомства с окружающим и к вовлечению в сферуобъектов, людей и их взаимодействия с общественным миром. Перестраивается форма общения детей – она становится внеситуативно-личной.
Её отличительные признаки:
а) внеситуативно-личностное общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности;
б) потребность детей в общении со взрослыми является их потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок ребенка со взорами служит для детей критерием правильности этих оценок;
в) ведущее место занимают личностные мотивы общения, олицетворенные во взрослом который имеет свои особенные моральные свойства, нравственные достоинства, всестороннюю богатую особенность;
При виде взрослого ребенок может не редко испытывать смущение, которое подавляет его речь. Молчание либо речь шепотом частенько указывает на робость, испытываемую детьми. До самого дошкольного возраста подавление речи при виде нового человека сохраняется, что обуславливается бедностью ее содержания. С возрастом дети все более овладевают случайной регуляцией речи, и это составляет непременное условие их обучения в детском саду и их подготовки к обучению в школе.
Этап развития речевого общения состоит в том, что дети овладевают понятийным заполнением слова и потому научаются использовать его для передачи партнеру все более сложной и абстрактной по содержанию информации.
Рекомендации.
Рекомендации родителям
1. Каждый малыш индивидуален и в первую очередь родители должны это понимать, полюбить своих детей со всеми их плюсами и минусами и найти индивидуальный подход.
2. В общении с детьми нельзя переходит на личности и критиковать попытки ребёнка что-то сделать самостоятельно. Будет лучше, если ребенок не справиться или что то сломает, но зато получит необходимый опыт для развития в дальнейшем. Можно ненавязчиво предложить ему свою помощь.
3. Нужно постоянно проявлять совою любовь и заботу в словах прикосновениях и взглядах. Ребенок должен чувствовать вашу готовность поддержать его в любой ситуации.
4. В общение с ребёнком нужно избегать грубой интонации, насмешек и издевательств, дети очень хорошо чувствуют эмоциональную окраску в голосе.
5. Нельза психологически перегружать ребёнка вне соответствии с его возрастом, родители должны адекватно оценивать возможности своего ребёнка.
6. Родители должны давать ребёнку положительные эмоции и учить его радоваться жизни, а так же радоваться вместе с ним и замечать его успехи, а так же учить радоваться успехам других.
7. Ребенок впитывает в себя все, что видит вокруг, поэтому он является зеркалом своей семьи и своих родителей, поэтому родители должны следить за собой и своими эмоциями. 8. Родители должны выполнять обещания и отвечать за свои слова, приучая ребенка к тому же. 9. Уважение к старшим и к труду должно воспитываться у ребёнка на примере его родителей.
10. Родители должны уважать своего ребёнка советоваться с ним, интересуйтесь тем чего он хочет, а чего нет.
11. При разговоре родители должны стараться занять такое положение, что бы видеть его глаза, и внимательно слушать своего ребенка,
12. Наказывая ребёнка, родитель должен понятно и доступно объяснить причину наказания и не быть чрезмерно строгими.
13. Родители должны установить небольшое количество запретов, чтобы ребёнок чувствовал рамки дозволенного и не заходил за них.
Рекомендации педагогам
1. Преподаватель должен предоставить радостную и радушную встречу ребенку.
2. Важно вовлечь ребёнка в коллективные игры, например игрушкой или интересной игрой. 3. Преподавателю необходимо создать вокруг ребенка чувство безопасности и защищенности.
4. Должны учитываться возрастные особенности и к каждому ребёнку использоваться свой индивидуальный подход.
5. Важно, чтобы преподаватель приучал детей бережно относится к вещам и игрушкам (как к своим так и к чужим).
6. Преподаватель должен создавать в группе дружественную обстановку.
7. Важно учить детей решать конфликтные ситуации не кулаками а с помощью разговора, воспитывать уважительное отношение к окружающему миру и товарищам.
8. Педагоги могут сотрудничать и играть вместе с детьми.
9. Преподаватель должен помогать застенчивым детям влиться в коллектив, а так же уважать мнение ребёнка и его личность.
10. Важно уделять каждому ребёнку должное внимание, выслушивать и поддерживать его, чтобы он чувствовал понимание и сочувствие.
Источник