Рекомендаций родителям по развитию ребенка с отклонениями

Рекомендации родителям по организации обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья.

        В последнее время наблюдается увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, трудностями в обучении и школьной адаптации, нарушениями в эмоционально-личностной сфере и др., что делает необходимым оказание психологической помощи семьям с подобными проблемами. Важно отметить, что целесообразной является организация комплексного подхода к диагностической и коррекционной работе с такими детьми, привлечение разнообразных специалистов (педагогов, дефектологов, логопедов, психоневрологов и т. д.). Однако эффективность помощи также во многом зависит и от родителей. Поэтому мы приводим некоторые рекомендации для родителей, имеющих детей с проблемами в развитии и поведении. 

–  Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все.

–  Помогите ребенку составить и поддерживать распорядок дня: обязательно структурированный и последовательный.

– Оградите ребёнка или подростка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач (только1-1,5 часа в день).

– Сделайте семейной традицией доброжелательный откровенный разговор о школьных делах, рассказывайте о своих собственных прошлых учебных проблемах, делитесь опытом. Чтобы ребенок понял: посоветоваться о трудностях – это нормально, родители не будут ругать, а помогут.

– Не пугайте ребенка паническими, гневными реакциями на его учебные неудачи. Плохая оценка – это не конец света.

– Никогда не сравнивайте его с другими детьми. Только с самим собой, с его собственными достижениями и неудачами.

– Создайте ситуацию успеха. Хвалите ребенка даже за маленькие достижения.

– Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение (можно использовать балльную систему, завести дневник самоконтроля).

– Не прибегайте к физическому наказанию (если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка или лишение каких-либо удовольствий). 

– Не требуйте с подростка действий, не соответствующих его уровню развития, возрасту и индивидуальным особенностям.

– Не подгоняйте такого ребенка. Без спешки выполненное задание поможет ему справиться с беспокойством, получится оно или нет. 

– Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простые домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

– Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.

– Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.

 – Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

– Обучайте навыкам эффективного общения со сверстниками и с взрослыми.        Стремитесь к встречам с друзьями, приглашайте их в гости.

– Обучайте навыкам саморегуляции психических состояний;

– Обучайте навыкам  уверенного поведения. Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрировался на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

Важно отметить, что реализация предлагаемых нами рекомендаций и комплексная реабилитация детей с отклонениями в развитии будет эффективна в том случае, если родители будут тесно взаимодействовать с педагогами школы, классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, медиками, логопедами и другими специалистами школы.

      Не бойтесь говорить о своих проблемах, возникающих в процессе обучения и воспитания, педагогу. Помните – у вас с ними одна цель, общие задачи! Не стоит замыкаться на своих проблемах. Идите навстречу школе! Не ждите официальных приглашений, а проявите инициативу для встречи с учителями. Ведь это ваш ребенок и никто не знает его лучше, чем вы сами. Помогите педагогам, как можно раньше узнать вашего ребенка. Это позволит найти кратчайший путь к благополучному развитию ребенка с ограниченными возможностями.

      Семья, воспитывающая особого ребенка, часто находится в состоянии нервного напряжения, которое забирает большое количество сил, необходимых для постоянного и полноценного развития ребенка.

 Во время стресса люди ведут себя по-разному, но все равно некоторые общие советы можно дать:

– Помните о себе, достаточно отдыхайте, ешьте так хорошо, как сможете, выходите из дома и общайтесь с людьми, которые могут вам оказать эмоциональную поддержку.

 – Ищите информацию. Некоторые родители находят тонны информации, некоторые не столь настойчивы. Важно – искать точную правдивую информацию. Собирайте копии всех документов о вашем ребенке у врачей, педагогов и других специалистов. Хорошо купить папку, в которую складывать все документы, касающиеся ребенка.

– Выучите терминологию. Когда вы сталкиваетесь с новой терминологией, не бойтесь узнавать смысл слов. Если во время разговора, кто-то использует непонятное вам слово, остановите разговор и выясните значение этого слова.

–  Будьте реалистом. Поймите, что в жизни есть вещи, которые мы можем изменить, а есть вещи, которые мы изменить не можем. Наша задача, понимать, что мы можем изменить, а что нет.

–  Научитесь работать со своими чувствами горечи и злости. Они неизбежны, когда вы понимаете, что должны пересмотреть планы и мечты, которые были связаны с ребенком. Может, сейчас вы не поверите, но жизнь будет улучшаться, и придет тот день, когда вы снова будете видеть все в положительном свете. Понимание и работа над своими негативными чувствами помогут вам быть сильнее. Оптимизм – это лучшее средство от проблем. На самом деле во всем, что ни случается, надо учиться видеть что-то хорошее. Видение чего-то хорошего уменьшает боль от плохого. И делает жизненные проблемы проще. Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.

 – Помните, что время действительно лечит. Это не значит, что обучение и воспитание ребенка с инвалидностью будет легким, но со временем многие проблемы решаются.

 – Решите, как реагировать на окружающих. Вас может огорчать или злить отношение других к вам или вашему ребенку. Многие реакции людей на серьезные проблемы происходят по причине незнания, непонимания, страха перед чем-то неизвестным или просто незнанием, что сказать. Поймите, что многие люди не знают как себя вести при встрече с инвалидами. Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.

–  Помните, вы не одни. Чувство одиночество и изоляции испытывают все родители. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!

Помните, что это ваш ребенок, и это самое главное. Может быть, его развитие будет отличаться от развития других детей, но это не означает, что он менее ценен, менее полноценен и меньше нуждается во внимании и любви. Любите своего ребенка!

Рекомендации родителям по организации обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В последнее время наблюдается увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, трудностями в обучении и школьной адаптации, нарушениями в эмоционально-личностной сфере и др., что делает необходимым оказание психологической помощи семьям, имеющим детей-инвалидов. Проблемы образования, воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. На родителей таких детей ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его здоровье, обучение и воспитание. Они испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии, поэтому им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка. Во время стресса люди ведут себя по-разному, но все же некоторые общие рекомендации родителям можно дать:

– Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить.

– Помните о себе, достаточно отдыхайте, ешьте так хорошо, как сможете, выходите из дома и общайтесь с людьми, которые могут вам оказать эмоциональную поддержку.

 – Ищите информацию. Некоторые родители находят тонны информации, некоторые не столь настойчивы. Важно – искать точную правдивую информацию. Собирайте копии всех документов о вашем ребенке у врачей, педагогов и других специалистов. Хорошо купить папку, в которую складывать все документы, касающиеся ребенка.

– Когда вы сталкиваетесь с новой терминологией, не бойтесь узнавать смысл слов. Если во время разговора, кто-то использует непонятное вам слово, остановите разговор и выясните значение этого слова.

–  Будьте реалистом. Поймите, что в жизни есть вещи, которые мы изменить не можем. Наша задача, понимать, что мы можем изменить, а что нет.

–  Научитесь работать со своими чувствами горечи и злости. Они неизбежны, когда вы понимаете, что должны пересмотреть планы и мечты, которые были связаны с ребенком. Может, сейчас вы не поверите, но жизнь будет улучшаться, и придет тот день, когда вы снова будете видеть все в положительном свете. Понимание и работа над своими негативными чувствами помогут вам быть сильнее. Оптимизм – это лучшее средство от проблем. На самом деле во всем, что ни случается, надо учиться видеть что-то хорошее, это уменьшает боль и  делает жизненные проблемы проще. Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.

 – Помните, что время действительно лечит. Это не значит, что обучение и воспитание ребенка с инвалидностью будет легким, но со временем многие проблемы решаются.

 – Решите, как реагировать на окружающих. Вас может огорчать или злить отношение других к вам или вашему ребенку. Многие реакции людей на серьезные проблемы происходят по причине незнания, непонимания, страха перед чем-то неизвестным или просто незнанием, что сказать. Поймите, что многие люди не знают как себя вести при встрече с инвалидами. Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.

–  Помните, вы не одни. Чувство одиночества и изоляции испытывают все родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!

Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически: им нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. Вы реально сможете им помочь, если будите придерживаться следующих рекомендаций:

–  Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все.

–  Помогите ребенку составить и поддерживать распорядок дня: обязательно структурированный и последовательный.

– Оградите ребёнка или подростка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач (только1-1,5 часа в день)..

– Сделайте семейной традицией доброжелательный откровенный разговор о школьных делах, рассказывайте о своих собственных прошлых учебных проблемах, делитесь опытом. Чтобы ребенок понял: посоветоваться о трудностях – это нормально, родители не будут ругать, а помогут.

– Не пугайте ребенка паническими, гневными реакциями на его учебные неудачи. Плохая оценка – это не конец света.

– Никогда не сравнивайте его с другими детьми. Только с самим собой, с его собственными достижениями и неудачами.

– Создайте ситуацию успеха. Хвалите ребенка даже за маленькие достижения.

– Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение (можно использовать балльную систему, завести дневник самоконтроля).

– Не прибегайте к физическому наказанию (если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка или лишение каких-либо удовольствий). 

– Не требуйте с подростка действий, не соответствующих его уровню развития, возрасту и индивидуальным особенностям.

– Не подгоняйте такого ребенка. Без спешки выполненное задание поможет ему справиться с беспокойством, получится оно или нет. 

– Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простые домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

– Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.

– Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.

 – Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

– Обучайте навыкам эффективного общения со сверстниками и с взрослыми.        Стремитесь к встречам с друзьями, приглашайте их в гости.

– Обучайте навыкам саморегуляции психических состояний;

– Обучайте навыкам  уверенного поведения. Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрировался на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

Важно отметить, что реализация предлагаемых нами рекомендаций и комплексная реабилитация детей с отклонениями в развитии будет эффективна в том случае, если родители будут тесно взаимодействовать с педагогами школы, классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, медиками, логопедами и другими специалистами школы.

Не бойтесь говорить педагогу о своих проблемах, возникающих в процессе обучения и воспитания. Помните – у вас с ними одна цель, общие задачи! Не стоит замыкаться на своих проблемах. Идите навстречу школе! Не ждите официальных приглашений, а проявите инициативу для встречи с учителями. Ведь это ваш ребенок и никто не знает его лучше, чем вы сами. Помогите педагогам, как можно раньше узнать вашего ребенка. Это позволит найти кратчайший путь к его благополучному развитию.

Помните, что это ваш ребенок, и это самое главное. Может быть, его развитие будет отличаться от развития других детей, но это не означает, что он менее ценен, менее полноценен и меньше нуждается во внимании и любви. Любите своего ребенка!

Для подготовки материалов использовалась литература:

 – Педагогическая психология: теория и практика /Под ред. Л.В.Солдатовой и Д.В.Солдатова. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2009.

1.  Литература

Поташева И.И., Худенко Е.Д., Кальянов И.В., Луданова Ю.Н., Любимова М.Н. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида: Метод.пособ. М.; 2007.-212с.

https://www.parus-nad.ru/pamyatka-dlya-roditelej-detej-invalidov/

2.    Не попала в маркировку строка « Придумайте гибкую систему …

3.  Не оказались в окончательной редакции след. советы   НЕ надо?

– Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простые домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

– Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.

– Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.

заключение

Помните, что это ваш ребенок, и это самое главное. Может быть, его развитие будет отличаться от развития других детей, но это не означает, что он менее ценен, менее полноценен и меньше нуждается во внимании и любви. Любите своего ребенка! Удачи!

Источник

Рекомендаций для родителей детей с ОВЗ

(задержанное психическое развитие)

учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад №5»

 г. Курчатова Курской области

Загородних Н.А.

Рекомендации родителям, имеющих детей

с задержанным психическим развитием.

Уважаемые родители!

1)Получите, пожалуйста, профессиональную консультацию таких специалистов, как: педиатр, невролог, психиатр, психолог, дефектолог, логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, в зависимости от диагноза ребенка. 

2)Помните, вы не виноваты. Примите ситуацию как данность. Помните, что все ваши страхи и «темные» мысли ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем.

3) Если ваш ребёнок не готов к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, у него нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, больше общайтесь с ребёнком. Учите его общаться, просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками, друзьями. Старайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в общении с детьми, между собой и с другими людьми.  

4)При положительном эмоциональном принятии себя, ребенку с ЗПР важно научиться оценивать свое поведение, поступки, стремиться исправить ошибки и улучшить результаты. Хвалите ребёнка, когда у него получается что-то сделать или чего-то достичь. Не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

5)Стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии. Поведенческая программа: не прибегайте к физическому наказанию! 

Измените психологический микроклимат в семье. Установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи.

6)Если у вашего ребёнка наблюдается недоразвитие речи важно учить его в различных видах деятельности сопровождать речью свои действия, подводить итог выполненной работе, а на более поздних этапах — составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.

7)В развитии речи ваши игры должны быть направлена на словарную активизацию звукопроизношение (связь слов в предложении, логику рассуждений).

8) Стройте обучение деятельности по словесной инструкции по этапам «инструкция дается по частям по мере выполнения – инструкция дается в последовательности выполнения – инструкция дается в произвольной форме»

9)Если у ребёнка отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций,

излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно.

10)Развивайте у своего ребёнка общий запас знаний, представлений, интеллекта, интересы не только игровые, но и учебные.

11)Организуйте для ребёнка дома развивающую среду: специальное отдельное место и оборудование для учебных занятий, игр, отдыха. Позвольте ему самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест.

12)Для ребёнка важны повторения новых знаний, умений и навыков для закрепления, а также тренировка их в разных условиях.

13)Повседневная предметно-практическая деятельность должна способствовать обогащению знаний ребёнка о свойствах предметов и явлений окружающего мира.

14)Обогащайте чувственный опыт вашего ребёнка через все анализаторы.

15)Во время занятий не допускается переутомление ребенка, нельзя принуждать его к деятельности, ругать его за ошибки, требовать большей скорости выполнения заданий, точность ответов.

16)Развивайте у ребёнка специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребенка.

Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске

скрытых возможностей.

17)Позволяйте ребёнку выполнять домашние обязанности и поручения.

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка

17)Если у ребёнка обнаруживается отставание в физическом развитии – занимайтесь спортом, посещайте кружки и секции, гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за питанием.

Будьте внимательны к развитию своего ребёнка, ведите дневник наблюдений.

Источник