Рекомендации тестирование в развитии ребенка

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая – психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая – освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе – в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: – начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; – конец года (апрель, май) – отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник

Методические рекомендации по процедуре и содержанию
психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выбора оптимальных форм дальнейшего обучения
на этапе начального общего образования

(разработан Институтом стратегических исследований в образовании
Российской академии образования)

1. Общие подходы к определению процедуры и содержания психолого-
педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Процедура и содержание психолого-педагогического
обследования детей старшего дошкольного возраста строятся исходя из
следующих подходов:

культурно-исторического (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.);

деятельностного (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн
и др.);

личностного (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В. Давыдов,
А.Н.Леонтьев, В.А. Петровский и др.).

1.2. Указанные подходы являются проявлением качественного
подхода к проблеме развития ребенка, в основе которого лежит положение о том, что психика ребенка обладает качественно другими
характеристиками, чем психика взрослого человека.

1.3. Отличие качественного подхода от количественного заключается
в том, что последний не предполагает наличия принципиальных, качественных отличий между психикой взрослого человека и ребенка, просто ребенок меньше знает и умеет, чем взрослый. Именно поэтому количественные подход к развитию ребенка часто сопряжен с его интенсификацией. Использование количественного подхода в качестве теоретико-методологической основы дошкольного образования приводит в массовой практике к тому, что образовательный процесс сводится к выработке у дошкольников знаний, умений и навыков по школьному типу.

1.4. Задача психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста (далее — обследование) — получить возможно более полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей,
на основании которой могут быть разрработаны рекомендации для воспитателей, психологов, родителей для подготовки детей к школьному обучению и выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования.

1.5. Объект обследования — это физические, интеллектуальные
и личностные качества ребенка старшего дошкольного возраста.

1.6. Формы обследования — мониторинг, схемы наблюдения
за ребенком, критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты и др. Обязательным требованием к построению системы психолого-педагогического обследования является сочетание в программе комплексного обследования как высоко формализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.), так и низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.), обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

1.7. Периодичность психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста — сентябрь, май текущего года
и сентябрь, март года, предшествующего поступлению ребенка в школу. Цель указанной периодичности — своевременное внесение корректив
в процесс реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выстраивание индивидуальных траекторий развития детей, которые по каким-либо причинам (длительное отсутствие в детском саду,  наличие трудностей и др.) не могут успешно осваивать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Для детей
с ограниченными возможностями здоровья сохраняется собственный обоснованный график обследования, обусловленный направленностью компенсирующих программ и построенный в соответствии с планами
и графиками работы специалистов (медицинских работников, учителей-
логопедов, педагогов-психологов, дефектологов и др.).

1.8. Длительность обследования не может превышать двух недель
в отношении высоко формализованных методов (таких, как критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты). Низко формализованные методы (такие, как наблюдение за различными видами деятельности детей, фиксация достижений детей в организованных формах обучения) могут использоваться в течение года по мере необходимости с целью фиксации динамики освоения индивидуальных траекторий развития детей.

1.9. Обязательным требованием является конфиденциальность
получаемых результатов обследования, достигаемая за счет строгой
регламентации доступа к полученной информации о ребенке. Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребенка и рекомендаций, разработанных на основе данных обследования.

П. Требования к процедуре обследования детей старшего дошкольного возраста

2.1. Процедура психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста (далее — обследование) должна давать сведения об уровне сформированности качеств ребенка и содержать общий вывод об уровне его познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического развития.

2.2. Обследование может проводиться в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, специальных диагностических центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях, консультационных центрах, научно-исследовательских учреждениях, в штат которых включены педагоги, имеющие знания дошкольной педагогики и психологии и владеющие специальными диагностическими методиками.

2.3. Проводить обследование должен педагог (педагог-психолог, воспитатель, воспитатель или инструктор по физической культуре
и другие педагогические работники), владеющий:

технологиями проведения диагностического обследования;

процедурами  первичной обработки и индивидуального анализа

данных;

процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;

процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;

процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков; методами интерпретации данных обследования;

методами составления заключения по результатам обследования;

методами разработки индивидуальных программ коррекции
и развития ребенка старшего дошкольного возраста, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.

2.4. Обследование должно проводиться с согласия родителей. Родители могут присутствовать при обследовании.

2.5. В том случае, когда обследование проводится
в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, силами его специалистов (воспитателей, психологов и др.), диагностическая работа не должна препятствовать выполнению работником образовательного учреждения его профессиональных обязанностей.

2.6.Проведение обследования не должно нарушать нормативные
правовые акты, правовые и этические нормы.

2.7. Обследование должно проводиться в спокойной,  
благожелательной обстановке.

2.8. Обследование может проводиться индивидуально или
в группе  (если это позволяет методика). Размер группы — не более 6-и человек. Желательно, чтобы при проведении группового обследования
у педагога был подготовленный помощник.

2.9. Проведение обследования должно быть согласовано
с режимом дня старших дошкольников. Желательно его проводить
в первой половине дня.

2.10. При проведении обследования необходимо максимально
использовать педагогическое наблюдение за поведением
и деятельностью ребенка в детском саду.

2.11. Перед началом обследования необходимо установить
устойчивый положительный контакт с ребенком.

2.12. Во время обследования следует поддерживать интерес ребенка к выполняемым заданиям.

2.13. Различные виды помощи ребенку необходимо строго
дозировать и обязательно фиксировать в протоколе обследования.

2.14. Каждый вид задания необходимо начинать с легкого
(тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается
задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения.

2.15. Следует предлагать ребенку полифункциональные задания,
обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям
познавательного развития.

2.16. Непрерывная продолжительность тестирования не должна
превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы.

2.17. Следует индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий (легкие – трудные, вербальные – невербальные,
учебные – игровые), чередовать задания с учетом ведущего анализатора
(зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический).

2.18. Все, что необходимо для проведения обследования, должно
быть подготовлено и разложено в определенной последовательности
заранее. Все необходимые принадлежности, пособия, игры не должны
лежать на столе, за которым будет работать ребенок; лучше
в определенном порядке разложить их на отдельном столе.

2.19. Важен не только конечный результат выполнения задания,
но и ход работы. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо
отмечать в протоколах обследования особенности деятельности,
эмоциональное и психофизическое состояние ребенка, его затруднения
и оказанную ему помощь.

2.20. В ходе обследования не рекомендуется:

торопить ребенка, спешить с подсказкой;

показывать свое неудовольствие, неудовлетворение;

подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.

2.22. При оценке выполнения ребенком заданий необходимо
учитывать, что возможно снижение результатов из-за:

трудностей контактов с незнакомыми взрослыми;

боязни плохих результатов;

неспособности ребенка в оценочной ситуации обследования
сосредоточиться, сконцентрировать внимание;

медлительности ребенка;

усталости ребенка;

плохого самочувствия ребенка.

2.23. При обследовании детей с ограниченными возможностями

здоровья могут использоваться специализированные методики
в соответствии с проблемами в физическом и (или) психическом развитии детей. Дополнительно к изложенным выше требованиям необходимо соблюдать следующие требования:

применяемые методики должны включать в свою структуру
определенные, фиксированные меры внешней помощи, используемые при затруднениях, возникающих у ребенка в процессе работы;

для изучения готовности детей к освоению приемов организации
собственной деятельности должны быть предусмотрены определенные
ступени стимулирующей и организующей помощи, которая предлагается ребенку последовательно, с постепенно нарастающим объемом внешней регуляции его действий. Объем помощи, который оказывается достаточным для успешного выполнения задания, служит показателем “зоны ближайшего развития”, т.е. потенциальных возможностей ребенка, актуализирующихся
в совместной работе со взрослым.

2.24. Все результаты обследования ребенка заносятся
в индивидуальную карту обследования. По результатам обследования составляется индивидуальная программа коррекции и развития ребенка старшего дошкольного возраста, формулируются рекомендации родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.

111. Требования к содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста

3.1.Содержание психолого-педагогического обследования ребенка старшего дошкольного возраста должно обеспечивать оценку физического и психического развития ребенка через понятие «качества» как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте. При этом под качествами понимаются системные образования, формирующиеся у воспитанников в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющиеся показателями его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующие самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.

3.2. Для проведения обследования подбирается комплект диагностических методик, позволяющих оценить физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Физичвеские качества — качества, характеризующие состояние здоровья, физическое и сенсомоторное развитие ребенка.

Личностные качества — качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе его морально-нравственное развитие.

Интеллектуальные качества — качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта).

3.3. Состояние здоровья ребенка оценивается медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения.

Обследование физического и сенсомоторного развития может проводиться медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения совместно с воспитателем (инструктором) по физической культуре, воспитателем группы.

3.4. Проводить обследование развития личностной
и интеллектуальной сферы ребенка могут воспитатели дошкольной группы, которую посещает ребенок, педагог-психолог, социальный педагог, другие специально подготовленные специалисты.  

3.5. При построении диагностических заданий должны учитываться возрастные особенности и зона ближайшего развития ребенка старшего дошкольного возраста.

3.6. Обязательным требованием к построению системы психологи-педагогического обследования является его экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.

3.7. Содержание обследования должно быть тесно связано
с образовательными программами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3.8. Обязательным требованием к содержанию обследования является обеспечение единства диагностики и развития (коррекции). Для достижения ребенком старшего дошкольного возраста оптимального уровня развития, позволяющего ему быть успешным на этапе обучения в начальной школе, необходимо рассматривать психолого-педагогическое обследование как начальное звено в целостной системе диагностико – коррекционного, диагностико – воспитательного (или развивающего) направления работы.

3.9. Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются

педагогическая запущенность;

отставание в психическом развитии;

наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная мозговая дисфункция»);

признаки гипер-и гипоактивности;

нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность, и др.); астенизация, сниженная работоспособность.

3.10. Определение готовности детей к школьному обучению требует также учета детско-родительских отношений, нарушение которых является одним из важнейших факторов риска школьной дезадаптации.

__________

Источник