Рекомендации создание условий психического развития ребенка

Ирина Щепетинникова
Создание условий для полноценного психического развития детей старшего дошкольного возраста

Обеспечение своевременного и полноценного психического развития наряду с сохранением и укреплением здоровья – одна из центральных задач подготовки детей к обучению в школе.

В условиях современных тенденций дошкольное образование предполагает не только достижение качества, но и развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Воспитание как особый приоритет дошкольного образования интегрируется в образовательный процесс и является органичной составляющей педагогической деятельности.

Учитывая возрастные особенности и возможности детей, необходимо выделить два направления в отборе содержания дошкольного образования: приобщение ребенка к накопленному опыту и педагогическое содействие психическому развитию.

Чтобы ребенок стал заинтересованным участником образовательного процесса, необходимо связать содержание последнего с доступной для осмысления целью. Так, соотнесение образовательного процесса с игровыми целями кардинально меняет отношение ребенка к занятиям, стимулирует его активность. Такие цели согласуются с мотивацией и важны ребенку. Сегодня разработка и использование в образовательном процессе игровых приемов строится на применении конкретных и подробных методик и систем. Для достижения современного качества образования необходимы пересмотр и изменение форм взаимодействия с детьми и разработка технологий новых педагогических идей, направленных на ценностно-смысловое самоопределение педагога.

Первые семь лет жизни ребенка отличаются значимостью психических новообразований. Именно в дошкольном возрасте появляются речь, деятельность, мотивация, личностные проявления. Поэтому важно своевременное, квалифицированное содействие психическому развитию ребенка. Если такового нет, то педагог сталкивается с неблагоприятным состоянием детской психики.

Возможности реализации потенциала развития детей имеют альтернативный характер и зависят от многих условий и обстоятельств жизни конкретного ребенка. Если педагогическое воздействие осуществляется не стихийно, а в нужный период и в соответствии с законами развития психики ребенка, то имеющийся потенциал обеспечивает процессам развития нужное направление и динамику.

Отрезок времени перед началом и в ходе кризиса трех лет является сензитивным периодом для становления многих черт и особенностей в психике детей. Даже незначительный сдвиг в деятельности и целеполагании трехлетнего малыша определяет, станет ли человек созидателем или потребителем в будущем. Желание и умение созидать становится предпосылкой стремления ребенка к повышению собственного развития, интеллектуального и психического.

Пренебрежение задачами полноценного психического развития до пятилетнего возраста обрекает дошкольную педагогику на приоритет коррекционной. Ведь именно в это время закладываются основы деятельности, сознания и личности ребенка.

Множество исследований свидетельствуют о непреходящей ценности периода дошкольного детства в целостной жизни человека, важности раннего образования для развития личности, становления инициативности, познавательной активности, готовности решать жизненные задачи в современном быстро меняющемся мире. Поэтому именно в период дошкольного детства так значимо создание необходимых условий для развития всех психических процессов.

Источник

Рекомендации для родителей и педагогов раннего возраста.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. На первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, позднее совершает с ними различные действия. К двум годам он хорошо овладевает ходьбой. Может не только ходить, но и бегать, взбираться на возвышения и слезать с них. Также в раннем детстве ребенок овладевает самым главным достоянием человека – речью. На втором году понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить, а к трем годам уже свободно объясняется с окружающими.

Этот бурный процесс не происходит сам собой, благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития необходимы дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей. Обучение необходимо как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение. Но, что делать, если очередь в детский сад еще не подошла? Существует множество центров, занимающихся развитием детей раннего возраста. Но и возможность посещать такие центры есть не всегда. Выход один – заниматься с ребенком самостоятельно. Для этого и были придуманы развивающие игры и игрушки.
Именно игра является наиболее подходящей формой обучения маленького ребенка. Вот несколько рекомендаций родителям:

• Не ограничивайте ребенку жизненное пространство. Дети, постоянно находящиеся в одном замкнутом пространстве, будь то кроватка, манеж или комната, как правило, отстают в развитии.

• Соблюдайте твердость в режиме и дисциплине, но вместе с тем не скрывайте своей любви и привязанности в отношении ребенка.

• Покупайте игрушки, соответствующие возрасту малыша. И не предлагайте ребенку сразу много игрушек. Иногда родители так увлекаются покупкой игрушек, что в буквальном смысле слова забрасывают ими своего ребенка, а интерес к ним у малыша быстро пропадает.

• Не забывайте, что игра развивает умственные способности ребенка. Поэтому играйте с ним. Если научить ребенка по-разному использовать предметы, рассматривать их на разном фоне, соединять с другими предметами, малыш начинает играть самостоятельно. Ему интересно, он от самых обыденных вещей получает новые впечатления. Для примера возьмем обычный шнурок: его можно положить на стульчик, повесить на спинку, намотать на руку, положить на плечо и т.д. Новизна впечатлений состоит в том, что меняется фон, на котором воспринимается предмет (то на стуле, то на руке, то на плече); движение игрушки (то висит, то качается, то полетела в броске); тактильные ощущения малыша (то игрушка в руке, то на плече и т.п.) Ребенок живет этими впечатлениями. И радость его от необычных манипуляций со знакомым предметом не меньше, чем от новой игрушки.

• Игры лучше подбирать под настроение ребенка.

Читайте также:  Семья как персональная среда развития личности ребенка

• Подбирая игру, помните о возрасте и индивидуальных особенностях вашего малыша. Во время игры надо следить, чтобы каждое действие сопровождалось речью. Комментируйте не только свои движения, но и действия малыша. Это поможет в развитии речи.

Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. Мозг развивается в наиболее высоком темпе. Ребенок, вначале беспомощный, к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной речи. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения, т. е. формируется сугубо человеческая функция, на развитие которой в эволюции ушли миллионы лет.

(0 – 1 мес.) наряду с набором врожденных приспособительных реакций, играющих основную роль в жизнедеятельности организма, можно с 3 – 4-й недели жизни выявить начальные предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос или улыбку начинает возникать ротовое внимание — ребенок замирает, его губы слегка вытягиваются вперед, он как бы «слушает» губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка. Уже в период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

 (1 – 3 мес.) у ребенка наряду с интенсивным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляются эмоциональные реакции на общение со взрослым: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляется смех. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт с ребенком 10—12 недель вызывает у него радостное оживление, повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции. На этом возрастном этапе комплекс оживления возникает при виде как знакомого, так и незнакомого лица.

Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка.

 (3 – 6 мес.) реакции, входящие в комплекс оживления, все более дифференцируются. Ребенок старше 4 месяцев при приближении к нему взрослого и при попытке вступить с ним в контакт внимательно всматривается в лицо взрослого, широко открывает глаза и рот, притормаживает общие движения. Таким образом, у него проявляется ориентировочная реакция, которая в одних случаях переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом и криком.

К концу этого возрастного этапа ребенок начинает узнавать мать. Правда, эта реакция еще очень непостоянна и ее появление зависит от многих условий, поэтому ее отсутствие не имеет самостоятельного диагностического значения. Однако если ребенок узнает мать, то это говорит о хорошем психическом развитии ребенка.

Для оценки психического развития на этом возрастном этапе важно проследить, как ребенок реагирует на игрушку. Ведущей формой деятельности в этом возрасте становится манипулирование игрушкой. Ребенок не только длительно фиксирует взор на игрушках и прослеживает за их перемещением, но направляет к ним руки, схватывает их, тянет в рот. Это сопровождается выразительными эмоциональными реакциями: он то улыбается, то хмурится.

В этот период интенсивно развиваются голосовые реакции, которые начинают приобретать некоторую самостоятельность. Наряду с певучим гулением к концу периода появляются лепет, а также избирательность и дифференцированность реакций на звук и способность локализовать звук в пространстве.

В развитии движений рук ведущую роль начинает играть зрительный анализатор: к концу периода ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения.

 (6 – 9 мес.) при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, которая сменяется реакцией радостного оживления на знакомые лица и реакцией страха на незнакомые. В некоторых случаях можно наблюдать, как ориентировочная реакция переходит в познавательный интерес, минуя реакцию страха.

Отличительной особенностью психического развития ребенка на этом возрастном этапе является его готовность к совместному со взрослым манипулированию игрушкой. Кроме того, к концу этого этапа у ребенка появляются начальные элементы общения со взрослым с помощью жестов. Он протягивает к взрослому руки, показывая, что хочет на руки, либо тянется руками к далекому предмету, если хочет его получить.

При нормальном развитии к концу этого этапа ребенок должен проявлять начальное ситуационное понимание обращенной речи, отвечая действием на словесную инструкцию. Например: он поднимает голову и глаза к лампе на вопрос: «Где огонек?», прижимается щекой к матери на просьбу «Поцелуй маму» и т. п. К концу периода он также обучается игре в «ладушки», ищет спрятанную у него на глазах игрушку.

Закономерным в этом возрасте является появление лепета. При общении со взрослым после того, как преодолена ориентировочная реакция и страх, ребенок начинает произносить цепочки слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма. Если взрослый начнет отвечать ему тем же, голосовая активность ребенка возрастает, появляется радостное оживление и ребенок будет стараться подражать взрослому и самому себе. К 9 месяцам наблюдается расцвет лепета, он обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого.

(9 – 12 мес.) характеризуется прежде всего появлением нового типа общения со взрослым, а именно предметно-действенного. Контакт с ребенком устанавливается и поддерживается с помощью ярких предметов и игрушек, которыми ребенок активно манипулирует. При этом он начинает проявлять избирательное отношение к различным предметам, но у него всегда отчетливо выражена реакция на новизну. Характерной особенностью этого этапа развития является то, что активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка начинает подавлять реакцию страха на новые раздражители.

Начиная с 9 месяцев дети с нормальным слухом и интеллектом адекватно реагируют на обращение, речь, ее интонацию, откликаются на свое имя, отвечают действием на некоторые знакомые словосочетания типа: «открой рот», «дай ручку» и др. К концу этого периода при слове «нельзя» большинство детей перестает тянуться к какому-либо предмету, т. е. действия ребенка начинают более отчетливо подчиняться словесным командам, что свидетельствует о начале развития регулирующей функции речи.

Читайте также:  Какие упражнения для развития речи ребенка

 К году ребенок понимает и простую обиходную речь. Однако необходимо отметить, что указанные функции развиваются у ребенка не спонтанно, а лишь в процессе специальных занятий. Поэтому они могут отсутствовать при педагогической запущенности.

Наряду с оценкой понимания речи следует обратить внимание и на произносимые ребенком звуки. Для начала этого этапа развития характерен активный лепет, состоящий из 5 – 6 слогов. Ребенок эхолалично повторяет слоги, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, с удовольствием произносит различные звукосочетания с губными звуками, восклицания, междометия. Все эти звуки он сопровождает выразительной мимикой и жестами.

К концу периода ребенок чаще, чем раньше, обращает внимание на лицо говорящего, кивает головой в знак утверждения и качает головой в знак отрицания. Его голосовое общение со взрослым расширяется, он выражает эмоции удовольствия и неудовольствия. Большинство детей сигнализирует о биологических потребностях и интонационно выражает просьбу.

Качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звукосочетаний.

В норме на этом этапе у большинства детей кончается доречевой период и начинается развитие речи. Одновременно появляется и новый интерес – рассматривание книг с картинками. В результате специальных занятий ребенок научается узнавать на картинках знакомые предметы, показывать их по инструкции и затем обозначать лепетными словами. Развивается также интерес к ритмам простых песен.

Развитие речевого общения в указанном объеме является показателем хорошего психического развития.

При нормальном психическом развитии к концу этого этапа наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка. Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению — пить из чашки, есть ложкой и т. п.

Формирование психических функций у ребенка раннего возраста в значительной степени зависит от условий среды и воспитания (в широком смысле). При этом ведущая роль принадлежит общению с матерью.

Особо важная роль в психическом развитии ребенка принадлежит речи, причем не только в развитии высших форм логического мышления, но и в формировании восприятия. Речевое недоразвитие обычно сочетается с отставанием в общем психическом развитии.

Физиологические нормы раннего психомоторного развития:

– голову держит с 1-1,5 мес., удерживает к 2-2,5 мес.;

– сидит с 6 мес., без помощи взрослого к 8 мес.;

– стоит с 7-8 мес., самостоятельно (пытается сделать шаг) к 9 мес.;

– ходит с 10-12 мес., без помощи взрослого с 11-12 мес.

Удачи вам в таком нелегком труде, как воспитание детей

Источник

Наталья Мокрецова
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Под психолого-педагогическими условиямимы понимаем следующие:

• применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;

• создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;

• формирование системы обратной связи педагогов с родителями посредством информационных технологий;

• разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации во взросло-детском сообществе;

• внесение в развивающую предметно-пространственную среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.

Эффективность такого взаимодействия обеспечит:

– для детей: приобретение социального опыта, создание эмоционально благоприятного микроклимата в группе, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;

– для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами; оказать помощь детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности;

– для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка; пользоваться рекомендациями специалистов при воспитании ребёнка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в ДОУ, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия. Для успешной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении созданы условия для реализации психолого-педагогической деятельности. К условиям реализации психолого-педагогическойдеятельности относятся: материально-техническое обеспечение данного направления работы, информационно-методическое обеспечение. Материально-техническое обеспечение включает в себя: кабинет педагога-психолога, комнату психологической разгрузки.

Комната психологической разгрузки представляет собой отдельно стоящее помещение, площадью 22,9 квадратных метра.

В комнате подобраны модули расслабляющего и активизирующего характера, которые создают комфортную обстановку и вызывают положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Это «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и нежные звуки успокаивающей музыки.

Главная задача педагога-психологасовместно с воспитателем и другими специалистами вести работу в трех направлениях:

1. Адаптация детей к детскому саду (ребенок попадает в среду, где не испытывает на себя никакого давления из вне. Быстрее идет на контакт со взрослым. Получает положительные эмоции);

Читайте также:  34 неделя беременности ребенок отстает в развитии

2. Индивидуальные психологические отклонения,например: агрессивный ребенок;

3. Развитие психических процессов (коррекционно-развивающие занятия в микрогруппах).

В комнате выделяется две зоны (два сектора): активный и спокойный.

Активная зона (сектор):

Назначение Виды и формы работы

Светильник «Пламя» Развитие:

– визуального восприятия;

– тактильного восприятия.

Активизация внимания.

Релаксация: представление Сказкотерапия;

Комплекс упражнений на воображение;

Игра «Праздник у костра».

«Сухой бассейн» Снижение уровня психо-эмоционального напряжения;

Снижение двигательного тонуса;

Регуляция мышечного напряжения;

Развитие:

– кинестетической и тактильной чувственности;

– образа тела;

– пространственных восприятий и представлений.

Коррекция уровня тревожности, агрессивности. Игра «Море шариков»;

Имитация плавания;

Игра на снятие агрессивности;

Игровые упражнения по коррекции уровня тревожности;

Упражнения на релаксацию;

Психологическая разгрузка;

Игры на воображение;

Игра «Дыши и думай».

Мягкое напольное покрытие Релаксация;

Снятие негативных эмоций и состояний;

Развитие:

– образа тела;

– общей моторики;

– пространственных представлений.

Саморегуляция психологического состояния. Упражнения на релаксацию;

Упражнение на воображение;

Игры на снятие агрессивности.

Напольные сенсорные дорожки Развитие:

– проприцептивной чувствительности;

– рецепторов стопы;

– координации движений;

– кинестетической чувствительности;

– мыслительной деятельности;

– речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи;

– произвольного внимания.

Профилактика плоскостопия. Игры-путешествия;

Игры на воображение;

Игры на коррекцию уровня тревожности;

Игра «Кто за кем?»;

Игра «Быстро – медленно».

Центр, развивающий активность Стимуляция индивидуальной и групповой деятельности;

Развитие:

-коммуникативных навыков;

– мыслительной деятельности;

– внимания;

– мелкой моторики;

– зрительной, слуховой и осязательной активности;

– координации движений. Игры со звучащими предметами;

Объемные фигуры.

Проектор направленного света. Зеркальный шар Развитие:

– зрительного восприятия;

– ориентировки в пространстве.

Создание психологического комфорта;

Снижение уровня тревожности;

Коррекция страхов;

Релаксация: воздействие зрительных образов;

Обогащение восприимчивости и воображения. Сказкотерапия;

Комплекс упражнений по релаксации;

Упражнение «Солнечные зайчики»

Игра-путешествие к звезде;

Упражнение «Дискотека».

Спокойная зона (сектор):

Назначение Виды и формы работы

Мягкий остров Релаксация;

Снятие негативных эмоций и состояний;

Саморегуляция психического состояния Упражнение «Улыбка»;

Комплекс упражнений на релаксацию;

Комплекс упражнений на воображение.

Куб «Твизлер» Развитие:

– мышления;

– концентрации внимания;

– координации «глаз – рука»;

– коммуникативных навыков.

Снятие стресса, снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.

Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции. Игра «Кто быстрее?»

Игра «С закрытыми глазами».

Центр тактильности Активизация развитияпознавательных процессов: мышления, внимания, памяти.

Координация зрительных и тактильных анализаторов.

Развитие:

– мелкой моторики;

– восприятия и воображения;

– речи. Игра-занятие «найди и покажи»;

Игра-занятие «Найди на ощупь»;

Упражнение «Опиши предмет».

Аквалампа Развитие:

– визуального восприятия;

– тактильного восприятия;

– цветовоспроизведения.

Активация внимания.

Релаксация: представление образов. Сказкотерапия;

Цветотерапия;

Игра «Праздник на морском дне»;

Настенное небьющееся зеркало с фибероптическими нитями, фибероптические нити Способствуют эмоциональному расслаблению;

Создают психологический комфорт и мотивируют на дальнейшую работу;

Развивают воображение, познавательные процессы;

Способствуют развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации. Игра «Эмоции»;

Комплекс упражнений по релаксации;

Комплекс упражнений на воображение.

Настенный ковер «Звездное небо» Снятие эмоционального напряжения;

Релаксация;

Развитие творческого воображения, образного мышления;

Создание новых тактильных ощущений. Сказкотерапия;

Комплекс упражнений на релаксацию;

Комплекс упражнений на воображение.

Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов Развитие:

– познавательных процессов;

– мелкой моторики.

Активизация мышления и внимания;

Стимуляция тактильных анализаторов;

Стимулирующее и расслабляющее воздействие.Комплекс заданий на определение:

– разнообразия поверхностей;

– твердости и мягкости;

– видов материалов;

– веса;

– скорости движения шариков по плоскости в зависимости от вида их поверхности.

Мягкие подушечки (разной формы) Развитие фантазии и воображения;

Снижение уровня тревожности;

Снятие уровня агрессивности;

Формирование навыков саморегуляции. Игра «Уходи, злость, уходи!»

Игра «Выбиваем пыль»;

Игра «Упрямая подушка».

Музыкальный центр и записи музыки Обогащение восприимчивости и воображения;

Создание психологического комфорта;

Релаксация: воздействие слуховых образов;

Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения;

Активизация двигательной активности;

Формирование навыков саморегуляции. Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации.

Комната психологической разгрузки представляет собой особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды. Специально подобранное оборудование позволяет создать оригинальное пространство для повышения качества и объёма образовательных услуг.

Комната психологической разгрузки оснащена матами, пуфами, подушками, сенсорными мешочками с разными наполнителями (крупа, песок и др.). В комнате есть центр развития тактильных ощущений, светящиеся светодиодные нити, пузырьковая колонна, сухой бассейн, проектор света, зеркальный шар, настенное панно «Звездное небо».

Использование таких факторов как световые и цветовые, музыкально-звуковые эффекты, способствует быстрому достижению состояния релаксации, то есть в течение одного сеанса пребывания в сенсорной комнате (15-20 минут) у детей снижается нервное и мышечное напряжение, возникает состояние расслабленности, умиротворения и защищённости, что является благоприятным фоном для коррекционной работы с детьми.

Вместе с тем, различные эффекты сенсорной комнаты удерживают внимание детей, возбуждают интерес и исследовательскую активность.

В настоящее время проблема эмоционального комфорта детей с общим недоразвитием речи является актуальной, особенно в период пребывания в дошкольном учреждении. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.

Источник