Рекомендации родителям по речевому развитию ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №61 «Семицветик» Старооскольского городского округа

 Развитие речи дошкольников

(рекомендации родителям)

                                                                                                        Подготовил:

педагог-психолог

                                                                                                     Гензе Н.И.

Старый Оскол 2017г.

Мать спросила у мудреца, когда надо

начинать воспитывать ребенка, и получила

 ответ: «Ты опоздала на девять месяцев»

Готовить себя к пониманию и воспроизведению речи человек начинает еще до рождения. В утробе своей матери он начинает слышать речь, отличать речь от других звуков и шумов. Ученые уверены, что поведенческий код, индивидуальный для каждого человека, закладывается еще до рождения. И на характере этого кода, бесспорно, отразятся слова любви, произносимые родным голосом.

Пока будущая мать ждет первой встречи со своим малышом, самое время начать диалог, который продолжится при появлении младенца на свет. Кроха еще не различает слов, но их эмоциональный оттенок определит безошибочно. 

Рекомендации для родителей:  

1. Начинать заниматься речью ребенка нужно с самого раннего возраста, с младенчества.

2. При первых подозрениях на задержку речевого развития (не говорит простые слова к 1 году) необходимо обращаться за помощью к логопедам, дефектологам, невропатологам.

3. Начинать подготовку к чтению и письму нужно не позднее 3 лет. Необходимо развивать мелкую моторику, фонематический слух, пространственную координацию.

4. Не забывайте каждый день читать ребенку. Это очень важно по ряду причин: во-первых, усиливается эмоциональное воздействие текста на ребенка, так как он видит вашу мимику, выражение глаз, слышит ваш голос; во-вторых, у ребенка возникает потребность ежедневно получать информацию.  

Иногда ребенок просит читать одну и ту же книгу много раз. Это хороший признак, который свидетельствует о том, что содержание данной книги соответствует его эмоциональному и интеллектуальному уровню развития. Ребенок, много раз прослушивая текст, обогащает свой духовный мир, развивает навыки предугадывания содержания еще непрочитанного текста. Для развития этого навыка периодически задавайте ему вопрос: «О чем пойдет речь дальше?».

При повторном чтении книги старайтесь читать ее как можно быстрей. Четко произносите слова. Время от времени спрашивайте ребенка, все ли он успевает понимать.

Ускоренное чтение помогает развить у ребенка способность быстро понимать содержание текста. Вы освобождаете его от необходимости читать текст (это для него еще трудно) и оставляете ему только одну задачу – понимать, но быстро!

Развитие навыков быстрого понимания прочитанного стимулирует и развитие навыков чтения у ребенка. В дальнейшем, при самостоятельном чтении, он будет воспринимать содержание быстрее, чем прочитывать слова.

5. Следует разобраться: умеет ли Ваш ребенок общаться, свободно выражать свои мысли? Статистика свидетельствует о печальном факте, что большинство наших детей не умеет выражать свои мысли и принимать участие в беседе. Несмотря на достаточный словарный запас и нормальную артикуляцию, дети, как правило, не умеют общаться. Поэтому стоит задуматься, как привить им навыки общения, усовершенствовать их устную речь.

7. Разговаривайте со своими детьми! Это может быть и обычный разговор о том, что интересного было в детском саду. Приучайте ребенка ежедневно делиться с вами своими переживаниями – это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним обо всех событиях, спрашивайте его обо всем: что сегодня было на обед, какие были занятия и с кем из детей играл. Не расстраивайтесь, если ребенок ничего не помнит. Через год ваш ребенок будет свободно вспоминать все события прошедшего дня. Главное – искренне интересоваться тем, чем живет ребенок. А иногда, шагая вместе по улице, отвлекитесь от своих мыслей, прислушайтесь к его болтовне. А потом спросите:

– Как ты думаешь, о чем рассказывает нам сосулька?

– Интересно, о чем размышляет этот нахохлившийся воробей?

– Давай сочинять сказку про мороз!..

Разговаривать с ребенком можно о многом, стоит только взглянуть на окружающий мир.

А дома возьмите легкую для понимания книгу, можно сказки. Прочитайте одно предложение и попросите ребенка пересказать (лучше «своими словами»). Когда одно предложение он будет пересказывать свободно, то прочитайте ему вначале абзац, затем страницу и попросите пересказать.

Научите ребенка придумывать название абзацу, странице, большому отрывку текста. «Представь, что ты написал этот рассказ из одного абзаца, как бы ты его назвал?». Это развивает мыслительный процесс, навык «обобщения».

Читайте также:  Назовите роль таурина для развития ребенка

8. Каждый день делитесь даже с самым маленьким ребенком своими впечатлениями о музыке, об интересной книге, о людях, об окружающем мире, природе, обо всем, что волнует вас. В ответ на это ребенок распахнет свою душу. Поначалу подражая, а потом становясь все самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать на вашу заинтересованность и искренность тем же.

9. Только систематические занятия с ребенком могут дать положительный результат.

Для того чтобы ребенок научился читать и писать, нужно его учить быть внимательным.

Рекомендуем интересные упражнения для развития внимания.

Упражнение. Согните руки в локтях, ладони вовнутрь, пальцы согнуты. В любом порядке раскрывайте и закрывайте ладони: левую – раскрыть, правую – раскрыть, левую – закрыть, правую – закрыть, обе – раскрыть, левую – закрыть, правую – закрыть, левую – раскрыть одновременно, правую – раскрыть, обе – закрыть и т. д. Ребенок сидит напротив вас и раскрывает и закрывает ладошки в зеркальном отражении, то есть, если у вас правая, то у ребенка – левая. Он старается сначала медленно, а потом все быстрее раскрывать и закрывать нужную ладошку.

Упражнение. Если ребенок знает буквы (или несколько букв), предложите ему следующую игру. В книжке (журнале, газете) с крупным шрифтом нужно в течение, трех минут во всех словах подчеркивать (карандашом) букву «а». Через три минут вместе проверьте, нет ли пропущенных букв. Объясните ребенку, что быть внимательным – это значит, например, не пропускать буквы. Сравнивая количество прочитанных строчек и пропущенных букв, вы сможете следить за успехами ребенка.

Выберите другую букву и выполните упражнение снова.

Упражнение. Усложните задание. Букву «о», например, нужно обвести кружком, а букву «п» – взять в квадрат и т. д. Над страницей нарисуйте образец. Далее 3 буквы можно обводить кружком, квадратиком, треугольником, подчеркивать, зачеркивать и т. д.

Упражнение. Составьте список существительных, которые доступны пониманию ребенка. Например: скажите ребенку слово «кот». Он повторяет: «кот». Вы добавляете слово «лист» – он повторяет: «кот», «лист». Вы предлагаете еще одно слово «груша», и ребенок вспоминает – «кот», «лист», «груша» и т. д.

Постарайтесь запомнить максимальное количество слов.

Ежедневно выполняйте это упражнение 2–3 раза. Старайтесь, чтобы ребенок запомнил максимальное количество слов.

Упражнение. Возьмите знакомую ребенку книгу. Прочитайте одно предложение и попросите ребенка «своими словами» пересказать прочитанное. Вы читаете второе предложение, а ребенок снова кратко пересказывает первое предложение и второе. Вы читаете третье предложение, а ребенок снова пересказывает все три и т. д., и так до конца абзаца.

Точно так же прочитайте и перескажите второй абзац, затем первый и второй абзац вместе. Прибавьте третий и т. д. (10–15 мин).

Работа памяти во многом зависит от способности припоминать уже известную информацию. Для развития этого процесса нужно не только формально повторять материал, но, самое главное, припоминать быстро. Этот метод называется методом скоростного воспроизведения.

Упражнение. Рассмотрим работу методов увеличения объема и скоростного воспроизведения на примере заучивания скороговорок.

Учим первую строчку. 

1. НА реке поймали рака.

2. НА реке поймали рака.

3. НА реке поймали рака.

Повторяйте каждую строчку 3–4 раза. Ускоряйте повторение, делайте акцент на первом слоге, стараясь не смотреть в текст.

Учим вторую строчку. 

1. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

2. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

3. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

Связываем первую и вторую строчки. 

1. НА реке поймали рака.

2. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

Повторите 5–6 раз с ускорением эти две строчки.

Учим третью строчку. 

1. ЭТО Лешка забияка.

2. ЭТО Лешка забияка.

3. ЭТО Лешка забияка.

Связываем 3 строчки 

1. НА реке поймали рака.

2. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

3. ЭТО Лешка забияка.

Учим так же четвертую строчку и связываем с тремя предыдущими. 

1. НА реке поймали рака.

2. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

3. ЭТО Лешка забияка.

4. СНОВА в реку бросил рака.

Повторите 5–6 раз с ускорением, делая акцент на первом слове каждой строчки.

Так же выучить второе четверостишие и повторить с ускорением все три вместе. Хорошо, если все три четверостишия вы сможете воспроизвести за 10 секунд, отлично – если за 6.

Точно так же можно учить любые стихи, которые предусмотрены программой детского сада в том числе и на иностранном языке.

Мы получаем два эффекта.

Первый – эффект «давления информации», проявляющийся в том, что выученное таким образом стихотворение само вспоминается. Стоит вспомнить только первое слово, как уже вся строчка «звучит в голове» и ее нужно только произнести.

Второй эффект проявляется в том, что если выученные таким образом стихи повторять с ускорением в течение недели каждый день по пять минут, то они практически не забываются. То есть информация остается в памяти на всю жизнь!

Читайте также:  Какие игрушки для развития ребенка в 7 месяцев

Желаем успеха!

Источник

Рекомендации для родителей по речевому развитию ребенка.

              Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать и писать.

 Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, хотя давно известно, что умение читать и писать не является показателем его развития.

Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п.

              К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Развивается звуковая сторона речи.

              Интенсивно растет словарный состав речи. Здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются взрослые. Дети 6 лет активно используют примерно 2500 – 3000 слов.

              Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

В конце дошкольного возраста развивается контекстная речь. Ребенок может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном, появляются монологи, рассказы, в которых дети передают свои мысли, свои замыслы, впечатления.

 В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т.д. Ребенок задает вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждает – думает вслух.

 Игры, игровые упражнения и задания  на закрепление различных речевых навыков,    в которые можно «играть на кухне».

         Игры на обогащение словаря ребенка.

«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

  • «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

         Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

  • «Приготовим сок». «Из яблок сок …(яблочный); из груш…(грушевый); из слив…(сливовый); из вишни…(вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.

 По дороге из детского сада (в детский сад).

  • «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Кошка – пушистая, серая».
  • «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный нос и пр.

  В свободную минутку.

         Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

  • «Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.

          Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги  

                     (сопаги).        

         Игры на обогащение словаря ребенка.

  • «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц…(прыгает). У коровы теленок, а у лошади …(жеребенок) и пр.

   Игры на развитие грамматического строя речи.

  • «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто и т.д.» Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова и предложениях-ответах.

         Подвижные игры.

  • «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука «ж», то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…»

Источник

Советы родителям по речевому развитию детей.

Важное направление работы по развитию речи детей – взаимодействие педагогов и родителей.

Цель взаимодействия – объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка.

Читайте также:  Этапы развития ребенка по эльконину

В рамках развития словаря ребенка хочется напомнить родителям, что расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений детей об окружающем мире. Поэтому по-прежнему необходимо:

– много рассказывать и показывать детям,

– читать им познавательную литературу,

– водить на экскурсии,

– внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы.

Хорошо бы, при этом учитывать познавательные интересы (предпочтения) своего ребенка, которые достаточно ярко начинают проявляться в старшем дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте можно более подробно рассказывать о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень привлекательны для детей воспоминания родителей об их детстве, об играх, в которые они играли. Можно предложить ребенку поиграть в такие игры. Попросить ребенка описать игры, в которые он играет со своими товарищами в детском саду, и поиграть в эту игру вместе с ним.

Просматривая семейные фотографии, необходимо рассказать ребенку о родственниках: где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку.

Обязательно следует начать и продолжать семейную традицию ежедневных бесед с ребенком о прожитом дне:

– Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем удивил?

– Что нового ты узнал? и т.п.

Не стоит забывать, что все совместные мероприятия обсуждаются взрослыми вместе с ребенком.

Можно проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка.

Так, для развития словаря различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов) можно использовать игровые упражнения типа:

«Зимние слова», «Сладкие слова», «Стеклянные (деревянные, пластмассовые и т.п.) слова»;

«Вежливые слова», «Веселые (грустные) слова» и другие.

При этом родители должны дать установку на игру: «Давай с тобой вспомнить все возможные слова, которые напоминают нам о зиме. Это «зимние» слова».

Необходимо в повседневном общении расширять у детей запас слов-обобщений за счет уточнения их значения, а также с помощью речевых упражнений «Магазин обуви (канцелярских товаров и т.д.)», «Транспорт наземный (подземный)», «Посуда кухонная (столовая, чайная и т.д.)».

Продолжая работу со словами-антонимами и синонимами, следует играть со своими детьми в игры типа:

«Скажи наоборот» (светлый – темный, веселый – грустный и т.п.) для закрепления слов-антонимов.

Игровые упражнения «Дружные слова», «Сердитые (веселые, ласковые и т.д.) слова», «Скажи по-другому» направлены на закрепление слов-синонимов.

Можно упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах их части и называть их, например, с помощью игрового упражнения «Кто больше назовет деталей (частей)?».

Развивая грамматический строй речи ребенка, родителям следует упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Можно провести с ребенком речевые игры:

«Кто, что умеет делать?» на подбор глаголов. Например: «Что умеет и любит делать кошка?» – «Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т.п.).

Игровое упражнение «Измени словечко» развивает у ребенка умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под-, от-, и другие. Данное упражнение можно проводить в форме небольших рассказов с последующим разбором (например, «Как мы меняли слово ползать»).

В повседневном общении с ребенком необходимо создавать речевые ситуации, позволяющие ему согласовывать существительные с числительными. Для этого можно сыграть в игру «Поиграем-посчитаем»: взрослый (или ребенок) выбирает слово, которое надо согласовать с разными числительными, например карандаш; дети по желанию или по указанию составляют словосочетания (один карандаш, два карандаша, десять карандашей).

Также необходимо следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.

Следует поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).

В игровых ситуациях необходимо упражнять ребенка в составлении простых и распространенных предложений. В игре «Молчун и говорун» – один игрок (молчун), на первом этапе лучше ребенок задает основу предложения, а другой (говорун) – расширяет «основу» как только может. Например: Стоит дом. – В зеленом лесу стоит деревянный дом. – На опушке дальнего зеленого леса стоит деревянный дом с резными ставнями.

Для развития фонематического слуха родителям необходимо упражнять ребенка в выделении первого звука в его имени, в именах окружающих, в названии предметов, а затем в определении последовательности звуков в этих словах.

Необходимо следить за правильным ударением при произнесении слов. Закреплять произносительную сторону речи можно с помощью чистоговорок, скороговорок.

Например: Ра-ра-ра начинается игра; ри-ри-ри ты здесь,братец не сори…(чистоговорка).

«Три сороки тараторки тараторили на горке, три сегодня, три вчера, три еще позавчера» (скороговорка).

Взаимодействие родителей и воспитателей значительно повышает эффективность речевых навыков и умений детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.

Источник