Рекомендации родителям по развитию ребенка младшего возраста

Рекомендации родителям по развитию ребенка младшего возраста thumbnail

Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка 3-го года жизни.

Обогащайте запас знаний и впечатлений ребенка, с этой целью показывайте ему картинки, новые действия, читайте небольшие рассказы, сказки, стихи. Обучайте его передавать свои впечатления, отвечать на вопросы. Учите малыша рассказывать простые стихи, петь песенки, танцевать под музыку.

Для игр купите более сложные игрушки: кукольную мебель, игрушечную посуду, лото, разнообразный строительный материал. « Этому ребенку ничего нельзя давать в руки: все будет сломано, разобрано на части и порвано на клочки» — так часто жалуются родители детей третьего года жизни. Не стоит негодовать по данному поводу. Просто в этом возрасте малыш сверх любознателен. Невозможно понять, как сделана машина, не сломав ее. Предложите маленькому исследователю сборно-разборные игрушки, которые состоят из разных частей.

Эмоционально поддерживайте ребенка, высказывайте одобрение его позитивным действиям.

Развивайте потребность ребенка в общении с другими детьми, поощряйте игру с ними. Учите элементарным способам общения, например при знакомстве назвать свое имя.

2 – 3 года — время формирования самого понятия «я — не я». Любая игрушка или вещь, принадлежащая ребенку, расценивается им как часть его личности. Поэтому все дети в этом возрасте «жадины ». Не стоит этим умиляться, постепенно приучайте ребенка делиться чем-то своим. Учить его дарить и отдавать нужно начинать не на улице, а в семье. А это значит, что не надо покупать шоколадку только ему. Купите ее для всех и в присутствии ребенка угостите каждого члена семьи. Расскажите малышу сказку о жадности, «проиграйте» ее потом на игрушках.

Другая особенность развития ребенка в этом возрасте — неуправляемое поведение. Многие мамы становятся свидетелями того, как их кроткий ангелочек стучит лопаткой по голове другому, пытаясь отобрать у него ведерко, а если тот не отдает, может еще и укусить. Такое поведение объясняется тем, что желания у малышей очень сильные, ждать их исполнения они не хотят, а слова, которые способны эти желания выполнить, быстро кончаются. Говоря научным языком, сознание ёще развито слабо, а потому ребенком начинает управлять подсознание — то, с помощью чего общаются животные, то есть в ход идут руки, крики, топанье ногами. И происходит это быстро, буквально в течение одной минуты. Со временем данные проявления пройдут, главное, не отвергайте малыша в момент агрессивного поведения. Не надо говорить: «Ты плохой, я тебя не люблю». Нужно сказать ребенку: «Ты плохо поступил» или же «Как же ты, такой хороший мальчик, так обидел девочку? » Надо разделять проступок и того, кто его совершил. Все, что нужно в конфликтный момент, — это чтобы ребенок почувствовал, что вы рядом и не отвергаете его.

Помните также, что малыш только – только начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

Проявляйте терпение, когда ваше чадо настаивает на том, чтобы сделать что-то без посторонней помощи. Хоть это и не всегда удается, но вы должны знать, когда именно прийти на помощь, а когда дать возможность малышу найти самостоятельное решение.

Никогда не говорите ребенку, что вы его не любите, если он сделал что-то не так. Удерживайте себя от желания стыдить его при посторонних, не рассказывайте им о его проблемах и недостатках. Четко, понятно и доброжелательно объясняйте, что можно и что нельзя делать, хвалите малыша за хорошее поведение. Не увлекайтесь ролью судьи, помните, что вы для него всегда и прежде всего мама, особенно когда ему плохо и больно. Если мама отказывается приласкать и утешить малыша, он ощущает себя одиноким и беззащитным, никому не нужным. То, что исходит от мамы, воспринимается им совсем не так, как то, что исходит от других людей. Мама — это оплот безопасности, центр его вселенной, главная защитница. И вдруг она перестала его защищать. Его мир начинает раскалываться и рушиться. А такие переживания опасны для личности и психики маленьких детей.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой — каким он был вчера и сегодня (история знает немало фактов, что гении в детстве не блистали способностями и хорошим поведением). Никогда не отказывайте ему в поддержке и помощи.

Источник

Татьяна Борисова
Рекомендации для родителей в воспитании ребенка раннего возраста

Рекомендации для родителей в воспитании детей раннего возраста

Как способствовать развитию личности ребенка в отношениях с окружающим миром

• Главной задачей воспитания на втором году жизни является создание условий для разнообразных действий с предметами. Общение взрослого с ребенком носит характер сотрудничества. При этом взрослый выступает как образец новых действий и как главный ценитель успехов малыша. Постепенно отдельные действия соединяются в цепочку и развивается процессуальная игра. Так малыш катает машинку и завозит ее в гараж; играя с куклой, кормит ее и укладывает спать. В игре дети воспроизводят простейшие сюжеты и эпизоды из собственной жизни и из жизни взрослых. Освоив отдельные действия, ребенок, как правило, начинает противиться помощи взрослого в практических делах. Следует уважительно относиться к этим проявлениям самостоятельности ребенка, поощрять инициативу

• Следует поощрять стремление ребенка подражать действиям взрослого. Если он выражает желание вымыть посуду, можно дать ему небьющуюся тарелку, чашку, поставить на стульчик пред раковиной. Показать, как моют щеткой, тряпочкой. Взрослые должны поощрять стремление ребенка к самообслуживанию: давать возможность самостоятельно одеться, умыться, застегнуть пуговицы или молнию, натянуть рукавицы и т. п.

• Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслуженная похвала может высказываться очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен. Желательно дать малышу возможность справиться с затруднениями в сотрудничестве со взрослым.

Читайте также:  Развитие внимания ребенка через дидактические игры

• Оценивая малыша не пользуйтесь безличными оценками типа «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать малышу критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению его самостоятельности и независимости, контроля за собственными действиями.

Как направлять поведение ребенка

• Взрослые, заботящиеся о ребенке должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. В другом случае родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как маленький взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

• Реакции родителей помогают детям понять. как их поступки влияют на окружающих. Малышам нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение («Какой молодец, сам убрал игрушки, или же мягком порицании («Осторожно, так можно сделать больно сестричке»). Основным объектом критики должно быть поведение ребенка, а не он сам.

Как способствовать развития личностной активности и образа Я ребенка

• В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т. е. соблюдаться соотношение инициативных и ответных действий, как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно игру малыша, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать, не мешайте его целенаправленной деятельности.

• Создавайте условия для развития образа Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре. Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.

• С целью развития представлений ребенка о своих физических способностях следует создавать условия для овладения ребенком сложными движениями, называя их, совершая вместе с малышом, затем давая ему возможность выполнять их самостоятельно (по просьбе взрослого). Так, организуйте подвижные игры,включающие разные виды движений: ходьбу, подпрыгивание, приседания, прыжки, бег. Полезны музыкальные занятия с простыми танцевальными движениями.

• Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени. Предлагайте ребенку рассматривать одежду, соотносить отражение в зеркале с реальностью. Не нужно бояться того. что ребенок, который с удовольствием рассматривает себя в зеркале, «красуется», вырастет самовлюбленным и избалованным. Психологически никакой связи между эгоцентричностью и рассматриванием себя в зеркале нет. А вот взрослые, которые не любят смотреть на себя в зеркало, часто оказываются неуверенными в себе, имеющими заниженное неадакватное представление о себе. низкую самооценку.

• Следует также учить ребенка узнавать себя и других на фотографиях. Малышу показывают на них маму, папу, бабушку, знакомых взрослых, других детей. Особенно интересно для ребенка узнавать себя в младшем возрасте, сравнивать с собой в настоящий момент, наблюдать за изменениями в своем внешнем облике, физическом «Я».

• Следует принимать во внимание развивающееся у ребенка чувство собственности. Понимание того, что у него есть свое место за столом, свой уголок для игры, свои кроватка, чашка, одежда и т. п., свидетельствует о развитии самосознания, представления о себе как обладателе определенных вещей. Это не проявление жадности и себялюбия, как иногда интерпретируют такое поведение малыша взрослые. Это рост его знаний о себе. Поэтому следует уважать право ребенка на собственность и одновременно учить его считаться с аналогичными правами других людей.

• Предлагайте мальчикам и девочкам различные игрушки, сюжетные игры в соответствии с поло-ролевой принадлежностью, одобряйте, поощряйте поведение, соответствующее полу ребенка, создавая условия для формирования половой идентичности. Так, хвалите девочек, когда те выбирают куклы, помогают в домашней работе (стирка, уборка, приготовление обеда и т. п.); одобряйте мальчиков, играющих в кубики, машинки, манипулирующих различными предметами, проявляющих физическую активность, подчеркивайте разницу между поведением мальчиков и девочек.

• Поощряйте проявление ребенком чувства сопереживания эмоциональным состояниям других людей. Похвалите малыша за то, что он стремится утешить плачущего, подскажите, как это лучше сделать (предложить игрушку, угостить сладостями, обнять и поцеловать). Аналогично развивайте у ребенкаспособность разделить с другими положительные эмоции: радость, восхищение, чувство удовольствия и др.

• Создавайте условия для формирования конкретной самооценки, поскольку взрослый является поначалу главным ценителем достижений малыша, от его поведения во многом зависит, как будет происходить становление конкретной самооценки ребенка.

Как мы уже говорили, похвала, разрешение, положительные оценки должны преобладать над порицанием, негативными оценками. При правильно организованном общении и взаимодействии оценка взрослого играет важную роль, ориентируя ребенка относительно достигнутых результатов. Оценивая действия ребенка, взрослый время от времени может использовать отрицательные оценки конкретного достижения малыша, однако к конкретной оценке неуспеха ребенка должна быть присоединена положительная оценка его как личности.Например: «Ты ошибся, но я уверен, что, если ты постараешься, у тебя получиться правильно, потому что ты очень старательный и уже многое умеешь».

Создавайте условия для общения со сверстниками

• Для этого прежде всего следует формировать у детей положительное отношение к сверстниками. Собственным поведением взрослые демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Привлекают внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряют проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку. Организуют совместные игры, учат детей координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Взрослые стремятся также помочь детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.)

Читайте также:  Презентация на тему творчество в развитии ребенка

• Не следует сравнивать ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений. Взрослые, которые часто используют прием сравнения одного малыша с другим, тем самым умаляют и даже унижают его достоинство, либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения малыша только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научитcя, то есть создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающуюся личность.

•Взрослым следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми: одни мальчики любят играть в футбол, а другие – нет; одному ребенку кажется правильным одно, в другому – другое. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.

Источник

Рекомендации родителям ребенка

младшего школьного возраста.

1. Относитесь к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка адекватной самооценки.

2. Для развития устойчивого внимания и зрительного восприятия можно использовать простую игру. Приготовьте кусочки ткани или бумаги, в каждом из них сделайте отверстие разной геометрической формы. Отдельно положите парные фигурки таких же геометрических форм. Задача ребенка – подобрать фигурку, соответствующую дырочке. Ребенок подбирает форму, цвет и размер дырочки.

3. Во время приготовления домашнего задания используйте пальчиковые игры, улучшающие память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

4.Для тренировки зрительной памяти необходимо учить ребенка сравнивать один предмет с другим, пусть ребенок найдет как можно больше сходства и различия. При запоминании стихов и логически несвязанного материала поможет прием сюжетных ассоциаций, которые можно придумать самим.

5.Соблюдайте четкость и последовательность требований. Обсудите их с членами своей семьи и старайтесь сделать так, чтобы все взрослые неукоснительно соблюдали эти требования. Старайтесь добиваться того, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца (выучил уроки – убрал рабочее место).

6.Знакомьте ребенка с процессом приготовления пищи. Пусть поможет перебрать гречку, рис, насыпать сахар с сахарницу и соль в солонку. Научите размешивать, отливать, подливать и переливать, накрывать на стол. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений, положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, речи.

7.В целом, работа ребенка должна представлять четкую последовательность конкретных видов деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть. Не ставьте перед собой множества целей, а разбейте их на несколько небольших задач, которые решайте постепенно: от одной переходите к другой.

8.Не забывайте поддерживать здоровый образ жизни при воспитании ребенка (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня). В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка.

Рекомендации родителям.

Концепция Гери Чепмена

«Пять языков родительской любви».

Язык любви №1:Слова одобрения.

Хвалите ребенка за любое дело, которое он сделал правильно. Например: «Мне было приятно, что ты помыл посуду после ужина».

Язык любви №2:Качественное время.

Каждый день уделяйте своему ребенку время, делайте что-либо вместе.

Язык любви №3:Подарки.

Подарки, которые вы дарите, сопровождайте словами поддержки. Например: «Я люблю тебя, поэтому у меня есть особый подарок».Отказать ребенку в его просьбе можно так: «Я люблю тебя, поэтому не куплю тебе…»

Язык любви №4:Помощь.

Ребенок и родитель выполняют разные действия друг для друга. Такие действия, как приготовления обеда, уборка в шкафу, очистка зеркала, вытирание пыли, уборка за котом и др., являются взаимной помощью.

Язык любви №5:Физическое прикосновение.

Физическое прикосновение является одним из способов передачи эмоциональной любви.

Источник

Рекомендации родителям для правильного развития детей   2-3лет

Весьма распространенным является представление о том, что развивающие занятия с детьми — это такая работа, к которой можно приступить лишь по достижении ребенком определенного, как правило трехлетнего, возраста. Ребенка 2-летного возраста сложно включить в регулярные занятия, организуемые по инициативе взрослого. Он не способен удерживать внимание в течение даже небольшого отрезка времени, особенно если затеянная взрослым игра не столько интересна ребенку, сколько полезна для его развития; он не всегда хорошо понимает обращенную к нему речь и зачастую не в состоянии ответить на вопрос. У него вообще пока мало умений и навыков, на которые можно опереться при организации развивающих занятий.

И, тем не менее, развивающая работа с детьми 2-3 лет не только возможна, но и остро необходима. Особенно отчетливо эту необходимость ощущают родители: видя все возрастающие возможности своего ребенка, они стремятся как можно раньше начать знакомство с буквами и цифрами, подменяя, таким образом, работу по развитию ранним обучением. Зачастую такая подмена происходит исключительно по неведению и психологической безграмотности родителей, искренне не видящих разницы между обучением школьным навыкам и развитием познавательных процессов.

Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию навыков речи, умению слушать и думать. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Раннее развитие ни в коей мере не тождественно раннему обучению чтению, письму и счету; оно не должно сводиться к стремлению напичкать малыша разнообразной и бессмысленной для него информацией. Речь идет о развитии в первую очередь умения рассуждать, оценивать, воспринимать и пр., т. е. о развитии психических процессов и личностных качеств ребенка в естественных условиях. Для этого не нужны никакие специальные программы: важно то, как ведут себя родители, что они делают, как разговаривают с ребенком. Именно родителям, имеющим возможность общаться с ребенком лицом к лицу, принадлежит исключительная роль в развитии ребенка. Либо родители стараются обеспечить ему наиболее благоприятные (в рамках возможного) условия, либо пускают его развитие на самотек, и тогда возможность ориентировать ребенка на максимальное раскрытие его внутреннего потенциала будет упущена.

Читайте также:  Методическое пособие по развитию связной речи у ребенка

Нельзя при этом забывать и о том, что не менее активная роль в интеллектуальном и личностном развитии малыша принадлежит ему самому. Необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: знакомясь с миром, он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус и запах. Это позволит ему больше узнать о доме, в котором он живет, о мире вокруг. Ведь в раннем возрасте любое приобретенное ребенком знание работает на его развитие.

Необязательно постоянно находиться рядом с ребенком, достаточно быть в пределах его досягаемости. Ведь важно не столько количество, сколько качество времени, которое родители уделяют своему ребенку.

Обобщая сказанное выше, можно выделить самую суть работы по развитию детей третьего года жизни: создание для ребенка насыщенной в объективном и субъективном плане среды и своевременное введение нового для него опыта. Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, общается с ним, видит, как быстро растут его возможности, способен распознать момент, когда введение нового опыта окажется своевременным именно для данного ребенка, а не для всех детей аналогичного возраста. В этом залог полноценного развития ребенка 2-3 лет.

Хорошо известно, какую колоссальную нагрузку несет нервная система маленького ребенка, осваивающего окружающую его жизнь, и точно такая же нагрузка (в качестве дополнения к повседневной) ложится и на его родителей. Идя с ребенком по улице, гораздо проще молча вести его за руку, думая о своих заботах и односложно отвечая на его бесконечные вопросы, чем смотреть на происходящее его глазами, «удивляться» хорошо знакомым вещам и знакомить с тем, что давно уже не вызывает у взрослого никакого интереса (например: «Видишь, рябина уже потеряла все листочки, а ягодки, красные, яркие, вкусные, остались. Прилетят зимой птички, поклюют их и сыты будут», «Смотри, как интересно: половина пруда уже покрылась льдом, а другая — еще нет. Почему так получается?»).

Развивающая работа с ребенком третьего года жизни строится не по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее максимально разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого и происходят постепенное развитие, совершенствование и усложнение всех психических познавательных процессов и личности.

Исключение составляет речевое развитие ребенка. Оно стоит в центре внимания в этом возрасте — наиболее сензитивном именно к развитию речи. Необходимо поощрять любые, даже самые слабые и нечленораздельные попытки ребенка заговорить, ибо терпение, проявленное родителями на данном этапе, существенно облегчит их задачу в будущем. Пусть ребенок станет полноправным собеседником даже в том случае, если его «язык» понимает только один из членов семьи. Взрослый не должен выступать в роли переводчика детской речи на понятный всем окружающим уровень («Ты хочешь сказать, что голоден?» и т. п.). Гораздо важнее ответить на вопрос ребенка, даже если он задан только жестом и кратким, но выразительным «А?», оказать ему помощь в ответ на протянутую ручку и возглас «Мама!».

В раннем детстве влияние семьи на языковое и когнитивное развитие и приобщение ребенка к жизни общества является решающим. От степени его развития в раннем возрасте, прежде всего языкового, будет зависеть дальнейшее продвижение ребенка в школе, в кругу сверстников, на работе.

Все сказанное выше по поводу условий, необходимых для своевременного и полноценного развития психики ребенка, может быть сведено к пяти основным принципам развивающей работы, четко выделенным Б. П. Никитиным (1985).

1.Раннее начало.

Нет такого периода в развитии психики ребенка, в течение которого происходит только созревание нервных структур и функций: любой контакт ребенка с окружающим миром уже является для него новым опытом, а значит, прямо влияет на его умственное и личностное развитие. Следует, однако, помнить и о том, что чем младше ребенок, тем в большей мере степень зрелости его центральной нервной системы ограничивает познавательные возможности, поэтому в раннем возрасте ни в коем случае нельзя форсировать развитие, перегружать мозг ребенка.

2.Создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее.

Необходимо, насколько возможно, рано окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

3.Стимуляция собственной активности ребенка и напряжения его сил.

Об этом как об одном из важнейших условий развития ребенка говорил еще известнейший детский врач и педагог Е. А. Аркин. Важно не то, считал он, чтобы ребенок как можно раньше чему-то научился, а то, чтобы он пошел по этому пути самостоятельно, при известном напряжении и настойчивости, и тогда он приобретет не навыки, позволяющие идти по уже проторенной взрослыми дороге, а умение находить новые пути и заменять старые методы новыми в случае изменения жизненных условий. Именно это лежит в основе творческих способностей человека.

4.Предоставление ребенку определенной свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий каким-либо одним делом, в выборе способов работы.

Это предохранит его от перенапряжения и переутомления и позволит сохранить интерес к самому занятию.

5.Обязательное участие взрослого в деятельности ребенка.

Для ребенка взрослый выступает в качестве помощника и равноправного партнера, хотя на самом деле именно взрослому принадлежит активная регулирующая и направляющая роль в игре с ребенком 2-3 лет. Главное при этом, чтобы помощь взрослого не превращалась в подсказку: нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Источник