Рекомендации родителям по развитию мышления ребенка

Памятка для родителей

КАК ПРАВИЛЬНО

РАБОТАТЬ НАД

РАЗВИТИЕМ ПАМЯТИ РЕБЁНКА?

Если ваш ребенок справляется со школьной программой, то, скорее всего, его память развита достаточно. А тот материал, что он плохо запоминает, может свидетельствовать о том, что он ему неинтересен (или непонятен). Нередко качество запоминания у ребенка (как впрочем, и у взрослого!) напрямую зависит от интереса. В свою очередь, материал интересен только тогда, когда он понятен. У детей младшего школьного возраста доминирует механическая память, то есть без логических связей. Поэтому и качество запоминания часто хромает. Постепенно, по мере естественного развития и обучения в школе, доминирующей становится смысловая (логическая) память. И вы можете помочь своему ребенку развить ее. Учите его искать смысл в том, что он заучивает. Для усвоения учебного материала и развития памяти важны такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение. Поэтому-то мотивация и играет такую важную роль в процессе обучения: она помогает незнакомым вещам стать значимыми и интересными для изучающего.

Значительно повышает эффективность запоминания установка на возможность и необходимость его запомнить. Иначе говоря, в этом деле (как и во многих других!) большую роль играют внушение и самовнушение. Поэтому, первое, с чего нужно начать, — это вселить в ребенка уверенность в том, что у него хорошая память, что он может запомнить все, что ему необходимо. Полезно, чтобы ребенок проговаривал утром и вечером (перед сном) простые установки. Например, “У меня хорошая память!”, “Я могу запомнить все, что мне нужно!”

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Психологами установлена тесная связь между эмоциональным состоянием детей и их памятью. Замечано, что у детей с высоким уровнем тревожности плохая память, и наоборот, у детей эмоционально уравновешенных — она превосходная!

При заучивании важно сделать упор на значимости запоминаемого материала. Ребенок должен понимать, зачем ему нужно это запоминание. За ним следует использование усвоенных знаний. Полезно убеждать ребенка назидательными фразами: “Без таблицы умножения, как без воды: “и не туды, и не сюды!”, “Я выучу ее всего один раз, а запомню на всю жизнь!”.

Другие “секреты” запоминания основаны на том, что ребенок учится логическим приемам запоминания на основе образных представлений того, что нужно усвоить. Например, вашему ребенку задали на дом освоить правописание трудных слов. Не заставляйте его много раз писать их. Ведь так будет работать в основном механическая память (наименее эффективная!). Поэтому предложите ему пофантазировать. Изобразите самую трудную букву в заданном слове в виде какого-нибудь предмета, имеющего сходство с этой буквой и одновременно связанного по смыслу с этим словом.

Правила тоже усваиваются быстрее, если их вообразить в какой-то нестандартной форме. Например, запоминая правило: “Не с глаголами пишется раздельно”, можно представить себе хоккеиста (глагол!) отбивающего шайбу-частицу. А правило: “После шипящих у существительных женского рода третьего склонения всегда пишется мягкий знак” легко запомнится, если представить шипящую змею, кончик хвоста которой свернут в виде мягкого знака.

Фантазирование также значительно повышает эффективность запоминания учебных текстов (по истории, биологии, литературе и т.п.). Предложите ребенку нарисовать (достаточно даже в воображении!) к каждой части текста что-то такое, что поможет ему создать зрительный образ (чем более смешно или необычно, тем лучше!). Например, к параграфу по истории о том, как жили древние славяне, можно нарисовать избу, на крыше которой растет пшеница и плещется рыба… Точно также “изображайте” трудно запоминающиеся стихотворения. Рисунки или какие-нибудь значки (узелки на память) можно сделать к каждой строфе или строчке.

Многие дети, плохо запоминают все, что связано с цифрами. Их можно “оживить” и сделать веселыми и доходчивыми. Пофантазируйте с ребенком, на кого похожа та или иная цифра? На какой предмет? На какое животное? (один – игла; два – лебедь; три – откусанные бублики; шесть — улитка; восемь — наручники и тому подобное). Предложите зарисовать образы-фантазии на карточках. Для каждой цифры должна быть своя карточка. Из таких карточек хорошо составлять даты, которые обычно запоминаются с большим трудом. Чтобы дата лучше уложилась в памяти, можно из названий предметов и животных, обозначающих цифры, придумать предложение. Чем необычнее и нелепее оно будет, тем легче запомнится нужная дата. Например, 1836 год (дата смерти Пушкина): “Иголка, обшивая наручники, откусила от двух бубликов и остатками угостила улитку”.

Старайтесь сделать занятия с ребенком игровыми, веселыми, интересными. Тогда они станут источником радости и помогут развить у вашего сына или дочери не только память, но и мышление, воображение, восприятие. Учиться вашему ребенку станет легче и интереснее.

ПАМЯТЬ И УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Память и ее развитие также напрямую связаны с уровнем умственных способностей ребенка. Существует прямая зависимость между тем, о чем ребенок может думать и что делать, и тем, что он в состоянии запомнить. Поэтому очевидно, что с развитием умственных способностей, которое происходит по мере взросления, связано и развитие памяти.

Читайте также:  Норма отклонение аномалия в психическом развитии ребенка

Наш багаж знаний тоже оказывает огромное влияние на способность запоминать новую информацию и вспоминать старую. Так что по мере увеличения объема знаний будет развиваться и память.
Чтобы что-то запомнить, не достаточно только повторять слова, цифры, фразы, так как это просто не правильно. Так, запомнить информацию еще можно, но память – это не только способность сохранять необходимое в голове, но и извлекать его оттуда, а вот это-то как раз при таком способе весьма проблематично.

Когда вашему ребенку нужно что-то запомнить, он должен применять определенные методы, которые способны не только сохранить информацию в памяти, но и впоследствии ее воспроизвести. В науке эти методы называются

“стратегиями”. 

Произнесение вслух заучиваемого материала – это наиболее простая и распространенная стратегия, которую многие дети поначалу (лет до 8) применяют неосознанно. Если вы понаблюдаете за тем, как ваш ребенок учит таблицу умножения, правило правописания или новые слова для урока иностранного языка, вы увидите, как он шевелит губами, повторяя то, что читает. Маленькие дети (дошкольного возраста) редко могут учить что-либо специально: обычно они хорошо запоминают стихи, числа и т.п., повторяя их в игровых ситуациях.

Однако нужно сказать, что произнесение заучиваемого материала требует слишком много усилий, времени и внимания. К тому же результатов запоминания по такой стратегии хватает не надолго, так как ребенок ведет себя, как попугай, в прямом смысле этого слова, совершенно не пытаясь понять связи, существующие между элементами того, что он заучивает. Поэтому такая стратегия подходит для запоминания информации, которая должна понадобиться в ближайшее время: на длительный срок она не рассчитана. Это типичный способ подготовки к экзамену, после которого все успешно выветривается из головы.

Куда более полезно научить ребенка “организовывать” заучиваемый материал, то есть группировать его в процессе заучивания и находить связи между элементами того, что он учит, а также между новыми и старыми знаниями. Например, если для урока иностранного языка ребенок должен выучить некоторое количество новых слов, то, прежде чем их учить, нужно сгруппировать их по какому-то признаку, например, по первой букве, значению или ассоциациям. Также полезно пытаться увязать новые знания с теми, которыми ребенок уже обладал, например, изучая следующий столбец таблицы умножения, проводить параллели с уже выученными. Ведь новые знания практически всегда в чем-то “повторяют” старые, и, таким образом, в голове выстраивается некая связь одного с другим и появляются ориентиры, которые помогут в нужную минуту полноценно восстановить в памяти необходимую информацию. Немного практики и вашей помощи, и ваш ребенок без труда овладеет этой полезной стратегией.

СИСТЕМНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

“Высший пилотаж” в заучивании материала – это системное запоминание. Если ваш ребенок просто прочтет текст (вслух или про себя), он поймет его и даже запомнит в общих чертах. Но цельное и системное представление у него сложится только в процессе активного запоминания, то есть составляя конспект прочитанного, записывая основные идеи и сведения, устанавливая связи между частями изучаемого материала и выясняя ответы на возникающие вопросы. Таким образом, информация не просто запоминается, а хорошо понимается и осмысливается ребенком и остается в голове на долгое время в виде стройной системы.

Чтобы с легкостью применять вышеперечисленные стратегии, нужна практика и помощь родителей, которые должны помогать детям выполнять то или иное задание, объясняя, как лучше к нему подойти и какую стратегию применить. Если ваш ребенок научится правильно запоминать новую информацию, он получит в свое распоряжение мощный инструмент, нужный для учебы, а впоследствии и для работы, который называется “память”.

Источник

Ольга Нейферд
Консультация для родителей «Развитие мышления у дошкольников»

Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста

(рекомендации родителям)

Аннотация. В данной статье дано понятие мышления, рассмотрены особенности мышления детей дошкольного возраста, даны рекомендации родителям по развитию мышления ребенка старшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Это объясняет актуальность данной темы.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Приобретаются навыки взаимодействия с предметами, дети учатся говорить, думать, воспринимать, усваивают определенные правила, делают первые попытки управлять своим поведением. Все это предполагает наличие развитой памяти и мышления.

Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания. Для развития мышления детей необходимо целенаправленное обучение и воспитание взрослым.

В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту.

Читайте также:  Как играть с ребенком в год развитие

Родители для развития мышления детей старшего дошкольноговозраста в домашних условиях могут следовать следующим рекомендациям:

1. Не стоит допускать скуки ребенка во время занятий. Только если ребенок с интересом подходит к занятию, он сможет творчески и интеллектуально проявить себя.

2. Упражнения необходимо повторять. Время и практика определяет развитие умственных способностей детей. Если у ребенка не получается что-то, нужно сделать перерыв, и вернуться к этому упражнению позднее, или преподнести его в более легкой форме.

3. Занимаясь рисованием, лепкой, изготавливая различные поделки, следует не только копировать образцы и отрабатывать отдельные графические навыки, но и развивать исследовательские навыки, умение фантазировать, воображать.

4. Мышление активно развивается в процессе беседы с детьми о природе, социальных явлениях. Также можно обсуждать с ними прочитанные книжки, анализировать поведение людей.

5. Не стоит проявлять излишней тревоги относительно немногочисленных успехов или не слишком быстрого продвижения вперед, а порой даже небольшого регресса.

6. Важно проявлять терпение, и не давать ребенку задания, которые превышают его интеллектуальные возможности на данном этапе.

7. Нельзя заставлять ребенка заниматься, если он усталый или расстроенный. В этом случае следует предоставить ребенку возможность позаниматься тем, что ему нравится.

8. В первую очередь нужно акцентировать внимание на успехах ребенка, поддерживать его, избегать недоброжелательной оценки. Важно поощрять такие качества, как терпение, целеустремленность, настойчивость. Ни в коем случае нельзя подчеркивать слабости ребенка в сравнении с другими детьми, а напротив, формировать у него уверенность в собственных силах.

Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мышления. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

Игра «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово».

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

Апельсин, ананас, помидор, абрикос.

Вилка, сковорода, кастрюля, шкаф.

Футболка, платье, шапка, шорты.

Клен, дуб, клубника, ель.

Сапоги, кепка, тапки, ботинки.

Игра «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он зеленый, овальный (Огурец).

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Игра «Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления,а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем)будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро».

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.

Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название». Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.

Таким образом, можно сделать вывод, что развивать мышление детей дошкольного возраста в домашних условиях – задача очень важная, и, при соблюдении данных рекомендаций, легко выполнимая. При систематических занятиях положительные результаты не заставят себя долго жать.

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект;Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.

2. Саакян Е. Н. Советы родителям по развитию мышления у дошкольников. – 2013. – [Электронный ресурс],режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/05/02/sovety-roditelyam-po-razvitiyu-myshleniya-u (Дата обращения: 12.03.2017).

3. Урунтаева Г. А. Детская психология. – М.: Академия, 2006. – 368 с.

Источник

Евгения Николаевна Лысенко
Рекомендации родителям по развитию мышления

Рекомендации родителям по развитию мышления

– Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.

– Учить составлять группу из отдельных предметов.

– Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

– Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

– Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

– Учить сравнивать предметы.

– Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

– Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

Читайте также:  Развитие ребенка 1 год вес

– Побуждать делать самостоятельные выводы.

– Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

– Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

– Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.).

– Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

– Учить устанавливать причинно-следственные связи.

– Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

– Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

– Способствовать переходу к решению задач в уме.

Игры и упражнения для развития мышления

– «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

– «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

– «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.

– «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

– «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый — легкий», «сильный — слабый», «твердый — мягкий и др.

– «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

– Загадки.

Рекомендации родителям по развитию памяти

– Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.

– Обучать культуре запоминания.

– Учить вспоминать последовательность событий.

– Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

– Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.

– Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

– Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

Игры и упражнения для развития памяти

– «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.

– «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

– «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т. д.

– «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

– «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.

– «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.

– «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

– «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

– «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

– «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.

– «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

– «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Рекомендации родителям по развитию внимания

Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.

– Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.

– Часто менять формы деятельности.

– Использовать на занятиях элементы игры.

– Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.

– Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.

– Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

– Учить управлять вниманием в соответствии с целью.

– Учить сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.

– Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

– Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

– «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

– Игры-головоломки.

– Загадки.

– «Найди отличия».

– «Найди два одинаковых предмета».

– «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

– «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

– «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

– «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

– «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия.

Источник