Рекомендации родителям на развитие психологического здоровья ребенка

Рекомендации родителям на развитие психологического здоровья ребенка thumbnail

Брель Марина Григорьевна

Рекомендации
педагога-психолога родителям
по сохранению психологического здоровья детей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Если Ваш ребенок рассеян…

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть.
  • Не ругайте за то, что он рассеян.
  • Уберите с рабочего стола посторонние предметы, устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной деятельности.
  • Научите ребенка планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий научите его пользоваться алгоритмами (программой действий) и на первых порах помогите их составить.
  • Поддерживайте четкий распорядок дня.
  •  Используйте зрительные опоры для подкрепления устных инструкций, заданий.
  • Давайте ребенку только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения.
  • Не отвлекайте его во время работы.
  •  Учите ребенка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат запланированного.
  • Займите ребенка такими видами деятельности, которые способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности (вязание, вышивание, выжигание и т. п.).
  • Поручайте рассеянному ребенку ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его.

Если ребенок тревожен и испытывает страхи…

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
  • Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.
  • Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребенка.
  • Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.
  • Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше).
  • Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.
  • Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем.
  • Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы. Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение дня.
  • Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу. Разберите ее во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.
  • Объясните ребенку, что собой представляет пугающий объект, как он устроен «откуда берется».

Если ребенок гиперактивен…

  • Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть.
  • Четко придерживайтесь режима дня.
  • Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.
  • Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.
  • Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию.
  • Приобщайте  ребенка  к  командным   играм,   где  необходимо  подчиняться  определенным требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить ее.
  • Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
  • Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это даст ребенку уверенность в своих силах.
  • Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко.
  • Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка.

Если Ваш ребенок застенчив…

  • Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует тревожность.
  • Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способности и знаний, но также эмоций и чувств.
  • Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен самостоятельно ее попросить.
  • Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
  • Позволяйте ребенку делать ошибки. Объясните ему, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранное средство.
  • Не предъявляйте ребенку требований, не адекватных его возможностям.
  • Развивайте умение общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям.
  • Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста «глаза в глаза», то есть в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.
  • Создайте атмосферу доверия в доме:  пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
  • Не давайте обещаний, которых не можете выполнить.

Если ребенок агрессивен…

  • Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть.
  • Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
  • Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
  • Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
  • Расширяйте кругозор ребенка, учите правильному общению со сверстниками и взрослыми. Включайте ребенка в совместную деятельность.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на них внимание окружающих.

Рекомендации

педагога-психолога родителям
по сохранению психологического здоровья детей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

Слайд 1.Консультация для родителей «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей».

Задачи:

1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье».

2. Дать рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья.

Читайте также:  Развитие мозга вашего ребенка книга

3. Способствовать выработке новых навыков взаимодействия с ребенком.

Психолог: Все родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Большинство ребят нашего детского сада требуют той или иной психологической поддержки, т.к находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов оказывающих не самое лучшее влияние на психологическое здоровье. Этими факторами являются: ускорение темпа современной жизни, ранний выход матери на работу, дефицит времени и общения и т. д. Следствием этого, является чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику. Дети начинают видеть мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеют общаться со сверстниками, понимать требования взрослых, не умеют выражать свои эмоции.

Одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности является психологическое здоровье.

Слайд 2. Психологическое здоровье как целостное состояние личности нередко выражается такими понятиями как:

• Эмоциональное самочувствие

• Эмоциональное благополучие

• Внутренний душевный комфорт

    Старший дошкольный возраст особо значим для укрепления психологического здоровья ребенка, который задумывается над тем, какой он – «плохой» или «хороший». Испытывая потребность во внимании взрослых и не получая его, ребенок может начать нарушать правила поведения, не выполнять требования родителей, предпочитая быть наказанным, но обязательно замеченным.

Слайд 3. Психологически здоровый ребенок – веселый, активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий.

Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.

Для того, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу дома каждый ее член должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Слайд 4. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты.

Слайд 5. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Слайд 6. Рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья:

1) Поддерживать у ребенка положительную самооценку. Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки. Каждый ребенок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться.

2) Содействовать эмоциональному благополучию. В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.

3) Помочь ребенку осознавать свои поступки. Ребенку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Катей и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на неё».

4) Помочь ребенку контролировать эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях стоит обратиться к психологу.

5) Помочь ребенку управлять своим временем, поведением. Давать ребенку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать свое время.

       Хочется обратить особое внимание родителей на детскую игру. И не просто обратить внимание, а принять в игре со своими детьми непосредственное участие.

В настоящее время много детей, испытывающих ущемление потребности в общении с родителями. Увеличивается число семей, которые нуждаются в возрождении, установлении взаимопонимания, теплых, близких взаимоотношений, так значимых для психологического здоровья ребенка.

А все ли родители участвуют в детских играх? Готовы ли современные папы и мамы стать партнерами ребенку в так значимой для него деятельности?

Предлагаю вашему вниманию несколько игр, которые направлены на формирование психологического здоровья вашего ребенка. В эти игры вы легко сможете поиграть со своим малышом дома.

Слайд 7. 1. Овладение языком эмоций. Игра «Повторяй за мной»

Родитель ритмично выполняет простые движения – хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Ребенок повторяет его движения.

2. Пантомима «Смелый зайка»

Цель: коррекция тревожности, развитие эмоциональной сферы, экспрессии.

Надоело зайке бояться. Поза: «руки в боки», нога вперед. «Не боюсь волка! (Шаг вперед) Не боюсь лисы! (Еще шаг) Не боюсь снега! (Играют в снежки) ».

3. «Подушка для битья»

Когда ребенок дерется, объяснить ему, что бить детей плохо, а вот побить подушку для битья можно. Этот прием позволяет выплеснуть отрицательные эмоции.

Читайте также:  Основные факторы которые влияют на физическое развитие ребенка

4. Упражнение «Возьми себя в руки»

Цель: поощрять конструктивные варианты решения конфликтов, проблемных ситуаций, подчеркивая их значимость для ребенка и других людей.

Цель: научит сдерживать себя.

Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя “взять в руки”, т. е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.

5. Игра «Мешочек криков»

Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом.

Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться “мешочком криков”. Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

Примечание. Так называемый “мешочек криков” вы можете изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность “закрыть” все “кричалки” на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями.

Слайд 8.Подводя итоги, можно сделать вывод, что создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в семье оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка, тем самым сохраняется и укрепляется психологическое здоровье детей. Все в ваших руках, родители.

Спасибо за внимание.

Источник

Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста:

Правила взаимоотношения с детьми:

•        Уважайте детей! Защищайте их любовью и правдой.

•        Замечайте и отмечайте малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.

•        Не приписывайте успех себе, а вину ребёнку.

•        Ошиблись – извинитесь.

•        Детей нельзя обманывать – дети очень чувствительны к фальши.

•        Будьте великодушными, умейте прощать. Не кричите, не оскорбляйте ребенка, ни при каких обстоятельствах.

•        Хвалите в присутствии других, а прощайте наедине.

•        Оценивайте поступок, а не личность.

•        Не ищите в лице другого родителя средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

•        Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

•        Чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имя ребёнка.

•        Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

•        Цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного.

•        Стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления.

•        Следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты.

•        Поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать.

•        Занимаясь с детьми, создавайте ситуацию успеха.

•        Поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением детьми и вами принятых правил.

•        Вселяйте в ребёнка веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества.

•        Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка.

•        Чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения).

•        Похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия.

•        Помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

•        Находите с ребенком личный контакт.

•        Создавайте положительные традиции жизни вашей семьи.

Психолог предлагает родителям упражнения на снижение психоэмоционального напряжения, которые они могут выполнять вместе с детьми.

«Брыкание»

 Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Он начинает медленно брыкаться, касаясь пола всей ногой. Малыш поочередно брыкается левой и правой ногой, высоко поднимая их. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкания. При каждом ударе ребенок громко произносит: «Нет!», увеличивая интенсивность ударов.

«Солдат и тряпичная кукла»

Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться – это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как стоять на посту, – вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду – «тряпичная кукла». Выполняя ее, надо максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите детям представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.

Читайте также:  Осень картинки для развития речи у ребенка

«Ролевая гимнастика»

Детям  предлагается  выполнить  ряд упражнений.

1.        Рассказать известное стихотворение

•        шепотом,

•        с пулеметной  скоростью,

•        со скоростью  улитки,

•        как   робот,

•        как иностранец.

2.        Походить, как

•        младенец,

•        глубокий старик,

•        лев,

•        трусливый заяц.

3.        Улыбнуться, как

•        кот  на  солнышке,

•        само солнышко.

4.        Посидеть, как

•        пчела на цветке,

•        наездник  на лошади,

•        Карабас-Барабас.

5.        Попрыгать, как

•        кузнечик,

•        маленький зайчик,

•        кенгуру.

Играйте со своим ребенком. Ведь игра для него – это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает способности. 

 Поощряйте игру детей. Пусть играют в одиночку или с друзьями. Дети чувствуют себя свободно, когда играют во что хотят и как хотят.

 «Играйте с детьми – это замечательно укрепляет психологическое здоровье ребёнка!»

Источник

Лима кулигина
Рекомендации психолога для родителей и всех интересующихся «Психологическое здоровье ребенка»

Психологически здоровый человек – это:

-спонтанный, жизнерадостный, открытый, познающий мир и разумом и

чувствами;

– полностью принимает себя и признает уникальность других;

– возлагает ответственность за свою жизнь на себя;

-извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций;

– имеет цель в жизни;

– находится в постоянном развитии и способствует развитию других

людей;

– хорошо адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.

Психологическое здоровье – это гармония между различными

составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными,

телесными и психическими.

Что могут сделать родители для формирования и

сохранения психологического здоровья своих чад:

• обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других

(формировать адекватную самооценку);

• обучать навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению

выразить их словами;

•навыкам понимания эмоционального состояния других людей;

•умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои

поступки глазами окружающих;

• формировать потребность в саморазвитии (создавать условия для

реализации творческих потребностей ребенка);

• уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы.

Необходимо проводить вместе с ребенком какое-то время “просто

так”: вместе гулять, играть, смотреть мультики, разговаривать, общаться и

получать удовольствие от этого. Понятно, что современные родители,

вынужденные делать все на бегу, часто не имеют возможности выкроить

время для общения с ребенком “просто так”, а не для какой-нибудь цели. Что

же делать? На самом деле время найти можно. Когда позволяет погода,

выезжайте в выходной день за город (для этого не обязательно иметь

машину, а ребенку на электричке даже интереснее, хорошо бы при этом

прихватить приятелей вашего ребенка. Когда Вы вместе разжигаете костер

или жарите на огне сосиски, то эти минуты могут стать минутами вашей

душевной близости. Необязательно говорить ребенку нравоучительные вещи,

важнее просто быть с ним “вместе”, и душой, и мыслями полностью

присутствовать в общении с ним.

Когда Вы ведете ребенка в сад, это время тоже можно использовать

для общения. Рассказывайте ребенку о себе: о своих мыслях, взглядах,

чувствах, о своем детстве, о своих радостях и проблемах (о проблемах,

конечно же, в разумных пределах и на доступном его пониманию языке).

В любом возрасте можно возобновить чтение на ночь или просто

чтение вслух, нужно только подобрать соответствующие возрасту и

интересам книги. А потом можно эти книги обсуждать. Можно обсуждать

даже совместно просмотренные мультфильмы.

Факторы, формирующие психологическое здоровье:

• наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно

или с помощью взрослых, при том, что предъявляемые нагрузки

соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям ребёнка;

• положительный фон настроения и фиксация на успехах ребенка с анализом

причин успешых форм поведения и эмоционального реагирования;

• умение взрослых пользоваться юмором, общая оптимистическая установка

взрослых (родителей и педагогов).

Главное: уделяйте больше внимания, любви и заботы своему

ребёнку!

Это значит,что Вам необходимо:

– знать, о чем мечтает ребенок, чем интересуется;

-как он себя чувствует в той ли иной ситуации;

-с кем дружит;

-чего боится;

-чего хочет от Вас, от друзей.

Главное в общении родителей с ребенком – искренность.

Если ребенок почувствует, что Вы им искренне интересуетесь, а не

выполняете некие “рекомендации“, то ребенок

обязательно откликнется.

И помните, что «искренность состоит не в том, чтобы говорить все,

что думаешь, а в том, чтобы думать именно то, что говоришь» (Ипполит

де Ливри)

Источник