Рекомендации психолога родителям по развитию речи ребенка 3 лет

Рекомендации по развитию речи детей 3-4 лет
Воспитание звуковой культуры речи
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия. Для развития артикуляционного аппарата можно использовать артикуляционную гимнастику, звукоподражательные слова, голоса животных.(например, дать ребёнку музыкальные инструменты – дудочка и колокольчик, дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь»; корова мычит и т.д.). Для развития силы голоса можно попросить ребёнка громко помяукать (мама кошка) и тихо (котятки ).
Развитие словарного запаса
Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Ребёнку необходимо показать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого нужно научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: «Что это? Кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (Какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека
(«Что делает? Что с ним можно делать?»). Такое обучение можно провести в играх «Что это?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?».
Далее от называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) можно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике (например « Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно?»).
При рассматривании разных предметов или картинок с предметами ребёнок учится сравнивать и называть слова с противоположным значением (антонимы): эта кукла большая, а та – маленькая и т.д.
У детей 3-4 лет формируются понимание и употребление обобщающих понятий :платье, рубашка –это одежда; кукла, мяч-это игрушки; чашка, тарелка – это посуда, развивается умение сравнивать предметы , соотносить целое и его части (поезд – окна, вагоны, колёса).
В этом возрасте дети учатся понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба плывёт; дом строят, суп варят; мяч сделан из резины, карандаш из дерева.
При рассматривании предметов или картинок ребёнка можно познакомить с многозначными словами: ножка стула – ножка стола – ножка у гриба; ручка у сумки –ручка у зонтика – ручка у чашки и т.д.
В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребёнка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием.
Формирование грамматического строя речи.
В развитии грамматического строя речи занимает развитие понимания и использования в речи грамматических средств и активный поиск ребёнком правильной формы слова. Например, в играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубашки).
Использование пространственных предлогов в, на, за, под, около подводит ребёнка к употреблению падежных форм (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати). Можно поиграть с ребёнком «В прятки», что поможет освоить эти грамматические формы : игрушки прячутся в разных местах, а ребёнок, находя эти места правильно называет слова с предлогами.
Играя с ребёнком в игру «Кто как голос подаёт?» (воробей чик-чирик-чирикает, утка кря-кря-крякает,лягушка ква-ква-квакает), знакомим со способами образования глаголов. А на материале названий игры на музыкальных инструментах ребёнку показывается способ образования глаголов с помощью суффиксов (на барабане барабанят, на дудочке дудят, на трубе трубят, а на гитаре и гармошке играют).
Различные способы образования глаголов можно закрепить в играх «Кто что делает», «Кто больше назовёт действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?», «Какие профессии ты знаешь? Что делает учитель? Строитель?».
В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений – простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает ребёнку заканчивать предложение, начатое взрослым. Например, игра «Что умеет делать Саша?». Взрослый начинает: «Саша умеет …пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть)». Также можно предложить малышу картинки, а малыш называет действия персонажей, видимые и воображаемые, т.е. перечисляет однородные члены, составляя предложение по картине.
Таким образом, взаимосвязь всех сторон речи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи.
Развивать связную речь ребёнка можно при пересказывании литературных произведений – воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, а затем вместе с ним и, наконец, самостоятельно, рассказыванию по картине, игрушке – сначала ребёнок отвечает на вопросы по содержанию картины, а затем составляет короткий рассказ вместе со взрослым, а затем самостоятельно.
Развивая связную речь ребёнка можно просить его рассказывать об интересных событиях в группе, праздниках, любимых игрушках и т.д.
Источник
Елена Сутырина
Простые советы по развитию речи детей 3–4 лет. Консультация для родителей
Часто родителям внушают, что для развития ребёнка надо обязательно тратить деньги на множество развивающих игр и «учебников», водить его в студии раннего развития. На самом деле речь ребенка прекрасно развивается в интересном общении с малышом, которое можно организовать дома по ходу обычной жизни без лишних затрат сил, времени и денег.
Предлагаю
несколько простых советов по развитию речи детей 3-4 лет:
В общении с детьми чаще употребляйте обобщающие слова – понятия (одежда, обувь, посуда, мебель и т. п.). Например: «Давай расставим посуду на столе. Какой транспорт ты видел на прогулке с папой? Из каких овощей я приготовила салат? Помоги бабушке перебрать ягоды».
Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и затем уже отражал в речи свои мысли.
Распространённая ошибка – заучивание этих понятий по картинкам в книгах. Лучше сделать так, чтобы малыш сам для себя понял, чем отличаются овощи и фрукты, стул от табуретки и т. п. Алгоритм действий примерно такой: внимательно рассмотреть, сравнить, обсудить, и помочь ребёнку самому сделать вывод.
Позднее, нам надо лишь закрепить представления ребенка по ходу жизни, задавая вопросы типа «Отгадай, из каких овощей я сварила суп?», «Какие цветы растут у нас на даче? Можно поиграть с ребёнком в магазин, где ему надо будет выложить овощи и фрукты на разные прилавки. Аналогичным образом можно обсудить с ребенком и другие обобщающие слова (одежда, мебель, посуда и т. д.) и уточнить их.
Чаще сравнивайте предметы друг с другом. Например, по дороге в детский сад предложите ребёнку сравнить его куртку и куртку мамы – чем они похожи и чем отличаются (цвет, форму, детали, материал). Сравнивать можно всё, что угодно, – дома, транспорт, игрушки, деревья и др. Такие задания развивают не только речь, но его внимание, восприятие, мышление ребенка.
Помогайте ребёнку, используя наводящие вопросы (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал? Что ты ему ответил? Чем всё закончилось). Можно предложить ребёнку игру «Закончи предложение (мою фразу). Например, «Мне очень понравилось, как… Я расстроился, когда… Сначала малыш будет рассказывать с помощью Вашей помощью, а позднее Вы заметите, что он сам научился строить высказывание.
Всегда точно называйте все предметы и действия в своей речи. Вместо того, чтобы сказать «надевай штаны», назовите предмет точно, «надень колготки (или – брюки, джинсы, шорты). Это поможет малышу научиться сравнивать и отличать друг от друга похожие вещи. Рассмотрите вещи в доме. Чем отличаются и чем похожи брюки и джинсы? Чем похожи и чем отличаются панамка и кепка? Чем похожи и чем отличаются стул, табуретка и кресло? Чашка, стакан и бокал? Такие упражнения в повседневной жизни – мощный ключ к развитию мышления и речи малыша.
Даже с очень маленькими детьми очень полезно вслух при малыше комментировать, объяснять свои действия. Когда Вы кормите ребёнка или собираетесь на прогулку, проговаривайте, что Вы делаете, называя все предметы, их признаки, качества и свойства (пушистый, гладкий, блестящий, шероховатый, мягкий, твердый): «А сейчас возьмем полотенце и вытрем Машеньку. Вот какое у нас полотенце – мягкое, пушистое, белое. Где у Маши ручки? Вот ручки. Давай вытрем ручки» и т. д.
Примерно с 4 лет предлагаю попробовать использовать ситуацию «письменной речи». Конечно, пишет не малыш, а вы под диктовку ребенка придуманный им рассказ (для друга или письмо бабушке). Это очень действенный, работающий способ развития речи, т. к. малыш начинает прислушиваться к своим словам, осознавать их, учится планировать свое высказывание. Предложите ребёнку начало фраз: «Сегодня мы были…где? Там мы видели? Мы стали…. И котята.». Постепенно Вы заметите, что речь ребенка стала более связной, и ребенок стал легко строить цельный текст – рассказ о событии.
Важно знать и то, что развивается то, что тренируется. Поэтому чаще спрашивайте ребенка о его переживаниях, его планах, просите рассказать что-либо. По дороге в детский сад спросите, в какую игру он хочет поиграть, какие игрушки ему больше нравятся и почему. А вечером, после садика, поинтересуйтесь не тем, что он ел, а тем, как прошел день, что было интересное, что его огорчило, что порадовало, что удивило, с кем и во что он играл, что узнал и чему научился. Обсудите, как он хочет провести выходные дни. Так ребенок будет незаметно учиться последовательно, понятно и связно для собеседника излагать свои мысли и рассказывать о событиях из личного опыта.
Помните, что малышу очень нужно общение со сверстниками, и лучше, в свободной игре. Опыт работы убедительно доказал, что когда ребенку нужно что-то объяснить сверстнику, помочь ему, показать и рассказать о чем-то, дети употребляют в несколько раз больше сложных синтаксических конструкций, чем на занятиях со взрослыми! Это важно, так как активно формируется грамматический строй речи ребенка.
Важно знать и то, что если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит её в его памяти. Вместо этого просто скажите правильный вариант. Например, сын говорит: «Я разложил на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Молодец! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положил. Вот как много ложЕК! И вилок много! Спасибо, ты мне очень помог». Интонацией старайтесь выделить правильное окончание в слове.
Сочиняйте сказки. Этим можно заниматься прямо в дороге, в очереди или в любом другом месте, когда нужно занять ребенка, а игрушек под рукой нет. Для самых маленьких понадобится Ваша помощь – начала фраз. Вы начинаете фразу, а ребенок ее продолжает. Например: «Жили – были… Однажды… Вдруг… Один раз …. Бегемот спросил… Тогда… И все звери решили…» и т. д. Через несколько месяцев такого сочинения, Вы заметите, что малыш стал самостоятельно употреблять слова – связки между предложениями, которые он услышал от Вас в сочинении сказок.
Обязательно читайте детям книги, рассказывайте сказки. Чтение обогатит их словарь, принесёт много положительных эмоций.
Общаясь с ребёнком, не забывайте использовать и народные потешки. Они идеально подходят для развития речи, так как в них повторяющиеся слоги находятся в сильной позиции (в начале или в конце фразы, и потому хорошо выделяются на слух малышом. А ритм, рифма, движение, многократное повторение действий помогают развитию активной речи ребенка, его желанию повторить слоги и слова за взрослым.
Помните, что с маленькими детьми нужно говорить более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов.
Весело поиграть с ребенком в рифмы. Например: «Где ты, Машенька гуляла?» (Я цветочки собирала, «Где ты, заинька, скакал?» (Маму с папой я искал, и т. д. Это развивает у ребенка чувство ритма и рифмы, языковое чутье.
Если Ваш ребенок допускает ошибки в согласовании слов друг с другом (например, говорит так – «рисую краснЫМ ручкой» вместо «рисую красной ручкой», «зелёныя платья» вместо «зелёные платья», «красивоя облако» вместо «красивое облако», то Вам поможет грамматическая игра «Загадки». Собираясь на прогулку, рассмотрите одежду, обувь, головные уборы и загадайте загадку о Ваших вещах. Произнося текст загадки, выделите голосом окончания слов: «КрасивЫЙ новЫЙ – это комбинезон или пальто? (пиджак или куртка)». «Отгадай!». «КрасивАЯ новАЯ – это шапка или свитер? (юбка или платья)». «КрасивЫЕ новЫЕ – это брюки или куртка? (туфли или сумка)». В эту игру можно играть и на прогулке: «ЗеленАЯ молодАЯ – это рябина или дуб?», в магазине «СвежИЕ хрустящИЕ – это огурцы или дыня?», в транспорте – «КруглЫЕ новЫЕ – это колеса или руль?». В такой игре малыш учится прислушиваться к окончаниям слов в речи и ориентироваться на них, правильно согласовывать слова в роде и числе.
Делайте самодельные простейшие книжки с результатами словесного творчества малыша. Маленькому ребенку важно пощупать, потрогать и увидеть результат его речевого творчества.
Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на необычные слова и выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения – «туча занавесила небо», «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась». «Собирайте» их в волшебный мешочек – кто заметил или запомнил интересное слово или выражение из сказки, рассказа или стихотворения, тот кладет его в сундучок (используем красивые фишки).
Играйте с малышом в загадки. Заниматься этим можно когда угодно и где угодно: можно «по пути», можно во время приготовления завтрака, на прогулке. Самые простые загадки строятся на сравнении. Например: «Он белый как… (ребенок продолжает – «снег», но не снег. Он пушистый как…. («вата»– продолжает ребенок, но не вата. Он пищит как …. (резиновая игрушка, но не игрушка. Кто это?» (Котёнок). Сочиняя загадки, ребенок учится перечислять признаки предметов в последовательности. Загадайте придуманную загадку бабушке, старшему брату, папе. Помогайте ребёнку начинать фразы, а ребенок будет заканчивать их. Постепенно он станет более активным и начнет придумывать их сам.
Постарайтесь избавиться от постоянного шума в квартире (таким негативным шумом может быть постоянно включенный как фон телевизор или радио). Такой фон очень негативно влияет на развитие речи детей. Так как дети перестают вслушиваться в речь.
И последний, но очень важный совет, – речь ребёнка будет активно развиваться только в обстановке любви, добра и уважения между всеми членами семьи! Удачи!
Источник
Рекомендации родителям по развитию речи детей в период от рождения до 3-х лет
Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить проблему, от их желания и умения совершенствовать навыки ребёнка зависит, будет речь малыша чистой, благозвучной и богатой или трудности с произношением и проблемы в развитии речи придётся исправлять впоследствии логопедическим путём.
Рекомендации родителям по развитию предречевых голосовых реакций и сенсорной сферы в первый год жизни
- Ребёнка с первых дней жизни должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом чаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией. Во время ухода за малышом мать ласковым, бодрым голосом должна разговаривать с ним, сопровождая речью весь процесс пеленания, купания и другие моменты ухода за ребёнком. При этом важно не допускать «сюсюканья». Во время монологов матери у малыша развивается слуховое восприятие.
- Ребёнку так же необходим частый телесный контакт с матерью. Беря ребёнка на руки, мать даёт ему возможность увидеть больше предметов в пространстве.
- Для развития зрительного внимания и зрительного сосредоточения, начиная со второго месяца, повесьте над кроваткой крупные и яркие игрушки и погремушки.
- Помните: ребёнок с удовольствием гулит тогда, когда его к этому побуждает взрослый.
- Разговаривать с ребёнком лучше, когда он выспался, поел, в первой половине дня. Мать, наклоняясь над кроваткой, длительно произносит одни и те же звуки, похожие на те, которые издаёт младенец при гулении. Затем она слушает, что ей скажет малыш и, испытывая удовольствие от общения с ним, с улыбкой продолжает разговор сама.
- Родителям важно испытывать эмоционально-положительное отношение к своему младенцу во время общения с ним.
- Для развития ощупывающих движений рук (3-6 месяцев) применяются игры с игрушками. Взрослые вкладывают игрушку в руки ребёнку. Полезно применять игрушки разной формы и фактуры. При этом они обязательно называются. Связь между развитием ощупывающих движений рук и речью заключается в том, что речь развивается лучше на основе развития предметно-практического опыта.
- Когда у малыша появляется лепет, мать должна поддерживать первые попытки ребёнка подражать взрослому во время совместного лепетания. Ребёнок в этот момент должен видеть лицо и губы говорящего. Это способствует развитию моторики артикуляционного аппарата.
- Начиная с 7-го месяца жизни малыша, можно использовать игры с движениями, сопровождающиеся потешками, стишками («Ладушки», «Сорока-сорока»).
- Общаясь с малышом, произносите лепетные слоги с различной интонацией: то спокойно, то радостно, то с вопросительной интонацией, то с интонацией удивления.
- Во время ежедневного общения с ребёнком постоянно называйте предметы, действия, чтобы малыш начал узнавать эти предметы и выполнять несложные действия с ними по просьбе взрослых.
- Положительное влияние на развитие речи оказывают колыбельные песни. Ребёнок в состоянии полудрёмы бессознательно усваивает речевые образцы, грамматические формы, содержащиеся в текстах песенок.
- При появлении у ребёнка первых слов важно закреплять каждое слово в активной речи. Взрослые должны так же чаще пользоваться этим словом, но не детским вариантом, а полноценной формой.
Рекомендации родителям по развитию речи детей второго года жизни
Второй год жизни – самый ответственный год в развитии речи, так как с него начинается, собственно, речевой период, когда растёт активный словарь, формируется грамматический строй, начинает складываться правильное звукопроизношение.
Для обогащения и активизации словарного запаса ребёнка нужно продолжать знакомить с названиями окружающих его предметов, называть действия, которые родители выполняют по уходу за ребёнком, признаки предметов и признаки действий. Речь развивается лучше во время деятельности. В процессе действий с игрушками (с разноцветными кубиками, пирамидками, коробочками) ребёнок усваивает их названия и названия действий, которые можно с помощью этих игрушек производить. Все эти действия, игры будут способствовать не только развитию моторики, но и речи, особенно если рядом будет находиться взрослый, который прокомментирует нужными словами все действия ребёнка.
- Одевая малыша, называйте предметы одежды, просите при этом принести конкретную вещь: кофточку, платье, шапочку и т.д.
- Для развития активной речи необходимо побуждать детей к ответу. Если же взрослый не настаивает на ответе, то может образоваться разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи.
- В первой половине второго года малыша нужно приучать рассматривать картинки в книжках. Для этого лучше использовать книжки-раскладушки из картона, содержащие одну большую предметную картинку на странице. Вначале взрослый называет малышу предметы, а при повторных рассматриваниях просит показать, где домик, где кукла и т.д. Затем задаётся вопрос: «Что тут нарисовано?»
- Для развития глагольного словаря, пространственной ориентации, эмоциональной сферы используйте игры с игрушками-зверюшками. При этом называйте слова-движения, т.е. как зверёк передвигается, как голос подаёт, какого цвета у него шерсть.
- Когда в речи ребёнка начнут появляться первые фразы, родителям полезно давать образцы грамматически оформленных предложений из двух слов. Затем фраза распространяется до трёх слов.
- Для развития пространственных представлений ребёнка нужно научить понимать значения предлогов «в», «на», «у», «за», «около», «под». Это обучение происходит во время игр с пирамидками, кубиками, матрёшками, мячами. Ребёнку даются чёткие инструкции: «Поставь маленький кубик на большой. Уложи куклу в кроватку». После игры можно попросить убрать игрушки, также проговаривая предлоги: на полку, в шкаф.
- Продолжайте развивать в играх мелкую моторику рук.
- Играя с малышами в простейшие подвижные игры, сопровождающиеся рифмованными текстами, повторяйте потешки, приговорки вместе с детьми. Таким образом, развивается понимание речи, происходит развитие непроизвольной памяти.
- На втором году жизни малышам можно начинать читать книжки, содержащие народные потешки, которые более доступны для восприятия малыша. Чтение потешек так же способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. Читайте детям русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д. Если малыш готов к восприятию более сложных сказок, стихов, то расширяйте круг его чтения. Главное – приучить малыша слушать чтение.
- Не забывайте о развитии произносительной стороны речи детей. В этом возрасте ребёнок ещё не должен произносить чисто все звуки, но прислушайтесь к тому, какими заменителями он пользуется. Если звук заменяется правильно или просто пропускается, не надо торопить события, звук появится в своё время.
Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни
Полноценная речевая среда должна оставаться главным средством развития речи ребёнка.
- После двух лет дети очень любят задавать вопросы. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами.
- Вводите в активный словарь слова-обобщения: «посуда», «одежда», «игрушки», «обувь». Взрослые должны сформировать понимание таких слов, а затем незаметно научить и правильно пользоваться ими. Поводом для применения слов-понятий могут быть любые просьбы взрослого: «Сложи свою одежду аккуратно. Убери игрушки». Обращайте внимание детей на растения, называйте детям цветы, деревья, птиц и т.д.
- Учите слова-названия основных цветов. Не забывайте называть цвета одежды или цвет чашки ребёнка, цвет яблока, неба, цветка.
- Учите слова-названия, обозначающие форму предметов: круглый, овальный, квадратный. Не забывайте упоминать, что такие предметы, как часы, солнце, мяч – круглые, а коробка, кубики – квадратные. Рассматривая с ребёнком картинки, предложите выбрать все круглые предметы или все квадратные и т.д.
- Знакомьте детей со словами, обозначающими размер предметов и различные качества предметов. Это можно делать в повседневной жизни, в быту.
- Продолжайте вводить в словарь ребёнка различные слова-действия. Необходимо стараться называть слова точно: сходные действия, имеющие свои названия, должны называться разными словами: птица летит, змея ползёт, рыба плывёт. При рассматривании картинок-иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот или иной герой сказки. Играйте с детьми в подвижные игры с речевым сопровождением.
- Помогайте ребёнку овладевать различными грамматическими формами. Общаясь с ребёнком, рассматривая картинки в книжках, взрослые могут задавать вопросы. Отвечая на них, малыш должен употребить ту или иную грамматическую форму.
- Необходимо читать ребёнку каждый день. Важно, что читать малышу: обязательно народные сказки с повторяющимися действиями, стихотворные тексты. Загадывайте загадки.
- Для развития подвижности органов артикуляции детей разучите специальные упражнения и выполняйте их вместе с детьми в игровой форме. Это будет способствовать более быстрому формированию звуков речи, а имеющиеся звуки зазвучат более чётко.
- Не забывайте об упражнениях для пальцев рук. В этом возрасте ребёнок старается делать упражнения самостоятельно по подражанию, без помощи взрослого.
Источник