Рекомендации психолога ребенку с задержкой психического развития

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 2 сентября, 2019

Обновлено: 5 марта, 2020

Для того, чтобы родители знали, как помочь своим детям с ЗПР, специалисты предоставляют рекомендации, позволяющие максимально полезно проводить время совместно, выстраивать режим дня.

Ребята с диагнозом задержка психического развития – особые. Требуют повышенного внимания, умения с ними общаться, правильно выстраивать работу для облегчения состояния. Помочь малышу могут не только специалисты в специальных учебных заведениях, но и близкие люди, в первую очередь, родители.

Следование рекомендациям родителям по воспитанию детей с ЗПР необходимо для прогрессивного улучшения состояния ребенка, скорейшей полной реабилитации, снятии диагноза.

Рекомендации психолога детям с ЗПР

Успешность коррекционной работы, адаптация ребенка к социуму, учебным заведениям, своим возможностям, последующее выравнивание темпа психического развития, зависит от совместной работы не только специалистов: психолога, невролога, дефектолога, логопеда, но и от родителей.

Желание взрослых родственников помочь малышу является главной движущей силой на пути к выздоровлению.

Важно соблюдать рекомендации психолога по воспитанию детей с ЗПР для родителей:

  • Учитывайте, что у ребенка слабая память, внимание, отстают мыслительные процессы. Из-за этого трудно понимать, запоминать даже простую информацию, ему требуется постоянное системное повторение. Регулярно интересуйтесь, что нового он узнал в детском саду, а потом повторяйте это вместе. В младших классах школы повторяйте дома пройденный на уроках материал, закрепляйте навыки совместным выполнением домашнего задания.
  • Помощь в обучении должна носить своевременный характер. Не выполняйте задание за ребенка, даже если он испытывает какие-либо трудности. Лучше еще раз разберите с ним теоретический материал, а потом заново предоставьте возможность выполнить работу самостоятельно.
  • Заранее определите, кто будет заниматься с ребенком, выполнять задания дефектолога, психолога, учителя. Для лучшего результата это должен быть один и тот же человек.
  • Время занятий должно быть твердо закреплено за конкретным часом в режиме дня. Системность дисциплинирует ребенка, помогает лучше усваивать знания.
  • Используйте яркие наглядные и интерактивные материалы.
  • Уделяйте внимание не скорости, а качеству выполнения задания.
  • Продолжительность занятий у младшего школьника не должна превышать 1 час с учетом смены деятельности. У дошкольников время сокращено до 30 минут.
  • Получив задание, убедитесь, что вам все понятно. Это важно, чтобы не запутать малыша при выполнении.
  • Занятия должны быть ежедневными.
  • Периодически проводите закрепление нового материала во время прогулок или игр в виде простых вопросов в формате диалогов.
  • Не требуйте с малыша то, чего он еще не знает.
  • Хвалите за малейшие успехи. Так как развитие идет не очень быстрыми темпами, успехи не так заметны. Тем более ценны. Получая одобрение, ребята мотивируются на дальнейший прогресс.
  • Сохраняйте максимально доброжелательную атмосферу. Малыш не должен быть свидетелем потенциально опасных для его психики событий. В том числе ссор между родителями.

Советы дефектолога родителям детей с ЗПР

Один из основных специалистов, работающий с детьми с ЗПР, это – дефектолог, поэтому к его рекомендациям необходимо прислушиваться. Советы помогут устранить проблемы в речи, познавательной деятельности.

Результативные рекомендации:

  • Постоянно разговаривайте. Во время любого дела, самостоятельного или общего, ведите диалог о том, что видите вокруг и о том, что делает он или другие люди. Постоянная речевая практика способствует развитию навыка речи, расширению словарного запаса, запоминанию информации о окружающем мире.
  • Выдерживайте спокойный тон, среднюю скорость, выделяйте интонацией важное.
  • Говорите правильно, не коверкайте формы слов. Стройте предложения на одно-два слова длиннее, чем ребенок. А усложняйте их только после того, как малыш перейдет на более сложную для него конструкцию.
  • Задавайте вопросы, требующие развернутого ответа. Если ребенок затрудняется в ответе, стройте вопрос как выбор из нескольких вариантов с использованием слова «или».
  • Выдерживайте паузу после вопроса, давая ребенку время подумать над ответом.
  • Вслушивайтесь в окружающие звуки, определяйте их происхождение вместе. Превратите это в игру.
  • Рассказывайте короткие занятные истории, а затем просите ребенка их пересказать. Если это не получается, помогайте ему, задавая наводящие вопросы. Это можно превратить в семейную игру. Мама рассказывает историю, а папа или другой родственник просят пересказать ее им.
  • Работайте вместе с профессионалами. Результатов можно добиться, совмещая занятия со специалистами и закрепление нового дома.
  • Проявляйте терпение, не раздражайтесь, ведь ребенок не виноват в своих проблемах. Не называйте его глупым, не ругайте за медлительность реакций.
  • Найдите единомышленников, воспитывающих малышей с таким же диагнозом. Вместе вам будет легче справляться с психической нагрузкой, разрешать сложные ситуации.
  • Не опекайте чрезмерно. Ребенку необходима самостоятельность, постоянный новый опыт, контакт с нестандартными задачами. Контролируйте, как он с ними справляется, но не делайте это за него.

ЗПР – это диагноз, от которого можно избавиться со временем при усердной работе вместе с профессионалами.

Следуйте советам и рекомендациям для родителей от дефектологов, психологов, логопедов и заметите у детей с ЗПР видимый прогресс.

Список использованной литературы

  1. [Treatment of speechdisorders in preschool children].Shalimov VF et al. Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. (2017)
  2. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. [Текст] / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – М.: Ось-89, 2000. – 273 с.
  3. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. [Текст] / И. Э. Унт.-М., 1990.- 195 с.
  4. Самойленко Е. В. Влияние доминирующего типа материнского воспитания на формирование по-лоролевого поведения мальчиков-подростков из неполной семьи / Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 7. — С. 175-178.
  5. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 192 с.
  6. Зайцев Д. В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями // Педагогика. — 2003. — № 1. — С. 21-30.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Рекомендации родителям,

имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)

1. Диагноз ЗПР ставится врачом-психоневрологом;

2. Диагноз ЗРП означает, что ребенок развивается так же, как и все остальные дети, только медленнее;

3. Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников;

4. Причины ЗПР:

• медицинские (проблемы беременности, проблемы родов, перенесенные заболевания); • психологические (отсутствие развивающей среды, проблемы в семье).

5. Специалисты, которые могут Вам помочь:

• врач-невролог, психоневролог; • учитель-дефектолог; • педагог-психолог; • учитель-логопед.

6. Целесообразно получить квалифицированную помощь данных специалистов в Центре психолого-медико-социального сопровождения.

7. Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения. Для того, чтобы попасть в специализированное ДОУ, надо пройти психолого

медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в центре психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) по месту жительства.

Развитие умения общения с детьми:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

• стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии; • контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил; • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку; • не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»; • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз; • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию; • помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными; • выслушайте то, что хочет сказать ребёнок; • не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

• уделяйте ребёнку достаточно внимания; • проводите досуг всей семьёй; • не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

• установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи; • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания; • избегайте по возможности больших скоплений людей; • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

• не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка; • чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям; • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; • помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.

Развитие познавательной деятельности.

Развитие памяти и внимания.

1. Учить запоминать несколько предметов (игрушек), находящихся перед ребенком, а также выявлять количественные изменения предметов, что добавилось, что убавилось.

2. Учить запоминать зрительные образы предметов и воспроизводить их по памяти.

3. Учить запоминать несколько предложенных предметов, а затем находить их среди других.

4. Учить запоминать как можно больше предметов, изображенных на картинках, а затем воспроизводить их по памяти (объем памяти).

5. Учить запоминать и выполнять ряд последовательных действий.

6. Учить замечать особенности некоторых изображений: чего не хватает на рисунке (зрительное внимание).

7. Учить выкладывать узор (предмет) из палочек по образцу, а затем по памяти.

8. Учить выделять отличия у двух сходных предметов или изображений.

Коррекция не речевых процессов – зрительного и слухового внимания и памяти.

1. Развитие зрительного гнозиса – узнавание перечеркнутого изображения, пунктирных, контурных и наложенных друг на друга изображений; буквы разного шрифта в

неправильном положении; узнавание формы, цвета, величины предметов.

2. Зрительного мнезиса (памяти) – предъявить ранее виденную картинку, букву; воспроизвести определенную последовательность 3-4 картинок, букв, цифр.

3. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса – рисование, конструирование фигур, сравнение картинок, ориентировка на собственном теле (право, лево);

ориентировка в окружающем пространстве.

4. Развитие моторной готовности – упражнения на развитие мелкой моторики; хозяйственный труд; занятия по аппликации, конструированию, рисованию; музыкальные занятия.

5. Словарная работа по лексическим планам. Широко использовать стихи, загадки, песни по лексическим темам.

6. Развитие функций фонематического анализа (от простых форм до сложных форм).

7. Работа по развитию слогового анализа и синтеза (звуко-слоговой анализ слов).

8. Работа над предложением – от простого нераспространенного двусоставного предложения к распространенному двусоставному предложению, к сложному

(сложносочиненному) предложению.

9. Работа над ритмико-интонационным рисунком предложения.

10. Анализ предложений, три секрета предложения, схема.

11. Знакомство с буквами – воспитание оптических дифференциаций, письмо элементов букв, письмо букв.

Развитие мышления.

1. Умение обобщать и классифицировать предметы:

• учить объединять предметы, принадлежащие к определенным предметным темам; • учить классифицировать предметы по темам, группам; • учить находить лишний предмет из ряда нескольких предметов.

2. Развитие навыка анализа и синтеза:

• учить составлять из частей целое (разрезную картинку с образцом и без образца); • учить определять (видеть) целый предмет по части; • учить отгадывать и загадывать загадки; • учить понимать смысл пословиц и поговорок; • учить понимать «Нелепицы» с 6-7 лет.

Развитие ощущения и восприятия.

1. Дифференцировать обонятельные ощущения.

2. Учить дифференцировать вкусовые ощущения.

3. Учить различать цвета (восприятие цветов) – выбирать из нескольких предметов те, которые имеют определенный цвет.

4. Развитие иллизорного восприятия: учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте и т.д.

5. Развитие целостности восприятия (зрительного гнозиса) – учить узнавать предметы в перечеркнутом изображении, контурных, пунктирных и наложенных друг на друга изображений.

6. Развитие восприятия пространства – учить узнавать предметы по форме, цвету, величине, группировать их;

• учить находить место предмета в определенном ряду; • учить вкладывать фигуры в пазлы доски Э.Сегена. • учить находить место предмета в пространстве (в правом верхнем углу, перед собой, посередине и т.д.)

7. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса

• учить рисовать, конструировать фигуры, сравнивать картинки; • учить ориентироваться на собственном теле (право, лево); • учить ориентироваться в окружающем пространстве.

8. Развитие осязания – учить узнавать предметы на ощупь, по объемному изображению, по плоскостному изображению, узнавание букв.

9. Развитие кинестетических ощущений и восприятий.

10. Развитие слухового восприятия

• учить различать речевые звуки; • учить различать звуки по высоте, силе и тембру голоса; • учить различать слова, близкие по звуковому составу; • учить дифференцировать слоги, фонемы (гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие).

Работа по развитию лексической стороны речи.

Развитие глагольного словаря.

1. Уточнить и закрепить названия действий животных.

2. Активизировать употребление приставочных глаголов.

3. Научить подбирать глаголы совершенного несовершенного вида.

4. Научить подбирать антонимы к глаголам.

5. Научить подбирать слова, обозначающие действия, к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленные предметы, явления природы.

6. Научить подбирать синонимы к заданному глаголу.

Развитие номинативной функции речи.

1. Уточнение и активизация словаря по лексическим темам.

2. Научить образовывать множественное и единственное число существительных.

3. Научить употреблять существительные в разных падежах.

4. Научить определять предмет по названию его составных частей.

5. Научить самостоятельно подбирать названия предметов к названиям действий.

6. Научить правильно употреблять в речи предлоги: ИЗ, В, ЗА, ИЗ-ЗА, НАД, С, К, ИЗ-ПОД.

7. Научить употреблять сложные слова.

8. Учить подбирать антонимы к существительным.

9. Учить подбирать синонимы к словам.

10. Учить образовывать однокоренные слова.

11. Активизировать словообразование существительных суффиксальным способом, префиксальным способом, суффиксально-префиксальным способом.

Активизация познавательной деятельности.

1. Умение обобщать и классифицировать предметы.

2. Исключение лишнего предмета.

3. Умение составлять из частей целое.

4. Загадывание и отгадывание загадок.

5. Понимание смысла пословиц и поговорок.

6. Задание на абстрактно – логическое мышление.

Все задания подбираются в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями ребенка.

Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Так, посмотрев на термометр, расположенный на внешней стороне окна, увидев кутающихся в теплую одежду прохожих, мы делаем заключение о том, что на улице холодно. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствии. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы, или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам). Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др. Все, чем ребенок занимается в дошкольном возрасте (рисование, лепка, конструирование, различные игры) развивает у него такие мыслительные операции, как классификация, установление причинно-следственных связей, обобщение, сравнение, способность рассуждать, абстрагирование, понимание взаимозависимостей.

Возрастные особенности мышления у дошкольников.

За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения.

Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста.

Кроме того, ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой, например: рисунок может изображать игрушку, а игрушка — то, что нарисовано. Формируется способность к замещению — умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы — представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям еще не готов. В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Учитель-дефектолог в детском саду.

Все дети развиваются не одинаково, особенности задержки в развитии возникают по разным причинам. И помочь им могут разные специалисты, один из них – учитель-дефектолог.

Учитель-дефектолог проводит организованную образовательную деятельность по:

• Ознакомлению с окружающим миром; • Развитию мышления; • Развитию восприятия; • Развитию памяти; • Развитию внимания; • Формированию элементарных математических представлений.

Учитываются индивидуальные особенности ребенка.

Не все дети успевают выполнять задания на подгрупповых занятиях. Некоторым требуется больше внимания педагога.

Занятия с дефектологом проходят каждый день и длятся 15 – 25 минут. Они бывают индивидуальные или подгрупповые (2 – 5 человек). При такой организации не один ребенок не остается без внимания педагога.

Эффективность работы зависит от совместных усилий учителя-дефектолога и родителей.

Развитие психических функций

Зрительное внимание: Игры: «Найди отличия», «Найди два одинаковых предмета», «Найди половинку предмета», «Найди точно такую же картинку или предмет», «Что забыл изобразить художник», «Узнай по силуэту», «Узнавание наложенных и пересекающих (зашумленных) изображений предметов», «Лабиринты».

Слуховое внимание: Игры: «Бывает – не бывает», «Съедобное – несъедобное», «Можно – нельзя», «Да – нет», «Кто внимательный», «Вода, дорога, воздух», «Едем, плаваем, летаем», «Во саду ли, в огороде», «Внимательно слушай и быстро отвечай», «Назови части».

Зрительная память: Игры: «Какого предмета не стало», «Посмотри, запомни и назови», «Повтори, не ошибись», «Кто знает, пусть продолжает», «Что изменилось»,

Слуховая память: Игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Цепочка слов», «Кто больше запомнит?», «Телефон», «Послушай, запомни и повтори слова», «Запомни и назови пары слов», «Подбери нужное слово», «Кто больше назовет слов, которые подходят к данному слову?», «Внимательно слушай и выполняй»; заучивание потешки, загадки, стихотворения; пересказ сказки, рассказа.

Зрительное восприятие: Величина (пирамидки, стаканчики, «Какой предмет самый большой», «Какой предмет самый маленький», «Высокий – низкий», «Толстый – тонкий», «Длинный – короткий», «Широкий – узкий»); Цвет (4 года – основные цвета; 5 лет – основные и оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый; 6 лет – основные и розовый, светло-зеленый, серый; 7 лет – основные и 8 оттенков и более); Форма (4 года – круг, квадрат, треугольник; 5 лет – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; 6 лет – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, многоугольник) – («Геометрическое лото», «Найди и покажи вершины, стороны, углы», «Какие предметы напоминают по форме» и т.д.);

Пространственная ориентировка: (на себе; другом человеке; расположение предметов по отношению к себе; другому лицу (справа, слева, впереди, сзади и т. д.); на листе бумаги; в тетради в клетку; Временные представления (части суток; времена года; месяцы; дни недели; 6-7 лет знакомство с часами «стрелки, циферблат»).

Слуховое восприятие: (различать тихие и громкие звуки)

Понимание предлогов: (в, на, за, под, над, перед, из, у, с, к, из-за, через, из-под, рядом, между, около

Развитие мелкой моторики рук и конструктивного праксиса

• Показать отдельно один палец (указательный), затем два (указательный и средний) и т.д. • Показать колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим пальцем.

• Пальчиковые гимнастики. • Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке. • Завинчивание и отвинчивание крышек, банок, пузырьков. • Плетение косичек из ниток, венков из цветов. • Нанизывание бус на нитку. • Изготовление поделок из бумаги, природного материала. • «Пальчиковые бассейны» (желуди, каштаны, фасоль, горох, чечевица, морские камешки). • Раскрашивание картинки, не выходя за контуры. • Обводка и штриховка предметов (проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии). • Рисование по точкам, по клеточкам. • Складывание разрезных картинок (по горизонтали, по вертикали, по диагонали). • Выкладывание пазлов. • Складывание кубиков с изображением объектов по лексическим темам. • Выкладывание фигур из счетных палочек по показу, по образцу, по схеме. • Конструкторы «Lego», «Геометрические фигуры», строительные наборы (деревянные), «Мозаика» и др. • Сборно-разборные игрушки . • Логические блоки Дьенеша. • Счетные палочки Кюизенера. • Кубики Никитина «Выложи квадрат».

Источник