Рекомендации по речевому развитию ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №61 «Семицветик» Старооскольского городского округа

 Развитие речи дошкольников

(рекомендации родителям)

                                                                                                        Подготовил:

педагог-психолог

                                                                                                     Гензе Н.И.

Старый Оскол 2017г.

Мать спросила у мудреца, когда надо

начинать воспитывать ребенка, и получила

 ответ: «Ты опоздала на девять месяцев»

Готовить себя к пониманию и воспроизведению речи человек начинает еще до рождения. В утробе своей матери он начинает слышать речь, отличать речь от других звуков и шумов. Ученые уверены, что поведенческий код, индивидуальный для каждого человека, закладывается еще до рождения. И на характере этого кода, бесспорно, отразятся слова любви, произносимые родным голосом.

Пока будущая мать ждет первой встречи со своим малышом, самое время начать диалог, который продолжится при появлении младенца на свет. Кроха еще не различает слов, но их эмоциональный оттенок определит безошибочно. 

Рекомендации для родителей:  

1. Начинать заниматься речью ребенка нужно с самого раннего возраста, с младенчества.

2. При первых подозрениях на задержку речевого развития (не говорит простые слова к 1 году) необходимо обращаться за помощью к логопедам, дефектологам, невропатологам.

3. Начинать подготовку к чтению и письму нужно не позднее 3 лет. Необходимо развивать мелкую моторику, фонематический слух, пространственную координацию.

4. Не забывайте каждый день читать ребенку. Это очень важно по ряду причин: во-первых, усиливается эмоциональное воздействие текста на ребенка, так как он видит вашу мимику, выражение глаз, слышит ваш голос; во-вторых, у ребенка возникает потребность ежедневно получать информацию.  

Иногда ребенок просит читать одну и ту же книгу много раз. Это хороший признак, который свидетельствует о том, что содержание данной книги соответствует его эмоциональному и интеллектуальному уровню развития. Ребенок, много раз прослушивая текст, обогащает свой духовный мир, развивает навыки предугадывания содержания еще непрочитанного текста. Для развития этого навыка периодически задавайте ему вопрос: «О чем пойдет речь дальше?».

При повторном чтении книги старайтесь читать ее как можно быстрей. Четко произносите слова. Время от времени спрашивайте ребенка, все ли он успевает понимать.

Ускоренное чтение помогает развить у ребенка способность быстро понимать содержание текста. Вы освобождаете его от необходимости читать текст (это для него еще трудно) и оставляете ему только одну задачу – понимать, но быстро!

Развитие навыков быстрого понимания прочитанного стимулирует и развитие навыков чтения у ребенка. В дальнейшем, при самостоятельном чтении, он будет воспринимать содержание быстрее, чем прочитывать слова.

5. Следует разобраться: умеет ли Ваш ребенок общаться, свободно выражать свои мысли? Статистика свидетельствует о печальном факте, что большинство наших детей не умеет выражать свои мысли и принимать участие в беседе. Несмотря на достаточный словарный запас и нормальную артикуляцию, дети, как правило, не умеют общаться. Поэтому стоит задуматься, как привить им навыки общения, усовершенствовать их устную речь.

7. Разговаривайте со своими детьми! Это может быть и обычный разговор о том, что интересного было в детском саду. Приучайте ребенка ежедневно делиться с вами своими переживаниями – это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним обо всех событиях, спрашивайте его обо всем: что сегодня было на обед, какие были занятия и с кем из детей играл. Не расстраивайтесь, если ребенок ничего не помнит. Через год ваш ребенок будет свободно вспоминать все события прошедшего дня. Главное – искренне интересоваться тем, чем живет ребенок. А иногда, шагая вместе по улице, отвлекитесь от своих мыслей, прислушайтесь к его болтовне. А потом спросите:

– Как ты думаешь, о чем рассказывает нам сосулька?

– Интересно, о чем размышляет этот нахохлившийся воробей?

– Давай сочинять сказку про мороз!..

Разговаривать с ребенком можно о многом, стоит только взглянуть на окружающий мир.

А дома возьмите легкую для понимания книгу, можно сказки. Прочитайте одно предложение и попросите ребенка пересказать (лучше «своими словами»). Когда одно предложение он будет пересказывать свободно, то прочитайте ему вначале абзац, затем страницу и попросите пересказать.

Научите ребенка придумывать название абзацу, странице, большому отрывку текста. «Представь, что ты написал этот рассказ из одного абзаца, как бы ты его назвал?». Это развивает мыслительный процесс, навык «обобщения».

8. Каждый день делитесь даже с самым маленьким ребенком своими впечатлениями о музыке, об интересной книге, о людях, об окружающем мире, природе, обо всем, что волнует вас. В ответ на это ребенок распахнет свою душу. Поначалу подражая, а потом становясь все самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать на вашу заинтересованность и искренность тем же.

9. Только систематические занятия с ребенком могут дать положительный результат.

Для того чтобы ребенок научился читать и писать, нужно его учить быть внимательным.

Рекомендуем интересные упражнения для развития внимания.

Упражнение. Согните руки в локтях, ладони вовнутрь, пальцы согнуты. В любом порядке раскрывайте и закрывайте ладони: левую – раскрыть, правую – раскрыть, левую – закрыть, правую – закрыть, обе – раскрыть, левую – закрыть, правую – закрыть, левую – раскрыть одновременно, правую – раскрыть, обе – закрыть и т. д. Ребенок сидит напротив вас и раскрывает и закрывает ладошки в зеркальном отражении, то есть, если у вас правая, то у ребенка – левая. Он старается сначала медленно, а потом все быстрее раскрывать и закрывать нужную ладошку.

Упражнение. Если ребенок знает буквы (или несколько букв), предложите ему следующую игру. В книжке (журнале, газете) с крупным шрифтом нужно в течение, трех минут во всех словах подчеркивать (карандашом) букву «а». Через три минут вместе проверьте, нет ли пропущенных букв. Объясните ребенку, что быть внимательным – это значит, например, не пропускать буквы. Сравнивая количество прочитанных строчек и пропущенных букв, вы сможете следить за успехами ребенка.

Выберите другую букву и выполните упражнение снова.

Упражнение. Усложните задание. Букву «о», например, нужно обвести кружком, а букву «п» – взять в квадрат и т. д. Над страницей нарисуйте образец. Далее 3 буквы можно обводить кружком, квадратиком, треугольником, подчеркивать, зачеркивать и т. д.

Упражнение. Составьте список существительных, которые доступны пониманию ребенка. Например: скажите ребенку слово «кот». Он повторяет: «кот». Вы добавляете слово «лист» – он повторяет: «кот», «лист». Вы предлагаете еще одно слово «груша», и ребенок вспоминает – «кот», «лист», «груша» и т. д.

Постарайтесь запомнить максимальное количество слов.

Ежедневно выполняйте это упражнение 2–3 раза. Старайтесь, чтобы ребенок запомнил максимальное количество слов.

Упражнение. Возьмите знакомую ребенку книгу. Прочитайте одно предложение и попросите ребенка «своими словами» пересказать прочитанное. Вы читаете второе предложение, а ребенок снова кратко пересказывает первое предложение и второе. Вы читаете третье предложение, а ребенок снова пересказывает все три и т. д., и так до конца абзаца.

Точно так же прочитайте и перескажите второй абзац, затем первый и второй абзац вместе. Прибавьте третий и т. д. (10–15 мин).

Работа памяти во многом зависит от способности припоминать уже известную информацию. Для развития этого процесса нужно не только формально повторять материал, но, самое главное, припоминать быстро. Этот метод называется методом скоростного воспроизведения.

Упражнение. Рассмотрим работу методов увеличения объема и скоростного воспроизведения на примере заучивания скороговорок.

Учим первую строчку. 

1. НА реке поймали рака.

2. НА реке поймали рака.

3. НА реке поймали рака.

Повторяйте каждую строчку 3–4 раза. Ускоряйте повторение, делайте акцент на первом слоге, стараясь не смотреть в текст.

Учим вторую строчку. 

1. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

2. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

3. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

Связываем первую и вторую строчки. 

1. НА реке поймали рака.

2. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

Повторите 5–6 раз с ускорением эти две строчки.

Учим третью строчку. 

1. ЭТО Лешка забияка.

2. ЭТО Лешка забияка.

3. ЭТО Лешка забияка.

Связываем 3 строчки 

1. НА реке поймали рака.

2. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

3. ЭТО Лешка забияка.

Учим так же четвертую строчку и связываем с тремя предыдущими. 

1. НА реке поймали рака.

2. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

3. ЭТО Лешка забияка.

4. СНОВА в реку бросил рака.

Повторите 5–6 раз с ускорением, делая акцент на первом слове каждой строчки.

Так же выучить второе четверостишие и повторить с ускорением все три вместе. Хорошо, если все три четверостишия вы сможете воспроизвести за 10 секунд, отлично – если за 6.

Точно так же можно учить любые стихи, которые предусмотрены программой детского сада в том числе и на иностранном языке.

Мы получаем два эффекта.

Первый – эффект «давления информации», проявляющийся в том, что выученное таким образом стихотворение само вспоминается. Стоит вспомнить только первое слово, как уже вся строчка «звучит в голове» и ее нужно только произнести.

Второй эффект проявляется в том, что если выученные таким образом стихи повторять с ускорением в течение недели каждый день по пять минут, то они практически не забываются. То есть информация остается в памяти на всю жизнь!

Желаем успеха!

Источник


Нарезкина Любовь Васильевна

В статье рассматривается роль семьи в речевом развитии ребенка дошкольного возраста.Я представляю в статье опыт своей работы в данном направлении и формулирую практические рекомендации для родителей с целью оказания методической помощи для организации работы по развитию речи у детей.

Уважаемые родители!
• Развивая речь ребенка, вы способствуете развитию его интеллектуальной и эмоциональной сферы, тем самым создавая залог успешности обучения в школе.
• Речь ребенка развивается в подражании. Будьте примером для своего ребенка.
• Связная речь, способность формулировать мысли рождается в диалоге. Учите своего ребенка вести диалог.
• Работа по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения решает задачи по подготовке к обучению грамоте.
• Формирующаяся в этом возрасте интеллектуальная, то есть планирующая функция речи является составляющей деятельности общения.
• В старшем дошкольном возрасте высок уровень развития лексики. В речи ребенка появляются синонимы, антонимы, сравнения.
• Для формирования лексических и грамматических навыков необходимо внимательно выслушивать ответы ребенка, помогая высказывать мысли, находить более точные слова.
• Словарный запас расширяется за счет получения новых впечатлений, в различных видах деятельности.
• Для обучения монологической речи учите ребенка рассказывать или пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять рассказы по картинкам, из личного опыта.
• Слушайте и слышьте друг друга.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребенка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
7. Давайте ребенку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребенком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребенком художественную литературу – это приучает ребенка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребенка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
13. Играйте с ребенком в разные игры.
14. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

«УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ И ПРАВИЛЬНО ИХ ПРОИЗНОСИТЬ»
Уважаемые родители!
Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой
«одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в
поощрении, они – важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.
– «Стоп – игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
– «Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, то и победит.
– «Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.
– «Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.
– «Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.
– «Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании (т. е. припоминании) слов с закрепляемым звуком.
– «Мы – артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносится чуть дольше обычного.
– «Можно или нельзя». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К моменту поступления в школу ребенок должен:
– правильно произносить и хорошо различать все звуки речи на слух (сформированность звуковой стороны речи и фонематических процессов);
– иметь достаточный словарный запас (владеть общеупотребительной лексикой);
-уметь пользоваться разными способами словообразования
(правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных, глаголы с помощью приставок и т. д.);
-грамматически правильно строить предложения; употреблять в них простые и сложные предлоги, согласовывать слова в роде, числе, падеже и т. д. сформированность грамматического строя речи);
-правильно отвечать на вопросы и задавать их; составлять рассказы по картинкам, пересказывать небольшие литературные произведения, заучивать наизусть стихи
(сформированность связанной речи);
-находить слова с определенным звуком, выделять первый и последний звук в слове, делить слова на слоги, определять количество и последовательность слов в предложении и др. (сформированность предпосылок к обучению грамоте)
Игры и упражнения по развитию речи детей подготовительной группы
1. Дополни предложение:
Девочка играет … Мама стирает …
2. Какое яблоко? Собака? Слон? Зима?
3. Как назвать одним словом маленький стул?
А если их много?
-маленькую собаку? Их много?
-маленькое яблоко? Их много?
4. Составить предложение по одному слову.
Мальчик. Кукла. Мишка.
5. Составь предложение по 3- м данным словам: Кукла. Девочка. Платье
6. Дополни предложение:
Он не пошел на прогулку, потому что …
Он не взял игрушку, потому что…
7. Исправь:
Он ушла на реку.
Там увидел маленький рыбку. Потом бросил один камни.
Из реки выпрыгнула зеленый лягушка.
8. Назови:
одно слово, один звук, одно предложение

Источник