Рекомендации по развитию умственно отсталого ребенка

Рекомендации по развитию умственно отсталого ребенка thumbnail

Рекомендации родителям по воспитанию детей с умеренной умственной отсталость.

Родители, воспитывающие ребенка с умеренной умственной отсталостью, должны стремиться помочь ему достойно жить среди других людей, понимая себя и остальных, помочь стать максимально самостоятельным, в то же время тщательно учитывая свои ограничения. Одна из главных задач, стоящая перед родителями, – научить ребенка преодолевать жизненные трудности.

Предлагаем вашему вниманию несколько советов по воспитанию ребенка с умеренной умственной отсталостью.

  • С ребенком младшего школьного возраста все занятия должны проходить в игровой форме. Разнообразные познавательные игры расширяют кругозор, развивают речь. Необходимо вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать его наименьшую инициативу.

  • Значительное внимание советуем уделять именно развитию речи. Которая формируется со значительным опозданием. Обычно эти дети плохо понимают речь других людей, их словарный запас беден, наблюдается дефект произношения по причине недоразвития мышц языка или голосовых связок, неправильного расположения зубов и т.д.

  • Советуем приучить ребенка не только смотреть на игрушку, но и трогать, ощупывать, брать в руки, двигать её, стучать ей и тд. С помощью таких приемов ребенок научиться узнавать, а затем и называть игрушки, некоторые виды одежды, обуви, посуды, мебели – те предметы, которыми он пользуется постоянно.

  • Занятия с ребенком целесообразно организовывать таким образом, чтобы он вынужден был попросить или сказать что-то, задать вопрос и прочее. Родители допускают ошибку, когда стараются предупредить любую попытку ребенка сделать что-то самостоятельно. Тем самым они лишают его возможности общения с окружающими людьми.

  • Обязательно использовать наглядные средства, привлекать к практической деятельности самого ребенка. Поскольку дети с умеренной умственной отсталостью плохо понимают обращенную к ним речь, долгие словесные пояснения взрослых не приносят результатов. Все усилия объяснить ребенку смысл несложной бытовой задачи становятся напрасными. Организовать обучение детей , используя только вербальный, словесный подход , не удается. Сначала необходимо показать ребенку, как выполнить то или иное действие, задание, а затем повторить действие с ним. Только тогда можно ожидать, что у него выработаются несложные умения и навыки. Постепенно в результате игровой и предметнопрактической деятельности у ребенка формируется понимание простой, каждодневной речи, вырабатываются социальные навыки поведения.

  • Советуем объяснять ребенку задания простыми, знакомыми ему словами. Если он не справляется с работой, не настаивайте на своем. Целесообразно предложить ему выполнить более легкие действия с предметами, но в дальнейшем обязательно вернуться к заданию, которое раньше было для него трудным.

  • Рекомендуем заботиться о развитии у детей с умеренной умственной отсталостью представлений об окружающем мире. Большое значение при этом приобретают экскурсии и прогулки. Развитие познавательной сферы таких детей должно быть тесно связано с живыми, яркими, наглядными явлениями природы. Важно создать соответствующий эмоциональный настрой, лишь тогда восприятие увиденного может носить целенаправленный характер.

  • Отдельной внимание заслуживает развитие у детей элементарных моральных понятий. По мере взросления во время бесед, чтения доступных рассказов, просмотра телепередач значительное место отводится выработке у них положительных личных качеств. С детьми необходимо проводить кропотливую работу, разбор разнообразных примеров поведения, взятых из жизни, чтобы они могли понять, что ценят в человеке, а что – осуждают.

  • Дети с умеренной умственной отсталостью легко поддаются внушению и весьма склонны к подражанию. Эти особенности необходимо учитывать во время воспитания у них соответствующих норм поведения и обучения их полезной деятельности.

  • Советуем приучать детей к соблюдению режима, предлагать выполнять то или иное задание постепенно и последовательно увеличивая количество поручений. Необходимо следить за тем, чтобы работу выполняли аккуратно и доводили до конца. Сначала надо подчеркнуть достижения ребенка, а затем указать на допущенные ошибки. Таким образом уменьшается возбудимость ребенка , улучшается внимание, повышается работоспособность и ответственность за свое поведение.

  • Заметив проявление у ребенка непроизвольных навязчивых движений, займите ребенка чем-нибудь: предложите убрать игрушки в ящик, что-то принести, переставит и т.д. Нельзя оставлять ребенка долгое время без деятельности.

  • Говорите с ним спокойно, негромко, даже шепотом с целью выведения ребенка из пассивного состояния, подбадривания, поощрения, стимулирования интереса к выполнению того или иного вида деятельности, вселения уверенности в своих силах. Так он легче подчиняется требованиям.

  • Ребенок с умеренной умственной отсталостью, как и любой другой, нуждается в контакте со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это обычно положительно влияет на него, он легче общается с окружающими.

  • Информацию подготовила педагог-психолог Соловьева Е.В.

    Источник

    Евгения Днепровская
    Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

    Обучение умственно отсталых детей в общеобразовательных учреждениях требует создания специальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию интегрированного подхода.

    В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать особенности их развития. Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математика, чтение, письмо). Эти трудности обусловлены особенностями развития их высших психических функций. У данной категории детей отмечается значительное отставание в познавательном развитии.

    Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

    Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. У них отмечается замедленный темп и меньшая дифференцированность восприятия. Эти особенности при обучении умственно отсталых детей проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, похожие по звучанию буквы, слова. Отмечается также узость объема восприятия. Дети данной категории выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса. Их восприятием необходимо руководить.

    Читайте также:  Теория психосоциального развития ребенка эриксон

    Все мыслительные операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Затруднен анализ и синтез предметов. Выделяя в предметах (в тексте) отдельные их части, дети не устанавливают связи между ними. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, учащиеся затрудняются проводить сопоставительный анализ и синтез, проводят сравнение по несущественным признакам. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность заметить свои ошибки, сниженная активность мыслительных процессов, слабая регулирующая роль мышления.

    Основные процессы памяти у этих детейтакже имеют свои особенности: лучше запоминаются внешние, иногда случайно воспринимаемые зрительно признаки, трудно осознаются и запоминаются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запоминание; большое количество ошибок при воспроизведении словесного материала. Характерна эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. Воображение умственно отсталых детей отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.

    Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются различные виды нарушений письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

    У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников,выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

    Эмоционально-волевая сфера у данной категории детей имеет ряд особенностей. Отмечается неустойчивость эмоций. Переживания неглубокие, поверхностные.Имеют место случаи внезапных эмоциональных перепадов: от повышенной эмоциональной возбудимости, до выраженного эмоционального спада.

    Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества волевых процессов детей с нарушением интеллекта. Умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдается подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии развиваются негативизм и упрямство. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых воспитанников влияют на характер протекания их деятельности.

    Отмечая несформированность навыков учебной деятельности у детей с интеллектуальным недоразвитием, следует констатировать у них недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Умственно отсталые дети приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с другим заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей. Умственно отсталые дети не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.

    Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органического поражения на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, постнатальные). Однако при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии отмечается положительная динамика в развитии детей данной категории.

    Целью коррекционной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости является обучение их доступным знаниям и социальное адаптирование к самостоятельной жизни.

    Каждый учитель должен знать содержание коррекционной работы,которая включает следующие направления:

    •Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

    – развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

    – развитие навыков каллиграфии;

    – развитие артикуляционной моторики.

    •Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

    – развитие зрительного восприятия и узнавания;

    – развитие зрительной памяти и внимания;

    -формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

    – развитие пространственных представлений и ориентации;

    – развитие представлений о времени;

    – развитие слухового внимания и памяти;

    – развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

    •Развитие основных мыслительных операций:

    – навыки соотносительного анализа;

    -навыки группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

    – умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

    – умение планировать деятельность;

    – развитие комбинаторных способностей.

    •Развитие различных видов мышления:

    – развитие наглядно-образного мышления;

    -развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

    • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, чтение по ролям и т. д.)

    • Развитие речи, владение техникой речи.

    • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

    • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

    В процессе обучения русскому языку проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. Неточность и бедность словаря, неправильное употребление грамматических форм, синтаксических конструкций устраняются на всех занятиях по русскому языку, будь то уроки, посвященные развитию устной речи, чтению, практическим грамматическим упражнениям или грамматике и правописанию.

    Специфика методов обучения для детей с ОВЗ с УО заключается в их коррекционной направленности.

    • замедленность обучения и частую повторяемость,

    Читайте также:  Природа и физическое развитие ребенка

    • подачу учебного материала малыми порциями,

    • максимальную развернутость и расчлененность материала,

    • наличие подготовительного периода в обучении,

    • постоянную опору на опыт ребенка.

    Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить. Ценность метода реализуется в том случае,если он:

    • обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника,

    • делает обучение доступным и посильным,

    • обеспечивает прочность знаний,

    • учитывает индивидуальные особенности ребенка,

    • способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.

    В организации учебного процесса необходимо:

    – использовать вербальные поощрения;

    – свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

    – составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;

    – предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

    – разработать кодовую систему общения (слова, жесты, которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

    – игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

    – разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

    – осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

    Специальные требования к уроку:

    1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

    2. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

    3. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

    4. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.

    У умственно отсталых учащихся при увлечении учителя словесными методами срабатывает охранительная система, включается запредельное торможение.

    Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остается у умственно отсталого ученика меньше 10 % содержания, от воспринятого через чтение – 30 %, при наблюдении предмета (т. е. при опоре на наглядность) остается в памяти детей приблизительно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти до 70%.

    5. Опора на более развитые способности ребенка;

    6. Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

    Урок в классе, где обучаются школьники с особенностями в развитии, должен быть отличным от уроков в классах, где обучаются равные по способностям к обучению воспитанники.

    При обучении учеников с нарушением интеллекта учитель нуждается в адресном дидактическом обеспечении урока и учебного процесса в целом. Нормы оценок по математике, письменных работ по русскому языку по программе VIII вида даны в таблицах 1,2.

    Большую роль в коррекционной работе играет семья, в которой ребенок воспитывается и влиянию которой постоянно подвергается. В выстраивании позитивных внутрисемейных отношений весома роль учителя, специалистов ПМПк. Они помогают формировать у родителей адекватное восприятие собственного ребенка, следят за тем, чтобы в семье складывались доброжелательные детско-родительские отношения, помогают устанавливать разнообразные социальные связи и соблюдать требования, принятые в общеобразовательной школе. Создание условий для саморазвития каждого ребенка невозможно без желания и умения учителей проектировать его развитие и обучение, позволяющее каждому ученику быть успешным.

    Таблица 1

    Нормы оценок по математике (VIII вид, 1-4 класс)

    Отметка Оценивание

    «5» Нет ошибок

    «4» 2-3 не грубые ошибки

    «3» Решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с не грубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий

    «2» Выполнено не менее половины заданий, не решена задача

    «1» Не выполнены задания

    Примечание Не грубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена); ошибки, допущенные в процессе списывания знаков арифметических действий; нарушение в формировании вопроса (ответа) задачи; нарушение правильности расположения записей, чертежей; небольшая неточность в измерении и черчении

    Таблица 2

    Критерии оценивания письменных работ учащихся начальной школы

    (VIII вид, 1-4 класс)

    Отметка Оценивание

    «5» Нет ошибок

    «4» 1-3ошибки

    «3» 4-5 ошибок

    «2» 6-8 ошибок

    «1» Более 8 ошибок

    Примечание За одну ошибку в письменной работе считаются: все исправления, повторение ошибок в одном и том же слове, две пунктуационные ошибки.За ошибку не считаются: ошибки на те разделы программы, которые не изучались (такие орфограммы предварительно оговариваются с учащимися, выписывается трудное слово на карточке, единичный случай пропуска точки в предложении, замены одного слова без искажения смысла

    Источник

    Кухарчук Екатерина
    Рекомендации родителям по организации игр и занятий с умственно отсталым ребенком

    Игра, как помощь в развитии умственно отсталого ребенка.

    Помощь ребенку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии — это огромный повседневный труд родителей и окружающих ребенка лиц. В этом нелегком труде ведущая роль принадлежит организации игр.

    Игру с детьми, отстающими в развитии, родителям и взрослым, воспитывающим их, следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно. Выбор игры и ее проведение должны осуществляться с учетом возраста ребенка, его умственных и физических возможностей. Одних детей приходится учить правильно использовать игрушки, с другими можно начать с довольно сложных игровых действий, включающих развитие зрительного и слухового внимания, памяти. Однако с каким бы ребенком не проводилась игра: малышом или старшим дошкольником, очень отстающим в развитии или не очень, — непременным условием игры должно быть создание у ребенка радостного чувства, которое поддерживается взрослым, ставшим равным и активным ее участником. Обучение игре можно проводить как в неожиданно создавшейся для этого ситуации, так и в специально отведенное время.

    Читайте также:  Методика наблюдения в психическом развитии ребенка

    О потребности детей в игре и игрушках знают все взрослые, но не все умеют подобрать нужную игрушку.

    Какую выбрать игрушку? Выбирая игрушки, родители прежде всего должны учитывать возраст, умственные и двигательные возможности ребенка.

    Не следует очень маленьким детям, тем более ребенку, отстающему в развитии, предлагать слишком сложную игрушку.

    Выбирая игрушку, помните, что игровая деятельность ребенка должна сочетать в себе физическую активность (например, приобретение двигательных навыков пальцев рук при надевании колец на остов пирамиды) с умственной (подбор колец в определенном порядке).

    Как учить играть и какую игру выбрать? Для начала разделите все игрушки вашего ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в дидактических, т. е. обучающих, целях и не будут попадать в поле зрение малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, что и явится для него приятным сюрпризом. Если ребенок совсем не умеет играть, необходимо начать с обучения его простейшим действиям с игрушкой, привлекшей внимание. Взрослый предлагает, например, вместе покатать в коляске куклу или мишку, вместе с ребенком кормит или поит куклу, мишку или зайчика, укладывает спать, накрывает одеялом и т. п. В момент совершающихся действий с игрушками взрослый неторопливо проговаривает простыми словами и фразами все то, что видит ребенок. По несколько раз называет хорошо знакомые ребенку игрушки и то, что с ними происходит. Совершая совместные игровые действия, взрослый обращает внимание ребенка на последовательность производимых действий,например: «Сначала куклу (называет имя куклы) мы искупаем, а потом вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь положим куклу спать» и т. д. Создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям с игрушками и предметами, взрослый должен вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Этого можно достичь только в том случае, если родитель искренен в своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Малейшая неискренность взрослого будет тотчас же воспринята ребенком и вызовет у него негативную реакцию.

    От игры к занятиям.

    Постепенно в игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать умение внимательно воспринимать,сличать и сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Важно также начать формирование умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание. Такие игры-занятия следует проводить регулярно, желательно ежедневно и лучше 2 раза в день.Их продолжительность может быть самой разнообразной: от 2-3 мин в первые дни занятий до 20-30 мин с детьми более старшего возраста, которые сумели приобрести необходимую «умственную работоспособность». Чем продолжительнее урок, тем больше разнообразных упражнений надо в него включать. Задания располагайте по степени трудности их выполнения детьми.

    Полезно проводить занятияпо обучению детей сортировке предметов по основным их признакам: цвету, форме, величине. Сличать и сортировать можно кубики, матрешки, шарики, нарезанные из картона фигурки и другие игрушки или предметы обихода (пуговицы, катушки,ложки или небольшие технические детали разной конфигурации: болты, шайбочки, гайки.

    Проводя занятия по сличению признаков предметов,соблюдайте следующие условия:

    Учите ребенка фиксировать взгляд на предмете, который он берет или хочет взять,для чего неоднократно напоминайте: «Посмотри внимательно».

    Не добивайтесь от детей запоминания названия цвета, формы или величины предмета (красный, синий, маленький, большой, а сосредотачивайте внимание на одинаковости, схожести предметов.Например: «Посмотри и найди такой же, похожий». Сначала ребенок должен уловить сходство цвета, затем формы, потом величины.

    Обучая детей сличению предметов по цвету, форме и величине, не торопитесь вводить разнообразие форм, цвета, величин. Количество сортируемых предметов должно возрастать постепенно. Сначала надо научить отличать предметы одного цвета от предметов другого цвета, затем научите ребенка сличать и сортировать предметы по форме, и лишь в последнюю очередь по величине.

    Учите детей возводить по образцу постройки из кубиков, палочек или деталей, при этом образец должен находиться у ребенка перед глазами.

    Регулярно проводите занятия по обучению детей составлению целых предметов из их частей. Если нет возможности произвести «починку» или «сборку» игрушек, можно заменить их картинками с изображением животных или знакомых предметов. Наклеенную на картон картинку сначала разрезать на две равные половины по горизонтали или вертикали. Если ребенок после показа легко составляет из двух частей целое изображение, то попробуйте предложить ему сложить разрезанную картинку из трех, а затем четырех частей.

    Учите ребенка классифицировать предметы по их назначению. Разложив перед малышом предметные картинки, попросите показать сначала то,на чем ездят: «покажи машину», затем попросите отобрать все то, что надевают на себя, или то, из чего едят, и др.

    Рекомендуемыегруппировки предметов:

    1) одежда;

    2) мебель;

    3) посуда;

    4) транспорт;

    5) игрушки;

    6) обувь.

    Если дети свободно сличают и сортируют предметы по цвету, форме, величине, умеют складывать разрезные (новые) картинки из трех и более частей, умеют группировать предметы по назначению и виду (мебель, одежда, животные и др., научите их выстраивать предметы по росту.

    Источник