Рекомендации по развитию речи ребенка с дцп
Оксана Беляева
Стимуляция речевой активности у детей с ДЦП
Особенности работы учителя-логопеда по стимуляции речевой активности у детей с ДЦП
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
На базе нашего детского сада открыта и функционирует группа для детей со сложной структурой развития. В эту группу в сентябре прошлого года поступил ребенок с диагнозом ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
Речевые расстройства у больных ДЦП возникают очень часто (в 80% случаев). Изучению данной темы посвящены различные исследования Л. А. Даниловой, Е. М. Мастюковой, И. А. Панченко и др.
Часто возникают проблемы с развитием молодых отделов мозга, которые начинают интенсивно развиваться уже после рождения ребенка. Ещё одной причиной отставания развития речи связано с ограниченным объемом знаний и представлений о мире, который окружает ребенка, а также с недостаточностью практической деятельности и социального развития. Все это из-за того, что больные дети обладают маленьким жизненным опытом и общаются с очень ограниченным кругом людей.
Очень распространенной ошибкой родителей в процессе воспитания детей, больных ДЦП, является гиперопека ребенка, желание сделать все действия за него, что приводит к тому, что ребенок уже и не стремится делать что-то сам. Он учится взглядом или жестом показывать родителям на то, что он хочет. При этом у него полностью отсутствует потребность в общении с помощью речи.
Давно замечено, что речевые нарушения проявляются более сильно, если у ребенка развиты сильные двигательные патологии. Это связано с тем, что у него ограничена возможность передвижения и познание окружающего мира, а также повышенный тонус мышц языка, трудность в дыхании и голосообразовании. Все это приводит к тому, что нарушается голосовая активность и ухудшается произношение звуков.
Коррекционную работу нужно начинать, опираясь не на возраст, а на его психоречевое развитие.
Основные направления коррекционной работы на этапе появления первых звукокомплексов (видео показ фрагмента занятия с прищепками)
– использование различных предметов в соответствии с их функциями, обучение способности самостоятельно включаться в деятельность, формирование произвольного и устойчивого внимания, а также наглядно-действенного мышления;
– речевое и предметно-практическоеобщение с окружающими: понимание обращенной к ребенку речи, собственная речевая активность, мимика, жесты и интонации;
– получение и развитие знаний об окружающем;
– формирование и стимулирование зрительного, слухового и тактильного восприятий;
– развитие зрительно-моторной координации
Направления коррекционно-педагогической работы с детьми на этапе активного звукоподражания и появления первых слов,формировании фразы:
– игровая деятельность;
– общение с окружающими и сверстниками с помощью речи, формирование связной речи и пополнение обоих словарей (активного и пассивного).
– развитие пространственных представлений у ребенка;
– развитие мышления, внимания и памяти;
Как один из примеров, совместные действия, требующие концентрации и устойчивости внимания.
Соня хлопать как умеет,
Своих ручек не жалеет:
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп! (хлопает руками)
Соня топать как умеет,
Своих ножек не жалеет:
Топ – топ, топ – топ! (топает ножками)
Ручками захлопали:
Хлоп – хлоп – хлоп! (хлопает руками)
Ножками затопали:
Топ – топ – топ! (топает ножками)
Очень хорошие результаты дает использование песенок авторов Железновых.
Я, как специалист, столкнулась с проблемой того что речевые нарушения сочетаются между собой, например дизартрия и задержка речевого развития.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий.
Анализируя занятия по развитию речи, я выявила большие потенциальные возможности воздействия пальчиковой гимнастики, игр на речевое развитие детей дошкольного возраста с ДЦП. Сделала вывод, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.
Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости – оказание помощи.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания
1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
2. Самомассаж ладоней.
3. Самомассаж пальцев рук.
На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.
Пальчиковая гимнастика
Этот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике. В своей работе я использую опыт такого автора, как В. В. Цвынтарный.
Пальчиковые игры – важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.
После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводится дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений.
Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:
– от середины лба к вискам;
– от бровей к волосистой части головы
– от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему
– от корня носа к височной области ;
– от угла рта к козелку ушной раковины;
– от середины подбородка к мочке уха;
– по передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз.
Специальный массаж нижней части лица проводится в следующей последовательности:
– одновременный поглаживающий массаж обеих щек от носа к ушам слегка расставленными 2,3,4,5 пальцами;
– легкое растирание носогубных складок от крыльев носа к углам рта вторыми пальцами обеих рук
– поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей вторыми и третьими пальцами обеих рук;
– массаж круговой мышцы рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы;
– раздельное поглаживание верхней губы от средней линии к углам рта, от носа к краю нижней губы, от средней линии к углам рта, от подбородка к краю;
– поглаживание шеи от середины к мочкам ушей.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика с детьми, страдающими ДЦП и имеющими сложную структуру дефекта, проводится как в пассивной, так и активной форме.
Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.
Пассивная гимнастика для губ предполагает выполнение следующих упражнений
1. собирание туб в «трубочку»
2. растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ
3. поднимание верхней губы — движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние десны;
Активная гимнастика подразумевает самостоятельное выполнение упражнений из комплекса
Развитие речевого дыхания
В своей работе по развитию речевого дыхания,используется несколько видов дыхательной гимнастики:
– статическая дыхательная гимнастика;
– динамическая дыхательная гимнастика;
Статическая дыхательная гимнастика
Для воспитания внеречевого дыхания: учу быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху
– сдуть с руки снежинку
– сдуть ватку;
Динамическая дыхательная гимнастика
Динамические дыхательные упражнения проводятся с ребенком в сочетании с движениями туловища, рук, ног.Это расслабляющие движения:
– Подражание полету птиц;
– поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабление руки вперед-назад;
– наклонить голову вперед, расслабляя мышцы;
Для плавного выдоха использую такой прием, как «выплевывание» пробок на выдохе (видео показ фрагмента).
В процессе работы я использую основной принцип дидактики: от простого – к сложному, продумываю ход занятия, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх планирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова в пальчиковых играх. Тем самым повышаю уровень речевого развития детей.
Источник
Развитие речи у детей с ДЦП
Детский церебральный паралич – заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга.
Особое место в клинике ДЦП занимают речевые расстройства. Частота речевых нарушений при детском церебральном параличе составляет 80%. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Отставание в развитии речи у детей с ДЦП связано не только с более медленным темпом созревания поздно формирующихся корковых отделов мозга, и в частности корковых речевых зон, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов. Ошибки воспитания могут более утяжелять отставание в развитии речи. При воспитании ребенка с ДЦП дома взрослые обычно чрезмерно опекают, стремятся все сделать за него. Это не формирует у него потребности в деятельности и речевом общении.
Наиболее частым расстройством будет дизартрия.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия может проявляться в различной степени – от полной неспособности к произношению (анартрии) до минимальных расстройств звукопроизношения и просодики.
Фонетическая сторона речи
Органическое поражение анализатора при ДЦП приводит к нарушениям артикулирования звуков речи, расстройствам голоса, дыхания, темпа и ритма речи, ее интонационной выразительности. Ведущими являются фонетико-фонематические нарушения. Характерные особенности дизартрии при ДЦП проявляются, прежде всего, во влиянии тонических рефлексов на речевую мускулатуру. Это определяет специфику логопедической работы при дизартрии у детей с ДЦП. Логопедические занятия проводятся в таких положениях ребенка, при которых влияние тонических рефлексов на речевую моторику было бы минимальным.
Особенностью дизартрии при ДЦП является недостаточность кинестетического восприятия. Ребенок не только с трудом и в ограниченном объеме выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение своих конечностей и органов артикуляции.
Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны речи при дизартрии у детей с ДЦП является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства. Выполнение любых движений с усилением вызывает повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре. Во время занятий не следует требовать от ребенка чрезмерных усилий. Для развития речевого дыхания рекомендуются различные упражнения на дутье. Однако для детей с ДЦП, особенно в раннем возрасте, они не всегда полезны в тех случаях, когда ребенок производит их с чрезмерным усилием, что усиливает его общее мышечное напряжение. Нарушения артикуляционной моторики при ДЦП не только затрудняют формирование произносительной речи ребенка, но и вторично нередко вызывают нарушения фонематического восприятия. Это может вызвать у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой структуры.
Усвоение лексики
Для детей с ДЦП характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка. Имена существительные, глаголы, и предлоги составляют 90% всего лексического запаса. А все другие части речи представлены крайне редко. Дети не знают значения многих слов, заменяют значение одного слова значением другого, совпадающим с ним по звучанию, Характерные нарушения лексики у детей с ДЦП обусловлены спецификой самого заболевания. В силу двигательных нарушений, ограниченности социальных контактов, активное познание окружающего мира ребенком ограничено. Отмечаются специфические трудности в формировании целостного представления о предмете, а также о восприятии его основных качеств.
Детям с третьим уровнем речевого развития расширяют словарный запас: наряду с развитием понимания и введения в активный словарь ребенка названий окружающих его предметов (предметов обихода, продуктов питания, овощей, фруктов), его учат ориентироваться в пространстве (вперед, назад, далеко, близко), развивают временные представления (утро, вечер, сначала, потом), с использованием соответствующего словаря.
На специальных занятиях детей учат различать сходные предметы по существенным признакам и обозначать их словом (у грузовой машины – кузов, в отличие от легковой). Все содержание словарной работы опирается на расширение, углубление и обобщение знаний детей об окружающем.
Усвоение грамматической стороны речи
У детей с ДЦП усвоение грамматических форм и категорий происходит крайне медленно из-за ограниченности их речевого общения, недостаточности слухового восприятия, внимания к звуковой стороне речи.
Кроме того, своеобразие познавательной деятельности детей с церебральным параличом в значительной степени затрудняет у них анализ структуры языковых единиц и определяет характерные затруднения в овладении грамматическим строем языка. Учащиеся с ДЦП нередко затрудняются в правильном употреблении отдельных грамматических форм и категорий, нарушают структуру предложений (пропускают предлоги, второстепенные члены предложений, не соблюдают порядок слов). Несформированность грамматической стороны речи наблюдается у детей, у которых речевой дефект проявляется в виде общего недоразвития речи.
Все специальные занятия по развитию грамматического строя речи сочетаются с обогащением опыта разговорной речи детей. Формирование лексико-грамматической стороны речи осуществляется как единый неразрывный процесс.
Успешное формирование грамматических навыков и умений у детей с церебральным параличом возможно только при комплексном подходе к умственному и речевому развитию детей.
Источник
Логопедическая работа при ДЦП (детском церебральном параличе) чаще всего осуществляется после того, как ребенок достигает трехлетнего возраста. До этого установить и охарактеризовать особенности речевых дефектов крайне сложно. В три года специалисты уже могут начать работу с четко сформированными нарушениями. Искаженное и замедленное развитие речи у детей с ДЦП приводит к негативным последствиям в эмоциональной и познавательной сфере. Именно поэтому коррекция и развитие речи являются приоритетными задачами при работе с данной категорией пациентов.
Основные направления реабилитации при ДЦП
ДЦП – это хроническое заболевание центральной нервной системы, которое не имеет прогрессирующего характера. Болезнь не является наследственной, причина её возникновения заключается в патологических изменениях, которые наблюдаются в:
- коре головного мозга;
- подкорковых областях;
- стволе и капсуле головного мозга.
В медицинской практике применяются следующие виды реабилитации детей с ДЦП:
- социальная;
- трудовая;
- индивидуальная;
- развитие речевых функций;
- повышение интеллекта;
- гигиеническое воспитание;
- развитие сенсорных функций и моторики.
Комплексный подход к реабилитации позволит подготовить ребенка к полноценной жизни и снизить риски возникновения негативных последствий. При положительной динамике образ жизни человека можно вполне приблизить к обычному.
Нарушения речи у детей, больных ДЦП
Проблемы с речевым аппаратом возникают из-за нарушений в корковых и подкорковых областях мозга. Негативное воздействие на речь оказывает недоразвитость или замедленное развитие церебральных структур. Чаще всего у детей с ДЦП развивается дизартрия, которая проявляется в изменении тембра голоса и нарушении в произношении звуков. Это заболевание имеет следующие проявление:
- активное слюноотделение;
- трудности в глотании и жевании пищи;
- ограниченные движения языка;
- невнятность речи.
Как правило, такие дети имеют речь с нечеткой артикуляцией гласных, при разговоре звонкие звуки приобретают глухой оттенок.
Основные направления логопедического лечения при ДЦП
При отсутствии речи у ребенка с ДЦП логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:
- развитие моторики;
- восстановление тонуса мышц;
- стимуляция реакций голоса;
- развитие прослеживания и зрительной фиксации;
- выработка слухового внимания;
- создание условий для улучшения моторной и зрительной координации.
Специальный массаж назначается для стимулирования лицевых мышц. Такие упражнения позволяют существенно ускорить появление первых улучшений
Логопедический лечебный массаж
Логопедический массаж классифицируется на следующие виды:
- точечный;
- классический;
- зондовый;
- рефлекторный.
Врач назначает вид массажа в зависимости от сложности и особенностей расстройства речевой функции. В некоторых случаях достаточно назначить несколько курсов классического массажа. При сложных отклонениях от нормы используется комплексный подход к логопедическому массажу. В таких ситуациях на реабилитацию уходит много времени. Особенности логопедической работы при ДЦП заключаются в трудностях, возникающим при общении и взаимодействии с пациентом. В некоторых случаях массаж является единственным доступным методом развития артикуляционного аппарата на первых этапах лечения.
Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры при ДЦП
Расслабляющий массаж назначается при повышенном тонусе мышц языка, губ и лица. Применение данной методики требует выбора правильной позы для ребенка. Врач определяет положение, при котором напряженные части тела максимально расслабляются.
Ребенка можно положить на кушетку, зафиксировав под шеей валик. Отличной для этого массажа является «поза эмбриона». В одном из этих положений выполняются динамические движения, направленные на расслабление напряженных мышц.
Для расслабления лицевой мускулатуры выполняются следующие действия:
- легкие поглаживание в направлении от центра лба к височной области;
- от бровей к волосам головы;
- вокруг глаз (от линии лба);
- от переносицы до волосяной части головы;
- от линии лба по шее, щекам и подбородку через все лицо;
- от низа уха до крыльев носа и щекам.
Далее необходимо выполнить легкие пощипывания по всему краю нижней челюсти. После этого совершить надавливающие движения в направлении от корней волос к лицу.
Следующим этапом массажа является расслабление мускулатуры губ:
- поглаживание верхней и нижней губы в направлении от уголков к центру;
- слабые вращательные движения (по часовой стрелке);
- слабые постукивания по поверхности губ.
Каждое движение должно быть выполнено от 5 до 8 раз.
Стимулирующий массаж для артикуляционного аппарата при ДЦП
Стимуляция необходима при снижении гипотонии мышц лица и языка. Специальный массаж позволяет укрепить мышечную систему и повысить шансы на то, что ребенок начнет говорить уже в ближайшей перспективе.
В рамках данной методики выполняются следующие характерные движения:
- поглаживания;
- разминания;
- растирания;
- вибрация;
- пощипывания.
Сначала производятся плавные и мягкие нажатия, сила движений должна нарастать постепенно. Необходимо избегать действий, которые могут вызвать даже незначительные болевые ощущения
Для укрепления лицевой мускулатуры необходимо выполнить следующий перечень движений:
- поглаживания бровей, лба, висков, век и щек;
- сжатие подбородка легкими, но ритмичными движениями;
- разминание мышц щеки и скул;
- перетирание мышц щеки;
- легкое пощипывание щек.
Для укрепления мышц губ выполняются следующие упражнения:
- поглаживания губ, носовых крыльев и носогубных складок;
- покалывание;
- пощипывание губ.
Очень эффективным методом является также вибрация. Такие манипуляции можно выполнять с помощью специального механического прибора. Процедура позволит улучшить кровоснабжение органов артикуляционного аппарата и укрепить мышечную систему лица.
Лечебный массаж язычной мускулатуры при ДЦП
Данный вид массажа может быть более интенсивным или спокойным в зависимости от состояния мышц языка. Если необходимо снизить тонус, тогда перед процедурой необходимо подержать во рту небольшое количество травяного настоя.
Выполняя массаж, врач ставит перед собой следующие цели:
- нормализация мышечного тонуса;
- увеличение амплитуды артикуляционных движений;
- задействование ранее неактивных мышц;
- уменьшение слюноотделения;
- стимуляция речевого развития.
Сначала массаж делается в ротовой полости, а затем вне полости рта. При этом язык удерживается с помощью марли.
Артикуляционная гимнастика для развития речи
Упражнения для артикуляционной гимнастики направлены на повышение активности и развитости следующих частей тела:
- губы;
- уздечка;
- щеки;
- язык.
Гимнастику лучше проводить в игровой форме. Так ребенок будет проявлять повышенной интерес, соответственно, положительного результата можно будет достигнуть максимально быстро.
Пассивная артикуляционная гимнастика при ДЦП
В процессе выполнения упражнений логопед совершает аккуратные манипуляции с органами артикуляционного аппарата. При серьезной патологии рекомендуется именно этот вид гимнастики, ведь дети с таким диагнозом не могут самостоятельно выполнять простейшие логопедические задания. Врач открывает и закрывает рот пациента, растягивает губы в улыбку, собирает губы в трубочку, поднимает язык вверх с помощью инструмента для осмотра ротовой полости (медицинский шпатель).
Для выполнения упражнений пассивной гимнастики стоит следовать следующей последовательности действий:
- выведение языка вперед;
- втягивание языка;
- подведение к нижней губе;
- подведение к верхней губе;
- отведение влево и вправо;
- прижатие органа к нижней части ротовой полости;
- поднятие органа к небу;
- легкие покачивающиеся движения органа разные стороны.
Упражнения выполняются серийно от 3 до 5 раз в зависимости от развитости мускулатуры.
Активный вид артикуляционной гимнастики при ДЦП
Комплекс упражнений направлен на стимуляцию тактильных, слуховых и зрительных анализаторов. Перед назначением активной артикуляционной гимнастики пациент проходит пассивные упражнения и логопедический массаж. При выполнении упражнений важно добиться полноты объема движений, оптимальной скорости включения и переключения внимания. Плавность и симметричность движений отыгрывают важнейшую роль.
Для развития мимических мышц пациент выполняет следующие упражнения:
- закрытие и открытие глаз;
- напряжение щек;
- поднятие и опускание бровей;
- жевательные движения;
- резкое проглатывание слюны;
- открывание, закрывание рта.
Для укрепления и развития губной мускулатуры выполняются следующие действия:
- вытягивание губ в трубочку и растягивание в сторону;
- чередование улыбки и скручивания губ в трубочку;
- смыкание и размыкание;
- быстрое смыкание с последующим разрывом (имитация поцелуя);
- выполнение медленного губного выдоха;
- поднятие верхней губы с дальнейшей демонстрацией зубов.
После выполнения таких упражнений можно переходить к более сложным заданиям.
Реабилитационные упражнения для язычной мускулатуры
Для стимуляции мышц специалист воздействует на продольные мышцы языка. Для этого совершаются поглаживания от средней части к кончику органа.
Для укрепления поперечных мышц языка выполняются надавливания на область от корня к кончику с одинаковой ритмичностью. Интенсивные манипуляции совершаются с помощью специального шпателя.
Для стимуляции и укрепления продольных мышц совершаются поглаживания, направленные из одной стороны в другую сторону (по зигзагу).
Что такое искусственная локальная контрастотермия
Методика применяется для устранения артикуляционной апраксии (неспособность разговаривать членораздельно). Суть процедуры заключается в воздействии высоких и низких температур на чувствительные области языка. Используется ледяная крошка, отвары трав или горячая вода. Выбор воздействия можно чередовать, чтобы повысить эффективность результата. В независимости от выбранного направления курс лечения составляет от 15 до 20 дней.
Искусственная локальная контрастотермия выполняется в следующей последовательности:
- ледяная крошка помещается в марлевый мешочек;
- поочередно лед накладывается на различные мышцы артикуляционного аппарата;
- логопед удерживает язык пациента марлевой салфеткой;
- осуществляется поочередное воздействие на все части языка.
Один сеанс продолжается от 2 до 7 минут в зависимости от уровня развития мышц артикуляционного аппарата.
Развитие дыхания и коррекция его нарушений при работе с пациентами
Дыхательная гимнастика учитывает целый комплекс упражнений, которые направлены на нормализацию дыхательной функции и развитие речи. Упражнения выполняются в следующей последовательности:
- Положение – лежа или сидя. Создание «веера воздуха» возле ноздрей ребенка.
- Положение – лежа на животе, руки под грудной клеткой, голова опущена. При вдохе специалист поднимает плечи и голову ребенка. При выдохе тело ребенка принимает исходное положение.
- Логопед просит ребенка максимально задержать дыхание.
- Положение – сидя или лежа. Специалист кладет руки на грудную клетку пациента, прислушиваясь к дыхательному ритму. Совершается нажатие на грудную клетку при выдохе.
Заключение
В некоторых случаях для начала лечения требуется провести пассивную гимнастику, которая предполагает совершение определенных манипуляций над артикуляционными органами ребенка. На начальных стадиях реабилитации также используется логопедический массаж. После достижения существенных результатов и нормализации тонуса мышц можно назначать более сложные для детей упражнения.
логопедический массаж: Видео
Источник