Рекомендации по развитию ребенка по образовательным областям

Рекомендации родителям (законным представителям) по применению форм и методов работы с детьми группы младшего дошкольного возраста 3-4 года по образовательным областям

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Формы

Методы

Средства

Игровые ситуации;

совместная деятельность;

самостоятельная деятельность.

– организация жизненных и игровых развивающих ситуаций; инсценировки с игрушками:

-беседа,

-игры-имитации,

-хороводные игры, театрализованные игры,

– чтение стихов, потешек, сказок;

-рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций;

-сюжетные игры.

ИКТ.

Наборы игровых модулей, наборы игрушек, инвентарь для элементарного бытового труда в помещении и на улице, презентации.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Формы

Методы

Средства

Организованная

образовательная

деятельность.

Взаимодействие

взрослого с детьми

наблюдение;

конструирование;

развивающие

игровые ситуации;

совместная

деятельность;

самостоятельная

деятельность.

– дидактические игры;

– развивающие игры:

– строительные игры:

– чтение:

– беседы;

-действия

экспериментального

характера:

-действия

моделирующего

характера:

-рассматривание и обсуждение:

-использование

исследовательских

действий.

ИКТ.

Развивающие пособия; наборы для экспериментирования; сборноразборные игрушки; наборы геометрических фигур и вкладышей; наборы таблиц и карточек для классификации, серии; настольнопечатные игры, презентации, интерактивные игры.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формы

Методы

Средства

Образовательная

деятельность (занятия)

-чтение

художественной

литературы;

-поручения;

– рассматривание;

– игровая ситуация:

-ситуация

общения;

-ситуативные

разговоры;

-самостоятельная

Деятельность,

предполагающая

общение со

сверстниками,

-совместная

деятельность.

чтение художественной

литературы;

– беседы:

– объяснение;

– инсценирование;

драматизация;

– разучивание потешек

и небольших

стихотворений;

– дидактические игры;

-игры (словесные:

дидактические;

хороводные;

подвижные игры с

текстом);

-рассматривание

иллюстраций

ИКТ.

Комплект демонстрационных таблиц; наборы картинок (парных, предметных, сюжетных, типа «лото», для группировки и обобщения, разрезных); комплект детских книг; наборы иллюстраций, презентации, интерактивные игры.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Формы

Методы

Средства

Образовательная

деятельность (занятия)

– самостоятельная

изобразительная и

музыкальная

деятельность;

– совместная

деятельность;

– игра на детских

музыкальных

инструментах;

– пение.

беседы;

– игры (дидактические.

музыкально-

дидактические.

хороводные, игры с

пением.

имитационные);

– игровые упражнения

(на развитие певческого

дыхания, музыкально-

ритмические);

– изготовление

подарков своими

– игры со строительным материалом

–   рассматривание   иллюстраций   к

произведениям детской литературы

– сюжетно-ролевые

игры;

– строительные игры

ИКТ.

Учебно-наглядные пособия, развивающее пособия; наборы изобразительных материалов, наборы для конструирования, наборы детских музыкальных инструментов, презентации, интерактивные игры.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Формы

Методы

Средства

Образовательная

деятельность в

помещении (занятия):

-утренняя

гимнастика;

-гимнастика после

сна:

-совместная

деятельность;

– самостоятельная

деятельность;

– физукльтминутки

– двигательная

активность в

течение дня.

дидактические игры с элементами

движений;

-беседы:

-рассматривание иллюстраций:

– ситуативный разговор:

-рассказ воспитателя;

-игровая проблемная ситуация

-развитие движений:

– подвижные игры и упражнения.

ИКТ.

Каталки, качалки (соразмерные росту ребенка). Коврик массажный. Мягкая «кочка» с массажной поверхностью.  Доска с ребристой поверхностью. Набор мячей (разного размера, резина). Мяч надувной, футбольный. Набор разноцветных кеглей с мячом. Обруч (малого диаметра). Скакалка детская.

Источник

Отчет по диагностике педагогического процесса в старшей группе на 2017–2018 учебный год.

Воспитательно-образовательный процесс в средней группе выстроен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

1 часть

1.1.Характеристика группы.

В группе 30 детей среднего возраста (4 – 5 лет). Из них 16 мальчиков и 14 девочек.

1.2. Цель мониторинга:

определение уровня усвоения детьми старшей группы образовательной программы ДОУ;

1.3. Задачи мониторинга:

определить уровень усвоения детьми программного материала по образовательным областям;

определить уровень усвоения программного материала по группе в целом (по сравнению с прошлым годом/началом года);

оптимизировать работу с детьми, наметить направление работы по итогам мониторинга по группе в целом;

построить образовательную траекторию развития каждого ребенка;

1.3. Методы диагностики:

наблюдение; игровые упражнения; индивидуальная беседа; тестовые задания; беседа с родителями с учетом анкетирования.

При обследовании были использованы таблицы диагностики педагогического процесса, разработанные Н.В. Верещагиной в соответствии с ФГОС.

Обследование проводилось по пяти образовательным областям: физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально – коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие.

Результаты диагностики усвоения детьми разделов программы определяются следующими баллами:

2-3 низкий (ребенок не справляется с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя),

3-4 средний (ребенок справляется с заданием с небольшой помощью воспитателя),

4-5высокий (ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием).

  1. часть

2.1 Физическое развитие

По итогам диагностики качества образования в области физическое развитие на начало учебного года выявлены следующие результаты: 3,7 балла в среднем по группе

На конец учебного года: 4,6 балла в среднем по группе

По результатам проведенной диагностики, к концу учебного года основные виды движений – ходьба, бег, равновесие, прыжки, упражнения с мячом и обручем, построение и перестроение, физические качества достаточно сформированы и развиты практически у всех детей группы. Знают о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, режима дня. Соблюдают элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности и умеют быстро одеваться и раздеваться, соблюдают порядок в шкафчиках.

     Дети с недостаточным физическим развитием составляют 4%, не достаточно хорошо умеют метать предметы левой и правой рукой в вертикальную и горизонтальную цели, отбивать и ловить мяч, перестраиваться в колонну по трое, выполнять повороты в колонне.

Рекомендации: чаще проводить индивидуальную работу, продолжать создавать развивающую предметно – пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в ДОУ, уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических качеств, созданию здоровьесберегающих факторов (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки, закаливание). Повышать популярность принципов здорового образа жизни в семейном воспитании, проводить совместные спортивные детско – родительские мероприятия.

2.2. Познавательное развитие

По итогам проведения обследования в старшей группе общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни в образовательной области «Познавательное развитие», выявлены следующие средние результаты:

Начало года:3,8 балла

Конец года:4,5 балла

По данным результатам можно сделать вывод, что за год дети усвоили программный материал и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Хорошо развиты элементарные математические представления и навыки конструирования.

Дети, имеющие высокий и средний уровень овладения знаниями и умениями по данной области знают основные признаки живых существ, устанавливают связи между состояниями живых существ и средой обитания. Знают о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений. Называют времена года, знают о том, что нужно беречь природу. Знают название родного поселка, название страны и столицы. Различают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; умеют сравнивать два предмета по высоте, ширине и длине. Умеют определять части суток и называть их в правильной последовательности.

Рекомендации: проводить индивидуальную работу, используя дидактические игры, продолжать создавать условия для экспериментально – исследовательской деятельности, которая способствует формированию у

детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Продолжать пополнять развивающую среду, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество.

2.3. Речевое развитие

По результатам обследования детей старшей группы в образовательной области «Речевое развитие», можно увидеть следующие результаты:

Начало года:3,4 балла

Конец года:4,2 балла

По итогам сравнительного анализа показателей начала и конца учебного года, можно сделать следующие выводы. К концу учебного года, уровень знаний, умений и навыков детей старшей группы общеразвивающей направленности 6-го года жизни по разделу «Речевое развитие» достиг хороших результатов: научились пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке, набору картин. Употребляют в речи антонимы и синонимы. Большая часть детей данной группы начали различать понятия – звук, слог, слово. Находят слова с заданным звуком, определяют место звука в слове.

Программный материал в данной образовательной области усвоен на среднем уровне.

Рекомендации: для дальнейшего роста показателей, планируется продолжать индивидуальные занятия с детьми по речевым заданиям, применять дидактические игры, продолжать читать литературные произведений, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно рассказывать стихи, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

Также необходимо создавать условия для самостоятельной речевой активности в течение дня; включать коммуникативные игры и упражнения при организации занятий, выполнять пальчиковую и артикуляционную гимнастики в режимных моментах, расширять кругозор детей. Проводить выставки продуктивных работ детского творчества на основе изученного программного материала. Обновлять детскую литературу в книжном уголке каждую неделю, опираясь на лексические темы и праздники календаря. Пополнять детскую библиотеку иллюстрациями к литературным произведениям для рассматривания детьми вне занятий.

2.4 Социально – коммуникативное развитие

По итогам проведения обследования в старшей группе общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие», выявлены следующие результаты:

Начало года:4,2 балла

Конец года: 4,5 балла

По данным мониторинга видно, что программный материал образовательной области усвоен детьми на высоком уровне. Дошкольники старшей группы умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты), являются инициаторами в игре, часто организуют игры самостоятельно без помощи воспитателя. Активно проявляют интерес к дежурству и убирают за собой игрушки. У детей данной группы к концу года сформировались навыки организованного поведения в детском саду, дома и на улице. Также воспитанники старшей группы имеют элементарные представления о том, что такое хорошо, а что плохо, основы безопасного поведения в быту и в природе.

Рекомендации: на основании выше изложенного необходимо продолжать работу развивающих проблемно-практических и проблемно-игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов. Необходимо продолжать уделять внимание формированию культуры общения со взрослыми и сверстниками, учить общаться бесконфликтно. Продолжать учить формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников. Необходимо учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости. Необходимо продолжать работу по формированию представлений о государстве и мире, о себе и своей семье, о природе родного края. Необходимо уделять внимание обогащению сюжетно – ролевых игр, закреплению вести диалоги, принимать игровые задачи.

2.5. Художественно – эстетическое развитие

По итогам проведения обследования в старшей группе общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни, выявлены следующие результаты:

Начало года: 4,5 балла

Конец года: 4,9 балла

Программный материал в данной области усвоен детьми на высоком уровне. Дети к концу года могут в правильной последовательности

выполнять работу, создавать несложные сюжетные композиции изображения по мотивам народных игрушек. Практически все воспитанники могут передавать общие признаки и характерные детали образа, располагать лист в заданном формате и правильно располагать изображение на листе, могут назвать основные виды декоративно – прикладного творчества. У всех воспитанников данной группы достаточно развит навык лепки объемного образа и все дети до конца и аккуратно выполняют плоскую лепку. Дошкольники старшей группы также умеют правильно держать ножницы и правильно вырезать из бумаги, убирать свое рабочее место.

Рекомендации: продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников. В течение дня предлагать дидактические игры, альбомы для раскрашивания, проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику. В уголках для творчества предоставить возможность для самостоятельной творческой активности детей. Иметь необходимое оборудование для работы с пластилином, природным материалом, бумагой, красками, следить за их обновлением. Принимать участие в конкурсах и выставках. Продолжать взаимодействие с семьей и организовывать конкурсы совместного детско- родительского творчества.

Выводы:

Итоговые результаты мониторинга свидетельствуют о достаточном уровне освоения образовательной программы.

Полученные результаты говорят о стабильности в усвоении программы ДОУ детьми по всем разделам.

Из результатов мониторинга определяются следующие направления работы, требующие углубленной работы на следующий учебный год:

физическое развитие,

речевое развитие,

познавательное развитие

Факторы, положительно повлиявшие на результаты педагогической диагностики:

Результаты получены за счет достаточно сформированных предпосылок

к учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого. Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми отсутствует, различия в высоком, среднем и низком уровне не значительны, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.

Планируемая работа по совершенствованию и корректированию образовательной работы с детьми на следующий учебный год:

1.  Продолжать работу, направленную на улучшение посещаемости детей (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т.д.).

2.  Продолжать работу по индивидуальным образовательным маршрутам воспитанников с признаками одаренности и детьми, имеющими затруднения.

3.  Самообразование педагогов.

4.  Работа по взаимодействию педагогов ДОО с семьями воспитанников.

5. Продолжать работу по освоению и реализации современных педагогических технологий, направленных на развитие детей.

Источник