Рекомендации по развитию познавательных процессов ребенка

Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Учите ребенка:

* Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.

* Описывать различные свойства окружающих его предметов.

* Узнавать предметы по заданным признакам.

* Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.

* Находить противоположные по значению понятия.

* Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение — все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т.д.

Развитие внимания

Внимание — это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОЦЕССОВ ВНИМАНИЯ

— Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:

— выкладывания узора из мозаики;

— выкладывания фигуры из палочек по образцу;

— исключения лишнего;

— нахождения различий в двух похожих картинках;

— нахождения двух одинаковых предметов среди множества;

— нанизывания бусинок по образцу;

— срисовывания по клеточкам;

— нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.

— Устраните отвлекающие факторы.

Развитие памяти

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.

Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).

Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.

Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПАМЯТИ

* Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

* Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

* Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

* При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

* Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

* При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.

Развитие восприятия

Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.

Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

Научите ребенка:

* Различать цвета и их оттенки.

* Различать форму предметов и геометрические фигуры.

* Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.

* Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).

*Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже),

шире (уже).

*Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

*Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).

* Различать и называть части суток, их последовательность.

* Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. Знать дни недели, месяцы года.

Таким образом, развивая у ребенка интеллектуальные и коммуникативные способности, вы помогаете ему быстро и безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения в классе, распорядка дня.

Взято из сайтов интернета

Источник

Екатерина Доля
Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов

[

b]Рекомендации родителям

по развитию познавательных процессов[/b]

Развитие восприятия

Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.

Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Учите ребенка:

• Различать не только цвета, но и их оттенки.

• Различать форму предметов и геометрические фигуры.

• Делить геометрические фигуры на 1,2,3, 4 равные части.

• Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).

• Выражать словами, какой предмет больше (меньше, длиннее (короче, выше (ниже, шире (уже).

• Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

• Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).

• Анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

• Различать и называть части суток, их последовательность.

• Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. Знать дни недели, месяцы года.

• Различать основные признаки разных времен года.

• Различать предметы на ощупь.

• Внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление.

• Ориентироваться в пространстве по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия.

• «Перевертыши». Взрослый рисует геометрические фигуры: квадрат, треугольник и т. д. Ребенок должен превратить их в любой рисунок.

• «Узнай форму». Ребенок должен узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.

• «Найди отличия». Ребенок учится находить отличия в похожих предметах.

• «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться, и наоборот.

• Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.

• «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.

Развитие внимания

Внимание — это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Рекомендации родителям по развитию процессов внимания

Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:

• выкладывания узора из мозаики;

• выкладывания фигуры из палочек по образцу;

• исключения лишнего;

• нахождения различий в двух похожих картинках;

• нахождения двух одинаковых предметов среди множества предметов;

• срисовывания по клеточкам;

• нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

Игры, способствующие развитию внимания.

• «Да и нет, не говорите, черный с белым не носите.». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

• Игры-головоломки, загадки

• Поиск отличий на одинаковых картинках, поиск одинаковых предметов и т. д.

• «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

• «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».

• «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось.

• «Назови, что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

• «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия.

Развитие памяти

Память – способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.

Как помочь ребенку развить память?

• Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

• Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

• Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

• При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

• Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

• При появлении у ребенка явных признаков утомления сделайте перерыв.

Развитие мышления

Мышление – способность связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения, обосновывать выводы, регулирующие поведение и общение.

Что делать родителям?

• Развивать умственные способности через овладение действиями замещения в разных видах деятельности (самый простой вариант: предметы – заместители, когда дети используют один предмет для разных целей: карандаш как градусник, вилка, заколка и т. п.)

• Учить составлять группу из отдельных предметов (карандаш, скрепки, ручка – канцелярские принадлежности).

• Учить классифицировать и обобщать предметы по характерным признакам или назначению.

• Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

• Учить сравнивать предметы (чем похожи и отличаются яблоко и груша).

• Учить соотносить схематические изображения с реальными предметами.

• Побуждать делать самостоятельные выводы.

• Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

• Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей различных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.)

• Учить устанавливать причинно-следственные связи.

• Способствовать переходу к решению задач в уме.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления

• «Разложи картинки». Ребенку предлагается серия картинок, которые необходимо разложить по хронологии событий и составить полноценный, развернутый рассказ.

• «Закончи слово». Взрослый называет слог, а ребенок называет как можно больше слов по начатому слогу.

• «Творческий подход». Ребенку называют или показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

• «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).

Источник

Степанова Ольга
Рекомендации по развитию познавательной сферы детей дошкольного возраста

Рекомендации родителям по развитию познавательной сферы детей дошкольного возраста

1. Много рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями детства.

2. Рассказывать о своей работе. В доступной форме показывать ребёнку, что кроме основной профессии у всех людей есть другие виды деятельности (бытовые, домашние) .

3. Показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, сопровождать рассказом о их свойствах, функциях.

4. Рассматривать и наблюдать с ребёнком различные явления и объекты природы в разное время года (появление радуги, тумана, росы)

5. Собственными действиями и поступками демонстрировать ребёнку бережное и созидательное отношение к другим людям, к конкретным представителям животного и растительного мира.

6. Создать условия для сравнения по величине доступных для наблюдения объектов. В общении с ребёнком разъяснять различные параметры величины, показывая образцы грамотной речи (стул выше, чем стульчик; скамья вышек, чем скамеечка) .

7. Привлекать внимание к количественным характеристикам величин (сосчитай сколько; каких предметов поровну) .

8. В повседневной жизни предлагать своему ребёнку различные игры-эксперименты.

Методические рекомендации по организации развивающей среды по развитию познавательной сферы детей дошкольного возраста в семье

1. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

2. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

3. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

4. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

5. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

6. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».

7. По возможности много путешествуйте с ребёнком.

8. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

9. Ходите с ребёнком в музеи.

10. Проводите совместные наблюдения и опыты.

11. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

12. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

В развивающуюсреду должны входить:

– глобус, физическая карта мира и Украины, политическая карта мира;

– разнообразные коллекции;

– измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

– азбуки картинные, книги для первого чтения;

– авторские сказки;

– былины, мифы, легенды;

познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;

– детский фотоаппарат с запасными цветными фотоплёнками, фотоальбом;

– детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;

– часы настенные и календарь;

– настольно-печатные игры – лото, пазлы;

– настольные игры – домино, шашки, шахматы;

– чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

– оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Источник

Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов  у детей

Развивать слуховое восприятие с помощью дидактических игр.

Часто менять формы деятельности.

Использовать во время занятий элементы игры.

Приучать проговаривать инструкцию несколько раз.

Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.

Учить сознательно направлять внимание на определённые предметы и явления.

Учить управлять вниманием в соответствии с целью.

Учить сосредоточиваться на деятельности, концентрировать своё внимание на ней, не отвлекаясь.

Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Игры и упражнения для развития внимания у детей

«Да и нет не говорите, чёрный с белым не носите». Взрослый задаёт ребёнку вопросы. Ребёнок отвечает на них, при этом не должен называть запрещённые цвета и не говорить слова «да» и «нет».

Всевозможные игры-головоломки. Загадки.

«Найди отличия». Ребенок должен сравнить две похожие картинки.

«Найди два одинаковых предмета».

«Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

«Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребёнок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

«Где что было?». Ребёнок запоминает предметы на столе, затем отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребёнок указывает, что изменилось.

«Назови, что ты видишь». Ребёнок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей

Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.

Учить вспоминать последовательность событий.

Учить использовать при запоминании мнемотехнические приёмы.

Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательного средства.

Игры и упражнения для развития памяти у детей

«Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.

«Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребёнок в течение 5 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребёнок должен назвать картинки, которые запомнил.

«Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребёнку сначала одно слово, ребёнок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребёнок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребёнок повторяет и т.д.

«Что ты видел в отпуске?» Взрослый задаёт ребёнку вопросы о происходивших в отпуске событиях.

«Следопыт». Взрослый показывает ребёнку игрушку и говорит, что сейчас её спрячет в комнате; ребёнок отворачивается или выходит; взрослый прячет игрушку, а ребёнок должен её найти.

«Что ты ел на обед?». Ребёнок должен перечислить, всё что ел.

«Одежда». Ребёнок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

 «Что в мешке?» Взрослый на глазах у ребёнка кладёт в мешок разные предметы; ребёнок должен вспомнить, что лежит в мешке.

«Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, затем ребёнок пересказывает.

«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку, или показывает картинку-образец. Ребёнок запоминает и по памяти выкладывает такую же.

Рекомендации родителям по развитию восприятия  у детей

Учить детей различать предметы на ощупь.

Формировать умение выделять признаки в предмете.

Учить соотносить предметы по величине.

Учить способам распознающего наблюдения.

Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.

Формировать умение составлять из частей целое.

Различать основные признаки разных времен года.

Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между.

Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

Игры и упражнения для развития восприятия у детей

«Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.

«Звезды в небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь»  с художественным.

«Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.

«Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов.

«Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.

«Сложи картинку». Составить их частей целую картинку.

«О чем я говорю?» Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.

«Какое время года?» Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.

Рекомендации по развитию мышления  у детей

Учить составлять группу из отдельных предметов.

Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

Игры и упражнения для развития мышления у детей

«Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

«Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.

«Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

«Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «твердый – мягкий» и др.

«Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

Загадки.

Источник