Рекомендации по развитию одаренного ребенка
РЕКОМЕНДАЦИИ
РОДИТЕЛЯМ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Лагунова С.А., старший воспитатель
МКДОУ Детский сад комбинированного вида № 10 «Сказка»
Одаренные дети. Кто они? Это, прежде всего, – дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.
Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями, могут добиваться всего сами. Это не всегда так!
Чтобы уменьшить Ваши родительские тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, следуйте этим ценным советам и рекомендациям.
Рекомендации родителям по работе с одаренными детьми
Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
- Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.
- Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
- Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
- Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.
- Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
- Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней.
Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:
- Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане.
- Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом.
- Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу; даже если сами могут сделать все быстрее и лучше.
- Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.
Рекомендации родителям
- Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.
- Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.
- Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей
- Избегайте сравнивать детей друг с другом.
- Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
- Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
- Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.
- Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
- Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
- Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем.
- Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
- Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.
Уважаемые родители! Для успеха и благополучия ребенка необходимы Ваша любовь и поддержка:
1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
2. Оценивайте уровень развития ребенка.
3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
6. Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
Источник
Для учителей рекомендации по работе с одарёнными детьми
1. Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
2. Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
3. Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.
4. Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.
5. На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
6. Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.
7. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
8. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
9. Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
10. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности уроков.
11. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к “уяснению для себя”, экспериментированию.
12. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
13. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью – и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
14. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
15. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
16. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
17. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.
18. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
Источник
Елена Маликова
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми
Одаренность—конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность—пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный—философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок.
1. Что такое одаренность?
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
2. Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для оптимального развития детей.
Задачи:
• Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
• Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
• Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
• Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
• Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
3. Принципы работы с одаренными детьми:
– Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).
– Принцип опережающего обучения.
– Принцип комфортности в любой деятельности.
– Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.
– Возрастание роли внеурочной деятельности.
– Принцип развивающего обучения.
– Принцип добровольности.
4. Как отличить одаренного ребенка?
Одаренные дети:
– имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
– имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
– испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
5. Основные категории одаренных детей (виды одаренности):
По виду деятельности выделяют 5 групп:
1. Практическая одаренность:
– одаренность в ремеслах
– спортивная
– организационная
2. Познавательная одаренность:
– академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам)
– научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области)
3. Художественно-эстетическая одаренность:
– хореографическая
– сценическая
– литературно-поэтическая
– изобразительная
– музыкальная
4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.
5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям).
6. Этапы работы с одаренными детьми:
1 этап – аналитический – при выявлении одаренныхдетей учитываются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т. д.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.
2 этап – диагностический – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных,творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, зачеты, проектные задания и т. д.
3 этап – этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель 3 этапа: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.
Задачи 3 этапа:
1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества;
2) организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые
способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
4) расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
5) развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.
7. Основные направления работы с одаренными детьми:
• выявление одаренных обучающихся;
• создание банка данных «Одаренные дети»;
• разработка индивидуальных форм работы;
• внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
• использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
• создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
• развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
• включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские, всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;
• разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы и других образовательных учреждений города, области.
8. Основные формы работы с одаренными детьми
9. Содержание работы с одаренными детьми
I.Диагностика:
1. Изучение диагностических методик.
2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
5. Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем.
6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей:
1. Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
2. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
3. Знакомство обучающихся с новинками литературы.
4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
7. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
8. Проведение переводной и текущей аттестации обучающихся в форме собеседования.
9. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.
10. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
III.Развитие творческих и познавательных способностей:
1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
2.Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
– творческие ответы;
– выполнение творческих тематических заданий;
– выполнение проблемных поисковых работ;
– выступления в лекторских группах;
– назначение ответственными за проведение предметных недель;
– приобщение (в различных формах) к работе учителя;
– повышение степени сложности заданий;
– интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.
IV.Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, городских, областных олимпиад. К празднованию Дня семьи – выставка творческих достижений обучающихся.
2. Вынесение на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления).
3. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.
4. Обращение внимания на заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
5. Освобождение от переводных экзаменов победителей районных, городских, областных олимпиад.
6. Ходатайствование в вышестоящие органы о поощрении одаренных детей.
10. Примерный план работы с одаренными детьми
№ Мероприятие Ответственные
1 Диагностика обучающихся по следующим направлениям:
• Творческое мышление
• Толерантность
• Предпочтительные виды деятельности
• Доминирование левого и правого полушария
• Вы лидер?
• Диагностика задатков и склонностей (по В. П. Симонову)
• Поведенческая характеристика одарённых детей
• Тест ШТУР Классные руководители, психолог
2 Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей обучающихся.
Проведение совещания по результатам диагностирования одарённых обучающихся. Администрация, психолог
3 Составление банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи в изучении отдельных предметов, соотношение данных результатов с результатами диагностики учителей- предметников и психолога Психолог, учителя- предметники
4 Утверждение индивидуальных программ по работе с одарёнными детьми Зам. директора по УВР
5 Осуществление контроля за выполнением образовательных программ и исследовательской деятельности одарённых детей Администрация, руководители МО
6 Составление графика регулярных занятий с одарёнными обучающимися. Педагоги – предметники, зам по УВР
7 Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми Библиотекарь
учителя- предметники
8 Расширение сети курсов по выбору с учётом способностей и запросов обучающихся Администрация, учителя – предметники
9 Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей Учителя – предметники
10 Привлечение одарённых обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе. Учителя – предметники
11 Вовлечение одарённых обучающихся к участию в школьных, городских олимпиадах, в марафонах знаний по предметам, конкурсах, выставках, фестивалях с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей. Учителя – предметники, администрация
12 Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей Администрация, учителя – предметники
13 Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Учителя- предметники
14 Проведение педагогических консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации, проведение родительских собраний, дней открытых дверей, консультаций с психологом школы. Учителя – предметники, психолог, администрация
15 Активизация работы научного общества обучающихся и учителей Администрация
16 Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одарённых детей Педагоги дополнительного образования, учителя- предметники
17 Осуществление взаимодействия с педагогами дополнительного образования, работающими с одарёнными детьми. учителя – предметники, педагоги дополнительного образования.
18 Подготовка и проведение предметных недель и декад Учителя – предметники, руководители МО
19 Подготовка и проведение школьной научно-практической конференции Учителя- предметники
20 Участие школьников в Интернет-конкурсах, проектах, викторинах, смотрах Учителя- предметники
21 Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми Руководители МО, учителя – предметники
22 Сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке обучающихся. Администрация, руководители МО
23 Участие в районном летнем лагере для одаренных детей Администрация, учителя- предметники
24 Участие в международных играх Учителя- предметники, администрация
25 Организация и проведение школьного конкурса «Ученик года» Учителя – предметники, администрация
26 Участие во всероссийских конкурсах по разным предметам Учителя- предметники, руководители МО
27 Организация и проведение школьного творческого фестиваля «Звёздный дождь» Педагоги дополнительного образования, классные руководители
28 Участие обучающихся в городских творческих конкурсах и спортивных мероприятиях Учителя- предметники, педагоги дополнительного образования
29 Организация и проведение школьных спартакиад, соревнований Классные руководители, учитель физкультуры
30 Организация и проведение классных, школьных интеллектуальных и творческих конкурсов Классные руководители, педагоги дополнительного образования
31 Ведение элективных и факультативных курсов Администрация
32 Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми Учителя- предметники
33 Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми Учителя- предметники
34 Оформление и пополнение стенда «Ими гордится школа» Администрация
35 Проведение проблемных заседаний предметных методических объединений по выявлению системы работы со способными детьми Администрация, руководители МО
36 Проведение торжественной церемонии вручения золотых и серебряных медалей выпускниками школы Администрация
37 Выставка научно- практической продукции методических объединений по теме. Создание банка творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов Учителя- предметники, руководители МО
38 Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям. Учителя- предметники, администрация
39 Активное внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках Учителя- предметники
40 Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети» Учителя – предметники
41 Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной программы обучения Учителя –предметники
42 Анализ результативности с одарёнными обучающимися:
• на совещании при директоре
• методических объединениях
• на административном совещании
• педсовете Администрация
10. Формы проведения мониторинга одаренных детей
Формы Периодичность
Предметные олимпиады 1 раз в год
Общешкольная конференция достижений обучающихся 1 раз в год
Предметные недели По годовому плану
Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми На педсовете
Внутришкольный контроль По годовому плану
Творческие отчеты кружков и спортивных секций 1 раз в год
Тематические конкурсы, выставки По годовому плану
Проектная деятельность По годовому плану
Мониторинг динамики развития По годовому плану
12. Показатели эффективной работы с одаренными детьми:
– наличие базы данных;
– участие обучающихся в школьных и городских олимпиадах, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;
– наличие НОУ (научного общества учащихся);
– участие обучающихся в школьных и городских спартакиадах и других спортивных мероприятиях;
– участие обучающихся в школьных и городских творческих конкурсах, обеспечение 100% внеурочной занятости обучающихся;
– создание портфолио выпускника школы.
Источник