Рекомендации по развитию наблюдательности у ребенка
Развитие наблюдательности у детей
Мы живем – значит наблюдаем. Осознанно присматриваясь и спонтанно замечая, естественно и сознательно. Без наших наблюдений невозможно вспомнить прошлое и подумать о будущем. Только взрослые наблюдают чаще всего осознанно, преследуя какую-то конкретную цель. Они могут сознательно тренировать навыки наблюдения. А дети так не могут. Ведь дети просто живут, здесь и сейчас. И чаще детские наблюдения спонтанны и выборочны. Но если мы хотим развить у детей способность подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности – этим можно и нужно специально заниматься. Не тренируя наблюдательность в детстве, мы лишаем наших детей в будущем увидеть множество интересных вещей – в путешествиях, в общении, да и просто в повседневной жизни. Для того, кто умеет подмечать, сопоставлять, делать выводы, мир становится объемнее, полнее, красочнее. Наблюдение – это процесс восприятия и запоминания, наблюдательность – активная форма чувственного познания человеком окружающей его действительности. То есть чем наблюдательнее человек, тем он лучше чувствует окружающую действительность. Разве не всем родителям хочется, чтобы их ребёнок лучше понимал всё, что его окружает?
Если у вас есть цель – развитие наблюдательности – что делать? И что нужно? Уши, нос, глаза, тело, время… Да только вот со временем всегда возникает проблема. А наблюдать с детьми нужно неторопливо, размеренно, без мыслей о работе и остывшем ужине.
Развивая наблюдательность – мы развиваем в детях и другие качества. Внимательность и усидчивость, умение сосредотачиваться и доводить дела до конца.
А ещё нужен интерес. Это такой моторчик для движения вперёд. Бывает так, что интерес растворяется в житейских проблемах, и мы перестаём удивляться и замечать какие-то детали, небольшие события и изменения в окружающем мире. Тогда интерес надо возрождать. Но на это опять требуется время…
Наблюдая с детьми, вы поймёте, что смотря на один и тот же объект, часто видите совершенно разное. Это открытие позволит вам лучше узнать своего ребёнка и насладиться совместным процессом наблюдения.
О зрительном наблюдении хорошо написал К. Паустовский: «Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».
Игры и идеи для наблюдения с детьми
Если вы хотите развить свою наблюдательность и наблюдательность детей, то возможно вам помогут несколько несложных упражнения. Шаг за шагом, и вы вместе сможете лучше запоминать лица людей и окружающие предметы, обращать внимание на детали, замечать то, на что раньше вряд ли обратили бы внимание. Кроме просмотра мультфильмов и фильмов «с пристрастием», есть и другие занятия.
1. По дороге в детский сад или просто на прогулке можно наблюдать, отсчитывая заданные предметы. Например, по дороге будем считать всех людей, у которых большой нос (или есть сумка, головной убор и т.д.). Можно считать машины одного цвета или деревья со скрученными стволами. Проявите фантазию! Дома можно листать книги, отмечая на страницах всех животных или улыбающихся персонажей. (В этом случае удобны книги с картинками, на которых много деталей). Ещё один вариант этой игры – посмотреть вокруг и найти предметы, в которых есть круг, (квадрат, треугольник и т.д.).
2. Времена года – отличная тема для наблюдений. Можно выходить на улицу с фотоаппаратом и фотографировать, к примеру, признаки весны. Ищите необычные, – даже треснувший асфальт после зимних морозов может стать признаком весны. А ещё используйте народные приметы: птицы в лужах начали купаться – значит, холодов больше не будет.
Можно фотографировать одно и то же дерево в течение года. А потом из этого сделать слайд-шоу или презентацию. И получится… фильм. И дети будут вспоминать каждый кадр своих наблюдений.
3. В большинстве случаев все ходят одними и теми же маршрутами – в садик, на детскую площадку, в магазин. А значит, есть возможность сравнивать – что было вчера, а что сегодня. Постарайтесь вместе в ребенком вглядеться в знакомый пейзаж. Хорошее упражнение – в обыденных вещах увидеть что-то новое, необычное. Каждый день отмечайте что-то такое, что ещё вчера ускользало от вашего внимания.
4. Вы стоите в очереди в магазине. Неожиданно попросите ребёнка закрыть глаза и спросите, во что одет человек, который стоит впереди вас. Это задание можно выполнять в любом месте. На детской площадке можно попросить ребёнка закрыть глаза и назвать цвет глаз и волос у тех, с кем он играет. Можно усложнить задание, предложив ребенку следующее: «Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту от самого маленького до самого высокого».
В помещении или на улице можно предложить ребенку следующее упражнение: «Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, цвет, размер».
5. Помните слова из известного сказки С. Козлова: «Прямо над ними плыло три облака. Одно было похоже на Медвежонка, второе — на Зайца, а третье — на Ослика». Наблюдайте за облаками вместе с детьми, ищите в них земные образы. Но можно и наоборот: искать образы облаков в земных предметах. Иногда развесистый дуб может напоминать кучевое облако… Придумайте сами другие игры и упражнения. Наблюдайте вместе с детьми. Это позволит получить максимальную информацию об окружающем мире, сделать познание ребенка многосторонним, насыщенным, увлекательным и привлекательным.
Источник
Согласитесь, жизнь становится намного ярче, когда мы акцентируем внимание на деталях. Например, глядя на пейзаж, мы видим красоту природы, но всматриваясь в детали, поражаемся ее величию и гармонии.
Наши воспоминая напрямую связаны с цветами, запахами, музыкой, вкусами, ощущениями, и чем больше помнится деталей, тем ярче картины прошлого — развивая в детях наблюдательность, мы обогащаем их впечатления и память.
Наблюдательность — способность видеть своеобразие людей, предметов и явлений —необходимо тренировать. Она помогает лучше понимать происходящее. Простые, но тем не менее активные инструменты развития этой способности — рукоделие, конструирование, составление пазлов, сборка моделей, рисование и лепка.
Акцент на детали
Пожалуй, самое простое — это гулять, наблюдая. По дороге в сад или школу можно отмечать изменения на маршруте, посчитать, сколько вам встретилось девушек в кроссовках, а сколько — в обуви на каблуках, посчитать велосипедистов, отметить увиденные головные уборы встречных и так далее.
Гуляя или путешествуя, просите ребенка описывать как можно подробнее то, что он видит перед собой. Например, не «рядом в песке играют дети», а «в пяти метрах от нас в песке играют мальчики примерно трех и пяти лет в одинаковых белых панамках»
Многие дети в детстве хотят быть разведчиками или детективами. Попросите ребенка подмечать малейшие детали определенных предметов как можно четче, как будто их надо будет позже нарисовать. Рисовать не обязательно: принятая установка будет включать восприятие и тренировать наблюдательность.
Листая книги, детализируйте картинки. Ищите самый крупный и самый мелкий предмет, обращайте внимание на цветовую гамму, и со временем ребенок сам автоматически будет отмечать эти тонкости.
От деталей — к общему
Вы хорошо запоминаете лица? Сможете составить фоторобот соседа? Скорее всего, нет, ведь мы не обращаем внимания на то, какие у человека уши, нос, подбородок, глаза и брови, а помним только лицо в целом.
Приучайте ребенка смотреть на лица более внимательно, замечая малейшие детали внешности. Можно устраивать соревнования, кто запомнит больше подробностей и попробует что-то рассказать о человеке.
Пробуйте «читать» эмоции по лицам — этот навык полезен для развития эмоционального интеллекта. Удобнее всего рассматривать людей в транспорте, в очереди или кафе. Делать это надо незаметно. Потренировавшись какое-то время, ребенок будет машинально запоминать незнакомые лица.
Тренируемся на мультфильмах
Просмотр любимых мультфильмов можно использовать для тренировки наблюдательности. Проще начать со старых советских мультиков, таких как «Варежка», «Ну, погоди», «Бременские музыканты» и другие. Сначала смотрим мультфильм, не вдаваясь в детали. А потом предлагаем пересмотреть, предварительно загадав загадки ребенку: «Какого цвета были штаны у Трубадура?», «Когда варежка превратилась в щенка и обратно?» и т. д. Это поможет в будущем не только внимательно смотреть мультфильмы, но и пересказывать увиденное. Кстати, такая игра- задание очень понравится не только дошкольникам, но и ученикам начальных классов.
«Дневник наблюдений»
Наблюдение за временами года может стать для вас с ребенком долгим, но очень серьёзным проектом. Фотографируя одно и то же дерево в течение каждого месяца, можно наглядно увидеть признаки времен года. Так же можно наблюдать, как растут домашние питомцы или растения в горшках.
Семейные игры на наблюдательность
Не обязательно выбирать отдельное время для таких семейных игр. Игра, условно называемая «Тот, у кого», удобна тем, что играть можно в любом месте и любой компанией. Выбирается ведущий (можно кинуть жребий), который дает задание, например: «тот, у кого синие шнурки, должен похлопать в ладоши». И все, у кого есть эта деталь, хлопают. Задания придумываются любые, соответствующие ситуации.
Еще одно упражнение: «Назвать все предметы, которые находятся за спиной и описать их». Такие игры заставляют мозг постоянно концентрироваться на мелочах. Весьма полезный навык не только для детей.
Интернет в помощь
Интернет занимает лидирующую позицию в сфере интересов школьников, поэтому берем его в помощь. Здесь можно найти тренажеры, задания и игры для развития памяти и внимания.
Учитесь наблюдать, это очень ценный навык. Прививайте его детям, и жизнь заиграет новыми красками!
Тамара Рыбакова
Фото с сайта www.homeschoolacademy.com
Источник
Одним из основных процессов познания является восприятие. С его помощью человек знакомится с окружающей действительностью, создает собственную картину мира, и именно оно формирует такое качество как наблюдательность. Развитые восприятие и наблюдательность помогают достичь успехов в учебе, позволяют более эффективно выполнять любую работу и достигать профессионализма в любой области. Сегодня мы рассмотрим, что кроется за этими понятиями, и узнаем, как сделать восприятие более совершенным и развить наблюдательность.
О восприятии и наблюдательности
Восприятие – это познавательный процесс отражения в психике предметов и явлений, формирования на их основе целостной картины мира. Другими словами это то, благодаря чему мы можем контактировать с окружающим миром: мы видим картины природы, слышим собственный голос и голоса других людей, ощущаем предметы, чувствуем запахи, т.е. воспринимаем все это. Получается, что восприятие – это совокупность всех данных, получаемых органами чувств. Однако не все так просто.
Данный процесс не сводится только к обобщению различных ощущений. Иначе все люди видели бы мир одинаково. При восприятии подключается также обработка получаемых от органов чувств данных на основе мышления и памяти о прошлом опыте человека. В результате этого получается совершенно субъективная картина, которая может сильно отличаться от реальности. Чтобы минимизировать различие и сделать восприятие более объективным, его необходимо развивать.
Восприятие также является основой наблюдательности. Это психическое свойство, качество, являющееся результатом познавательного процесса и таких операций мышления, как анализ и сравнение. Благодаря наблюдательности мы можем находить сходства и различия между объектами, различать очень похожие объекты между собой и подмечать всевозможные детали. Все это существенно помогает нам в жизни.
Если у школьника плохо развиты восприятие и наблюдательность, то это может приводить к затруднению усвоения школьного материала, трудностям в выполнении учебной, а затем и профессиональной деятельности. Чтобы этого избежать, необходимо развивать и тренировать эти аспекты познания, для чего существует множество упражнений.
Мотивация на выполнение упражнений
Чтобы упражнения на развитие восприятия и наблюдательности имели хороший эффект, необходимо, чтобы ребенок захотел их выполнять и делал это ответственно. Для этого можно:
- Показать, как важны отличное восприятие и наблюдательность.Привести примеры, когда они помогали в жизни или профессиональной деятельности. Хорошей иллюстрацией послужат отрывки из «Шерлока Холмса».
- Заинтересовать ребенка. Выполнение упражнений станет для школьника в разы привлекательнее, если представить их в виде игры, соревнования, интересного времяпровождения (например, в дороге).
- Поощрять ученика. В качестве поощрений может выступать все, что угодно: похвала, разрешение подольше посидеть за компьютером, поход в интересное место, сладости, карманные деньги и пр.
Пишем картины
Дайте установку ребенку смотреть на все окружающее так, будто это необходимо запомнить, чтобы позже изобразить на картине. Просите подмечать малейшие детали, чтобы полнее отразить их в рисунке. При этом школьнику совсем не обязательно рисовать: сама принятая установка будет заставлять его включать восприятие на полную мощность и тренировать наблюдательность.
Найди различия
Источник фото
Всем известны детские задания на поиск различий между двумя картинками, которые направлены как раз на развитие наблюдательности. Чем сложнее изображение, тем лучше тренируется это качество. Брать картинки можно из детских книжек, в интернете или создавать самостоятельно (для тех, кто умеют работать с графическими программами).
Запись увиденного
Попросите ребенка просто описывать то, что он видит перед собой. Это может быть вид из окна комнаты, картины, наблюдаемые во время поездки, обстановка в доме или в школе, происходящее в парке и т.д. Очень важно делать записи как можно детальнее и подробнее. Например, написать не «прошел человек», а «прошел мужчина с русыми волосами, высокого роста в длинном пальто».
Можно превратить упражнение в увлекательную игру. Родитель и ребенок должны описать наблюдения за каким-либо событием (например, что происходит во дворе дома в течение пяти минут). Запись ведется каждым индивидуально и молча. Кто более детально и понятно опишет происходящее, того и нужно считать победителем.
P.S. Если Вы специалист по части наблюдений, то сделайте ребенку небольшую поблажку, чтобы он стремился к совершенствованию своего навыка, но не потерял интереса к игре, постоянно проигрывая.
Узнай предмет по его части
Для этого упражнения необходимо найти несколько изображений различных предметов. Лучше всего, если картинки будут достаточно большого размера (формат А4). Далее они разрезаются на части так, чтобы по каждой из них можно было догадаться, что это. Школьнику предъявляются части изображений (например, носик чайника), а он должен сказать, что же это за предмет. За каждый правильный ответ можно начислять баллы, потом обменивая их на какой-нибудь приз, или поощрять любым другим образом (правильный ответ – похвала или конфетка).
Угадать по деталям
Для этого упражнения понадобится как минимум два человека. Ребенку дается задание рассмотреть изображения предмета во всех подробностях, запомнить как можно больше деталей. Затем он рассказывает об этих деталях другому человеку так, чтобы тот смог догадаться, что же это за предмет. Например, школьник рассматривал изображение парка. В своем рассказе он может отразить следующие детали: там есть скамейки (3 штуки), есть фонари, есть дорожка (тропинка), все в зеленом цвете (если парк летний) или все в желто-красных цветах (про парк осенью) и т.д. Если ребенок рассказывает слишком мало деталей, необходимо задавать ему наводящие вопросы: «Есть ли там деревья?», «А каких цветов там больше?» и т.д.
Для учеников более старшего возраста необходимо использовать изображения посложнее. Например, это могут быть репродукции известных картин. Главным условием здесь будет являться то, что угадывающий человек знаком с данными картинами.
Группировка предметов по их признаку
Задание: в течение 10 минут ребенку необходимо вспомнить и написать как можно больше различных предметов по определенному признаку. Например, на букву «М», красного цвета, квадратной формы, сделанных из дерева и т.д. Необходимо выбрать несколько признаков, от 5 до 10-12.
Можно провести упражнение в виде соревнования между детьми или между ребенком и родителем. В этом случае за самый длинный список предметов участнику начисляется балл. Победит тот, кто сможет набрать большее количество баллов.
Пример списка – профессии на П. Источник фото
Распределение по категориям
Это задание для школьников более старшего возраста. Задача: распределить объекты или явления по различным категориям. В качестве категорий можно использовать типы темперамента, особенности телосложения и т.д.
Пример: ребенку вкратце рассказывается о типах темперамента (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик), отмечаются основные особенности каждого из них (холерик – эмоциональный, «взрывной», активный; флегматик – спокойный, безэмоциональный, медлительный; сангвиник – веселый, жизнерадостный, активный, быстрый; меланхолик – эмоциональный, ранимый, медлительный). Далее ему предлагается отнести своих знакомых к какому-то типу темперамента и объяснить, почему он так считает. В качестве доказательства могут выступать особенности поведения этого человека, ситуации-иллюстрации.
Наблюдение с разными целями
То, что мы воспринимаем и запоминаем, во многом зависит от цели, которая перед нами стоит. Например, желая запомнить позу и внешний вид людей, человек вряд ли будет прислушиваться к их разговору и детально запоминать его, и наоборот, имея цель очень хорошо запомнить разговор, вряд ли он будет особо присматриваться к внешнему виду людей, их одежде, прическе и т.д. Чтобы развить разные стороны наблюдательности, необходимо давать ребенку задание воспринимать различные стороны объектов или явлений. Сначала он наблюдает за позами двух людей (на видео или в фильме), а потом рассказывает о них, затем воспринимает разговор этих людей (тот же самый фрагмент видео), далее – обращает внимание на внешность и т.п. В конце школьнику необходимо отобразить сцену целиком, рассказав обо всех подробностях.
Запоминание лиц
Для упражнения необходимо подобрать несколько фотографий лиц различных людей, которые ребенку не знакомы. Далее ему дается задание внимательно рассмотреть все лица на фото и запомнить их. После этого ученик должен рассказать, какие признаки и детали внешности он выделял для запоминания того или иного человека.
Повторение действий
Покажите ребенку любое действие, которым хорошо владеете, и которого он еще выполнять не умеет. Это может быть сбор кубика Рубика, вязание/вышивание, резьба по дереву, сбор фигурок оригами и т.д. Перед учеником ставится задача наблюдать за действиями родителя с целью дальнейшего их воспроизведения. Такая установка, особенно если деятельность интересна школьнику, заставит его сосредоточиться на детальном восприятии процесса.
Источник фото
Восприятие и наблюдательность – это основа познания и залог любой успешной деятельности. Упражнения на их тренировку достаточно просты и занимают немного времени. Их можно проводить в любом удобном месте и в любое время.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
12 июня 2015
Источник