Рекомендации по развитию компетенций у ребенка

Рекомендации по развитию компетенций у ребенка thumbnail

Рекомендации по развитию компетенций у ребенка

В процессе воспитания и обучения детей в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования достаточное внимание уделяется формированию компетенций, позволяющих быть успешным в обучении и общении, реализовать свой творческий потенциал. Однако в современной педагогике и психологии недостаточно разработан и практически не затрагивается вопрос о формировании жизненно важных компетенций, позволяющих подрастающему человеку научаться с раннего детства структурированно мыслить, планировать свое время, зарабатывать и грамотно распоряжаться деньгами, эффективно планировать и прогнозировать свою жизнь, регулировать собственное поведение в зависимости от поставленных целей, организовывать и координировать деятельность других людей, выявлять потенциал и ресурсы в окружающих его предметах, объектах, явлениях и людях, оптимально этот потенциал использовать для достижения конструктивных целей.

         Как следствие дефицита обучающих программ и программ воспитания, нацеленных на формирование вышеуказанных жизненно важных компетенций, дети получают лишь знания и умения, «перегружающие» их интеллектуально, но не помогающие в реальной жизни. Из школы нередко выпускается инфантильный тип личности, «напичканный» знаниями человек, прекрасно ориентирующийся в понятиях «синус» и «косинус», информированный о площади территории Испании, способный осуществлять разбор слова по составу, однако имеющий значительные трудности в принятии ответственности за решения в собственной жизни, не способный оптимально распланировать свой день (неделю, месяц, год) и деньги, выданные ему родителями на «карманные расходы», не умеющий эффективно осуществлять постановку целей и прогнозировать, постоянно ожидающий от других людей «готовых благ».

         Изменить ситуацию может семья (восполняя недостающие компетенции) и/или реформирование образовательно-воспитательной системы, начиная еще с дошкольной ступени.

         На мой взгляд, для формирования вышеуказанных жизненно важных компетенций целесообразно на уровне семьи проводить следующие мероприятия:

  • развивать в ребенке «чувство времени» посредством совместного со взрослым, а затем и самостоятельного планирования на день/неделю/месяц/год с последующим анализом.
  • формировать в ребенке со старшего дошкольного или младшего школьного возраста «чувство денег», обучать его способам их зарабатывания (например, выплачивая «стипендию» за достижения и хорошие оценки в школе, за посильный труд – мытье посуды, полов дома и т.д.). Важно сформировать еще в детстве понимание того, что «заработанные тобой материальные блага прямо пропорциональны твоим вложенным усилиям».
  • развивать ответственность ребенка за собственные действия, поступки, ошибки (ребенок должен испытать чувство неудовольствия и ощутить «на себе» негативные последствия при произведенном им отрицательном поступке, важно при этом анализировать ситуацию вместе с ним, проговаривая то, каким образом можно было бы избежать неприятных последствий – альтернативные варианты поведения).
  • ставить ребенка в ситуации выбора, заранее проговаривая возможные варианты развития событий в том или ином случае.
  • обучать его эффективной постановке целей и прогнозированию.
  • периодически организовывать рефлексивную беседу с ребенком на тему «Что я могу, на что я способен, и как это можно применить в жизни?»

         Для формирования жизненно важных компетенций на уровне образования, на мой взгляд, необходимы следующие реформы:

  • с детского сада и на всех последующих ступенях образования важно обучать ребенка способам разрешения конфликта и методам саморегуляции. Ребенок должен знать, что делать в ситуации, когда ему «плохо», куда обратиться, если не получается выйти из этого состояния самостоятельно.
  • научать ребенка с дошкольного возраста в игре или другом виде деятельности организовывать команду и правильно управлять ей; выявлять потенциал каждого члена команды и эффективно распределять функции между членами одной команды.
  • все изучаемые дисциплины в школе должны быть в высокой степени практико-ориентированными (например, важно не просто изучать на уроках биологии строение мышц, а рассказать, как их можно развивать и для чего это надо делать; можно сводить детей на экскурсию в больницу и показать пациентов с атрофией мышц и (для контраста) в тренажерный зал, где они могут увидеть противоположный эффект; математика же должна учить детей производить только те вычислительные операции, которые им действительно пригодятся в жизни – высчитать нужный процент или правильно посчитать сдачу с покупки, а не «забивать» головной мозг высшей математикой; на географии акцент необходимо делать не на точном запоминании площади какой-либо страны, а на изучении ее ресурсов и возможностей, угрозах, традиций и законов, которые важно соблюдать при посещении данной страны).
  • в старших классах необходимо ввести дисциплины, которые помогут сформировать компетентности в самых важных жизненных сферах (например, ввести занятия, на которых будут учить психологической и юридической грамотности). Детям в доступной форме можно изложить основы гражданского и уголовного кодекса, объяснить какие существуют в нашей стране налоги, как высчитать, правильно ли тебе начислят в будущем зарплату, как начисляются коммунальные платежи, и вообще какие у тебя есть права как у гражданина РФ, что такое суд и в каких ситуациях в него нужно обращаться и т.д.
  • ребенок после того, как научится читать, писать и считать, получит общие знания об окружающем мире и бытовые знания в школе, должен иметь возможность выбора последующих дисциплин и курсов. А все углубленные знания, которыми взрослый человек, как правило, не пользуется в повседневной жизни, необходимо «переместить» в профессиональные учебные учреждения (например, высшую математику).
  • в вузах, на мой взгляд, целесообразно убрать общеразвивающие дисциплины, а оставить только профильные, так как, во-первых, студент вынужден растрачивать временные и интеллектуальные ресурсы на то, что не попадает в сферу его профессиональных интересов (например, поступал учиться на психолога, а вынужден сдавать зачеты по физкультуре и истории), во-вторых государство впустую тратит денежные средства на оплату работу преподавателей, которые не дают «профильных» знаний, умений, навыков, и которые были бы более полезны в других вузах, где преподаваемые ими дисциплины являются профильными и студенты изучают их с интересом.
  • в старших классах важно усилить профориентационную работу, и не только диагностировать детей на имеющийся профессиональный потенциал и интересы, а показывать наглядно будущим абитуриентам как можно больше профессий, причем дать возможность пообщаться с людьми, работающими на тех или иных должностях в разных сферах, чтобы узнать не только преимущества, но и недостатки, риски данной работы.
  • для того, чтобы будущие абитуриенты имели реалистичное представление о своей будущей профессиональной деятельности, важно на последнем году обучения в школе давать задания, связанные с самостоятельным мониторингом рынка труда и его анализом (например, определить среднюю заработную плату менеджера по персоналу в городе, где проживает обучающийся).
  • при поступлении в вузы ЕГЭ, на мой взгляд, не является эффективным методом отбора «достойных», особенно это совершенно не работает в отношении набора абитуриентов на гуманитарные направления подготовки. Решение данной проблемы видится в изменении вступительных испытаний на гуманитарные специальности. Так, например, оптимальным вступительным испытанием для будущего психолога будет прохождение собеседования, ориентированного на выявление уровня вербального интеллекта, убеждений, ценностей, личностных ресурсов, коммуникативных навыков, и психодиагностики на предмет выявления различных психопатологий, препятствующих его работе в данной сфере. Конечно, такой подход вступает в противоречие с законами, защищающими права и свободу выбора, однако он был бы эффективным «фильтром» не только для будущих психологов, но и для многих специалистов нашей страны.
Читайте также:  Калькулятор развития ребенка по неделям беременности

         Итак, для формирования жизненно важных компетенций необходимо еще с дошкольного возраста развивать в ребенке умения планировать свое время, зарабатывать и грамотно распоряжаться деньгами, эффективно планировать и прогнозировать свою жизнь, регулировать собственное поведение в зависимости от поставленных целей, организовывать и координировать деятельность других людей, выявлять потенциал и ресурсы в окружающих его предметах, объектах, явлениях и людях, оптимально этот потенциал использовать для достижения конструктивных целей.

Источник

Методические рекомендации

по развитию социальной компетентности

у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр

Подготовила:

Долик Светлана Васильевна,

воспитатель

МБДОУ «ДС «Берёзка»

г. Новый Уренгой, ЯНАО

Методические рекомендации по развитию социальной компетентности

у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр

Что же такое социальная компетентность?

Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни. Социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности.

Основные компетенции педагога необходимые для социальной ситуации развития воспитанников:

  • организация конструктивного взаимодействия детей в группе, в разных видах деятельности
  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности
  • вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий

Основным приёмом формирования социальной компетентности является игра. Игры классифицируются на:

  • подвижные
  • речевые
  • сюжетно-ролевые
  • компьютерные
  • дидактические

Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений. Поэтому учет непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в организации целенаправленной педагогической деятельности создать реальные предпосылки для полноценного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями, социальными условиями, т.е. для эффективного воспитания дошкольников, способствующего упорядочению процесса социализации.

Читайте также:  Развитие ребенка в преддошкольном возрасте

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в составлении личности дошкольника в целом. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении.

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в составлении личности дошкольника в целом. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении.

В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекают взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, интерпретируя, распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения с взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками, которые на первых парах являются по преимуществу не речевым практическим взаимодействием с преобладанием мимики, жестов, контакта глаз, разнообразных вокализаций (смех, междометия, звукоподражание). Собственно диалог как речевое взаимодействие, в ходе которого партнеры поочередно высказываются на одну тему, характерен для старших дошкольников. Диалог педагога и ребенка, к сожалению, нередко строится на признании того, что ребенок не понимает, ошибается, не знает, хотя у ребенка – своя логика. Игнорирование этой логике приводит к тому, что ребенок стремится угадать, чего хочет от него взрослый, и угодить ему, поскольку взрослый «всегда прав». Чем старше становится ребенок, тем меньше задает вопросов. Несостоявшийся диалог в детстве превращается в скучный монолог педагога. Игнорирование субъектного опыта ребенка приводит к искусственности, к отчуждению ребенка от процесса познания и общения.

Задача педагога состоит не только в том, чтобы дать детям определенные знания и умения, но и научить их руководствоваться ими в повседневной жизни. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции». Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате,  которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 6-7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дошкольники осваивают правило учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Воспитывая  у детей отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности, привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в них и желания помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.

Важно обсуждать с детьми в те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка. Сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу,   как разговаривать между собой, когда организуется,  какая – либо совместная деятельность, например игра. Педагогу надо следить за тем, чтобы ребенок выполнял правило и дома, и в детском саду; систематически напоминать, советовать, как надо себя вести в том,  или ином случае,  выражать уверенность, что воспитанник не забудет поступить должным образом.

Читайте также:  Образец индивидуального маршрута развития ребенка в доу

Для формирования у детей обобщенных представлений надо использовать этические беседы и беседы о явлениях общественной жизни; вести разговоры о прочитанных рассказах, сказках, просмотренных фильмах, сюжеты которых содержат нравственные коллизии. Делать  это без излишнего морализирования, но так, чтобы у ребенка возникла потребность совершать аналогичные нравственные поступки.

Важно, чтобы ребенок мог объяснить свое отношение к событию, поставить себя в позицию его участника. Поэтому помогает рассматриванию с детьми картинок, на которых изображены их сверстники в различных (часто конфликтных) жизненных ситуациях. Детям задают вопросы, как, по их мнению, следует поступить персонажам, читают литературные произведения аналогичного содержания.

Объединение социальной коммуникативной компетентностей в работе с дошкольниками, на наш взгляд, оправданы, т.к. благодаря этим компетентностям у детей налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействия с ними, ребенок находит свое «я» в обществе людей и учиться видеть, использовать и уважать возможности других.

Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений:

  • понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;
  • получать необходимую информацию в общении;
  • выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
  • вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
  • отстаивать свое мнение;
  • соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
  • принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.);
  • уважительно относиться к окружающим людям;
  • принимать и оказывать помощь;
  • не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью.

Игры речевой направленности (не умаляя при этом роли других разновидностей игр в дошкольном возрасте) в полной мере способны решить задачи формирования социальной компетенции детей наиболее эффективно. Речевая   игра не только помогает развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения. Понимание людьми друг друга – это одна из острейших проблем взаимоотношений, которая возникает на протяжении всей жизни человека. Речевая  игра дает прочную основу, так сказать теоретическое моделирование будущих ситуаций, с которыми ребенок может встретиться в реальной жизни.

Из выше сказанного следует, что речевая игра – доступная деятельность для детей данного возраста, однако далеко не все педагоги дошкольного образования осознают условия организации речевой игры для освоения воспитанниками тонкостей общения, правил и норм взаимоотношений, умения использовать их в сложной, противоречивой жизненной ситуации. Влияние речевой   игры на развитие личности заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Использование речевых игр как средство развития социальной компетентности старших дошкольников  будет наиболее эффективно, при совокупности следующих педагогических условий:

  • развитие социальной компетентности старших дошкольников будет представлено в качестве педагогической цели;
  • создание условий для полноценного социального сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • разработке системы работы по развитию социальной компетентности дошкольников через коммуникативные  игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В процессе речевых игр у детей сформируется  чувство сплоченности и переживание группового успеха. Через речевые игры дети проявляют уверенность в действиях, от которых зависит общий результат. Так ребенок подходит к осознанию себя среди других, переживанию своей индивидуальности.

Источник