Рекомендации по проблемам развития ребенка

Рекомендации родителям детей с проблемами в развитии и поведении.

  В последнее время наблюдается увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, трудностями в обучении и школьной адаптации, нарушениями в эмоционально-личностной сфере и др., что делает необходимым рассмотрение особенностей организации психологической помощи семьям с подобными проблемами.

  Важно отметить, что целесообразной является организация комплексного подхода к
диагностической и коррекционной работе с такими детьми, привлечение разнообразных специалистов (педагогов, дефектологов, логопедов, психоневрологов и т. д). Однако, эффективность психологической помощи также во – многом зависит и от родителей. Поэтому мы приводим некоторые рекомендации для родителей, имеющих детей с проблемами в развитии и поведении.

Рекомендации родителям детей, имеющих высокий уровень школьной
тревожности

  Для каждого ребенка поступление в школу – это яркое, чрезвычайно значимое событие.
Но все они по-разному привыкают к новой обстановке и новым требованиям, предъявляемым школой, у многих процесс адаптации затягивается.

  Ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка выступает школьная тревожность,
отрицательно влияющая на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу,
но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень
школьного благополучия.

  Школьная тревожность – это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивогошкольного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенномбеспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе,
отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно
чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности
своего поведения, своих решений.

Советы родителям учащихся начальных классов

    Тревожность ребенка во многом зависит от уровня
    тревожности окружающих его взрослых. Не пугайте ребенка паническими, гневными реакциями на
    его’ учебные неудачи. Плохая оценка – это не конец света. Никогда не сравнивайте его с другими детьми: «Как тебе
    не стыдно, вот Маша прекрасно справляется, а ты вечно ничего не можешь!» Ведите отсчет от его собственных неудач и достижений. Корректируя деятельность ребенка, опирайтесь на
    позитивные моменты: «Ты молодец, ты хорошо постарался, сегодня у тебя
    получилось, но смотри, здесь можно было бы сделать лучше, правда?» Шаг за шагом поддерживайте маленькие успехи ребенка. Уважительно выслушивайте ребенка, рассказывайте о
    своих собственных прошлых учебных проблемах, делитесь опытом. Сделайте семейной традицией доброжелательный
    откровенный разговор о школьных делах. Чтобы ребенок понял: посоветоваться
    о трудностях – это нормально, родители не будут ругать, а помогут. Помогите младшекласснику составить и поддерживать
    распорядок дня: обязательно структурированный и последовательный. Не подгоняйте такого ребенка. Без спешки выполненное
    задание поможет ему справиться с беспокойством, получится оно или нет.

А еще можно рекомендовать родителям почаще играть с ребенком в «дурацкие» игры. Не компьютерные, не состязательные, не интеллектуальные и не на ловкость или скорость. А в такие, чтобы посмеяться, покричать, «посуматошиться», подержаться за руки, обняться. В
«жмурки», например. Такие игры снимают мышечные зажимы, что крайне необходимо тревожному ребенку.

Советы родителям подростков

Чтобы существенно снизить тревожность у подростков необходимо:

    обеспечить реальный успех подростка в какой-либо деятельности; больше доверять подростку; искренне интересоваться делами подростка, верить в его успех; меньше ругать, больше хвалить; не фокусировать внимание на неудачах. обучать навыкам эффективного общения; обучать навыкам саморегуляции психических состояний; обучать навыкам уверенного поведения; устранять негативные последствия критических ситуации.

Основные направления профилактики и коррекции агрессивного поведения
в детском возрасте

  В психологической литературе различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Под агрессией понимают поведение, которое направлено на причинение физического или психологического вреда. Агрессивность есть личностное образование, заключающее в тенденции к совершению агрессивных действий, выражающееся в готовности к агрессии.

  Родитель может придерживаться следующихправил реагирования на проявление агрессии:

Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию.

Если дети проявляют агрессию в допустимых пределах и агрессия не представляет опасности, то целесообразно:

– просто проигнорировать такую реакцию ребенка;

– показать, что Вы понимаете чувства ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно», «Я пониманию, что ты злишься»;

-переключить внимание ребенка;

– обозначить состояние и поведение ребенка: «Ты злишься, потому что ты устал».

Правило 2. Акцентировать
внимание на поступках (поведении) ребенка, а не на личности ребенка.

При оценке и анализе поступка ребенка следует обсудить только конкретное поведение ребенка по принципу «здесь и сейчас»: что произошло, почему такое поведение неприемлемо, избегая оценки других поступков и личности ребенка в целом, иначе у ребенка возникает ощущение несправедливого к нему отношения (не всегда же он «плохой», «агрессивный», «злой»  и 
т. п.). К тому же окружающие начинают воспринимать такого ребенка как агрессивного, ожидая от него соответствующего поведения. Необходимо четко разграничивать поведение и личность ребенка.

Давая оценку поведения  ребенка,  можно  использовать следующие приемы:

-констатировать факт: «Ты ведешь себя агрессивно». «Ты переступаешь допустимую
черту»;

-задать констатирующий вопрос: «Ты злишься?»;

-раскрыть мотивы поведения: «Ты хочешь продемонстрировать свою силу?»;

-сообщить о своих чувствах по отношению к нежелательному. поведению: «Мне не
нравится, когда со мной так разговаривают»;

-аппелировать к правилам: «Ты нарушаешь правило».

Правило 3. Контролировать собственные негативные эмоции.

Когда ребенок проявляет агрессию, это вызывает у окружающих негативные эмоции (раздражение, гнев, возмущение, беспомощность). Взрослым необходимо признать, что негативные переживания являются нормальными и естественными в данной ситуации. Важно понять характер этих переживаний, их силу и длительность. Взрослые должны контролировать свои негативные эмоции при взаимодействии с агрессивными детьми, иначе они сами становятся источником агрессии и провоцируют детей на проявление агрессии. Дети могут специально
вызывать гнев и раздражение педагога, чтобы вывести его из себя, показать’ его слабость. Особенно это характерно для подростков, желающих противопоставить себя взрослым и утвердиться в глазах сверстников.

Правило 4. Не усиливать напряжение ситуации.

Пытаясь снизить напряженность ситуации, взрослые часто прибегают к способам, которые, наоборот, усиливают напряжение и агрессию:

– повышение голоса, устрашающий тон;

– демонстрация власти: «Учитель здесь я», «Как я сказал, так и будет»;

– крик, негодование;

-агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор
«сквозь зубы»;

– сарказм, насмешки;

– оценка личности ученика, его родителей или друзей;

– использование физической силы:

– втягивание в конфликт других людей, непричастных к нему (классного руководителя, завуча, директора);

– настаивание на своей правоте;

– нотации;

– угрозы и наказания;

– оправдания, защиты;

– обобщения типа: «Вы все одинаковые», «С вами со всеми нельзя по-нормальному»;

– придирки;

– передразнивание;

– сравнение ребенка с другими детьми;

– команды, жесткие требования, давление;

– подкуп, награды.

Такие действия взрослых могут остановить проступок лишь на короткое время.

Правило 5.
Обсуждать проступок.

Важным в профилактике агрессивного поведения детей является обсуждение такого поведения. При этом анализировать поступок следует не и момент, когда стороны возбуждены, а после того, как они успокоятся. Вместе с тем, обсуждение необходимо проводить как можно быстрее после инцидента. Лучше это делать без свидетелей, а в группе (классе) обсудить потом. Во время
обсуждения взрослый должен сохранять (демонстрировать) спокойствие и доброжелательность, оценивать не личность ребенка, а его действия. Важно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения не только для окружающих, но и для самого ребенка.

Читайте также:  Школа раннего развития ребенка презентация

Правило 6. Сохранять положительную репутацию.

Для ребенка важным является сохранение самоуважения и уважения в глазах других людей. Для этого целесообразно:

– публично минимизировать вину ребенка («Ты  неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), что не относится кпоследующей индивидуальной беседе;

– не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить требование взрослого
по-своему;

– предложить ребенку компромисс, договор со взаимными уступками.

Правило 7. Демонстрировать модели неагрессивного поведения.

Взрослый должен демонстрировать модели поведения, альтернативные агрессии. Такое поведение, снижающее напряженность отношений, может включать:

– выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);

– тайм-аут – предоставить ребенку возможность успокоиться наедине;

– внушение спокойствия невербальными средствами;

– прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

– использование юмора;

– признание чувств и интересов ребенка;

– сообщение о своих чувствах и интересах;

– апелляция к правилам.

Значительное место в психопрофилактике и коррекции агрессивного поведения детей должно занимать содействие в овладении детьми новыми социально приемлемыми формами поведения,
альтернативными агрессии. Часто взрослые говорят ребенку, как не надо себя вести, но не объясняют, как надо поступать, что делать. Необходимо предоставлять ребенку образец
поведения, на который он мог бы ориентироваться. Важным условием возникновения
новых устойчивых форм выступает, помимо организации поведения, формирование
у ребенка определенной мотивации.

У ребенка должно быть не только положительное отношение кусваиваемому поведению, но и стремление вести себя соответствующим образом. Формирование новых устойчивых форм поведения возможно только при наличии достаточно сильного и длительно действующего мотива. Кроме того, закреплению новых форм поведенияспособствуют согласованность и последовательность требований, предъявляемых кребенку окружающими.

Практические рекомендации родителям детей и подростков с синдромом
дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

В домашней программе коррекции детей и подростков с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект

1.Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; помните, что чрезмерная болтливость, подвижность  и недисциплинированность не являются
умышленными;

– контролируйте поведение ребенка или подростка, не навязывая ему жестких правил;

– не давайте ребенку или подростку категоричных указаний, избегайте говорить «нет» и «нельзя»;

– реагируйте на действия ребенка, подростка неожиданным способом (пошутите, повторите его действия, сфотографируйте его);

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

– не настаивайте на том, чтобы ребенок или подросток обязательно принес извинения за проступок;

– всегда выслушивайте то, что он хочет сказать.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

– проводите досуг всей семьёй:

– не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3.  Организация резкими дня и мести для занятий:

– установите твердый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания (не говорите по телефону, не делайте многочисленные замечания);

– оградите гиперактивного ребёнка или подростка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач (только 1-1,5 часа в день);

– по возможности избегайте больших скоплений людей;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение (можно использовать балльную систему, завести дневник самоконтроля);

– не прибегайте к физическому наказанию (если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка);

– чаще хвалите ребенка, подростка (порог чувствительности к отрицательным стимулам у них очень низок дети и подростки с СДВГ не воспринимают выговоры, однако, чувствительны к поощрениям);

-не давайте детям поручений, не соответствующих их уровню развития, возрасту и особенностям;

– помните, что вербальные средства (убеждения, призывы, беседы) редко оказываются результативными;

– помните, что  для  ребенка и подростка с СДВГ наиболее действенными будут средства
убеждения «через тело»  (лишение удовольствия, лакомства; запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры);

– используйте прием «выключенного времени» (изоляция, домашний арест, досрочное отправление в постель);

–  применяйте при необходимости холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;

– полезным может стать, например, внеочередное дежурство по кухне.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное
подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения детей и подростков с СДВГ
большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном
поощрении желательного поведения и игнорировании нежелательного. Помните, что
невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже за несколько
лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и
дефицит внимания могут сохраниться и во взрослой жизни.

***

Для подготовки материаловиспользовалась литература:

    Педагогическая психология: теория и практика /Под
    ред. и . – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2009

Источник

Советы и рекомендации для родителей детей,
имеющих нарушения развития

Советы и рекомендации для родителей на период пребывания
детей дома в каникулярное время

Уважаемые родители!

Предлагаемые вам советы и рекомендации разработаны специалистами-дефектологами и лечебными педагогами. Наша цель – помочь вам организовать жизнь детей дома с максимальной пользой для ваших детей.

Необходимо помнить, что лучшие результаты в обучении и воспитании детей, имеющих проблемы в развитии, достигаются при непрерывности процесса обучения, хотя методы и приемы, которые используются в нашей школе и во время пребывания в домашних условиях, могут быть различными.

Мы надеемся, что все члены вашей семьи включатся в общение и занятия с вашим ребенком.

Желаем вам успехов и здоровья!

1. Установление режима дня.

1.1. Установите для ваших детей доступный режим дня на время каникул, особенно летних.

1.2. Предлагаем вам включить в режим дня следующие элементы: подъем, завтрак, прогулку, обед, занятия, прогулку, ужин, сон, элементы закаливания организма.

1.3. Все режимные моменты желательно выполнять в одно и то же время.

1.4. Во время прогулки можно проводить доступные подвижные игры, плавание в открытых водоемах, собирание природных материалов для поделок, наблюдение за природой.

2. Развитие средств общения.

2.1. Старайтесь посещать с детьми культурно-просветительные учреждения вашего города с предшествующей подготовкой (рассказом, беседой, чтением) и последующей зарисовкой и описанием увиденного.

2.2. Знакомьте ребенка, по возможности, с профессиями родителей (рассказ родителя, посещение предприятия, рассматривание фотографий).

2.3. Организуйте выезды на природу, обращайте внимание детей на изменения в природе, занятия людей; беседуйте с детьми на эти темы.

2.4. Привлекайте детей к чтению художественной литературы (желательно адаптированной) и беседуйте с ними о событиях, описанных в книгах, героях, их характерах, пусть они выразят, что им понравилось и не понравилось в прочитанном (прослушанном), почему.

3. Самообслуживание.

  1. В период каникул (особенно летних) важно поддерживать те навыки самообслуживания, которыми ребенок овладел в учебное время.
  2. Навыки самообслуживания, связанные с приемом пищи: ребенок пьет из чашки, ест ложкой и вилкой (с помощью специального столового ножа – для тех, кто умеет им пользоваться, о чем можно узнать у педагогов класса); намазывает и режет ножом; вытирает рот и руки салфеткой; убирает за собой посуду.
  3. Навыки, связанные с одеванием и раздеванием: ребенок снимает и надевает штаны, носки, рубашку; надевает и застегивает или шнурует ботинки; застегивает молнию и пуговицы; вешает одежду на плечики, на стул, в шкаф; аккуратно обращается с одеждой.
  4. Навыки, связанные с умыванием: умывает лицо, моет руки, чистит зубы; моется в ванной, под душем, вытирается после ванны; моет голову; причесывается.
Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 73 воронеж

4. Социальные и бытовые навыки.

  1. Побуждайте ребенка оказывать посильную помощь в соблюдении санитарно-гигиенического состояния жилища: застилать постель, менять постельное белье; мыть посуду; подметать, мыть пол, пылесосить; вытирать пыль; поливать цветы и др. виды деятельности по уборке дома.
  2. Следить за своим внешним видом: самостоятельно приводить в порядок свою одежду; стирать мелкие предметы одежды; чистить верхнюю одежду щеткой; содержать в чистоте обувь.
  3. Оказывать посильную помощь в приготовлении пищи: мыть и чистить овощи; делать разнообразные бутерброды; готовить простые блюда (суп из пакета, салат, кашу и др.).
  4. Сервировать самостоятельно или помогать в сервировке стола к завтраку, обеду и ужину.
  5. В весенний, летний, осенний периоды – помогать в приусадебном хозяйстве, на даче по уходу за растениями, животными.

5. Игровая деятельность.

  1. Игра нужна даже взрослым детям. По возможности во время прогулки играйте (сами или предоставляйте это с младшим/старшим детьми, родственникам, друзьям, близким знакомым – желательно под вашим контролем) со своими детьми в разные подвижные игры, развивая подвижность и выносливость; а также в игры, требующие внимания и наблюдательности.

Источник

ЗАМКНУТЫЕ ДЕТИ.

Что делать, если у моего ребенка проблемы с общением? Почему наш малыш так остро реагирует на смену обстановки, любые малейшие перемены в его жизни? Отчего мой ребенок замкнутый? Почему одного ребенка называют застенчивым, а другого – замкнутым? Чем отличаются эти две особенности развития личности? Как могут родители помочь своему ребенку перестать быть замкнутым?

Давайте, уважаемые взрослые, и попробуем сейчас разобраться в этих вопросах.

Прежде чем давать какие-либо советы и рекомендации, нужно разобраться в причинах существующих проблем. Необходимо понять, что мешает ребенку благополучно взаимодействовать с окружающими и получать радость от процесса общения. Вот, например, такие две проблемы, как застенчивость и замкнутость, имеют очень сходные внешние проявления. Эти дети болезненно реагируют на любые изменения, происходящие в их жизни, с опаской, а зачастую и явным страхом относятся к посторонним людям. Они беспокойны и эмоционально неустойчивы. Отличие состоит в том, что застенчивый ребенок хочет общаться, знает, как это делать, но не имеет навыков применения своих знаний на практике, а замкнутый ребенок, как правило, не знает, как общаться и не хочет, то есть его потребность в общении снижена. Таким образом, если ваш ребенок замкнутый, то ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы и сформировать у малыша желание общаться, и научить его общаться с окружающими людьми. Такие дети часто молчат, храня внутри себя свои чувства и переживания. Они хорошо ведут себя в детском саду, успешно занимаются, выполняют свои домашние обязанности, соблюдают правила, ни на что не жалуются, не плачут, не дерутся, не ссорятся со сверстниками. Они разговаривают только тогда, когда это необходимо. Замкнутый ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом. Такие дети проводят очень много времени в одиночестве. Большое скопление детей и взрослых, чрезмерный шум и суета могут даже пугать их. Замкнутость может проявляться как своеобразная защита от чрезмерно опекающего взрослого. Например, не разговаривать – единственное оружие, которое ребенок может использовать против требований взрослого (родителей, педагогов). Однако, даже если ребенок и не разговаривает, это не значит, что ребенок не слышит, что ему говорят. Как помочь замкнутым детям? Итак, какие же рекомендации (советы) можно дать родителям замкнутого ребенка.

  • Старайтесь создавать ситуации, требующие общения с окружающими.
  • Привлекайте ребенка к совместной деятельности и общению в процессе нее.
  • Чаще играйте с ним (если позволяет возраст ребенка) в игры, требующие общения и ведения диалога. У моей двухлетней дочери, например, одна из самых любимых игр – вести диалог от имени героя, обыгрывая различные жизненные ситуации (знакомство, дружба и так далее). Она дает одну игрушку мне, а от имени другой общается сама.
  • Будьте с ребенком доброжелательны, спокойны и терпеливы. Настройтесь на длительную работу по изменению (коррекции) замкнутости ребенка, формированию у него коммуникативных навыков (навыков общения) и желания общаться.

И еще, если, не смотря на ваши длительные старания и соблюдение всех рекомендаций, проблемы с общением у ребенка только усугубились или остались без изменений, и ваш ребенок, замкнутый по – прежнему, обратитесь к детскому психологу, который профессионально поможет вам разобраться во всех имеющихся проблемах психологического характера. Вполне возможно, что вы что-то упустили или неправильно истолковали.

Замкнутость можно и нужно корректировать. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость ребёнка не пройдёт за один день по взмаху “волшебной палочки”. Поэтому следует набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребёнком. Понимание проблемы – уже наполовину ее решение!

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

Следует отличать тревожность от тревоги. Если     тревога  –    это        эпизодические проявления       беспокойства,      волнения ребенка   (выступление     на      празднике, конкурсе и др.),  то  тревожность  является

устойчивым состоянием. Она не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства и т.п. У детей от года до трех лет нередки ночные страхи, на втором году жизни наиболее часто проявляются страхи неожиданных звуков,

одиночества, боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В три – пять лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В пять – семь лет ведущим становится страх смерти. От семи до одиннадцати лет дети больше всего боятся «быть не теми, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают».

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. В детском саду дети часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте двух-трех лет это допустимо и объяснимо. Но если ребенок в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание. Психологи считают, что причины возникновения тревожности кроются в нарушении отношений между детьми и взрослыми (родителями, педагогами). Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1) противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и педагогами;

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка 32 недели по месяцам

2) неадекватными, чаще всего завышенными, требованиями к ребенку;

3) негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Характерными проявлениями тревожности являются:

– чрезмерное беспокойство,

– раздражительность и слезливость,

– пассивность и скованность,

– неадекватные реакции,

– нарушения сна,

– тики и заикание,

– всевозможные страхи.

Тревожный ребенок не может долго работать, не уставая, ему трудно сосредоточиться на чем-либо. Во время выполнения задания он очень напряжен, скован. Такие дети чувствуют себя беспомощными, неуверенными, боятся трудностей, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Как помочь тревожному ребенку?

  • Родители тревожного ребенка не должны:
  • Предъявлять ему завышенных требований.
  • Угрожать детям невыполнимыми наказаниями («Уйду от тебя!», «Убью тебя!», «Рот заклею!» и т.п.).
  • Ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи.
  • Снизить количество замечаний.
  • Быть ласковыми и нежными.
  • Помогать и поддерживать ребенка.
  • Быть единодушными и последовательными в своих действиях.
  • Выполнять вместе с ребенком упражнения на релаксацию.

Помните: тревожность родителей зачастую передается ребенку. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе: станьте менее тревожными сами!

ОБИДЧИВЫЕ ДЕТИ.

Обида – чисто человеческое чувство, свидетельствующее     об     эмоциональном

состоянии ребенка, испытывающего  горечь разочарований   в    случае    расстройства

планов, замыслов, крушения надежд, связанных с поведением других людей по отношению к нему. Планируя свою деятельность, ребенок меньше всего думает о чувствах и желаниях других людей. В связи с этим он бывает весьма разочарован, если оказывается, что его ожидания не оправдываются. В результате малыш обижается. Обидой дети воспитывают родителей намеками, как надо лучше обращаться с ними. Плач «надутого» ребенка вызывает у родителей чувство вины и пересмотр своих воспитательных мер и критериев справедливости. Обидчивые дети очень ранимы, склонны делать из мухи слона, и находят повод для расстройства там, где его нет.

Откуда берутся обиды?

До трех лет малыши, даже если они обижены и расстроены, легко отвлекаются и забывают о проблемах. Детки постарше «застревают» в обидах надолго. Почему?

Дело в том, что, подрастая, ребенок начинает нуждаться в уважении и признании со стороны сверстников и взрослых. Расширяется круг общения, дети вливаются в новый коллектив (творческие студии, детский сад). Ребенок жаждет внимания от окружающих, но, как правило, получает его не в том объеме, который ему нужен, а иногда не получает вообще. Появляются обиды, которые могут впоследствии расцвести махровым цветом. Родители не  всегда могут уловить   зарождение обидчивости, как правило, бить тревогу начинают, когда поведение ребенка начинает бросаться в глаза.

Типичные   детсадовские  проблемы – ссоры  из – за игрушек, игр (не позвали),

«дразнилки» и «обзывалки». Если ребенок из сверхопекающей семьи для него

отсутствие похвалы и внимания становится шоком. Здесь то и начинают ярко

проявляться личностные особенности малыша. Один начнет бороться за внимание, другой отойдет в сторонку и начнет страдать, ожидая раскаяния и извинений обидчиков. Однако, как правило, извиняться никто не спешит, и обида становится глубже.

Что с самооценкой?

Характерной  чертой  обидчивого  ребенка  является  болезненная  реакция  на чужие успехи. Услышав, что хвалят какого-то ребенка, обидчивый малыш начинает считать, что его игнорируют, чувствует себя несчастным и униженным. Он постоянно нуждается в позитивной оценке и похвале. Не получив их замыкается. В основе чрезмерной обидчивости лежит низкая самооценка. Ребенку необходимо постоянное подтверждение того, что его любят и его значимости, в отношении окружающих к нему видит пренебрежение. Оценки и похвала — не главное! Необходимо избавить кроху от необходимости доказывать свое превосходство и самоутверждаться. Только тогда ребенок будет ощущать бесценность своей личности. Не обращать внимание на обиды ребенка нельзя, но когда есть любовь нет места слезам. Покажите малышу, что отношение других не самое главное в жизни. Что интересы других не должны быть сосредоточены только на его персоне. Что играющие без него дети, не желают его обидеть, просто они увлеклись и гораздо умнее к ним присоединиться, а не пестовать обиду.

Учимся выражать эмоции.

Уметь выражать эмоции очень важно. Человек умеющий выразить свои ощущения сможет принимать и понимать других людей и ему будет проще строить взаимоотношения с окружающими. Однако умение выражать эмоции тесно связано с умением их контролировать. Начните с себя, научите малыша на своем примере. Проговорите, что вы чувствуете, какие эмоции испытываете. Если вы видите, что ребенок не знает, как выразить эмоции помогите ему. Задавайте вопросы, подскажите, как можно «выпустить» пар, постарайтесь объяснить, что с ним в эту минуту происходит. В противном случае малыш решит, что его переживания не имеют значения для родителей, а значит и сам он им не важен. Малыш научится прятать свои эмоции, и вы увидите лишь последствия, когда они проявятся слишком ярко.

Справляемся с проблемой.

  • Поощряйте  ребенка  на  выражение  своих  эмоций.  
  • Помогайте  выразить вербально то, что он чувствует,  установите близкий контакт. Возможно, вы не понимаете, что он желает выразить, однако покажите ему, что вы стараетесь: кивайте, присядьте, чтобы было можно смотреть ему в глаза, поглаживайте, задавайте наводящие вопросы.
  • Не подавляйте его экспрессивность. Иногда необходимо дать ребенку возможность выплеснуть накопившиеся негативные эмоции. Не заставляйте замолчать и не стыдите, просто помогите найти место для «взрыва», подождите, пока он успокоится, и только потом обговорите с ним произошедшее. Такое поведение не позволит обидам накапливаться.
  • Внимательно слушайте. Очень часто, ему необходимо чтобы его просто выслушали. Не спешите с назиданиями и советами. Просто скажите, что вы его понимаете. Старайтесь посмотреть на ситуацию его глазами. Пусть вам, с высоты своего возраста кажется, что причина обиды несущественна, для него-то все иначе. Сначала проникнитесь проблемой, а потом объясняйте. Эмпатия представляет собой великий дар, которому, к сожалению, научить

нельзя. Но любящие родители стараются «прочувствовать» внутренний мир ребенка. Этот подход ценен и для малышей и для деток постарше. Прежде чем объяснять, что обижаться не стоит, ребенок должен знать, что вы понимаете и принимаете его точку зрения, даже если и не согласны с ней.

Помните, что чувство обиды – присуще каждому человеку, и не в вашей власти это чувство искоренить.

Источник