Рекомендации по общению и развитию ребенка младенческого возраста
Рекомендации для родителей и педагогов раннего возраста.
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. На первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, позднее совершает с ними различные действия. К двум годам он хорошо овладевает ходьбой. Может не только ходить, но и бегать, взбираться на возвышения и слезать с них. Также в раннем детстве ребенок овладевает самым главным достоянием человека – речью. На втором году понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить, а к трем годам уже свободно объясняется с окружающими.
Этот бурный процесс не происходит сам собой, благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития необходимы дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей. Обучение необходимо как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение. Но, что делать, если очередь в детский сад еще не подошла? Существует множество центров, занимающихся развитием детей раннего возраста. Но и возможность посещать такие центры есть не всегда. Выход один – заниматься с ребенком самостоятельно. Для этого и были придуманы развивающие игры и игрушки.
Именно игра является наиболее подходящей формой обучения маленького ребенка. Вот несколько рекомендаций родителям:
• Не ограничивайте ребенку жизненное пространство. Дети, постоянно находящиеся в одном замкнутом пространстве, будь то кроватка, манеж или комната, как правило, отстают в развитии.
• Соблюдайте твердость в режиме и дисциплине, но вместе с тем не скрывайте своей любви и привязанности в отношении ребенка.
• Покупайте игрушки, соответствующие возрасту малыша. И не предлагайте ребенку сразу много игрушек. Иногда родители так увлекаются покупкой игрушек, что в буквальном смысле слова забрасывают ими своего ребенка, а интерес к ним у малыша быстро пропадает.
• Не забывайте, что игра развивает умственные способности ребенка. Поэтому играйте с ним. Если научить ребенка по-разному использовать предметы, рассматривать их на разном фоне, соединять с другими предметами, малыш начинает играть самостоятельно. Ему интересно, он от самых обыденных вещей получает новые впечатления. Для примера возьмем обычный шнурок: его можно положить на стульчик, повесить на спинку, намотать на руку, положить на плечо и т.д. Новизна впечатлений состоит в том, что меняется фон, на котором воспринимается предмет (то на стуле, то на руке, то на плече); движение игрушки (то висит, то качается, то полетела в броске); тактильные ощущения малыша (то игрушка в руке, то на плече и т.п.) Ребенок живет этими впечатлениями. И радость его от необычных манипуляций со знакомым предметом не меньше, чем от новой игрушки.
• Игры лучше подбирать под настроение ребенка.
• Подбирая игру, помните о возрасте и индивидуальных особенностях вашего малыша. Во время игры надо следить, чтобы каждое действие сопровождалось речью. Комментируйте не только свои движения, но и действия малыша. Это поможет в развитии речи.
Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. Мозг развивается в наиболее высоком темпе. Ребенок, вначале беспомощный, к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной речи. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения, т. е. формируется сугубо человеческая функция, на развитие которой в эволюции ушли миллионы лет.
(0 – 1 мес.) наряду с набором врожденных приспособительных реакций, играющих основную роль в жизнедеятельности организма, можно с 3 – 4-й недели жизни выявить начальные предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос или улыбку начинает возникать ротовое внимание — ребенок замирает, его губы слегка вытягиваются вперед, он как бы «слушает» губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка. Уже в период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.
(1 – 3 мес.) у ребенка наряду с интенсивным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляются эмоциональные реакции на общение со взрослым: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляется смех. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт с ребенком 10—12 недель вызывает у него радостное оживление, повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции. На этом возрастном этапе комплекс оживления возникает при виде как знакомого, так и незнакомого лица.
Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка.
(3 – 6 мес.) реакции, входящие в комплекс оживления, все более дифференцируются. Ребенок старше 4 месяцев при приближении к нему взрослого и при попытке вступить с ним в контакт внимательно всматривается в лицо взрослого, широко открывает глаза и рот, притормаживает общие движения. Таким образом, у него проявляется ориентировочная реакция, которая в одних случаях переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом и криком.
К концу этого возрастного этапа ребенок начинает узнавать мать. Правда, эта реакция еще очень непостоянна и ее появление зависит от многих условий, поэтому ее отсутствие не имеет самостоятельного диагностического значения. Однако если ребенок узнает мать, то это говорит о хорошем психическом развитии ребенка.
Для оценки психического развития на этом возрастном этапе важно проследить, как ребенок реагирует на игрушку. Ведущей формой деятельности в этом возрасте становится манипулирование игрушкой. Ребенок не только длительно фиксирует взор на игрушках и прослеживает за их перемещением, но направляет к ним руки, схватывает их, тянет в рот. Это сопровождается выразительными эмоциональными реакциями: он то улыбается, то хмурится.
В этот период интенсивно развиваются голосовые реакции, которые начинают приобретать некоторую самостоятельность. Наряду с певучим гулением к концу периода появляются лепет, а также избирательность и дифференцированность реакций на звук и способность локализовать звук в пространстве.
В развитии движений рук ведущую роль начинает играть зрительный анализатор: к концу периода ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения.
(6 – 9 мес.) при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, которая сменяется реакцией радостного оживления на знакомые лица и реакцией страха на незнакомые. В некоторых случаях можно наблюдать, как ориентировочная реакция переходит в познавательный интерес, минуя реакцию страха.
Отличительной особенностью психического развития ребенка на этом возрастном этапе является его готовность к совместному со взрослым манипулированию игрушкой. Кроме того, к концу этого этапа у ребенка появляются начальные элементы общения со взрослым с помощью жестов. Он протягивает к взрослому руки, показывая, что хочет на руки, либо тянется руками к далекому предмету, если хочет его получить.
При нормальном развитии к концу этого этапа ребенок должен проявлять начальное ситуационное понимание обращенной речи, отвечая действием на словесную инструкцию. Например: он поднимает голову и глаза к лампе на вопрос: «Где огонек?», прижимается щекой к матери на просьбу «Поцелуй маму» и т. п. К концу периода он также обучается игре в «ладушки», ищет спрятанную у него на глазах игрушку.
Закономерным в этом возрасте является появление лепета. При общении со взрослым после того, как преодолена ориентировочная реакция и страх, ребенок начинает произносить цепочки слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма. Если взрослый начнет отвечать ему тем же, голосовая активность ребенка возрастает, появляется радостное оживление и ребенок будет стараться подражать взрослому и самому себе. К 9 месяцам наблюдается расцвет лепета, он обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого.
(9 – 12 мес.) характеризуется прежде всего появлением нового типа общения со взрослым, а именно предметно-действенного. Контакт с ребенком устанавливается и поддерживается с помощью ярких предметов и игрушек, которыми ребенок активно манипулирует. При этом он начинает проявлять избирательное отношение к различным предметам, но у него всегда отчетливо выражена реакция на новизну. Характерной особенностью этого этапа развития является то, что активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка начинает подавлять реакцию страха на новые раздражители.
Начиная с 9 месяцев дети с нормальным слухом и интеллектом адекватно реагируют на обращение, речь, ее интонацию, откликаются на свое имя, отвечают действием на некоторые знакомые словосочетания типа: «открой рот», «дай ручку» и др. К концу этого периода при слове «нельзя» большинство детей перестает тянуться к какому-либо предмету, т. е. действия ребенка начинают более отчетливо подчиняться словесным командам, что свидетельствует о начале развития регулирующей функции речи.
К году ребенок понимает и простую обиходную речь. Однако необходимо отметить, что указанные функции развиваются у ребенка не спонтанно, а лишь в процессе специальных занятий. Поэтому они могут отсутствовать при педагогической запущенности.
Наряду с оценкой понимания речи следует обратить внимание и на произносимые ребенком звуки. Для начала этого этапа развития характерен активный лепет, состоящий из 5 – 6 слогов. Ребенок эхолалично повторяет слоги, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, с удовольствием произносит различные звукосочетания с губными звуками, восклицания, междометия. Все эти звуки он сопровождает выразительной мимикой и жестами.
К концу периода ребенок чаще, чем раньше, обращает внимание на лицо говорящего, кивает головой в знак утверждения и качает головой в знак отрицания. Его голосовое общение со взрослым расширяется, он выражает эмоции удовольствия и неудовольствия. Большинство детей сигнализирует о биологических потребностях и интонационно выражает просьбу.
Качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звукосочетаний.
В норме на этом этапе у большинства детей кончается доречевой период и начинается развитие речи. Одновременно появляется и новый интерес – рассматривание книг с картинками. В результате специальных занятий ребенок научается узнавать на картинках знакомые предметы, показывать их по инструкции и затем обозначать лепетными словами. Развивается также интерес к ритмам простых песен.
Развитие речевого общения в указанном объеме является показателем хорошего психического развития.
При нормальном психическом развитии к концу этого этапа наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка. Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению — пить из чашки, есть ложкой и т. п.
Формирование психических функций у ребенка раннего возраста в значительной степени зависит от условий среды и воспитания (в широком смысле). При этом ведущая роль принадлежит общению с матерью.
Особо важная роль в психическом развитии ребенка принадлежит речи, причем не только в развитии высших форм логического мышления, но и в формировании восприятия. Речевое недоразвитие обычно сочетается с отставанием в общем психическом развитии.
Физиологические нормы раннего психомоторного развития:
– голову держит с 1-1,5 мес., удерживает к 2-2,5 мес.;
– сидит с 6 мес., без помощи взрослого к 8 мес.;
– стоит с 7-8 мес., самостоятельно (пытается сделать шаг) к 9 мес.;
– ходит с 10-12 мес., без помощи взрослого с 11-12 мес.
Удачи вам в таком нелегком труде, как воспитание детей
Источник
Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №4 (4) Ноябрь, 2016
УДК 155.9
Дата публикации 24.11.2016
Сазонова Людмила Васильевна
Череповецкий государственный университет, РФ, г.Череповец
Аннотация: Статья рекомендована родителям, воспитывающим детей младенческого возраста: представлены особенности нарушенного развития, на которые следует обратить внимание родителям; общие рекомендации по их устранению.
Ключевые слова: социально-эмоциональное развитие ребенка младенческого возраста, нарушения социально-эмоционального развития ребенка младенческого возраста, скрининг психического развития
Guidance for parents on communication with children the second half of life with disorders of socio-emotional development
Sazonova Ljudmila Vasil’evna
Cherepovets state University, Russia, Cherepovets
Abstract: The paper is recommended for parents of infants: features of disrupted development that should draw the attention of parents; General recommendations for their elimination.
Keywords: socio-emotional development of infancy, disorders of social-emotional development of the child infancy, the screening of mental development
В младенческом возрасте наиболее пристальное внимание следует уделять не просто динамике развития тех или иных сфер психики ребенка, но особенностям развития в периоды: 2,5-3 месяца; 7-8 месяцев; 1-го года ([ 2]). Эти сроки, по специалистов службы ранней помощи детям, являются одними из наиболее важных для определения возможности отклонения в развитии ребенка.
Одним из главных показателей развития ребенка на протяжении второго полугодия жизни, к концу первого года, по мнению многих родителей, являются: развитие навыков самообслуживания по возрасту, развитие его речи – что говорит, как часто, на сколько хорошо понимает взрослого и др. Дети с нормальным психическим развитием и сохранным слухом к концу года адекватно реагируют на речевое общение и интонацию, отвечают действием на некоторые словесные просьбы. Однако следует помнить, что подобное понимание обращенной к малышу речи, инструкции для развития навыков самообслуживания развивается только на фоне эмоционально-положительного взаимодействия взрослого с ребенком. Показателем благоприятного уровня развития сферы эмоционального взаимодействия ребенка со взрослым и уже с другими детьми является отсутствие нарушений социально-эмоционального развития ребенка.
Диагноз задержки социально-эмоционального развития ребенка ставится по результатам психолого-педагогической диагностики. Педагог-дефектолог, используя нормативную методику оценки нервно-психического развития, определяет, насколько ребенок отстает (задержка развития) или опережает норму развития (опережение развития), делает вывод отдельно по каждой сфере. Также в поведении ребенка могут наблюдаться временное ухудшение состояния, связанное с объективными причинами: следствие болезни ребенка, медикаментозного лечения, реакции на стресс (трудности в развитии).
Обратите внимание на нижеперечисленные нарушения социально-эмоционального развития ребенка младенческого возраста:
- Предпочитает играть один,
- Проявление страха, вспышек агрессии при появлении кого-то в пространстве его деятельности.
- Требует много внимания со стороны взрослого, избирательно идет на контакт.
- Нет или очень короткий взгляд «глаза в глаза»
- Избирательность или отказ от приема пищи.
- Категорический отказ от посещения туалета (на горшок), все в «памперс», в том числе из-за страха.
- Особенность движений: нарушение координации (падает на «ровном месте»), повторяющиеся движения (раскачивания), что-то ковыряет, крутит, накручивает.
- Особенности игры: выполняет повторяющиеся действия (строит ряды, выставляет животных в одну линию). Нарушение его порядка вызывает возмущение, агрессию
- Обильное слюнотечение.
Рекомендации для родителей на этапе выявления в ходе наблюдений за ребенком нарушений социально-эмоционального развития
- Успокойтесь! Помните: ваш ребенок в течение первого года жизни всегда находится под наблюдением специалистов.
Наблюдение за развитием ребенка в динамике на базе детской районной поликлиники является обязательным в течение первого года в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1346н: консультация педиатра 1 раз в месяц, невролога в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 12 месяцев ([ 1]). При наличии нарушений уже с первых дней наблюдение у специалиста невролога происходит в индивидуальном порядке (лечение, реабилитация).
- Знайте! Многие факторы риска социально-эмоционального развития выявляются на этапе скрининговой оценки психомоторного развития в первый месяц развития ребенка.
Выявление нарушений слуха в учреждениях родовспоможения (2-3- день жизни ребенка). Исследование проводят: врач- неонатолог, врач-педиатр, врач- оториноларинголог, медицинская сестра. Дети, родившиеся вне учреждений родовспоможения, а также дети, не прошедшие скрининг в учреждениях родовспоможения, в первый месяц проходят в детской поликлинике. Врач-офтальмолог осуществляет диагностику нарушений в развитии зрительного анализатора (1 месяц), врач-невролог проводит оценку нервно-психического развития (1 месяц), педиатр – смотрит общее состояние здоровья (1 месяц), наличие врожденных дефектов развития (врач – хирург, 1 месяц).
При нарушении социально-эмоционального развития наблюдение у специалиста невролога происходит в индивидуальном порядке (лечение, реабилитация).
- Подумайте! У вас возникли подозрения на наличие рисков социально-эмоционального развития? С какими объективными причинами может быть связано их появление?
Вы заметили расстройства в поведении как следствие болезни ребенка, медикаментозного лечения, реакции на стресс и др.
- Позвоните в регистратуру детской районной поликлиники и запишите на внеочередной прием к участковому педиатру. Малейшая уверенность в их наличии является причиной обращения за помощью в разъяснении к педиатру и в последующем к специалистам.
Рекомендации для родителей на этапе обращения за помощью
- Врач — педиатр при объективной необходимости направляет ребенка для наблюдения к специалисту. врачами-специалистами на базе медицинских учреждений.
Клинические обследования позволяют подтвердить или опровергнуть подозрение, возникшее на этапе скирининговой диагностики. С этой целью проводятся обследования слуха, зрения и нервной системы.
В дальнейшем ребенка направляют на комплексное обследование в ПМПК с целью выявление структуры нарушения, определения соотношения нарушенных и сохранных функций (потенциальных возможностей). Служба ПМПК готовит направление в Службу ранней помощи. Рассмотрим подробнее трудности, которые возникают у родителей, с которыми они могут справиться сами (Таблица 1).
Таблица 1. Трудности социально-эмоционального развития, возникающие у родителей в процессе общения, пути решения
Трудности | Пути решения |
Пассивный эмоциональный отклик ребенка на контакт с вами | Необходимо использовать игры, способствующие повышению эмоционального тонуса и развитию положительных эмоций ребенка в общении с вами. |
Ребенок, мало интересуется игрушками. Создается впечатление, что это занятие неинтересно | Необходимо стимулировать интерес, положительное отношение к игрушке: ласковым разговором привлекайте внимание ребенка к вашему лицу, вызывайте его ответную улыбку, после чего переводите его взгляд на игрушку. Постепенно при виде лица взрослого или игрушки у ребенка будут появляться улыбка, смех, различные голосовые реакции. |
Ребенок долго не может успокоиться. Проявляет агрессию в отношении взрослого | Обучение родителям приемам успокоения ребенка, переключения внимания, поведения в ситуации агрессии со стороны ребенка.. |
У ребенка отсутствует интерес к игре «Ладушки», «Ку-ку», «Найди спрятанный предмет». | Используйте игры на развитие совместного внимания, коммуникативные игры, направленные на создание благоприятного эмоционального фона для общения (игра «Ку-ку», игры с предметами, вызывающими у ребенка яркие положительные реакции (колокольчик, яркая погремушка, фонарик и др.)). Стимулируйте развитие указательного жеста, используя вопросы типа: покажи, где часы? |
Ребенок не смеётся, когда вы приподнимаете и опускаете его или быстро приближаете и отдаляете от своего лица | Необходимо учить ребенка выражать эмоцию радости от эффекта приближения-удаления. Поэтому на первом этапе радоваться необходимо вам самим, привлекая его внимание своей мимикой, жестами, возгласами: «Ух, ты! Как здорово!» Найдите подходящий момент для игры. Следите за изменением настроения ребенка, он даст вам понять хочет ли он продолжать эту игру. |
Не обращается жестом взять его на руки, чтобы поднести к игрушке и показать ее, успокоить, если ребёнок плохо себя чувствует или испуган | Развитие различных форм общения ребенка со взрослым (стимуляция стремления продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт со взрослым, включение ребенка в практическое сотрудничество со взрослым ). |
Помните: 1. Ребенок мгновенно считывает ваше эмоциональное состояние и так же им заражается. Будьте терпимее к ВАШЕМУ ребенку. 2. Ребенок не поддается на уговоры. Сначала он услышит ваш голос, а только потом, успокоившись, начнет понимать, что вы хотите. 3. Неправильная ваша реакция, реакция близких, которые естественно пытаются устранить нежелательный способ поведения малыша, может лишь усилить его, закрепить или привести к появлению новых «странностей» ребенка.
Специальные рекомендации для родителей
- Исключив физические причины беспокойства ребенка (болевые ощущения, чувство дискомфорта от мокрых пеленок, голода, холода и т.п.) и наладив с первых дней жизни строгий режим дня, мать приступайте к проведению с малышом специальных игр, способствующих повышению эмоционального тонуса и развитию положительных эмоций.Будьте эмоциональны в общении с ребенком, для него ваши положительные эмоции – ключ к дальнейшему развитию. При любом контакте обязательно откликайтесь на его гукание, лепет, двигательную активность; повторятйте все, что он говорит; старайтесь «поймать» его взгляд, поглаживать, придавать голосу певучий, ласковый оттенок. Главное: в момент игры заражайтесь одновременной с ним радостью!
- Родители должны помнить, что выбирать игрушки нужно те, которые вызывают у ребенка положительные эмоции и стимулируют тем проявление «спонтанных» вокализаций. Необходимо также ориентироваться на выбор игрушек соответствующий возрасту ребенка и правилам безопасности.
- Важно активно комментировать действия ребенка, сопровождать соответствующей вокализацией: «Здорово! Молодец! Еще кинешь кубик? Умница!», «Нравится? Еще?».
- Для развития умения выражать свои эмоции, родителям необходимо привлекать внимание к своему лицу, мимике. Прикосновение к лицу матери дает возможность ребенку стимулировать подражание предметным и речевым движениям, мимике.
Список литературы
1. Борковская О.Л. Особенности взаимодействия матерей и детей раннего возраста в связи с психологическими характеристиками матерей: дисс. …кандидата псих. наук: 19.00.13 /Борковская Ольга Леонидовна . – СПб, 2010. – 170 с.
2. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И.Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
← Предыдущая статьяПрофессиональное самоопределение и профессиональное развитие молодого ученого
Следующая статья →Формирование профессиональной направленности учащихся 10-11 классов в условиях социокультурного пространства школы
Источник