Рекомендации по физическому развитию ребенка 1 года

Рекомендации по физическому развитию ребенка 1 года thumbnail

Олеся Непомнящих
Методические рекомендации родителям по улучшению физического развития детей первого года жизни в семье

Гимнастика для грудничков оказывает положительное влияние на физическое и умственное развитие ребёнка, общее состояние его здоровья. Упражнения способствуют углублению дыхания, что развивает и тренирует лёгкие. Гимнастика благотворно сказывается на аппетите и сне малыша, улучшают пищеварение. Усиливая приток крови к мышцам и костям, зарядка способствует их росту. Делать физзарядку нужно каждый день, желательно в определённое время, чтобы малыш привыкал к режиму. Проводить занятия следует в то время, когда у крохи хорошее настроение, он сыт и спокоен.

Массаж, воздействуя на кожу, влияет на весь организм человека. В коже в ответ на раздражение нервных окончаний возникают сосудистые рефлексы и расширяются капилляры кожи, усиливается кровообращение, увеличивается теплоотдача. В связи с этим массаж может предохранить организм от перегревания в жаркую погоду. Под влиянием массажа улучшается секреторная функция сальных и потовых желез, усиливаются окислительные, восстановительные процессы в мышцах и повышается их сократительная способность; быстрее проходит утомление мышц и восстанавливается работоспособность.

Игры очень хорошо влияют на развитие ребенка. Игра является ведущей деятельностью у ребенка, в которой все те виды жизнедеятельности, которые мы указали выше, переплетаются и пересекаются.

Таким образом можно утверждать, что любая игра, в которую играет ребенок, оказывает на него развивающий эффект, и для двухмесячного ребенка обыкновенная погремушка может составлять больший вес в его развитии, чем сложные компьютерные игры для школьника

И все-таки необходимо выделить целый ряд игр, которые в значительно большой мере, чем другие, направлены на развитие ребенка.

Развивающие игры стимулируют ребенка к развитию таких психических функций, как память, мышление и речь, ощущение и зрительное и слуховое восприятие, воображение.

В таблице 3 (приложение 4) приведены примеры сопоставления средне – статистических данных развития детей и Жени.

По показателям таблиц видно, что ребенок развивался в соответствии с нормами развития детей от 0 до года и некоторые показатели были выше норм, это говорит о том, что, прививая навыки двигательной активности с первых дней жизни, это оказывает положительное влияние на развитие и здоровье ребенка.

Для правильного развития детей, им необходим достаточный уровень двигательной активности. Это возможно при методически правильной организации занятий физической культурой. В качестве эффективных средств развития двигательной активности, необходимо придерживаться определенной системы,в которую входят: гимнастика, закаливание, игры, массаж, плавание, прогулки на свежем воздухе [15].

Сравнивая результаты развития Жени и детей, которые были изучены, можно сделать вывод что, Женя ничуть не отстает в развитии, некоторые его показатели даже были выше норм. Это говорит о том, что, необходимо прививать навыки двигательной активности детей с первых дней жизни, делать гимнастику и массаж, играть с ребенком. Все эти условия оказывают положительное влияние на здоровье и развитие ребенка.

Все дети в своем физическом развитии проходят один и тот же путь, но каждый со своей скоростью. Поэтому абсолютно нормальные, здоровые младенцы могут в физическом развитии опередить или отстать от своих сверстников на несколько недель. Не впадайте в отчаяние, если у вашего малыша что-то не получается, а другие дети того же возраста это уже умеют.

Все малыши проходят определенные этапы развития естественным образом. Однако именно родители могут способствовать развитию этих навыков, увеличивая силу и координацию ребенка [14].

Некоторые физические упражнения могут улучшить развитие управления моторикой и наделить его большей координацией. Через движение ребенок познает мир, развивает психику, интеллект, регулирует процессы обмена. Каждое движение ребенка неразрывно связано с дыханием, а значит, и с кровообращением. Поэтому массаж и гимнастика необходимы с самого раннего возраста. Комплекс упражнений, предложенный И. С Красиковой, для детей от 1,5 до 12 месяцев поможет родителям в физическом и здоровом развитии ребенка (приложение 5). Нежные мамины прикосновения и поглаживания являются основой массажа и гимнастики детей в раннем возрасте. Лаская своего ребенка во время массажа, вы становитесь неизмеримо ближе, учитесь налаживать с ним контакт без слов.

Красикова И.С предлагает следовать некоторым советам при выполнении гимнастики или массажа:

– Всегда необходимо считаться с настроением малыша во время занятий, его реакциями.Запомните: упражнения должны вызывать только положительные эмоции. Если ребенок капризничает (тем более плачет, не стоит настаивать. Выберите другое время.

– Увеличивайте физическую нагрузку постепенно. Чтобы не переутомить малыша, занятие проводите в 2—3 приема в течение дня. Если он спокоен, гулит, не сердится, у него розовая кожа, теплые ручки и ножки, нагрузку можно увеличить. Ее можно и регулировать — делать занятия короче и длиннее, упражнения повторять большее или меньшее количество раз, разнообразить темп, размах движений, чередовать разные по сложности упражнения и отдых.

– Заниматься с малышом нужно ежедневно в одно и то же время за 30 минут до кормления или через 45-60 минут после него. Перед сном тренироваться не стоит.

– Перед началом занятий, в конце и в течение дня поглаживайте и растирайте малышу пальчики и кисти рук. Очень полезно, играя с ребенком, вкладывать в его ладонь маленькую игрушку с неровной поверхностью и затем как бы отнимать ее.

– Руки взрослого во время занятий должны быть теплыми, сухими, чистыми.

– Комната, в которой будут проходить занятия, должна быть хорошо проветренной, температура воздуха в ней +20. 22°.

– Занимаясь, все свое внимание сосредоточьте на ребенке. В комнате нежелательны другие люди и шум. Говорите негромко, спокойно, ласково.

– Чтобы малыш лучше и быстрее уснул, желательно неяркое освещение синего или голубого света, его включают при подготовке ко сну.

Читайте также:  Ведущая деятельность в развитии ребенка по леонтьеву

– Если двигательная активность развивается с заметным опозданием, и родители сильно беспокоятся из-за этого, лучше показать ребенка врачу, который поможет установить причину и даст полезные советы.

Источник

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЁНКА.

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА ЗАНЯТИЯМИ 
ФИЗКУЛЬТУРОЙ

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дети 3-го года жизни еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет.

Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети и т. д.).

Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться и т. п.

К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье склонны приобретать очень дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребенка игрушки.

В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.

ЗАРЯДКА – ЭТО ВЕСЕЛО

Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и лучший способ привить крохе любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним!

Малыши обладают удивительным качеством: они подсознательно запоминают слова и поступки взрослых, даже копируют выражение лица. Это можно с успехом использовать для развития у крохи вкуса к физической культуре. Предлагаемые упражнения не представляют для взрослого человека особой сложности. Если ваши движения поначалу будут не слишком изящны, не комплексуйте, и, поверьте, у вас все получится! А кроха, ежедневно видя перед собой энергичную и веселую маму, учится верить в себя и быть оптимистом, это уже немало! Очень важен эмоциональный фон занятий. Учтите, что у малыша свои критерии в оценке любого дела: понравилось или не понравилось, было весело или скучно, получалось или нет. Для него важна и ваша оценка. Если мама сказала: «Молодец, у тебя все получится», – значит, так оно и есть!

• В непринужденной обстановке любое дело – в удовольствие. Поэтому больше улыбайтесь и шутите.

• Хорошая музыка создает настроение и задает ритм движений.

• Важно, чтобы каждое движение кроха выполнял с удовольствием и без лишнего напряжения.

• Чаще хвалите вашего маленького спортсмена за успехи.

• Старайтесь время от времени делать паузы, переключая внимание крохи на другие занятия.

1. Начните с простых приседаний. Старайтесь делать их одновременно, взявшись за руки. А затем представьте себя танцорами: приседая, выставляйте ногу вперед с упором на пятку. Это не так легко! Зато у вас улучшаются координация движений и осанка, укрепляются мышцы брюшного пресса.

2. Сидя на мягкой подстилке, малыш сгибает ноги и обхватывает их руками. Затем перекатывается на спину и возвращается в исходное положение. Так ребенок учится группироваться и мягко приземляться. А мама подстрахует его, держа за затылок.

3. Так здорово покачаться, держась за мамины руки. А тем временем кроха улучшает свою осанку, вырабатывает чувство равновесия, укрепляет

мышцы спины и ног. Чтобы избежать травм при случайном падении, имеет смысл постелить на пол коврик.

4. Приятно, если удается запустить бумажный самолетик дальше, чем мама! Выполняя эти незамысловатые движения, кроха разрабатывает плечевой пояс и улучшает координацию движений. Мамина задача при этом – следить, чтобы малыш правильно делал замах, а не бросал самолет перед собой.

5. Мама и малыш сидят друг напротив друга, широко расставив ноги, и катают мяч. Освоив этот вариант, можно перейти к более сложному: у каждого – по мячу, и вы катаете, их друг другу, стараясь, чтобы мячи не сталкивались. Следите за тем, чтобы малыш держал ножки прямыми. Ведь поглощенный игрой, он и не догадывается, что выполняет упражнение на растяжку!

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

А вот что рекомендуют специалисты по части закаливания детей.

Пусть всегда будет солнце! Родители должны знать назубок: солнечный свет совершенно необходим для нормального развития ребенка. Возникающие при его недостатке нарушения естественного образования витамина Д в коже, расстройства фосфорно-кальциевого обмена приводят к заболеванию рахитом, ослаблению всего организма. Вместе с тем избыток солнечных лучей также неблагоприятно отражается на детском организме. Следовательно, рекомендации о разумном использовании облучений должны особенно тщательно выполняться по отношению к детям.

Читайте также:  Особенности развития когнитивной сферы ребенка

Ни в коем случае не допускайте слишком длительного пребывания детей под палящими лучами солнца. Во время прогулок и при солнечных ваннах голова ребенка должна быть всегда прикрыта легким светлым головным убором.

Детей, не достигших 1 года, нельзя подвергать облучению прямыми солнечными лучами. В этом возрасте гораздо полезнее закаливание рассеянным солнечным светом. Детям постарше после облучения рассеянным светом можно разрешить пребывание под прямыми лучами солнца.

Закаливание солнцем лучше всего проводить во время прогулок или спокойной игры детей в утренние часы. Следите за тем, чтобы ребенок не «обгорел». Первое время солнечные ванны малышу удобнее принимать в легкой одежде – белой панаме, светлой рубашке и трусах. Через 3–4 дня вместо рубашки наденьте майку, еще через несколько дней он может принимать процедуры голышом. Длительность первых сеансов 1–4 минуты (по 1 минуте на спине, животе, правом и левом боку). Затем каждые 2–3 дня прибавляйте по 1 минуте на каждую сторону тела. Таким образом, длительность солнечных ванн доводится для 3–4-летних детей до 12–15 минут, 5–6-летних – до 20–25 минут и для 5–7-летних – до 20–30 минут.

После солнечной ванны желательно сделать обливание или другую водную процедуру. Детям, как правило, достаточно принимать солнечную ванну 1 раз в день. И еще один узелок на память мамам и папам: во время закаливания солнцем постоянно следите за поведением ребенка. При появлении сердцебиения, головной боли, вялости закаливание прекратите и обратитесь за советом к врачу. Если же причин для беспокойства нет,

постарайтесь использовать любую возможность для облучения ребенка солнечным светом.

В осенне-зимний период для профилактики «светового голодания» у детей полезно использовать облучение от искусственных источников ультрафиолетовой радиации под наблюдением медицинского персонала.

А как закалять детей водой? Купание в открытых водоемах – самый лучший способ закаливания в летнюю пору. Начинать могут дети с 2–3-летнего возраста, но только после предварительного закаливания воздухом и водой.

Температура воды должна быть не менее 22–23 °С, воздуха 24–25 °С. Время пребывания в воде на первых порах составляет 3 минуты, а затем изо дня в день увеличивается до 6–8 минут. Купаться достаточно один раз в день. Лучшее время для этого: в средней полосе – от 11 до 12 часов, на юге – от 9 до 11 часов. Когда дети приобретут определенную закалку, купаться можно и при несколько меньшей температуре воздуха, но не ниже 18°С.

Постарайтесь побыстрее обучить своего ребенка азбуке плавания. Во избежание несчастных случаев, тщательно выбирайте место для купания. Самое подходящее – с чистым песчаным дном, пологим спуском, со спокойным течением воды.

Внимательно следите за поведением ребенка в воде. После купания его необходимо насухо обтереть, быстро одеть, поиграть с ним, чтобы он в движении согрелся, а потом следует отдохнуть в тени.

Не забывайте о том, что детям с ослабленным здоровьем или недавно перенесшим какое-либо заболевание купаться можно только с разрешения врача.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 
ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

Физкультурно-оздоровительную деятельность с детьми третьего года жизни важно организовывать на положительном эмоциональном фоне.

Прежде всего, необходимо:

1. Создавать эмоциональный комфорт: доброе отношение, ласковый тон.

3. В условиях семьи рекомендуется использовать следующие физкультурно-оздоровительные элементы:

• утреннюю гимнастику;

• хороводные игры-забавы;

• подвижные игры;

• спортивно-развлекательные игровые комплексы;

• гимнастику для глаз;

• элементы самомассажа;

• закаливающие процедуры (с учетом здоровья детей);

Литература:

Источник

физическое развитие ребенка в 1 годПоздравляем вас, у вашего малыша день рождения! Прошел полный забот и счастливых открытий год! За этот год ваш малыш приобрел множество навыков и умений и очень сильно изменился со дня своего появления на свет. Давайте обсудим результаты первого года жизни вашего малыша, чтобы понимать, чего вы достигли и в каком направлении двигаться дальше. Также в статье вы найдете несколько игр для физического развития вашего годовасика.

Если вы читали нашу статью о физическом развитии ребенка до года, то помните, что каждый малыш имеет право быть собой и не укладываться в жесткие рамки, которые определили ему взрослые, а также мы привели примерный список, что умеет ребёнок в 12 месяцев. Сейчас мы обсудим это подробнее.

Физическое развитие ребёнка в 1 год: достижения

Самостоятельная ходьба

Конечно, самое главное умение, которым овладевают малыши к 1 году, это самостоятельное хождение! Разбег времени обретения этого навыка у разных малышей колеблется от 9 месяцев до 1 года и 3-4 месяцев. Поэтому не нужно сильно волноваться, если ваш ребенок ещё не пошел самостоятельно в год, но если он не сделает этого в ближайшие три-четыре месяца, то вам стоит обратиться к специалистам, сделать ребенку курс массажа и пройти другие процедуры, которые врач.

Обратите внимание, что ребенок должен ходить, ступая ножками на всю ступню полностью, а не поднимаясь на носочки.

Необходимо с первых шагов приучать ребенка ходить в обуви. Дома вы можете на некоторое время надевать вашему малышу легкую обувь на хорошей гибкой подошве, чтобы малыш мог легко сгибать ступню. Обувь должна быть впору, иначе ребенок будет или запинаться, или ему будет жать пальцы, что может негативно сказаться как на процессе приучения к обуви, так и на формировании стопы.

Танцы до упаду

Гармоничное физическое развитие ребенка в 1 год в сочетании с уверенной ходьбой является прекрасной подготовкой малыша к удивительным танцевальным открытиям. Тело становиться более гибким и ловким, теперь, стоя на ногах, малыши с удовольствием осваивают новые «па». Вы будете вместе с вашим ребенком с удовольствием танцевать до упаду и радоваться его танцевальным успехам.

Читайте также:  Аудиокнига развитие ребенка слушать онлайн

Бег

Как только ребенок научится владеть своими ногами достаточно хорошо, он станет передвигаться «на своих двоих» быстрее, и скоро попробует бегать. Возможно, это уже будет получаться у него в год или немного позже.

В возрасте одного года у ребенка наступает первый возрастной кризис, и для этого периода характерна такая картина, когда малыш проявляет свое желание идти не в ту сторону, в которую идете вы. И потому ребенок разворачивается и быстро, насколько хватает его силенок, убегает от вас. Оберните эту ситуацию в игру и побегайте вместе с малышом.

Спортивная жизнь

Если в течение первого года жизни ребенок имел доступ к спортивному комплексу, то в год малыш вполне может успешно залезать на небольшую высоту на лестницу, при этом может уметь с нее самостоятельно спуститься. Влезть в горку и скатиться с неё — любимая забава годовасиков.

Если детского комплекса в доме не было, то ребенок к 1 году штурмует кровати, диваны, невысокие столики, небольшие ступеньки – умеет залезть и слезть, не ушибившись.

Если вы задумываетесь о том, что вашему малышу не хватает дома спортивных снарядов, то прочитайте нашу статью о том, как организовать домашний спортзал.

Ползание

Если физическое развитие ребенка в 1 год позволяет ему самостоятельно ходить, это не значит, что он перестанет ползать. Даже стоит продолжать поощрять ползание, потому что это лучшее упражнение для укрепления спины. В те моменты, когда крохе нужно быстро куда-то добраться, или ребеночек уже устал, вы сразу увидите его в позе на четвереньках. Ползание в этот период отличается искусными «марш-бросками» и виртуозным лавированием между игрушек и мебели.

Теперь давайте поговорим о том, как дальше влиять на физическое развитие малыша.

Физическое развитие ребенка в 1 год: игры

Догонялки

Игра в догонялки очень проста, доступна в любом месте, не требует специальной подготовки или материалов для проведения, развивает детей физически и способствует увеличению объема лёгких.

А сколько эта игра может доставить радости! Попробуйте поиграть в догонялки всей семьёй, вы непременно получите заряд бодрости и хорошего настроения! Обязательно догоняйте друг друга по очереди, чтобы ребенок мог побыть и в роли догоняющего, и в роли убегающего, поддавайтесь вашему малышу, пусть у него закрепляется положительный результат, и тогда он снова захочет поиграть в догонялки.

Экспедиция

Вы хорошо знаете возможности своего ребенка и представляете, какое расстояние он может осилить самостоятельно своими ножками. Придумайте маршрут, например, да ближайшего парка и обратно до дома, который ваш ребенок точно осилит без капризов.

Объясните малышу, что сегодня вы отправляетесь в экспедицию, как учёные-биологи. А в экспедицию идут без коляски и с рюкзачком. Цель вашей экспедиции:

  • изучить, какие деревья растут в парке
  • узнать, какие птицы там обитают
  • собрать интересные камушки или шишки для изготовления поделок

Постарайтесь не брать ребенка на руки, и в каждую экспедицию уходите всё дальше и дальше от дома. Очень полезно, привить ребенку положительный опыт самостоятельных прогулок.

Главное, играя в экспедицию, никуда не торопиться и не забегать в магазин. И конечно, разное оборудование для экспедиции (рюкзак, бинокль, термос, туристический коврик для отдыха) добавит интереса к этой игре.

Кстати, спрашивайте ребенка, помнит ли он обратную дорогу, так вы сможете его научить ориентироваться в трехмерном пространстве.

Перетягивание каната

Хорошо знакомая вам игра, перетягивание каната, прекрасно подойдет для того, чтобы укреплять мышцы рук и развивать координацию тела. Вместо каната подойдет любая крепкая ткань, полотенце или шарф.

Старайтесь свою сторону каната дергать не очень сильно, чтобы канат не вырывался у ребенка из рук и, конечно, иногда поддавайтесь, пусть малыш думает, что он тащит вас на себя. Такая игра обязательно укрепит эмоциональный контакт между игроками!

Катание на лошадке

Эта игра доступна в двух вариантах: катать ребенка на плечах или на спине. Так или иначе, вы:

  • способствуете физическому развитию вашего малыша
  • развиваете вестибулярный аппарат
  • тренируете чувство равновесия

Катая на плечах, сначала держите ребенка за ручки, по мере освоения игры малышом, держите его только за ноги, чтобы малыш сам держался за вас руками. Когда сможет ребенок, попробуйте покатать его на спине и не держать его совсем, пусть он полностью держится за вас сам.

Начните и вы поймете, как это весело!

Мой веселый звонкий мяч

Эта незатейливая игра прекрасно сказывается на физическом развитии детей. Чтобы было интересно, каждый раз немножко усложняйте игру с мячом, пусть ребенок, научившись чему-то, осваивает новые навыки.

Мячи выбирайте разные, чтобы бросать одной рукой – поменьше, для бросков двумя руками берите мяч побольше.

Вот такое одновременно простое, доступное и интересное может быть физическое развитие ребенка в 1 год!

Все игры просты, и вместе с тем легко и эффективно развивают ловкость, гибкость и координацию. У нас ещё есть много игр для всестороннего развития ребенка в 1 год.

Посмотрите видео  о годовасиках:

Автор: Екатерина Давыдова

Поделитесь, какие интересные и простые игры вы используете для физического развития вашего ребенка.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как – из аудиокурса “5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!”

Рекомендации по физическому развитию ребенка 1 года

Автор: Клуб Увлеченных Мам

Все статьи автора

Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей “Клуба Увлеченных Мам”.

Предыдущие записи рубрики

  • Игры для изучения цветов
  • Игры по осенним сказкам
  • Во что поиграть, когда мама устала
  • Зимняя прогулка по сказке Сутеева «Ёлка»
  • Зимняя прогулка с медвежонком Умкой

Источник