Рекомендации по двигательному развитию для каждого ребенка

Рекомендации по двигательному развитию для каждого ребенка thumbnail

Наталья Павлоцкая
Методические рекомендации по физическому воспитанию детей дошкольного возраста

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются его неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении.

Большое внимание с раннего детства уделяется правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, развитие физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы и др. а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.

Одним из условий воспитания здоровых детей является организация правильного режима дня.

Для успешного физического развития ребенка необходимо комплексное использование всех форм физической работы (утренняя гимнастика,, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, прогулки, организация самостоятельной двигательной деятельности детей, физкультурные досуги, спортивные праздники) обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста.

Повышение двигательной активности в условиях образовательного учреждения.

Ежедневная двигательная активность дошкольников должна составлять не менее 1 часа, а в неделю -5-6 часов.Такую активность можно обеспечить следующими мероприятиями:

– утренняя гимнастика (6-10мин)

– закаливающие процедуры (5мин)

– три физкультурных занятия в неделю (15-30мин)

– физкультурный досуг два раза в месяц (15-30мин)

– подвижные игры в течении дня (20-30мин)

– спортивные игры на прогулки (20-30мин)

– пробежки на перегонки, на время, на расстояния(10-30мин)

– экскурсии вокруг сада(15-30мин)

– хозяйственно- бытовой труд,поручения: групповые и индивидуальные (16-30мин)

– использование физкультурного оборудование на участке (15-30мин)

– игры между занятиями (10мин)

– творческие подвижные игры.

Вместе с тем ежедневные занятия физической культурой в проветриваемом помещении и на открытом воздухе, частая смена упражнений при многократной повторяемости дают возможность постепенного увеличения нагрузки и полезной тренировки всех систем организма.

Во всех возрастных группах проводятся по три занятия физической культуры в неделю два в спортивном зале и одно на открытом воздухе, согласно расписанию.

При организации подвижных игр в течение дня и на прогулке необходимо учитывать равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц, чередуя игры с бегом, прыжками, метанием и ловлей, ползанием и лазанием, а также элементы спортивных игр, плавания.

Оздоровительные мероприятия в ДОУ.

Одно из важных задач современного дошкольного воспитания- снижение риска заболеваемости детей наиболее распространенными простудными заболеваниями. Большое внимание следует уделять их профилактике – закаливанию детского организма.

– воздушно-контрастное закаливание ;

физические упражнения в помещении с контрастной температурой воздуха;

– ежедневное полоскание горла;

– ультрафиолетовое облучение;

– фитотерапия;

– точечный массаж;

– посещение бассейна.

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании дошкольника– содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно – двигательного аппарата. Оно способствует развитию и формированию здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, инициативного ребенка, хорошо владеющего своим телом, любящего физические и спортивные упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, поэтому обучение плаванию было и остается актуальной темой не только для каждого человека, но и для общества в целом.

Плаванию отводиться особая роль в физическом воспитании детей, ибо водные процедуры способствуют развитию двигательной активности, закаливанию детского организма.

Вместе с тем необходимо учитывать индивидуальные особенности и психическое здоровье каждого ребенка, создавая психофизический комфорт на занятиях и в свободной деятельности с детьми.

Целесообразное физическое воспитание и оздоровительные работы дают возможность всем детям овладеть наиболее рациональными способностями выполнения движений в оптимальных условиях развить физическую силу, выносливость, ловкость, быстроту реакцию, укрепить здоровье, способность противостоять стрессам, инфекционно-простудными заболеваниям. Кроме того, создается база для успешного овладения техникой двигательных действий в школе.

Источник

    1. Рекомендации родителям по развитию двигательной активности детей раннего возраста

Родителям важно понимать, что недостаток в двигательной активности ребенка ведет к таким последствиям как, плоскостопие, сколиоз, нарушение осанки. А уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные, «послушные» пальчики, то и говорить он научиться без особого труда.

Заниматься развитием мелкой моторики можно и нужно с самого раннего возраста.

В развитии двигательной активности у детей раннего возраста в семье могут быть использованы различные формы занятий физическими упражнениями – от простых (утренняя гимнастика) до сложных (тренировка в избранном виде спорта). Можно рекомендовать следующие формы занятий физическими упражнениями детей в семье: 1) утренняя гигиеническая гимнастика; 2) утренняя специализированная гимнастика; 3) физкультминутки; 4) занятия по общей физической подготовке; 5) прогулки (подвижные игры на улице); 6) закаливающие процедуры; 7) подвижные и спортивные игры.

Проведению мероприятий по становлению общей моторики должны предшествовать приемы, направленные на нормализацию мышечного тонуса. К таким приемам относится массаж. Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, вибрация.

Поглаживание – это манипуляции, при которой массирующая рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки, с различной степенью надавливания.

Поглаживание может оказывать успокаивающее или возбуждающее действие на нервную систему. Например, поверхностное поглаживание успокаивает, глубокое и прерывистое – возбуждает.

Растирание – это манипуляция, при которой массирующая рука иногда не скользит по коже, а смещает ее, производя сдвигание, растяжение в различных направлениях.

Разминание – это прием, при котором массирующая рука выполняет 2-3 фазы 1 – фиксация, захват массируемой области. 2 – сдавление, сжимание. 3 – раскатывание, раздавливание, само разминание. Оказывает основное воздействие на мышцы, благодаря чему повышается их сократительная функция, увеличивается эластичность. Разминание – пассивная гимнастика для мышц.

Вибрация – при вибрации массирующая рука передает телу массируемого колебательные движения.

Поглаживание, мягкое растирание, разминание могут оказывать успокаивающее и расслабляющее действие; поколачивание и пощипывание оказывает возбуждающее и тонизирующее действие.

Очень важно, чтобы ребенок своевременно овладел всеми видами основных движений. Познакомьтесь с особенностями развития основных движений и задачами обучения этим движениям детей раннего возраста.

Ходьба. Дети начинают ходить к концу первого – началу второго года жизни. На протяжении второго – третьего года ходьба совершенствуется, а к концу дошкольного периода формируется походка. Для малыша, начинающего ходить, характерны следующие особенности: ноги сильно согнуты в коленях и тазобедренном суставе, ступни повернуты внутрь. Ребенок ставит ногу не с пятки на носок, а опускает на всю стопу, шлепая ею. Шаг неравномерный, короткий, семенящий. Малышу трудно выдерживать направление при ходьбе. Все это возрастные физиологические особенности. Но если на них своевременно не обращать внимание, то некоторые из них могут сохраниться на всю жизнь. Создайте условия для своевременного появления следующих умений:

  1. ходить без помощи взрослого сначала на небольшое расстояние (2 – 3м), постепенно доводя его до 10 м.

  2. Выдерживать и менять направление при ходьбе.

  3. Менять высоту и ширину шага, в зависимости от условий.

  4. Ставить стопы параллельно.

  5. Менять темп при ходьбе.

  6. Ходить в разных условиях и разными способами.

  7. Держать корпус прямо.

Проводите с ребенком игры – упражнения.

– Расположите какую-либо игрушку на расстоянии 2 – 3 м. от ребенка и предложите ему принести ее. Постепенно увеличивайте расстояние до 10 м.

– Затем расположите несколько крупных игрушек в разных концах комнаты. Пусть ребенок по очереди подойдет к каждой из них, погладит, поздоровается.

Эти упражнения помогут ребенку ориентироваться в пространстве и ходить в разных направлениях.

– Положите на пол ленточку или веревку и предложите малышу перепрыгнуть через нее. Затем усложните задание. Разместите на полу 3 – 4 ленточки, через которые малыш будет перешагивать.

Когда ребенок овладеет этими умениями, можно предложить ему перешагнуть через предметы высотой от 10 до 20 – 25 см.

Эти упражнения помогут ребенку менять высоту шага в зависимости от высоты препятствия, а также не шаркать ногами, обогатит двигательный опыт вашего ребенка и сделает ходьбу более совершенной.

Бег. Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета (полный отрыв от поверхности). Умение бегать формируется у ребенка к концу второго года, а иногда только на третьем году. Это зависит от физических данных малыша.

Особенности бега в этом возрасте: мелкие семенящие шаги, ноги опускаются на землю всей стопой. Движения рук и ног не согласованны, заметны боковые раскачивания корпуса, скорость бега очень не большая. Ребенок быстро устает. Поэтому ваша задача – способствовать формированию у детей умения бегать:

  1. Переходить от ходьбы к бегу и наоборот.

  2. Бегать в заданном направлении.

  3. Менять направление при беге.

  4. Менять темп бега (ускорять, замедлять).

  5. Правильно держать корпус.

Чтобы ребенок научился бегать своевременно, играйте с ребенком в такие игры, как «Догоню-догоню», «Догони меня». На прогулке можно предложить ребенку добежать до березки, до скамейки и т.п. детям нравятся подобные занятия. Одновременно они учатся ориентироваться в пространстве и знакомятся с названиями деревьев, окружающих построек.

Ползание и лазанье. Ползанием ребенок овладевает к одному году, на втором этот вид движений совершенствуется. Лазанье по лестнице ребенок осваивает на втором году: сначала приставным шагом, затем смешанным и только к концу третьего года жизни – переменным шагом. Однако надо иметь ввиду, что не все дети овладевают к трем годам перекрестной координацией, а следовательно, и чередующимся шагом. Это не должно огорчать родителей, так как к пяти – пяти с половиной годам перекрестная координация возникает спонтанно, без особого обучения.

Однако ваша задача – создать условия для развития у малыша умения ползать:

  1. Ползать по прямой, с подлезанием под веревку (высота 25 – 30 см.), пролезать в обруч, под стулом и т.д.

  2. Ползти вверх по наклонной доске, сползать с нее вниз (высота 1м.).

  3. лазать по лесенке – стремянке вверх и вниз (высота 1 – 1,5 м.).

  4. влезать на лестницу и слезать с нее.

Дорогие родители, создавайте условия для ползания, хотя ваш ребенок очень хорошо ходит. Ползание способствует разгрузке позвоночника, что очень важно для неокрепших мышц ребенка. Обязательно первое время страхуйте его. Постепенно координация движений вашего малыша будет более четкая, и к трем годам ваша страховка практически ему уже не нужна.

Бросание и катание. На втором году ребенок начинает осваивать упражнения в метании. К ним относятся прокатывание мяча, бросание, бросание с последующей ловлей. Выполняя эти движения, малыш не всегда выдерживает направление. Толкание и бросок мяча тоже еще слабые. Ребенку трудно соразмерить силу броска с расстояния, и по этому он не всегда попадает в цель.

Чему можно научить малыша?

  1. Бросать, катать мяч в определенном направлении (прокатывать в воротца, между кубиками, бросать в корзину).

  2. Соразмерять силу броска с расстоянием (ребенку предлагают несколько раз бросить мяч в корзину с расстояния от 0,5 – 1,5 м.). Бросать мяч взрослому.

  3. Подбрасывать мяч вверх и пытаться его ловить.

  4. Бросать мяч об пол и пытаться его ловить.

Среди игрушек вашего ребенка обязательно должен быть мяч. Это любимая игрушка малышей.

Прыжки. Прыжковыми движениями малыш начинает овладевать одновременно с бегом на втором-третьем году. Прыжок, так же как и бег, требует известной физической подготовленности. Вначале ребенок овладевает подскоками на месте с продвижением в перед, затем учится прыгать в длину с места, спрыгивать с предметов. При прыжке ребенок тяжело опускается на всю ступню, колени почти не сгибает, движения его рук и ног плохо согласованны. Руки не помогают отталкиванию и приземлению. Прыжок даже с незначительной высоты может при неправильном приземлении привести к сотрясению внутренних органов, что вредно для организма.

Поэтому нужно способствовать развитию у ребенка следующих умений:

  1. Ритмично приседать, сгибая ноги в коленях («пружинка»), постепенно отрываться от пола.

  2. Подскакивать на месте на двух ногах, отталкиваясь носками. Приземляться мягко, слегка согнув ноги в коленях

  3. Подскакивать с продвижением вперед.

  4. Перепрыгивать через линии, нарисованные на полу (расстояние между линиями 10, затем 20, 30 см.), прыгать через ручеек, канавку и т.д.

  5. Подпрыгивать вверх, касаясь предмета, находящегося на высоте 10 – 15 см от поднятой руки ребенка.

  6. Спрыгивать с высоты 10, 20, 30 см.

Покажите ребенку, как прыгает зайчик, мячик. Прочитайте стихотворение «Мой веселый звонкий мяч».

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Попрыгайте вместе с ребенком. Вначале он будет просто сгибать ноги в коленях, не отрываясь от почвы. Но постепенно овладеет прыжком. Итак, вы теперь знаете, как развиваются основные движения малыша, и какие задачи при этом стоят перед вами. И помните, что все вышеперечисленные трудности в освоении движений сами по себе не исчезают. Некоторые из них могут сохранятся на протяжении всей жизни. Прежде всего, создайте условия для развития движений. В распоряжении вашего ребенка должны быть разнообразные игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность. Движения требуют пространства. Выделите в комнате место, где малыш может свободно двигаться. Максимально используйте ближайшее природное окружение. Не мешайте ребенку проявлять самостоятельность и активность, не спешите на помощь. Пусть ребенок сам преодолевает препятствия. Однако для совершенствования движений самостоятельной двигательной деятельности ребенка недостаточно. Необходимо проводить специальные занятия, подвижные игры, делать утреннюю гимнастику.

Здесь уместно будет напомнить родителям, что одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, который способствует нормальному функционированию физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное бодрое состояние ребенка, предохраняет его нервную систему от переутомления и тем самым создает благоприятные условия для здоровья и развития.

Ребенок, который живет по режиму, всегда выгодно отличается от ребенка «безрежимного». В первом случае малыш более уравновешен, у него преобладают положительные эмоции, во втором – он часто капризничает, менее активен. Ребенка, живущего по режиму, легче воспитывать. Ведь организм, привыкнув к определенному ритму, сам в соответствующее время требует пищи, отдыха, активности.

Кроме этого необходимо придерживаться своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых по праву относится гимнастика и закаливание.

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и другие неблагоприятные процессы не вызывали резких изменений гомеостаза (постоянство внутренней среды организма (о постоянстве говорят пульс, дыхание, артериальное давление и др. функциональные показатели)). У закаленного человека при резких изменениях внешней среды, например колебаниях температуры, не происходит серьезных нарушений в деятельности внутренних органах, т.е. он не болеет.

Очевидно, что нельзя закалить ребенка раз и навсегда и тем самым решить все проблемы. Значит нужно закаливать ребенка постоянно. Специальное закаливание для каждого индивидуально. Оно возможно только в семье, а в детском саду применяются только те методики, которые безвредны для всех.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 11 «Родничок» г. Тихорецка, муниципального образования Тихорецкий район

Методические рекомендации

по развитию физических качеств и оценке физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Районное методическое объединение

инструкторов по физической культуре

                                 дошкольных образовательных учреждений.

Составила:

Инструктор по физической культуре:

Девянина Ирина Юрьевна                                      

                                                        г. Тихорецк

                                                             2014г

             Дошкольное учреждение должно создать условия для эффективного развития каждого ребёнка независимо от уровня двигательной подготовленности и группы здоровья. Решение данной задачи требует выбора оптимальных вариантов развития потенциала физической дееспособности каждого ребёнка, с учётом физических способностей и личностных качеств, а также выявления физической подготовленности дошкольников, с помощью тестов помогающих определить уровень развития у детей дошкольного возраста физических качеств и сформированности двигательных навыков.

              В данном пособии приводятся ориентировочные показатели физической подготовленности детей 5-7, а также комплексы упражнений способствующих повышению уровня развития двигательных качеств.

                                                Содержание:

1. Введение………………………………………………………………………………3

2. Планирование работы по подготовке к диагностике………………………………4

3. Диагностика физической подготовленности дошкольников………………………5

4. Диагностические графики и схемы………………………………………………….7

5. Используемая литература……………………………………………………………10

Введение.

         Спорт занимает всё более значительное место в современной системе физического воспитания. Высокие показатели, достигнутые спортсменами в раннем возрасте, общая тенденция к омоложению спорта, рост спортивных результатов на мировой арене обуславливают пересмотр установившихся взглядов на подготовку спортсменов. Учитывая современные тенденции в спорте, где особую роль приобретают эффективность и качество управления тренировочным процессом, можно говорить о необходимости обоснования подготовки будущих спортсменов начиная уже с детского сада.

             Дошкольное учреждение должно создать условия для эффективного развития каждого ребёнка независимо от уровня двигательной подготовленности и группы здоровья. Решение данной задачи требует выбора оптимальных вариантов развития потенциала физической дееспособности каждого ребёнка, с учётом физических способностей и личностных качеств, а также выявления физической подготовленности дошкольников, с помощью тестов помогающих определить уровень развития у детей дошкольного возраста физических качеств и сформированности двигательных навыков.

              Для успешного решения этих задач существует ряд программ как комплексных, так и  парциальных, по физическому воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях. Несмотря на то, что программы отличаются друг от друга по своей структуре, общим для них является то, что содержание раздела «Физическое воспитание» базируется на основе «Программы…» под редакцией М.А. Васильевой.

             «Программа воспитания и обучения в детском саду» подготовлена на основе «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, разработана  НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.  В программе предусматривается охрана и укрепление здоровья ребёнка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности. Программа охватывает все возрастные группы, для каждой из них чётко обозначены задачи физического воспитания:

– развития  двигательных умений и навыков;

– перечень основных движений;

– общеразвивающих и спортивных упражнений,

– подвижных игр.

Предусмотрено последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств, пространственной ориентировке, равновесия. Несмотря на то, что программа имеет чёткую структуру и подробное содержание, она имеет ряд недостатков: занятия подчинены жёсткой методике проведения, показатели физической

подготовленности не учитывают уровни физического развития и состояния здоровья детей.

               Программа «Детство»,  авторы Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина, осуществляет задачи укрепления физического и психического здоровья ребёнка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры.

               Основной интерес к программе представлен в разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» начинается с физиолого-психолого-педагогической характеристики детей дошкольного возраста и состоит из двух частей:

1. Освоение основ гигиенической культуры (для детей 3-4 года жизни), приобщение к гигиенической культуре (для детей 5-7 года жизни);

2.Овладение основами двигательной культуры (3-4 года), приобщение к двигательной культуре (5-7 лет).

Во второй части программы представлены задачи физического воспитания детей дошкольного возраста;

                                                                                                                                                   – 3 –

– перечень общеразвивающих и спортивных упражнений,

– ритмических движений,

– содержание физических  упражнений (строевые, основные виды, игры, спортивные упражнения).

Степень усвоения программы определяется в каждой возрастной группе по уровню сформированности представлений и практических умений в области гигиенической культуры и уровню сформированности двигательной культуры.

Отличительной особенностью  программы является то, что в ней выделены три уровня

усвоения детьми  содержания программы. Это позволяет педагогу дифференцировать нагрузку для детей  с низким, средним и высоким уровнем физической подготовленности.

         Таким образом, можно сделать следующие выводы о том, что каждая из программ дошкольного образования содержит обязательный стандарт содержания дошкольного образования по разделу физическая культура, но не содержит перечня рекомендаций по подготовке и проведению диагностических тестов. А ведь своевременная и углублённая диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребёнка, а также определить степень соответствия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и определить необходимые средства и методы физического воспитания, даёт возможность определить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.

           Для достижения этих целей можно использовать различные диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме.

Планирование работы по подготовке

к диагностированию.

            В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

указывается необходимость разработки нормативов физической подготовленности различных категорий населения (статья 6. п. 6) и внедрение в учебный процесс дошкольных образовательных учреждений обязательных для выполнения детьми дошкольного возраста нормативных требований (статья 6, п.7). Дошкольное учреждение должно создать условия для эффективного развития каждого ребёнка независимо от двигательной подготовленности и группы здоровья.

          Физическими (двигательными) качествами называют отдельные,  качественные

стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.

           С целью повышения уровня развития физических качеств, в структуру физкультурного занятия необходимо включать следующие упражнения:

1. Для развития быстроты движений:

– общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, требующие быстрого  движения, реакции на определённый сигнал спрятать предмет за спину или сделать хлопок…,

                                                                                                                                                    – 4 –

– различные способы ходьбы и бега с резкими поворотами или сменой направления,

– подвижные игры с правилами: догнать кого-то, успеть остановиться, убежать от кого-

  -то, впрыгнуть в обруч…,

-езда на велосипеде: медленно, быстрее, быстро,

– игры с мячом, обручем в движении.

Упражнения для развития ловкости:

– общеразвивающие упражнения с мелкими предметами, когда нужно их перекладывать

 из одной руки в другую,

– ходьба и бег между предметами,

– движения, рассчитанные на осторожность, точность / «пролезь не задев», пройди по

  узкой тропе./,

–  игры, предусматривающие правила не сталкиваться друг с другом,

– применение необычных исходных положений: стоя на коленях, сидя спиной вперёд и

  т.д.,

-быстрая смена положений: сесть, встать, лечь,

– смена видов выполнения движения: метание сверху, снизу, сбоку…

Упражнения на развития силы:

– упражнения с длинным шестом, канатом,

– с отягощёнными предметами /мешочки с песком,  набивные мячи/,

– ползанье по-пластунски,

– влезание на гимнастическую стену,

– метание предметов вдаль,

– ходьба на руках по «рукоходу».

Упражнения на выносливость:

– походы на территории ДОУ и за его пределы с дозированной нагрузкой,

– бег с заданиями,

-медленный бег на заданную дистанцию/ от 200 до 500 метров/.

                 Рекомендуемый материал целесообразно включать в занятия, планируемые в течение года, а также предлагать воспитателям для дополнительного

использования при проведении  туристических прогулок, занятий на свежем воздухе, самостоятельной двигательной активности дошкольников.

        Диагностика физического развития  

                          дошкольников.

            Определяя уровень физических качеств, следует помнить, что чем младше дети, тем более интегрировано проявляется моторная одарённость. По мере роста и развития двигательные способности дифференцируются. У детей 4-6 лет основные компоненты структуры двигательных способностей тесно  взаимосвязаны между собой, поэтому оценить каждый из них в относительно «чистом» виде практически невозможно.  В этой связи тесты лишь условно характеризуют проявление быстроты, силы, ловкости и выносливости.

Для определения у дошкольников уровень физической подготовленности используются следующие тесты:

                                                                                                                                                   -5-

         1. Бег на 10 метров с хода /3-4 лет/.

 (тест позволяет оценить скоростные качества ребёнка реакцию).

               На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (6-7м от неё) ставится ориентир (яркий предмет), для того чтобы ребёнок пере-

 секая линию финиша не сделал резкой остановки. Предлагаются 2 попытки, между которыми 5 минут отдыха, наилучший результат заносится в диагностический протокол.

Проводится в игровой форме.

2. Бег на 30 метров со старта. /5-7 лет/.

(тестируются скоростные качества).

                Проводится на  беговой дорожке (длина не менее 40м, ширина 3 метра). Тестирование проводят двое взрослых, один находиться на линии старта с флажком, другой на линии финиша с секундомером. За линией финиша на расстоянии 5-7 метров ставится яркий ориентир. По команде «Марш!» – взмах флажком, подаётся сбоку от детей, и в это же время включается секундомер. Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Во время выполнения теста никаких корректировок не вноситься!

3. Прыжок в длину с места. /4-7 лет/.

                 Тестирование проводится в специально оборудованной яме для прыжков. Ребёнок принимает исходное положение на линии старта, отталкивается двумя ногами и делая интенсивный взмах руками, прыгает на максимальное расстояние, по команде: «Прыжок!». Делается две попытки, педагог фиксирует лучший  результат. Для поддержания интереса рекомендуется расположить несколько ярких предметов сбоку ямы для прыжков, с целью создания интереса, и предложить допрыгнуть до одного из них.

4. Прыжок в длину с разбега. /5-7 лет/.

 (Тест позволяет оценить скоростно-силовые качества).

 По сигналу педагога ребёнок начинает разбег, при этом корпус его слегка наклонён вперёд, руки согнуты в локтях, отталкивается правой ногой от линии и выполнив прыжок,

 приземляется в яме с песком на две ноги. Результат фиксируется, по пяткам, заносится  лучший результат. Важно сохранить равновесие после прыжка. Даётся две попытки.

5. Метание вдаль.

 Тест проводиться на специально оборудованной территории с разметкой через каждые 50см, длина участка не менее 20 метров. Для метания используется резиновый мяч диаметром – 60-80 мм. По сигналу педагога, ребёнок принимает исходное положение: стоя у контрольной линии, левая нога за линией, правая сзади на расстоянии шага, мяч в правой руке, рука за головой. Слегка сгибая колени и отводя туловище назад, резко вытолкнуть руку из-за головы вперёд и бросить мяч как можно дальше. Выполняется две

 попытки. Фиксируется лучший результат.

6. Статическое равновесие.

(Тест тренирует и выявляет координационные возможности детей).

Тест можно проводить с подгруппой детей3-4 человека. Педагог предлагает ребёнку в стать в стойку – носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги – и пытается при этом сохранить равновесие. Задание выполняется с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется  секундомером. Две попытки.

7. Измерение мышечной силы кистей рук с помощью ручного механического динамометра.

                                                                                                                                              -6-

Во время тестирования ребёнок принимает исходное положение: стоя, руки опущены вниз, динамометр в правой (левой) руке. Педагог даёт указание, используя игровой приём /поднять сетку картошки/- сильно сжать прибор ладонью. Даётся две попытки с интервалом отдыха в 1-2 минуты. Фиксируется лучший результат.

        Диагностические графики и схемы.

     РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

                                         ГРУППЫ «……….» /средняя/

                                                МБДОУ № … «………».

   ФАМИЛИЯ, ИМЯ

         РЕБЁНКА

 БЕГ

   10м

 (сек.)

     Стат. равновесие

     (сек.)

Метание

 правая

     (м)

 Метание

    левая

      (м)

 Прыжок

  с места  

     (м)

  Сила

   рук

   (кг)

1. Иванов Сергей

2.

3.

О – результат выше нормы,  О – ниже нормы.

     РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

                                         ГРУППЫ «……….» /старшая/

                                                 МБДОУ № … «………».

   ФАМИЛИЯ, ИМЯ

         РЕБЁНКА

 БЕГ

   30м

 (сек.)

     Стат. равновесие

     (сек.)

Метание

 пр.  лев.

     (м)

 Прыжок

 с места

    (м)

Прыжок

с разбега

     (м)

  Сила

   рук

пр.  лев.

   (кг)

1. Сидоров  Иван

2.

3.

О – результат выше нормы,  О – ниже нормы.

                                                                                                                                                 -7-

                                     ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ  КРИВАЯ

                        УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.

                                    группы «………….» за 3 года обучения.

                                             МБДОУ №… «……………..»

                                               ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ

                                                             (МЕТАНИЕ)

2014г.

2013г.

2012г.                          

                 удовлетворительно           хорошо                  хорошо или отлично

                          средняя                    старшая                 подготовительная

                          ШКАЛА ОЦЕНКИ ПРИРОСТА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

                                      ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

      ТЕМПЫ ПРИРОСТА

                    %

              ОЦЕНКА

    За счёт чего достигнут

                прирост

           ДО  8%

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

За счёт естественного роста

             8-10 %

  УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

За счёт естественного роста и увеличения естественной двигательной активности

             10-15 %

              ХОРОШО

За счёт естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания

         СВЫШЕ 15 %

              ОТЛИЧНО

За счёт эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений.

                                                                                                                                                   -8-

Ориентировочные показатели, физической

подготовленности детей 4-7 лет.

          ПОКАЗАТЕЛИ

ПОЛ

   4 ГОДА

    5  ЛЕТ

    6 ЛЕТ

   7 ЛЕТ

БЕГ 10 метров сходу

  М

  Д

 3.5-3.0

 3.7-3.2

   2.8-2.7

   3.0-2.8      

      –

     –

БЕГ 30 метров со старта

  М

  Д

10.5-8.8

10.7-8.7

   8.5-8.1

   8.5-8.2

   8.0-6.5

   8.1-6.5

 7.2-6.0

 7.2-6.1

ПЫЖОК С МЕСТА

  М

  Д

 56.5-76.6

52.5-73.8

   85-130

   85-125

  100-150

   90-140

 130-155

 125-150