Рекомендации педагога и перспективы развития ребенка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования Плавский район

«Детский экологический центр г.Плавска»

Диагностические методики как эффективные технологии управления качеством образования.  
Индивидуальная маршрутная книжка ребенка

                                                                                      Подготовила: Скотникова

                                                                       Лилия Андреевна

                                                                              методист МБОУ ДОД

МО Плавский район «ДЭЦ»

Плавск 2014

Введение

Вся работа педагога осуществляется в процессе взаимодействия с обучающимися. От умения педагога добиваться при взаимодействии с обучающимися высокого уровня качества образования в значительной степени зависит успешность решения стоящих перед ним задач.

Многогранность образовательного процесса предполагает решение одновременно множества задач (разных по характеру, объёму, степени значимости) и, соответственно, получения системы результатов. Наиболее оптимальный путь повышения качества образования – организация образовательного процесса, направленного на положительную динамику личностных достижений обучающихся. Если мы говорим о необходимости развивать личностные достижения обучающихся, то без знания методики диагностирования образовательного процесса здесь  не обойтись.

Педагогу для организации образовательного процесса необходимо изучить особенности характера, интересы и увлечения своих воспитанников, их взаимоотношения с родителями, сверстниками. В этом помогают различные диагностические исследования. Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую компетентность педагога и становится условием его профессионального роста и мастерства. Анализ результатов диагностики позволит педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.

  1. Диагностика в дополнительном образовании

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая  образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка.

В силу индивидуального характера многих детей в идеале для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.

Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.

Цель диагностики – управление личностным ростом  ребенка.

Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:

  1. психотерапевтическую: различные диагностические технологии (рисунок, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;
  2. коррекционную: исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;
  3. развивающую: в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения личной активности.

Этапы педагогической диагностики:

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся.

  1. Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка

Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.

Задачи:

– прогнозирование возможности  успешного обучения на данном этапе;

– выбор уровня сложности программы, темпа обучения;

– оценку дидактической и методической подготовленности.

Методы проведения:
   – индивидуальная беседа;
   – тестирование;
   – наблюдение;
   – анкетирование.

  1. Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенка, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.

Задачи:

– оценка правильности  выбора технологии и методики;

– корректировка организации и содержания учебного процесса.

Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и методистом образовательного учреждения.

  1. Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.

Цель: подведение итогов освоения образовательной программы.

Задачи:

– анализ результатов обучения;

– анализ действий педагога.

Методы проведения итоговой диагностики:

– творческие задания;

– контрольные задания;

– тестирование;

– олимпиада;

– выставка работ.

   Результаты итоговой диагностики, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.

  1. Формы представления результатов диагностики

Сегодня к числу эффективных технологий качества образования относится мониторинг.  Мониторинг в УДОД является механизмом отслеживания эффективности практики сотрудничества педагога и ребенка по освоению им образовательной программы и осознанию личностного роста.

Как врач ведет историю болезни пациента, так и  педагог  должен вести историю развития ребенка.

Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся:

– дневник педагогических наблюдений;

– диагностические карты;

– зачетные и личные учебные книжки.

Работая с диагностическими методиками, нужно придерживаться следующих правил:

1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

2.Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

3.Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам объединения.

4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо обучающихся.
5. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в объединении.
6. Необходимость педагогической диагностики должна обучающимся разъясняться.

В рамках педагогического эксперимента по индивидуальному развитию ребенка в УДОД в 2012-2013 учебном году в двух объединениях, а в 2013-2014 учебном году – в четырех, в качестве нетрадиционной формы организации мониторинга процесса и результатов развития ребенка была разработана и апробирована индивидуальная маршрутная книжка обучающегося.

  1. Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося

Цель разработки такой формы мониторинга заключалось  в том, чтобы выяснить, насколько образовательный процесс способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию его ключевых компетенций; обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации его индивидуального образовательного процесса с тем, чтобы повысить качество образования, а также проанализировать, обобщить и распространить положительный опыт деятельности педагогов.

Индивидуальная маршрутная книжка – это организационный документ, отражающий информацию об особенностях проектирования индивидуального образовательного процесса ребенка, его продвижении в освоении образовательной программы дополнительного образования и личностных достижениях. Она включает в себя несколько четко выраженных разделов:

  1. Общие сведения об учащихся (ФИО, дата рождения, год поступления в УДОД, адрес, данные о родителях и т.д.);
  2. Информация о детском объединении, в которое поступает ребенок (название объединения, ФИО педагога, программа деятельности объединения);
  3. Мотивация ребенка к занятиям в объединении и освоению программы;

Ребенок сам определяет свое отношение и настроение к занятиям

  1. Задачи по годам обучения (индивидуально, согласно особенностям развития обучающегося)
  1. Особенности освоения программы дополнительного образования, личностного развития  и персональные достижения;

Особенности освоения программы: 

Теоретическая подготовка ребенка: 1.1теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы), 1.2 Владение специальной терминологией;

Практическая подготовка ребенка:

– Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

– Владение специальным оборудованием и оснащением

– Творческие навыки

Общеучебные умения и навыки ребенка:

– учебно-интеллектуальные умения

– умение подбирать и анализировать специальную литературу

– умение пользоваться компьютерными источниками информации

– умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)

– учебно-коммуникативные умения

– умение слышать и слушать педагога

– умение выступать перед аудиторией

– умение вести полемику, участвовать в дискуссии

– учебно-организационные умения и навыки

– умение организовать свое рабочее (учебное место)

-навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

– умение аккуратно выполнять работу

В конце делается заключение о результатах обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Личностное развитие ребенка: 

Организационно-волевые качества:

– терпение (способность переносить нагрузки в течение определенного времени)

– воля (способность активно побуждать себя к практическим действиям)

– самоконтроль (умение контролировать свои поступки)

Ориентационные качества:

– самооценка (способность оценивать себя адекватно реальным достижениям)

– интерес к занятиям в объединении (осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы)

Поведенческие качества:

– конфликтность (способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации)

– тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам объединения)

Заключение – результат личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

  1. Ожидания ребенка от занятий в детском объединении;
  2. Рекомендации педагога и перспективы развития ребенка;
  3. Самоанализ развития выпускника детского объединения;
  4. Рекомендации выпускнику со стороны педагога.

Ведение настоящей индивидуальной маршрутной книжки основывается на организации непрерывного педагогического взаимодействия и рефлексивном подходе в оценке процесса и результатов образовательной практики и личностного развития, прогнозировании возможного взаимодействия в будущем.

Это служит базой постановки конкретных субъектно-окрашенных целей и задач, определения дальнейших планов деятельности, механизмов их реализации. Непрерывная организация педагогического процесса основывается на ряде основных принципов: сотрудничества, конструктивности, компетентности.

Методы, используемые в индивидуальной маршрутной книжке как особом инструменте мониторингового характера – это педагогическое наблюдение, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, рефлексивные приемы сопровождения и оценки состояния участников образовательного процесса (рисуночные методики, метод незаконченных предложений).

В процессе применения индивидуальной  маршрутной книжки выясняются следующие вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований, определяется характер отношения педагога
к процессу развития и результатам образовательного процесса конкретного ребенка, заинтересованность в его продвижении и другие значимые педагогические аспекты.

Индивидуальная маршрутная книжка для, педагога дополнительного образования -это инструмент, сопутствующий максимальной индивидуализации образовательного процесса наряду с индивидуальной образовательной программой, это педагогическая технология, позволяющая педагогу оттачивать свое профессиональное мастерство в условиях дифференциации образовательного процесса, а для обучающихся и их родителей – это возможность получить информацию от педагога и самого ребенка о том, как протекает процесс дополнительного образования, на что необходимо обратить внимание, каковы перспективы персонального роста и развития.

Проблема оценки качества образования в учреждении дополнительного образования детей остается актуальной на сегодняшний день. Педагоги находятся в постоянном поиске содержания и структуры критериев, параметров и показателей качества образования обучающихся в зависимости от направленности образовательной программы.

Источник

Рекомендации  классным руководителям

и учителям  предметникам  5-х классов

Что необходимо учитывать руководителям, педагогам, воспитателям, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?

  • Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка. 
  • Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.
  • Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.

Что необходимо грамотно осуществлять?

⚐       Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.

⚐       Процесс социализации ребенка в коллективе.

Что поможет ребенку учиться успешнее?

❖      Психолого-педагогическая  поддержка  каждого ребенка.

❖      Ориентация на успех.

❖      Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.

❖      Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.

❖      Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.

❖      Формирование общих учебных умений и навыков.

❖      Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.

Рекомендации классным руководителям 5-х классов

Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.

Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.

Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?

1.        На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.

2.          Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).

3.          Постоянно поддерживайте контакт с психологом и социальным педагогом.

4.          Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).

6.        Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).

7.        Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

1.  Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности  пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

2.          Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

3.          Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

4.          Налаживайте эмоциональный контакт с классом.

5.          На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).

6.          Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

7.          Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

8.          Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

9.          Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

10.          Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

11.          Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

Источник

Классному руководителю по изучению отношения слабоуспевающих учащихся к учебе:

  1. По «личному делу» ученика проследить его успеваемость за предыдущие годы, сделать вывод о динамике успеваемости.
  2. По классному журналу проследить систему проверки знаний учащихся, выявить динамику успеваемости.
  3. Получить от каждого учителя отзыв об учебной деятельности ученика в классе, об отношениях его к учебному предмет
  4. Добиться контакта с учеником, выявить мотивы его учения, отношение к отдельным учебным предметам, учителя.
  5. Просмотреть тетради ученика, изучить результаты его труда.
  6. Изучить отношение к учению в процессе наблюдения за учебной деятельностью ученика при посещении уроков (посетить с этой целью не менее 10- 15 уроков).
  7. Главное при посещении уроков обратить внимание на следующее:
  • Был ли ученик на месте к началу урока, подготовил ли все необходимое, как вел себя при появлении учителя, сразу ли включился в работу.
  • Какое участие он принимал в проверке знаний, как реагировал на оценку своих знаний, как вел себя при опросе других, слушал ответы, дополнял, не слушал, отвлекался, мешал другим, как реагировал на оценки других учащихся.
  • Слушал или не слушал объяснения учителя, проявлял внимание ли невнимательность, устойчиво ли внимание ученика, если отвлекался, то…
  • Владеет ли ученик навыками учебного труда, умеет ли работать самостоятельно, проявляет ли логичность, сознательность и самостоятельность суждений, какова культура речи, насколько активен ученик.
  • Записал ли задание на дом.
  • Как вел себя ученик после звонка с урока.

В результате наблюдений за учеником на уроках постараться сделать выводы:

1. Имеет или не имеет заинтересованность к приобретению знаний (судя по степени активности на уроках, качеству выполнения домашних заданий, читательским интересам)

2. Имеет или не имеет устойчивый интерес к какому-нибудь одному или нескольким предметам, к тому или иному виду учебной деятельности.

3. Обладает или не обладает устойчивым вниманием к урокам, к выполнению заданий, к слову учителя.

4. Проявляет ли настойчивость, стремление к овладению знаниями на уроках.

5. Живо или безразлично относится к тому, что делается на уроках, что говорит учитель, что отвечает учащийся.

6. Проявляет ли любознательность к чему- либо.

7. Как относится к выполнению домашних заданий (выполняет, не выполняет, выполняет частично).

8. Как управляет своим поведением на уроках.

9. Как относится к положительным и отрицательным оценкам его знаний учителями (какова реакция: безразличие, радость, возмущение, громкий протест).

Рекомендации по работе с застенчивыми детьми:

Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого. Низкая адаптивность. В школьном возрасте- ипохондрики- за свое здоровье, родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду. Внушаемы.

1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.

2. Не включать  его в игру во время болезней, дать работу, когда здоров.

3. Включать в посильные общественные дела.

4. Хвалить самостоятельность.

5. Стимулировать личную ответственность.

6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен принимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативно относиться к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расставаться с Вами, успокоившись.

7. Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.

8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса- это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен.

9. Можно на время освободить от работы- дать время упокоиться.

10. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.

11. Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное- ошибиться или кого- то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми:

Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь. На часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность. Не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим- либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6 этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей – он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.

 1. В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Мораль не действуют вообще. Полезно приучить его, так как для него главное, чтобы оставили в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя».

2. Ничего не навязывать, а приспосабливаться к ним.

3. Не призывать к совести, не читать морали.

4. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения определить тематику страхов. Потом прорисовать их. Например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов. Страх сопряжен с любопытством- помочь преодолеть эту стену.

5. Помочь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.

6. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.

7. Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

8. Учитывать интерес к точным наукам- математике, физике.

9. Отношение с учениками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не повязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.

Рекомендации педагогам и направления работы с «Одаренными детьми»:

1. Индивидуальный личностный подход в учебной деятельности.

2. Создание условий для развития способностей ребенка (индивидуальные программы обучения, работы в кружках, внешкольных учреждениях).

3. Возможность контакта со способными учащимися из других учебных заведений.

4. Оказание внимания на развитие моральных качеств личности ( скромность, терпимость по отношению к другим, трудолюбие, забота о ком- либо).

5. В контакте с этими детьми исключать такие крайности, как восхваление, демонстрацию способностей, игнорирование, так как такое поведение и отношение может привести к нежелательным последствиям.

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми:

1. Игнорируйте истерические реакции.

2. Предупредите класс, чтобы он не обращал внимание на ребёнка в момент истерики.

3. Хвалите позитивные поступки такого ребёнка для закрепления нового стиля поведения.

4. Не стремитесь угодить.

5. Не обращайте постоянное внимание на его плохое настроение. Это его подсознательная цель.

6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.

7. Займите такого ребёнка таким видом деятельности, чтобы он смог своим трудом выделиться среди сверстников, а не своим поведением, т.к. он жаждет признания.

8. Если у ребёнка высокий уровень притязаний, определите круг доступных притязаний.

9. Не попадайте под его влияние и не позволяйте манипулировать собой, т.к. он лжив и способен входить в доверие.

10. Критикуйте поступки ребёнка, а не его личность. Позволяйте ему проявлять эмоции бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.

11.Усильте систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью)

12. Если ребёнок осознал свой проступок, то побеседуйте с ним. Беседа должна быть запоминающейся.

13.Устраните влияние всепрощающих взрослых, требования должны быть едины.

14. Ужесточить режим, пресекать бесцельное времяпровождение.

15. Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не должен быть постоянным.

16. Не позволять выполнять другое дело, пока не завершит первое.

17. Чётко ориентировать ребёнка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

18. Повышайте самооценку ребёнка, уверенность в себе. 

Факторы создания благоприятного психологического климата урока.

Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок.

Урок, как основная форма организации обучения школьников, прошел длительный путь своего становления и совершенствования.

В настоящее время совершенствование урока обуславливается современными целями обучения, воспитание и развитие творческой, высоко нравственной личности, особенностями совместной деятельности учителя и учиться по достижению запланированной цели.

Гуманное проявление современного урока можно наблюдать в самом его начале: учитель обращается с учащимися с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. Учитель с первых минут стремится обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное учение.

Анализ методической литературы показывает, что особенностью современного урока является стимулирование учащихся к поиску закономерностей, совместного решения проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение. Т.С. Щуркова подчеркивает, что современный урок-это поиск, открытие и осмысление истины современной деятельности учителя и учащихся. Гуманизм современного урока состоит в стремлении учителя обеспечить учащимся интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху.

В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируются реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих и обучаемых.

Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, моральными нормами и интересами.

В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:

  • Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;

  • Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;

  • Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;

  • Разумная и полезная деятельность всех на уроке;

  • Умение быть сдержанным в движениях, словах.

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова – неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Этот аспект обучения самый сложный и требует от учителя трезвой самооценки. «Когда постоянно находишься в позиции обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего, когда сама позиция учителя,- пишет А.В. Мудрик,- предопределяет возможность постоянно что-то изрекать, получать, надо обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».

Проведенный опрос трех тысяч школьников старших классов показал, что только 42% учащихся в ситуации выбора остались в своей школе; 48% ответили, что им все равно, где учиться. Каждый десятый ответил, что с радостью сменил бы школу. Полученные данные свидетельствуют о том, что менее половины учащихся испытывают в процессе обучения психологический комфорт, более половины испытывают безразличие к школе, десятая часть чувствует дискомфорт.

Большой воспитательный потенциал содержит в себе творческие задания, которые обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, неподходящую для развития личности.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейшая детерминанта психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это и многое другое оказывает воздействие учителя на учащихся и на их отношение к нему.

Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

  • Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

  • Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.

  • Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать ту или иную ситуацию на уроке.

  • Одним из самых «взрывоопасных » этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

  • Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащихся. Психологически важно не захватить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)

  • Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухолинский.)

  • Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

  • Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

  • Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, следует отметить ее закладкой заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.

  • Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

  • Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.

  • Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

  • Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

  • Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживать от излишних замечаний.

  • Помнить, налаживание д