Рекомендации о развитии речи ребенка дома

Рекомендации родителям по развитию речи детей

    Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

   Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

   Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д. , а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

   Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель – «приохотить» ученика говорить много и правильно.

   Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

    Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.

   Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.

   Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка.

   Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

   Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

– Ткет ткач ткани на платье Тане.

– Три сороки-тараторки тараторили на горке.

– Орел на горе, перо на орле.

– Наш Полкан попал в капкан.

   Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.

   Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Можно поиграть с ребенком в следующие игры:

  • «Один – много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки);
  • «Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);
  • «Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая);
  • «Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка, сапоги);
  • «Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – [л], кошка – [к]);
  • «Придумай слово на звук []»: взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук;
  • «Топ-хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [] и топнуть ногой, если он услышит звук [];
  • «Я к вам пишу…»: в отсутствие ребенка взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым.

   Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков, специальные занятия. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения:

Построить забор

  Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Сделать трубочку

  Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.

Лопаточка

  Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Киска сердится

  Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

Вкусное варенье

  Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

Маляр

  Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Чашечка

  Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

Качели

  При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкать кончиком языка

  При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

Барабанщики

  Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

   Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.

   Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.

   Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.

   Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Источник

Рекомендации для родителей по  речевому развитию детей дома

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, губ, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем его зубов, носоглотки, состоянием прикуса, уздечки. Наиболее активно участвует в образовании звуков язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный или образует желоб, сужен и касается верхних резцов и т.д.) зависит произношение большинства звуков русского языка.                                                                                                

Тренировать подвижность артикуляционного аппарата поможет общий комплекс артикуляционных упражнений. Возьмем зеркала и выполним некоторые из них. Выполнять упражнения необходимо перед зеркалом для того, чтобы ребенок мог осуществлять зрительный контроль за правильностью выполнения движений.

Игры на тренировку артикуляционного аппарата.

  • Мы превращаемся в веселых мартышек. Что любят делать мартышки?

Правильно, дразниться, строить рожицы. Некоторые дети тоже любят это делать. Оказывается, это полезно. Мартышки дразнят лягушку и слоненка – губы растянуты в улыбку, вытянуты вперед «хоботком».                                  

  • «Толстячки» и «худышки» – надуть щеки, втянуть щеки.
  • «Поймай мышку за хвост» – рот широко открыть, выдвинуть язычок, прикусить кончик языка.
  • «Лошадка фыркает» – выдыхать воздух через coмкнутыe губы, вибрация губ.
  • «Лошадка скачет» – рот широко открыт, щелканье языком.
  • «Лошадка цокает копытами» – рот широко открыт, цоканье языком по бугоркам у верхних резцов.
  • «Вкусное варенье» – облизывание губ языком.

Для исправления конкретных звуков существуют определенные упражнения, их вам порекомендует логопед на индивидуальной консультации.                                      – Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.  Для образования большинства звуков необходимо, чтобы воздушная струя была направлена на середину языка, а не уходила в щёки. Силу, длительность и направленность выдоха помогут развить следующие упражнения:

  • «Футбол» – понадобится кусочек ватки или комочек бумаги, кубики- ворота. Ребенок дует на ватку, не раздувая щеки. Можно дуть на язычок. Задуваем ватку – мяч в ворота.
  • «Фокус» – эту же ватку кладем на нос, открываем рот, широкий язык поднимаем вверх, дуем вверх, стараясь сдуть ватку с носа.
  • «Подуй в трубочку» – язык сворачиваем в трубочку, дуем.
  • «Шторм в стакане» – дуть в воду через соломинку для коктейля.

Дети выполняют упражнения совместно с родителями.

Игры на развитие фонематического слуха.

  • «Отгадай, что я делаю» – на развитие слухового внимания и различение неречевых звуков. Взрослый располагается за ширмой.  «Слушая звуки, догадайтесь, что я делаю: рву бумагу, переливаю воду, насыпаю крупу, режу ножницами  бумагу и т.п».
  • «Веселый попугайчик» – формирование чувства ритма.

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отхлопыванием каждого слога. По команде взрослого ребенок повторяет и отхлопывает – па-па-ба, та-да-та, са-са-за-за и т.д.

  • «Поймай звук» – я буду произносить разные звуки, а ты, когда услышишь звук «З», хлопни в ладоши (поймай комара). Выделять можно любой звук.
  • «Собери словечко» – м – а – к «мак» и т.п.

В дошкольном возрасте ребенок должен научиться классифицировать предметы.

  • Игра «Назови одним словом» (картинки: посуда, мебель, одежда, обувь и т.д.).

В старшем дошкольном  возрасте ребенок должен уметь выделять лишний предмет и обосновывать свой выбор.

  • Игра «Третий лишний», «четвертый лишний». Учим подбирать слова-антонимы.

На доске три иллюстрации одной смысловой серии (например,  транспорт) и одна лишняя (например, игрушка).

-Обогащать словарный запас детей можно везде и всюду. Идем по улице, едем в машине, готовим на кухне, возимся на огороде, купаемся в ванной.

Например, купаясь в ванной рассмотрите два полотенца: махровое и льняное, сравните их (пушистое – гладкое, большое маленькое, длинное – короткое, широкое – узкое и т. д.). Расскажите,  как оно попало к нам (ткач сделал ткань, швея – сшила, водитель – привез в магазин, продавец – продал, мы – купили). Занимаясь на кухне, расскажите, какие продукты лежат в холодильнике, из чего они сделаны, кто потрудился в их приготовлении, что из них готовят и как (режут, жарят, варят, тушат и т.п.).

  • Игра «Кто больше скажет слов» – возьмем игрушку Зайчика. Какой зайка? (подбираем прилагательные) Что умеет делать? (подбираем глаголы).
  1. Рассмотрим следующий раздел – «Грамматический строй речи».

Это умение согласовывать слова между собой, изменять слова.

  • Игра «Краски» – учит согласовывать существительные и прилагательные. Например: Я красный помидор, красное яблоко, красная ягодка.
  • «Хвастунишки» – образуем множественное число существительных. У меня – один предмет, а у тебя – несколько. (стол – столы, стул – стулья, яйцо – яйца и т.п.)
  • «Что из чего?» – образование прилагательных от существительных (стеклянный, шерстяной и т.п.)

-Очень важно четко произносить окончания слов, чтоб дети смогли правильно их расслышать и повторить.

Играем в слова на кухне.

1.Как называются предметы мебели на кухне?                                                                                                                                               Как ты думаешь, кто потрудился, чтобы сделать нам мебель?

 (Лесник, лесорубы,  художник-дизайнер, столяры, ткачи.)

2.         Назови посуду, которая есть на кухне. Назови её предназначение.

З. Какие продукты лежат у нас в холодильнике?
Из чего делают растительное масло? Из чего получают творог и кефир, сливочное масло? Из чего делают колбасу, сыр? Какое бывает мясо? (Сырое, замороженное, тушёное, жареное, варёное.)

4. Какие продукты лежат в кухонном  шкафу?
Крупа гречка из какого растения получается? (из гречихи) Крупа рис из какого растения? (из риса) Крупа манная? (из пшеницы) Крупа перловая? (из ячменя) Крупа геркулес? (из овса) Из чего делают макароны, вермишель? (прочтите, что написано на коробке.) Из чего делают муку? (из пшеницы.) Из чего делают сахар? (из сахарной свеклы, сахарного тростника.)

5. Что делает мама на кухне?  Варит, режет, готовит, моет, жарит, трёт, давит, слушает радио, вытирает, включает, выключает, чистит, улыбается, поет, пробует, солит, шинкует, консервирует, наливает, выливает, разливает, убирает, достает…
Вот сколько у мамы дел и забот, а чем можешь ты помочь маме на кухне?

6. Как мама работает на кухне? Быстро, весело, ловко, медленно, спокойно, радостно, трудно, напряжённо, сосредоточенно…

Играем в слова в ванной комнате.

1. Что у нас есть в ванной комнате?

2. Какие бывают полотенца?  Махровое, льняное, вафельное, пушистое, полосатое, маленькое, банное, ножное…

3. Что делают в ванной комнате?  Стирают, замачивают, выкручивают, включают, выключают, чистят, намыливают, вешают, вытираются, моются, принимают душ, сидят, стоят, сыплют…

4. Какая бывает вода в ванной комнате?
Холодная, ледяная, горячая, теплая, прозрачная, чистая, грязная, мыльная, мутная, прохладная…

Играем в слова в раздевалке, в коридоре.

Какая обувь у нас в коридоре (зимой, летом)?                                                                                                                                        

Кто участвует в изготовлении обуви?
Скорняк выделывает кожу, чтобы можно было из неё что-то скроить, художник-модельер придумывает фасон, обувщики шьют, продавцы продают. Чтобы обувь была красивой, разноцветной нужны краска и фурнитура: пряжки, кнопки, «молнии»…
Покажи правый ботинок, левую туфлю…     Чем отличается женская, мужская, детская обувь?

Источник

Развитие речи ребенка в домашних условиях.

Сегодня перед родителями, как никогда, остро стоит задача – создать условия для полноценного формирования речи ребенка. Одним из важных факторов является непосредственное участие мам и пап в развитии этого умения у детей старшего дошкольного возраста.

Как правило, если у малыша есть сложности с произношением некоторых звуков, то в возрасте 5-6 лет он начинает посещать занятия у специалиста, но для полного и быстрого достижения результата необходимы: системный подход, занятия дома и соблюдение определенных рекомендаций специалистов, которых необходимо придерживаться дома.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Начинать нужно с себя. В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, в первую очередь, родителям необходимо следить за тем, что и как они говорят, произносить звуки и слова правильно. Ведь, если говорить неверно, то ребенок будет усваивать неправильную речь, а в дальнейшем так же ее и воспроизводить. Чтобы этого не происходило важно помнить про два «золотых нельзя»:

Нельзя искажать слова.

Нельзя подражать детскому произношению и «сюсюкать».

Разговаривая с малышом необходимо следить, чтобы речь была четкой, выразительной, грамотной, простой и ясной. Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Если он плохо говорит или вообще не произносит какое-либо слово, то можно воспользоваться следующей схемой: не спрашивать и не настаивать, чтобы ребенок произнес слово, а попросить его указать на предмет, самому произнести слово и объяснить, как оно звучит.

КАК СФОРМИРОВАТЬ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ?

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если Вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и он может потерять к Вам доверие.

Для развития речевых способностей важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Проигрывайте и проговаривайте с ним самые простые жизненные ситуации, именно так будет формироваться словарный и фонетический запас. Обращайте внимание ребенка на различных птиц и животных, предметы, которые издают звуки. Включайте его не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения, благодарите за помощь.

Чтобы развитие речи шло успешно необходимо уделять внимание не только произносительным навыкам, но и совершенствовать умения понимать смысл речи. Приучите ребенка задавать вопросы, если слово ему не знакомо. По дороге из садика обсуждайте со своим чадом, как прошел его день, что нового и интересного произошло или как прошла ваша совместная прогулка, что ему запомнилось и понравилось больше всего.

Помните, что слушая Вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем Вашего общения должно стать не просто обозначение предмета или явления, а детальное его описание. Приведем простой пример, недостаточно просто сказать «Вон летит ворона!», нужно дать больше деталей к этому факту – где именно она пролетает, какого цвета, издает ли в процессе звуки. Используйте наглядный материал! Детям сложно воспринимать слова, оторванные от изображения.

УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ РЕЧЬ.

Существует большое количество упражнений на развитие речи, которые с легкостью можно делать дома.

«СОЧИНЯЕМ»

Попробуйте вместе с ребенком придумать продолжение всем известной сказки, или, дочитав сказку до середины, придумайте конец, а потом сравните с тем, что придумал автор сказки.

Попробуйте перемешать героев нескольких сказок и придумать для них новое приключение.

Записывайте наиболее удачные варианты, но не в процессе сочинения, а после, так как это будет отвлекать и вас, и ребенка. Обязательно в конце проговорите еще раз все подробности получившегося произведения.

Свою сказку издайте тиражом в 2-5 экземпляров и подарите бабушкам и дедушкам. Естественно, с иллюстрациями юного писателя и художника.

Уверяем, что этот процесс затянет Вас обоих, вполне возможно, это станет началом писательской карьеры Вашего малыша!

«ПРЕДСТАВЬ, ЧТО ТЫ…»

Предложите ребенку представить себе, что он вдруг превратился в кого-нибудь или во что-нибудь. Пусть малыш поделиться, что он будет слышать, видеть вокруг себя, что будет чувствовать, какие желания испытывать.

Превратиться ребенок может:

во взрослого человека;

в ребенка другого возраста и противоположного пола;

в героя сказки или мультфильма;

в известного человека (актера, певца, президента);

в любое животное;

в любое растение или предмет.

Более того, эти упражнения не только развивают речь, но и помогают малышу включать в процесс работы свой творческий потенциал! Занимайтесь, фантазируйте, играйте! Делайте это с удовольствием, и результат не заставит себя долго ждать!

Источник