Рекомендации о развитии мышления у ребенка

Рекомендации о развитии мышления у ребенка thumbnail

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определённых правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в школьном возрасте словесно-логического мышления, которое имеет следующие особенности:

  1. поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
  2. неспособность синтезировать информацию;
  3. неумение планировать;
  4. неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
  5. трудности в формулировании плана логической операции, её хода и результата

Характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности являются у 6-7-летних детей возрастными, физиологически обусловленными. Принято считать, что у дошкольников ещё преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста.

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии малыша, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников и младших школьников в условиях речевой патологии.

Существует огромное разнообразие игр и упражнений для развития всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция). Педагог или родитель должен выбирать игру или упражнение, сложность которого соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребёнку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Затем необходимо переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к успешному обучению в школе.

Таким образом, взрослые, играя с дошкольником или младшим школьником, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребёнка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

Характерно, что проведение игр не требует никаких специальных условий. Играть с ребёнком взрослый может, гуляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, по дороге в школу и даже в ванной комнате. При решении интеллектуальных задач ребёнку потребуется подсказка, совет родителя или педагога. Такая помощь взрослого, а также его заинтересованное общение помогут ребёнку не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.

Если взрослый сконцентрируется на точности, чёткости и полноте всех формулировок ребёнка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления – речи, оба эти процесса получат дополнительное развитие.

Упражнения на простейшие умозаключения

с опорой на словесное описание

  1. Посылки простой логической структуры выражают отношения порядка между данными объектами. Вывод основан на отношении порядка.

*Люда не старше Гали. Галя не старше Люды. Кто из них моложе?

*Саша выше Димы, а Дима выше Светы. Кто выше – Саша или Света?

*Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама?

*Саша выше ростом Миши, а Миша ниже Серёжи. Назови имя самого высокого мальчика.

*Алёша тяжелее Коли, а Коля тяжелее Андрея. Кто легче – Алёша или Андрей?

*5 девочек получили 7 яблок. Каждая девочка получила, по крайней мере, одно яблоко. Получила ли какая-нибудь девочка 4 яблока? Почему?

  1. Посылки – составные предложения, содержащие логические связки. Вывод основан на свойствах логических связок.

*Лена живёт на четвёртом или пятом этаже. Лена не живёт на пятом этаже. На каком этаже живёт Лена?

*Все дети нашего двора коллекционируют марки или открытки. Мой брат не коллекционирует открытки. Что коллекционирует мой брат?

*В выходной день наш класс ходил в кино или в зоопарк. Наш класс не ходил  в кино. Какой вывод правильный? Наш класс ходил в зоопарк. Наш класс не ходил в зоопарк.

  1. В посылках содержится (или подразумевается) логический квантор общности (все, всякий, каждый и т.п.). Выводы основаны на смысле этого квантора.

*Все ученики 5 «А» класса – спортсмены. Саша учится в 5 «Б» классе. Выбери правильный ответ: Саша – спортсмен. Саша – не спортсмен.

*Все растения обладают свойствами питаться, расти, погибать. Дерево – это растение. Какими свойствами обладают деревья?

*Все названия рек пишутся с большой буквы. Волга – это река. С какой буквы пишется это слово?

*Все хоккеисты хорошо катаются на коньках. Серёжа плохо катается на коньках. Выбери правильный ответ: а) Некоторые хоккеисты плохо катаются на коньках.

                                 б) Серёжа – хоккеист.

                                 в) Некоторые мальчики хорошо катаются на коньках.

                                 г) Серёжа не хоккеист.

*Деревянные предметы не тонут в воде. Камень тонет в воде. Выбери правильный ответ: а) Некоторые предметы тонут в воде.

б) Камень не деревянный.

в) Некоторые предметы не деревянные.

г) Камень – тяжёлый предмет.

*Все дети 4 класса умеют плавать. Витя не умеет плавать. Витя учится в 4 классе?

*Все берёзы – деревья. Все деревья – растения. Значит, …

*Названия рек – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, …

*Все рыбы дышат жабрами. Кашалот дышит лёгкими. Значит, …

*Все имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Слово «весёлый» – прилагательное. Значит, …

*Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 5. Известно, что число х не делится на пять. Следовательно, …

*Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? В предложении Собака бежит слово собака – одушевлённое имя существительное. Следовательно, …

  1. Задания, в которых надо дополнить умозаключения недостающими посылками (большой или малой).

*Все слова, отвечающие на вопрос что делать, пишутся с мягким знаком. Следовательно, учиться пишется с мягким знаком. (Пропущена малая посылка: слово учиться отвечает на вопрос что делать?)

*Марс – планета солнечной системы. Следовательно, Марс вращается вокруг Солнца. (Пропущена большая посылка: все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца)

*Кит – млекопитающее животное. Значит, кит кормит своих детёнышей молоком. (Пропущена большая посылка: все млекопитающие животные кормят своих детёнышей молоком.)

  1. Задания на проведение простейших доказательств

*Докажите, что предложение Поезд ушёл не является распространённым.

*Докажите, что предложение Скорый поезд отошёл от станции является распространённым.

* Докажите, что названия городов пишутся с большой буквы.

*Докажите, что в слове бесшумный надо писать с, а не з.

*Докажите, что лошадь – млекопитающее животное.

*Докажите, что слово смеяться пишется с большой буквы.

Рекомендации по развитию мышления и речи

  1. Общаться с детьми на их возрастном уровне
  2. Разговаривать с ребёнком, обсуждать книги, фильмы и все интересные события, как можно меньше поучая, поправляя его.
  3. Предлагать ребёнку вопросы и задания типа: Чем столб отличается от дерева? Если шубу положить на снег, снег под ней растает? и др.
  4. Играть в настольные игры, развивающие память, внимание, мышление, воображение, речь.
  5. Предлагать ребёнку помощь не в виде готового ответа, а в виде суждения, которое ребёнок должен закончить, сделав умозаключение.
  6. Развивать познавательную активность ребёнка: отвечать на все интересующие его вопросы, спрашивать совета.

Источник

Развитие мышления у детей

Дети очень сильно отличаются от взрослых людей абсолютно по всем параметрам, в том числе и своим мышлением. Чтобы правильно уметь общаться с ребенком, не допуская ошибок, находить пути к процессу его воспитания, необходимо ясно понимать, как устроено детское мышление и в чем особенности его развития.

Психологические особенности

У детей, как и у взрослых, мыслительная деятельность обусловлена различными психологическими особенностями и аспектами. В первую очередь это связано с их возрастным развитием и поэтапной сменой типов мышления, которые постепенно наслаиваются друг на друга по принципу усложнения.

В младенчестве мышление детей можно назвать сензитивным, то есть чувствительным к внешним раздражителям и событиям.

Основными операциями, которые может выполнить в этот период сознание крохи, являются восприятие информации через слух и прикосновения к нему субъектов извне. Отталкиваясь от полученной информации и возникших чувств, развивающееся сознание дает соответствующие различные реакции. Ребенок сензитивен.

Рекомендации о развитии мышления у ребенка

В 1,5-2 года наиболее интенсивно развивается способность наблюдать и производить какие-либо действия с окружающими предметами.

К 3-4 годам формируется способность сознания не только наблюдать и совершать действия, но наблюдать и создавать в уме свои первые представления и образы, которые ребенок уже может продемонстрировать отвлеченно от самого объекта реальности.

К 5 годам у детей начинает зарождаться словесно-логический тип осмысления информации.

Поэтому для развития мышления в дошкольном возрасте обязательным условием является присоединение к играм первых обучающих программ.

У младших школьников возраста 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план и становится доминирующим среди других типов познания, продолжая свое интенсивное развитие в период с 8 до 10 лет.

В 11-14 лет ярко выраженной становится потребность молодого человека к самостоятельному познанию мира. У подростков этого возраста мышление становится значительно сложнее, оно переходит на более высокий уровень умственной деятельности. Психологи считают этот период особенным в формировании личности человека.

Рекомендации о развитии мышления у ребенка

Этапы

Специалисты в области детской психологии и педагогики выделяют несколько этапов развития детского мышления.

Наглядно-действенное

Самым ранним этапом развития детского сознания является возраст 1,5-2 года. В это время у малышей идет процесс исследования мира руками. Чтобы усвоить какую-то информацию об окружении, ребенку все надо потрогать, взять в свои руки, что-то разобрать и даже сломать, попробовать на зуб. Таким образом, предметы познаются с помощью вариативных действий, выполняемых с ними, и наблюдением за тем, что произойдет. Это мышление так и называется – наглядно-действенное.

Рекомендации о развитии мышления у ребенка

Наглядно-образный тип

К наглядно-действенному типу осмысления в возрасте 3-4 лет присоединяется линия развития наглядно-образного мышления. Эти два типа мышления развиваются параллельно, гармонично дополняя друг друга.

Наглядно-образный тип осознания информации активно формируется до начала обучения в школе и дает возможность детскому уму начать мыслить и оперировать образами.

Яркий пример тому – рисование. Малыши начинают изображать на бумаге сложившиеся в их представлении картины окружающего мира. Эти картины просты и примитивны (например, домик с треугольной крышей и окошком), но это и есть отражение наглядно-образного мышления. Поэтому очень важно в этот период сделать акцент на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией.

Необходимо отметить, что связующим звеном и ступенью, которая позволяет постепенно перейти от наглядно-образного типа сознания к словесно-логическому, является комбинаторное мышление.

Рекомендации о развитии мышления у ребенка

Словесно-логическое

Этап развития еще одного важного типа мышления – словесно-логического – начинается в возрасте 5-7 лет. Оно дает возможность не просто говорить о фактах действительности, но также анализировать окружение и вариативно в словесной форме озвучивать этот анализ.

Если ребёнка в возрасте 3-4 лет спросить, что такое собака, он ответит, что это Тузик, который живет во дворе. А в возрасте 5-6 лет скажет, что это животное, которое охраняет дом и любит вилять хвостом, когда его гладят. Разница между ответами очевидна. В последнем случае ребенок демонстрирует свою способность анализировать информацию и логично выражать ее с помощью слов. Такая операция сознания является важнейшей основой мыслительного процесса, она позволяет развиваться детям дошкольного возраста и двигаться в познании вверх и вперед.

Рекомендации о развитии мышления у ребенка

Творческое

Творческое мышление дает возможность человеку (в данном случае – ребенку) создавать что-то совершенно новое, принимать какие-то нестандартные инженерные решения. А развитие этих возможностей и способностей во многом зависит от родителей ребенка. Нет детей, у которых бы полностью отсутствовало творческое начало. Оно есть у каждого, и это должны знать и помнить родители, которые хотят развить в своих детях такие способности.

Фантазия и воображение есть у всех малышей, а они дают почву для развития творческого процесса. Важно лишь создать для этого подходящие условия и неуклонно следовать цели.

Помочь в этом может любое направление (литературное, художественное, танцевальное, музыкальное и так далее), а также чуткое руководство опытных педагогов.

Необходимо учитывать тот факт, что творческое мышление не зависит ни от физического роста и развития ребенка, ни от его интеллектуальных способностей.

Рекомендации о развитии мышления у ребенка

Мыслительные операции и их роль

Развитие мышления у детей определяется способностью пользоваться основными мыслительными операциями – сравнением, обобщением, анализом, синтезом и классификацией.

Сравнение

Уже с двухлетнего возраста малыши начинают учиться сравнивать предметы по их признакам и видеть разницу и сходство. В основе этой операции лежит разнообразие форм и цвета предметов, вкусов и консистенций, различных функций и прочего.

Постепенно от сравнения простых предметов (например, игрушек) ребенок переходит к сравнению звуков, свойств материалов, природных явлений, времен года и так далее.

Обобщение

Такая мыслительная операция активно начинает развиваться к 6-7 годам. Например, если попросить ребенка этого возраста назвать кофту, юбку, брюки, футболку, платье и шорты одним словом, он уже без труда скажет «одежда». Дети помладше вряд ли смогут это сделать. Расширение умственных способностей позволяет освоить такую мыслительную операцию, как обобщение, тем самым увеличить словарный запас и повысить связность речи.

Рекомендации о развитии мышления у ребенка

Анализ

Способность мышления к анализу позволяет разделить предмет на составляющие его части, а также выявить свойственные только ему одному черты и признаки.

Например, ребенок 3-4 лет уже должен назвать части, из которых состоит дерево: ствол, ветки, листья (иголки). Из этого становится ясно, что малыш начал осваивать простой анализ предметов.

Синтез

Синтез означает объединение, поэтому данную операцию можно противопоставить анализу. Ярким примером синтеза является освоение ребенком дошкольного возраста навыка чтения.

Сначала малыш изучает звуки и буквы, затем учится складывать их в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения, предложения – в текст. Именно таким образом происходит процесс синтеза.

Классификация

Мышление ребенка, производя операцию классификации, выделяет сходства и различия окружающих предметов, различных явлений и разнообразных понятий. Выявив какой-либо схожий признак вещей, ребенок может рассматривать их как одну группу (класс).

Например, дошкольник без труда разделит свои игрушки по группам, в которые будут входить предметы, сделанные из одного материала: пластмассовые, деревянные, металлические, мягкие.

Рекомендации о развитии мышления у ребенка

Как развить?

Поэтапный процесс развития мышления закладывается в ребенка в момент его зарождения самой природой. Главная задача родителей – помочь беспроблемному прохождению этого процесса, создавая для этого правильные благоприятные условия.

Педагогами и психологами разработано множество методик, технологий и программ для обеспечения развития детской мыслительной деятельности. Важно использовать те способы, приемы и методы, которые подходят к определенному возрасту и этапу развития мышления.

В младенческом возрасте необходимо воздействовать на слуховое, зрительное и тактильное восприятие малыша. Больше разговаривать с ребенком, читать ему сказки, петь песенки, играть на музыкальных инструментах или же включать звуковые проигрыватели.

Показывать разные по форме и цвету предметы, озвучивая их названия, давать ему их потрогать. Прикосновение к предмету будет откладывать в подсознание информацию о его свойствах и способствовать зарождению мыслительной деятельности в самой ранней и простой ее форме.

Рекомендации о развитии мышления у ребенка

В возрасте 1-2 года следует сделать упор на развитие мышления, присущего этому периоду, то есть наглядно-действенного. Главное в это время – не мешать крохе исследовать окружающий мир в рамках разумного. Нельзя забывать о создании для него безопасных условий. Все предлагаемые в детских магазинах для этого возраста развивающие игры прекрасно помогают развивать наглядно-действенное мышление ребенка. Они призваны сформировать цепочку «действие» и «результат действия», которая в будущем ляжет в основу развития логики и математических представлений.

С наступлением периода развития наглядно-образного типа осмысления, тесно связанного с творческим мышлением, надо стараться не препятствовать фантазии и воображению своего ребенка.

Здесь подходят любые игры, в основе которых лежит создание образов на основе сложившихся представлений. Пусть ребенок занимается рисованием, лепкой, конструированием и тому подобным.

Рекомендации о развитии мышления у ребенка

Далее следует период, когда начинает формироваться словесно-логическое сознание. Здесь важно заняться развитием речи и словарного запаса малыша. Нужно больше говорить с ребенком, отвечать на его вопросы, задавать вопросы ему для того, чтобы он учился самостоятельно рассуждать и строить ответ. Во время какой-нибудь игры или занятия, например, рисования, пусть он проговаривает свои действия и описывает словами все, что видит и делает.

Надо помнить, что основа развития ребенка – это игра, она лежит в основе большинства его желаний и действий, поэтому важно, чтобы игра была увлекательной, развивающей и наполненной смыслом.

Только тогда малыш будет проводить время не впустую, а с максимальной пользой для развития своего мышления.

Упражнения

Существует множество заданий и упражнений для развития мышления детей дошкольного и школьного возраста. Приведем некоторые из них.

«На что похоже?»

Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Спросите у малыша, на что они похожи. А также можете предложить дополнить эти фигуры какими-то деталями, чтобы они стали тем предметами, на которые похожи, например, пусть круг станет цветком, квадрат – домиком, а треугольник – крышей домика.

Имеется обратный вариант этого упражнения. Пусть ребенок скажет, на какие фигуры похожи солнце, крышка, коробка, книга и любая другая вещь.

Рекомендации о развитии мышления у ребенка

«Что лишнее?»

Это упражнение с картинками, на которых изображены разные предметы. Такие наборы с картинками можно купить, а можно нарисовать самостоятельно. Например, на нескольких из них пусть будет нарисовано что-то съедобное, а на одной – несъедобное. Надо, чтобы малыш догадался, карточка с какой картинкой является лишней.

«Что это?»

Для этого упражнения нужно придумать словарные ряды и попросить ребенка назвать каждый из них одним общим названием. Например, перечислите разные предметы посуды, предложив ребенку подумать, каким общим словом можно назвать всё перечисленное. Также можно называть фрукты, овощи, цветы, разных диких и домашних животных, птиц.

Рекомендации о развитии мышления у ребенка

«Игра в слова»

Здесь полет фантазии родителя ничем не ограничивается. Можно находить и придумывать любые ситуации, связанные со словами и цифрами.

Например, попросите малыша перечислить все предметы в комнате, имеющие один и тот же цвет. Или же пусть перечислит все известные ему слова на предложенную букву.

А также можно загадать загадку с цифрами, живущими в предметах. Например, спросить, какая цифра спрятана в табурете, квадрате и кошке. Ответ – четыре ножки у табурета, четыре лапы у кошки, четыре угла у квадрата.

«Кот в мешке»

Для этой развивающей игры понадобится детское лото с картинками. Родитель берет и смотрит картинку, не показывая ее ребёнку. Затем описывает то, что изображено на карточке, не называя при этом самого предмета. Ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. По мере взросления можно поменяться ролями с ребёнком. Пусть он описывает, а взрослый отгадывает. С помощью такой игры тренируется навыки анализа и синтеза, а также развиваются речевые способности малыша.

Рекомендации о развитии мышления у ребенка

«Следопыт»

Нарисуйте на белом листе бумаги разные следы (человека, животных, птиц). Скажите малышу, что это снежная полянка, по которой кто-то гулял. Он должен угадать, кто именно.

Усложненный вариант этого упражнения предполагает добавление логики. Например, босые человеческие следы на снегу. Пусть малыш догадается, что в картинке не совсем так. Если он скажет, что зимой человек босиком не ходит, значит, с развитием логики у него все отлично.

Рекомендации о развитии мышления у ребенка

Источник