Рекомендации для учителя развитие творческих способностей у ребенка
Александра Владимировна Хамидулина
Консультация «Рекомендации педагогам по формированию творческих способностей детей»
Развитие творческих способностей ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Все эти воспитательные установки призваны помочь ребенку развить свои творческие способности.
Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста большое значение имеет введение упражнений по развитию детского воображения. Можно во время непосредственной образовательной деятельности давать детям задания творческого характера. Также развивать творческое воображение можно через игру. Так как игра является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, но и управлять её развитием, обогащать в игру творческие элементы.
На раннем этапе игры детей носят предметный характер – это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, и т. д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов.
Воспитатель должен помогать им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.
Особое значение для развития творческих способностей имеет режиссерская игра. Необходимо создать условия для ее развития (отбор сказок для обыгрывания, подбор игрушек, определение места для хранения, создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени игры). Следует учитывать преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, прибегать к опосредованному руководству деятельностью ребенка – внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша. Так, услышав, что Даша ходила в зоопарк,следует предложить ей набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видела? Что они делали?».
Следует пользоваться обсуждением детьми мультфильма, прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре.
Интересно предлагать детям для обыгрывания сказок строительный материал, бросовый, природный.
Для игр с маленькими куколками и животными хорошо использовать строительный набор, так как дети любят играть с кубиками. Элементы конструирования практически в любой сюжет. Приведем некоторые примеры использования строительного материала в игре.
•Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.).
•Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек, садов и огородов, огороженных заборчиками.
•Строительство будки для собачки.
•Строительство гаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов).
Режиссерским играм присущ индивидуальный характер, поэтому следует продумать время и место для этих игр. Время следует отводить во второй половине дня, когда у ребенка больше времени для самостоятельной деятельности. Место для игры – желательно уединенное пространство. Можно «разбить» групповую комнату специальной расстановкой мебели, внести легкие ширмы, экраны, которые дети поставят по своему желанию.
Целесообразно иногда ненавязчиво привлекать ребенка к сотворчеству.Предложение поиграть может выглядеть по-разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке», «Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши» и т. п.
Нельзя требовать от ребенка точного копирования игры воспитателя, иначе в дальнейшем ребенок будет подражать его действиям, что совсем не ведет к развитию творческих способностей малыша.
Если ребенок не знает, как можно использовать предлагаемый предмет, то воспитателю следует показать,но с перспективой на домысливание: «Что это может быть еще?» или «Как мы еще можем поиграть с этим предметом?».
Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегнуть к постановке проблемного задания, наводящего вопроса. Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.
Кроме того, для развития воображения и творческих способностей кроме режиссерских игр существуют и специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б. Н. Никитиным /18, 25/, О. М. Дьяченко и Н. Е. Вераксой /7, 135/.
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития творческих способностей детей.Среди них: придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.
Воспитателю необходимы большой такт и бережность в отношениях с детьми. Искусственное “выращивание” и “ускорение развития” часто приводят к плачевным результатам. То, что педагог действительно может сделать, так это помочь ребенку в обретении самого себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Поэтому надо строить таким образом отношения с ребенком, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка.
Нужно уметь установить контакт – выбрать правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже положение тела, использовать необходимые жесты, мимику, то есть определить стиль общения.
Особенно важно это при общении с детьми потому,что неправильно выбранный стиль общения может:
*подавить лучшие душевные и творческие порывы ребенка;
*остановить развитие его уникальных способностей;
*заглушить проявление индивидуальности.
Приобщение к труду также имеет большое значение для успешного формирования творческих способностей ребенка. В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично.
Воспитатель должен помнить, что для творчества необходима некоторая база знаний. Педагогу следует формировать у ребенка умения комбинировать и конструировать, анализировать, находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т. д.
Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих
начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.
Взрослые должны быть терпимы к, порой, “странным” идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней “рациональное зерно”.
Надо не подавлять в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечать на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоели его “почему” и “отчего”. Напротив, всем своим поведением следует показывать, что вам нравится
стремление ребенка познать мир, особенно приветствовать интересные и глубокие вопросы.
Необходимо чаще позволять ребенку самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека со стороны воспитателей может заглушить творчество. Навязчивая помощь педагога может восприниматься как нарушение границ личности. Когда идея принадлежит самому ребенку, то даже совсем маленькие дети, не говоря уже о подростках, часто оказывают упорное сопротивление взрослым, которые слишком активно стремятся разделить радость творческого воображения с ребенком.
Необходимо учить ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего. Внимательно следить за своей речью, не допускать слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка. Положительные отзывы родителей о педагоге и, наоборот педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности. Надо постараться открыто выражать свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении воспитателей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие окружающие его взрослые, или хотя бы один из них был таким.
Воспитатель не должен бояться проявить свою индивидуальность в общении с ребенком, это поможет оценить ему в себе творческую личность; содействуя его более глубокому самопознанию, необходимо одновременно учить ребенка уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.
В процессе воспитания важно научить ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Так как, большие открытия часто совершают интуитивно, благодаря вдохновению и озарению.
Атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного непонимания, и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было «затушено», иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло. Атмосфера должна быть такой, чтобы у ребенка не возникало боязни быть непонятым или осмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.
Нужно научить ребенка выделять главное и стараться объяснить
и показать, что его дело или увлечение – часть большой и сложной жизни, в которой ему очень пригодиться заранее развитая способность справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни.
И важно отмечать и говорить ребенку то, что он занимается творчеством ради других, а не ради собственных достижений.
Говоря о проблеме развития творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.
Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе.
Источник
Методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников в условиях реализации «ФГОС НОО»
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ СОШ №18 имени В.Я.Алексеева
г.Сургута
Мельцова Валентина Николаевна
Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования, одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на “личностно – ориентированную” модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.
Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников:
Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;
Организуется сотворчество в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого;
Используются технологии развития творческого мышления;
Производится систематическое отслеживание результатов диагностики.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода.
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Это игры нового типа: творческие, развивающие игры, исходящие из общей идеи и обладающие характерными творческими способностями:
– каждая игра представляет собой набор задач;
– задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации;
– задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности;
– задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет;
– постепенное возрастание трудности задач – способствует развитию творческих способностей.
Для развития воображения использовала следующие методы и приемы, требующие большей или полной самостоятельности, рассчитанные на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.
На уроках литературного чтения применяла следующие методы и приемы:
– словесное развертывание образов произведения;
– творческая театрализация;
– изобразительное творчество.
Метод «словесное развертывание образов литературного произведения» применяется для оптимизации восприятия художественного произведения в процессе его изучения. Это достигается побуждением детей к высказыванию о прочитанном тексте, созданием проблемных ситуаций, позволяющих вспомнить аналогичный случай из своей жизни. Младшие школьники привлекаются к составлению совершенного нового окончания уже имеющегося произведения. Также интересен прием «словесное рисование картин», в процессе применения которого младшие школьники представляют и описывают причинно-следственные связи взаимоотношений героев произведения. Творческий пересказ нацеливает детей на придумывание событий, которые могли произойти до прочитанных, или случиться позже. Младшие школьники с интересом пересказывают произведение от лица разных героев, что помогает им увидеть проблемную ситуацию с разных точек зрения.
Метод творческого чтения. Существуют следующие приемы, которые обеспечивают реализацию данного метода: выразительное чтение произведения, комментированное чтение изучаемого текста, творческие задания, которые помогут более углубленно изучить материал.
На уроках использовала проблемные ситуации и творческие задания, например:
1) описать характер главного героя до встречи с другим героем произведения и после. Младшие школьники с желанием представляют те эмоции, с которыми предстает перед ними герой в начале произведения;
2) рассказать сюжет любимого произведения от имени героя или какого-либо предмета – «участника событий»;
3) закончить произведение по-своему («Что было дальше?»);
4) рассказать сказку изменив характер героев на противоположный;
5) сочинить сказку по заданным предметам, не встречающимся в литературе;
6) продолжить сюжет с проблемной ситуацией. Например, закончить чтение в центре повествования, помочь решить герою сделать правильный выбор;
7) включить в сюжет истории дополнительных персонажей, предметов, изменить место событий;
8) придумать историю об известной пословице;
9) сравнить несколько произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнить начало и концовки сказок, количество повторений сюжета.
Таким образом, необходимо предоставить ребенку возможности решать сложные задачи, формировать и поддерживать исследовательскую мотивацию.
Методы и приемы творческой театрализации на уроках литературного чтения помогают развитию творческих способностей младшего школьника, построению эффективных взаимоотношений с окружающими. Наиболее применима для развития творчества игра – драматизация.
Вживаясь в образ определенного героя, изучая его характер, ребенок творчески выражает замысел автора. На уроках использовала различные виды драматизации:
1) анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;
2) чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;
3) чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;
4) постановка «живых картин» к произведению;
5) составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов;
6) драматические импровизации.
В ходе работы используется определенный алгоритм:
Восприятие материала, который предстоит инсценировать.
Анализ произведения (обстановка, образ героев и их поступков).
Постановка исполнительских задач: Что нужно передать, разыгрывая сценку?
Выбор выразительных средств (как это сделать).
Пробы (этюды), анализ.
Подведение итогов, его анализ.
Заключительный показ, его анализ.
Развивать творческие способности на уроках литературного чтения также можно с помощью реализации приемов изобразительного творчества:
рисование иллюстраций к эпизоду произведения, который вызвал наиболее сильные эмоции, заставил задуматься. Настрой на данную деятельность происходит после вопросов: «Была ли в твоей жизни похожая ситуация?», «Случалось ли тебе испытывать такие же эмоции, какие испытывал главный герой произведения?»;
изображение предложенного отрывка, героя. Школьникам предлагается представить главного героя в различных ситуациях, где он испытывает разнообразные эмоции (грусть, радость, удивление и т.д.). Предлагаем подумать как изменится положение головы, выражение лица, поза при изменении условий;
рисование испытываемых ребенком эмоций при прочтении эпизода произведения, описание героя, выраженное в цвете. Наблюдения касаются использования цветовой гаммы: темные цвета говорят о негативном отношении ребенка к предложенному отрывку, яркие цвета – о позитивном. После такого выражения эмоций, ребёнку легче и выразительнее сделать пересказ;
изготовление аппликации; поделки из пластилина, глины, солёного теста; изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников. Развитие творческих способностей детей будет происходить эффективней, если к этому процессу подключатся родители. Совместная творческая работа всех членов семьи побуждает школьника с интересом изучать художественную литературу;
составление картинного плана. Важно научить ребенка не просто бесцельно фантазировать, а реализовать придуманные истории, используя не сложные схематичные рисунки, конструкции. По такому плану младший школьник уверенней представит слушателям задуманное.
На уроках математики можно использовать приемы развития репродуктивного мышления. Это задания со сменой установки в соответствии с конкретными дидактическими целями. Например, предлагаем детям, «будущим космонавтам», проверить быстроту реакции, зачеркнув из ряда чисел те, которые делятся без остатка на 2. Или найти в ряду геометрических фигур те, которые соответствуют определенным параметрам, проанализировать их. В своей работе было отмечено затруднение у обучающихся в решении задач по действиям. Для решения проблемы был использован практический метод. Школьникам предлагалось поэтапно проиграть задачу в ходе чего, они находили её решение.
Такие задания дают возможность не только быстро и качественно проверить уровень знаний обучающихся, но и стимулируют их познавательную и творческую активность. Важно поддержать интерес к данной деятельности, желание принимать участие, проявлять свои способности, личностные качества.
Можно использовать разнообразные психологические приемы для поддержания интереса к творческой деятельности, акцентируя внимание обучающихся на то обстоятельство, что педагог может иногда ошибиться – важно, чтобы дети заметили ошибку, поправили.
На уроках технологии, необходимо, выделять время на «открытия руками», как известно, без эксперимента, невозможно создать что-то новое. Для развития творческих способностей, актуальными были фразы: «Давайте попробует установить на…», «А что произойдет, при…» и т.д.
Экспериментировать можно, так же, с различными материалами (разомните, потяните, намочите, оторвите…и т.д.), с технологиями (какой объект можно сделать, используя данную технологию? Проанализируйте…) Это интересное и увлекательное исследование, а также необходимое упражнение для развития воображения и фантазии младших школьников. Прием использования взаимозаменяемости материалов и инструментов создает условия для творческих открытий.
В процессе развития творчества у младших школьников на уроках технологии необходимо применять метод соединения технологии и художественного образа. В этой работе выделяются два направления:
1) от приёма – к образу. Изучая технику, необходимо начать освоение с какого-либо элемента. После этого предлагается представить, что напоминает эта форма, фактура, деталь. После этого, у ребёнка возникают другие образы и ассоциации, отличные от образцов;
2) от образа – к приёму. Необходимо двигаться в противоположную сторону. Сначала предлагается тема (изделие, образ), потом подбираются наиболее подходящие способы воплощения.
На уроках окружающего мира использовала приемы технологии ТРИЗ (ассоциации, мозговой штурм, лови ошибку, метод недостатков, озвучивание, театрализация), доказавшие свою эффективность. Использование данных приемов повышает комфортность нахождения ребенка на уроке, способствует появлению уверенности в своих силах, каждый справляется с заданием (на своём уровне) и, развиваясь, идёт дальше. Также применяла приемы, предложенные А.А.Нестеренко: «Без чего не бывает….?» ( например, выявляя части растений, дети отвечали на вопрос: «Без чего не бывает дерева?»), «Вспомнить больше» (например: назвать как можно больше различных признаков одного объекта (карандаша, растения и т.п.), игра «Хорошо – плохо» (класс делится на две команды, одна называет «плюсы», другая – «минусы»), упражнение «Чем похожи? Чем отличаются?» способствует обогащению картины мира ребенка, который находит признаки сходства и различия не похожих друг на друга объектов, соединяя несоединимое.
При организации сотворчества в детском коллективе необходимо соблюдение следующих правил:
исключение критики – человек без всякой боязни может говорить все то, что у него на душе и в уме;
поощрение необузданности – придуманная идея, чем глупее она будем, тем лучше должна восприниматься;
чем больше предлагаемых идей, тем лучше;
комбинирование идей – предложенные идеи, могут изменяться и комбинироваться другими участниками.
У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.
Способы стимулирования творческих способностей:
– обеспечение благоприятной атмосферы;
– доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
– обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
– поощрение высказывания оригинальных идей;
– обеспечение возможностей для практики;
– использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
– предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
При применении специальных методов и приемов по развитию творческих способностей можно увидеть, как положительно это сказывается на общем психологическом настрое обучающихся на творческую деятельность, умении строить высказывания, генерировать новые идеи, решать противоречия.
Развивать творческие способности необходимо как на уроках, так и во внеурочной деятельности для достижения положительного результата.
Примеры заданий для развития творческих способностей младших школьников:
Задание 1
Из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных.
Задание 2
Запасаемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани.
Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж.
Задание 3
Найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать карандаш, мел, газету и многое другое. На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и младшему школьнику, и взрослому. Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.
Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.).
Приведем примеры ответов.
Свет – яркий, ласковый, живой; солнце – … , утро – … , лампа – … , костер – … , свеча
Задание 4
Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов. Колодец – паркет; бревно – коробка; облако – дверь; кукла – снег.
Задание 5
К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения: 1. Утром Дима проснулся раньше обычного. 2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно. 3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.
Другой вариант задания: придумай и расскажи, что произошло у героев произведения. Ребенок должен понять эмоциональное состояние героев и рассказать, что с ними произошло.
Задание 6
Подумай, что может произойти, если … «… дождь будет идти, не переставая», «… люди научатся летать, как птицы», «… собаки начнут разговаривать человеческим голосом», «… оживут все сказочные герои», «… из водопроводного крана польется апельсиновый сок».
Ответ должен быть интересным на каждую из предложенных фраз.
Задание 7
Задание на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например: светофор, мальчик, санки.
Задание 8
Посмотри на рисунок или картину и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
Задание 9
Следующий тип заданий: “Облака-загадки”. Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке, хотя бы один персонаж.
Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
Задание 10
Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая – злой.
Творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть и создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур.
Источник