Рекомендации для родителей по умственному развитию ребенка

Рекомендации для родителей по умственному развитию ребенка thumbnail

Рекомендации педагогам и родителям по развитию интеллекта учащихся.

Подготовила воспитатель:

Рудь Н.Г

Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.

        Развитие внимания:

        – развивать слуховое внимание  с помощью дидактических игр,

        – часто менять формы деятельности,

        – использовать на занятиях элементы игры,

        – приучать проговаривать инструкцию несколько раз,

        – почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное,

        – учить сознательно направлять внимание в соответствии с целью,

        – учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать           свое внимание на ней, не отвлекаясь,

        – создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание           ребенка,

        – для развития внимания использовать игры с правилами и игры- драматизации.

        Игры и упражнения:

        – «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает  ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»,

        – игры-головоломки,

        – загадки,

        – «Найди отличия»,

        – «Найди два одинаковых предмета»,

        – «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде,

        – «Волшебное слово», Взрослый показывает упражнения. А ребенок их повторяет только в том случае . если взрослый говорит «Пожалуйста»,

– «Где что было». Ребенок запоминает предметы лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок затем указывает, что изменилось,

        – «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

        – «Карлики и великаны». Ребенок должен  выслушать словесную инструкцию взрослого. Не обращая внимания на его действия.

        Развитие памяти:

        – развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания,

        – обучать культуре запоминания,

        – учить вспоминать последовательность событий,

– учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы,

        – учит использовать образ, как средство развития произвольной памяти,

        – учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. Использовать связи при припоминании,

        – способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

        Игры и упражнения:

        – «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию,

        – «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил,

        – «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, далее – три слова, ребенок повторяет и т.д.

        – «Что ты видел на каникулах» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих на каникулах событиях,

        – «Следопыт». Взрослый показывает ребенку предмет  и говорит, что сейчас спрячет его в комнате; ребенок должен найти спрятанный предмет,

        – «Одежда» ребенок должен вспомнить , в каком порядке он надевал предметы одежды утром,

        – «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет,

        – «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке,

        – «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен пересказать его,         

        – «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур, ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать,

         «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

        Развитие восприятия:

        – учить детей различать предметы на ощупь,

        – формировать умение выделять признаки в предмете,

        – учить соотносить предметы по величине,

        – учить способам распознающего наблюдения,

        – развивать наблюдательность, учить внимательно и последовательно рассматривать предметы и явления,

        – помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом,

– формировать умение составлять из частей целое,

        – учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию. Действовать в соответствии со словесной инструкцией,

        – различать основные признаки разных времен года,

        – учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы,

         – закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху,  внизу, перед, за, между, рядом,

        –  формировать сенсорные эталоны формы,

        – способствовать развитию умения анализировать предмет. Выделять в нем мелкие детали,

– способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.

        Игры и упражнения:

        – «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок,

        – «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентировка в пространстве по плану-схеме,

        – «Звезды на небе». Соотношение схематических изображений созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественными,         

        – «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры,

        – «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов,

        – «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте,

        – «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку,

        – «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать. О каком предмете идет речь,

        – «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки,

        – «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.         

        Развитие мышления:

        – развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности,

        – учить составлять группу из отдельных предметов,

        – учить выделять предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению,

        – учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов,

        – учить сравнивать предметы,         

        – учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами,

        – побуждать делать самостоятельные выводы,

– учить отвечать на вопросы. Делать умозаключения,

        – создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами,

– способствовать познанию свойств различных материалов. Их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.),

        – способствовать  осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими,

        – учить устанавливать причинно-следственные связи,

        – развивать мышление , используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения,

        – учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи,

        – способствовать переходу к решению задач в уме.

        Игры и упражнения:

        – «Разложи картинки». Учить усматривать последовательность событий,

        – «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу,

        – «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению,

        – «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет,

        – «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», и др.

        – «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы,

        – загадки.

Развитие тонкой (мелкой) моторики.

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и  медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз)
  2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз)
  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз)
  4. Сжать пальцы в кулаки вращать кисти в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз) Затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
  5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз, поочередно каждой рукой, затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
  6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке. (5 раз)
  7. Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз)
  8. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз)
Читайте также:  Развитие во второй месяц жизни ребенка развитие

Источник

Каюмова Анна Михайловна
Рекомендации для родителей по развитию интеллектуальной сферы детей

Рекомендации для родителей по развитию интеллектуальной сферы детей.

1. Пополняйте запас знаний ребёнка об окружающем мире (беседы на различные темы: посуда, игрушки, домашние и дикие животные, овощи, фрукты, птицы, растения, времена года, транспорт, инструменты, электроприборы, цветы, насекомые и др.). Развивайте у ребенка способность к обобщению и классификации (Н-р.: ложка, вилка, тарелка, кастрюля, нож – Что это, назови одним словом – посуда или ложка, вилка, тарелка, стул – Что лишнее?- стул, Почему)

2. Предлагайте ребёнку задания, различные игры на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия. (Используйте сенсорное описание предметов по двум признакам: Какой квадрат?- красный, маленький или желтый, большой. Апельсин какой?- круглый, оранжевый. Дождь какой?- холодный, мокрый, прозрачный, без запаха и тд. Для детей этого возраста главным является восприятие формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; цвета –все основные и комбинированные: розовый, серый, голубой; размера – большой, маленький; времени – времена года, части суток).

3. Для развития мелкой моторики у ребёнка,можно использовать:

Пальчиковая гимнастика (смотрите литературу в книжных магазинах);

Массаж пальцев, рук, шеи;

Шнуровка (любая);

Бусы (нанизываем на леску);

Кнопки, пуговицы (застегиваем);

Пластилин (катаем шары, колбаски, вытягиваем, различные манипуляции);

Соленое тесто (1/1- соль, мука, вода);

Обрывание бумаги;

Горох, фасоль (перебираем);

«Ищем игрушки» – горох с киндерами;

Счёты (массаж ладоней рук);

Суджок (массажор для рук и пальцев, продается в аптеке);

Катание мяча, то правой, то левой рукой по часовой и против часовой стрелки;

Наматывание нитки на клубок, катушку;

Счетные палочки (выкладываем различные узоры, фигуры);

Мелкий конструктор;

Развитие графических навыков (гибкость, плавность кисти руки) – штриховки, обведение по точкам предметов, гибких линий, завитков. При письме, рисовании, обращайте внимание на правильный захват карандаша в руке, используйте мягкие простые карандаши.

4. Развитие речи ребенка – речевые игры и упражнения, артикуляционная гимнастика, составление рассказов по сюжетным картинкам. Смотрите приложение.

5. Организуйте совместную деятельность с ребёнком, например это может быть разного рода художественно-творческая деятельность (совместное раскрашивание, лепка, аппликация, ручной труд (поделки, подарки, открытки, изготовление различных театров и их обыгрывание, чтение художественной литературы, пересказ прочитанного. Родитель – как организатор, сотрудник, помощник.

6. Также развивайте у ребенка способность к обобщению и классификации. Н-р.: ложка, вилка, тарелка, кастрюля, нож – Что это, назови одним словом – посуда; яблоко, груша, банан, мандарин (Назови одним словом) – это все фрукты; и тд. ; или ложка, вилка, тарелка, стул – Что лишнее?- стул, Почему? Также для детей этого возраста главным является восприятие формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; цвета –все основные и комбинированные: розовый, серый, голубой, коричневый, фиолетовый, оранжевый; времени – времена года и их признаки (зима, лето, осень, весна, части суток (утро, день, вечер, ночь).

Источник

Рекомендация для родителей по развитию способностей у ребенка

Выполнила студентка 26 группы Савченко Мария

Как развивать способности ребенка

 У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребенка имеет особое значение. Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами

Общие способности:

Интеллект — некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний;

Креативность — способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии;

Обучаемость — способность приобретать новые знания.

Многие родители задают вопросы:

  • «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?»
  •  «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?»
  •  «Могу я что-нибудь сделать, чтобы развить способности моего ребенка?».

О интеллекте

         Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет.

Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее — эмоциональная поддержка ребенка.

          У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.

          У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.

          Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.

Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы!!!

Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы:

  • Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;
  • Именно вы будете привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.);
  • Предъявите систему запретов. Запреты — это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа.
  • Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.

О креативности

 Креативность — умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей. По-настоящему креативный ребенок — всем известный Буратино.

Чтобы развивать креативность ребенка:

 Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро:

 Первый — 3-5 лет (развивается в сюжетной игре)

 Второй — примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).

 И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.

Об обучаемости

 Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Ее высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребенка развивается в тесном общении со взрослым.

Для развития обучаемости:

  • Чаще задавайте ребенку вопросы;
  • Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;
  • На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его;
  • Не бросайте начатое дело, доводите его до конца;
  • Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

В процессе изучения объектов живой природы у ребенка реализуется одна из главных способностей — чувственное познание мира. Он получает живой непосредственный опыт. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение и т. д.

Подведем итоги — развитие способностей ребенка процесс многосторонний и постепенный, в который активно должны быть включены и мама и папа.

Читайте также:  Самостоятельно оценить развитие ребенка в 4 месяца

Будьте рядом и способности вашего ребенка не перестанут вас удивлять!!!

Источник

Появление в семье ребенка-инвалида резко меняет сложившуюся семейную ситуацию. Чем тяжелее степень интеллектуальной недостаточности ребенка, тем в большей степени он приковывает к себе родителей, других членов семьи. Помимо медицинского ухода и бытовой помощи, умственно отсталый ребенок нуждается еще в воспитании и обучении.

Особая роль в воспитании и обучении умственно отсталого ребенка, формировании его как личности, принадлежит семье. Родители и другие близкие родственники, постоянно общаясь с ребенком, являются его первыми и главными воспитателями. Именно от них ребенок получает первые представления об окружающем мире, человеческих отношениях, приобретает различные умения и навыки. В связи с этим родители нуждаются в овладении хотя бы элементарными педагогическими знаниями.

Хорошо известно, что тесный эмоциональный контакт с матерью, начиная с первых дней жизни, ее ласка и забота, являются залогом полноценного психиче­ского развития любого ребенка. Эти первые эмоциональные отношения обогащаются в процессе возрастного развития, претерпевают глубокие изменения и служат необходимой основой для возникновения впоследствии более сложных социальных чувств. Подобный контакт играет большую роль и в интеллектуальном развитии ребенка.

Если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем детстве, то в дальнейшем преодоление такого рода недостатков, как показывают многочисленные факты, оказывается делом трудным, а подчас и невозможным. Наглядным тому примером может служить судьба выпускников детских домов. Став взрослыми, эти, в общем, здоро­вые и полноценные люди, зачастую с трудом приспосабливаются к жизни, имеют целый комплекс серьезных психологических проблем. Они испытывают сложности в общении с окружающими людьми, с трудом принимают определенные социальные нормы и приобретают новые знания, часто имеют неадекватную самооценку.

Развитие умственно отсталых детей в целом идет по тем же законам, что и здоровых, с той лишь разницей, что эти дети обладают значительно меньшими ком­пенсаторными возможностями для адаптации к окружающему миру. Поэтому роль семьи в воспитании такого ребенка представляется еще более значительной.

Учитывая особенности умственно отсталого ребенка, можно сказать, что обычно процесс воспитания бывает очень нелегким, требует от родителей ог­ромного терпения, оптимизма, умения радоваться даже самым незначительным достижениям.

Прежде всего, умственно отсталый ребенок должен чувствовать, что близкие люди его любят и пони­мают, не считают хуже других детей, всегда готовы прийти на помощь. Такое отношение формирует у ребенка чувство безопасности, доброжелательное отношение к окружающим, стремление вступать с ними в контакт, помогает ему раскрыть и реализовать свои потенциальные способности. Разумеется, речь не идет о необходимости баловать ребенка, во всем ему потакать. Напротив, разумная твердость и требования, соиз­меримые с возможностями ребенка, должны стать од­ним из главных принципов воспитания. Родители должны также постоянно помнить, что их основная задача – всемерное развитие инициативы и самостоя­тельности ребенка. Необходимо поощрять каждую попытку ребенка что-то сделать самому. Родители должны проявлять выдержку и терпение и никогда не делать за ребенка то, что он уже может сделать сам.

Для более полноценного развития ребенка родители должны стараться обеспечить ему максимальную широту социальных контактов. Жизнь такого ребенка не должна замыкаться только в кругу своей семьи и в специализированных учреждениях. Он должен так же, как и здоровые дети, ходить в гости, посещать детские праздники, различные представления, спортивные мероприятия и по мере возможности в них участвовать. Родители и другие родственники долж­ны помнить о необходимости организации общения ребенка со здоровыми сверстниками. Это могут быть дети их друзей, соседей, двоюродные братья и сестры и т.д.

Следует помнить, что отношение к умственно отсталому ребенку здоровых детей в первую очередь определяется отношением взрослых.  Если  взрослые люди,   прежде  всего   родители,   стесняются своего ребенка, то и здоровые дети начинают относиться к нему с пренебрежением, отказываются с ним играть, могут проявлять агрессию. Здоровым детям необходимо объяснять, что умственно отсталый ребе­нок не хуже других детей, он просто имеет некоторые свои особенности, указывать на его положительные качества. Такой подход может в значительной степени облегчить в дальнейшем социальную адаптацию уже взрослого человека, помочь ему найти свое место в жизни.

Развитие любого ребенка, тем более умственно отсталого, происходит под влиянием обучения, которое организуют взрослые. Система обучения умственно отсталых детей предполагает комплексное воздей­ствие: формирование навыков личной гигиены и самообслуживания, обучение грамоте и трудовое об­учение, формирование знаний социально-бытового характера.

В силу ряда особенностей проявления умственной отсталости необходимо как можно раньше включать детей в учебно-воспитательный процесс, поскольку мозг ребенка в раннем возрасте более пластичен, а следовательно, более податлив и «отзывчив» на различного рода педагогические воздействия.

В связи с особенностями психики умственно отста­лого ребенка важным условием его развития является также постоянство и непрерывность применяемых воздействий, многократность повторения выполняе­мого им задания (движения), закрепление полученно­го навыка. При перерыве в обучении или его прекращении уже приобретенный ранее навык может распа­даться, а «доразвитие» – прекратиться.

Поскольку ребенок, даже посещающий специализированные учреждения, значительную часть времени может проводить в семье, родители должны в это время продолжать работу по его обучению. При этом им необходимо находиться в тесном контакте со специалистами, знать, чему именно обучается ребенок в настоящее время, и стараться поддерживать и закреплять эти умения и навыки в домашних условиях.

Следует помнить, что обучение умственно отсталых детей должно носить, прежде всего, практическую направленность. Это значит, что объем сведе­ний и представлений, запас формируемых навыков и умений должен соответствовать требованиям жизни. При обучении необходимо использовать наглядность, конкретный показ способов выполнения отдельных действий. При обучении детей нельзя ограничиваться только тренировкой отдельных навыков. Выполняе­мая детьми работа должна быть им понятна, иметь определенную цель и социальную значимость. 

Например,  можно  попросить ребенка вымыть  посуду после завтрака, чтобы к обеду она была чистой, вы­нести мусор, чтобы можно было класть в ведро дру­гой мусор, купить хлеба к обеду, т.к. без хлеба не едят и т.д. Часто ребенок без причины отказывается что-либо делать. В таком случае, взрослый может нагляд­но показать, что если, например, не купить в магазине хлеб, то обед будет невкусным. Такие ситуации, в большинстве случаев, действуют на детей  положительно.

В дошкольном и младшем возрасте основное внимание родителей должно быть направ­лено на формирование навыков личной гигиены и самообслуживания.

Детей необходимо приучать чистить зубы, умываться, одеваться и раздеваться, складывать одежду, убирать постель, пользоваться туале­том. Первые попытки выполнять этот сложный для детей объем работы будут очень неловкими, неуклю­жими. Иногда у взрослых не хватает терпения дождаться, пока ребенок что-то сделает сам. Но получиться у ребенка может что-то только в том случае, если он многократно повторит отдельные действия, они станут автоматизированными  и  превратятся  в стойкий навык. Это может произойти только в результате длительной тренировки.

На первых этапах обучения следует многократно совершать действия вместе с ребенком: взять его руки в свои и вместе с ним чистить зубы, мыть лицо и производить другие действия, постепенно предоставляя ему все больше самостоятельности. Когда ребенок усвоит отдельные действия и порядок их повторения, нужно предоставить ему полную самостоятельность. Пусть очень медленно, неловко и на первых пора очень неаккуратно, но ребенок должен все сделать сам. Помощь родителей будет заключаться в контроле, за порядком и завершенностью действия.

Отмечено, что на умственно отсталых детей самым положительным образом влияют ласковый тон и одобрение. Однако, использовать эти формы воздей­ствия на ребенка нужно очень умело. Мягкость общения с ребенком должна сочетаться с требователь­ностью. Важно довести все начатые с ребенком дела до конца, потом уже поощрить его даже за самый незначительный результат.

Читайте также:  Аномалия развития ребер у ребенка

Время, когда ребенок находится в семье, должно быть хорошо спланировано. Время подъема после сна необходимо использовать как период закрепления и обучения его навыкам личной гигиены. Показ следует сочетать с объяснениями назначения предметов личной гигиены. Здесь можно рассказать о белье, одежде, познакомить с домашней обувью. Постепенно у ре­бенка закрепляются навыки и формируются знания о предметах первой необходимости.

Такой же обучающий характер должен носить прием пищи. Ребенка следует учить правильно держать ложку, вилку, кружку, аккуратно есть. Он должен различать первое, второе, третье блюда, знать кухон­ную и обеденную посуду, ее назначение. Более старших детей, необходимо привлекать к сервировке стола, мытью посуды. Пусть вначале ребенок кладет на стол только ложки и вилки, ставит стулья к столу. Таким образом, он приучается к ритуалу приема пищи, знакомится с предметами быта, проявляет заботу о членах семьи, которым раскладывает обеденные приборы. Постепенно круг его обязанностей должен расширяться: ребенку можно доверять полную сервировку стола, мытье посуды.

Родители должны знать, что нельзя заполнять день ребенка одними развлечениями, следует предусмотреть чередование различных видов занятий с ребенком: игру, изобразительную деятельность, знакомство с окружающим, посещение зрелищных мероприятий и учреждений социально-бытового назначения.

Особенно много внимания следует уделять игре ребенка. Игра для умственно отсталых детей очень долго остается основной, ведущей деятельностью. Ученые установили, что в процессе игры происходит пси­хическое развитие ребенка: совершенствуются и развиваются интеллектуальные возможности, формиру­ются способность к общению, обогащается социальный опыт. Умственно отсталые дети часто сами не могут организовать игру, это должен сделать взрослый.

В дошкольном возрасте в процессе игры следует использовать игрушки, которые по сути своей являются предметами окружающего нас мира. Детям нужно рассказывать об игрушке, о ее назначении, показать возможность игры с ней. Игрушек не должно быть много. Не следует покупать дорогие игрушки, т.к. дети склонны быстро ломать их. Набор игрушек может быть следующим: две небольшие куклы, которых можно одевать, раздевать, мыть и т.д., набор мебели, посуды, машина с подъемным кузовом, набор животных, мяч, напольный строитель, мозаика.

Часто ребенок не знает, как действовать с игруш­кой. Поэтому в процессе игры важно участие взрослого.

Например, взяв куклу на руки, вместе с ребен­ком, взрослый говорит: «Посмотри, какая красивая кукла. Давай дадим ей имя. Какие у нее красивые волосы (гладит по голове), глаза (показывает). Смотри, у куклы есть нос, рот, уши, как у нас. Покажи, где они у тебя, а где у куклы (вместе с ребенком рассматри­вают лицо). Куклу можно посадить (сажают), поставить (ставят), и т.д. Давай это сделаем вместе». Эти действия необходимо повторить неоднократно. В та­кой форме надо знакомить детей и с другими игруш­ками. Речь взрослого должна быть эмоциональной, понятной и доступной детям. Только так можно при­влечь внимание и интерес детей. Постепенно нужно переходить от знакомства со значением игрушек к со­вершению действий с ними.

Постепенно, по мере развития ребенка, характер игры должен меняться: к действиям с предметами присоединяется обыгрывание определенных сюжетов.

Например, «Мама готовит обед», «Мама убирает дом». Игра должна сопровождаться речью. Сюжет игры должен быть простым, а сама игра непродолжи­тельной по времени. Игры по определенному сюжету должны повторяться несколько раз.

В более старшем возрасте и в зависимости от интеллекта ребенка игра может еще более усложняться. В процессе игры ребенок может брать на себя опреде­ленную роль (например, говорить и действовать за маму, дочку и т.д.). Влияние ролевой игры на психи­ческое развитие ребенка трудно переоценить. Доступна она далеко не всем детям, но обучать этому надо.

Такого же пристального внимания заслуживает изобразительная деятельность детей. К ней относятся: рисование, лепка, работа с мозаикой, простейшее конструирование. В процессе этих видов деятельности развиваются и совершенствуются органы чувств, раз­вивается внимание и моторика, появляется усидчи­вость, целенаправленность действий. Изобразитель­ная деятельность оказывает влияние на формирование мелких движений рук. Специалисты считают, что че­рез эту деятельность происходит подготовка руки ре­бенка к письму и ручному труду.

Детям, посещающим школу, родители могут помочь в закреплении полученных знаний по чтению и письму (например, вместе написать письмо бабушке, сосчитать какие-то предметы или деньги).

Важнейшей задачей для родителей является также подготовка детей и подростков к трудовой деятель­ности. В процессе труда ребенок ощущает свою социальную значимость, сопричастность, вносит свою лепту в общее дело.

Занятость детей хозяйственно-бытовым трудом необходимо расширять. Вначале это может быть лишь уборка своей постели, затем комнаты, других жилых помещений. Дети могут вытирать пыль, подметать и мыть пол, мыть посуду, вытряхивать половики. Их можно научить чистить обувь, одежду, стирать белье, пришивать пуговицы.

Дети, более старшего возраста с относительно хорошим интеллектом любят работать с механизмами. Поэтому их необходимо научить пользоваться пылесосом, стиральной машиной, утю­гом. Прежде, чем допустить ребенка к пользованию электроприборами, необходимо проработать с ним правила пользования и технику безопасности. Когда ребенок усвоит правила пользования прибором, он самостоятельно, но под контролем взрослого действует с ним.

Родителям следует помнить, что жизнь детей, а позднее и взрослых умственно отсталых будет проходить в коллективе сверстников и в общении с чужими людьми. Поэтому необходимо формировать у детей чувство товарищества, доброжелательного отношения к людям.

Одним из средств нравственного воспи­тания является собственный пример родителей, их отношение друг к другу, к родным, близким. Умственно отсталые дети хорошо подражают взрослым в манере поведения, копируя их мимику и жесты. На конкретных делах детям нужно показывать примеры взаим­ной выручки, дружбы, проявления заботы. Показательной и убедительной формой нравственного воспитания является также проведение семейных праздников, подготовка к ним, проявление заботы и внимания к близким. Посильное участие в этих меро­приятиях должен принимать и ребенок.

По мере взросления ребенка большое место в вос­питательной работе должно занимать формирование социального опыта. В зависимости от интеллектуаль­ных возможностей детей он будет неодинаков. Прежде всего, необходимо научить детей правилам поведе­ния в общественных местах: в транспорте, в магазине, на улице и т.д.

Дети должны знать правила уличного движения, правила проезда на городском транспорте, выполнять соответствующие требования. Иногда де­ти не используют эти знания в жизни, во всем полага­ясь на родителей. Между тем, умение самостоятельно ездить на городском транспорте является одной из предпосылок более успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Детей следует знакомить с учреждениями социально-бытового назначения, прежде всего с различными магазинами – продовольственными и промтоварными, их отделами. Следует объяснить им назначение этих магазинов, учить совершать покупки. Многие из умственно отсталых детей способны совершать покупки самостоятельно. Сначала ребенок совершает покупки вместе со взрослым. Приучать его к этому нужно по­степенно, многократно повторяя одни и те же действия. Сначала ребенок может лишь подавать чек продавцу и просить подать ему покупку. Затем он учится выбивать чек в кассе. Следует помнить, что начинать надо с одной вещи, стоимость которой доступна пониманию ребенка. Постепенно ребенок при­учается осуществлять покупку вместе со взрослым, с помощью взрослого и, наконец, самостоятельно.

Опыт показывает, что став взрослыми, некоторые молодые люди с умеренной умственной отсталостью на заработанные деньги покупают одежду, украшения, пластинки и т.д. Те, кто не обучен этому, вынуждены прибегать к помощи товарищей. Много внимания требует обучение детей зданию достоинства денег. Обучать этому следует как можно раньше. Подростки уже должны знать достоинство денежных ассигнаций. Детей надо