Рекомендации для развития самооценки ребенка

Рекомендации для развития самооценки ребенка thumbnail

1. Не вешайте «ярлыки» на ребенка. В порыве досады многие из родителей бросают в ребенка фразами: «какой же ты недотепа!», «ты у меня ужасный неряха», «ты просто тупица!», «от тебя не будет толку в будущем» и пр. Если ребенок изо дня в день слышит про себя нелестные отзывы от самых близких и родных людей, вряд ли он будет думать о себе обратное и вырастет с адекватной самооценкой и уверенным взглядом в свое будущее.

2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Зачастую дети и сами понимают, что, к примеру, «Маша намного способнее в учебе», а «Миша – сильнее и увереннее в себе». Ваш ребенок и сам постоянно сравнивает себя с ровесниками и, таким образом, формирует внутреннюю самооценку. А если вы еще и «помогаете» ему в этом – регулярно критикуете и приводят обидные сравнения – самооценка вашего чада рано или поздно упадет до самого минимума. Чтобы избежать такой ситуации, напротив, подчеркивайте достоинства вашего ребенка в сравнении с другими детьми.

3. Не ругайте за неудачи в учебе. Если ребенку с трудом даются школьные науки, не стоит ежедневно отчитывать его и еще более усугублять ситуацию. Когда родители каждый день достают из портфеля ребенка дневник и отчитывают его за каждую плохую отметку (а некоторые амбициозные мамы и папы ругают даже за четверку) – ждать от ребенка уверенности в себе, скорее всего, не придется. Если вы хотите подтянуть ваше чадо в учебе – занимайтесь с ним дополнительно. А в случае, когда малыш сильно переживает, что не получил пятерку, внушите мысль, что отличные оценки не главное в жизни, намного важнее – приобретенные знания.

4. Не подавляйте ребенка в ссорах. Разрешите и ему высказывать свою точку зрения и отстаивать собственное мнение. Не подавляйте малыша там, где в этом нет необходимости. Нередко родители совершают серьезную ошибку, когда не дают ребенку сказать ни слова в свое оправдание. Столь жесткое подавление личности может самым негативным образом сказаться не только на уверенности в себе, но и серьезно расшатать психику ребенка.

5. Предоставляйте право выбора. Разрешите ребенку принимать самостоятельно некоторые решения – при выборе игрушек, предметов одежды или маршрута прогулки. Все это не только сделает его более самостоятельным, но и укрепит его уверенность в себе.

6. Разговаривайте с ребенком. Нередко доверительная беседа в спокойной обстановке творит настоящие чудеса. Большинство детей любят длительные беседы, в которых родители вспоминают свое детство, приводят аналогичные истории из их школьной жизни и рассказывают, как они справлялись с возникающими трудностями.

Расскажите, как вы чего-то боялись или что-то вам никак не удавалось сделать, но как успешно вы справились со сложностями и как со временем становились все более уверенным в себе.

7. Хвалите ребенка. Не секрет, что в восточных семьях, где ребенка часто захваливают и открыто гордятся его достижениями и успехами, редко вырастают закомплексованные люди. Ребенок с пеленок должен осознавать, что в семье его считают самым лучшим на свете. Говорите девочке, что она очень красива, талантлива и способна. Мальчикам подчеркивайте, что они умны, сильны и ловки.

Ежедневно делайте акцент на реальных достоинствах малыша. Если ваше чадо способно в математике или в спорте, делайте акцент на этом. Ни одно достижение или способность ребенка не должны остаться незамеченными в семье.

8. Говорите правильные слова-установки. «Мы рады, что ты у нас родился», «мы очень любим тебя», «мы понимаем тебя», «мы всегда защитим тебя», «мы доверяем тебе» – вот те фразы, которые должны произноситься в семье ежедневно. Главное, чтобы они говорились искренне. Как правило, дети чувствуют фальшь, и в следующий раз не станут серьезно воспринимать эти слова. Поэтому найдите такие выражения, в которые вы искренне верили бы сами.

9. Давайте ребенку небольшие задания, которые бы он с успехом мог выполнить. Возможно, ваше чадо прекрасно умеет вытирать пыль или идеально складывать свои вещи в шкаф – значит, надо просить его это делать и подчеркивать отличное выполнения задания. Покажите ребенку, что он способен сделать некоторые вещи даже лучше вас.

10. Учите не бояться неудач. Объясните малышу, что все совершают ошибки, и это вполне естественно. Приучайте ребенка решать проблемы, не унывая и смело смотря вперед. Настраивайте на позитивное мышление и приучайте к оптимистическому восприятию мира.

11. Подбирайте литературу, которая бы учила выходить с достоинством из самой сложной ситуации и наглядно демонстрировала бы, что только сильный духом и уверенный в себе человек может решить любую проблему. Предложите для начала прочесть «Робинзон Крузо», «Повесть о настоящем человеке» или похожие истории, которые могут научить ребенка не бояться сложностей.

12. Найдите сферу, где ребенок был бы наиболее успешен. Так, например, если малыш не умеет рисовать и сам понимает, что его картины много хуже, чем у маленьких коллег по изо-студии, не стоит водить туда ребенка. Часто от родителей можно услышать: «Начатое дело надо доводить до конца, и ребенок обязан закончить музыкальную (художественную) школу». Как уверяют психологи: это не верный подход и ничего полезного в развитие творческих способностей и уверенности в себе он не принесет. У каждого малыша обязательно найдется та сфера, где он смог бы максимально проявить свои таланты: кто-то в пении, кто-то в спорте, кто-то в театральной студии. Но эти таланты проявляются не сразу – порой нужно попробовать несколько секций-кружков, чтобы понять, в чем действительно силен ребенок. Поддерживайте все начинания ребенка и предоставьте ему возможность выбрать занятие по душе.

13. Создайте правильную обстановку дома. Спокойная, гармоничная аура в доме, благоприятный психологический климат – пожалуй, одно из самых главных моментов в психологическом развитии ребенка. Если малыш видит любящих друг друга родителей, понимает, что его любят и уважают как личность, – то он вырастет с адекватной самооценкой и уверенностью в себе. Не стоит забывать, что то, какая самооценка будет у вашего ребенка – зависит, в первую очередь, только от самих родителей.

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: “У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки”. Или: “Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!”.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.
Читайте также:  Дошкольное образование сенсорное развитие ребенка

Источник

Рекомендации родителям: 

Как помочь ребенку повысить самооценку?

Уверенность в себе – обязательное условие для развития полноценного, общительного, позитивного ребенка.

Какие действия могут привести к повышению уверенности? Простые рекомендации помогут вам, родители, разобраться в этом вопросе и помочь вашему ребенку стать увереннее в себе.

1. Для уверенности в себе любому ребёнку, в первую очередь, нужна родительская любовь. Любовь и ласка творят чудеса! Всегда говорите насколько ребенок для вас желанный и любимый. В затруднительных ситуациях не старайтесь сиюминутно прийти на помощь, дайте возможность ребенку самому найти решение проблемы.

2. Помогайте ребенку, если он сам попросит помощи. Радуйтесь вместе с ним его успехам, всегда выслушивайте мнение ребенка и старайтесь его учитывать и с ним считаться. Не уставайте говорить, что он во всём самый лучший, что Вы его любите вместе с его удачами и неудачами, достоинствами и недостатками.

3. Часто ли вы дурачитесь со своим ребёнком? Играете в игры, безобразничаете, пускаете мыльные пузыри? Ему всегда нужна Ваша поддержка. Поиграйте с ним в школьный урок, пусть он будет учителем, а Вы ученицей. Откуда у ребенка может быть уверенность, когда он крутится во взрослом мире?

4. Чаще всего в неуверенности детей виноваты близкие люди. Ребенок просто боится вас разочаровать! Не требуйте от него много и, всегда говорите, что любите его не за достижения в спорте, музыке, а потому, что он ваш любимый ребёнок!

Но главное в похвале не перегнуть палку! Похвала-награда, которая выдается от случая к случаю. Хвалить ребенка лучше всего в том случае, если он справился с довольно сложной задачей. Если хвалить ребенка за то, к чему он не прилагал старания и усилий, у него не будет желания совершенствоваться. Пытаясь решить одну проблему можно получить и новую.

5. Для развития уверенности в себе в Америке используют следующие правила: не делать замечаний и не одергивать ребёнка, мол, не беги – упадёшь, не трогай, сядь и сиди. В этой стране многие мамочки стараются всё подробно объяснить. Вместо того, чтобы делать замечание, ребенку предлагается пойти другим путём. А если набил шишки, то ребёнок на своём примере учится, а мама только показывает, как она его любит.

6. Не унижайте ребенка наказаниями. Нет, безусловно, существуют ситуации, требующие наказания, но физическую силу применять все же не стоит. Всегда можно объяснить словами то, что вам не нравится. Это еще эффективнее, поскольку орущего родителя дети не воспринимают и смысл сказанного теряется.

7. Внимательно слушайте ребенка, вслушиваться в его слова, следить за выражением его лица и положением тела. Так вы получите намного больше информации и лучше поймете проблемы  и переживания ребенка.

8. Проводите больше времени с ребенком (читайте, играйте и др.).

9.  Особое внимание уделите тому, чтобы возлагаемая ответственность вселяла в ребенка уверенность в себе.

10. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда что – то не получается. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.

11. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свою критику и видеть позитивную сторону общения с ребенком.

12. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его.

13. Поощряйте в ребенке инициативу, позволяйте ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

14. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

15. Принимайте индивидуальность ребенка.

16. Сосредотачивайтесь на сильных, позитивных сторонах  и преимуществах ребенка,  с целью укрепления его самооценки.

17. Поддерживайте его при неудачах, избегая подчеркивания его промахов.

18. Демонстрируйте оптимизм, любовь и уважение к ребенку.

19. Помогайте ребенку поверить в себя и свои способности.

Источник

Самооценка — это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, поступки, как определяет себе место среди других людей.hello_html_62cffce4.jpg

Для ребёнка самооценка очень важна, ведь она — основа формирования личности. Адекватная самооценка (когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки) — это первый уверенный шаг в общество и успешную жизнь. А ведь главное желание родителей — чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным, не правда ли?

Совет: «Осторожнее с критикой: она в любом возрасте может обратить ваши лучшие побуждения в трагедию для ребёнка. Помните также, что излишняя похвала может стать причиной завышенной самооценки. Во всём важен баланс».

РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!

  • Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать… подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.

  • С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.

  • Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.

  • Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

  • Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.

  • В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка с овз

hello_html_501d961d.jpg

Если хвалить, то правильно!

Поощрение и похвала играют значимую роль в повышении самооценки ребёнка. Учёными замечено, что если ребёнка не одобряют в процессе позитивной деятельности, но его оценка существенно понимается, способствуя появления чувства неуверенности. Но и хвалить нужно уметь.

Психологи выделили сферы деятельности, в которых не стоит хвалить ребёнка:

  • за всё, что сделано не своими силами за красоту,

  • здоровье,

  • доброту – это природные способности;

  • за игрушки, предметы, одежду или в случае находки из жалости из стремления понравиться.

За что же стоит хвалить и

поощрять ребёнка?

  • за стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться;

  • за детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.

hello_html_5e0eddd5.jpg

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:

  • Спросите у ребёнка совет. Отнеситесь к ребёнку как к равному, последуйте его совету, даже если он далеко не лучший – это придаст уверенности ребёнку и ощущения значимости.

  • Попросите помощи у ребёнка.

  • Чувствуйте моменты, когда взрослому можно побыть слабым – в воспитательных целях.

Завышенная самооценка ребёнка – тоже проблема

Преодолеть её можно, если научите ребёнка:

  • прислушиваться к мнению окружающих;

  • спокойно воспринимать критику в свой адрес;

  • уважать чувства других детей, их желания.

Прислушайтесь к рекомендациям детских психологов по развитию адекватной самооценки у детей, и ваш ребёнок вырастет успешным и уверенным в себе:

  • Не ограждайте ребёнка от  ежедневных дел и обязанностей;

  • не  решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его.

  • Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу.

  • Старайтесь ставить перед ребёнком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.

  • Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, если он это заслужил.

  • Подбирайте адекватные виды похвалы и наказания, тогда и самооценка ребёнка будет адекватной.

  • Поддерживайте инициативу ребёнка. Демонстрируйте сами пример адекватного поведения в случае успехов и неудач.

  • Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.

  • Наказывайте и ругайте ребёнка конкретно за какой-то поступок, а не в целом.

  • Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи.

  • Ведите доверительные беседы с ребёнком, анализируя его поступки.

Любите своего ребёнка

таким, какой он есть

С уважением, педагог-психолог

МБОУ “Лесновская средняя школа”

Романенко Ольга Александровна

Республика Крым

Сакский район

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Лесновская средняя школа»

hello_html_36c580af.jpg

Источник

Содержание:

  • Если хвалить, то правильно
  • Похвала и поощрение: за что?
  • Наказания: правила для родителей
  • Для развития адекватной самооценки у ребенка
  • Игры и тесты

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: “Я самый лучший”. При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки “Я плохой”, “Я ничего не могу”, “Я неудачник”.

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: “Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми…”. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги “Нестандартный ребенок” считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: “Ты это сможешь!”. “Ты это почти умеешь!”, “Ты обязательно справишься!”, “Я в тебя верю!”, “У тебя все получится!” и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.
Читайте также:  Стародорожский дошкольный центр развития ребенка

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: “Ничего из тебя никогда не выйдет!”, “Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)” — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным… от ребенка!

Уже в 

5-7

лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях “мать-сын” — если хотите воспитать настоящего мужчину.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой “профилактики”.
  3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о “старых грехах”. Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство “вечно виноватого”.
  9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам…

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: “У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки”. Или: “Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!”.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Игры и тесты

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Тест “Лесенка” (“Десять ступенек”)

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю,3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю,5-ю,6-ю,7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й,9-й,10-й, то самооценка завышена.

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

“Имя” (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

“Проигрывание ситуаций” (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
  • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?
  • Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!

Источник