Рекомендации для развития ребенка с онр
Рекомендации родителям детей с ОНР
Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например, настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо») вашего ребенка.
В то же время нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.
Родители могут участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.
Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослыми: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.
Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно.
Одним из видов обучения на начальном этапе становления речи являются речевые игры с подражанием голосам животных, совместное проговаривание потешек, прибауток, рифмовок, пропевание песен, колыбельных. Это поможет ребенку усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Если в семье нет этого речевого взаимодействия с малышом, то развитие речи может задержаться, в большей степени это касается детей с индивидуальными особенностями.
Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку. Только мама обладает уникальной природной интуицией. Даже не овладев специальными методиками, мама, несомненно, может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.
Консультация для родителей!
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:
1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] – [ф], вместо [р], [л] – [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16 – 20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с`],[з]-[з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);[т`] и [д`]; звуки [л],[р],[р`]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й];гласный [ы].
2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]-нечто вроде смягчённого [ч].
Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют фонематическим.
3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой – искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.
Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов.
Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед».
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речи выявляются разнообразные ошибки. Поэтому необходимо своевременно обращаться к специалистам, не ждать, что дефекты речи «пройдут сами».
Источник
Составила учитель-логопед: Самарина О.А.
Обогащения словаря ребёнка в домашних условиях.
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.
Купив игру, не стоит сразу давать её ребёнку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, но не на полу или ковре, объяснить её ребёнку. Первый раз на протяжении 10 – 15 минут необходимо поиграть вместе с ребёнком.
В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты (овощи)?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета сливы, какие у неё листья, и подбери необходимые картинки».
Родители могут начать складывать картинку, а далее ребёнок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.
Дидактические упражнения.
Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребёнком дидактические упражнения.
Во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы: «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду».
Если ребёнок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда ничего не сделаешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Лентяю всё некогда».
Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря. Также для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребёнком, во время принятия пищи (про продукты питания).
«Белый камень в воде тает» (сахар).
«Без окон, без дверей полна горница людей» (огурец).
Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:
«Сам не бежит, а стоять не велит» (мороз).
«Невидимка ходит в лесу, все деревья раздевает» (осень).
Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок, пословиц. Выигравший получает приз – книгу, конфету, игрушку.
Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать), которые дети нередко путают, объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»).
В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребёнок должен ответить: рыжая, хитрая, пушистая и т.д.
Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое».
О чём говорить с ребёнком в семье.
Диалог или монолог?
Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребёнок отвечать на вопросы сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребёнка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки7 Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.
Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.
Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.
С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребёнком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребёнок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи.
Некоторые родители не разговаривают с ребёнком на темы этикета и правил поведения, так как он ещё мал и ничего не понимает. Напротив, ребёнок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.
Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду, обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5 – 6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.
Беседы должны проходить в непринуждённой форме. Ребёнок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причём, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребёнок будет сам просить вас послушать про его дела.
Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни её уже недостаточно, и ребёнок сам старается рассказывать сказки, передать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.
Монолог – речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связанность рассказа.
Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое, придумывать сказки на заданную тему.
Ребёнок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребёнку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и всё про него расскажи, а я буду отгадывать.
Можно предложить игру «Весёлые путешественники». Ребёнок представляет, что он летит на самолёте, едет на поезде, плывёт на пароходе, идёт пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы… Родители должны отгадывать место «путешествия».
Как научить ребёнка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребёнка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.
Детям 6 – 7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображёнными на картинке, и что будет потом или рассказать от своего лица.
Ещё до школы рекомендуется научить ребёнка составлять рассказы, сказки. Самый лёгкий вид такого творчества – составление рассказов по 3 – 4 опорным словам. Можно предложить составить рассказ, начатый родителем.
Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки могут придумать родители.
Советы родителям.
1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребёнком.
2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.
3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребёнком в свободное время.
4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
5. Предложите ребёнку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребёнка. Через 2 – 3 месяца прослушайте их вместе с ребёнком, проанализируйте, запишите новые.
7. Учите ребёнка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.
Пожелания родителям.
1. Чаще и больше разговаривайте с ребёнком.
2. Чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами.
3. Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов», «Скажи, какой…?», «А если бы…», «Придумай слово».
4. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки.
5. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки отдельных стихотворений, рассказов…
6. Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребёнку. Используйте словарь.
Источник
Рекомендации логопеда родителям .
Родителям необходимо контролировать не только речь ребенка , но и свою речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.
Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи.
Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо»).
Нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся.
Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, папу активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.
Родители могут участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.
Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.
Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно.
Одним из видов обучения на начальном этапе становления речи являются речевые игры с подражанием голосам животных, совместное проговаривание потешек, прибауток, рифмовок, пропевание песен, колыбельных. Это поможет ребенку усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные знания и совершенствовать достигнутые речевозможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку.
Только родители обладают уникальной природной интуицией. Даже не овладев специальными методиками, родители несомненно могут быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.
Для того чтобы речь вашего малыша была плавной, четкой, выразительной и красивой, прислушайтесь к таким советам логопеда:
- сами говорите выразительно и правильно, не позволяйте себе говорить быстро, слишком громко, неправильно произнося звуки. Будьте примером правильной речи для своего ребенка;
- не подражайте так называемой автономной (детской) речи малыша: бибика, ам-ам, баиньки. Говорите с малышом нормальным языком – и он скоро поймет, что так правильнее;
- если ребенок упрямо не хочет говорить, хотя и умеет, откажитесь понимать его жесты и мимику. Откликайтесь только при использовании ребенком речи;
- если ребенок неправильно произносит звуки и слова, не ругайте его и не делайте резких замечаний. Так можно добиться полного отказа ребенка от общения.
Логопедические упражнения по-домашнему
Если у вашего ребенка серьезные проблемы в области речи – ему лучше всего заниматься с логопедом. А дома вы можете делать с малышом те упражнения, которые назначит специалист. Если же вы просто хотите сделать речь ребенка плавной и выразительной, а также просто для профилактики речевых нарушений, вам можно пользоваться простым набором логопедических упражнений, доступных каждому.
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы повысить подвижность органов речи, можно проводить гимнастику для губ, языка, нижней челюсти. Обязательно дайте малышу зеркальце, чтобы он мог контролировать свою артикуляцию. Логопедические упражнения этого вида могут иметь игровую форму. С помощью различных игр научите ребенка поднимать язык вверх, делать его широким, тонким, долго удерживать в одном положении («Оближем губки», «Сложим губки трубочкой» и т.п.)
Дыхательная гимнастика.
Малышу необходимо выработать правильный воздушный поток, который необходим для произношения звуков. Для этого научите ребенка дуть тонкой струей воздуха на кораблик, на перышко, в соломинку для мыльных пузырей. При этом следите, чтобы малыш не надувал щеки.
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Психологи и физиологи давно доказали прямую взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и интеллектуально-речевым развитием человека. Поэтому развивая движения пальцев рук и кистей, вы способствуете развитию интеллекта и речи. Для этого давайте детям мозаику, мелкие бусинки для нанизывания, маленькие стеклянные шарики и крошечные игрушки (конечно же, играть с ними можно только в присутствии взрослых). Играйте массажные игры: «Сорока-ворона» и подобные ей. Занимайтесь лепкой, научите малыша шнуровать ботинки и застегивать мелкие пуговицы.
Для постоянных занятий с малышом нужно время и силы. Но каждый родитель понимает: от правильной речи зависит будущее ребенка, его самооценка, успехи в школьной учебе и многое другое. Поэтому не жалейте сил и времени для логопедических занятий. Наградой за ваш труд будет чистое, выразительное, красивое произношение вашего ребенка.
Родителям о речевом развитии детей.
Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития речи вашего малыша.
Вы должны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.
Общие правила для родителей:
* С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования ребёнка, при этом почаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией. Не забывайте, что ребенок постоянно наблюдает за всем, что происходит и понимает намного больше, чем может сказать.
* Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил.
* Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое. Для ребенка весь мир – новый. Создайте ему возможность получать новые впечатления (но не переборщите!).
* Основная деятельность ребенка – игра. Не отказывайтесь играть с ним. Хвалите и ободряйте его.
* Неточное произношение у детей в возрасте до 3-х лет естественно – это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном психическом и физическом развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее, чем к 5- 5,5 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков, не соответствующие нормам возраста, рассматриваются как дефекты произношения, исправлять которые бывает очень трудно. Поэтому особенно важно следить за формированием произношения и вовремя предупреждать закрепление неправильного произношения звуков.
- Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – “сюсюкать” с ним. Тем самым Вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение.
Профессия логопеда сейчас известна всем. Но в то же время для многих родителей остается тайной: когда следует обращаться к логопеду, с какого возраста, возможно ли заниматься с ребенком самому, без помощи логопеда? И какие логопедические упражнения можно использовать?
Когда пора к логопеду?
Консультация логопеда необходима:
- если ребенок старше трех лет не говорит фразами. У него можно подозревать задержку речевого развития. А если в этом возрасте малыш не произносит даже слов – у него могут обнаружиться грубые нарушения общего развития;
- если ребенок старше четырех лет произносит не все звуки родного языка (или произносит неправильно). Обычно к этому возрасту ребенок уже должен разговаривать правильно;
- если у ребенка неоднократно замечалось заикание (непроизвольное повторение звуков, слогов, слов).
Оцените малыша по таким критериям речи:
3-4 года – малыш должен правильно произносить «с», «сь», «з», «зь», «ц»
4-5 лет – «ш», «ж», «ч», «щ», «г», «к». «х»
5-6 лет – «ль», «л», «р», «рь»
Если заметили несоответствия – обратитесь к логопеду.
Своевременное обращение к специалисту – залог эффективности его помощи малышу.
Конечно же, сейчас очень легко подобрать логопедические упражнения и заниматься самостоятельно. Но только логопед-специалист сможет поставить правильный речевой диагноз. Только после этого возможно правильно подобрать логопедические упражнения для исправления речевого недостатка.
Дорогие родители, помните, что Ваша речь – образец для подражания!
Вы — первые учителя родного языка для своего ребенка!
Семья — первая школа!
Источник