Рекомендации для развитие общения ребенка со взрослыми
Курко Валерия Львовна
Методические рекомендации для педагогов и родителей «Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми»
Младенец рождается беспомощным и несмышленым, на превращение его в субъекта многообразной человеческой деятельности огромную роль играет именно общение, и прежде всего общение маленького ребенка с взрослыми, которые помогают ему, основываясь на своей эрудиции. Общение является связующим звеном между людьми.
Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
Изначально психические функции человека формируются за счет участия не одного человека, а двух. Общение обуславливается стремлением человека к познанию самого себя и окружающих людей для дальнейшего саморазвития. Знание о себе и о людях переплетаются с отношением к другим людям, а так же с самооценкой. Оценка другого человека формирует собственное “Я” человека.
Общаясь, дети присваивают накопленный предыдущими поколениями общественно- исторический опыт. Лишившись общения с самого рождения, человек не сможет стать культурно и нравственно развитой личностью. В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, полная же изоляция от взрослых оставляет их на животном уровне.
Общение играет не только обогащает общее содержание детского сознания, но и формирует его структуру. Ребенок найти ответы на интересующие его вопросы, поэтому ему важно общение со взрослыми, благодаря им он узнает что есть правильно, а что есть плохо, познает мир, перенимает эмоциональное и речевое разнообразие.
Общение ребенка со взрослыми:
– Ускоряет развитие ребенка.
– Способствует нормализации отстающей в развитии речевого аппарата.
– Способствует устранению неправильного восприятия у ребенка.
Для детей взрослый является источником воздействий, таких как: сенсомоторные, тактильные, слуховые и др. Наблюдая за взрослыми,
ребенок будет стараться подражать им. Для накопления опыта взрослый знакомит ребенка с чем то новым для него, с целью достижения ребенком новых навыков, попутно корректируя его и поддерживая.
Формы общения ребенка со взрослыми
Потребности и интересы идут параллельно с развитием личности ребенка. В различные периоды жизни, начиная с первых месяцев жизни возникают мотивы, основываясь которых можно разделить разновидности мотивов общения на три вида:
1. Органические – общения ребенка со взрослыми, для постоянного удовлетворения потребностей организма.
2. Познавательные – общение ради удовлетворения любопытства и в познавательных целях.
3. Игровые – сочетание потребности в познании, движении и конструировании, а так же это источник деловых мотивов, которые формируются из за необходимости при игровой деятельности помощи со стороны взрослых.
При взаимодействии со взрослыми дети пользуются различными средствами общения. Существуют три типа, доминирующие у детей дошкольного возраста:
1. Экспрессивно-мимические: возникают в период первых двух месяцев жизни, как проявление эмоционального состояния и привлечение внимания активными жестами, адресованные окружающим, а так же выражение эмоций и впечатлений.
2. Предметно-действенные: возникают позднее и до 3-х лет, имеют знаковую форму.
3. Речевые операции: появляются после того как экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства общения находятся на высоком уровне развития и сложности.
Общение в период раннего детства от 0 до 3 лет
После рождения ребенка адресованное общение со взрослыми у него отсутствует, он не отвечает на обращения и сам ни к кому не обращается. Его общение с окружающими выражается потребностью. По мнению М. И. Лисиной, у детей начиная с 2,5 месяца, появляется потребность в общении с окружающими людьми. Она выражается в известном комплексе оживления. В жизни ребенка процесс развития общения протекает в трех основных направлениях:
а) развитие мотивов общения;
б) развитие средств общения;
в) совершенствование форм общения.
После 2-го месяца жизни ребенок развивает особую активность, по отношению ко взрослому, которую проявляется в различных формах:
1. эмоциональные проявления;
2. действия направленных на привлечение внимания;
3. чувствительность к оценке взрослого.
Говоря об ответной деятельности, существуют следующие схемы развития потребности в общении. Она формируется на основе других потребностей. Первая схема это появление дискомфорта, что ребенок выражает в виде крика, и внимание взрослого, которое он проявляет, чтобы этот дискомфорт устранить. Вторая схема – это стремление к новым впечатлениям. В совокупности они способствуют выделению взрослого в
окружающем ребенка мире. Решающее же значение в развитии этой потребности приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку – опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта.
Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в этом периоде являются: овладение телом и речью, развитие предметной деятельности. В этом возрасте ребенок начинает входить в мир социальных отношений. В случае лишения ребенка возможности общения со взрослым в этом периоде, как следствие происходит замедление развития ребенка, которое проявляется в:
– отсутствии сформированной речи ;
– отставании в умственном развитии;
– трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;
– замедлении развития эмоциональной деятельности, упрощении эмоциональной сферы;
– вялости и компенсационных движения.
Овладения речью как средством общения у ребенка наступает в течение первых лет жизни. Младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так равномерно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позже начинает активно воспользоваться.
Существует несколько этапов становления речи:
1. Довербальный этап: ребенок еще не соображает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но тут равномерно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем.
2. Этап возникновения речи: осуществляется переход от полного отсутствия речи к её появлению. Ребенок начинает понимать простые высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова.
3. Этап развития речевого общения: обхватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совсем и разнообразно употребляет её для общения с окружающими взрослыми.
В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.
Первый этап заключается в том, что ранее приобретённые методы общения без речи являются недостаточными. При проявлении интереса и желания взаимодействовать с предметами у ребенка возникает потребность в обращении ко взрослым, что не возможно без овладевания речью.
Второй этап служит переходной ступенью меж двумя эрами в общении ребенка с окружающими людьми довербальной и вербальной, и начинается он от конца 1-го года до второй половины 2-го года. При замедленном речевом развитии может растянуться на год полтора. Возникает понимание речи окружающих взрослых и возникают первые вербализации – лепет или по слоговая реч. Он длится до конца первого года жизни. Ребенок начинает осознавать значение и принадлежность звуков, а так же что они характеризуют. Например если ребенок произнесет “ма-ма”, мать отреагирует.
Взрослый ставит перед ребенком задачу и просит выполнить действие по словесной аннотации и предугадывает действие. Если взрослый не предугадывает речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей появляется разрыв меж уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ ему осуществляются при активном восприятия высказывания и его проговаривания. Проговаривание выступает при этом и как моделирующее специальные речевые тембры и как метод случайного артикулирования произносимого слова.
С помощью нехитрых способов взрослый завлекает внимание ребенка к предмету, вначале указывает, производит манипуляции, проговаривает слово, обозначающее предмет и переодически повторяет его.
Таковым образом, ребенок усваивает два главных элемента поставленой перед ним задачи:
1. Объект и его словесное обозначение связаны между собой. С целью усвоения ребенком значение предмета или действия взрослый или просит ребенка назвать указываемый предмет, или сам называет его, просит показать среди других.
2. Успешное действие ребенка и решение поставленой перед ним задачей вознаграждается выдачей ему предмета для игры, сам взрослый время от времени принимает участие во взаимодействии с этим предметом.
В коммуникативном факторе выделяют три стороны, которые представляют собой итоги усвоения контактов ребенка и взрослого:
1. эмоциональные контакты,
2. контакты в ходе совместных действий,
3. голосовые контакты.
Общение в дошкольном возрасте 3- 7 лет
Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также отношения со сверстниками, проявляющиеся во взаимодействии и игровом виде.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя разнообразие постоянства функционального назначения вещи. Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте – овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок обучается общепринятым формам форм общения, у него бурно развивается речь, которая несет новую экспрессивную функцию.
Параметры общения:
1) форма общения:
– вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет);
– внеситуативно-личностное (5-6 лет).
2) содержание потребности в общении:
– потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);
– потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве,
уважении взрослого при ведущей роли стремления к
сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).
3) ведущий мотив общения:
– Познавательный: взрослый, как более эрудированный, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей; (4- 5 лет);
– Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая
знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
4) значение данной формы общения в общем развитии ребенка:
– первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;
– приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).
На данном этапе при речевом общении происходят изменения содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения, овладение случайной регуляцией речевыми средствами. Познавательные интересы детей приводит к углублению их знакомства с окружающим и к вовлечению в сферуобъектов, людей и их взаимодействия с общественным миром. Перестраивается форма общения детей – она становится внеситуативно-личной.
Её отличительные признаки:
а) внеситуативно-личностное общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности;
б) потребность детей в общении со взрослыми является их потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок ребенка со взорами служит для детей критерием правильности этих оценок;
в) ведущее место занимают личностные мотивы общения, олицетворенные во взрослом который имеет свои особенные моральные свойства, нравственные достоинства, всестороннюю богатую особенность;
При виде взрослого ребенок может не редко испытывать смущение, которое подавляет его речь. Молчание либо речь шепотом частенько указывает на робость, испытываемую детьми. До самого дошкольного возраста подавление речи при виде нового человека сохраняется, что обуславливается бедностью ее содержания. С возрастом дети все более овладевают случайной регуляцией речи, и это составляет непременное условие их обучения в детском саду и их подготовки к обучению в школе.
Этап развития речевого общения состоит в том, что дети овладевают понятийным заполнением слова и потому научаются использовать его для передачи партнеру все более сложной и абстрактной по содержанию информации.
Рекомендации.
Рекомендации родителям
1. Каждый малыш индивидуален и в первую очередь родители должны это понимать, полюбить своих детей со всеми их плюсами и минусами и найти индивидуальный подход.
2. В общении с детьми нельзя переходит на личности и критиковать попытки ребёнка что-то сделать самостоятельно. Будет лучше, если ребенок не справиться или что то сломает, но зато получит необходимый опыт для развития в дальнейшем. Можно ненавязчиво предложить ему свою помощь.
3. Нужно постоянно проявлять совою любовь и заботу в словах прикосновениях и взглядах. Ребенок должен чувствовать вашу готовность поддержать его в любой ситуации.
4. В общение с ребёнком нужно избегать грубой интонации, насмешек и издевательств, дети очень хорошо чувствуют эмоциональную окраску в голосе.
5. Нельза психологически перегружать ребёнка вне соответствии с его возрастом, родители должны адекватно оценивать возможности своего ребёнка.
6. Родители должны давать ребёнку положительные эмоции и учить его радоваться жизни, а так же радоваться вместе с ним и замечать его успехи, а так же учить радоваться успехам других.
7. Ребенок впитывает в себя все, что видит вокруг, поэтому он является зеркалом своей семьи и своих родителей, поэтому родители должны следить за собой и своими эмоциями. 8. Родители должны выполнять обещания и отвечать за свои слова, приучая ребенка к тому же. 9. Уважение к старшим и к труду должно воспитываться у ребёнка на примере его родителей.
10. Родители должны уважать своего ребёнка советоваться с ним, интересуйтесь тем чего он хочет, а чего нет.
11. При разговоре родители должны стараться занять такое положение, что бы видеть его глаза, и внимательно слушать своего ребенка,
12. Наказывая ребёнка, родитель должен понятно и доступно объяснить причину наказания и не быть чрезмерно строгими.
13. Родители должны установить небольшое количество запретов, чтобы ребёнок чувствовал рамки дозволенного и не заходил за них.
Рекомендации педагогам
1. Преподаватель должен предоставить радостную и радушную встречу ребенку.
2. Важно вовлечь ребёнка в коллективные игры, например игрушкой или интересной игрой. 3. Преподавателю необходимо создать вокруг ребенка чувство безопасности и защищенности.
4. Должны учитываться возрастные особенности и к каждому ребёнку использоваться свой индивидуальный подход.
5. Важно, чтобы преподаватель приучал детей бережно относится к вещам и игрушкам (как к своим так и к чужим).
6. Преподаватель должен создавать в группе дружественную обстановку.
7. Важно учить детей решать конфликтные ситуации не кулаками а с помощью разговора, воспитывать уважительное отношение к окружающему миру и товарищам.
8. Педагоги могут сотрудничать и играть вместе с детьми.
9. Преподаватель должен помогать застенчивым детям влиться в коллектив, а так же уважать мнение ребёнка и его личность.
10. Важно уделять каждому ребёнку должное внимание, выслушивать и поддерживать его, чтобы он чувствовал понимание и сочувствие.
Источник
Консультация на тему: «Развитие навыков общения ребенка со взрослыми и сверстниками»
«Умение ребенка правильно общаться
позволяет ему комфортно жить в
обществе людей…»
Выготский Л. С.
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Первые навыки общения мы приобретаем в дошкольном возрасте. Первые «учителя общения» – родители.
Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностные отношения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным жизненно важным витамином, который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку. С другой стороны, отмечается, что дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны близких взрослых способствуют появлению у ребенка невротизма, тревожности.
У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми:
– ситуативно-личностная;
– ситуативно-деловая;
– внеситуативно-познавательная;
– внеситуативно-личностная.
Период новорожденности – это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого). Основой коммуникативной потребности являются органические нужды ребенка. Беспомощный младенец своим беспокойством и криком оповещает взрослого о дискомфорте и тем самым добивается устранения неприятных факторов. Такие сигналы малыш первоначально никому не адресует, но его неудовольствие каждый раз привлекает взрослого и побуждает к определенным действиям: накормить, сменить пеленки и пр. Жизненная практика помогает младенцу выделить существование взрослого в качестве источника удовлетворения своих потребностей. В начале 4-й недели жизни ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, а потом начинает улыбаться по своей инициативе. На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого – комплекс оживления, которая включает двигательное оживление, речевые реакции и улыбку. К 2 мес. у малыша завершается формирование потребности в общении со взрослым. Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрос-лого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному внима-нию.
С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша – в сотрудничестве. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как образец, помощник, участник и организатор совместных действий.
Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. В ходе сотрудничества преддошкольник получает и доброжелательное внимание, и соучастие в практических действиях. Замечания и образец взрослого, благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть приурочены к данному месту и времени.
В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем – общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный – теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.
К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индиви-дуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.
Необходимо отметить, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления форм общения, но не их связь с возрастом.
Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно-личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.
Первый опыт коллективного общения для ребенка – это детский сад. Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающихся от общения с взрослыми.
Первая наиболее важная отличительная часть состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно – мимических проявлений, выражающие самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.
Третья специфическая особенность контактов заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если при общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т. д.
Еще одна особенность общения со сверстниками – это преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают в два раза лучше. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.
В общении со сверстниками выделены следующие этапы:
• Эмоционально практическое (2-4 года);
• Ситуативно – деловое (4-6 лет);
• Внеситуативно – деловое общение (6-7 лет).
На втором году жизни, дети проявляют интерес и внимание друг к другу, но контакты между ними эпизодичны и кратковременны. К концу второго года жизни и на третьем году между детьми разворачивается особый вид общения – эмоционально-практическая игра. В такой игре дети общаются непосредственно, без каких- либо предметов. Как правило, такая игра протекает бесконфликтно и сопровождается яркими положительными эмоциями. В ходе таких игр дети начинают чувствовать и понимать друг друга. Опыт общения со сверстниками учит ребенка жить в коллективе, ладить с другими людьми. Играя со сверстниками, он учится согласовывать свои действия с действиями другого ребенка. Важную роль в дальнейшем развитии общения детей со сверстниками, в его обогащении играет взрослый. Привлекая внимание детей друг к другу, выделяя их положительные качества, организуя совместную предметную деятельность, он способствует налаживанию положительных взаимоотношений между детьми.
Вся жизнь в детском саду насыщена игрой, в процессе которой они чувствуют себя более раскованно, свободно и естественно. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству.
Игровая ситуация – практическая форма работы, в ходе которой ребенок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнером, усваивает новые знания, конструктивные приемы общения. Е. И. Щербакова говорит, что «Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни»
Развитие общения ребенка дошкольного возраста имеет свои закономерности и особенности. Учитывая выше сказанное, можно сделать следующий вывод. Развитие и совершенствование навыков общения осуществляется на протяжении всей жизни человека, начиная с самого раннего детства. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом. На протяжении всей жизни мы приобретаем коммуникативный опыт, совершенствуем свои умения и навыки общаться.
Источник