Реклама в истории развития ребенка
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация на тему “История возникновения и развития рекламной деятельности”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Выполнила Рудницкая А.В. История возникновения и развития рекламной деятельности
2 слайд
Описание слайда:
Содержание: В ходе работы рассмотрим следующие вопросы: 1. Что такое реклама 2. Древние формы рекламной деятельности 3. Причины развития 4. Современная рекламная индустрия
3 слайд
Описание слайда:
Происхождение понятия Реклама (франц. reclame , от лат. reclamare – выкрикивать) – разнообразные мероприятия, имеющие целью оповещение о чем-либо.
4 слайд
Описание слайда:
Что такое реклама? Часть маркетинговых коммуникаций, в рамках которой производится оплаченное известным спонсором распространение не персонализированной информации C целью: привлечения внимания к объекту рекламирования формирования спроса поддержания интереса к нему
5 слайд
Описание слайда:
Зарождение рекламы в Древнем Мире Протореклама – зачаточные формы рекламы, содержащие элементы стимулирования, убеждения (как правило, в устной форме).
6 слайд
Описание слайда:
Формы проторекламы: 1. Устная – глашатаи; народная молва; ярмарки. 2. Зачатки фирменного стиля (клейма, названия лавок, знаковые и текстовые вывески); 3. Письменная на каменных плитах (амбусы, альбумусы); на папирусах и пергаментах; графитти.
7 слайд
Описание слайда:
Причины развития рекламы в Средние века Бурный рост городов в Западной Европе Возникновение цеховых организаций. На ярмарках продавались предметы роскоши, повседневные товары производились внутри феодального хозяйства.
8 слайд
Описание слайда:
Поворотный момент Главное достижение Позднего Средневековья – 1450 г. изобретение в Германии Иоганом Гутенбергом печатного станка. Началось развитие книгопечатания и печатной рекламы (каталоги, плакаты, листовки).
9 слайд
Описание слайда:
XIX век XIX век – резкое повышение грамотности населения, Совершенствование типографического оборудования, снижение себестоимости газет, увеличение их тиражности Повсеместное распространение газет. Появление технологии фотоцинкографии (иллюстрации и фотографии в журналах).
10 слайд
Описание слайда:
XX Век В 1904 г. Изобретатели кинематографа братья Люмьер сняли первый в мире рекламный ролик (посвященный шампанскому вину). Зарождение PR в форме паблисити («скрытая» реклама от имени журналиста);
11 слайд
Описание слайда:
Современность Интернет Телевидение Радио Полностью изменило мир рекламы, потому что теперь ее инструменты доступны каждому Появление таких инструментов как:
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Специалист в области охраны труда
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-001411
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
«Реклама давно, цепко, как спрут, завладела нашим миром. Начав с фиглярства, она теперь управляет нашими жизнями».
Фредерик Бегбедер
“Реклама – это распространение любыми способами информации о товарах и услугах с целью их продажи”.
Лидия Березовая в ведение к своей книге «История мировой рекламы или старинные рецепты изготовления «бесплатного сыра» говорит о том, что в наши дни существует не так много книг, посвященных истории рекламного дела, что она считает большим упущением. Авторы многих пособий по рекламе и маркетингу предлагают нам готовые рецепты «как это делать», закрывая глаза на многовековую историю рекламного дела, акцентируя внимание на том, что реклама является продуктом XX-ого века. В своей книге Лидия Березовая ставит перед собой задачу рассказать читателю о том, что реклама зародилась вместе с появлением человеческого общества и является неотъемлемой частью какой-либо торговли.
Давайте отправимся в настоящее путешествие во времени и рассмотрим этапы становления рекламы. Здесь действительно есть чему удивиться!
Зарождение и становление европейских традиций в рекламном деле.
Итак, как уже говорилось выше, потребность в рекламе возникла с появлением человеческого общества. При том ошибочно считать, что древняя реклама по своему содержанию и психологическому влиянию на людей уступала современной. Основное отличие древний рекламы состоит лишь в носителе сообщения и способе его распространения.
Первым найденным рекламным текстом принято считать объявление на камне из Мемфиса «Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения». Подобных тестов в городах античности было найдено немало.
Особыми распространителями информации в то время считались городской глашатай, уличный и рыночный зазывала, а также многочисленные надписи на стенах домов.
Надо заметить, что сам термин «реклама» пришел к нам из глубокой древности. Re-clamo – зов торговца, раз за разом выкрикивающее название своего товара.
Появление изображений в рекламе соотносят с геральдикой, которая в своё время выполняла что-то вроде функции рекламы имиджа. А так же с «рекламой образца», когда продавцы у своей мастерской выставляли товар.
Двумя важнейшими событиями, повлиявшими на формирование современной рекламы считают великие географические открытия, которые обеспечили активную коммуникацию между народами, а также изобретение Гуттенберга (первооткрыватель метода печатания текстов путем набирания отдельных букв), считающееся информационной революцией, предоставившей человечеству возможность эффективного распространения информации, путем выпуска газет и расширившейся возможности продажи книг. Также благодаря всему этому начали появляться Информационные агентства, являющиеся прототипом современных рекламных агентств.
Однако долгое время рекламная инициатива исходила от продавца, а не от производителя. Переход к рекламе «от производителя» связывается с ценностями Викторианской Англии и консьюмериским поведением в Британии XIX-ого века. Это говорило о том, что люди хорошо разбирались в правилах торговли и «чтении рекламы» и поэтому выдвигали в качестве приоритетных ценностей надежность, качество и основательность. Эти факторы также породили новый вид рекламы – It,s reason, Why.
На ряду с этим у фирм-производителей возникла потребность в формировании имиджа надежной кампании, которая в состоянии предложить людям то, что им не сможет предложить ни одна другая кампания. Начинается создание брендов. В XIX-ом веке для повышения имиджа компаний начинает появляться «greenwash»- экологическая реклама, а парфюмерные компании XX-ого часто прибегают к использованию «лица», которое могло бы привлечь наибольшее количество покупателей.
А. Муха. Рекламный портрет шоколада. Барселона. 1990 г.
В условиях жесточайшей конкуренции на рубеже XIX-XX веков состоялся окончательный переход от продажи новостей к их создание, что послужило формированию самосознания современного рекламиста.
Реклама в императорской России.
Развитие рекламы в России в целом схоже с европейским, однако оно сильно усложнялось из-за государственной монополии, диктовавшей свои правила. Долгое время основным типом рекламы являлась реклама «на крик», вбиравшая в себя многие культурные традиции. В первую очередь это связано с искусством «плетения словес» и скоморошеством.
Что касается рекламных изображений, здесь стоит упомянуть об искусстве рисованного лубка, который представлял собой рисунок с достаточно пространной пояснительной надписью, которая кроме коммерческих задач решала еще и просветительские, из-за чего возникал избыток информации.
«Сия аптека содержит в себе такие зелья, которыми лечат с похмелья. Токмо в ней водка, вино, мед, пиво да надлежит оным разумно употреблять… пуская в аптеке проспятся, чем в другие места ходят опохмеляться…».
Ситуация на рынке рекламы начала меняться лишь после великих реформ 1860-1870-х годов, когда начали появляться частные предприниматели, а в следствии этого и конкуренция, которая порождает всё более изощренные виды рекламы а также её количество.
Надо отметить, что государство также повлияло и на имиджевые формы рекламы. В рекламе большинства крупных фирм прослеживается государственная символика, а также различные пожалования и награды власти. Также наблюдалось широкое использование имперской и военной тематики в рекламировании табака и алкоголя.
Взлет рекламного дела происходит с переходом к рекламе «от производителя». Важную роль здесь играют звания «поставщика Двора Его императорского величества» и награды выставок.
Популярными названиями фирм в России служили имена основателей («Абрикосов и сыновья», «Калинкин и К»)
Фото – https://fishki.net/1446432-istorija-pechatnoj-reklamy-v-rossii.html
Самой креативной рекламой обладали парфюмерия и кондитерские изделия, так как эти товары пользовались наибольшей популярность и в следствие этого на их рынке быстрее всего складывалась конкуренция.
Фото – https://fishki.net/1446432-istorija-pechatnoj-reklamy-v-rossii.html
Конкуренция в конце XIX-начале XX-ого веков играет огромную роль в становлении современной рекламы. Российские предприниматели прибегают к таким видам рекламы как «реклама-анекдот», «реклама-загадка», «реклама имитация».
Примером «рекламы-анекдота» служит диалог «закон инерции»:
– Папа, скажи мне пример инерции.
– Если ты выпиваешь одну рюмку, то со следующей дело устанавливается само собой, по инерции».
Надо заметить, что реклама в России уже вначале XX-ого века использовала все возможные носители и ничем не уступала европейской.
Фото – https://fishki.net/1446432-istorija-pechatnoj-reklamy-v-rossii.html
Опыт советской рекламы: пропаганда, информация, презентация.
Изучая историю рекламы в советские годы, мы рассматриваем некое подпольное явление, имитацию рекламы, хотя бы потому что реклама – это продукт рыночной экономики, а не госзаказа. В это время продаются не привычные продукты и услуги, а идеология, миф, вера, энтузиазм. Появляется огромное множество различных политических слоганов и плакатов.
Историю советской рекламы автор делит на три периода:
– 1917-1921. Период ликвидации рыночных механизмов, время пропаганды, которая нашла выражение в политической литературе и политическом плакате.
– 1920-е годы – период НЭПа, рекламный креатив возможен только на базе государственных монополий.
– 1930-1980-е годы – псевдорекламные формы выполняют функцию социальной пропаганды.
Более подробно стоит остановится на НЭПе. Положение в стране до принятия курса новой экономической политики определялось несколькими факторами. Во-первых, был ликвидирован финансовый рынок, банковское дело становилось монополией государства. Во-вторых, был ликвидирован фондовый рынок, привлекательный как для внутренних, так и для внешних инвесторов. В-третьих, массовая национализация ликвидировала рынок труда и конкурентную среду вообще. В-четвертых, «всякую торговлю с целью наживы» объявляли «спекулятивной» .
В.Маяковскиц, А. Родченко. Реклама сосок “Резинотреста”. 1923 г.
После кризиса 1921 года правительство было вынуждено внедрить некоторые основы рыночной экономики. Однако рекламная деятельность в эти годы была искажена тем, что предприниматели старались скрывать свои доходы и производственные планы. Отношения торговцев, производителей, рекламистов и потребителей вернулись к средневековому типу. Реализовалась только реклама «от торговца», в которой за эти годы не появилось ничего нового. Пожалуй единственные яркие образцы рекламы использовались Моссельпромом, который в 1920-е годы являлся компромиссом между государственной и частной торговлей. В Моссельпром были привлечены лучшие художественные силы, был выработан собственный стиль конструктивизма в рекламе, уникальная интонация призывов и слоганов. Произведением искусства можно считать даже само здание Моссельпрома, раскрашенное в красный, оранжевый, черный, синий и белый цвета. Все это венчал знаменитый слоган «Нигде кроме как в Моссельпроме».
Интересными тенденция в рекламе отметились годы гражданской войны со своими знаменитыми «Пролетарии всех стран, объединяйтесь», «Все на борьбу за Красное знамя социализма!», «Оружием мы добили врага. Трудом мы добудем хлеб». Однако политический плакат и политические слоганы того времени не смогли прижиться в мирное время и этот рекламный подъем спал на нет, так же быстро, как и возник.
В итоге у рекламы в Советском Союзе осталась функция информации, отягощенная просветительскими и воспитательными амбициями.
Формирования социалистического рынка как «ложного» сделало и рекламу «ложной», подменив её политической и коммерческой пропагандой.
1921 г.
США – родина современной рекламы. Американская школа рекламного дела.
В современной рекламной деятельности американская школа занимает ведущее месте. В первую очередь это связано с тем, что становление рыночных отношений в США не было отягощено средневековыми традициями и предрассудками. Инфраструктура рынка в стране создавалась быстро. В течении недолгого времени сложились фондовые и торговые биржи, сеть транспортных и информационных коммуникаций, а также экономическое законодательство. Новое общество имело специфическое отношение к частной собственности, всевозможными способами поощрялись предприимчивость и предпринимательство. Национальная идея «равных возможностей» создала идеальные условия для экономической активности людей. Всё это обеспечивало стремительное развитие рекламного дела.
В мировую рекламу США привнесли много нового. Стоит упомянуть об использовании эффекте «покупки на импульсе», «покупки вдогонку», который стал обязательным для больших универмагов. Мелкие товары вроде леденцов и жвачки выставляли около кассы и покупатели приобретали их импульсивно, «на сдачу». Также идеи бонусов, распродаж, различных поощрений покупателей пришли в Европу из США, где это получило огромный размах.
Особенности рекламы в Америке определяются консьюмерским поведением.
Внутренние жизненные устремление граждан составляли своего рода «inside» американской рекламы.
Первая ценность – стремление к комфорту, жажда удобства.
Вторая ценность – чистота, настоящий культ ванной комнаты.
Третья ценность – новинки. Американцев отличает почти детское любопытство к новинкам, особенно к новинкам техники.
Четвертая ценность – повышенное внимание к упаковке и обслуживанию.
США стали родиной рекламного триумфа упаковки. Использование потенциала упаковки в производстве и в торговле привело к появлению таких универсальных феноменов 20-ого века, как одноразовые товары, замороженные продукты, «быстрая еда».
В условиях жесточайшей конкуренции рекламное дело становилось все более изощренным и вездесущим. Для американской рекламы характерен термин «тотальная», так как её стратегия состоит в лозунге «всюду, любыми способами, как можно чаще». Отсюда же взялась идея «серий» из рекламных продуктов.
Источником для публикации послужила книга “История мировой рекламы или старинные рецепты изготовления “бесплатного сыра” Лидии Березовой.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал galgut_and_books. Впереди много интересного!
Источник
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики, читайте в материале портала «Культура.РФ».
Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки
Ералаш. Иллюстрация к книге Дмитрия Ровинского «Русские народные картинки». Санкт-Петербург: Типография Академии наук, 1881
Гравюра «Русский раёк». XIX век. Изображение: kulturologia.ru
Изображение: allrus.me
Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные ответы на выкрики зазывал:
Меж долами, меж горами
Сидит баба с пирогами.
Она недорого берет,
А кто купит — того рвет.
Первая письменная реклама появилась позднее — в XVII веке. В коммерческих целях стали использовать лубочные картинки, которые еще называли фряжскими, или потешными, листами. Такие рисунки печатали на специальных деревянных дощечках — лубах, а затем раскрашивали от руки. Рекламировали как российские товары, так и иностранные. Для зарубежных перерисовали и переводили на русский язык уже готовые лубки, которые использовали в других странах. С помощью подобных рисунков собирали и пожертвования для церквей. На них изображали храмы и монастыри. Исследователь и собиратель лубков Дмитрий Ровинский писал: «Виды монастырей служили в то же время и рекламами для сбора на монастырское строение, и посылались в подарок от архимандрита или строителя тароватому купечеству с такими, например, надписями: «Не благоугодно ли что-либо пожертвовать на украшение обители?»
В XVIII веке с помощью лубков торговцы рекламировали европейский образ жизни, западную моду и новые предметы быта. Однако со временем их использование ограничили. Петр I ввел указ, по которому такие картинки могли печатать только в типографиях и по специальному разрешению, а с 1822 года на них стала распространяться цензура.
Коммерческая пресса, газетные объявления и «листки»
Справочный листок для Нижегородской ярмарки №41. 31 августа 1860. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Афишная тумба. Фотография: signbusiness.ru
Брачные объявления. Конец XIX – начало ХХ веков. Фотография: cameralabs.org
В том же XVIII веке появилась первая реклама в прессе. Уже в петровских «Ведомостях» — первой российской газете — начали публиковать небольшие объявления о купле и продаже товаров, расположении магазинов: «У купца Якова Далмена на большой улице против Зимнего дворца продаются самые свежие устерсы, цитроны и каштаны повальною ценою, о чем через сие объявляется». Как правило, рекламу размещали на последней полосе. Печатали объявления и о продаже крепостных, покупке земли, поиске гувернантки. В основном рекламные сообщения давали мужчины, исключением были объявления иностранок. Например, в газете «Московские ведомости» в 1786 году девушка писала: «Недавно приехавшая мадам Франтуе делает самое лучшее и новомодное дамское платье и обучает девок, живет на Ильинке против музыкальной лавки».
Во второй половине XIX века в крупных городах Российской империи появились ярмарочные «листки». Так называли сезонные газеты, которые печатали накануне и во время ярмарок и распространяли бесплатно. Например, в Нижнем Новгороде с 15 июля по 1 сентября каждого года издавался «Справочный листок для Нижегородской ярмарки». В нем помещали рекламу товаров и информацию о купцах, а также правительственные распоряжения о торговле.
Существовали и «постоянные» листки, которые выпускали большими тиражами. В казанском «Листке объявлений» писали: «Рассылается бесплатно, через особо нанятых рассыльных, во все частные дома, во все присутственные места, в магазины, кафе-рестораны, номера для приезжающих, гостиницы, вагоны и станции конно-железной дороги, во время навигации на все пристани и мимо Казани идущие пароходы, во все прочие подобные общественные места и наклеивается на многих публичных местах города». Кроме рекламы товаров и услуг в «листках» печатали и брачные объявления. В 1906 году в Москве начали издавать «Брачную газету», которая целиком состояла из таких сообщений.
В XIX веке появились и исключительно коммерческие газеты и журналы: «Торговля и жизнь», «Комиссионер», «Деловой бизнесмен». Подобные издания печатали в Москве и Петербурге, а также в провинциальных городах. Кроме рекламных материалов в них помещали статьи, в которых рассказывали о новых способах продвижения товаров. Например, рекомендовали устанавливать специальные афишные тумбы, на которые можно было бы наклеить сразу несколько плакатов. Одними из первых такие конструкции стали использовать для рекламы владельцы Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона.
«Реклама — двигатель торговли»
«Шоколадный вальс» для кондитерской фабрики «Эйнемъ». 1910. Москва. Изображение: moscow-view.ru
Рекламные вывески на Тверской улице. XIX век. Москва. Фотография: wikimapia.org
Рекламный лист парфюмерной фабрики «А. Ралле и Ко». 1910-е. Изображение: admagazine.ru
Во второй половине XIX века реклама в России стала разнообразнее. Появились специальные бюро, которые занимались продвижением товаров, улучшилось техническое оснащение типографий. Вывески и листовки стали более красочными и качественными. Этого добились благодаря технологиям гелиогравюры и фототипии. Тогда же стали популярны шрифтовые вывески, которые делали из металла или дерева. Процесс изготовления таких вывесок был долгим. Чтобы добиться специального эффекта матовости художники использовали технологию воронения металла. Сначала заготовки на длительное время опускали в специальный химический раствор, затем покрывали льняным маслом, а только потом красили. Французский писатель Теофиль Готье вспоминал: «Нигде, может быть только еще в Берне, вывеска не выглядит так восхитительно, как здесь [в Москве]. Услужливая вывеска… очень наглядно изображает те предметы, которые продаются в магазине». В витринах появились реалистичные муляжи товаров, а на улицах вывешивали большие плакаты с рекламной информацией. На них художники часто изображали сказочных персонажей. Так они подражали авторам лубочных картинок.
В 1878 году в России открылось первое рекламное агентство — «Центральная контора объявлений». В отличие от рекламных бюро оно помогало частным лицам и компаниям размещать объявления в прессе. Сотрудники агентства связывались с работниками газет и типографий и договаривались о печати рекламы. Людвигу Метцелю, создателю «Центральной конторы объявлений», приписывают фразу «Реклама — двигатель торговли».
В эти же годы в Российской империи увеличилось число иностранных предпринимателей. Они первыми стали использовать новые способы рекламы, адаптировать их под российский рынок. Владелец кондитерской фабрики «Эйнемъ» Юлиус Гейс распорядился тщательно прорабатывать дизайн упаковок и оберток конфет: он приглашал известных художников, в том числе Михаила Врубеля, Льва Бакста, Ивана Билибина. А для оформления изделий кондитерского товарищества «Абрикосов и сыновья» его владельцы приглашали немецких художников, которые до этого работали с иностранными фабриками.
В магазинах «Эйнемъ» кроме шоколада, конфет и других сладостей продавали и рекламную продукцию — посуду, столовые приборы с фирменными логотипами. В коробки конфет вкладывали открытки и коллекционные карточки с текстами об искусстве или истории. Тем, кто собрал полный набор, дарили подарки — сувениры, редкие почтовые марки. Помимо открыток, в коробках можно было найти игральные карты, ноты. Специально для фабрики «Эйнем» композитор Карл Фельдман написал так называемые «шоколадные» мелодии — композиции «Кекс-галоп», «Танец какао», «Вальс-монпансье» и «Шоколадный вальс».
Парфюмерная фабрика «А. Ралле и Ко» в 1893 году выпустила бесплатный иллюстрированный календарь со страницами для заметок. На его последней странице составители поместили рекламу ассортимента компании — туалетного мыла, рисовой пудры, духов и одеколонов.
Рекламу крупных предприятий Российской империи — торгового дома «С.И. Чепелевецкий и сыновья», фабрик «А. Ралле и Ко», «Брокар и Ко» — помещали не только в газетах. Их объявления печатали на театральных программках, расписании поездов, географических картах. Рекламу расклеивали даже в дирижаблях и воздушных шарах.
Реклама в СССР: от агитационных плакатов до телевизионных роликов
Александр Родченко и Владимир Маяковский. Нигде кроме, как в Моссельпроме (фрагмент). 1925. Изображение: antik-dom.ru
Дмитрий Моор. Ты записался добровольцем? 1920. Изображение: aria-art.ru
Александр Миллер. Всем попробовать пора бы как вкусны и нежны крабы (фрагмент). 1938. Российская государственная библиотека, Москва
После Октябрьской революции частную рекламу запретили. Практически все объявления и плакаты этого периода были политическими. В них призывали участвовать в Гражданской войне, бороться с белогвардейцами. Среди известных работ — плакат художника Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?».
Советское правительство разрешило торговую рекламу только в 1922 году. В газетах вновь стали печатать объявления о купле и продаже товаров, на улицах — развешивать плакаты. В 1920-х возникли рекламные конторы «Рекламтранс», «Промреклама», коммерческое агентство «Связь». Они продвигали товары государственных предприятий. Рекламные плакаты и слоганы для них в эти годы создавали поэт Владимир Маяковский и художник Александр Родченко.
Уже стемнело, площадь освещали яркие фонари, горела пестрая реклама на крыше Политехнического музея: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», «А я ем повидло и джем», «Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом». Это все идея Микояна, курировавшего также и внутреннюю торговлю. Он приглашал знаменитых поэтов придумывать броскую рекламу наподобие Маяковского: «Нигде, кроме как в Моссельпроме».
Вплоть до начала перестройки частная торговля была запрещена, а право на рекламу оставалось только у государства. В прессе, в том числе в журнале «Новые товары», сообщали о новинках советской промышленности, государственных лотереях, сберкассах. К подписным изданиям добавляли буклеты, в которых рекламировали книжную и печатную продукцию. В магазинах раздавали листовки с рецептами, в которых использовали новые продукты.
На телевидении и радио СССР не было рекламных пауз. Однако небольшие ролики с информацией о товарах иногда вставляли в эфир перед фильмами. Первой рекламой такого типа стало видео о кукурузе, которое выпустили в 1964 году.
А в 1972 году сценарий для ролика «Шоколад» написал Никита Михалков. Режиссер Сергей Бондарчук вспоминал: «Первый рекламный ролик сняли в Ленинграде аккурат 1 апреля 1972 года. Гражданам Страны Советов предлагали отведать только появившийся воздушный шоколад».
Во второй половине XX века на крупных предприятиях появились специальные подразделения, которые отвечали за рекламу. Среди сотрудников таких отделов распространяли бюллетень «Новости рекламы», куда помещали информацию о состоянии рекламного рынка.
После начала перестройки в СССР стала появляться реклама западного образца. На телевидении заняли свое место рекламные паузы. В газетах и журналах публиковали объявления кооперативов, частных предприятий и иностранных компаний. Возникли негосударственные рекламные агентства, первые частные издания, среди которых были «Независимая газета» и «Коммерсантъ». Свои подразделения в СССР создали иностранные рекламные корпорации, в том числе Ogilvy & Mather и Hubert Burda Media.
Автор: Анастасия Войко