Регресс в развитии речи ребенка

Регресс в развитии речи ребенка thumbnail

Екатерина

Регресс настораживает, конечно, про невролога написали уже. Просто исключить ваши страхи.
Но чтобы вас приободрить, расскажу. Дочь старшая наша лет до 2,5 обходилась скудным набором простых слов, но врачи проблем не видели и мы ждали. А летом на даче её стало прорывать. Особенно после визита старших двоюродных, за которыми она хвостом ходила. Сейчас в саду и дома и стихи запоминает в лётчик, и песни. Очень много говорит, даже о том времени, когда ещё почти молчала.
Поэтому для меня был шок, когда сын начал говорить в 10 месяцев и не забывать, а прорабатывать каждое произнесённое со смыслом слово. Думаю, если бы первый был говорун, а второй молчун – нервничала бы я сильнее.
Поэтому пожелаю вам исключить проблемы и набраться терпения. Всё будет!

Вика

У нас был регресс, ходили к неврологу.

Танита

У сына до трех лет были такие качели – то появились новые слова, то пропали вместе со старыми. В три прогресс стал стабильным, к четырем уже всем окружающим стало понятно что он говорит, сейчас, в 5,5 окружающие удивляются его взрослым речевым оборотам, развитие с опережением. И такой путь ращвития – вариант нормы. То есть до трех лет ребенок может вообще ничего не говорить и если нет других причин для беспокойства – это норма.

Странное чувство

Госсподи, у нас вообще никакой речи еще не начиналось, а вас уже откат беспокоит…

Nadin (подушки,чехлы на мебель)

Какая речь в полтора!? А вы о регрессе))) Отстаньте от ребенка, не мешайте ему развиваться в своем темпе.

OxanaS

У нас такая же беда была. Невролог оочень настойчиво расспрашивала о прививках – они пришлись как раз на период первого речевого опыта в 8-9 мес. К 1,5 годам ухудшение. Тревогу бить начали прямо сразу после 1,5. Плюнули на всех врачей, которые рекомендовали “подождать до 3х” и занимались сами с мужем. Почитайте в дневнике. Разговорили ребенка примерно к 2,2. Сейчас много слов новых применяет в речи, но произошение “никакое” просто. По месту прописки отстояли очередь на программу “Божья коровка” – это по сути “растормаживание речи до 3 лет”. Я беспокойная мама и не смогла до 3 лет сидеть, смотреть на ухудшение и ничего не делать

Женечка

У сына был регресс к 1.5 годам, буквально стал говорить 2 слова!!! Пошли к неврологу, ничего страшного не сказали!!! Спросили ставили ли прививки в близжайшее время?
Выписали пантонам на 3мес- попили.
Сейчас 2.3г говорит, но по сравнению с сестрой-двойняшкой, говорит значительно хуже. Произношение хромает.
Сходите к неврологу, но прям сильно не паникуйте!!

Холера

Есть пример такого в окружении: мальчик в год говорил простой лепет: ам-ам, мууу, гаффф, дрррынь. Потом мама с целью отлучить от груди оставила его бабушке, проорался ребенок, о груди “забыл”, но вот лепет из речи тоже пропал. В 3 года его осмотрели педиатр и невролог, оба развели руками, не увидев физических отклонений. Сейчас, в почти 5 лет во рту каша, предложения появились только несколько месяцев назад, понимает его только мама, там действительно речь не разобрать, много упрощений. Берите и занимайтесь дома с ребенком сами, если врачи физических отклонений не найдут. Ждать до 3х лет при регрессе речи – не думаю что это правильно.

Светик

Почти у всех моих знакомых детей и у моих тоже к полутора годам исчезают какие-то слова и звуки. Это нормально. Ребенок осваивает новые навыки самообслуживания, крупной и мелкой моторики, психическое и эмоциональное взросление, отделение от мамы и осознание себя как отдельной личности. Часто развитие речи отходит на задний план, поскольку в этом возрасте это не так важно.
Дайте ребенку спокойно развиваться в своем темпе со своими скачками или откатами, не в соответствии с вашими ожиданиями, часто завышенными.
У меня вот дочка больше молчунья, а сын лепетал без остановки, но понятно стало только после 2,3. Очень по-разному у брата и сестры речь становится)))

Елена

Эта же тема меня беспокоит уже пару месяцев…тоже откат в речи..она и так молчунья,щас просто тишина…я отнесла это к отлучению от ГВ(но сказать ,что были прям нервы и истерики при отлучении я не могу)если этого я видела прогресс..лепет..сейчас я просто “бью в одну точку”в попытках вернуть слова обратно и “приобрести”хоть что то новое…пока так себе выходит..

Читать

все

37
комментариев

Источник

Речевые регрессы – частый спутник аутизма. Т.е. если сегодня ребенок говорит, а завтра – нет, для аутизма это “нормально”. Причем одной и окончательной причины у такого регресса нет. Некоторые врачи и психиатры даже отрицают возможность таких регрессов.

Например, нам на курсах лекции по аутизму читала очень опытный психиатр, сделавшая большой вклад в диагностику аутизма. Она говорила, что родители просто выдумывают, что их дети когда -либо говорили.

Мой опыт говорит об обратном. Все-таки аутисты иногда действительно замолкают/начинают хуже говорить, и я бы выделила несколько причин для таких речевых регрессов.

1. Энцефалопатия – органическое повреждение мозга, вызывающее общий откат/остановку развития, в том числе и речи. Причиной эцефалопатии может быть что угодно: травма, болезнь и т.п. Иногда узнать причину практически нереально. Иногда она хорошо видна на МРТ.

Иногда ребенку можно помочь, иногда – нельзя. Такой регресс непредсказуем и его объем/длительность неясны.

Неврологи считают таких пациентов самыми тяжелыми:

– Легче работать с аутистом, у которого задержка развития, чем возвращать к норме того, у кого был откат, – сказал невролог моего сына.

Общего рецепта тут нет, но обычно ребенка проверяют на опухоли, эпилепсию, назначают ноотропы, направляют на другие обследования.

2. Нарушение понимания речи. При таком дефекте ЦНС с ребенком происходит то же самое, что и с глухими детьми. Глухие вполне сносно агукают, но уже практически не лепечут. т.к. не слышат издаваемые ими звуки и не понимают, в чем смысл надрывать глотку. Это называется “затухающий лепет”.

Сенсорики механически воспроизводят слова, не понимая их смысла. И со временем, речь сенсорика может затухать, т.к. она не имеет для него практического смысла.

Если форма не тяжелая, то реабилитировать речь ребенка помогают занятия с логопедом, если случай серьезный, используются альтернативные способы общения.

Мой собственный ребенок начал говорить лепетными словами без логопедов, но слова абсолютно не закреплялись в речи. Когда мы вытащили понимание, мы вытянули и речь.

3. Проблемы в обучении и закреплении. С ними мы столкнулись буквально на днях.

Как и у многих аутистов, у моего сына – великолепная память. Пару месяцев назад он выучил все предлоги и прекрасно запомнил все ситуации, в которых они употребляются. Причем каждое новое задание он тоже выполнял очень хорошо. Логопед была им довольна, сказала, что даже пятилетки ей так хорошо не отвечали.

Потом мы болели, мой ребенок полностью забыл предлоги. Он запомнил только самые нужные ему слова, типа: “спать на кровати” , “сижу на стуле”, “положи на место”, “бутерброд с колбасой”.

А остальное по нулям. Но примерно с такими же проблемами каждый день сталкиваются школьники: что-то выучилось, но не закрепилось. Это называется “системой вылитого ведра”.

Сейчас мы снова повторяем предлоги, чтобы сын на это раз их запомнил:

– я нафотошопила ему схемок;

Предлоги к, от

– сгруппировала предлоги попарно (на-под, в-из, к-от, с-без);

– играю с ним в “тетрис” (заставляю ходить/перемещать предметы в соответствии с предлогами: “Иди к комоду”, “Достань из сумки”);

– сделала вот такой вот конструктор (видела на занятиях ABA): вырезала из бумаги фигурки, которые надо двигать в соответствии с заданием;

Конструктор для вырезания. Предлоги на, под

– логопед также просит, чтобы я и ребенок употребляли как можно больше предлогов при общении.

Источник

Первые 3–4 года жизни малыш активно развивается и приобретает необходимые человеку знания и умения. Самое большое их количество кроха осваивает в первый год: в 2–3 месяца учится держать головку и улыбаться, в 3–6 — переворачиваться и удерживать игрушки, в 6–9 — сидеть и играть в «ку-ку», в 9–18 — ходить, говорить и подражать взрослым. Если сроки формирования навыка не укладываются в эти интервалы, их расценивают как остановки развития. Такие задержки можно связать с индивидуальными особенностями развития ребенка или с воздействием на детский организм внешних факторов или болезней.

Задержка по плану

Часто бывает, что остановка не экстренная, а плановая, связанная с «личной программой» роста малыша. Это — вариант нормы. Развитие крохи может иметь скачкообразный характер, который будет проявляться в том числе и в скорости приобретения новых навыков. Родители уже заметили, что ребенок может делать больше (ходить, а не ползать, засыпать без пустышки и т. п.), но почему-то не делает, и это вызывает у них тревогу. Между тем причина проста: психологически малыш еще «не дозрел», не свыкся с новым умением настолько, чтобы активно его использовать, и потому предпочитает оставаться в своей зоне комфорта.

К примеру, чтобы научиться уверенно ходить, требуется не только много физических сил, но и большое терпение, а его у годовасика совсем немного! К тому же порой до желаемой цели — упавшей игрушки или папиного мобильника — легче, быстрее и безопаснее добраться привычным способом, на четвереньках. Как таковой задержки развития здесь нет, в положенный срок кроха встанет на ножки и пойдет. Успокойтесь и не гонитесь за очередными достижениями своего чада — иногда чрезмерная родительская внимательность и завышенные ожидания могут оказать ему медвежью услугу.

Уважительные причины регресса

Другое дело, когда ребенок уже преодолел новую ступеньку в своем развитии и вдруг резко сдал назад. Допустим, малыш активно начинал самостоятельно садиться, но после инфекционной диареи с госпитализацией как будто все забыл. Почему так происходит?

Влиянию негативных факторов, которые могут привести к подобной ситуации, особенно подвержены детки раннего возраста. Психомоторное развитие малыша в первые три года жизни происходит с космической скоростью: он осваивает различные навыки (сначала умение держать головку, потом переворачиваться, садиться, ходить, есть ложечкой и пить из чашки, самостоятельно засыпать, пользоваться горшком, одеваться), у него формируется речь, а затем и мышление. Нагрузка на маленький организм при этом огромная, и любые, казалось бы, незначительные, обстоятельства или действия могут притормозить или нарушить выработку только-только приобретенных условных рефлексов и навыков, и они до конца не закрепятся.

Замедлить развитие малыша могут:

1) Различные заболевания

  • инфекционные болезни (ОРВИ, кишечные инфекции, ветряная оспа, скарлатина и проч.);

  • тяжелые инфекции мочевых путей;

  • выраженные анемии;

  • дистрофия или ожирение;

  • острые травмы.

Механизм «остановки»: маленький (и еще очень слабый) организм ребенка бросает все силы на борьбу с недугом и, как следствие, временно притормаживает естественное физическое, а позже и психомоторное развитие.

2) Неправильное питание

  • недоедание (например, из-за нехватки материнского молока или грубых ошибок в расчете суточного количества смеси и/или прикорма);

  • длительная несбалансированная диета при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (непереносимость лактазы, глютена) или при пищевой аллергии;

  • дефицит или нарушение соотношения в рационе белков, жиров, углеводов, витаминов.

Механизм «остановки»: организму не хватает количества (или качества) еды для полноценного развития, и он «замирает» на определенной стадии, чтобы пережить этот негативный момент и дождаться более благополучного периода. К примеру, у малыша сильная пищевая аллергия и многие продукты приходится исключать. Если родители продумывают его питание сами, есть риск, что диета получится однобокой и ребенок недополучит многих питательных веществ. Что в итоге? Будет плохо набираться вес, затормозится рост, а позже и психомоторное развитие.

3) Сильные эмоциональные переживания

Как правило, они провоцируют «пробуксовку» в развитии в более позднем возрасте (это могут быть расстройства речи, моторные или эмоционально-волевые нарушения) и обычно связаны:

  • с недостатком внимания, общения и любви, получаемых в первую очередь от мамы (слишком ранний выход на работу, отсутствие теплых отношений и особенно телесного контакта с ребенком, обеспечение лишь материальных потребностей малыша и т. п.);

  • с сильными стрессами (сопряженными, например, с появлением в семье второго ребенка и сопутствующими переживаниями старшего, появлением новой няни, адаптацией в детском саду, разводом родителей, утратой одного из них и проч.);

  • с умственными перегрузками, которые часто являются побочным эффектом слишком интенсивного раннего детского развития (так называемый «информационный невроз»);

  • с неблагоприятным микроклиматом в семье (ссоры между родственниками/родителями, скрытые или явные конфликты).

Механизм «остановки»: малышу может не хватать внимания — одобрения, поощрения и ласк. Нарушение контакта с самым близким человеком — мамой, слишком занятой или погруженной в свои внутренние переживания — опасно потерей теплой эмоциональной связи, которая является опорой для гармоничного взросления. Как правило, в таких случаях в первую очередь дает сбой психомоторное развитие, но позже к нему могут присоединиться и физические проявления (нарушение аппетита, снижение иммунитета).

Источник

Регресс в развитии ребенкаРегресс в развитии ребенка – это потеря ранее приобретенных навыков ребенком. Чаще всего регресс в развитии ребенка происходит в возрасте 2-3 лет.

Первые 3-4 года в жизни ребенка связаны с активным развитием и усвоением множества полезных для него знаний и умений. Когда малыш приобрел какое-то новое для него умение, родительской радости нет предела. Особенно эмоционально воспринимают взрослые овладение “чадом” навыков, на которые было потрачено много времени и сил. Устойчивая ходьба, умение пользоваться горшком, произнесение новых слов способны вызывать у воспитателя малыша массу положительных эмоций.

Однако совершенно противоположные эмоции испытывают родители, когда ребенок ни с того ни с сего начинает “забывать” собственные достижения. Например, малыш умеет пользоваться горшком, но не делает этого. Или он вдруг перестает разговаривать, опять начав использовать лишь отдельные слоги. Иногда малыш перестает самостоятельно есть или ходить ножками. В этом случае говорят о регрессе в развитии ребенка. Многих родителей при этом волнует вопрос о том, должно ли такое регрессивное поведение “чада” вызывать опасения, и как себя в этой ситуации правильно вести.

Регрессии у ребенка – есть ли повод для беспокойства?

Термин “регрессия” используют психологи для определения поведения, противоположного прогрессивному. Это понятие происходит от лат. слова regressio (регресс) и означает возврат к поведению, характерному более раннему этапу развития. Специалисты указывают, что развитие человека протекает не линейно (только движение вперед), а по спирали – с неоднократным возвратом к тому, что было раньше. Подобную особенность детского поведения еще называют “два шага вперед, шаг назад“. Какой же выход необходимо найти родственникам детей в этот непростой период, чтобы отыскать лучшее решение данной проблемы?

В некоторых случаях родители замечают, что малыш, который уже умеет ходить, тем не менее предпочитает ползать. Оказывается, малыш не просто так совершает возврат назад в своем развитии. Причины его поведения могут быть совершенно различными. Например, новые, интересные игрушки, которые ему удобней раскладывать на полу. А возможно, что отказом малыша самостоятельно ходить послужило желание испытывать радость от быстрого ползания, которое не приводит к падению. Часто причины регрессии родителям трудно бывает определить самостоятельно. Однако обычно регрессия в каких-то областях поведения ребенка не должна быть поводом для серьезного беспокойства его родителей.Регресс у детей одного года

Два шага вперед, один назад

Иногда “шагнуть назад” в собственном развитии ребенку просто необходимо. Нередко такой циклический график с обращением к предыдущему опыту может быть нужен малышу, чтобы вновь приобретенные навыки были им особенно хорошо усвоены.

Другой причиной регресса малыша является стремительное развитие его в других областях. Например, случается, что малыш, который, кажется отлично “подкованным” в речевом развитии, вдруг снова перестает говорить, когда начинает ходить. Причина такого возврата назад кроется в том, что освоение новых сложных навыков полностью поглощает внимание малыша. Это выглядит со стороны так, будто ребенок забывает ранее усвоенную речь. Когда же процесс ходьбы перестает быть сложной для него, ребенок снова начинает интересоваться миром звуков.

Внешние причины регресса у детей

Родителей часто тревожит и разочаровывает сам факт появления регресса у детей. Какими же причинами может быть вызван возврат ребенка к предыдущим привычкам?

Чаще всего причинами регресса в поведении детей могут послужить:

  • необходимость замены няни;
  • оформление в ясли или детский сад;
  • переезд в новое жилье;
  • появление брата или сестры;
  • психологическое напряжение в семье (в результате разногласий между родителями, проблем со здоровьем, финансовых неурядиц и т. д.).

стресс у ребенка может спровоцировать регрессДействительно, часто причиной регресса в поведении ребенка является стресс. В этой ситуации важно отыскать тот конкретный фактор, который вызывает проявления регресса у ребенка, и попробовать его устранить. Если же определить такую причину самостоятельно родителям маленького человечка сложно, то лучше обратиться за помощью к специалистам. При этом стоит помнить о том, что для ребенка может быть сложно преодолимыми или очень напряженными ситуации, которые взрослые считают пустяковыми.

Как помочь малышу справиться с регрессом?

Что же делать родителям, у которых малыш испытывает регрессивное состояние в своем развитии? Здесь уместны такие рекомендации:

  1. Будьте рядом с отпрыском, дайте ему почувствовать свою безопасность. Еще сделайте так, чтобы малыш почувствовал, что его любят и понимают. Обеспечьте малышу дополнительную порцию внимания, так как иногда как именно таким образом малыш пытается выразить свою потребность в психологической близости и поддержке.
  2. Говорите понятно для малыша. Ребенок, который еще сам не говорит, все же понимает на удивление много. Нередко проявления регрессии вызваны у крохи неумением словами выразить собственные эмоции. Иногда для лучшего понимания маленького человечка, родителям стоит проштудировать самим и использовать для беседы с малышом терапевтические сказки или книги, исполняющих их функцию.
  3. Не давите слишком сильно на малыша для выяснения причины его непонятного поведения. Даже если вас тревожат мотивы поведенческих изменений у вашего отпрыска, слишком сильное давление на него может привести к противоположному эффекту.
  4. Не мешайте ребенку фантазировать. Иногда фантазия появляется при регрессии в ответ на высокие требования окружающей среды. Например, родители часто повторяют ребенку: «Ты уже такой большой, ты теперь должен…». Разрешите ребенку вести себя, как ему комфортно, не предъявляя к нему завышенных требований. Запомните: ребенок не должен вам ничего. А игра с элементами фантазии полезна также в том случае, если ребенок испытывает страхи в связи с появлением в доме малыша. В этом случае родителям важно суметь показать, как же здорово и «круто» быть старшим, и что у старшего брата может быть намного больше преимуществ, чем у малышей.

В большинстве случаев регресс в детском поведении является естественным элементом развития ребенка, и это состояние не требует каких-либо вмешательств или сильного беспокойства.

Однако, в некоторых случаях регрессивные проявления у малыша могут быть вызваны более серьезными причинами (стресс, болезнь и др.).

В каких же случаях ребенку нужна квалифицированная помощь?

  • Если ребенок перестает выполнять любые просьбы родителей;
  • При нарушении визуального контакта, когда малыш не умеет сосредоточить внимание на лице говорящего с ним человека (или другие признаки аутизма);
  • Ребенок не смотрит на отображаемый предмет, ведет себя странно или безразлично.
  • Ребенок внезапно перестал общаться – исчезли из его лексикона используемые ранее слова “дай”, “нет”, “там”, а вместо них появляется крик, который используется для подсказки о желаниях ребенка.
  • Внезапная потеря ранее приобретенных навыков (например, ползание или ходьба).
  • Возникновение проблем с хождением на горшок, которые сопровождаются частым мочеиспускание (вследствие, например, инфекций) или нарушениями стула (запор или понос).

В таких случаях стоит поделиться своими опасениями с педиатром, который наблюдает за ребенком, или искать помощь у профессионального психолога.

Регресс в развитии ребенка – видео

Регресс у детей раннего возраста

4.5 (90%) проголосовало 2


Источник