Регресс в развитии ребенка 2 года причины
Регресс в развитии ребенка – это потеря ранее приобретенных навыков ребенком. Чаще всего регресс в развитии ребенка происходит в возрасте 2-3 лет.
Первые 3-4 года в жизни ребенка связаны с активным развитием и усвоением множества полезных для него знаний и умений. Когда малыш приобрел какое-то новое для него умение, родительской радости нет предела. Особенно эмоционально воспринимают взрослые овладение “чадом” навыков, на которые было потрачено много времени и сил. Устойчивая ходьба, умение пользоваться горшком, произнесение новых слов способны вызывать у воспитателя малыша массу положительных эмоций.
Однако совершенно противоположные эмоции испытывают родители, когда ребенок ни с того ни с сего начинает “забывать” собственные достижения. Например, малыш умеет пользоваться горшком, но не делает этого. Или он вдруг перестает разговаривать, опять начав использовать лишь отдельные слоги. Иногда малыш перестает самостоятельно есть или ходить ножками. В этом случае говорят о регрессе в развитии ребенка. Многих родителей при этом волнует вопрос о том, должно ли такое регрессивное поведение “чада” вызывать опасения, и как себя в этой ситуации правильно вести.
Регрессии у ребенка – есть ли повод для беспокойства?
Термин “регрессия” используют психологи для определения поведения, противоположного прогрессивному. Это понятие происходит от лат. слова regressio (регресс) и означает возврат к поведению, характерному более раннему этапу развития. Специалисты указывают, что развитие человека протекает не линейно (только движение вперед), а по спирали – с неоднократным возвратом к тому, что было раньше. Подобную особенность детского поведения еще называют “два шага вперед, шаг назад“. Какой же выход необходимо найти родственникам детей в этот непростой период, чтобы отыскать лучшее решение данной проблемы?
В некоторых случаях родители замечают, что малыш, который уже умеет ходить, тем не менее предпочитает ползать. Оказывается, малыш не просто так совершает возврат назад в своем развитии. Причины его поведения могут быть совершенно различными. Например, новые, интересные игрушки, которые ему удобней раскладывать на полу. А возможно, что отказом малыша самостоятельно ходить послужило желание испытывать радость от быстрого ползания, которое не приводит к падению. Часто причины регрессии родителям трудно бывает определить самостоятельно. Однако обычно регрессия в каких-то областях поведения ребенка не должна быть поводом для серьезного беспокойства его родителей.
Два шага вперед, один назад
Иногда “шагнуть назад” в собственном развитии ребенку просто необходимо. Нередко такой циклический график с обращением к предыдущему опыту может быть нужен малышу, чтобы вновь приобретенные навыки были им особенно хорошо усвоены.
Другой причиной регресса малыша является стремительное развитие его в других областях. Например, случается, что малыш, который, кажется отлично “подкованным” в речевом развитии, вдруг снова перестает говорить, когда начинает ходить. Причина такого возврата назад кроется в том, что освоение новых сложных навыков полностью поглощает внимание малыша. Это выглядит со стороны так, будто ребенок забывает ранее усвоенную речь. Когда же процесс ходьбы перестает быть сложной для него, ребенок снова начинает интересоваться миром звуков.
Внешние причины регресса у детей
Родителей часто тревожит и разочаровывает сам факт появления регресса у детей. Какими же причинами может быть вызван возврат ребенка к предыдущим привычкам?
Чаще всего причинами регресса в поведении детей могут послужить:
- необходимость замены няни;
- оформление в ясли или детский сад;
- переезд в новое жилье;
- появление брата или сестры;
- психологическое напряжение в семье (в результате разногласий между родителями, проблем со здоровьем, финансовых неурядиц и т. д.).
Действительно, часто причиной регресса в поведении ребенка является стресс. В этой ситуации важно отыскать тот конкретный фактор, который вызывает проявления регресса у ребенка, и попробовать его устранить. Если же определить такую причину самостоятельно родителям маленького человечка сложно, то лучше обратиться за помощью к специалистам. При этом стоит помнить о том, что для ребенка может быть сложно преодолимыми или очень напряженными ситуации, которые взрослые считают пустяковыми.
Как помочь малышу справиться с регрессом?
Что же делать родителям, у которых малыш испытывает регрессивное состояние в своем развитии? Здесь уместны такие рекомендации:
- Будьте рядом с отпрыском, дайте ему почувствовать свою безопасность. Еще сделайте так, чтобы малыш почувствовал, что его любят и понимают. Обеспечьте малышу дополнительную порцию внимания, так как иногда как именно таким образом малыш пытается выразить свою потребность в психологической близости и поддержке.
- Говорите понятно для малыша. Ребенок, который еще сам не говорит, все же понимает на удивление много. Нередко проявления регрессии вызваны у крохи неумением словами выразить собственные эмоции. Иногда для лучшего понимания маленького человечка, родителям стоит проштудировать самим и использовать для беседы с малышом терапевтические сказки или книги, исполняющих их функцию.
- Не давите слишком сильно на малыша для выяснения причины его непонятного поведения. Даже если вас тревожат мотивы поведенческих изменений у вашего отпрыска, слишком сильное давление на него может привести к противоположному эффекту.
- Не мешайте ребенку фантазировать. Иногда фантазия появляется при регрессии в ответ на высокие требования окружающей среды. Например, родители часто повторяют ребенку: «Ты уже такой большой, ты теперь должен…». Разрешите ребенку вести себя, как ему комфортно, не предъявляя к нему завышенных требований. Запомните: ребенок не должен вам ничего. А игра с элементами фантазии полезна также в том случае, если ребенок испытывает страхи в связи с появлением в доме малыша. В этом случае родителям важно суметь показать, как же здорово и «круто» быть старшим, и что у старшего брата может быть намного больше преимуществ, чем у малышей.
В большинстве случаев регресс в детском поведении является естественным элементом развития ребенка, и это состояние не требует каких-либо вмешательств или сильного беспокойства.
Однако, в некоторых случаях регрессивные проявления у малыша могут быть вызваны более серьезными причинами (стресс, болезнь и др.).
В каких же случаях ребенку нужна квалифицированная помощь?
- Если ребенок перестает выполнять любые просьбы родителей;
- При нарушении визуального контакта, когда малыш не умеет сосредоточить внимание на лице говорящего с ним человека (или другие признаки аутизма);
- Ребенок не смотрит на отображаемый предмет, ведет себя странно или безразлично.
- Ребенок внезапно перестал общаться – исчезли из его лексикона используемые ранее слова “дай”, “нет”, “там”, а вместо них появляется крик, который используется для подсказки о желаниях ребенка.
- Внезапная потеря ранее приобретенных навыков (например, ползание или ходьба).
- Возникновение проблем с хождением на горшок, которые сопровождаются частым мочеиспускание (вследствие, например, инфекций) или нарушениями стула (запор или понос).
В таких случаях стоит поделиться своими опасениями с педиатром, который наблюдает за ребенком, или искать помощь у профессионального психолога.
Регресс в развитии ребенка – видео
Регресс у детей раннего возраста
4.5 (90%) проголосовало 2
Источник
Первые 3–4 года жизни малыш активно развивается и приобретает необходимые человеку знания и умения. Самое большое их количество кроха осваивает в первый год: в 2–3 месяца учится держать головку и улыбаться, в 3–6 — переворачиваться и удерживать игрушки, в 6–9 — сидеть и играть в «ку-ку», в 9–18 — ходить, говорить и подражать взрослым. Если сроки формирования навыка не укладываются в эти интервалы, их расценивают как остановки развития. Такие задержки можно связать с индивидуальными особенностями развития ребенка или с воздействием на детский организм внешних факторов или болезней.
Задержка по плану
Часто бывает, что остановка не экстренная, а плановая, связанная с «личной программой» роста малыша. Это — вариант нормы. Развитие крохи может иметь скачкообразный характер, который будет проявляться в том числе и в скорости приобретения новых навыков. Родители уже заметили, что ребенок может делать больше (ходить, а не ползать, засыпать без пустышки и т. п.), но почему-то не делает, и это вызывает у них тревогу. Между тем причина проста: психологически малыш еще «не дозрел», не свыкся с новым умением настолько, чтобы активно его использовать, и потому предпочитает оставаться в своей зоне комфорта.
К примеру, чтобы научиться уверенно ходить, требуется не только много физических сил, но и большое терпение, а его у годовасика совсем немного! К тому же порой до желаемой цели — упавшей игрушки или папиного мобильника — легче, быстрее и безопаснее добраться привычным способом, на четвереньках. Как таковой задержки развития здесь нет, в положенный срок кроха встанет на ножки и пойдет. Успокойтесь и не гонитесь за очередными достижениями своего чада — иногда чрезмерная родительская внимательность и завышенные ожидания могут оказать ему медвежью услугу.
Уважительные причины регресса
Другое дело, когда ребенок уже преодолел новую ступеньку в своем развитии и вдруг резко сдал назад. Допустим, малыш активно начинал самостоятельно садиться, но после инфекционной диареи с госпитализацией как будто все забыл. Почему так происходит?
Влиянию негативных факторов, которые могут привести к подобной ситуации, особенно подвержены детки раннего возраста. Психомоторное развитие малыша в первые три года жизни происходит с космической скоростью: он осваивает различные навыки (сначала умение держать головку, потом переворачиваться, садиться, ходить, есть ложечкой и пить из чашки, самостоятельно засыпать, пользоваться горшком, одеваться), у него формируется речь, а затем и мышление. Нагрузка на маленький организм при этом огромная, и любые, казалось бы, незначительные, обстоятельства или действия могут притормозить или нарушить выработку только-только приобретенных условных рефлексов и навыков, и они до конца не закрепятся.
Замедлить развитие малыша могут:
1) Различные заболевания
инфекционные болезни (ОРВИ, кишечные инфекции, ветряная оспа, скарлатина и проч.);
тяжелые инфекции мочевых путей;
выраженные анемии;
дистрофия или ожирение;
острые травмы.
Механизм «остановки»: маленький (и еще очень слабый) организм ребенка бросает все силы на борьбу с недугом и, как следствие, временно притормаживает естественное физическое, а позже и психомоторное развитие.
2) Неправильное питание
недоедание (например, из-за нехватки материнского молока или грубых ошибок в расчете суточного количества смеси и/или прикорма);
длительная несбалансированная диета при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (непереносимость лактазы, глютена) или при пищевой аллергии;
дефицит или нарушение соотношения в рационе белков, жиров, углеводов, витаминов.
Механизм «остановки»: организму не хватает количества (или качества) еды для полноценного развития, и он «замирает» на определенной стадии, чтобы пережить этот негативный момент и дождаться более благополучного периода. К примеру, у малыша сильная пищевая аллергия и многие продукты приходится исключать. Если родители продумывают его питание сами, есть риск, что диета получится однобокой и ребенок недополучит многих питательных веществ. Что в итоге? Будет плохо набираться вес, затормозится рост, а позже и психомоторное развитие.
3) Сильные эмоциональные переживания
Как правило, они провоцируют «пробуксовку» в развитии в более позднем возрасте (это могут быть расстройства речи, моторные или эмоционально-волевые нарушения) и обычно связаны:
с недостатком внимания, общения и любви, получаемых в первую очередь от мамы (слишком ранний выход на работу, отсутствие теплых отношений и особенно телесного контакта с ребенком, обеспечение лишь материальных потребностей малыша и т. п.);
с сильными стрессами (сопряженными, например, с появлением в семье второго ребенка и сопутствующими переживаниями старшего, появлением новой няни, адаптацией в детском саду, разводом родителей, утратой одного из них и проч.);
с умственными перегрузками, которые часто являются побочным эффектом слишком интенсивного раннего детского развития (так называемый «информационный невроз»);
с неблагоприятным микроклиматом в семье (ссоры между родственниками/родителями, скрытые или явные конфликты).
Механизм «остановки»: малышу может не хватать внимания — одобрения, поощрения и ласк. Нарушение контакта с самым близким человеком — мамой, слишком занятой или погруженной в свои внутренние переживания — опасно потерей теплой эмоциональной связи, которая является опорой для гармоничного взросления. Как правило, в таких случаях в первую очередь дает сбой психомоторное развитие, но позже к нему могут присоединиться и физические проявления (нарушение аппетита, снижение иммунитета).
Иногда новая способность («Оказывается, я так умею!») может испугать малыша. Это также бывает причиной того, почему он вдруг «притормаживает» и отказывается выполнять некоторые действия.
Что делать, если у вашего ребенка произошла такая «пробуксовка»?
Не паниковать, а убедиться, что регрессивные проявления устойчивы и регулярны (например, после устоявшегося режима «сухого» ночного сна малыш не просто единожды напустил в штанишки в детском саду, а раз за разом продолжает писаться в кровати дома).
Навестить педиатра и проверить здоровье. После перенесенных инфекций стараться обеспечивать ему облегченный режим дня, активные прогулки и комфортные условия дома. Устраивайте профилактику заболеваний (в первую очередь ОРВИ и кишечных инфекций): ограничьте посещения общественных мест, а также соблюдайте правила гигиены в быту и при приготовлении пищи.
Отправиться на консультацию к диетологу и исправить недочеты детского рациона.
Проанализировать ситуацию. «Откат» назад должен стать для вас звоночком: обратите особое внимание на психологическое состояние ребенка, попробуйте выявить причины его неудовлетворенности, тревожности, раздражительности или застенчивости. Поразмышляйте, не менялась ли в худшую сторону внутрисемейная ситуация? Какие внешние факторы могут провоцировать лишний стресс для малыша? В конце концов, может быть, ему просто нужно больше вашего внимания?
Как только будут устранены причины, которые привели к «остановке», малыш станет наверстывать упущенное. При этом ему обязательно надо помогать: больше контактируйте с ребенком, почаще хвалите и говорите, как вы его любите, оберегайте от физических и нервных перегрузок, стрессов, независимо от возраста обеспечивайте тесный телесный контакт и совместное времяпрепровождение. В любой ситуации поддерживайте малыша и обеспечивайте ему чувство безопасности. Чутко и внимательно относитесь не только к детским переживаниям, но и к своим собственным. Дело в том, что, когда у мамы появляются страх, тревога или чувство вины, это может оказывать прямое влияние на состояние ребенка и даже замедлять процесс его развития.
ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАДЕРЖЕК РАЗВИТИЯ
Своевременно посещайте педиатра и чутко наблюдайте за ростом и развитием малыша.
При затягивании сроков восстановления после «остановки» обращайтесь за консультацией к неврологу и/или психологу.
Терпеливо и спокойно обучайте ребенка подзабытому навыку (при этом старайтесь не раздражаться и не злиться, напротив, поощряйте и хвалите за любые успехи).
Позаботьтесь о комфортных условиях для крохи — как материальных (например, полноценное питание, удобный горшок, книжки с яркими картинками и т. п.), так и психологических (внимание, одобрение, любовь и поддержка).
Больше интересных и полезных материалов о развитии и воспитании ребенка — в нашем канале на Яндекс.Дзене.
Источник
Приветствую на канале «Занимашки-Развивашки». Я – автор статей, логопед и специальный психолог по образованию и признанию! Делюсь опытом по ухожу, воспитанию и развитию детей от рождения до 6-7 лет. Если Вам интересны эти темы – подписывайтесь на мой канал!
Ребенок появляется на свет совсем крошечным, беспомощным существом, неспособным удержать и головы на плечах. Но развитие его протекает с космической скоростью! Ведь к 1 году он умеет не только переворачиваться с живота на спину и обратно, но и сидеть, и даже ходить!
Развитие ребёнка происходит скачкообразно. Два шага вперёд, один назад. Иногда этот «шаг назад» становится заметен родителям. Об этом и хотелось бы рассказать в этой статье!
Что такое регресс в развитии ребёнка?
Регресс в развитии речи (и развития в целом) означает возвращение к более низкому уровню.
К примеру, ребёнок в годик уже говорил простые слова, а потом они пропали, – он снова лепечет или же – вовсе перешёл на язык жестов!
Какие возможные причины «отката» в развитии ребёнка?
Подобное явление не происходит просто так – ему всегда есть причина!
- Психологические причины регресса.
Они в себя включают сильный стресс (адаптация в детском саду, появление нового члена семьи, развод родителей или смерть одного из них и др.), неблагоприятная обстановка дома (скандалы и ссоры в семье, как явные, так и скрытые), умственные перегрузки (большое количество развивающих занятий, ребёнок не успевает усваивать увеличенный объём информации).
- Новые болезни и обострение хронических процессов (вирусы, инфекции, анемии, травмы и т.д.)
Организм ребёнка мобилизует все ресурсы на борьбу с болезнью, поэтому может притормаживаться физическое и психомоторное развитие.
- Неправильное питание (недоедание, несбалансированная диета, дефицит питательных веществ и пр.).
Организму малыша не хватает количества или качества еды, поэтому он «берет паузу и дожидается лучших времён». Сначала плохо набирается вес, затем страдает физическое развитие и уже после – психомоторное.
Чем опасно?
Если у ребёнка была перенесённая гипоксия, органическое поражение мозга или же патологический ген, то любое ОРВИ и даже вакцинация могут дать регресс на развитие речи ребёнка (и психомоторное развитие в целом). Так нередко происходит при аутизме, синдроме Ретта, умственной отсталости, синдром Ландрау-Клеффнера и др. В этих случаях повышенная температура/прививка являются не причиной, а фактором, который пробудил болезнь, уже имевшуюся у ребёнка.
Когда бить тревогу?
- Если ребёнок перестал удерживать зрительный контакт (не смотрит в глаза);
- Если ребёнок перестал общаться, а вместо этого кричит (своим криком выражает свои желания);
- Если ребёнок перестал выполнять простые просьбы взрослых и не реагирует на предлагаемые игрушки взрослым;
- Если ребёнок ведёт себя безразлично и безучастно.
Что может сделать мама?
- Не паниковать и постараться убедиться, что проявления регресса устойчивы.
- Проанализировать, что могло поспособствовать регрессу (устранить психологические причины регресса).
- Не оставлять без внимания регресс в развитии ребёнка и пойти на консультацию к специалисту.
- Уделять больше времени чаду (спокойно, шаг за шагом, обучайте малыша забытому навыку, хвалите за успехи, поощряйте его труд).
К кому обращаться?
Закрывать глаза на регрессы не стоит. Обратиться можно для начала к педиатру и неврологу, а они, по необходимости, назначат обследования и перенаправят к нужному специалисту.
__________________________________
Наблюдали ли вы у своих деток подобные «откаты»? А скачки в развитии? Расскажите о своём опыте!
__________________________________
Нажимайте «палец вверх», если понравилась статья.
Статья является интеллектуальной собственностью автора. При копировании материала – указывайте название канала и ссылку.
Благодарю за внимание!
Источник