Речи в личностном развитии ребенка

                                                              Зуева Т.А.

                                               Воспитатель  МАДОУ ЦРР №17

Тема: «Социально-личностное развитие через речевое развитие»

Не возможно себе представить социально-личностное развитие ребенка как нечто отдельное самостоятельное. Данное развитие происходит постоянно, пронизывая все сферы жизни и деятельности ребенка. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным .

Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь.

Развитие речи, своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности, для его социализации. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей успешной социализации дошкольника. Дефекты речи могут привести к неуверенности малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.

Развитие речи – процесс сложный, творческий, это целенаправленная и последовательная педагогическая работа.

Основная работа по данному направлению осуществляется в течение всего времени пребывания детей в детском саду через:

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

По инициативе взрослого учим детей вступать в общение: узнавать и называть знакомых персонажей знакомых персонажей на картинках и их действия, отвечать на вопросы о себе, узнавать на фотографии и называть членов своей семьи, разговаривать о любимых игрушках. Учим детей вступать в игровое общение со сверстниками, договариваться о совместных действиях («Давай построим гараж для машин», «Давай покатаем машинки»), договариваться о ролях («Я буду мама. Я буду укладывать куколку спать. А сейчас я буду варить суп. Приходите обедать»)

  • Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности.

Развитие связной речи.

Дети вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, договариваются о совместных действиях в игре, сообщают о своих впечатлениях и т.д.

Также дети осваивают умения принимать задачу, поручение, выраженное в высказывании взрослого («Разложи героев сказки по-порядку») (слайд №6), сравнивать 2 предмета, находить одинаковые предметы, составлять пары; по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать короткие стихи об игрушках, природе, детях, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки.

Развитие грамматически правильной речи.

В течение года учили детей согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах: кошка – котенок, котята; учили осваивать структуру простого распространенного предложения, включать однородные члены предложения («Я люблю маму, папу, бабушку, дедушку»), вводить дополнения («Пойду гулять с куклой»), вводить определения («Пойду гулять с новой куклой»), вводить обстоятельства («Кукла быстро оделась на прогулку»)

Развитие звуковой культуры речи.

Учим детей правильно произносить гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; развиваем правильное речевое дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, моторику речевого аппарата, учим слышать в речи воспитателя звук (песенка ветра – у-у-у, жука – ж-ж-ж, мотора – р-р-р, насоса – с-с-с, колокольчика – з-з-з и др.)

Учим детей использовать в речи: названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, части и свойства. Учим понимать значение обобщающих слов.

  • Практическое овладение нормами речи.

 Т.е. освоение правил речевого этикета. Учим использовать основные формы речевого этикета в ситуациях общения.

Наша совместная деятельность с детьми начинается с утреннего приема, где мы устанавливаем эмоциональный контакт, обогащаем словарный запас, учим детей взаимодействию друг с другом, каждому ребенку предоставляется возможность высказываться о происшедших значимых событиях, о накопленной информации по выбранной теме. Во время приветствия, мы выражаем чувство радости от встречи друг с другом или чувство сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища. Обмениваемся комплиментами. Комплимент поднимает настроение, и побуждает нас к дальнейшей деятельности.

Для формирования у ребенка положительного отношения к себе мы создаем такие условия, чтобы ребенок чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь и был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с их стороны. Такое позитивное отношение укрепляет доверие ребёнка к миру взрослых и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.

С этой целью мы часто создаём такие ситуации, где центром внимания является каждый ребенок. В группе размещаем фотографии детей так, чтобы любой малыш мог увидеть и узнать себя на фотографии, показать её другим детям и взрослым.

Мы оформили альбомы, в которых собраны семейные фотографии, групповые снимки. В течение года выставляли рисунки, поделки каждого ребенка, показывали их родителям, сотрудникам, детям, хвалили в его присутствии. Отмечали дни рождения ребятишек всей группой, дарили подарки имениннику.

Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей.                             Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребенку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий (Например: «Покажем мишке уголок природы», «Я и мои друзья», «Моя любимая сказка» и т.д.)

Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в решении которой он принимает непосредственное участие. («Поможем кукле: кукла упала и порвала платье», «Успокоим мишку», «Оденем куклу на прогулку» и т.д.)

Организуя с ребятами ситуации поискового характера, необходимо следовать определенному алгоритму:

  • Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение? (Например: беседа «О чём грустит игрушка», «Что такое бактерии?»)
  • Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?
  • Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.
  • Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д. (Например: «Научим Буратино различать деревья и кустарники»)
  • И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!)

Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».                                                                    Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.                                                       Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.

Для осуществления работы по социально-личностному развитию детей необходимо создание благоприятной предметно-развивающей среды: уголок книги, театральный уголок, речевой уголок, дидактические игры, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.

  • Работая год по данной теме, к концу года мы увидели достижения детей:    Дети стали с удовольствием вступать в общение со знакомыми взрослыми людьми; понимают обращенную к ним речь, отвечают на вопросы, используя простые распространенные предложения. Проявляют инициативу в общении со взрослыми. Используют в общении общепринятые простые формы этикета.
  • Дети проявляют интерес к общению со сверстником: привлекают к совместной игре, включаются в игровое общение, проявляя речевую активность.
  • Совместно со взрослым охотно пересказывают знакомые сказки, по просьбе взрослого читают короткие стихи. По вопросам воспитателя составляют рассказ по картинке из 3-4 предложений.

Но ещё не все дети реагируют на обращение ко всем детям в группе и на обращенную речь только к нему. Есть дети, которые отвечают на вопросы отдельным словом, затрудняются в оформлении мысли в предложении. В речи многие слова заменяют жестами, используют автономную речь («язык нянь»). И над всем этим нам предстоит работать в этом году.

Источник

Кастюнина Юлия
Речевое развитие детей дошкольного возраста как основа развития личности и общества в целом

Речь является основным средством человеческого общения, основанием для развитиявсех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого непосредственного познания,осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя.

Внутренняя речь – то, что мы произносим в своих мыслях.

Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Эгоцентрическая речь – это речь со своей точки зрения, про себя и о себе. Жан Вильям Фриц Пиаже, швейцарский психолог и философ, считал, что детская речь эгоцентрична прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь “со своей точки зрения” и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника.

Монолитическая речь обращена к одному или группе слушателей (собеседников, иногда – к самому себе. По сравнению с диалогической речью, характеризуется развернутостью (что связано со стремление широко охватить тематическое содержание высказывания).

Целью обучения монолитической речи является формирование речевыхмонологических умений:

1) перессказать текст, сделать описание, сообщение на заданную или свободную тему, составить рассказ;

2) логически последовательно раскрыть заданную тему;

3) обосновать правильность собственных суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.

Все названные умения формируются в процессе выполнения языковых и речевых упражнений.

Умение правильно общаться – основа, которая необходима человеку на протяжении всей жизни, поскольку через общение с другими людьми он реализует себя, как личность.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи со взрослым. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Задача педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников.

Средства развития речи у детей дошкольного возраста

Существующая методика предполагает такие средства развития речи у детей,как:

общение;

– речь воспитателя, культурно-языковая среда;

– чтение художественной литературы;

– обращение к различным искусствам (например, к актерскому).

– обучение родной речи в рамках игровых занятий;

Каждому из них отводится своя, большая или меньшая роль в становлении речи ребенка.

Общение как важнейшее средство развития речи у детей

Общение – это важнейшее из всех существующих средств развития речи. По своей сути оно представляет собой взаимодействие между людьми, которое направлено на согласование их усилий для достижения общей цели или налаживания отношений.

Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. При этом формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении.

Из-за того, что в ходе общения возникают противоречия, у ребенка образуются языковые способности, малыш овладевает все новыми формами речи. Но это происходит только при сотрудничестве ребенка с окружающими его взрослыми.

Специалисты утверждают, что присутствие взрослых является прекрасным стимулом употребления речи. Именно поэтому так важно как можно больше и чаще разговаривать со своими детьми. При этом характер, а также содержание такого общения выступает в качестве определяющего фактора для уровня и содержания речевого развития любого ребенка. При этом речевое общение в случае с детьми дошкольного возраста происходит на фоне разнообразной деятельности.

Культурно-языковая среда

Речь воспитателя непременно должна иметь культуру звукового строя, характеризоваться содержательностью и доброжелательностью тона. Речь педагога может быть указывающей и оценивающей. В рамках культурно-языковой среды создается наиболее благоприятная среда для развития детей. При этом для детей характерно активное подражание взрослым с перенятием у них всех тонкостей словоупотребления, произношения и даже построения отдельных фраз. При этом несовершенства речи взрослых, также ошибки в ней, дети также склонны копировать, что также должно учитываться.

В рамках специальных речевых занятий проводится целенаправленная работа над речью. Поэтому они предполагают речевую активность каждого из детей. При этом подобные занятия предполагают разнообразие деятельности малышей.

Художественная литература и искусство как средства развития речи у детей дошкольного возраста

Помимо основных средств развития речи у малышей существуют и вспомогательные. Тем не менее, и они важны. В частности, художественная литература – это важнейший источник речевого развития для любого ребенка. Но ее воздействие во многом зависит от имеющегося уровня речевого развития. Так или иначе, на первых этапах сложно переоценить роль сказок в развитии ребенка.

Всевозможное искусство также оказывает на малышей эмоциональное воздействие. Тем не менее, и оно выступает в качестве стимула усвоения языка. Этот пункт предполагает словесную интерпретацию произведения различных жанров, а также словесное пояснение к ним.

Искусство актерского мастерства, воплощенное в форме театрализованной деятельности оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализация способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия,которые включают:

– потешки, хороводы, игры – инсценировки, звукоподражательные и др.

– игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;

– разгадывание простых загадок;

– игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Игры, потешки и хороводы полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов. Важно, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.

Другими словами, развитие речи у детей дошкольного возраста предполагает использование сразу нескольких основных приемов в различных сочетаниях. При этом конкретные задачи в речевом развитии детей наряду с особенностями возраста являются определяющими моментами в выборе приемов и методов речевой работы с детьми.

Заключение.

Не раз каждый из нас мог слышать: «С виду казался приличным человеком, но стоило ему открыть рот…». Так говорят зачастую о людях, которые не умеют правильно и красиво выражать свои мысли. Казалось бы, откуда в век всеобщего доступа к различным видам информации берутся такие «неряшливые» в плане речевого развития люди?Ответ прост и очевиден: все они родом из детства. Из детства, в котором родители были постоянно заняты, им некогда было общаться с детьми. Как следствие, вокруг ребенка не было создано благоприятной среды, способствующей формированию личности с лаконичными мыслями, с красивой и грамотной речью. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе, в ВУЗе, становления его как личности. Поскольку все основы речевого развития закладываются в дошкольный период, то именно мы – педагоги дошкольного образования совместно с родителями ответственны за то, каким является речевой фон нашего общества.

Источник