Речевые стереотипы в развитии речи ребенка

Речевые стереотипы в развитии речи ребенка thumbnail

Речь не является врожденной способностью ребенка, она формируется постепенно, вместе с его развитием и под влиянием речи взрослых. Окружающая малыша социальная и речевая среда — не только условие, но и источник развития речи. Полноценное речевое развитие немыслимо без здоровой языковой среды.

Речь ребенка начинает развиваться практически с первых дней жизни. Этапы развития речи:

1. Крик — самое первое речевое проявление, рефлекторная реакция ребенка на различные дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 мес. Примерно с 2 мес. крик начинает качественно меняться.

2. Гуканье — это начальное гуление. Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гукает в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми. У малыша формируется комплекс оживления (эмоционально- двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление, которое отличается от короткого гуканья певучестью (см. 3 этап).

3. Гуление — певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [А, У, Ы], часто в сочетании с согласными [Г, М]. Гуление — важный этап довербального (дословесного) развития речи малыша. В это время он начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Так, в ответ на доброжелательный и ласковый голос взрослого малыш улыбается, удовлетворенно произносит звуки и, наоборот, кричит — если слышит, что взрослый сердится, раздражен, недоволен.

Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.

«Расцвет» гуления приходится на 4-6 мес. жизни. На этом этапе очень большое значение имеет эмоционально- положительный контакт со взрослым, особенно значимо общение матери с ребенком. Молчаливые взрослые или такие, чья речь эмоционально бедна и невыразительна, не вызывают у ребенка гуления, необходимого для нормального речевого развития, формирования познавательного интереса к внешнему миру С такими взрослыми у ребенка просто не возникает потребности общения.

Для младенца эмоциональное общение со взрослым — главное условие формирования его психики.

4. Лепет — приходит на смену гулению и длится примерно до 9-месячного возраста. Лепет представляет собой многократное повторение слогов (МЛ, БА, ПА, ДА, НА) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим: МА-МА-МА, БА-БА-БА и т. д. Роль слуха при этом весьма велика. Например, при врожденной глухоте у ребенка имеет место этап гуления, но произнесение звуков постепенно угасает и полностью отсутствует лепет.

Часто в лепете можно услышать звуки, которых нет в родном языке, а часть звуков вообще невозможно воспроизвести. Интересный факт: все дети, независимо от национальности, лепечут одинаково, и только позднее они начинают говорить на том языке, на котором говорят окружающие его люди.

5. Лепетные слова появляются к 9-10 мес., обычно они состоят из двух одинаковых слогов: «МАМА», «ПАПА», «БАБА», «ДЯДЯ». Считается, что в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап рассматривается как сензитивныи, то есть наиболее благоприятный для развития речи.

6. Предметно-отнесенная речь — умение узнавать в словах людей и предметы. Она появляется к концу второго полугодия жизни ребенка. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд. Многие мамы помнят бесконечные хождения по дому с малышом и указательный жест, заменяющий вопрос: «Что это? А как это называется?». Таким занятиям стоит уделить столько времени, сколько хочет ребенок. Это тоже уроки языка.

7. Осмысленная речь. К концу первого года жизни или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. Его словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов («КИС», «МУ», «АВ», «АМ» и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи. В возрасте 1,5-2 лет дети начинают говорить отдельными короткими фразами.

Речь ребенка продолжает развиваться по типу копирования речи взрослых, поэтому очень важно, чтобы родители говорили правильно, без длинных и сложных фраз, то есть служили образцом для подражания. Мамы детей с ускоренным речевым развитием, как правило, произносят слова четко, они внимательно реагируют на высказывания малыша, подхватывают их «мысль», уточняют и конкретизируют.

Дети 2 лет активно используют в речи примерно 250- 300 слов, а у 3-летних детей активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.

К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще может не быть шипящих звуков [Ш, Ж, Ч, Щ] и сонорных [Р] и [Л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи.

Активный словарь к 5 годам увеличивается до 2500- 3000 слов, фразы удлиняются и усложняются. У большинства детей этого возраста заканчивается процесс формирования звукопроизношения.

В 7 лет ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и овладевает грамматически правильной речью.

К школьному возрасту ребенок практически овладевает речью. Он не просто механически накапливает словарь, копирует взрослую речь и запоминает речевые штампы, но постигает и усваивает законы языка. Овладение языком — это процесс творческого познания, активного поиска языковых закономерностей, усвоение правил, по которым строится собственная речь. Даже очень маленький ребенок может создавать собственные, уникальные высказывания. Остается только удивляться, какую сложную работу совершают дети в короткий срок.

Вопрос 26.

Источник

В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания.[1,стр.49.]

Первый этап — подготовительный. На данном этапе происходит подготовка к овладению речью

Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик — первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

В 1,5-2 месяца появляются специфические голосовые реакции — гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания.

В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их.

При нормальном развитии ребенка, между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка — лепет. В этот период лепетных звуков появляется признак локализованности и структурация слога. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования.

В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба – ба, дя – дя, деда и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих.

В 8,5–9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями.

В 9-10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.

Первые слова появляются к концу первого года жизни.

Второй этап – пред дошкольный. В этот период расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороны речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики.

После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней:

— Папа, ди (папа, иди).

Таким образом, в течение полутора лет происходит количественный скачок в расширении словаря детей.

В 1–3 года ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем. Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянавм (космонавт), пиямида (пирамида), итая (гитара),

Как отмечает Н.С. Жукова, с момента появления у ребенка возможности правильно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачок в развитии речи.

Таким образом, к концу пред дошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.

В три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас.

Дошкольный этап. Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.

В это время формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения.

В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Школьный период. Продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.

Источник

Юлия Фролова
Речевое развитие детей — проблемы и пути решения. Советы родителям

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький, около 1 года. Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово, когда начнет активно говорить, как быстро пополнится его словарный запас…

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает. Беспокоит ли это нас сейчас? Какой бы вы хотели видеть речь ребенка? Грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой…. Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время дети мало проводят времени в обществе родителей (все больше за компьютером, у телевизора, со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а развивающие речевые занятия дома – это вообще редкость.

Вот и получается, что ребенок подрастает и к моменту поступления в школу возникает множество проблем именно в его речевом развитии.

С какими же проблемами мы можем столкнуться?

1. Речь односложная – состоит из одних простых предложений (2 – 3 слова).

2. Бедный (недостаточный) словарный запас.

3. Наличие слов – паразитов, замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений.

4. Неумение грамотно и доступно сформулировать вопросы и ответы.

5. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст (а в школе это умение просто необходимо).

6. Неспособность высказать свои мысли, логически объяснить, доказать.

7. Речь не выразительна, дети не умеют использовать интонации, где-то произнести фразы с выразительной интонацией (с грустью, восторгом, в быстром или медленном темпе, выделить главные слова).

8. Плохая дикция, дети не выговаривают звуки (что потом может сказаться на письме).

Что же делать?

Самим родителям активно включиться в процесс стимуляции речевого развития своего ребенка:

1. В первую очередь большое внимание уделить рассказыванию:

– пересказы текстов

– составление рассказов по картинкам, по серии картин

– составление творческих рассказов, придумывание сказок

2. Разучивать с детьми стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память.

3. Улучшению звукопроизношения способствуют чистоговорки. Следует отметить, что скороговорки можно использовать только тогда, когда ребенок достаточно четко произносит все звуки.

4. Дети очень любят отгадывать и загадывать загадки (как литературные, так и «самодельные»). Это учит их делать выводы, анализировать, развивает мышление. При этом обязательно надо спросить у ребенка – как он догадался, почему он так думает.

Несколько советов родителям – что необходимо делать дома, чтобы улучшить речь ребенка.

1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть внятной, четкой, разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, ее правильностью.

2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам – логопеду, неврологу.

3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным. И обязательно – обсуждайте с ребенком прочитанное.

И напоследок – любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у нас есть.

Источник

 Гендерные особенности речи и оптимизация речевого развития детей дошкольного  возраста

В научной литературе представлены различные подходы к исследованию гендерных характеристик речи. Первый подход базируется на определении понятия гендера как близкого (или синонимичного) понятию пол. В данном случае при оценке тех или иных особенностей речи лиц разного пола неоправданно смешиваются социальные (например, языковая среда) и физиологические (например, функциональная асимметрия мозга) факторы, детерминирующие, по мнению исследователей, гендерные различия в речевой деятельности (Горошко Е.И., Сиротюк А.Л. и др.).

Второй подход, напротив, основывается на отрицании значимости биологических факторов в развитии речи лиц разного пола, что приводит к определению всех особенностей речевой деятельности как гендерных. Представители данного направления объясняют природу речевых различий мужчин и женщин особенностями перераспределения социальной власти в обществе. В большей степени такая точка зрения представлена феминистскими исследованиями в области психологии и лингвистики.

Третий подход характеризуется отсутствием гендерного анализа при изучении речи лиц разного пола. Как правило, оценка особенностей речи лиц разного пола не является главной целью подобных исследований, полученные данные рассматриваются как второстепенные (Репина Т.А. и др.).

По мнению большинства психологов и лингвистов, гендерные речевые различия необходимо принимать во внимание. К настоящему времени уже проведен ряд исследований различных сторон устной и письменной речи, а также особенностей вербального поведения лиц разного пола (Кирилина A.B., Горошко Е.И. и др.), однако большинство из них затрагивают проблему гендерных различий в речи взрослых людей.

Выявлены особенности организации лексикона у лиц разного пола: основу женского активного словаря составляет общеупотребительная лексика, тогда как мужчины чаще используют периферийные разделы лексикона (профессиональные термины, неологизмы и др.). Горошко Е.И. на основании результатов ассоциативного эксперимента дифференцирует ассоциативные картины мира мужчин и женщин. Установлено, что женская речь обнаруживает большую концентрацию эмоционально-оценочной лексики, выражение оценочных суждений у мужчин чаще носит нейтральный характер (Кирилина A.B.).

В ряде исследований выявлено, что женщины чаще используют в высказываниях прилагательные, тогда как мужчины – глаголы, прилагательные и наречия (Вейлерт A.A. и др.). Изучение синтаксической стороны речи лиц разного пола показало, что мужчины в среднем используют в одном тексте меньшее число предложений, чем женщины, но мужские синтаксические конструкции чаще являются сложными (Кирилина A.B., Горошко Е.И.). Исследуются различия в речевых стилях, коммуникативных стратегиях реагирования и тактике ведения диалога. Ряд ученых подчеркивают отсутствие четких границ между мужской и женской речью, определяя особенности мужской и женской речи как проявления тенденции употребления различных языковых средств (Кирилина A.B., Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н.).

Таким образом, большинство работ отражает результаты исследований взрослых мужчин и женщин. Проблема же гендернообусловленных особенностей речи детей остается малоизученной. В научной литературе имеются немногочисленые данные, характеризующие особенности содержания традиционных гендерных стереотипов в отношении речи девочек и мальчиков дошкольного возраста. В частности, поведение девочек определяется как преимущественно вербальное, устным высказываниям приписывается грамотность оформления при невысокой логичности («женская логика»). Традиционными являются представления о выраженной эмоциональности речи девочек и их большей склонности к гуманитарным наукам. Поведение мальчиков, напротив, характеризуется как преимущественно невербальное. Считается, что речевые способности мальчиков развиваются хуже, чем у их сверстниц. Подчеркивается, что взрослые часто приписывают устным высказываниям мальчиков логичность, невысокий уровень грамотности, использование стилистически сниженных языковых средств (Кон И.С., Агеев B.C., Клецина И.С.). Эти традиционные представления, на которые нередко опираются в практической деятельности педагоги и воспитатели, в определенной мере ограничивают развитие детей обоего пола (Кон И.С. и др.).

У детей разного пола выявлены некоторые различия в развитии речи. Так, Нельсон К., Бейтс Э., Брезертон А. (цит.по: Бужигеева (Ушакова) М.Ю.) определили две принципиально различные тактики овладения языком: референциальную (в большей степени характерную для девочек) и экспрессивную (чаще характеризующую речевое развитие мальчиков). Речь девочек, в силу референциальной тактики, отличается активным использованием прилагательных, быстрым увеличением лексикона и употреблением большего числа повествовательных предложений, В речи мальчиков, напротив, выявлено небольшое число существительных и прилагательных, медленный рост активного словаря. Мальчики чаще используют побудительные предложения, чем повествовательные.

Результаты изучения диалогического общения девочек и мальчиков (Го-рошко Е.И.) показали, что выбор тем разговора детьми разного пола неодинаков: девочки чаще обращаются к конкретным, сиюминутным вопросам, тогда как мальчики предпочитают разговаривать на достаточно абстрактные темы. Кроме того, в ходе диалога мальчики допускают в своей речи грубые грамматические ошибки, для девочек же характерны ошибки, связанные с гиперкоррекцией, чрезмерным контролем речевого действия.

Гендерные особенности речи детей дошкольного возраста проявиляются в выборе различных языковых средств, опосредованном социальными нормами и стереотипами в отношении полоролевого поведения. Эти особенности определяют качественное своеобразие речи девочек и мальчиков, проявляясь на различных уровнях высказывания: лексическом, морфологическом, синтаксическом и смысловом. Так, интерес к техносфере традиционно более высок у мальчиков, а к живой природе – у девочек (Д.Д. Амен). Как правило, речь девочек предметна, лучше соответствует языковым нормам, в ней доминирует аффективный компонент. В речи мальчиков больше выражены когнитивный и мыслительный аспекты, она более динамична и носит объяснительный характер, однако в меньшей степени соответствует нормам использования лексических единиц.

Рассказы девочек состоят в основном из распространенных повествовательных предложений. Они склонны персонифицировать собственное высказывание, придавать ему определенный личностный смысл и законченную грамматическую форму. Мальчики, напротив, стремятся передать в своей речи только необходимую информацию, исключив ненужные детали. Их рассказы состоят преимущественно из нераспространенных повествовательных, побудительных и вопросительных предложений. В силу преобладания глагольной лексики высказывания мальчиков более динамичны и информативны, тогда как высказывания девочек из-за преобладания существительных более статичны и предметны. Большее число прилагательных в рассказах девочек свидетельствует об их внимании к признакам предметов и явлений. При этом высказывания девочек более экспрессивны, они чаще дают морально-этическую оценку описываемых событий. Реплики мальчиков чаще бывают эмоционально нейтральными и носят объяснительный характер, но реже касаются этической стороны вопроса. Речевая деятельность девочек осуществляется в основном посредством активного использования разнообразных лексических средств, тогда как речь мальчиков – посредством сложных грамматических операций. Высказывания девочек содержат больше прилагательных, а мальчиков – больше глаголов.

Изучение особенностей речевого взаимодействия детей с взрослыми в регламентированной деятельности позволило сделать вывод о том, что для девочек характерна активная речевая деятельность, основанная на инициативных высказываниях, тогда как речь мальчиков в большей степени реактивна, опосредована речевыми актами взрослого. В условиях спонтанного развития речевая активность девочек в значительной степени увеличивается при переходе в старший дошкольный возраст, у мальчиков данный процесс наиболее активно протекает к концу дошкольного периода развития.

Выявлено, что уровень развития отдельных языковых структур речеязыкового механизма неодинаков у дошкольников разного пола: девочки активно овладевают базовыми структурами языка, но в меньшей степени ориентированы на сложные грамматические операции, тогда как мальчики, напротив, оперируют в речи сложными грамматическими категориями, не уделяя должного внимания лексическому уровню языка. На интенцию к высказыванию более значительное влияние оказывает у девочек блок личностных образований и психологических состояний, у мальчиков – блок интеллектуально-когнитивных операций и репрезентации знаний.

Установлено, что указанные гендерные особенности речи во многом детерминируют различные траектории речевого развития: у девочек в большей степени проявляется «горизонтальная», основанная на активном использовании базовых языковых структур, тогда как для мальчиков больше характерна «вертикальная» траектория, связанная с овладением сложными грамматическими категориями.

У девочек лучше, чем у мальчиков, развиты навыки, связанные с лексической и морфологической сторонами речи. Девочки, в основном, успешно справляются с подбором глаголов и прилагательных, правильно изменяют и образуют необходимые формы слов. Мальчики преимущественно демонстрируют активность в подборе существительных и успешнее осуществляют синтаксические операции, особенно при дополнении придаточной части сложноподчиненного предложения. Речевые навыки, связанные с осознанием языковых элементов и анализом устного высказывания, лучше сформированы у девочек. Развитое чувство языка у мальчиков зафиксировано практически в два раза чаще, чем у девочек, и характерно только для детей старшего дошкольного возраста.

Особого внимания заслуживают особенности высказываний, опосредованные гендерной принадлежностью и соответствующим социальным опытом детей определенного пола. Так, например, девочки зачастую неверно подбирают глаголы в описаниях действий, традиционно считающихся мужскими (использование транспорта, инструментов), тогда как мальчики ошибаются при описании действий, которые чаще осуществляют женщины (связанные с бытом). Примеры ошибок девочек: «рубит доски пилой», «пилит топором», «режет доски пилой», «папа накачивает машину». Ошибки мальчиков: «мама моет белье, одежду», «мама варит котлету». В тех же случаях, когда речевая деятельность осуществлялась мальчиком или девочкой в рамках своего гендерного опыта, подобные ошибки почти не встречаются.

Таким образом, к концу дошкольного возраста большинство речевых навыков, основанных на многократном повторении и активно обогащающемся лексиконе, лучше развито у девочек. С логическим оперированием элементами языка и составлением сложных синтаксических конструкций успешнее справляются мальчики.

Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современной психологии рассматривается в двух взаимодополняющих аспектах: изучение особенностей речи детей от трех до семи лет и поиск наиболее эффективных способов оптимизации речевой деятельности на данном этапе онтогенеза.

Детская речь рассматривается в научной литературе как речевая деятельность, которой свойственно употребление специфических средств в процессе речевого общения (Выготский JI.C., Эльконин Д.С., Леонтьев A.A., Шахнарович A.M. и др.). Это определяет качественное своеобразие речи детей и необходимость ее изучения в контексте социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности и основных новообразований возраста. Возрастные периоды характеризуются различной значимостью для полноценного речевого развития ребенка. К числу наиболее важных этапов развития речи большинство исследователей относят дошкольное детство.

В возрасте от трех до семи лет происходит качественное преобразование всех сторон речи (лексической, фонетической, морфологической, синтаксической), а также ее форм и функций (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Гвоздев A.Н. и др.). Активному овладению родным языком способствуют потребности в общении со сверстниками и взрослыми, развитие игровой и появление новых видов деятельности, усвоение ребенком различных социальных норм поведения (Эльконин Д.Б., Жинкин Н.И., Леонтьев А.Н. и др.). Позитивные изменения в познавательной и личностной сферах ребенка, а также формирование у него различных социальных навыков определяют развитие основных блоков речеязыкового механизма, который включает в себя языковые структуры, когнитивные и личностные образования, позволяющие осуществлять речевую деятельность (Ушакова Т.Н.).

Вместе с тем результаты многочисленных исследований убедительно доказывают неравномерность и гетерохронность развития разных сторон речи у большинства дошкольников (Божович Е.Д. и др.). Активное формирование отдельных речевых навыков при недостаточной оптимизации в целом речевой деятельности создает трудности в процессе целенаправленного развития речи детей в дошкольных учреждениях и снижает уровень их психологической готовности к овладению новым видом речевой деятельности – письменной речью. Это приводит к необходимости исследования различных особенностей детской речи и факторов, определяющих ее развитие на данном этапе онтогенеза.

Хотя в целом проблема гендерных особенностей речевой деятельности и получила определенное освещение в научной литературе, далеко не все ее аспекты изучены достаточно хорошо. В частности, нечетко обозначено само понятие гендерных особенностей речи детей, не выявлена их связь с основными структурами речеязыкового механизма ребенка, не определены способы учета указанных особенностей в процессе целенаправленного развития детской речи. Изучение данных вопросов является актуальной задачей дальнейших теоретических исследований и разработки на их основе соответствующих коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие речи детей в дошкольном учреждении.

Вплоть до последнего времени гендерный фактор необоснованно относился к числу наименее учитываемых в процессе целенаправленного развития речи. Между тем, реализация гендерного подхода к изучению детской речи позволяет интерпретировать и корректировать влияние на речевую деятельность ребенка гендерных стереотипов (традиционных представлений о нормативном поведении лиц разного пола) и гендерной социализации (процесса присвоения ребенком правил и норм поведения, соответствующих его гендерной принадлежности) (Клецина И.С., Кирилина A.B., Радина Н.К. и др.).

Результаты экспериментов свидетельствуют о том, что хотя в условиях целенаправленного развития речи у детей в рамках гендерного подхода у девочек и мальчиков сохраняются характерные для них траектории, но в то же время проявляются элементы «вертикальной» (у девочек) и «горизонтальной» (у мальчиков) линий речевого развития. Реализация специальной программы развития речи, основанной на обогащении социального опыта детей и дифференциации речевых упражнений для мальчиков и девочек, способствовует активизации различных блоков речеязыкового механизма дошкольников, что обеспечивает коррекцию выявленных траекторий речевого развития.

В результате речевая деятельность девочек начинает осуществляться посредством активного использования не только разнообразных лексических единиц, но и сложных грамматических операций, что отражает развитие мыслительного и когнитивного компонентов речи. Высказывания девочек начинают характеризоваться большей динамичностью, информативностью, комплексированностью и логичностью. Речь мальчиков, сохранив динамичность и информативность высказываний, становится более предметной, эмоционально окрашенной, в достаточной степени соответствующей нормам использования лексических единиц. Таким образом, развитие речевой деятельности девочек и мальчиков приобретает комплексный характер.

Позитивные изменения речевой деятельности у детей разного пола вызывают повышение их речевой активности в ходе вербального взаимодействия с взрослыми в регламентированной деятельности. Значимым результатом работы становится улучшение способности к самостоятельному построению высказываний у детей среднего дошкольного возраста, поскольку для девочек и мальчиков четырех-пяти лет инициативные высказывания составляют большую сложность, чем для старших дошкольников. В речи мальчиков дошкольного возраста особенно заметным становится развитие инициативности высказываний в ходе речевого взаимодействия с взрослыми.

Реализация гендерного подхода способствует оптимизации речевого взаимодействия детей со взрослыми, активизирует основные структуры речеязыкового механизма мальчиков и девочек и повышает эффективность целенаправленного развития детей в условиях дошкольного учреждения.

Источник