Речевой профиль как показатель динамики общего и речевого развития ребенка

Диагностика коммуникативных навыков

  1. Коммуникативное поведение

1.1. Вокализации

Какие звуки, звукокомплексы он/она произносит?

В каких ситуациях, в присутствии кого он/она произносит звуки?

Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением?

С каким: реакция на обращение; привлечение к себе внимания; требование (принятие/отклонение) предмета, выполнения действия; протест; комментарии и др.?

1.2. Взгляд

Наблюдает ли он/она за окружающей обстановкой,

людьми?

Следит ли он/она за другими людьми, находящимися в

поле зрения? Замечает ли он/она визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения?Проявляет ли различия в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям, людям и предметам? Выдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника? Выражает ли он/она взглядом желание о привлечениивнимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение?

1.3. Мимика

Может ли он/она мимикой понятно выражать чувства

(радость, удивление, грусть, злость, страх)?

Соответствует ли выражение лица ситуации?

Есть ли неясности в интерпретации выражений его/ее лица?

Может ли он/она сознательно контролировать свою мимику?

Отвечает ли он/она мимикой на вопросы или ситуацию

высказывания?

Появляется ли у него/нее выражение лица спонтанно?

Общается ли он/она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации?

1.4. Жесты

Демонстрирует ли он/она целенаправленные движения по

отношению к объектам, людям в какой-либо ситуации?

Использует ли он/она движения тела с целью достижения объекта?

Усиливаются (ослабляются) ли непроизвольные движения

в отношении определенных действий, среды, людей?

Использует ли он/она жесты, чтобы обратить на себявнимание?

Использует ли он/она жесты с целью выражения основных потребностей?

Связаны ли жесты с другими формами коммуникации?

1.5. Интерактивное поведение

Реагирует ли он/она на обращение?

Реагирует ли он/она на разумные требования?

Проявляет ли он/она различия в реагировании на собеседников, ситуацию?

ли он/она инициатором коммуникативноговзаимодействия?

Проявляет ли он/она соразмерное поведение в ситуации смены собеседника?

Каким образом он/она реагирует на недоразумения?

Отвечает ли он/она на дополнительные вопросы при повторениях / уточнениях с целью снятия недоразумения?

Прибегает ли он/она в не совсем понятной ситуации к альтернативным формам коммуникации?

Может ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими?

  1. Лингвистические способности

2.1. Восприятие и понимание

Реагирует ли он/она на собственное имя?

Узнает ли он/она имена людей, названия знакомых объектов, событий?

Знает ли он/она общеупотребительные существительные, глаголы?

Может ли он/она отвечать на закрытые вопросы, показывая «Да»/»Нет»?

Понимает ли он/она простые требования?

Узнает ли он/она названные объекты?

Узнает ли он/она объекты по их функциональному описанию?

Понимает ли он/она родовые понятия?

Понимает ли он/она фразы с конкретным значением?

Понимает ли он/она фразы с переносным значением?

Понимает ли он/она фразы, выражающие причинно-следственные, временные отношения, условие (предложения «Если…, то затем…»)?

Понимает ли он/она местоимения, прилагательные?

Понимает ли он/она репродуктивные вопросы: «Кто?»«Что?»

Понимает ли он/она поисковые вопросы: «Где?»«Куда?»

Понимает ли он/она вопросы, касающиеся его/ее, других людей?

Понимает ли он/она бытовые вопросы?

2.2. Способность речевого выражения

2.2.1. Артикуляционная моторика

Испытывает ли он/она проблемы с приемом пищи (еда сложки, жевание, глотание)?

Выполняет ли он/она произвольные (непроизвольные)движения органами артикуляционного аппарата?

Скоординированы ли у него/нее дыхательная, голосовая и артикуляционная системы?

2.2.2. Речь

Продуцирует ли он/она устные высказывания?

Понятны ли его/ее высказывания?

Может ли он/она однозначно ответить «Да» и «Нет»?

Может ли он/она разборчиво произносить другие слова?

2.2.3. Помощь при коммуникации

Может ли он/она устно выразить свои повседневныепотребности?

Может ли он/она устно сообщить о своем самочувствии,эмоциональном состоянии?

Может ли он/она называть знакомых людей, объекты,ситуации, места?

Может ли он/она устно выразить отношения «человек-действие» и «действие-объект»?

Может ли он/она задавать вопросы?

Может ли он/она отвечать на простые вопросы?

2.2.4. Чтение и письмо

Может ли он/она распознавать буквы и цифры?

Может ли он/она узнавать (распознавать) часто употребляемые слова?

Может ли он/она распознавать знакомые существительные и глаголы?

Может ли он/она осмысленно читать предложения?

Может ли он/она писать буквы (применяя вспомогательные средства)?

Может ли он/она писать знакомые слова?

Может ли он/она писать простые предложения?

  1. Двигательные способности

Каково его/ее общее моторное развитие?

Может ли он/она самостоятельно передвигаться (вставать, садиться)?

Как он/она располагается в кресле-коляске?

Какая часть его/ее тела в большей степени способна к

выполнению произвольных движений? Каков объем выполняемых движений?

Каков минимум движений, выполняемых уверенно иточно?

Сколько времени необходимо ему/ей, чтобы показатьна что-то?

Как часто он/она может отвечать в течение определенного интервала времени?

Как долго он/она может выполнять определенный виддеятельности и не уставать?

Может ли он/она пользоваться «коммуникативной кнопкой»?

Насколько богат его/ее опыт пользования «коммуникативной кнопкой»?

4.Когнитивные способности

4.1. Внимание

Концентрирует ли он/она внимание?

Отвлекается ли?

Каково его/ее общее психическое состояние (заинтересованный, внимательный, бодрый, пассивный, вялый)?

4.2. Восприятие

4.2.1. Зрительное восприятие

Какое у него/нее зрение? Есть ли указания на сужениеполей зрения?

Может ли он/она фиксировать взглядом объекты илилюдей?

Может ли он/она следить за объектами, людьми, находящимися в движении

Может ли он/она осуществлять сканирование взглядом?

Имеются ли особенности зрительного восприятия?

4.2.2. Слуховое восприятие

Какой у него/нее слух?Может ли он/она локализовать окружающие шумы(речь)?

Может ли он/она распознать и соотнести звуки окружающей среды?

Дифференцирует ли он/она звуки, проявляет ли к нимизбирательное отношение?

Каково состояние фонематического восприятия?

Может ли он/она сравнивать звуки?

4.2.3. Тактильное восприятие

Каково состояние тактильного восприятия?

Может ли он/она воспринимать (тактильные) прикосновения?

Насколько у него/нее выражена тактильная чувствительность?

Может ли он/она соотносить полученные тактильныеощущения?

4.3. Знаково-символическая деятельность

Имеет ли он/она представление о постоянстве объекта?

Понимает ли он/она символы?

Имеет ли он/она представление о связи «средство-цель»?

Умеет ли он/она воспринимать причинные связи?

Имеет ли он/она план действий при обращении с объектами?

Демонстрирует ли он/она символическое (игровое) поведение, нравится ли ему/ей наблюдать за игрой?

Использует ли он/она игрушки?

4.4. Мышление и память

Может ли он/она классифицировать объекты по функциональному признаку?

Узнает ли он/она знакомые лица?

Может ли он/она обобщать изученное и применять егов новых ситуациях?

Распознает ли он/она структуры?

Может ли он/она решить задачу?

  1. Психосоциальные способности

Проявляет ли он/она разочарование, если видит, что

неспособен/на выразить свои желания и потребности?

Знает ли он/она о своих коммуникативных ограничениях?

Имеет ли он/она выдержку для целенаправленных, намеренных взаимодействий с другими людьми?

Применяет ли он/она все имеющиеся в распоряжении

возможности для включения в окружающую среду?

Читайте также:  Раннее развитие ребенка карточки купить

Мотивирован(а) ли он/она общаться с другими людьми?

К каким объектам, действиям, видам деятельности он/

она проявляет особый интерес?

Проявляет ли он/она интерес к фотографиям или картинкам?

С какими другими людьми он/она преимущественно

контактирует?

В каких местах происходит коммуникация?

Проявляет ли он/она длительный интерес к какому-либо занятию, деятельности?

Имеется ли в его/ее поведении что-то необычное?

Источник

Ðå÷åâîé ïðîôèëü – ãðàôè÷åñêîå èçîáðàæåíèå ñòåïåíè ñôîðìèðîâàííîñòè ñòðóêòóðíûõ êîìïîíåíòîâ ðå÷è íà îñíîâå áàëüíîé îöåíêè â ñîîòâåòñòâèè ñ êà÷åñòâîì âûïîëíåííûõ òåñòîâûõ çàäàíèé. Ìåòîäèêè îöåíêè îñîáåííîñòåé ëåêñè÷åñêîãî è ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ ðå÷è.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru

 òðàäèöèîííîé ëîãîïåäèè ñóùåñòâóåò ðÿä òðàäèöèîííûõ ïîäõîäîâ â èçó÷åíèè ðå÷åâîé ôóíêöèè ó ðåáåíêà. ×àùå âñåãî äàííûå ìåòîäèêè íîñÿò âîïðîñíî-îòâåòíûé õàðàêòåð, ñîäåðæàò áîëüøîé íàáîð íàãëÿäíîãî, äèäàêòè÷åñêîãî è èëëþñòðàòèâíîãî ìàòåðèàëà (Ã.À. Êàøå, Â.Â. Êîíîâàëåíêî, Ñ.Â. Êîíîâàëåíêî, Î.Á. Èíøàêîâà è äð.). Ïðè òðàäèöèîííîé äèàãíîñòèêå ðå÷è îòâåòû ðåáåíêà ôèêñèðóþòñÿ ëîãîïåäîì, àíàëèçèðóþòñÿ è çàíîñÿòñÿ â ðå÷åâóþ êàðòó ðåáåíêà, â ñîîòâåòñòâóþùèå ãðàôû.

Âñ¸ ÷àùå òðàäèöèîííûå ìåòîäèêè îáñëåäîâàíèÿ äåòñêîé ðå÷è ñî÷åòàþò â ñåáå íå òîëüêî îáùåïðèíÿòûå äëÿ ëîãîïåäèè ïðèåìû èçó÷åíèÿ ðå÷è, íî è íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ìåòîäû àíàëèçà è èíòåðïðåòàöèè äàííûõ äèàãíîñòèêè, ðàçðàáîòàííûå À.Ð. Ëóðèÿ äëÿ îöåíêè ðå÷è áîëüíûõ ñ àôàçèåé. Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèõ âàðèàíòîâ èçó÷åíèÿ äåòñêîé ðå÷è â ñîâðåìåííîé ëîãîïåäèè äîñòàòî÷íî, íî íàèáîëåå ïîëíûå âåðñèè íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè äåòñêîé ðå÷è ïðåäñòàâëåíû â ðàáîòàõ èññëåäîâàòåëåé – Ò.Â. Àõòèíîé, Ò.À. Ôîòåêîâîé. Ìåòîäèêà àâòîðîâ íîñèò òåñòîâûé õàðàêòåð, ÷òî îòëè÷àåò å¸ îò òðàäèöèîííîãî ïîäõîäà. Ïðîöåäóðà ïðîâåäåíèÿ îáñëåäîâàíèÿ è ñèñòåìû îöåíêè îòâåòîâ äåòåé ñòàíäàðòèçèðîâàíû, ÷òî ïîçâîëÿåò íàãëÿäíî ïðåäñòàâèòü êàðòèíó ðå÷åâîãî äåôåêòà ðåáåíêà è îïðåäåëèòü ñòåïåíü âûðàæåííîñòè íàðóøåíèÿ ñòîðîí ðå÷è, à òàêæå èñïîëüçîâàòü å¸ äëÿ ïðîñëåæèâàíèÿ äèíàìèêè ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà è ýôôåêòèâíîñòè êîððåêöèîííîãî âîçäåéñòâèÿ [Ôîòåêîâà Ò. À., Àõóòèíà Ò.Â. 2007]. Ò.Â. Àõóòèíà è Ò.À. Ôîòåêîâà äëÿ íàãëÿäíîé äåìîíñòðàöèè ñîñòîÿíèÿ ñòðóêòóðíûõ êîìïîíåíòîâ ðå÷è ðåáåíêà â òîò èëè èíîé âðåìåííîé ïðîìåæóòîê âðåìåíè ïðåäëàãàþò âûñòðàèâàòü ðå÷åâîé ïðîôèëü.

Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî óòâåðæäàòü, ÷òî ðå÷åâîé ïðîôèëü – ýòî ãðàôè÷åñêîå èçîáðàæåíèå ñòåïåíè ñôîðìèðîâàííîñòè ñòðóêòóðíûõ êîìïîíåíòîâ ðå÷è íà îñíîâå áàëüíîé îöåíêè â ñîîòâåòñòâèè ñ êà÷åñòâîì âûïîëíåííûõ çàäàíèé òåñòà.

Òåñòèðîâàíèå ìîæíî ïðîâîäèòü 3 ðàçà â ãîä èëè ðàç â êâàðòàë. Ïîëó÷àåìûå â õîäå òåñòèðîâàíèÿ ðåçóëüòàòû ïîçâîëÿò íàãëÿäíî óâèäåòü ñòåïåíü óëó÷øåíèÿ (óõóäøåíèÿ) ñîñòîÿíèÿ îòäåëüíûõ êîìïîíåíòîâ ðå÷è è ñäåëàòü íà îñíîâå ýòèõ äàííûõ ñîîòâåòñòâóþùèå âûâîäû è ðåêîìåíäàöèè â äàëüíåéøåé êîððåêöèîííî-ëîãîïåäè÷åñêîé ðàáîòå.

Ìåòîäèêà èçó÷åíèÿ ðå÷è ïðåäóñìàòðèâàåò îöåíêó íå òîëüêî ýêñïðåññèâíîé, íî è èìïðåññèâíîé, íå òîëüêî óñòíîé, íî è ïèñüìåííîé ñòîðîí ðå÷è. Ïðåäëàãàåìûå ëîãîïåäîì çàäàíèÿ çàòðàãèâàþò âñå ñòîðîíû ðå÷è: ôîíåòèêó, ëåêñèêó, ãðàììàòèêó. Òàê, íàïðèìåð, â ìåòîäèêå Ò.Â. Àõóòèíîé è Ò.À. Ôîòåêîâîé äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ðàçäåëîâ äëÿ èçó÷åíèÿ òåõ èëè èíûõ êîìïîíåíòîâ ÿçûêà, à êîëè÷åñòâî çàäàíèé (3-5-10) ìîæåò áûòü âàðèàòèâíûì. Êîëè÷åñòâî çàäàíèé ñîîòíîñèòñÿ ñ çàäà÷àìè, êîòîðûå ñòîÿò ïåðåä ëîãîïåäîì íà ýòàïå îáñëåäîâàíèÿ ðåáåíêà. Òåì íå ìåíåå, îáùåå êîëè÷åñòâî çàäàíèé äîëæíî íå ïåðåãðóæàòü âíèìàíèå ðåáåíêà.

Ïðè ïåðâè÷íîé îáðàáîòêå ìàòåðèëà ïðîèçâîäèòñÿ ñóììèðîâàíèå áàëëîâ çà êàæäóþ ïðîáó, ãðóïïó çàäàíèé, ñåðèþ è ò.ä. Ìàêñèìàëüíî óñïåøíûé âàðèàíò ìîæåò áûòü 900 (800, 700 è ò.ä.) áàëëîâ. Çàòåì ìîæíî ïåðåâåñòè ïîëó÷åííîå àáñîëþòíîå çíà÷åíèå â ïðîöåíòíîå âûðàæåíèå, ãäå 900 áàëëîâ – 100%, òî åñòü èíäèâèäóàëüíûé ïðîöåíò óñïåøíîñòè âûïîëíåíèÿ ìåòîäèêè ìîæíî ïîäñ÷èòàòü, óìíîæèâ ñóììàðíûé áàëë çà âåñü òåñò íà 100 è ðàçäåëèâ ïîëó÷åííûé ðåçóëüòàò íà 900. Âûñ÷èòàííîå òàêèì îáðàçîì ïðîöåíòíîå âûðàæåíèå êà÷åñòâà âûïîëíåíèÿ ìåòîäèêè ìîæíî ñîîòíåñòè ñ óðîâíÿìè óñïåøíîñòè: 4 óðîâåíü 100-80%; 3 óðîâåíü 79,9-65%; 2 óðîâåíü 64,9-50%; 1 óðîâåíü 49,9% è íèæå.

Ïî ðåçóëüòàòàì îáðàáîòêè ïðîòîêîëîâ îáñëåäîâàíèÿ ìîæíî âû÷åðòèòü èíäèâèäóàëüíûé ðå÷åâîé ïðîôèëü äëÿ êàæäîãî ðåáåíêà. Íà íåì íàãëÿäíî âèäíî, êàêèå êîìïîíåíòû ðå÷åâîé ñèñòåìû ñòðàäàþò, à êàêèå ñîõðàííû. Äëÿ ãðàôèêà íåîáõîäèìî âûñ÷èòàòü óñïåøíîñòü âûïîëíåíèÿ êàæäîé ñåðèè â ïðîöåíòíîì ñîîòíîøåíèè, óìíîæèâ íà÷èñëåííîå íà ñåðèþ êîëè÷åñòâà áàëëîâ íà 100 è ðàçäåëèòü ïîëó÷åííûé ðåçóëüòàò íà ìàêñèìàëüíî âîçìîæíûé. Íà ðèñóíêå ïðîôèëÿ, ïî âåðòèêàëüíîé îñè îòêëàäûâàåòñÿ óñïåøíîñòü âûïîëíåíèÿ çàäàíèé (â %), à ïî ãîðèçîíòàëüíîé – èçìåðÿåìûå ïàðàìåòðû (ðàçäåëû): 1 – çâóêîïðîèçíîøåíèÿ; 2 – ñëîãîâàÿ ñòðóêòóðà; 3- çâóêîâàÿ ñòðóêòóðà ñëîâà; 4 – àðòèêóëÿöèîííàÿ ìîòîðèêà; 5 – ñëîâîîáðàçîâàòåëüíûå íàâûêè; 6 – ãðàììàòè÷åñêèé ñòðîé; 7 – ñâÿçíàÿ ðå÷ü è ò. ä.

Ñîïîñòàâëåíèå ðå÷åâûõ ïðîôèëåé, ïîëó÷åííûõ ïðè ïåðâè÷íîì è ïîâòîðíûõ èññëåäîâàíèÿõ íàãëÿäíî äåìîíñòðèðóåò äèíàìèêó ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà è ñâèäåòåëüñòâóåò îá ýôôåêòèâíîñòè ïðîâîäèìîé ñ ðåáåíêîì êîððåêöèîííî-ëîãîïåäè÷åñêîé ðàáîòû.

Ïðèâåäåì ïðèìåðíûé ñïèñîê çàäàíèé, èñïîëüçóåìûõ ëîãîïåäîì äëÿ äàëüíåéøåé îöåíêè ïðè ñîñòàâëåíèè èíäèâèäóàëüíîãî ðå÷åâîãî ïðîôèëÿ ðåáåíêà.

I. Èçó÷åíèå ñîñòîÿíèÿ àðòèêóëÿöèîííîé ìîòîðèêè ðåá¸íêà

Îöåíèâàåòñÿ: ñèëà, òî÷íîñòü, îáú¸ì, ïåðåêëþ÷àåìîñòü.

Çàäàíèÿ: ïîâòîðÿé ñëåäóþùèå äâèæåíèÿ:

1. íàäóé ù¸êè,

2. ñäåëàé ÿçûê «Ëîïàòî÷êîé»,

3. «èãîëî÷êà»,

4. «÷àñèêè»,

5. «ëîøàäêà».

Îöåíêà â áàëëàõ: 3 á. – òî÷íîñòü è ïðàâèëüíîñòü âûïîëíåíèÿ äâèæåíèé; 2 á. – çàìåäëåííîå è íàïðÿæ¸ííîå âûïîëíåíèå; 1 á. – äëèòåëüíûé ïîèñê ïîçû, íåïîëíûé îáú¸ì äâèæåíèé èëè îòêëîíåíèå â êîíôèãóðàöèè; 0 á. – íåâûïîëíåíèå, íàëè÷èå îøèáîê, ñèíêåíåçèé è ò.ä.

II. Îñîáåííîñòè ôîíåòè÷åñêîãî ñòðîÿ ðå÷è

Îöåíèâàåòñÿ: ïðîèçíîøåíèå èçîëèðîâàííî, ïðîèçíîøåíèå â ñëîâàõ; ïðîèçíîøåíèå â ïîòîêå ðå÷è (îòñóòñòâèå, èñêàæåíèå, çàìåíà è ñìåøåíèå ðàçëè÷íûõ çâóêîâ); ðàçëè÷åíèå îïïîçèöèîííûõ çâóêîâ íà ñëóõ; âîñïðîèçâåäåíèå ñëîâ ñ ðàçëè÷íûì çâóêî-ñëîãîâûì ñîñòàâîì è ò.ä.

Çàäàíèÿ:

1. Íàçâàòü ïðåäìåòíûå êàðòèíêè, â íàçâàíèè êîòîðûõ èìåþòñÿ îáñëåäóåìûå ãðóïïû çâóêîâ – äåëèì èõ íà 5 ãðóïï ñâèñòÿùèå, øèïÿùèå, [ ë ] – [ ë’ ], [ ð ] – [ ð’ ] , âñå îñòàëüíûå (àëüáîì Î.Á. Èíøàêîâîé).

Îöåíêà â áàëëàõ: 3 á. – íîðìàòèâíîå ïðîèçíîøåíèå âñåõ çâóêîâ; 2 á. – 1 çâóê èëè íåñêîëüêî çâóêîâ ãðóïïû äîñòóïíû ïðàâèëüíîìó ïðîèçíîøåíèþ, íî â ñïîíòàííîé ðå÷è ïîäâåðãàþòñÿ èñêàæåíèþ / çàìåíå, ò.å. íåäîñòàòî÷íî àâòîìàòèçèðîâàíû; 1 á. – èñêàæåíèå / çàìåíà òîëüêî 1 çâóêîâîé ãðóïïû âî âñåõ ðå÷åâûõ ñèòóàöèÿõ; 0 á. – èñêàæåíèå / çàìåíà íåñêîëüêèõ çâóêîâ ãðóïïû èëè âñå.

2. Ðàçëè÷åíèå îïïîçèöèîííûõ çâóêîâ íà ñëóõ.

Ïîâòîðè: ñà-ñà-çà , øî-æî-øî ,ëà-ðà-ðà, ïà-ïà-áà,õà-õÿ-õà.

Îöåíêà â áàëëàõ: 3 á. – íîðìàòèâíîå ïðîèçíîøåíèå (ïîâòîð) âñåõ îïïîçèöèîííûõ çâóêîâ; 2 á. – 1 îøèáêà; 1 á. – íåñêîëüêî îøèáîê; 0 á. – îøèáî÷íîå âîñïðîèçâåäåíèå âñåõ ðÿäîâ.

III. Îñîáåííîñòè ëåêñè÷åñêîãî ñòðîÿ ðå÷è.

Îöåíèâàåòñÿ: ñëîâàðü (àêòèâíûé, ïàññèâíûé); ïðàâèëüíîå èñïîëüçîâàíèå ñëîâ ïî íàçíà÷åíèþ; ïîäáîð ñëîâ äëÿ âûðàæåíèÿ îòòåíêîâ ìûñëè.

Çàäàíèÿ:

Èñïîëüçîâàí ïîäáîð çàäàíèé èç àëüáîìà Î.Á. Èíøàêîâîé.

1. Ëåêñè÷åñêèå òåìû.

2. Ãëàãîëû äåéñòâèÿ, äâèæåíèÿ, ñîñòîÿíèÿ.

3. Ïðèëàãàòåëüíûå êà÷åñòâåííûå, îòíîñèòåëüíûå, ïðèòÿæàòåëüíûå.

4. ×èñëèòåëüíûå ïðîñòûå êîëè÷åñòâåííûå è ïîðÿäêîâûå.

Читайте также:  Семья как условие развития одаренности ребенка

5. Ïðåäëîãè.

6. Îáîáùàþùàÿ ôóíêöèÿ ñëîâà.

7. Àíòîíèìû, ñèíîíèìû.

8. Ýìîòèâíûé àñïåêò ëåêñè÷åñêèõ çíà÷åíèé.

Îöåíêà â áàëëàõ: 3 á. – àêòèâíûé è ïàññèâíûé ñëîâàðü â íîðìå, ïðåäúÿâëåííûå çàäàíèÿ âûïîëíÿþòñÿ âåðíî; 2 á. – íå íàçâàíà îäíà-äâå èç ëåêñè÷åñêèõ òåì, íåçíà÷èòåëüíûå îøèáêè â ïîíèìàíèè ïðèëàãàòåëüíûõ, ãëàãîëîâ-äåéñòâèé è ò.ï.;1 á. – îøèáêè â íàçâàíèè ëåêñè÷åñêèõ òåì, ïðåäëîãîâ, îáîáùàþùàÿ ôóíêöèÿ ñëîâà íå âîñïðèíèìàåòñÿ, ýìîòèâíûé àñïåêò íå ÿñåí; 0 á. – ãðóáûå îøèáêè.

IV. Îñîáåííîñòè ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ ðå÷è.

Îöåíèâàåòñÿ: âûÿâëåíèå ñïîñîáíîñòè ñëîâîèçìåíåíèÿ; âûÿâëåíèå ñïîñîáíîñòè ñëîâîîáðàçîâàíèÿ; ñâÿçíàÿ ðå÷ü.

Çàäàíèÿ:

Èñïîëüçîâàí ïîäáîð çàäàíèé èç àëüáîìà Î.Á. Èíøàêîâîé.

1. Îñîçíàíèå ðîäà ñóùåñòâèòåëüíûõ.

2. Èçìåíåíèå ñóùåñòâèòåëüíûõ ïî ÷èñëàì.

3. Èçìåíåíèå ïðèëàãàòåëüíûõ â ðîäå è ÷èñëå.

4. Èçìåíåíèå ãëàãîëîâ ïî ÷èñëàì.

5. Èçìåíåíèå ñóùåñòâèòåëüíûõ ïî ïàäåæàì.

6. Ñîãëàñîâàíèå ñóùåñòâèòåëüíûõ ñ ÷èñëèòåëüíûìè.

7. Èçìåíåíèå ïðèëàãàòåëüíûõ ïî ïàäåæàì.

8. Ñïîñîáíîñòü ê ñëîâîîáðàçîâàíèþ.

9. Ðàáîòà ïî ñåðèè ñþæåòíûõ êàðòèíîê.

10. Ðàáîòà ïî êàðòèíå

Îöåíêà â áàëëàõ: 3 á. – àãðàììàòèçìîâ íåò, ãðàììàòè÷åñêèé ñòðîé ñôîðìèðîâàí äîñòàòî÷íî; 2 á. -àãðàììàòèçìîâ íåò, íî ïðåîáëàäàþò ïðîñòûå íåðàñïðîñòðàí¸ííûå ïðåäëîæåíèÿ; 1 á. – îøèáî÷íûå îòâåòû, àãðàììàòèçìû; 0 á. – ãðóáûå îøèáêè, ÿâíûå àãðàììàòèçìû.

V. Óðîâåíü ñôîðìèðîâàííîñòè íàâûêîâ àíàëèçà è ñèíòåçà çâóêîâîãî ñîñòàâà ñëîâà.

Çàäàíèÿ:

1. Îïðåäåëè åñòü ëè çâóê [ ð ] â ïðåäúÿâëåííûõ ñëîâàõ.

2. Íàçîâè, êàêîé çâóê ïåðâûé…

3. Íàçîâè ïîñëåäíèé çâóê â ñëîâàõ….

4. Îïðåäåëè ìåñòî çâóêà â ñëîâå.

Îöåíêà â áàëëàõ: 3 á. – áûñòðî è ïðàâèëüíî îïðåäåëÿåò íàëè÷èå èëè îòñóòñòâèå çâóêà â ñëîâå è åãî ìåñòî; 2 á. – çàìåäëåííîå âûïîëíåíèå çàäàíèÿ ïðè âòîðè÷íîì ïðîèçíåñåíèè ñëîâ è çâóêîâ; 1 á. – îøèáêè ñ ïîñëåäóþùåé ñàìîêîððåêöèåé; 0 á. – íåïðàâèëüíîå âûïîëíåíèå çàäàíèÿ.

Èçâåñòíî, ÷òî êîìïëåêñíîå èçó÷åíèå ñîñòîÿíèÿ ðå÷è ïîçâîëÿåò ëîãîïåäó íå òîëüêî ïðîâåñòè êà÷åñòâåííóþ äèàãíîñòèêó ðå÷åâûõ êîìïîíåíòîâ, íî è ðàçðàáîòàòü ñòðàòåãèþ ýôôåêòèâíîé êîððåêöèè. Èíäèâèäóàëüíûé ðå÷åâîé ïðîôèëü ðåáåíêà íàãëÿäíî äåìîíñòðèðóåò êîëè÷åñòâåííûå è êà÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ ðå÷åâîé ñôåðû â ïðîöåññå êîððåêöèè. ðå÷åâîé òåñòîâûé ëåêñè÷åñêèé

Ëèòåðàòóðà

1. Èíøàêîâà Î.Á.. Àëüáîì äëÿ ëîãîïåäà. – 2-å èçä., èñïð. è äîï. – Ì.: Ãóì. Èçä. öåíòð Âëàäîñ, 2008. – 279ñ.

2. Ôîòåêîâà Ò. À., Àõóòèíà Ò.Â. Äèàãíîñòèêà ðå÷åâûõ íàðóøåíèé øêîëüíèêîâ ñ èñïîëüçîâàíèåì íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèõ ìåòîäîâ. – 2-å èçä., èñïð. è äîï. – Ì.: Àéðèñ-ïðåññ, 2007.- 176ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Электронная логопедическая документация

МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕЧЕВОЙ КАРТЕ

Т.В. Капустина

Логопед ГБОУ №687 «ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЁНКА»

г. Санкт-Петербург

        В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в баллах и процентах, выявить результативность работы логопеда с минимумом временных затрат в  режиме автоподсчёта результатов логопедического обследования.

Ключевые слова: мониторинг динамики речевого развития, автоподсчёт результатов, баллы, проценты, электронный документ.

Современный учитель-логопед в век информационно-коммуникационных технологий должен строить свою работу в соответствии с новыми квалификационными требованиями, изложенными в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Учитель-логопед XXI века должен иметь навыки работы с  текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Сегодня уже нельзя игнорировать ведение электронного документооборота, который предстоит ещё разрабатывать и совершенствовать. Каким он должен быть? Какие документы должен включать? Перечень вопросов к содержанию электронного документооборота, к его структуре, дизайну сегодня является открытым.

В данной статье вниманию читателей, и в первую очередь учителям логопедам и учителям-дефектологам, предлагается один из документов открытого перечня электронного документооборота – «Мониторинг динамики речевого развития детей». Необходимость разработки данного документа продиктована введением в действие ряда новых нормативно-правовых документов в системе дошкольного образования.

В первую очередь это связано с реализацией «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ МОиН РФ от 23.11.09 № 655), которые обязали дошкольные образовательные учреждения, в структуре которых есть группы компенсирующей направленности, при разработке образовательной программы предусмотреть раздел «Примерная программа (программы) коррекционной работы». Содержание данного раздела обязательно должно включать мониторинг динамики развития детей, который бы позволил на протяжении конкретного этапа (учебного года) фиксировать результаты диагностики, а затем провести сравнение данных и получить оценку результативности коррекционной работы.

Новые требования к аттестации педагогических кадров, в частности распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О формах экспертных заключений для аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» от 18.03. 2011 года за  № 412-р, предусматривают критерии оценки результатов освоения воспитанниками образовательных программ и динамики их достижений. Приложение № 2 «Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения» содержит для учителей-логопедов и учителей-дефектологов в разделе № 3 «Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений» два критерия, оценить которые можно только по результатам мониторинга, представленных в аналитической справке:

пункт 3.2. «Наличие стабильных результатов коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;

пункт 3.3. «Положительная динамика в коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;

Любая аналитическая справка о результатах должна содержать цифровые значения, которые позволят в результате определённых арифметических действий отразить и наличие стабильных результатов и положительную динамику в  коррекции развития воспитанников, тем самым подтвердить эффективность работы учителя-логопеда.

В Приказе Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 “Об утверждении Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования” изложено:

Часть 3 пункт 2.3. «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей… в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей».

Предлагаемый мониторинг динамики речевого развития разработан как универсальное приложение к  речевым  картам для детей с тяжёлыми нарушениями речи, используемым учителями-логопедами в своей практике, его рабочее название: «Количественный анализ динамики речевого развития детей с ОНР».

Мониторинг разработан на основе программного обеспечения Microsoft Office Excel и представляет собой таблицу (см. рис.1), состоящую  из 18-ти столбцов.

Рис.1.Динамика речевого развития детей (общая таблица).

Первые два столбца – учётная запись (номер по порядку;  фамилия и имя ребёнка). Третий столбец «Учитывается в статистике» – является служебным, используется для подсчёта общего количества детей.

Читайте также:  Винарская речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии

Далее следуют 13 разделов для внесения результатов логопедического обследования. Для удобства пользования они выделены светлым штрихом.

  1. Неречевые психические функции.
  2. Мелкая моторика.
  3. Атрикуляционная моторика.
  4. Общие речевые навыки.
  5. Звукопроизношение.
  6. Слоговая структура и звуконаполняемсть слов.
  7. Фонематический слух, языковой анализ и синтез.
  8. Импрессивная речь.
  9. Активный словарь.
  10. Обобщающие понятия.
  11. Словоизменение.
  12.  Словообразование.
  13. Связная речь.

Каждый из 13-ти разделов логопедического обследования разделен на 3 части в соответствии с традиционными периодами обследования (сентябрь, январь, июнь).

Два последних столбца «Баллы (65 max) и «Процент набранных баллов от максимально возможного количества баллов за период» объединены общим названием «Итог индивидуальный».

Столбцы таблицы, выделенные серым цветом («Учитывается в статистике» и «Итог индивидуальный»), работают в режиме автоподсчёта, в ходе работы внесение данных в эти ячейки недопустимо.

Математические формулы для подсчёта описываются следующими выражениями:

  • Эти же формулы используются для подсчета соответствующих показателей за январь и июнь.
  • Общий итог по баллам подсчитывается как сумма индивидуальных итогов по каждому ребенку за соответствующий период. Итог общий (за сентябрь) = , где i – номер ребенка.
  • Общий итог процента набранных баллов за соответствующий период подсчитывается как сумма индивидуальных итогов за соответствующий период (выраженных в процентах) по каждому ребенку, деленная на общее количество детей.

Для подведения итогов  обследования  выбрана 6-ти бальная система оценки. За степень сформированности обследуемой функции  по каждому виду деятельности  вводятся баллы от 0 до 5.

В ходе ежеквартального обследования учитель-логопед фиксирует результаты обследования в виде среднего арифметического балла с учётом правил округления в соответствующем разделе таблицы.

Следует обратить внимание на различие критериев оценки внутри разделов. Критерии оценки раздела «Звукопроизношение» рассматриваются отдельно, так как обследуется сугубо специфическая фонетическая функция, для которой требуются иные критерии оценки.

       Критерии оценки по следующим 12-ти разделам:

«Неречевые психические функции», «Мелкая моторика», «Артикуляционная моторика», «Общие речевые навыки», «Слоговая структура и звуконаполняемость слов», «Фонематический слух, языковой анализ и синтез»,  «Импрессивная речь», «Активный словарь», «Обобщающие понятия», «Словоизменение», «Словообразование», «Связная речь».

Низкий уровень (0-1балл).

0 – отказывается отвечать на вопросы или не может выполнить задание.

1 – выполняет задания только с помощью логопеда с серьёзными многочисленными ошибками.

Средний уровень (2-3 балла).

2 – задания выполняет только с помощью логопеда, допускает многочисленные ошибки.

3 – задания выполняет с незначительной помощью, допускает ошибки.

Высокий уровень (4-5 баллов).

4 – задания выполняет самостоятельно, допускает отдельные незначительные ошибки. Степень сформированности обследуемой функции в пределах возрастной нормы.

5 – отлично справляется с заданиями, выполняет их самостоятельно и правильно. Степень сформированности обследуемой функции  соответствует возрастной норме.

                 Критерии оценки раздела «Звукопроизношение».

Низкий уровень (0-1 балл).

0 – звук отсутствует, либо произносится дефектно.

1 – проводится подготовительный этап постановки звука.

Средний уровень (2-4 балла).

2 – звук автоматизирован в слогах.

3 – звук автоматизирован в словах и фразах.

4 – звук автоматизирован в чистоговорках и специальных текстах.

Высокий уровень (5 баллов).

5 – звук введён в свободную речь, коммуникативные навыки  сформированы.

Максимально набранное количество баллов по 13 разделам составляет 65 баллов.

По окончании  внесения данных в столбце «Итог индивидуальный» в режиме автоподсчёта виден результат в виде баллов (столбец «Баллы – max 65») и в виде % (столбец «Процент набранных баллов от максимально возможного количества баллов»). В нижней части таблицы, в режиме автоподсчёта, отражается количество обследуемых детей и общий итог обследования по группе в баллах и процентах. Эти сведения необходимы, чтобы наглядно представить уровень речевого развития воспитанников группы в данный период времени в виде диаграммы (см. рис.2.)

Рис. 2.Общая диаграмма  речевого развития детей обследуемой группы.

На диаграмме по оси абсцисс (горизонтальной) указаны периоды обследования: сентябрь, январь, июнь), по оси ординат (вертикальной) – оценка результативности. За 100% приняты максимально набранные 65 баллов, которые соответствуют возрастной норме речевого развития ребёнка. На рис.2  представлена динамика  речевого развития группы: в сентябре уровень речевого развития составил всего 16,1 % от 100%, в январе – 37,6%, а в июне – 58,9 %. По результатам мониторинга делаем вывод о том, что результаты июньского обследования в 10 раз превышают сентябрьский результат. Диаграмма свидетельствует о положительной динамике речевого развития, однако она также подтверждает факт, что дети не достигли уровня нормального речевого развития в соответствии со своим возрастом.

Возможности данного мониторинга динамики речевого развития детей позволяют также визуально оценить и личную динамику речевого развития каждого ребёнка в группе в виде диаграммы (см. рис.3)

  Рис.3.Диаграмма личной динамики речевого развития ребёнка под №2.

Отличительными особенностями электронного документа «Мониторинг динамики речевого развития» являются следующие качества.

  1. Универсальность – может быть использован в приложении к любой речевой карте.
  2. Простота и лёгкость при составлении отчётов – минимум временных затрат при получении максимума информации, автоподсчёт результатов.
  3. Наглядность  динамики  результативности – в работе с родителями, самоконтроле учителя-логопеда, отчёты на консилиумах в ДОУ, аналитическая справка, планирование коррекционной работы, построение индивидуальной образовательной траектории ребёнка.
  4. Визуализация индивидуальной динамики личностных достижений ребёнка в речевом развитии (в течение учебного года или всего периода коррекционного обучения).

Литература.

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”.

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года за № 655, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 8 февраля 2010 года, регистрационный  № 16299, вступил в силу 16 марта 2010 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

4. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О формах экспертных заключений для аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» от 18.03.2011 года за № 412-р.

5.Сборник материалов I Всероссийской международной научно-        практической  конференции «Коррекционно-развивающее     и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы».

Капустина Т.В., Зигле Л.А. Статья «Мониторинг динамики речевого развития детей. Приложение к речевой карте». Барнаул, 2011г.

Источник