Речевого развития ребенка с дцп архипова

Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период)
скачать (429.5 kb.)

Доступные файлы (1):

содержание

    Смотрите также:

  • Коррекционная работа при ринолалии [ лабораторная работа ]
  • Баль Н.Н., Хабарова С.П., Зайцев И.С. Логопедическая работа при детском церебральном параличе [ документ ]
  • Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми со стертой дизартрией [ документ ]
  • Коррекционная работа с агрессивными детьми [ лабораторная работа ]
  • Абилитация и реабилитация детей с ДЦП [ документ ]
  • Игротерапия как средство развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с Дцп [ документ ]
  • Как помочь ребёнку в период адаптации [ реферат ]
  • Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [ документ ]
  • Дети с задержкой психического развития [ реферат ]
  • Дисграфия [ документ ]
  • Характеристика и специфические особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [ лекция ]
  • Программа – Работа психолога с гиперактивными детьми и детьми со страхами в детском саду [ программа ]

1.doc

Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). – М., 1989

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПЕРВЫЕ ДВА ГОДА ЖИЗНИ

Изучение детей с церебральным параличом показало, что задержка в развитии ребенка начинается с первых недель жизни. Большая роль в отклонениях психического развития детей принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Эти отклонения в основном обусловлены недостаточностью практического опыта детей с ДЦП, а также ограниченностью их коммуникативных связей.

Спонтанное развитие детей задерживается в темпе и патологически искажается по содержанию.
^
Для детей с ДЦП в первые пять месяцев жизни характерно сильное отставание в развитии их двигательных функций.

Только незначительная часть детей может к 5 месяцам удерживать голову. У них отмечается патологическое состояние кистей рук, характеризующееся приведением первого пальца к ладони и плотным сжатием кулаков. В некоторых случаях кисть бывает паретичной, свисающей. У подавляющего большинства детей отсутствует зрительно-моторная координация. Положение тела ребенка в ряде случаев бывает вынужденным с запрокинутой головой, что ограничивает поле зрения ребенка и является одной из причин задержки его психического развития с первых месяцев жизни. Общий мышечный тонус патологически изменен, в большинстве случаев с тенденцией к его повышению. Уже в этом возрасте задержка двигательного развития сочетается с отставанием в развитии голосовой активности и ориентировочно-познавательной деятельности ребенка.

К 12 месяцам лишь незначительное число детей удерживают голову, в основном дети не могут самостоятельно сидеть, что отрицательно сказывается на развитии их познавательной деятельности. У большинства детей отмечаются патологическое состояние кистей рук, недостаточность или отсутствие зрительно-моторной координации и манипулятивной деятельности.

Только некоторые дети могут стоять у опоры, а у многих отмечается вынужденное положение тела, невозможность поворотов с боку на бок, патологическая опора при попытке поставить их на ноги.

К двум годам некоторые дети еще плохо удерживают голову, не умеют свободно ее поворачивать и разглядывать окружающее. Они не в состоянии поворачиваться и менять положение своего тела, самостоятельно сидеть, захватывать и удерживать игрушки. В большинстве случаев кисти рук детей сжаты в кулаки, плотно приведен к ладони первый палец, и невозможно его участие при захвате игрушек. Лишь очень немногим детям доступна предметная деятельность с помощью взрослого. Во всех случаях отмечается патологическое изменение мышечного тонуса

Лишь некоторые дети могут стоять у опоры, переступать с поддержкой за руки. Как правило, нарушения произвольной моторики сочетаются с выраженной патологией артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. Вместе с тем у ряда детей отмечается довольно высокий уровень эмоциональных реакций и познавательной деятельности в целом. У детей с ярко выраженной патологией двигательной сферы и артикуляционного аппарата доречевая голосовая деятельность в этот возрастной период практически отсутствует.
^
У детей в возрасте до пяти месяцев отмечается целый ряд патологических изменений в строении и функционировании артикуляционного аппарата. Патология строения артикуляционного аппарата у части детей проявляется в неправильной форме твердого нёба, недоразвитии нижней челюсти, массивном языке. У части детей наблюдаются значительные асимметрии лица, сглаженность носогубных складок. Форма языка и его положение в полости рта в значительной степени зависят от общего мышечного тонуса ребенка, от влияния патологических тонических рефлексов на мышцы языка. Так, в большинстве случаев язык детей крайне напряжен, оттянут «комом» назад, либо «жалом» вытянут вперед, что чаще всего сочетается с гиперкинезами языка в передне-заднем направлении, тремором языка. Нередко это сочетается с гиперкинезами мимической мускулатуры. Существенные изменения наблюдаются и в состоянии мышечного тонуса губ, языка и мимической мускулатуры. В некоторых случаях отмечается гипотонус языка, губ, что проявляется в обездвиженности языка, губ, отвисании нижней челюсти, отсутствии сосательных движений.

У большинства детей голос слабый, немодулированный, иссякающий, в ряде случаев отмечается асинхронность голоса, дыхания и артикуляции. Мимика у большинства детей вялая, невыразительная.

Все перечисленные выше отклонения отражаются на процессе вскармливания ребенка: дети не могут сосать грудь матери, плохо сосут из бутылочки, захлебываются, давятся. У них отмечаются постоянные поперхивания во время еды, молоко подтекает из углов губ, вытекает из носа. В первые недели жизни некоторых детей кормят через зонд. В менее тяжелых случаях патология артикуляционного аппарата проявляется в треморе подбородка и языка, вялости губной мускулатуры, слабости сосательных движений. У этих детей звуки гуления появляются в возрасте до пяти месяцев, а крик их выразительный и служит средством общения с окружающими.

В возрасте от 5 месяцев до одного года нарастает выраженность патологических проявлений в артикуляционном аппарате. Прежде всего, усиливается псевдобульбарная симптоматика, проявляющаяся в нарушении сосания, дыхания и крика, поперхиваниях во время еды. Голос у детей монотонный, истощаемый, лишенный интонационной выразительности. В этом возрасте заметнее становятся нарушения дыхания: оно неглубокое, аритмичное, встречаются явления стридора. У всех детей нарущен мышечный тонус всего артикуляционного аппарата, что проявляется в паретичности, спастичности, дистонии, треморе языка. У части детей выражены гиперкинезы языка, асимметрия лица, сглаженность одной или обеих носогубных складок, опущение одного из углов рта или перекос рта в здоровую сторону при улыбке, плаче. Форма языка у многих детей патологическая без выраженного кончика, язык утолщенный, занимающий всю ротовую полость, что объясняется патологическим распределением тонуса в мышцах языка.

Подвижность языка и губ у всех детей значительно ограничена. Гиперсаливация у детей в этом возрасте встречается редко, и имеет место, когда ребенок находится в вертикальном положении. У большинства детей мимика маловыразительная или вовсе отсутствует.

У детей в возрасте от одного до двух лет обнаруживаются разнообразные изменения мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Нередко наблюдается сочетание высокого тонуса в языке с низким тонусом в губах. Форма языка изменена — чаще всего он утолщен, в корне напряжен, без сформированного кончика. Эти патологические формы языка являются результатом постоянно нарушенного мышечного тонуса языка. Большинство детей плохо жуют, предпочитая протертую, жидкую пищу. У многих детей наблюдаются гиперкинезы языка, оральные синкинезии, которые усиливаются во время эмоций, при попытках взять игрушку. Голос детей невыразительный, лишенный интонационных модуляций, истощаемый. Нередко во время крика, плача, голосовой активности наблюдается асинхронность голоса, дыхания, артикуляции. Характерной чертой детей этой возрастной группы является повышенная саливация, бедная мимика, отсутствие произвольных движений языка, губ и подражательных артикуляционных движений. У некоторых детей только к концу второго года жизни появляются движения языка и губ.

Таким образом, у детей с церебральным параличом в возрасте от рождения до двух лет обнаруживаются значительные патологические изменения артикуляционного аппарата, голоса, дыхания, что спонтанно, с ростом ребенка не исчезает, а, наоборот, закрепляется и приводит к тому, что артикуляционный аппарат остается неподготовленным к гулению, лепету и тем более к звукам речи. У детей с выраженной патологией артикуляционного аппарата доречевая голосовая деятельность проявляется в недифференцированных гортанных звуках, лишенных интонационно-выразительной окраски. В менее тяжелых случаях у детей появляется гуление, лепет, развивается интонационная система языка.

Скачать файл (429.5 kb.)

Источник

У детей с ДЦП выделяют следующие формы дизартрии:

  • Спастико-паретическая,
  • Спастико-ригидная,
  • Спастико-атактическая,
  • Спастико-гиперкинетическая,
  • Атактико-гиперкинетическая.

При ДЦП у детей кроме нарушений двигательной сферы и речи (дизартрии) может нарушаться слух, зрение, эмоционально-волевая сфера.

Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы. Возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Стертая дизартрия (минимальные дизартрические расстройства – МДР) встречается часто в логопедической практике. Основные симптомы при стер­той дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в словах сложной структуры.

В группах для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) до 50%-80% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием — до 35% -40% детей имеют стертую дизартрию. Такие дети нуждаются в длительной, систематической индивидуаль­ной логопедической помощи. На фронтальных, подгрупповых занятиях в ДОУ со всеми детьми изучают программный ма­териал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и просодики, т. е. устранение симптомов стертой дизартрии.

В работах Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечают, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию. В трудах А.Н.Корнева, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Мака­ровой, Е.Ф. Соботович и др. поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией. Проблемы дифференциальной диагнос­тики стертой дизартрии, организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, ес­ли учитывать распространенность этого дефекта.

Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекват­ного лечения, т. к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:

  • медицинское воздействие;
  • психолого-педагогическую помощь;
  • логопедическую работу.

При обследовании детей со стертой дизартрией в возрасте 5—6 лет вы­являются следующие симптомы:

Общая моторика. Дети со стертой дизартрией двигательно неловки, у них ограничен объем активных движе­ний, мышцы быстро утомляются при функциональ­ных нагрузках. Дети отстают в темпе, ритме движений, а так­же при переключаемости движений.

Тонкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки напряжены. Нарушение тонких дифференцированных движений рук проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. У детей от­мечаются трудности при овладении графическими навыками.

Особенности артикуляционного аппарата. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические осо­бенности в артикуляционном аппарате. Паретичность: лицо гипомимично, позу закрытого рта многие дети не удерживают, губы вялые, углы их опущены. Во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. Спастичностъ: лицо амимично. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддер­жать широкий язык на нижней губе под счет 5—10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т. е. посинение кон­чика языка). В некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повы­шенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отме­чается кинестетическая апраксия, когда ребенок про­изводит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т. е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом стра­дают произносительная сторона речи и просодика.

У детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения многих артикуляционных проб, т. е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения: надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т. д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Подпишитесь на нашу рассылку и получите статью по дизартрии “Обследование фонематического слуха”.

Звукопроизношение. При обследовании звукопроизношения выявляются: отсутствие, искажение, замена и смешение звуков, т. е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Многие дети изолированно могут правильно произносить звуки. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные. Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. Речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает.

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при первичном обследовании речи отклонений в звукопроизношении не выявляется, так как произносят слова они скандированно, по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.

Общее речевое развитие. Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы.

Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией. Могут ис­пытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т.п.). Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией. Это дети со стертой дизартрией, входящие в группу с фонетическим нарушением (ФН).

Вторая группа. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирова­ния фонематического слуха. В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки. У детей констатируются несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков. Дефекты звукопроизношения стойкие и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения. Эта группа детей со стертой дизартрией и фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН). Третья группа. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недоста­ток просодической стороны речи сочетается с недо­развитием фонематического слуха, бедностью словаря, выраженными ошибками в грамматическом строе, невозможностью связного высказывания, значительными трудностями при усвоении слов различной слоговой структуры. Это дети со стертой дизартрией и общим недо­развитием речи (ОНР).

Для устранения дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др. Психолого-педагогическое воздействие осуществляется дефектологами, психологами, воспита­телями, родителями. Направлено воздействие на развитие сенсорных функций; уточнение пространственных представлений; формирование конструктивного праксиса; развитие высших корковых функций; формирование тонких дифференцированных движений рук; формирование познавательной деятельности; психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии

Стертая дизартрия связана с поражением центральной нервной системы. Может быть асимметрия лица, языка, мягкого неба; сглаженность носогубных складок, рот в покое приоткрыт из-за пареза губ и жевательной мышцы. Страдает общая, тонкая и артикуляционная моторика. Наряду со звукопроизношением страдает просодика; поставленные звуки автоматизируются с трудом. Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый. Речевая активность снижена. Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое – не сформировано.

Дислалия может быть у соматически ослабленных детей. Неврологическая симптоматика отсутствует. Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные. Страдает только звукопроизношение. Голос звонкий, громкий, модулированный. Диафрагмально-речевое дыхание в норме.

Логопедическая работа при дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа состоит из нескольких этапов. Направлена на коррекцию фонетических, фонематических, просодических, лексико-грамматического нарушений, а также предусматривает формирование общей моторики, тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики.

Архипова Елена Филипповна, профессор, доктор педагогических наук МПГУ

Источник