Речевое развитие ребенок 4 5
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
дс «Радуга»
Тамбовская область г. Тамбов
Развитие речи детей 4-5 лет.
Воспитатель: Тафинцева Н.А.
Речевое развитие детей 4-5 лет.
В среднем дошкольном возрасте отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. Дети умеют не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы. В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Эти изменения свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте начинает развиваться так называемая внутренняя речь (внешне невыраженная, быстрая и сокращенная речь).Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи. Присмотритесь к маленькому художнику — он рисует и говорит себе, что он хочет нарисовать, какие будут детали рисунка. Это и есть этап неполной сформированности внутренней речи. Ни в коем случае нельзя заставлять думать про себя, ведь он еще не очень умеет это делать. Заметно это становление на увеличивающейся возможности детей пяти лет рассуждать по поводу какого-либо события, на умении производить сравнение предметов (легче детям находить различия, чем сходство). Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени. К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»).Количество слов растет, увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье — одежда). Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их активном словаре достаточно слов — названий конкретных предметов, и, во- вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении. Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).Формирование навыков звукового анализа становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
Упражнения направленные на речевое развитие.
Хоботок.
Ход игры: расскажите, как пчелка, летая с цветка на цветок, пьет нектар. Для того чтобы подобраться к нектару, ей нужно сложить из губ хоботок (сомкнутые губы вытянуть вперед), а чтобы выпить нектар ” сделать движение, как будто набираете в рот воду. Постарайтесь, чтобы ребенок удерживал губы в положении хоботка на счет 5-8.
Хорошая гимнастика для «хоботка»: пить воду, сок через соломинку.
Улыбнемся, растянем губы.
Ход игры: ребенок перед зеркалом. И вы, и он изображаете улыбающегося Буратино, зубки должны быть сомкнуты. Улыбку держать до счета 5-10.
Улыбнемся, змейкой станем.
Ход игры: изобразите перед зеркалом улыбающуюся змейку, которая постоянно играет языком: то высунет, то спрячет.
Цок-цок-цок-цок.
Ход игры: изображайте с ребенком, как скачет лошадка, при этом нижняя челюсть остается в покое, а цокает только язычок.
Болтанка.
Ход игры: язычок очень непослушный, он не хочет прятаться в домик, он находится наружи, мало того — он «дразнится», бегая от одного угла рта к другому, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз и издавая звуки «э-э-э-э».
Шарик надули, шарик спустили.
Ход игры: для упражнения можно использовать воздушные шары. Надуть шар — надуть щеки, сдуть шар — сдуть щеки. В дальнейшем играйте без шарика, пусть малыш надувает то одну, то другую щеку, то одновременно обе.
Беспокойный язычок.
Ход игры: язычок решил побегать, он бегает от одного угла рта к другому.
Хвалите ребенка за достигнутые результаты.
Попросите малыша показать все упражнения, которые делает язычок, кукле или мишке (любимой игрушке). Наблюдайте со стороны за правильностью выполнения упражнений.
Вы можете попросить ребенка научить вас всем тем упражнениям, которые знает язычок. Когда вы будете выполнять упражнения, делайте ошибки, чтобы малыш мог вам еще и еще показывать упражнения для язычка.
Весёлые игры на развитие речи у детей 4-5 лет
В возрасте 4-5 лет развитие речи идёт в нескольких направлениях: формирование грамматического строя (умение сочетать слова по родам, падежам и числам), формирование звуковой культуры речи, правильного речевого дыхания, а так же активизация и расширение словаря. Простые игры не требуют специальной подготовки, занимают мало времени и дают прекрасный результат.
«Подскажи словечко»
Для игры понадобится мячик. Сядьте напротив ребёнка и, перебрасывая мячик, предложите ему закончить предложение, подобрав слово.
Например:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Вопросы могут быть любыми, типа:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Фантазируйте и придумывайте разнообразные предложения.
«Кто где живет?»
Попросите ребёнка ответить на вопросы:
– Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге? – Медведь.
Можно попробовать и наоборот:
– Где живут скворцы?
– Где живут медведи? и.д.
«Горячо – холодно»
Игра направлена на расширение словаря ребёнка словами – антонимами. Ребёнок должен сказать слово противоположное по значению вашему.
Например:
Горячий – холодный
Хороший – плохой
Умный – глупый
Весёлый – грустный
Острый – тупой
Гладкий – шероховатый
«Лови да бросай – цвета называй»
В ходе игры необходимо подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет. Так же происходит закрепление названий основных цветов, развитие воображения.
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Например:
Красный – мак, огонь, флаг;
Оранжевый – апельсин, морковь, заря;
Жёлтый – цыплёнок, солнце, репа;
Зелёный – огурец, трава, лес;
Голубой – небо, лёд, незабудки;
Синий – колокольчик, море, небо;
Фиолетовый – слива, сирень, сумерки.
«Весёлый счет»
Очень часто дети допускают ошибки при образовании множественного числа существительных. Исправить это можно в игре. Мама бросает мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Например:
Стол – столы,
Стул – стулья,
Гора – горы,
Лист – листья,
Дом – дома,
Носок – носки,
Глаз – глаза,
Кусок – куски,
День – дни,
Прыжок – прыжки,
Сон – сны,
Гусёнок – гусята,
Лоб – лбы,
Тигрёнок – тигрята.
«Что бывает круглым?»
В игре происходит расширение словаря ребёнка за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Мама, бросая мяч, задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить и вернуть мяч.
– Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Назови ласково»
В игре происходит закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Мама бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свёкла – свёколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Платье – платьице, кресло – креслице.
Игры для детей на обогащение словарного запаса
Возможно, ребёнок уже довольно чисто произносит звуки, но вы замечаете, что словарный запас его невелик, предложения кратки, состоят преимущественно из глаголов, существительных, он затрудняется описать, что видит, и пересказать какое-то событие, ему легче выразить мысль жестами, чем словами. В таком случае вам надо позаботиться о целенаправленном расширении словарного запаса у ребёнка, которое будет происходить не только благодаря повседневному общению в семье или занятиям с логопедом, но и на уроках.
Чаще беседуйте с ребёнком, проявляя интерес к темам, которые для него актуальны, спрашивайте его мнение по поводу тех или иных событий, побуждайте оценить их, просите пересказать вам сказку или мультик, который увидел по телевизору.
Ваш живой интерес к рассказу ребёнка поможет ему раскрепоститься и захотеть говорить. Но вы можете использовать и специальные упражнения для развития речевых навыков детей. Чтобы эти упражнения были ребёнку интересны, предлагайте их в форме игр, загадок, головоломок и так, чтобы ребенок почувствовал, что вам хочется с ним поиграть.
Пусть ребёнок тоже загадывает эти задания вам или другим детям (ведь объём его знаний будет расширяться благодаря той информации, которую он получит от взрослых). В эти игры можно играть вдвоём, всем классом, в компании с другими детьми, устраивая занятные конкурсы. Однако позаботьтесь о том, чтобы каждый из детей мог почувствовать радость победы и в следующий раз захотел бы поиграть ещё.
Игры для детей на обогащение словарного запаса
В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
Игра «Наоборот»
Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).
Воспитатель говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее воспитатель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч воспитателю.
Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь …. («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь … («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты … («нашел»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай … («конец»).
Игровое упражнение «Закончи фразу»
Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).
Воспитатель называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил воспитатель, т.е. закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон …
Луна видна ночью, а солнце …
Огонь горячий, а лед …
Река широкая, а ручей …
Камень тяжелый, а пух …
Обыграть это можно следующим образом: логопед говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку.
Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте, дети, ему поможем.
Игровое упражнение «Скажи по-другому»
Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).
Воспитатель говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» – это слова-приятели.
Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идет).
Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
Чистый воздух (свежий воздух).
Чистая вода (прозрачная вода).
Чистая посуда (вымытая посуда).
Самолет сел (приземлился).
Солнце село (зашло).
Река бежит (течет, струится).
Мальчик бежит (мчится, несется).
Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).
Источник
Особенности речи детей 4-5 лет
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.
Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый). Начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).
Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.
Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.
Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.
Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.
Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду.
Необходимо ежедневно читать ребенку книги, учить больше стихов.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
Каковы же особенности развития речи детей пятого года жизни. На что нужно обратить внимание?
1. Объем и характеристика словаря
2. Состояние грамматического строя.
3. Состояние звуковой культуры речи.
4. Особенности связной речи.
1. Словарь. Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства). Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т.д. Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое? «Что это?» – «Шапка», «Шапка какая?» – «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову. В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Наоборот». (Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот. «Посмотри на улице снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т.п.) В развивающей среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т.п. Вы показываете картинку, ребенок находит и называет с противоположным значением. Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т.д. Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем? Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у предметов; и т.п.
2. Формирование грамматического строя речи. Что же это такое? Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)». Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши). Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей. Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде , числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)». Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)». Например, дидактическая игра «Петух». «Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)». Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу». «Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо). Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки. Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед). Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно- ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка. Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала) Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное). Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». «Мама моет посуду. Что еще моет мама?»
3. Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование звуковой культуры речи. Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) – нога?); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.
4. Четвертый раздел – связная речь. Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи в нашей группе. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию. У детей часто выявляются такие недостатки в речи, как: – связные высказывания короткие; -отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку; -фрагменты высказываний логически не связаны между собой. Для исправления этих недостатков необходимо: – развивать связную речь детей; -научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы; -познакомить с простыми приемами запоминания; -развивать логическое мышление; -уметь формулировать свою мысль; -уметь понимать речь окружающих. Развитие речи ребенка. Есть ли поводы для беспокойства? О необходимости развития речи у детей говорят все. Но как понять, что ребенку действительно нужны занятия с логопедом? Ведь милые коверкания слов и нечеткое произношение присущи почти всем детям дошкольного возраста. Сложнее всего разобраться, есть ли у ребенка проблемы с речью, когда он еще в младшем дошкольном возрасте. Как определить норму для трехлетнего ребенка, если он говорит без году неделю? Конечно, на звуки тут обращать внимание бесполезно, большинство из них могут быть неправильными. Главное, ребенок в этом возрасте уже должен говорить предложениями, в том числе сложноподчиненными. Например: «Мама сказала, что мы пойдем гулять». Задача родителей в этот период – просто почаще разговаривать с ребенком, причем не односложно, чтобы он пополнял лексический запас и учился говорить грамотно и красиво. В четыре года дефекты произношения тоже вполне допустимы, если вы сами видите прогресс. К примеру, вы заметили, что многие звуки ребенок стал произносить правильно, а «незачетные» остались в меньшинстве. И очень важно обращать внимание на согласования в речи. Предлоги, местоимения, окончания существительных и прилагательных – все это ребенок, в общем и целом, должен активно употреблять в правильной форме. В 5 лет ребенку уже следует употреблять все грамматические формы с нечастыми ошибками. При этом сама речь должна быть связной. Просто понаблюдайте, как ребенок рассказывает о событиях дня. Может ли он держать «нить повествования»? В этот же период заканчивается формирование произношения согласных, хотя допустимы «проблемы» со звуками «р» и «л». А окончательно все звуковые дефекты должны уйти в 6 лет. В этом же возрасте дети обычно умеют подбирать общие слова для предметов и слова с заданным звуком. Это самые общие ориентиры. Но даже если ваш ребенок полностью вписывается в эту схему, один раз сходить к логопеду стоит хотя бы для собственного спокойствия. К тому же, специалист посоветует подходящие именно вашему ребенку упражнения. Развитие речи ребенка: умение грамотно и ясно выражать свои мысли. Думая о речи ребенка, мы в первую очередь вспоминаем, как он выговаривает слова. Конечно, правильное звукопроизношение очень важно. Но не забывайте и о богатстве речи. Ведь это – важный показатель умственного развития. Малыш растет, получает первые знания об окружающем мире и в ходе простого наблюдения развивает свои умственные способности. Это сказывается и на его речи. Дети с широким кругозором уже в 5 лет могут похвастаться богатым речевым запасом и умением строить красивые, сложные предложения. Для этого малышу не надо обладать особыми склонностями. Нужно просто почаще заниматься с ребенком, ведь детский мозг обладает удивительной способностью впитывать информацию. Запомните простое правило – что бы вы ни делали, обязательно рассказывайте об этом. Занимаясь делами по дому, говорите вслух, что сейчас, например, вы будете поливать цветы, и объясняйте, почему это нужно делать. В принципе, для того чтобы ребенок говорил грамотно, достаточно постоянно с ним беседовать. Кто еще подаст пример лучше родителей. Отлично работает чтение. Прочитав сказку перед сном, расспрашивайте ребенка о сюжете. Отвечая на вопросы, ребенок делает первые шаги в умении анализировать информацию и четко формулировать мысли. Также просите ребенка пересказать сказку. Это развивает и речь, и одновременно память. Большинство дошкольников говорят быстро, их речь можно назвать «потоком сознания». Ругать за это ребенка, конечно, не нужно. Просто старайтесь разговаривать с ним ровным, спокойным голосом, чтобы «погасить» ненужную торопливость. Еще для того чтобы ребенок не «спотыкался» в предложениях и спокойно доводил мысль до конца, практикуйте с ним скороговорки. Забавные стишки нравятся детям, и они неосознанно учатся повторять или переставлять одни и те же звуки и слоги, трудные для произношения. Как видите, занятия очень простые. Но их хватает для пополнения «интеллектуального багажа» ребенка, что тут же влияет и на его навыки общения. Развитие речи ребенка: исправление звуков и языковая гимнастика Последнее десятилетие бьет все рекорды по диагнозу «задержка речевого развития». Многие дети начинают говорить позже «срока», да к тому же потом шепелявят и картавят. Можно надеяться, что эти дефекты речи пропадут сами собой с возрастом, порой так и бывает. Но лучше этим вопросом все же озаботится, ведь с каждым годом исправление звуков будет даваться все сложнее. Если вы замечаете конкретный дефект в речи ребенка, скажем, неправильные звуки «с» и «з», посетить логопеда придется в любом случае. Такую тонкую работу лучше оставить специалисту. Зато есть вещи, которые можно и нужно делать дома. Это языковая гимнастика. Кстати, именно с нее начинается каждое занятие у логопеда. Язык без преувеличения – главная мышца органов речи. И ему, как и всякой другой мышце, гимнастика просто необходима. Не развит язык – не развито и звукопроизношение. Упражнения для языка простые и веселые, и они обычно нравятся детям. Например, дошкольникам нравятся дразнилки. Попросите ребенка просунуть язык между губами и произнести звуки: «Бе-бе-бе», «Пе-пе-пе». Или предложите ребенку подурачиться и покричать как младенец: «Уа-уа». Много подобных упражнений легко найти в интернете. Их прелесть в том, что они не отнимают много времени и полезны всем. За раз нужно делать примерно 8-10 упражнений, главное – регулярность.
Источник