Речевое развитие ребенка в семье консультация для родителей
Консультация для родителей
«Развитие речи дошкольника в семье»
Составила Плаксина Е.С.
” Навык правильной речи, как все добрые
навыки, приобретается в семье”.
(Е. И. Тихеева)
Благоприятная языковая среда в семье – условие развития речи детей. Чем больше ребёнок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.
Задачи речевого развития:
– формирование звуковой культуры, фонематического слуха
-развитие лексики
-формирование грамматики речи
-развитие связной речи дошкольников
-обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету
– знакомство с различными жанрами детской литературы
Какие условия необходимо создать в семье для развития речи ребёнка?
1. В общении с ребёнком следите за своей речью.
2. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не
забывайте о выразительности.
3. Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка.
5. Не смейтесь над речью ребенка.
6. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
7. Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. Такие записи не только помогут
в работе над речью, но и со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Играя с ребенком, можно поупражнять его в правильности согласования имён существительных с разными частями речи. Скажите: ” Сейчас к нам в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал”. Возьмите куклу и спросите: ” Кто к нам приехал в гости?” Ребёнок должен дать полный ответ: ” К нам в гости приехала кукла (кошка, собака)”. Называя количество предметов, ребёнок употребляет слова ” один “, ” много “. Во время уборки игрушек необходимо обратить внимание ребёнка на то, куда ” разбежались ” игрушки (что (кто) где находится):кубики лежат на полу; зайчик спрятался за шкаф; машина заехала под стол и. т. д. Взрослый говорит: ” Давай всё расставим по местам: кубики сложи в коробку; зайчика посади между куклой и медведем; машину поставь на полку”. Затем спрашивает: ” Что ты убрал? Куда поставил (положил?)”.
Как знакомить дошкольника с окружающим миром?
Гуляя, например, в парке, объясните ребёнку ,” из чего состоит дерево “(ствол, корни, ветки, листья, научите его узнавать наиболее распространённые породы деревьев (берёзу, липу,.).
Когда вы приходите из магазина с покупками, не торопитесь выкладывать их на стол. Сделайте это вместе с сыном или дочерью. Вынув из сумки продукт, задайте малышу вопросы: ” Что это?”; ” Какой он по цвету, по форме, по размеру?”;” Что можно приготовить из этого продукта?”; ” Как назвать одним словом?”. После возвращения малыша с прогулки можно спросить: кого (или что) он видел на улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши (у Маши? Добивайтесь, чтобы ребёнок давал полные, развёрнутые, подробные ответы.
Как развивать связную речь?
Учить ребёнка пересказывать сказки, рассказы надо начинать с вопросов по содержанию текста (сначала предлагайте пересказывать такие сказки, в которых сюжет раскрывается последовательно, с часто повторяющимися действиями, персонажами). Например, при пересказе сказки ” Репка” задаются примерно такие вопросы: ” Что посадил дед?” Какая выросла репка? Кто первый тянул репку? Кого позвал дед?” и. т. д. Такие вопросы облегчают пересказ текста. Ребёнок с удовольствием договаривает в знакомом ему стихотворении целые слова, строчки. При чтении следует чаще делать паузы, чтобы дать возможность ребёнку вставить нужное слово (получается как бы совместное чтение).
Звуковая культура речи.
Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже сейчас:
• развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
• поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
• упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка»
Развитию слухового восприятия помогают разные звуковые игры, например: ” Угадай, что звучит”. Например, подберите 3-4 звучащие игрушки: погремушку, детские музыкальные инструменты (барабан, дудку, звоночек);заводную машинку. Сначала дайте малышу послушать, какой ” голос” у каждой игрушки; затем предложите ему отвернуться и воспроизведите звуки. Ребёнок должен отгадать, какая игрушка звучала.
Закладывайте семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях, стройте планы на будущее, при этом вопросы задаёт не только взрослый ребёнку, но и ребёнок взрослому. Во время беседы с ребёнком демонстрируйте культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы).
Грамматический строй речи заключается в:
• развитии умения согласовывать слова в предложении;
• употреблении ласкательно-уменьшительных слов;
• употреблении прилагательных, глаголов.
Предлагаемые задания:
• «Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.
• «Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…
• «Добавь слово»: дом – домик, стол-(столик, ложка-(ложечка, стул-(стульчик). развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).
• Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»).
• Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.
Источник
Консультация для родителей:
Роль семьи в развитии речи ребенка.
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Среди родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родитель просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», не «заплотишь», а «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например: «балов`аться», а не «б`аловаться», «свёкла» а не «свекл`а». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека. Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то вероятно большое количество ошибок при письме и чтении.
Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению грамоте, т. к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.
Целью домашних занятий является не только закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на занятиях, но и общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.
Ниже я хочу привести пример того, как проводить домашние задания по развитию речи. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Родителям не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.
Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Для начала устройте соревнование «подбери словечко» (Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое).
Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.
А пока оно еще цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
Следующая игра будет назваться «Вспомни сказку». (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.) Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.
А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой – игра с союзом «а» – «Сравни два яблока» (1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.)
Аналогичным образом любо предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.
На прогулке. Вы можете прививать знания и закреплять у него речевые навыки по темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».
На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» и др. Например, выясните у ребенка, где растут овощи, вспомните вместе названия различных блюд из овощей (гороховый суп, картофельное пюре).
Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.
Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом дается урожай.
Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.
Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.
Не стоит упускать малейшего повода что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения).
При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми… Но, например, простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозора ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Ведь когда мы смотрим телевизор – ребенок молчит, я уж не говорю о содержательной части телепередач. А когда читается книга, то невольно возникают вопросы, на которые нужно ответить, что-то обсудить, таким образом, получается беседа, ситуация общения. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только не речи, но и на ваших отношениях с ребенком.
Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут для положительного результата.
Источник
Консультация для родителей
«Развитие речи детей в семье»
Подготовил: воспитатель
Балакирева Татьяна Михайловна
Развитие речи детей в семье
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Многие недостатки выявляются в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Роль семьи в речевом развитии ребенка значима; что все усилия воспитателей без помощи родителей недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:
- Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы
резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает речь
- Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.
Обследование ребенка специалистами-логопедами проводится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет. Потому что становление речи завершается примерно к 5 годам.
- Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма) т. к. развитие речи сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.
Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум.
- Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему?
Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего, это касается их фонематической стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Для развития речи ребенка можно использовать игры: « Помогаю маме»- перебирать горох, рис, гречку – потренировать свои пальчики. « Угощаю»- вспомнить вкусные слова и угостить друг друга. Можно играть в « сладкие», « соленые», « горькие» слова.» Приготовим сок »- из яблок сок (яблочный); из груш (грушевый); из слив (сливовый) и т.д.
« Я заметил»- называть предметы, мимо которых мы проходим: « Я заметил кошку – она пушистая и т.д. « Доскажи словечко»- сова (летает), а заяц (прыгает), ворона (каркает), воробей (чирикает) и т. д. Можно также играючи учить стихи. Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации. Для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности. Для заучивания следует подбирать такие стихи, которые интересны ребенку, помогают ему играть, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребенок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей.
При разучивании стихов довольно часто используют принцип: «Повторенье – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь и другие виды памяти, например зрительную, вкусовую и др. Но самая сильная память – эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для ребенка веселым, эмоциональным и при этом содержание стиха- осязаемым, видимым, представляемым .Например стихотворение» Две синички»- сначала прочитать выразительно текст, а затем разыграть, изобразить. Показать, как сделать руки « гнездышком» и представить, что там живут маленькие, дрожащие синички. Ими можно полюбоваться, поднести к лицу и согреть своим теплом, прижать к себе.
Особенно быстро помогает запомнить текст диалогами и действиями различные виды театров с их атрибутикой. Например, стихотворение С. Я. Маршака « Багаж», если разыграть его по ролям с « вещами», которые сдавала дама (игрушками их заменяющими).
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Не менее интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол. Дейл Карнеги дает свои советы по улучшению памяти.
- Первый «закон» памяти – получить глубокое, яркое впечатление о
том, что хотите запомнить, а для этого надо: а) сосредоточиться; б) внимательно наблюдать. Прежде всего, старайтесь получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.
- Второй «закон»- повторение.
- Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт –нужно ассоциировать его с каким- либо другим. Для работы с детьми эти «законы» также применимы.
Источник