Речевое развитие ребенка в подвижной игре

юля кузьмина
Использование подвижных игр для речевого развития детей дошкольного возраста

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физиологи уже давно доказали, что чувство движения тесно связано с памятью, языком, обучением и эмоциями. Физические движения стимулируют мозг.

Психологи утверждают: «Неподвижный ребенок не обучается», так как движения и речь тесно связаны на неврологическом уровне. Они два выхода одного и того же мыслительного процесса. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. Следовательно, движения, сопровождаемые речью и, наоборот, речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию текста, его эмоциональному восприятию.

Самыми привлекательными для детей являются игры, которые дают возможность подвигаться, попрыгать побегать, т. е. подвижные игры. Подвижную игру можно и нужно приспособить к интересам развития языка ребенка.

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи.

Под воздействием взрослого, подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Проведение игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Игры малой подвижности используются в НОД, как в соответствии с тематикой, так и в качестве физкультминутки.Например: «Ровным кругом», «Чей голосок», «Шепот, шепот, ты узнай», «Колпачок», «Подарки».

Развитие ребенка идет от движения и эмоции к слову, поэтому народные игры являются прекрасным помощником в организации детей. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к. текст игры связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает речь, доставляет радость. Например, для детей младшего возраста подбираются игры – «Тишина», «Огуречик», «Курица и цыплята»; для старшего дошкольного возраста – «Горелки», «Капуста», «Чурилки», «Воевода», «Заря – зарница».

Подвижные игры используются как часть двигательной и музыкальной деятельности, проводиться на утренниках, развлечениях, на прогулке, в самостоятельной деятельности.

Подвижная игра помогает в решении одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его в словах и фразовой речи. Этому требованию отвечают подвижные игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий те или иные действия. В разных возрастных группах руководство детскими играми имеет свои особенности. С детьми младшего возраста педагог активно играет сам, что доставляет детям особое удовольствие, дает им образец игрового поведения. Такие игры не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любые режимные моменты. Малышам особенно интересны подвижные игры, которые строятся на основе имитационных движений.

Например: такие игры,как: «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Самолеты», «Поезд», «Лохматый пес» и др. [1, с. 3]. Благодаря таким играм дети учатся согласовывать речь с движением, развивается речь, внимание, память, мышление. Учатся взаимодействовать в коллективе, проявлять инициативу, самостоятельность, а часто и творчество, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях.

Традиционные игровые тексты – одно из важных звеньев игры – уже сами по себе могут активизировать, успокаивать, «завораживать», т. е. оказывать психокоррекционное воздействие. Считалки, ролевые слова, как нельзя лучше отвечают потребностям детства. Все они имеют для ребенка большое значение и поддерживают настроение игры, радостное состояние. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Сами игры повторяются много раз. Неудивительно, что дети скоро запоминают текст, стихотворения и часто произносят его вне игровых действий. Детям старшего возраста предлагаются игры на автоматизацию звуков. Например, подвижные игры: «Медведь». «Лиса», «Сова и комары», «Курочка – рябушечка», «Кот на крыше», «Жуки», «Щука и пескари». «Вороны и собаки», «Апельсин»

Неоценима роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий, например, когда дети должны начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом. У детей младшего возраставоспитателю следует вызывать звукоподражания: «пи-пи-пи» – кричат воробушки, «би-би-би» – гудит автомобиль (игры «У медведя во бору», «Волк и зайки», «Воробушки и автомобиль»).

Для детей старшего дошкольного возраста подбираются игры с более сложным текстом (игры «Карусель», «Два Мороза», «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Часы и мыши»).

Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. Игры подбираются с учетом возможностей детей (как физических, так и речевых, с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе педагога.

Проводя подвижную игру, воспитатель стремимся к тому, чтобы дошкольники достигали игровой цели. Например, проводя подвижную игры «У медведя во бору», условия которой известны, педагог ставит речевые цели: автоматизация звука р изолированно и в тексте; развитие фразовой речи, развитие дыхания; развития голоса; нормализация темпа и ритма речи. Целями физического развития,в данном случае являются: развитие общих движений, скорости реакции, собранности, а цели познавательного развития могут быть решены перед началом или завершением в беседе о диких животных и растительности лес. В эту игру могут играть и малыши, и старшие дети.

Подвижные игры объединённые с дидактическими задачами обучения должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо, развивать речевую активность детей. Перед детьми обязательно должна ставится игровая цель, определяться игровые правила и сигналы. Важно раскрыть последовательность игровых действий, указать местоположение играющих и атрибутов. Объясняя игру, педагог не должен отвлекаться, делая замечания детям. С помощью вопросов проверяет, все ли дети поняли игру. В старшей группе игра объясняется перед началом игровых действий.

Читайте также:  Развитие ребенка с проблемами синдром дауна

Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая даже малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания взрослого. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

Таким образом, подвижная игра способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи, активизирует, способствует эмоциональной разрядке, обеспечивает необходимую физическую нагрузку, развивает моторику.

Источник

Речевые подвижные игры для дошкольников – пожалуй, самые любимые детьми. 

Речевые подвижные игры – один из методов стимулирования и развития речи дошкольников.

Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят представления об окружающем, а также внимание и память.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые регулируют поведение играющих, способствуют выработки коллективизма, честности, дисциплинированности, ловкости и быстроты реакции.

Особенно эти игры актуальны для детей с ОНР (общее недоразвитие речи), так как они корректируют и речевое, и физическое и психическое развитие.

          Эти игры можно использовать на занятиях и прогулках.

Речевые подвижные игры для детей 3-7 лет.

ВСТАНЬ КО МНЕ СПИНОЙ

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, развивать речь, быстроту реакции, упражнять в беге.

Дети стоят по кругу. Один из них ходит за спинами детей и, остановившись около кого-нибудь, говорит:         

«Встань ко мне спиной,

Побежим с тобой,

Кто из нас скорей

Прибежит домой?

         Они становятся спиной друг к другу и бегут по кругу в разные стороны. Выигрывает тот, кто раньше прибежит на место.

ЭЙ, РЕБЯТА, НЕ ЗЕВАЙТЕ!

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость, быстроту реакции.

Дети стоят в кругу парами. Ведущий стоит в центре и говорит:

«Кто стоит впереди,

Все ко мне подходи!»

Все первые образуют круг, взявшись за руки вместе с водящим. По сигналу все стоящие по кругу вторые говорят:

«Эй, ребята, не зевайте

Быстро домик выбирайте!»

По окончании этих слов первые разбегаются и становятся за любыми вторыми. Оставшийся без дома становится ведущим.

ЛИСОНЬКА-ЛИСА

Цель: развивать речь, фонематическое восприятие, активизировать движения.

«Лиса» стоит в центре круга, зажмурив глаза. Дети ходят по кругу и поют. 

Мы по кругу идем,

      Мы лисичку зовем,

               Пусть глаз не открывает,

                                                        Нас по голосу узнает!

Дети останавливаются, и тот, на кого покажет ведущий, спрашивает: «Лисонька-лиса, где я?» «Лиса» должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться игрушкой-лисой и сказать: «Здесь ты!» Затем передать 

лисичку и встать в круг.

БАБА ЯГА

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одном конце площадки стоят дети в домике, на другом конце – Баба Яга в домике (обруче). Дети подходят к Бабе Яге и дразнят её:

Баба Яга – костяная нога

Печку топила, кашу варила.

Пошла Баба на базар

Раздавила самовар.

Пошла Баба на улицу

Раздавила курицу.

Пришла Баба в детский сад

Испугала всех ребят.

После этих слов дети убегают в свой домик, а Баба Яга старается их поймать (осалить рукой). Пойманных детей Баба Яга 

отводит в свой дом.

«МЕДВЕДЬ И ДЕТИ»

Цель: упражнять в беге, учить действовать в соответствии с текстом, по правилам, развивать речь.

Дети на цыпочках подходят к спящему в углу медведю и произносят:

Кто уснул под дубком

И накрылся кожушком?

Тс-с-с!

Тише, дети, не шуметь.

Может это спит медведь?

Этот гость в один присест

Коль проснётся, всех поест!

Медведь просыпается и догоняет детей.

«НУ-КА, МИШЕНЬКА, ВСТАВАЙ»

Цель: упражнять в беге, учить действовать в соответствии с текстом, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

    Выбирается один ребёнок, который будет медведем. Медведь садится на корточки и притворяется спящим. Остальные дети ходят кругом и произносят слова:

Как-то мы в лесу гуляли

И медведя увидали

Он под ёлкою лежит

Растянулся и храпит

Мы вокруг него ходили

Косолапого будили:

Ну-ка, мишенька, вставай

И скорей нас догоняй!

На этих словах медведь вскакивает и ловит детей. Все убегают в разные стороны. Кого медведь поймает, тот становится медведем.

«ПЧЁЛЫ И МЕДВЕДЬ»

Цель: активизировать движения детей, закреплять представления о повадках животных, учить действовать в соответствии с текстом.

Дети изображают пчёл, летают по поляне, размахивают руками, жужжат. Появляется медведь:

Мишка идёт,

Мёд у пчёлок унесёт,

Пчёлки, домой!

Пчёлки возвращаются. Медведь переваливается с ноги на ногу, идёт туда же. Дети произносят слова:

Этот улей-домик наш,

Уходи медведь от нас.

Ж-ж-ж-ж-ж.

Пчёлки машут крыльями, жужжат. Медведь уходит, пчёлки летают по поляне.

КОТ И МЫШИ

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь.

Дети – мышки приседают в начерченных кружочках. Ребенок  – кошка сидит в уголке.

Мышки в норочках сидели,           Закрыть лицо широко раздвинуть пальцы.

Мышки в щелочки глядели.

Видят, кошки не видать.

      Вышли мышки погулять.                  Легкий бег на носках.

Мышки корку отыскали                      Приседают, “грызут”

И обедать сразу стали.

Хрум – хрум – хрум!                      Хлопки в ладоши, шум, веселье.

Читайте также:  Факторы развития ребенка по монтессори

Хрум – хрум – хрум!    

Подняли мышата шум.

Кошка мышек услыхала

И мышаток догоняла!                    Мышки убегают, кашка их догоняет.

«КОШКИ – МЫШКИ»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, быть внимательными, активизировать движения детей.

Играющие держатся за руки, стоят по кругу – это мышки. В центре – кот. Затем мышки приседают и по сигналу медленно встают со словами:

Мышки, мышки, не робей,

Спит усатый котофей.

Кот в центре круга засыпает, и мыши радостно бегут по кругу со словами:

Тра-та-та, тра-та-та,

Не боимся мы кота!

При этом обязательно держатся за руки и кричат, дразнят кота.

По сигналу кот ловит мышку, которая не успеет присесть и построить над головой  «домик» (крышу).

ЛОХМАТЫЙ ПЕС

Цель. Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь   не даться ловящему и не толкаясь.

Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, и произносят слова:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,   

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит. 

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет?»

Дети приближаются к псу. Как только заканчивается чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик.

ХОХЛАТКА

Цель. Упражнять в выразительном чтении стих-я, закрепить знания о повадках курицы-наседки, учить быть внимательными, действовать по сигналу.

Воспитатель, а затем и дети произносят слова:                       

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Сейчас к себе зовет:

«Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!”

Воспитатель – хохлатка, дети – цыплята идут гулять, разбредаются по площадке.  На слова: «Вернитесь! Не смейте убегать!» – цыплята должны прибежать к хохлатке.

КУРОЧКИ И ПЕТУШОК

Цель: развивать речь, учить действовать в соответствии с текстом, упражнять в беге.

Дети-«курочки» сидят на стульчиках. Ребенок-«петушок» ходит по залу, высоко поднимая ноги и взмахивая руками, как  крыльями.

Ходит Петя у ворот,

Петя песенку поет:

— Ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку!

Курам зернышки найду.

Ку-ка-ре-ку!

«Петушок» останавливается и зовет «курочек».

Курочки скорей бегут,

Зернышки клюют, клюют:

– Вот спасибо, ко-ко-ко,

Очень вкусное зерно!

– Мне теперь пора вставать,

Кур в курятник загонять.

Ку-ка-ре-ку!

Петушок кукарекает и догоняет кур.

ЦАПЛЯ И ЛЯГУШКИ.

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам,  исполнять главную роль, развивать речь, упражнять в беге.

Лягушки прыгают в болоте и поют:

«Мы зеленые лягушки,

Мы веселые квакушки,

Громко квакаем с утра:

Ква-ква-ква, ква-ква-ква!»

Неожиданно на болоте появляется цапля и говорит:

«По болоту я шагаю

И лягушек я хватаю!

Целиком я их глотаю –

Хап – хап – хап!»

Увидев лягушат, цапля говорит:

«Вот они, лягушки,

Зеленые квакушки!

Берегитесь, я иду –

Я вас всех переловлю!» Лягушки разбегаются в разные стороны, а цапля их ловит. Осаленные лягушки выбывают из игры.

ЗАТЕЙНИКИ

Цель: развивать речь, воображение, активизировать движения.

Затейник в середине круга. Дети идут по кругу, произносят слова:  

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе,

С делаем вот так».

Затейник показывает движение, дети повторяют.

ДВА МОРОЗА

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам,  развивать речь, быстроту реакции,  упражнять в беге. 

На одной стороне дети, на другой черта, в середине 2 мороза.

« Мы два брата молодые,

Два мороза удалые.

Я – мороз – красный нос,

Я – мороз – синий нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»

Дети перебегают, морозы ловят.

МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одной стороне зала дети, на другой – черта, в середине – ловишка.

Мы веселые ребята

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать!

1,2,3 –  лови!

Дети перебегают, ловишка ловит.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь, упражнять в беге.

Дети стоят за чертой (это их дом) на одной стороне площадки, а медведь в очерченном домике – на другой стороне площадки.

Дети идут к медведю со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит!

После этих слов медведь догоняет детей, которые стараются спрятаться в свой домик.

ВОДЯНОЙ

Цель: развивать речь, тактильные ощущения, активизировать движения.

Дети становятся в круг, не берясь за руки. Водяной присаживается в центре круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу друг за другом.

Водяной, водяной

Что сидишь под водой?

Выйди хоть на чуточку,

На одну минуточку.

Выйди хоть на целый час

Всё равно не знаешь нас.

Водяной подходит к одному из детей, ощупывая его, пытается отгадать его имя. Если отгадал, то водяным становится этот ребёнок.

СОВА

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одной стороне площадки дети, на другой – сова. Дети идут по лесу, приближаются к сове и говорят:

В лесу темно.

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

«Сова» сидит на пеньке. На слова: «Да как полетит!» сова спрыгивает с пенька.  Дети разбегаются, а «сова» их догоняет.

ЗАЙКА

Цель: упражнять в беге, развивать речь, быстроту реакции, воспитывать честность, справедливость.

Дети встают в круг. За кругом прыгает ребенок-«зайка» в маске зайчика.

Дети:

Скачет зайка маленький

Около завалинки,

Быстро скачет зайка —

Ты его поймай-ка.

С окончанием слов «зайка» задевает ладошкой любого ребенка, который будет «лисой». «Зайка» и «лиса» бегут за кругом в разные стороны. Кто первым забежит в круг, тот и выиграл.

Читайте также:  Ребенок в 6 месяцев развитие комаровский таблица

ПЧЕЛЫ И ЛАСТОЧКА

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

 Дети-«пчелы» летают и поют:

Пчелки летают,

Медок собирают.

Зум-зум-зум!

Зум-зум-зум!

«Ласточка» сидит в «гнезде», по окончании пения говорит:

«Ласточка встанет, пчелку поймает!»

Затем вылетает из «гнезда» и ловит «пчел».

МОТЫЛЬКИ

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь.

Дети изображают мотыльков, бегают, машут руками и говорят:

На зеленом на лугу мотыльки летают

И с цветочка на цветок весело порхают.

Таня:

Таня вышла на лужок,

А в руках у ней сачок.

Берегись-ка, мотылек,

                         Улетай скорей, дружок!               

Дети убегают, а Таня догоняет.

ГУСИ – ГУСИ

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одной стороне – гуси, на другой – хозяйка, посередине – волк.

Гуси, гуси! – га-га-га.

Есть хотите? – да-да-да.

 Ну, летите! – нам нельзя.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Ну, летите, как хотите,

       Только крылья берегите!       

  Гуси летят, волк ловит.

ВОРОБЬИ И ЩЕНОК

Цель: развивать речь, учить действовать в соответствии с текстом, упражнять в беге. Дети-«птички» сидят на стульчиках и произносят текст:

Шарик по двору гулял,

Шарик птичек увидал.

Притаился и молчит,

Сделал вид, как будто спит.

 «Птички» летают     врассыпную.  По сигналу «Шарик» выбегает из   засады и ловит  птиц.        

КОЗЛЕНОК

Цель: упражнять в беге, развивать речь, учить вести диалог, быть внимательными.  Дети идут вокруг стоящего в центре «козленка» и говорят.

Дети:            Выходи, козленок мой,

                Пободаемся с тобой.

Козленок:               Ме-ме-ме! — звучит в ответ. —

              А у вас и рожек нет.

Дети:         Выходи, козленок мой,

                Поиграем мы с тобой.

                            Козленок:                 Ме-ме-ме! Играть люблю,

                              Вот возьму и догоню.                         

«Козленок» догоняет ребят.

КОЗЛИК И ДЕТИ

Цель: активизировать речь детей, развивать координацию речи с движениями, упражнять в беге.

Дети встают в круг. В центре — ребенок-«козлик». Ребята ведут вокруг него хоровод, а «козлик» поет.

– Я по лесу иду                Дети идут по кругу.

                          Свою песню пою,

                            Ме – ме – ме !

                         Подойдите все ко мне!               Подходят к козлику.

                          Непослушных детей испугаю,           Отходят назад

                          Непослушных детей забодаю!          Убегают от козлика.

МИШКА – ЛЕЖЕБОКА

Цель: развитие речи, упражнять в беге, учить исполнять главную роль.

Выбирается мишка. Ему надевают маску.

Мишка, мишка-лежебока,

Хватит спать, хватит спать!

Мы хотим с тобою, мишка,

Поиграть, поиграть!

Ты веселых ребятишек

Догоняй, догоняй!

Ну-ка, мишка, ну-ка, мишка,

Нас поймай! Нас поймай!

                      Дети подходят к мишке и убегают, мишка догоняет.

Русская народная игра «ПЕТУХ»

Цель: закреплять представления о петухе, упражнять в беге, учить действовать в соответствии с текстом.

       Выбирается «петушок» среди детей. Дети встают в круг и берутся за руки.

Трух-тух, трух-тух-тух,

Дети и «петушок» идут противоходом высоким шагом.

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

Дети стоят, не разъединяя рук, а «петушок» машет крыльями

На весь двор кричит.

Кто услышит,

Тот бежит.

                                                        Ку-ка-ре-ку!      

Дети разбегаются, «петушок» их пятнает.

«НА ДВОРЕ МОРОЗ И ВЕТЕР»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, быть внимательными, активизировать движения детей.

Дети стоят в кругу в и выполняют движения в соответствии с текстом:

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.                      Идут по кругу, потирая руки.

Не замёрзнут ручки-крошки

Мы похлопаем в ладошки.

Вот так хлопать мы умеем,

Вот так ручки мы согреем.

Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, хлопают в ладоши.

Чтоб не мёрзли наши ножки

Мы потопаем немножко.

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем.                  Идут по кругу, топают.

«ЗАЙЦЫ И ВОЛК»

Цель: упражнять в беге, в прыжках, учить действовать в соответствии с текстом

Один из играющих – волк. Остальные дети зайцы. На одной стороне площадки дети устраивают домики (в кружках). Волк на другом конце площадки в овраге. Дети произносят текст:

Зайцы скачут  скок – скок – скок,

На зелёный на лужок.

Травку щиплют,

Слушают –

Не идёт ли волк.

 Выпрыгивают из домиков и разбегаются по всей площадке. Когда воспитатель произносит последнее слово «волк», волк бежит за зайцами. Старается их поймать. Зайцы убегают, каждый в свой домик.

Источник