Речевое развитие ребенка в норме по филичевой

К оглавлению

Филичева Т. Б.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил).

В процессе развития ребенка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза [4] параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, малыш в 1 г. 4 мес. еще не говорит. Решить, нормальное это явление или нет, педагог может только в том случае, если знает, когда при нормальном развитии должны появиться первые слова.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты порой направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.

И наконец, знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии. Например, обучая неговорящих детей (алаликов), очень важно знать, что сначала у всякого ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, если в таком случае сразу развивать активную речь, работа не принесет желаемого эффекта.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й — подготовительный — до одного года;

2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет;

4-й — школьный.

Остановимся подробно на характеристике этих этапов.

Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).

Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В чем она заключается?

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7 — 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10 — 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).

Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 — 6 г. достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).

На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).

Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки.

т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.

Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

быть психически и соматически[5] здоровым;

иметь нормальные умственные способности;

иметь нормальный слух и зрение;

обладать достаточной психической активностью;

обладать потребностью в речевом общении;

иметь полноценное речевое окружение.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Литература

Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — С. II–84.

Гриншпун Б. М., Ляпидевский С. С. О классификации речевых расстройств//Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969.- С. 40- 59.

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.

Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.- С. 7 30.

Правдина О. В. Логопедия.– М., 1973. С. 5-20.

Шаховская С. Н., Кочергина В. С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза//Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969. — С. 30-39.

Источник

Слайд 1

Технология формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Учителя-логопеда Болотовой Н.В. МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №17» Сергиево-Посадского муниципального района

Слайд 2

Устранение общего недоразвития р ечи у детей дошкольного в озраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224с.

Слайд 3

СОДЕРЖАНИЕ: Выявление уровня развития лексико-грамматического строя речи. Методика коррекционно-педагогической работы (первый год обучения), организация логопедических занятий. Методика коррекционно-педагогической работы (второй год обучения). Методика коррекционно-педагогической работы (третий год обучения).

Слайд 4

Психолого-педагогическая характеристика детей 4-6 лет с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Степени (уровни) речевого недоразвития не представляют собой застывших образований. В каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующего уровней. В реальной практике редко встречаются чётко выраженные уровни, т.к. новые элементы постепенно вытесняют предшествующие формы. У детей чаще встречаются переходные состояния, в которых сочетаются проявления продвинутого уровня и ещё не изжитые нарушения.

Слайд 5

Основной контингент дошкольников в группах с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют дети с II и III уровнями речевого развития. II уровень речевого развития характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые конструкции или искажённые фразы, владеют обиходным словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: неправильное использование падежных форм, ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода, отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными. У детей нарушено произношение согласных: шипящих, соноров, свистящих, твёрдых и мягких, звонких и глухих. Грубые ошибки отмечаются в воспроизведении слов разного слогового состава: перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных. III уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей и воспитателей, вносящих в речь пояснения. Звуки, которые дети могут произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно чётко: недифференцированное произнесение свистящих, шипящих, аффрикат и соноров; замена некоторых звуков другими (чаще замена соноров); нестойкое употребление звука; смешение звуков. Диагностическим показателем данного уровня является нарушение звуко-слоговой структуры: перестановки и замены слогов и звуков, сокращение количества слогов, персеверации, антиципации, добавление лишних звуков и слогов. Понимание речи приближается к низкой возрастной норме. Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. В картине аграмматизма выявляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательных с существительными в роде и падеже, смешение родовой принадлежности существительных, ошибки в согласовании числительного с существительным всех т рёх родов, ошибки в употреблении предлогов. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, рассказ-описание мало доступен.

Слайд 6

Для детей с ОНР характерно: Низкий уровень развития основных свойств внимания. Низкий уровень вербальной памяти и низкая продуктивность запоминания. Низкая активность припоминания. Ограниченные возможности развития познавательной деятельности. Отставание в развитии наглядно-образной сферы мышления. Ригидность мышления. Отставание в развитии двигательной сферы. Особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляющиеся в недостаточной координации пальцев рук. Диссоциация речевого и психического развития.

Слайд 7

Методика коррекционно-педагогической работы (первый год обучения) Развитие понимания речи . Формирование словарного запаса. Формирование грамматического строя.

Слайд 8

Развитие понимания речи . Наиболее эффективна в первые два месяца индивидуальная форма занятий. Продолжительность занятий 10-15 минут. Спустя два месяца детей целесообразно объединить в подгруппы по 2-3 человека, а время увеличить до 15-20 минут. Приёмы: Обучение пониманию некоторых обиходных обращений в повелительной форме. Ситуационная речь, использование режимных моментов. Появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала был назван. Совместное проговаривание слова. Отражённое проговаривание. Договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово. Комментирование действий с предметами. Упражнения и дидактические игры.

Слайд 9

Формирование словарного запаса. Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы: «Игрушки, продукты питания, одежда, дом, мебель, транспорт, овощи и фрукты» и т.д. Закрепляется умение детей называть: Имена друзей, кукол, окружающих взрослых. Односложные слова типа: кот, нос, мяч, стул, рот, дом, мак. Двусложные слова с ударением на первом слоге типа: санки, шуба, муха, уха. Трёхсложные слова с ударением на втором слоге типа: собака, канава, ворона, машина, лопата.

Слайд 10

Формирование грамматического строя. Научить детей устанавливать связи между предметом и его действием, закрепить навыки употребления глаголов 3 лица единственного числа настоящего времени. 2. Сформировать навыки практического употребления в речи категории числа существительных. Сформировать навыки употребления в речи категории глаголов. Сформировать навыки употребления в речи категории падежа в следующей последовательности: винительный падеж, родительный падеж, дательный, творительный и предложный.

Слайд 11

Методика коррекционно-педагогической работы (второй год обучения) Три периода обучения: Первый период – сентябрь, октябрь, ноябрь. Фронтальные занятия проводятся 2 раза в неделю, подгрупповые и индивидуальные – ежедневно. Второй период – декабрь, январь, февраль, март. Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка – 3 раза в неделю. Третий период – апрель, м ай, июнь. Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю. Работа направлена на : Развитие понимания речи. Развитие лексико-грамматических средств языка.

Слайд 12

Методика коррекционно-педагогической работы в подготовительной группе (третий год обучения) Первый период – 3 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи . Второй период – 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи . Третий период – 2 занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Направление работы: Формирование и совершенствование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи .

Слайд 13

Результаты использования технологии У детей пополнился лексический запас . Улучшение грамматического строя речи . Речевая активность детей на высоком уровне . Понимание обращённой речи достигает норму развития . Значительно улучшилась связная речь детей.

Источник