Речевое развитие ребенка в доу презентация
Слайд 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55» СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ Старший воспитатель Барсюкова Светлана Вячеславовна
Слайд 2
Высказывания великих людей о речи « Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А.Ф. Кони) «Скажи мне слово – и я скажу, кто ты!» (Сократ) «Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, – не научились понимать самих себя» (М .Монтень) «Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере» (А.П. Чехов) Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Из «Книги притчей Соломоновых») «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает» (Наполеон)
Слайд 3
Согласно ФГОС ДО образовательная область «Развитие речи» включает в себя: . Речевое развитие Развитие речевого творчества Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Владение речью, как средством общения и культуры Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов Обогащение активного словаря Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Слайд 4
Актуальность вопроса Современной системе дошкольного образования требуются специалисты способные понимать и видеть особенности речевого развития детей; изучать речь ребенка и ориентироваться в условиях общения и конкретной речевой ситуации; моделировать процесс педагогического воздействия на речь и определять содержание речевой работы с детьми, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.
Слайд 5
Цель: Повысить эффективность работы педагогического коллектива по развитию речевых способностей детей раннего и дошкольного возраста.
Слайд 6
Составляющие профессиональной компетенции педагогов по вопросам речевого развития дошкольников Научная подготовленность Методическая подготовленность Профессиональные умения и навыки – информативность о теоретических основах речевого развития детей дошкольного возраста . -знание содержания методов, приемов обучения, методики развития речи; – информированность о формах работы по развитию речи; – и нформированность о средствах обучения детей родному языку. культура речи педагога; коммуникативные навыки; гностические навыки; конструктивные навыки; проектировочные навыки; организационные умения.
Слайд 7
Задачи по работе с педагогическими кадрами Выявить состояние работы по развитию речи дошкольника. Разработать систему методических мероприятий с педагогами по повышению их профессиональной компетентность и педагогического мастерства, по активизации их работы по данному направлению. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в ходе реализации проектной деятельности. Развивать систему продуктивного взаимодействия с родителями на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Слайд 8
Традиционные формы работы по повышению профессиональной компетентности кадров Семинары – практикумы; консультации; выставки; открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности; смотры – конкурсы; педагогические советы.
Слайд 9
Инновационные методы работы по повышению профессиональной компетентности кадров тренинги; педагогический марафон; аукцион педагогических идей; банк педагогических идей; электронные рассылки материалов; вебинары ; презентации на собственных сайтах педагогов
Слайд 10
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметной развивающей среды. Под речевой развивающей средой понимается не только предметное окружение. Важно чтобы она была особым образом организована, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Слайд 11
В соответствии с ФГОС ДО создана развивающая речевая предметно-пространственная среда, отвечающая принципам:
Слайд 12
Центры грамотности Группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа
Слайд 13
Литературные центры Группа раннего возраста Средняя группа Младшая группа
Слайд 14
Авторские пособия Группа раннего возраста Воспитатели Гребнева И.В., Кузнецова Н.Р. Дидактическое пособие по обучению способам словообразования Дидактические пособия на звукоподражание и обогащение словаря Дидактические пособия на активизацию разных частей речи Дидактическое пособие на развитие связанной речи Дидактическое пособие на различение предметов по признакам
Слайд 15
Формы работы с детьми Самостоятельная творческая игра Игры- этюды способствуют развитию умения выразительно передавать образы Участие детей в играх-драматизациях на детском празднике
Слайд 16
Взаимодействие с семьями воспитанников Общее родительское собрание: «Основные направления работы ДОУ». Групповые родительские собрания: – Влияние развития мелкой моторики рук на речевую деятельность; – Развитие речевых способностей детей в детском саду и дома; – Роль семьи в развитии речевого общения ребенка. Работа консультативного пункта по развитию речи дошкольников. Открытые показы образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников. Семинар – практикум «Условия повышения эффективности сотрудничества ДОУ и семьи по вопросам развития речи воспитанников». Оформление наглядной информации для родителей: – Развиваем речь ребенка. – Как привить дошкольнику любовь к книге. – Подбор дидактических игр и упражнений по развитию речи. – Как правильно провести беседу по прочитанному произведению.
Слайд 17
Результативность Повысился уровень профессиональной компетенции педагогических кадров в вопросах развития речи детей. Существенно обогатилась развивающая среда. Созданы необходимые условия для развития речевых способностей детей дошкольного возраста. Работа с родителями поднялась на более высокий уровень, возросла информированность родителей о речевом развитии детей. Сформировался благоприятный микроклимат в коллективе детей и взрослых. Активизировалась речевая деятельность педагогов и детей. Наблюдается положительная динамика развития способностей воспитанников в ходе освоения образовательной области «Речевое развитие».
Слайд 18
Задачи на будущее Продолжать работу по повышению эффективности педагогического процесса в ДОУ. Развивать творческий потенциал каждого воспитателя, актуализировать потребность в профессиональном росте и саморазвитии. Нацелить педагогов на активное участие в конкурсах различного уровня. Направить методическую работу на обучение педагогов современным подходам к воспитательной деятельности. Способствовать выбору педагогами перспективных форм и содержания работы с воспитанниками.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема Речевое развитие детей дошкольного возраста Автор: Воспитатель Алексеева Елена Борисовна
2 слайд
Описание слайда:
Главной потребностью и функцией человека является для нас речь. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность. Невозможно без оценки речевого развития судить о начале развития личности ребенка. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребенка. Формирование как личности связано с развитием ребенка,чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребенком. Проводить совместные игры, знакомить с художественной литературой. А речь педагога должна быть примером для подражания. Актуальность выбора темы.
3 слайд
Описание слайда:
цель Основная цель-обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средство общения, познания, самовыражения ребенка , становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
4 слайд
Описание слайда:
Задачи Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического. Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения- диалога и монолога. Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
5 слайд
Описание слайда:
Основные направления по развитию речи дошкольников Развитие словаря. Воспитание звуковой культуры речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи.
6 слайд
Описание слайда:
Развитие словаря Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
7 слайд
Описание слайда:
Воспитание звуковой культуры речи Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка Воспитание орфоэпической правильной речи. Овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация. Обучение правильному звукопроизношению
8 слайд
Описание слайда:
Формирование грамматического строя речи Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи ( изменение слов по родам, числам, падежам) Освоение разных типов словосочетаний и предложений)
9 слайд
Описание слайда:
Развитие связной речи Развитие связной речи включает развитие диалогической(разговорной) и монологической речи. Важно учить ребенка вести диалог. Развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь. Пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать строить самостоятельные высказывания разных типов.
10 слайд
Описание слайда:
Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи Обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.
11 слайд
Описание слайда:
Дети 3-4 лет Помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредсвом поручений (спроси, предложи помощь, поблагодари и т.д) В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакт друг с другом. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов. Учить понимать обобщающие слова (фрукты, овощи и т.д)называть части суток (утро, день, вечер, ночь) Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Учить употреблять в речи имена существительные в форе единственного и множественного числа. Развивать диалогическую форму речи. Обучать вести диалог с педагогом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями
12 слайд
Описание слайда:
К концу года дети 3-4лет могут Рассматривать сюжетные картинки Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
13 слайд
Описание слайда:
Дети 4-5 лет Способствовать развитию любознательности. Пополнять и активизировать словарь детей. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить детей определять место положения предмета(слева, справа, рядом.ю около, между), время суток. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, развивать артикуляционный аппарат. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Совершенствовать диалогическую речь. Учить рассказывать: описывать предмет, картину, упражнять в составлении рассказов по картине. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
14 слайд
Описание слайда:
К концу года дети 4-5лет могут Употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый). Понимать и употреблять слова – антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами(сахарница-сухарница) Выделять первый звук в слове. Рассказывать о содержании сюжетной картины. С помощью взрослого повторять образцы описания игрушки.
15 слайд
Описание слайда:
Дети 5-6 лет Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.. В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости(попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Упражнять в подборе существительных к прилагательному(белый – снег, сахар, мел), с противоположным значением(слабый – сильный) Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р. Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь-медведица-медвежонок-медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал, выбежал, перебежал). Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Развивать монологическую форму речи Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера.
16 слайд
Описание слайда:
К концу года дети 5-6лет могут Участвовать в беседе. Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Составлять по образцу рассказы по сюжетной картинке, по набору картинок. Последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Определять место звука в слове. Подбирать к существительному несколько прилагательных. Заменять слово другим словом со сходным значением.
17 слайд
Описание слайда:
Дети 6-7 лет Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Приучать детей к самостоятельности суждений. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух, определять место звука в слове. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что и т.д) Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми. Воспитывать культуру речевого общения. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми словами (са-ша, ма-ли-на) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах. Упражнять в составлении предложений.
18 слайд
Описание слайда:
К концу года дети 6-7лет могут Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения. Составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложения». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
19 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры способствующие развитию речи Содержат два начала: Учебное (познавательное) Игровое (занимательное) Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса.
20 слайд
Описание слайда:
Основная задача Развитие речи через дидактические игры за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активизировать и научить грамотно его использовать.
21 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры 3-4 года «Солнце или дождик» Цель: Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей переключать слуховое внимание. Ход игры: Взрослый говорит детям сейчас мы с вами будем гулять. Дождя нет. Погода солнечная можно собирать цветы, а я буду звенеть в бубен. Если начнется дождь я буду стучать в бубен, услышав стук вы должны спрятаться в домике. «Громко – Тихо» Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить, то тихо, то громко. Воспитание умения менять силу голоса. Ход игры: взрослый показывает две машинки и говорит «когда едет большая машинка как подается сигнал?» дети отвечают ГРОМКО. «когда едет маленькая машинка как подается сигнал?» дети отвечают ТИХО. Дети произносят то тихо, то громко «би-би-би».
22 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры 3-4 года «Магазин» Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Ход игры: Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если говорить как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки. Ду-ду, мяу-мяу, би-би и тд. «Кто в домике живет» Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание. Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением собаки и спрашивает, кто это? как лает собака «АВ АВ» (громко). Показывает картинку с изображением щенка и спрашивает, кто это? Щенок . Как лает щенок (тихо). Пошли зверюшки домой картинка с изображением конуры. Кто в этом домике живет «АВ-АВ» произносится громко (дети отвечают) собака . Затем произноситься тихо «АВ-АВ» кто в этом домике живет щенок и т.д
23 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры 4-5 лет «Доскажи слово» Цель: Учить отчетливо произносить многосложные слова, развивать слуховое внимание. Ход игры: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить слово. Ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у мальчика шары, Ар-ар-ар – кипит наш самовар и т.д. «Какое время года» Цель: Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года. Развивать слуховое внимание быстроту мышления. Ход игры: дети сидят на стульчиках воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или задает загадку о разных временах года.
24 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры 4-5 лет «Какая, какой, какое?» Цель: Учить детей подбирать определения соответствующие данному примеру, явлению. Активизировать усвоенные раннее слова. Ход игры: воспитатель называет слова, а играющие по очереди называют как можно больше признаков соответствующих данному предмету. Мама – добрая, ласковая, нежная и т.д. Дерево – большое, зеленое, ветвистое и т.д. Апельсин – яркий, оранжевый, сладкий и. д. «Где что можно делать» Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации. Ход игры: воспитатель задает вопросы дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? Что можно делать в магазине? Что можно делать на реке? И т.д.
25 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры 5-6 лет «Подбери пару» Цель: Учить детей подбирать карточки с изображением одинаковых фруктов активизировать в речи детей соответствующие понятия. Ход игры: У детей карточки с изображением фруктов. На столе разложены карточки в разном порядке. Дети находят карточку с изображением своего фрукта и прикладывают к своей карточке. «Вчера», «Сегодня», «Завтра». Цель: Формировать у детей временные представления, учить понимать слова «вчера», «сегодня», «завтра». Ход игры: воспитатель задает детям вопросы. Когда мы пришли в детский сад? Дети отвечают сегодня. Когда у нас был дождик? Дети отвечают вчера и т.д.
26 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры 5-6 лет «Какое небо» Цель:Учить детей составлять его описание, отвечая на вопросы воспитателя подбирать относительные прилагательные Ход игры: воспитатель задает вопросы, дети отвечают. «Зоологическое лото» Цель: Уточнить названия животных и их детенышей, учить правильно произносить соответствующие слова в различных формах и словосочетаниях.
27 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры 6-7лет «Составьте предложения» Цель: Развивать умения составлять предложения из данных слов и употреблять существительные во множественном числе. Ход игры: Предложить ребенку из набора слов составить предложения. Берег, дом, белый. На берегу реки стоит дом с белой крышей. «Противоположности» Цель: Закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу Ход игры: Предложить ребенку поочередно придумывать пары слов противоположностей (огонь-вода, умный – глупый и т.д). За каждый правильный ответ дается фишка. Побеждает тот у кого больше фишек.
28 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры 6-7лет «Один – одна – одно» Цель: Научить различать род имен существительных Ход игры: В коробке лежат перемешанные картинки мужского рода, среднего рода, женского рода. Дети берут по одной картинке и называют их. Например педагог задает вопрос «Сколько?» ребенок отвечает «Один карандаш». «Одна сумка», одно яблоко». «А ты, что любишь?» Цель: учить спрягать глаголы. Ход игры: На столе предметные картинки на любую тему. Ребенок выбирает картинку показывает ее и говорит другому ребенку, «Я люблю вишню». А ты, что любишь? Другой ребенок берет картинку и отвечает «Я люблю яблоко» и т.д.
29 слайд
Описание слайда:
Список литературы Основная образовательная ПРОГРАММА дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика синтез, Москва 2011г Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика синтез, Москва 2009г О.С.Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет. Творческий Центр Сфера 2017год Н.С.Варенцова. Обучение дошкольников грамоте. Мозаика синтез, Москва 2012г В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. Мозаика синтез, Москва 2015г В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Мозаика синтез, Москва 2015г В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Мозаика синтез, Москва 2015г В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Мозаика синтез, Москва 2015г М.Д.Махнева. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5лет. ТЦ Сфера 2007г И.А.Лыкова. Дидактические игры и занятия. М. Карапуз. Сфера 2009. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. М.Детство – пресс 2010г.
30 слайд
Описание слайда:
Спасибо За Внимание!!!!!!
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала: