Речевое развитие ребенка с рас

Речевое развитие ребенка с рас thumbnail

                             

Особенности речевого развития у детей с РАС

                                                                Составитель:

   учитель-логопед I категории

                                                                       Колмакова Н.В.

Катайск, 2017 год

Согласно принятой в России Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм — это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности.

По мнению К.С. Лебединской и О.С. Никольской, уже начальные «доречевые» проявления речи нередко указывали на неблагополучие ее коммуникативной функции. Речевые расстройства у детей с РАС значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Можно выделить 4 варианта нарушений речи при РАС.

При первом варианте становление речи: гуление появляется в 2-6 месяцев, лепет в 5-7 месяцев, первые слова в 8-12 месяцев, то есть раньше, чем у детей с нормальным развитием. Но родители обычно обращают внимание, что первые слова ребенка «Свисток», «трава» и др. оторваны от его потребностей, что отсутствуют слова «дай», «на», а слово “мама”, “баба” не являются обращением и произносятся как бы сами по себе. Эти первые слова часто сложны по слоговой структуре, произносятся с утрированной интонацией, все звуки выговариваются четко.

Первые фразы появляются у этих детей вскоре после первых слов. Становление фразовой речи происходит довольно быстро, но речь как правило не носит конкретного характера (у здоровых детей в возрасте 1-2,5 лет речь в основном конкретная).

В возрасте 2-2,5 лет отмечается регресс речи. Этому обычно предшествует какое-либо соматическое заболевание, психотравма или другие отрицательные воздействия, хотя в отдельных случаях никаких видимых причин для такого регресса назвать нельзя. У части детей речь почти совсем утрачивается, остаются вокализации без обращений, бормотание, иногда – состоянии аффекта – прорываются отдельные «слова – эхо» отражающие слышанную ребенком речь, и очень редко – простая фраза. Ухудшение речи сопровождается нарастанием трудностей в моторике.

Несмотря на регресс внешней речи, внутренняя может сохраняться и развиваться. Установить это можно только после длительного внимательного наблюдения. На первый взгляд, кажется, что ребенок не понимает обращенную к нему речь, потому что он далеко не всегда и не сразу выполняет речевые инструкции. Многое, однако, зависит от ситуации: при непроизвольном аффективном внимании ребенка речь понимается им лучше, чем при прямом обращении к нему. Кроме того, такие дети часто просто не могут выполнить просьбу или указание взрослого из-за моторных трудностей, недостаточной целенаправленности и невозможности сосредоточения внимания. Однако даже при отсутствии немедленной реакции на речь взрослых в последующем оказывается, что в поведении, деятельности ребенка полученная информация в той или иной мере учитывается.

Второй вариант речевого развития детей с РАС существенно отличается от первого. В этих случаях характерна задержка становления речи: гуление появляется в 3-5 месяцев, лепет в 5-11 месяцев, а иногда родители его совсем не отмечают; первые слова от 1 года 2 месяцев до 3 лет. Эти слова также не имеют характера обращения, а представляет собой стереотипный набор слов-штампов.

Типичными являются стойкие нарушения звукопроизношения, перестановка звуков в словах, замедленный темп речи (в редких случаях ускоренный). Из-за пониженного психического тонуса не возникает побуждений к речевой деятельности, поэтому словарный запас накапливается медленно, за счет механического запоминания и закрепляется благодаря склонности ребенка к стереотипиям. Развитие фразовой речи сильно затруднено, спонтанные фразы аграмматичны: не употребляются предлоги, слова не изменяются по родам и числа, глаголы в речи встречаются преимущественно в неопределённой форме, прилагательные практически отсутствуют. Большие сложности возникают в связи с употреблением личных местоимений: “Я” не используется, о себе ребёнок говорит во втором или третьем лице («Толя – гулять»). С возрастом накапливается большое количество речевых штампов, цитат из любимых стихов, песен, сказок (дети предпочитают слушать их в записи). Такая речь не связана с окружающей обстановкой, употребляется не в соответствии заключенным в ней содержанием. Только после длительной коррекции дети начинают потреблять речение штампы более или менее к месту.

Детки с таким вариантом речевого развития не вникают в смысл сказанного другим, не всегда понимают, а потому и не выполняют словесную инструкцию. В связи с тем, что их речь крайне стереотипна, диалог с ними фактически невозможен: они не отвечают на вопросы и сами их никогда не задают. Родители часто говорят о том, что у ребенка не было периода “почемучки”. Эти дети моторно неловки, нарушена не только общая, но и тонкая моторика (пальцевая и артикуляционная), значительно снижен мышечный тонус; все это дополнительно тормозит их речевое развитие.

Иной характер нарушений отмечается у детей с третьим вариантом речевого развития. Основные этапы развития речи наступают раньше, чем у здоровых детей: первые слова появляются от 6 до 12 месяцев, первые фразы – от 12 до 16 месяцев. Родителей обычно радует, что у ребенка быстро растет словарный запас, фразы сразу становятся грамматически сложными, удивляет способность к пространным, «взрослым» рассуждениям.

Однако со временем становится заметно, что, несмотря на казалось бы очень большой словарный запас, с ребенком фактически невозможно поговорить. Дело в том, что речь таких детей по существу остается стереотипной, она отражает речь взрослых.

Схватывается и закрепляется детьми главным образом насыщенная, эмоциональная, соответствующая по содержанию интересам и пристрастиям ребенка речь. Характерны длинные монологи эффективно значимые для ребенка темы, тогда как в диалоге он оказывается неспособным к гибкому речевому взаимодействию с собеседником. В спонтанной речи используются правильные, сложные грамматические конструкции. То же представляют собой заимствования, штампы, они употребляются всегда к месту. Например, когда ребенка ведут умываться, он говорит: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» а перед сном, уже в кровати: “Все, спит Денис, спит”. Когда мать хочет наказать ребенка, он просит ее: «Смилуйся государыня рыбка» после наказания укоряет её: «Ну, теперь твоя душенька довольна?».

Читайте также:  Проблемы коррекции психического развития ребенка

Характерно повышенное внимание к звуковой структуре слова. Именно она, а не смысловые значения слова, не понятие, больше привлекают ребенка. Он с удовольствием играет словом, заменяя в нем отдельные звуки, переставляя слоги, и не интересуется конкретным смыслом того, что получилось. Характерна любовь к словотворчеству.

Дети с данным вариантом речевого развития хорошо понимают обращённую речь, но не всегда с готовностью выполняют речевые инструкции, а иногда и вовсе отказываются от их выполнения. Это зависит от соответствия содержания инструкции направленности собственных интересов и влечений ребенка. Весьма характерно чисто внешние признаки речи: напряженность голоса, повышение его высоты к концу фразы, ускоренный темп, недоговаривание слов, пропуск и замена звуков, нечеткое, смазанное произношение. Иногда речь толчкообразная, скандированная. Дети легко перенимают аффективно насыщенные интонации взрослых. Иногда речь толчкообразная, скандированная. Дети легко перенимают аффективно насыщенные интонации взрослых.

На особенностях звукопроизношения, темпа и плавности речи сказывается, очевидно, и повышенный мышечный тонус.

В речевом развитии детей с РАС можно выделить еще один четвертый вариант. У этих детей раннее речевое развитие приближено к норме. В возрасте 2-2,5 лет после стоматического заболевания или психотравмы речевая активность резко снижается, отмечается регресс речи. Однако он никогда не завершается полным мутизмом; речевое развитие как бы приостанавливается до 5-6 лет. Это приводит к резкому обеднению активного словаря. Речь становится внешне похожей на речь умственно отсталых. В этот период фразовая речь практически исчезает. На заданный вопрос ребёнок не отвечает, а эхолалически повторяет вопрос.

Несмотря на то, что ребенок очень мало говорит, удаётся выяснить, что у него богатый пассивный словарь, соответствующий или даже превосходящий возрастную норму. Очень часто у детей нарушено звукопроизношение, но в аффективно насыщенной ситуации ребенок может произносить все звуки и сложные звукосочетания правильно и чисто. Характерна высокая чувствительность к структуре слова. Никогда не бывают нарушения порядка слогов или их замены. Темп и плавность речи тоже могу быть изменены, чаще встречается его замедление, чем ускорение; иногда отмечается заикание.

Понимание речи находится на более высоком уровне. Таких детей в большей степени интересует содержание речи, её семантическая сторона. Это проявляется, например, не в пристрастии к стихам вообще, а к стихам эмоционально тонким с высоким ритмическим строем. Развивающаяся фразовая речь страдает аграмматизмами. Это, по-видимому, отчасти связано с меньшей , чем у других детей с РАС склонностью к употреблению готовых речевых штампов, со стремлением к самостоятельной речи. Ребёнок начинает говорить о себе в первом лице несколько позже, чем дети с предыдущим вариантом речевого развития.

Таковы особенности развития речи и речевых расстройств аутичных детей. При всем их разнообразии можно выделить четыре основные особенности:

· некоммуникативность речи;

· ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов, служащих взаимодействию с окружающим и акселерация аффективной речи, направленной на аутостимуляцию;

· часто наличие своеобразной вербальной одаренности;

· мутизм или распад речи.

Таким образом, речевые расстройства, будучи в значительной мере следствием нарушений общения, усугубляют затруднения в контакте с окружающим, поэтому работа по развитию речи должна начинаться как можно в более раннем возрасте.

Список литературы:

1.Ранний детский аутизм / Под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. М., 1981, 122с.

2.Logoportal.ru

Источник

Елизавета Ладонкина
Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра на базе дошкольного коррекционного учреждения

Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра на базе дошкольного коррекционного учреждения

В ГДОУ ТО «Тульский детский сад для детей с ОВЗ» есть 4 группы детей с РАС и синдромом Дауна (одна из групп кратковременного пребывания). Для детей пишется индивидуальный образовательный маршрут, пишется адаптированная образовательная программа (АОП, в которой раскрывается содержание коррекционных занятий.

Логопед занимается со всеми детьми. Логопедические занятия для детей с РАС преимущественно индивидуальные, проводятся 2 раза в неделю. Для детей с аутистическими чертами созданы подгруппы по 2 человека для развития связной речи. Так же, 1 раз в неделю логопедами проводится совместное с воспитателями и дефектологом групповое занятие по развития навыка подражания.

Направления работы:

1. Развитие артикуляционного аппарата. У детей с РАС имеются нарушения ощущений, в том числе кинетических и кинестетических. Дети не ощущают мышца артикуляционного аппарата и не могут ими управлять.Для повышения ощущений используются следующие приемы: пассивная артикуляционная гимнастика (когда педагог помогает ребенку выполнять самые простые упражнения, активная артикуляционная гимнастика перед зеркалом, массаж зубной щеткой.

Используются различные картинки с образцами выполнения и символами упражнений, вязаные игрушки для наиболее наглядного показа упражнения. А так же образец выполнения упражнения педагогом.

2. Вызывание направленной воздушной струи.

В зависимости от тяжести нарушения некоторые дети не могут или не умеют дуть. Поэтому, на занятиях они учатся дуть на вертушку, на воду, на ватку. Если речевой выдох сформирован, ребенка учат дуть направленно и на язык.

3. Работа над понимание речи. У детей с РАС имеются затруднения с пониманием речи, поэтому, задания на понимание речи обязательно включаются индивидуальный план развития ребенка. Логопед с начала учит словам и жестам «Дай», «Покажи», расширяет словарный запас с помощью лото, картинок, компьютерных программ.

4. Развитие связной речи. У некоторых детей с РАС встречается такое явление, как «эхолалия» – речь не несет смысловой нагрузки, ребенок повторяет цитаты из мультфильмов, но не может ответить на простой вопрос. Поэтому, очень важно научить ребенка пониманию смысла речи, использовать свой словарный запас к месту, правильно строить предложения. Для этой цели используются различные схемы по составлению предложений, рассказа, пересказа, последовательности картинок и отдельные картинки на понимание смысла.

Читайте также:  Ребенок рожденный в 7 месяцев развитие

5. Помимо связной речи, у детей с РАС страдает лексико-грамматический строй. Дети с РАС часто воспроизводят слова и фразы целиком, так, как запомнили, поэтому их фразы звучат аграмматично. Логопед учит правильно изменять слова, образовывать новые слова от разных частей речи и согласовывать их между собой. В этом помогают игры «Какое варенье?», «Варим суп», «Чей хвост» и т. д.

6. Важны упражнения на развитие мелкой моторики (игры с крупами, шнуровками, рисование по точкам, пальчиковая гимнастика)

7. Ведется работа над основами грамотности. Дети старшей и подготовительной групп учат буквы, способы написания букв.

8. Работа с родителями.

Включает в себя консультирование родителей по итогам занятия, по разъяснению домашнего задания, выступления на родительских собраниях.

Индивидуальные логопедические занятия для детейс РАС имеют свою специфику:

1. Дети с аутистическими расстройствами визуально воспринимают информацию,поэтому используется наглядный материал : визуальное расписание, картинки, плакаты и схемы.

2. Инструкции даются четкие и понятные.

3. Так же, важна последовательность заданий, поэтому педагог следует визуальному расписанию и не меняет его кардинально. Всегда сохраняется определенный ритуал в начале и в конце занятия, например, начинаем всегда с артикуляционной гимнастики, а заканчиваем упражнениями на воздушную струю. Если необходимо изменить расписание, ребенка к этому подготавливают – объясняют, что сейчас будет сюрприз.

4. Детей с РАС трудно мотивировать сидеть за столом, поэтому используются поощрения на стимуляцию сенсорных ощущений, музыкальные игрушки, мыльные пузыри. Наибольший интерес вызывают технологии интерактивного обучения – занятия с использованием компьютерных презентаций, компьютерных логопедических игр, Smart- стола, системы EduPlay.

5. Не менее важна игровая форма проведения занятий. Она наиболее понятна, позволяет вызвать ребенка на диалог, заинтересовать, активизировать звукоподражания.

Коррекционно-развивающий процесс начинается с установления контакта с ребенком. На фоне адаптации ребенка к детскому саду этот процесс может идти очень долго. Логопед использует все возможные приемы, чтобы ребенок привык к новому человеку и обстановке, научился сидеть за столом и обращать внимание на учителя.

Далее работа ведется на усвоение навыка подражания. Для этого используются различные приемы.

Подгрупповые занятия включают в себя задания на образование слов, согласование,словоизменение, освоение лексических тем и работу над связной речью и пересказом. Для детей с аутистическими расстройствами данный раздел является очень трудным в освоении, так-как нарушена коммуникативная функция речи, но, при регулярном посещении детьми подобных занятий наблюдается положительная динамика.

Групповые занятия проводятся логопедами непосредственно в группах совместно с учителем-дефектологом и воспитателями, так-как наиболее желательное количество взрослых при групповом занятии с детьми с РАС – на одного ребенка один взрослый, чтобы контролировать поведение ребенка во время занятия и помогать включится в совместную деятельность.

Групповые занятия включают в себя разнообразные игры и задания:

-игры на подражание (танцы по музыку, повторение простых движений).

-стимулирование звукопроизношения (спеть звук, повторить звук во время танца).

-развитие тактильного восприятия, понимания речи с помощью игры «чудесный мешочек», «тактильные мешочки».

-игры на развитие коммуникативных навыков ребенка (Прятать детей под платочек и называть по имени, перед занятием дети находят свое фото, прикрепляют к основе, чтобы увидеть, кто из детей пришел).

-пальчиковые игры.

-развитие моторных навыков с помощью повторения движений, танцев.

-в групповых занятиях используются дидактические упражнения, которые дети выполняют по очереди (например, собрать пирамидку по одному кольцу – каждый ребенок ставит колечко. Эта игра учит ждать, организует ребенка и развивает коммуникативные навыки).

-используются игры на тактильный контакт (например, потешки с движениями. Дети с РАС учатся ждать, налаживается контакт с педагогом).

Источник

Мне прислали очень интересный вопрос, может ли ребенок когда-нибудь преодолеть семантико-прагматическое расстройство речи, характерное для аутизма?

Ну, во-первых, я не специалист – я профессор кислых щей, т.е. обычная мама ребенка с РАС и сенсорной алалией. Во-вторых, именно исходя из моего опыта и опыта других мам, могу вам ответить: НЕ ЗНАЮ!

Объясню почему. Речь ребенка с РАС развивается по своим законам, которые практически ничего общего не имеют привычными нам ОНР.

ОНР – общее недоразвитие активной речи, это классификация сложности речевых проблем говорящего ребенка.

Различают 4 стадии:

ОНР 1 – скудная речь, лепетные слова, предложений нет (биби, ням ням, киса);

ОНР 2 – простые, в основном нераспространенные предложения, много аграмматизмов (дай ляблоко, кошка ушел);

ОНР 3 – распространенные предложения, сложных мало или они построены неправильно (папа подарил машинку как я хорошо вел)

ОНР 4 – речь с небольшими речевыми ошибками.

Дети с диагнозами ОНР1-ОНР3 учатся коррекционных школах, ребенок с ОНР 4 может посещать обычную школу, при условии, что продолжит занятия с логопедом.

При расстройстве аутического спектра все не то и не так!

1 стадия. Понять смысл общения. В норме полностью немой, но нейротипичный ребенок будет стремиться выстроить с вами коммуникацию, используя мимику, жесты и понятные действия.

Для аутиста польза речевой коммуникации непонятна и неочевидна. Он может молчать и смотреть в стенку, гадая, когда вы его покормите, скандалить, что нет любимого мишки, хотя он этого мишку даже и не просил. Он может и говорить, но его речь и взгляд ни к кому не обращены, слова часто не имеют для него смысла, подключается эхолалия – повтор ради “удовольствия”.

Как помочь? На этой стадии задача педагога – научить ребенка просить (жесты, ПЭКС, слова) и объяснить, что коммуникация – штука всестронне интересная и полезная, т.е. ты общаешься – ты получаешь какие-нибудь привилегии: еду, игрушки, прогулки, мультфильмы.

2 стадия. Непосредственно работа логопеда. Когда ребенок убежден, что педагог – хороший и полезный человек, поэтому лучше не кидать в него стульями и не биться головой о стену, начинается исправление речевых дефектов. У аутиста они могут быть любые. Специфические и характерные для других детей.

Как помочь? Найти логопеда(ов) по профилю. Есть логопеды, которые ставят ш, ж, р, л, другие -классно работают с нарушением понимания речи, третьи – запускают речь при моторной алалии. Иногда, если много речевых дефектов, нужно несколько логопедов.

3 стадия – обобщение. Научившись говорить, нейротипичный ребенок довольно быстро обобщает этот навык. Какие то шерохооватости будут заметны, но через небольшой промежуток времени ребенок сможет применять знания, полученные у логопеда, на практике.

При высокофункциональном РАС обобщение занимает не меньше года, а иногда – несколько лет.

Какие бывают проблемы у детей с РАС?

  • ребенок говорит с логопедом на занятиях по карточкам – не пользуется речью в быту
  • говорит с логопедом и дома – в садике/школе/на площадке молчит.
Читайте также:  Ребенок отстает в развитии а ему 13 лет

Мы сейчас с ребенком на стадии обобщения. Мой ребенок заговорил в 3 годика, в 3,5 пошел в садик. То, что ребенок говорящий, воспитатели заметили ближе к 4-м :), когда он понял, что у воспитателя можно выпросить яблоко. И даже в свои 5-ть ребенок не до конца обобщил свои умелки.

Приведу пример. Мой ребенок – говорит распространенными предложениями и сносно может объяснить, чего хочет.

Вчера мой сокиiл захотел поиграть с соседом в догонялки. Он взял листик и с сердитым выражением лица начал бегать за соседским Максимкой – лупить его этим листиком по плечам. Т.к. фраза ” Давай играть в догонялки” не прозвучала, Максимка испугался и спрятался за мамой.

Иногда мне кажется, что я вожу на прогулку доисторического человека. Мое солнышко, которое вообще не закрывает рот дома, на прогулке выдает сплошные: “у”, “ы”. Простые b ljcnegyst csye умелки вроде, поздороваться, спросить как зовут назвать свое имя, я выжимаю из него клещами.

Об одном таком мальчике написана книга “Сири , с любовью”, где с помощью голосового помощника Сири мальчика учили разговаривать с окружающими.

Как помочь?

1. Если ребенок говорит с логопедом, но не с вами, не доработана стадия 1. Вы не убедили ребенка, что общаться словами – полезно.

2. Существуют специальные техники для развития навыков диалога и рассуждения. Ребенку задают вопрос и показывают картинку-подсказку. Это может быть рисунок или фото. Потом эти костыли убирают.

На этом этапе важно добиться произвольных речевых реакций. Это когда в ответ на ваш вопрос последует не заученный ответ, но “авторский” комментарий от ребенка или даже рассуждение, например.

-Почему ты себя плохо ведешь?

– Потому что это весело/ потому что я непослушный.

Что сегодня делал в садике?

– Я ел хлеб, а Дима потерял шапку.

3. Ребенок должен много разговаривать с другими людьми, желательно там, где взрослый может управлять разговором и делать подсказки ребенку. Большим плюсом будет, если каждая реплика вашего ребенка будет получать усиление, простыми словами: другие люди будут позитивно и понятно реагировать на попытку вашего ребенка общаться.

Это:

  • коммуникативная группа;
  • дружелюбные дети на улице;
  • друзья и ровесники в семье.

4 стадия. Семантико-прагматическое расстройство речи: борьба с бестактностью.

К этой стадии мы с ребенком только подбираемся. Нейротипичный ребенок около 7 лет обладает чувством такта. Он знает, о чем можно/нельзя говорить с другом/учителем/родителями, к кому обращаться на ты, а к кому на вы, что для человека – оскорбительно, а что – приятно.

Аутист этого не понимает!

Даже если аутист говорит как бог и не имеет видимых речевых расстройств, он легко выявляется по семантико-прагматическому расстройству речи.

Когда ребенок-аутист начинает говорить на этом уровне, вы начинаете молиться, чтобы он замолчал.

Вот красноречивые примеры:

Мама и папа вчера занимались сексом.

– У меня был запор, мама ставила мне свечку.

– Марь Ванна, дай мне яблоко.

Или вот интересный пример, описанный психиатром:

Ваня не имел видимых проблем развития. Но в школе он не находил общего языка с детьми. Его называли придурком. Одна из причин конфликта: дети договорились, что будут сидеть тихо и притворяться, что в классе никого нет. Когда учитель подошел к классу и спросил: “Вы в классе?” , мальчик ответил:

– Василий Иванович, мы от вас спрятались…

Некоторые люди преодолевают стадию 4 или преодолевают ее частично, а другие – застревают в ней. О чего это зависит?

  • степень аутичности и степень развития речи, чем “высокофункциональней” аутист, тем легче ему понять окружающих, также чем лучше его речь – тем больше шансов подобрать правильные слова;
  • работа родителей, окружающих, теплая дружелюбная атмосфера, широкие возможности для общения;
  • возраст не менее 11 лет (ребенок должен научиться критически и логически анализировать свою речь и поступки);
  • желание ребенка.

Последний фактор – самый важный. Многие аутисты до старости избегают общения с незнакомцами, не зная о чем с ними говорить.

Известный психолог Ольга Сергеевна Никольская условно поделила высокофунциональных аутистов на 2 группы:

  • Группа 3 – аутисты, которые поглощены своими особыми интересами, неуступчивы и не готовы вести себя в соответствии с ожиданиями других людей (условно интроверты).
  • Группа 4 – аутисты, которые общаться “хотят, но не умеют” (условно экстраверты).

Я бы поспорила, что “тройки” не хотят общаться совсем. Просто они быстрее выматываются, часто им вполне достаточно друзей из социальной сети или похода в магазин, чтобы наобщаться на всю неделю вперед. У многих от шумов, криков, освещения просто наступает сенсорная перегрузка. Кроме того, они слишком дорожат своим особым миром, чтобы идти на уступки.

Как помочь? На этой стадии мы, родители, просто предлагаем шаблоны поведения: личным примером, подсказками, социальными видеороликами, тематическими мультиками, беседами в семье и с психологом.

Каждый ребенок возьмет оттуда столько, сколько сможет, и еще не факт, что ваша модель – самая правильная. Если ребенок настойчиво не хочет общаться с людьми, нужно подумать о бытовой адаптации: как он будет работать и учиться, ходить к врачу, вызывать мастера, вызывать полицию и т.п.

Кроме того, в таком случае имеет смысл вернуться на стадию 3 – к поискам доброй, принимающей среды, позитивного опыта общения.

Источник