Речевое развитие ребенка с моторной алалией
Содержание работы
Задачи
Задания и упражнения
1.Понимание речи
Формировать у детей умения:- различать слова (сущ.), сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком);- различать слова (глаголы), близкие по звучанию;
– не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации;
– различать названия действий, противоположных по значению;
– понимать действия, изображённые на сюжетных картинках;
– различать значения приставок в страдательных причастиях;
-определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие – одному лицу или нескольким лицам;
– по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие;
«Покажи, где земля, а где змея»«Покажи, где …»горшок – порошок
бочка – точка
полено – колено
мыло – Мила
крыша – крыса
нос – воз
«Кого несут, а кого везут»
«Что висит, а что стоит»
«Кто купается, а кто катается»
«Кто копает, а кто покупает»
«Покажи, кто спит, а кто лежит»
«Покажи кто …»
моет – умывается – стирает
бежит – прыгает
лежит – спит
несёт – везёт
шьёт – вяжет
строит – чинит
«Застегни пальто – расстегни пальто, сними шапку – надень шапку; отнеси – принеси, намочи – отожми, завяжи – развяжи, открой – закрой, найди – спрячь, войди – выйди, вымой – вытри, включи – выключи».
Вытирается – вытирают, одевается – одевают, купается – купают, катается – катают, умывается – умывают, качается – качают, обувается – обувают, причёсывается – причёсывают.
Завёрнут (-а, -ы) – развёрнут (-а, -ы) кукла, конфета;
завязан ( -а, -ы) – развязан (-а, -ы) узел, бант, шнурки;
застёгнут (-ы, -о) – расстёгнут (-ы, -о) пальто, воротник;
одет (-а) – раздет (-а) кукла, девочка;
открыт (-а, -о) – закрыт (-а,-о) окно, шкаф, форточка.
«Покажи, где мальчик сидит, а где дети сидят»
«Где девочка прыгает, а где дети прыгают»
«Покажи, где девочка сидит на скамейке, а где девочки сидят на скамейке»
«Где машина едет по дороге, а где машины едут по дороге»
«Послушай и выбери ту картинку, о которой я тебе говорю: в синем небе летят что? (самолёты). В синем небе летит что? (самолёт). По реке плывёт что? По реке плывут что?
Женя упал. – Женя упала.
Женя встал. – Женя встала.
Женя вымыл руки.
– Женя вымыла руки.
2.Общие речевые навыки
– различать, кому из них надо совершать действие;- определять взаимоотношения действующих лиц, уточнить реальность ситуации;- понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около, из, из-под. Дифференцировать предлоги: в-на; под –из-под; из-от; около-за;
– объединять демонстрируемые предметы (или их изображения) по общему назначению;
– различать падежные значения;
– различать множественное и единственное число предложного падежа существительных;
– понимать значения прилагательных, противоположных по значению;
– различать пространственные наречия;
Вова, лови Нину. Нина, лови Вову.Катя, возьми за руку Олю. Оля, возьми за руку Катю.Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате.
Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк?
Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?
Где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике?
Где кошка ловит мышку, а где мышка ловит кошку?
Где девочка везёт на санках мишку, а где мишка везёт девочку?
Где девочка даёт сено козе, а где коза даёт сено девочке?
Где девочка кормит своих зверей, а где звери кормят девочку?
Практическое усвоение предлогов в знакомой для ребёнка ситуации: дети ставят предметы на стол, в шкаф, достают игрушки, книги из шкафа, достают из-под шкафа закатившийся туда мяч.
«Возьми карандаш, который лежит в коробке (на коробке, около коробки)».
«Покажи, где машина выехала из гаража (стоит около гаража)»
«Где кошка залезла на диван (под диван, за диван)»
«Из предметных картинок отобрать всё то, что тебе понадобится, если ты будешь рисовать, если пойдёшь гулять, если захочешь есть и т. д.»
«Покажи карандаш авторучкой; покажи авторучку карандашом; покажи карандашом тетрадь…»
«Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах»
«Покажи, кто скачет на лошади, а кто скачет на лошадях»
«Покажи, где девочки сидят на стуле, а где они сидят на стульях»
«Покажи вазы, стоящие на ( одном) столе, покажи вазы, стоящие на столах»
Большой – маленький (-ая)
Узкий – широкий (-ая)
Длинный – короткий (-ая)
Низкий – высокий (-ая)
Толстый – тонкий (-ая)
Вниз (внизу) – вверх (вверху)
Далеко (близко)
Вперёд (впереди)
Назад (сзади)
По словесной просьбе выполнять действия типа: «подними руки вверх», «опусти руки вниз», «посмотри вверх – посмотри вниз», «стань сзади товарища – впереди товарища», «брось мяч высоко – низко; далеко – близко».
«Узнай овощ». Логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.
Ребёнок с завязанными глазами нюхает и узнаёт по запаху предложенный ему овощ.
«Осенние листочки». Ребёнок стоит напротив подвешенных на ниточках листьев. Медленно набирает воздух через нос, чтобы не поднимались плечи. Вытягивает губы трубочкой, дует на листья, не раздувая щёк.
«Надуем шарик». Стать прямо, не напрягаясь. Для контроля за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота. Сделать небольшой выдох, задержать вдох на 2 секунды. Вдохнуть через нос (5 секунд).
Задержать воздух в лёгких (2-3 секунды). Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара, — плавно, без толчков, только движением диафрагмы (3-4 секунды, логопед выполняет счёт до трёх- четырёх). Затем
продолжительность выдоха можно увеличить до 5-6 секунд (счёт до пяти, шести).
«Пароходы». Ребёнок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на парус кораблика, который находится в тазу с водой на уровне рта ребёнка.
«Сосчитай овощи». Ребёнку предлагается сосчитать овощи на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе считать вслух, не спеша: «Один, два, три, четыре, пять».
Выполнить это упражнение ещё раз, затем добрать воздух (1 секунда) диафрагмальным дыханием (плечи неподвижны), на выдохе произнести: «Пять овощей».
«Сосчитай фрукты» и т. п.
«Продолжи предложение». Сделать вдох, а на выдохе произнести фразы:
Мальчик.
Мальчик идёт. И т.п.
«Ветер». Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у-у-у», подражая завываниям ветра.
«Эхо». На картинке изображены дети, кричащие в лесу «Ау!»
Ребёнку предлагается кричать громко, а затем тихо, как эхо.
«Приятный запах». Ребёнок подходит к вазочке с очищенным апельсином, мандарином и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».
«Вьюга». Ребёнок стоит, спина прямая; делает глубокий вдох, на выдохе начинает тянуть: у-у-у… Сильная вьюга – ребёнок увеличивает силу голоса, вьюга затихает – сила голоса уменьшается.
«Кто кого?». Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные: А, О и т. п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.
«Тихо – громко». Логопед составляет предложение по картинке и произносит его тихо. Ребёнок повторяет громко и наоборот.
«Укачивание». А-а-а-а-а…(с понижением голоса).
«Лесенка». Пропевание гласных с повышением и понижением голоса и движением по «лесенке».
Проговаривание предложений типа:
Ася умывается.
Алла ушла.
Инна идёт.
Чтение сказки К.Чуковского «Путаница» (дети произносят только звукоподражания).
Произносить слова, фразы, выражая голосом разные чувства.
«Хочу!» — гневно, грустно, радостно, раздражённо, подавленно.
«Узнай по интонации». Сначала логопед, а потом дети изображают больного, сердитого, грустного, удивлённого, весёлого человека. При этом произносят с определённой интонацией коротенькие слова: «Ай-ай-ай», «Ой-ой-ой», «Ох-ох-ох» и т. п.
Отражённое проговаривание предложений.
Дорисовать лицо (пиктограмму), чтобы были видны: радость, печаль, гнев, удивление.
Ребёнку предлагается изобразить эмоции, которые возникают у него в определённой ситуации (при прослушивании текста).
«Осенний дождь». Ребёнку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и «прохлопать» предложенный ритм: // ///; // //; // // //.
«Накорми птиц». Логопед передаёт ритм, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребёнка повторить:
Курица с цыплятами: // ///
Утка с утятами: // //
Гусыня с гусятами: / / ///
Ребёнку предлагается повторить.
Логопед: Сели птицы на деревья и запели:
«Ти-ти, (пауза) ти-ти-ти, (повторяет ребёнок)
ти-ти-ти, (пауза) ти.»
Затем повтор с усилением голоса на заданный слог.
Ти-ти-ти, ти-ти-ти,
Ти-ти-ти, ти-ти-ти,
Ти-ти-ти, ти-ти-ти.
«Весёлые строители». Ребёнок повторяет звуки, которые доносятся со стройки: «Тук-тук — тук, тук — тук-тук».
«Мамы и детки». Условием игры является то , что птицы «говорят» важным, низким голосом, не торопясь, а птенцы «отвечают» им быстрее, тонким, высоким голоском.
Гусыня учит гусёнка: «ГА-ГА-ГА» (С понижением тона голоса, медленно.)
Гусёнок отвечает: «Га-га-га» (С повышением тона голоса, быстрее.)
Утка: «КРЯ-КРЯ, КРЯ-КРЯ-КРЯ».
Утёнок: «Кря-кря, кря-кря-кря».
Курица: «КО-КО-КО, КО-КО».
Цыплёнок: «Ко-ко-ко, ко-ко».
Ребёнку предлагается послушать и узнать звуки, которые доносятся из-за окна, из коридора, соседней группы.
«Угадай, какой звучит музыкальный инструмент?»
«Какой предмет издаёт такой звук?»
«Шумовые коробочки». Предлагается 5 пар одинаковых коробочек с разными наполнителями (песок, скрепки, крупа, бумажные шарики, мелкие камешки). Ребёнок выбирает одинаково звучащие коробочки.
«Угадай, кто тебя позвал «Ау»?» Дети по очереди зовут ребёнка (водящего), он определяет, кто его позвал.
«Где гудит пароход?». «У-у-у» — далеко (тихо) или близко (громко).
«Кто плачет?». «А-а-а» — низким голосом (мальчик), высоким (девочка).
«Кто сказал «Мяу»?» («Му-у», «Бе-е»)
Логопед произносит звукоподражание то низким, то высоким голосом. Ребёнок показывает картинку с изображением животного или его детёныша.
Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши (поднять зелёный кружок), если он услышит правильное название того, что изображено на картинке. «Вакон – фагон – вагон – вагом – факон – вагон».
На наборном полотне выставляются картинки, названия которых звучат очень похоже: рак, мак, лак, бак, сок, сук, дом, ком, коза, коса и т. п. Ребёнку предлагается отобрать названные картинки.
«Кто (что) это? Что (он, она) делает?»
Папа – сидит, идёт, стоит.
Девочка – прыгает, плачет, читает.
Мама – шьёт, варит, гладит, пишет, читает.
Дедушка – спит, лежит, читает.
Мальчик – пишет, читает, бежит, рисует, плывёт.
Собака – спит, сидит, лежит, кусает, прыгает.
Птичка – прыгает, летает.
Самолёт – летит, гудит.
«Кто быстрее принесёт картинку».
На столике разложены картинки с изображением действий (девочка читает, кошка сидит и т. д.). Логопед вызывает двух детей. Чётко произносит, кому какую картинку принести. Отдавая картинку, дети отвечают на вопросы:
«Кто (что) это? Что он (она) делает?»
Идёт кто? что? (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка, снег, дождь).
Стоит кто? что? (мама, девочка, бабушка, лошадь, корова, кошка, петух, стол, стул, шкаф, ваза, тарелка, чашка).
Сидит кто? (девочка, мальчик, мама, кошка).
Бежит кто? (мальчик, девочка, собака, кошка, лошадь).
Прыгает кто? (девочка, мальчик, кошка, собака).
Спит кто? (мама, девочка, собака, кошка).
Лежит кто? что? (мама, девочка, мальчик. лошадь, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка, вилка).
Висит что? (картина, лампа, полотенце, пальто, платье).
Летит кто? что? (птица, голубь, муха, жук, бабочка, оса, самолёт, ракета).
Едет что? (машина, поезд, автобус, велосипед).
Читает кто? (мама, папа, дедушка, девочка, мальчик).
Ребёнку предлагается из предметных картинок, на которых нарисованы собака, девочка, кошка, паровоз, мальчик, отобрать того, кто умеет читать;
– найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит;
– посмотреть на улицу и сказать, кто идёт, кто (что) едет, а кто бежит.
Мальчик (девочка) моется, купается, катается, качается, одевается, раздевается, обувается, умывается ,вытирается, причёсывается.
Мальчик идёт – мальчики идут.
Мальчик бежит – мальчики бегут.
Девочка стоит – девочки стоят.
Мальчик спит – дети спят.
Девочка поёт – дети поют.
Логопед предлагает одному из детей отдать команду другому ребёнку что-либо выполнить, например: «Коля, дай команду Тане: Таня, спи». Другой ребёнок констатирует: «Таня спит».
Дети самостоятельно договаривают выделенные слова.
Дождик, дождик, кап да кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки.
Светит солнышко в окошко.
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шёрстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Ребёнок легко на носочках ступает по разложенным на полу листочкам-черепицам и произносит выделенные слова.
Кто там топает по крыше?
– Топ-топ-топ.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
– Топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли.
– Топ-топ-топ.
Может кошек подковали?
– Топ-топ-топ.
Ребёнок выполняет характерные действия и произносит выделенные слова.
Дождик, дождик…
Кап-кап. (Указательными пальцами стучит по столу).
И по грядкам..
Тяп-тяп. (По столу стучат все пальцы).
По дорожке…
Топ-топ. (Указательные пальцы стучат по столу).
А по лужам…
Шлёп-шлёп. (Ладошки шлёпают по столу).
Меж еловых мягких лап (поглаживание подушечками пальцев поверхности стола)
Дождик… кап-кап-кап (постукивание пальцами по столу).
Где сучок давно засох,
Серый…мох, мох, мох (касание стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук).
Где листок к листку прилип,
Вырос…гриб, гриб, гриб (поднимание рук над столом, пальцы то складываются вместе, то раздвигаются широко).
Кто нашёл его друзья? (Касание указательным пальцем правой руки поочерёдно всех пальцев левой руки.)
Это…я, я, я! (Сжимание всех пальцев левой руки, кроме мизинца , его показ.)
Испугались зайца.
Мы (показать на себя)
Ходили (три шага)
По грибы, (руками сделать гриб)
Зайца испугались, (на каждый слог ушки на макушке наклоняются и поднимаются)
Убежали за дубы, (ладони на уровне лица)
Потеряли (резко разжать кулаки и «бросить»)
Все (помахать раскрытыми ладошками)
грибы (руками сделать гриб),
А потом смеялись: (рисуем пальцами улыбку до ушей)
– Зайца испугались (ушки на макушке шевелятся на каждый слог).
Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца: растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.
Массаж «чётками»: перебирать чётки пальчиками, сочетая со счётом.
Массаж шестигранным карандашом:
– «Утюжок» (прокатывать карандаш по поверхности стола);
– «Добывание огня» (прокатывать карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям);
– «Горка» (скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки, придерживая его другой рукой).
«Ладошка» (пальчики, а потом ладошки «здороваются»).
«Пианино» (логопед «играет» пальчиком ребёнка на пианино, отпускает пальчик, ребёнок играет на пианино одноименным пальчиком второй руки).
Игры со счётными палочками.
Выкладывание узоров из фасоли на пластилиновой поверхности.
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики.)
Будем листья собирать.(Сжимают и разжимают кулаки.)
(Первое слово произносит ребёнок, загибая пальцы, начиная с большого, остальной текст читает логопед.)
Листья берёзы,
листья рябины,
листья тополя,
листья осины,
листья дуба мы соберём,
маме осенний букет отнесём.
«Кулачки».
Кулачки мы вместе сложим (кулаки прижаты друг к другу),
Нашим пальчикам поможем
Разогнуться и подняться (пальцы постепенно разжимаются, ладони прижаты друг к другу и направлены вверх).
«Пальчики «здороваются». (На одной руке большой палец «здоровается» с указательным, средним,безымянным, мизинцем. «Здороваются» одноимённые пальцы двух рук.)
«Ладушки».
Ладушки, ладушки!
Пекла бабушка оладушки.
Маслом поливала.
Детушкам давала.
Даше – два, Паше – два,
Ване – два, Тане – два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки.
(Руки лежат на столе. Попеременно показываются то ладонь, то её тыльная сторона. Ладонь одной руки накрывает другую. Затем руки поставить на локти, пальцы обеих рук выпрямлены и загибаются по два: указательный и средний, безымянный и мизинец. В завершение показать большие пальцы.)
3.Фонематическое восприятие
Развивать глубокий вдох.Развивать длительный плавный выдох.Развивать речевой выдох.
Развивать речевое дыхание, силу голоса.
Развивать силу голоса.
Развивать умение изменять силу голоса.
Развивать высотный диапазон голоса.
Развивать умение изменять тембр голоса.
Развивать интонационную выразительность речи.
4.Самостоятельная речь
Формировать умение пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.Формирование понимания эмоций, выраженных мимикой.Развивать умение выражать эмоции с помощью мимики.
Развивать восприятие и воспроизведение ритмических структур
Развивать чувство речевого ритма.
Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки.
Развивать умение различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Формировать умение различать слова, близкие по звуковому составу.
Формировать у детей умения:
– отвечать на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам;
5. Координация речи с движением
– подбирать названия предметов к названным действиям;- употреблять возвратную форму глаголов 3-его лица единственного числа настоящего времени;- различать вопросы что делает? что делают? и давать ответы на поставленные вопросы с правильным оформлением грамматической формы слова;
– сопоставлять грамматические формы одних и тех же глаголов: повелительного наклонения 2-го лица единственного числа и изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени;
– договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях.
6. Мелкая моторика.
Упражнять в выполнении заданного количества одинаковых слов и движений.Упражнять в последовательной смене слов и движений.Формировать умение вставлять нужное слово в произносимый педагогом текст, развивать чувство ритма и рифмы.
Упражнять в подборе и использовании движения для стимуляции собственной речи.
Укреплять мышцы пальцев рук при помощи массажа.
Упражнять в соотнесении одноимённых пальцев рук.
Развивать силу и точность движений пальцев.
Развивать автономность движения каждого пальца – загибать (разгибать) пальцы без помощи второй руки.
Развивать синхронность движения пальцев.
Расширять спектр кинестетических ощущений пальцев рук.
Источник
Наталья Андреянова
Развитие речи у детей с моторной алалией (из опыта работы)
Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.
Недоразвитие речи при алалии носит системный характер.Отмечаются нарушения всех ее компонентов: звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы, слоговая структура слова, лексика, грамматика, связная речь.
Работа по преодолению алалии – длительный и трудоемкий процесс, включающий коррекционное, воспитательное, обучающее, развивающее направление.
В зависимости от периода работы и уровня речевого развития доля самостоятельной речи ребенка варьируется. Начиная работать с детьми с алалией, следует помнить об опасности перегрузки их психики при резком усилении коррекционно- педагогического воздействия. При первом и втором уровне речевого развития у детей с моторной алалией занятия по активизации речи должны быть строго дозированы и методически выверены. Вне специальных логопедических занятий следует снижать требования к речи ребенка, повышать внимание к развитию познавательной активности, моторики, эмоционально-волевой сферы, творчества.
Н. Н. Созонова и Е. В. Куцина выделили основные принципы работы с данными детьми:
1. Как можно раньше начинать коррекционную работу. Она должна начинаться с трех лет.
2. Многообразие наглядного (иллюстративного) и игрового материала.
3. Многократное повторение.
4. Обучение грамоте.
Коррекционную работу можно условно разделить на 3 этапа.
На первом этапе основным является формирование активного и пассивного словаря, доступного для понимания и воспроизведения. Ведется работа по обучению грамоте. Развивается способность к звукобуквенному анализу слова.
Виды работы:
Вызывание звуков (гласных и согласных)
Чтение слоговых дорожек и работа с этими слогами.
Работа над звукоподражаниями – использование различных игр.
Артикуляционная гимнастика, разработанная Т. Башинской. Еёосновная цель: максимально активизировать и развивать артикуляционный аппарат, не переутомляя ребенка. Основные упражнения собраны в пары по принципу противоположности нагрузки.
Работа над выдохом: ротового, носового, комбинированного.
На втором этапе работы продолжается формирование активного и пассивного словаря,доступного для понимания и воспроизведения: односложные слова, двусложные слова с ударением на первом слоге, двусложные слова с ударением на втором слоге. Начинается работа по использованию в речи предлогов, прилагательных, обучение рассказам описательного характера, ребенок учится согласовывать существительные с местоимениями.
Для решения данных задач используются:
Схемы (при изучении предлогов);
Мнемотаблицы (при составлении описательных рассказов) – простые;
На третьем этапе основным является развитие связной речи.
Здесь используются:
Более сложные мнемотаблицы.
Картинно-графические планы рассказов.
По достижении третьего уровня речевого развития обучение нужно проводить в соответствии с программой развития детей с общим недоразвитием речи с учетом специфики речевого развития и структуры дефекта.
Литература.
1.Логопедия:Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Пятница Т. В., Башинская Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
3. Пятница Т. В., Башинская Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
4. Созонова Н. Н., Куцина Е. В. Читать раньше, чем говорить!: методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи детей с алалией.- Екатеринбург: ООО»КнигоМир», 2011
Источник