Речевое развитие ребенка при поступлении в школу
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Речевая готовность к школе Горлачева Анжелика Владимировна Учитель начальных классов, учитель-логопед МБОУ Сычевской СОШ №1
2 слайд
Описание слайда:
Готовность к школе – Когда говорят о “готовности к школе”, то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
3 слайд
Описание слайда:
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: Правильное произношение всех звуков Умение различать звуки речи на слух Владение навыками звукового анализа и синтеза Словарный запас Сформированность грамматического строя речи Связную речь Речевую коммуникацию Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)
4 слайд
Описание слайда:
Звукопроизношение и фонематический слух: в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
5 слайд
Описание слайда:
Мелкая моторика рук Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).
6 слайд
Описание слайда:
Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.
7 слайд
Описание слайда:
систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, а речевые области в головном мозге формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Рис.1.Человечек Пенфилда.
8 слайд
Описание слайда:
Уважаемые родители! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду.
9 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-354785
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Речевая готовность к школе в большой степени определяет, насколько быстро и эффективно ребенок адаптируется к многогранной школьной жизни. Речь является главным средством познания и общения. Вся учебная деятельность в условиях классного коллектива опирается не только на познавательный процесс, но и активно задействует коммуникации. Поэтому речевое развитие первоклассника является основным ресурсом в освоении новой для него роли ученика.
Значимость речевого развития в подготовке ребенка к школе
И в непосредственном развитии каждого ребенка, и в подготовке к школе развитие речи играет главнейшую роль. Как только малыш достигает дошкольного возраста, речь для него становится универсальным средством познания и общения и выполняет две главные функции: интеллектуальную и коммуникативную.
Всего лишь за несколько лет, предшествующих началу школьного обучения, детям предстоит сделать поистине марафонский рывок в овладении родным языком.
Необходимо накопить лексический запас, усвоить понятийное значение слов, обучиться произношению, разобраться с грамматическими основами, научиться связно излагать свои мысли. Все это является важной составляющей интеллектуального потенциала будущего школьника.
К тому же, речь является не только частью интеллектуальной готовности к школе. Речь помогает дошкольнику управлять своей деятельностью и поведением.
Это происходит благодаря развитию такого свойства саморегуляции как планирование. План действий выстраивается в сознании ребенка как речевая модель, в которой намечается цель, последовательность действий, средства и способы достижения цели. В первые годы жизни ребенок осваивает такое планирование, слушая взрослого, а к старшему дошкольному возрасту привычно использует внутреннюю речь для организации своей деятельности.
Речевое опосредование – одно из самых главных звеньев развития сознания ребенка. Формулируя словами цели и способы действий, дети осознают их. К тому времени, когда подоспеет время идти в школу и принять новую социальную роль ученика со своими обязанностями, ребенок должен в определенной мере стать сознательной и ответственной личностью. Иначе он не справится с учебными задачами.
Немецкие психологи практическим путем установили, что неуспеваемость первоклассников очень часто обусловлена их слабым речевым развитием.
Речь изменяет соотношение мышления и действия, и приводит к развитию высших форм интеллектуальной деятельности. Развитие речи отображает и общее развитие дошкольника, и уровень логического мышления, и сформированность навыков коммуникации. Поэтому речевая готовность детей к школе – необходимое условие успешного обучения.
Компоненты речевой готовности детей к школе
Какие же компоненты составляют речевую готовность ребенка к школьному обучению? Это не только определенный багаж знаний родного языка, а и механизмы, обеспечивающие развитие речи. Это комплексное развитие, обеспечивающее устную речь ребенка. Оно включает:
- Сенсорную речь – понимание, что говорят другие;
- Моторную речь – произнесение самим ребенком звуков и фраз;
- Словарный запас;
- Осведомленность.
Сенсорная и моторная функции – это физиологические параметры речевой готовности к школе, а запас слов и осведомленность свидетельствуют о лексической подготовке.
Сенсорный и моторный речевой компонент
На первый взгляд может показаться, что говорить о сенсорной стороне речи перед поступлением в школу уже неактуально. Понимание родного языка формируется с первых лет жизни, и различение слов и фраз у старшего дошкольника полностью автоматизировано. Однако русский язык характеризуется такими тонкостями, что и 6-летнему ребенку есть работа в этом направлении.
Существует немало слов, где необходима четкая фонематическая дифференциация. Например, пары слов под-пот, луг-лук, зев-сев, плод-плот, род-рот и многие другие близки по звучанию, и по этой причине сложно различаются многими детьми. Ошибки свидетельствуют о недостаточном развитии слухового восприятия и фонематического слуха – следовательно, сенсорной функции. Ее можно и нужно тренировать, так как от способности точно определять звук зависит понимание значения слова, а в дальнейшем и грамотность ученика.
Моторная речь требует другой дифференциации – речедвигательной. Имеется в виду четкая артикуляция при произнесении ребенком звуков и слов. В норме, если ребенок в 6 лет уже произносит все звуки. Но даже, если с особо сложными звуками (р, ш) еще наблюдаются проблемы, важно уделять внимание звучанию всего слова.
Если не уделять правильности произношения, то у ребенка наблюдается недостаточно сформированная звуковая культура, отчего его речь становится «неряшливой». В высказываниях дошкольников (особенно тех, кто еще не умеет читать) встречаются «пинал», «тиливизор», «заец», «посмореть», «эскаватор» и другие искаженные слова.
Особая сложность заключается в том, что подобные ошибки уже закреплены в устной речи дошкольника, и ему придется переучиваться. Там, где взрослые вовремя обращают внимание, как проговаривает ребенок каждое слово, уровень фонематического развития соответствует возрастной норме, и дошкольник правильно слышит и произносит все звуки и слова.
Словарный запас и осведомленность
Запас слов, соответствующий речевой готовности дошкольника к школе, должен составлять около 4000 единиц. Речевые сообщения в диалогах или монологических высказываниях детей при таком словарном багаже включают все части речи.
Кроме употребления слова, ребенок должен понимать его значение. О высокой осведомленности можно говорить только в тех случаях, если дошкольник усвоил понятие и верно его применяет.
Ошибочное понимание может сформироваться совершенно случайно, когда ребенок слышит новые для него слова в образных высказываниях и воспринимает по-своему.
Примеры бывают весьма неожиданными. Один дошкольник определил «смысл» как некую крупную утерянную вещь («потерялся смысл»), другой усвоил слово «насмешки» как мелкие легкие предметы («осыпали насмешками»), третий был уверен, что «конфетти» — это конфеты. Подобные случаи еще раз подчеркивают ответственность взрослых за речевое развитие своих детей.
Диагностика речевой готовности к школе
В настоящее время существует множество диагностико-коррекционных программ, нацеленных на определение уровня речевого развития ребенка, на выявление слабых звеньев и своевременную корректировку речевых нарушений.
Внимательных родителей заботит, как в домашней обстановке вовремя заметить проблемные стороны в развитии речи и своими силами помочь ребенку.
Действительно, формирование речи — то познавательное развитие детей, которое происходит при непосредственном участии родителей. И здесь чрезвычайно важны профилактические меры. Все взрослые в семье должны разговаривать с детьми без каких-либо подстроек под детский лепет. Ребенку важно слышать четкую и правильную речь, чтобы ежедневно получать ориентиры в произношении.
Точно также важен познавательный аспект и наполнение активного словаря. Необходимо знакомить детей с новыми понятиями, объяснять, что означает незнакомое им слово. И главное, нужно тренировать речевые навыки дошкольника при помощи пересказов, придумывания историй, приемов театрализации.
Несложно провести самостоятельно и первичную диагностику речевой готовности к школе. Для этого хорошо подходит упражнение «Истории в картинках». Выполнение задания потребует двух серий последовательных картинок (по 3 картинки в каждой).
Инструкция к упражнению «Истории в картинках».
Предварительный этап. Взрослый раскладывает картинки по порядку и сопровождает рассказом историю, отраженную на них (достаточно использовать 4-6 предложений). После того как ребенок услышит всю историю и рассмотрит изображения, картинки следует убрать. Взрослый просит ребенка повторить рассказ, но уже без зрительной опоры. Допускается задавать наводящие вопросы, если дошкольник испытывает затруднения.
При оценивании рассказа ребенка обращают внимание на несколько параметров:
- Полно ли передано содержание истории;
- Отражены ли смысловые связи в рассказе или получилось отдельное описание картинок;
- Не появились ли второстепенные детали, искажающие содержание рассказа.
Основной этап. Разложить перед дошкольником 3 картинки из другой серии и попросить его составить рассказ. Помощь исключить, ребенок должен справиться самостоятельно. После того как прозвучит история, картинки убираются из поля зрения, а испытуемого просят еще раз повторить свой рассказ. Выполнение оценивается по тем же критериям.
О высоком уровне речевого развития дошкольника можно говорить только в том случае, если он верно воспроизводит рассказ на предварительном этапе, точно передавая смысл и не придумывая лишнего. А при самостоятельном сочинении истории связно описывает картинки, объединяя их общим смыслом, легко оперирует словарным запасом, находит подходящие слова, чтобы передать содержание.
Данное упражнение полезно тем, что позволяет комплексно оценить устную речь ребенка: как он услышал рассказ (понимание речи), смог ли воспроизвести, умеет ли сочинить историю, используя подсказки в виде картинок. Также задание позволяет выявить слабые места в развитии речи ребенка и сконцентрировать усилия на их устранении.
При поступлении в школу ребенку предстоит всесторонне продемонстрировать свои речевые умения, произношение и богатство словарного запаса. Речевая подготовка детей к школе также включает понятливость и осведомленность об окружающем мире, поскольку это важные составляющие общей готовности к школьному обучению.
Источник
Требования к развитию речи при поступлении ребёнка к школу. Рекомендации учителя-логопеда для родителей.
К моменту поступления в школу речевое развитие ребенка должно быть следующим. Во-первых, активный словарь будущего первоклассника в норме составляет около 3500 слов. Пассивный словарь обычно бывает немного больше, ведь в активном словаре находятся слова, которые употребляются в речи, а пассивный содержит те слова, которые ребенок не может объяснить, но понимает их значение правильно. Если активный словарь менее данной нормы, то это говорит о сниженном уровне общей осведомленности, знаний об окружающем мире, что сказывается и на общем уровне готовности к школьному обучению.
Во – вторых, речь ребенка к семилетнему возрасту в физиологической норме обычно бывает чистой и без дефектов звукопроизношения. Если дефекты речи имеются, то работу с ними необходимо завершить до поступления в первый класс школы. Сложные дефекты речи (когда ребенок не выговаривает несколько звуков) требуют системной работы не только учителя-логопеда, но и врача – невролога, а также педагога – психолога, и что немаловажно, в такую работу обязательно включение активной родительской помощи в виде выполнения рекомендаций специалистов в домашних условиях.
Следующий аспект речевого развития будущего первоклассника – состояние устной речи, о чем хотелось бы рассказать подробнее. Ребенок, хорошо подготовленный к школе, умеет:
1.Правильно произносить все звуки речи и различать их на слух.
2.Употребляет разные части речи точно по смыслу.
3.Грамматически правильно строит сложные распространенные предложения.
4.Использует в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения.
5. Умеет отвечать на вопросы и задавать их.
6. Умеет составлять рассказы по плану, предложенному взрослыми.
7. Строит связный рассказ по сюжетной картинке.
8. Находит лишний предмет и дает ответ, почему он лишний.
9. Правильно употребляет предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, над, по, на, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и другие).
При прохождении диагностики, определяющей уровень готовности к школе, наибольшее количество ошибок встречается в заданиях, где требуется умение различать на слух звуки речи. Или, выражаясь терминами, определяется уровень развития фонематического слуха. Фонематический слух формируется примерно к семи годам, но могут быть и индивидуальные особенности протекания данного процесса, особенно у детей со сложными дефектами речи. Для того, чтобы помочь сформировать фонематический слух, который впоследствии станет одной из основ правильной и грамотной письменной речи, можно выполнять игровые упражнения дома. Например, такие:
- Придумай слова на букву…(задаем любую).
- Найди слово на нужную букву. (Далее называем слова на разные буквы, чередуя их со словами на искомую букву).
- Придумываем слова из слогов. Угадай, что я хочу сказать? Называем первый слог, а ребенок продолжает слово.
- Где спрятался звук? Называем слова, где искомый звук находится в разных позициях – в начале, в середине или в конце слова.
- Придумай рассказ на букву… Вместе с будущим первоклассником сочиняем историю на какую-нибудь букву. Ее можно записать, обычно истории на одну букву получаются творческие и веселые, и вызывают много положительных эмоций. Длина такого «Сочинения на одну букву» – от 25-30 слов и более.
Таким образом, практикуя дома такие игры-упражнения в течение нескольких месяцев, вы поможете будущему школьнику повысить уровень развития фонематического слуха и быстрее включиться в процесс школьного обучения.
Для развития речи и пополнения словарного запаса самое лучшее средство – это семейное чтение. Можно читать любые классические детские произведения русских и зарубежных авторов. Хорошо, если у ребенка есть возможность слушать детские аудиокниги. При современной интенсивной эмоциональной нагрузке, получаемой через СМИ – в особенности через ТВ и Интернет, отдайте предпочтение психологически безопасным средствам – аудиокнигам, специально подобранным фильмам, музыке. В этом случае вам удастся не только хорошо развить речь и интеллект ребенка, но и защитить его от нежелательных информационных воздействий и эмоциональных травм.
Литература:
- Матвеева Л.Г. и д.р. «Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты.» – Челябинск: Юж.- Урал.кн.изд-во, 1996, – 320 с.
- Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. — М.: Генезис, 2012. — 240 с: ил. — (Учебник XXI века).
Материал подготовила учитель-логопед Пчельникова О.В.
Источник
Скоро в школу — готова ли речь вашего ребенка к школе?
Аннотация:
Статья адресована родителям будущих первоклассников. Цель – обратить внимание родителей на состояние речи их детей до поступления в школу. Раннее распознавание возможных отклонений речевого развития позволит успешно преодолеть их средствами логопедического воздействия, снизить процент детей поступающих в школу с нарушениями речи, предупредить нарушения письменной речи. Помочь родителям разобраться в причинах неуспеваемости детей и с особой чуткостью подходить к своим детям. Не подлежит сомнению, что эти рекомендации и чуткость родителей, помогут ребенку, будут способствовать улучшению его здоровья и нормальной учебе.
С каждым годом среди детей, поступающих в первые классы, увеличивается число младших школьников с отклонениями в речевом развитии. До 60% учащихся испытывают трудности освоения программы начальной школы. Эта проблема остается достаточно острой.
Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь отстает от возрастной нормы. Сможет ли будущий школьник полноценно учиться? Справиться ли со школьной программой? Подобные вопросы волнуют и родителей и педагогов.
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребенка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой дошкольных учреждений.
Понятие школьной зрелости достаточно широко и включает показания как физического, так и психического развития ребенка.
Готовность к школьному обучению начинает формироваться задолго до поступления в школу и не завершается с приходом в первый класс.
Речь является одной из центральных психических функций. Развитие речи играет определяющую роль в регуляции поведения и деятельности детей на всех этапах развития. Нарушения речевого развития довольно часто может быть одной из причин неправильного психического развития.
Проще тем, кто посещал детский сад. А «домашним» детям хорошо бы помочь.
Определение готовности к обучению проводится врачами-специалистами в дошкольном учреждении или детской поликлиники (если ребенок не посещает детский сад). Логопеды и невропатологи детских поликлиник в ходе специального обследования выявляют дошкольников, имеющих те или иные нарушения речи, и направляют их на дальнейшее обследование в медико-педагогические комиссии.
Такая диагностика – часть углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризации). Врачи рекомендуют проводить диагностику «школьной зрелости» дважды.
- Первый раз за год до поступления в школу. Это позволит родителям дошкольников с отставанием в развитии необходимых функций заранее провести коррекцию.
- Повторная диагностика в апреле-мае, позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе.
По разным причинам описанный выше порядок определения готовности ребенка к обучению в школе выполняется не всегда. Однако ситуация не безнадежна.
Как помочь уже сейчас преодолеть трудности?
Во-первых, если ваш ребенок посещает подготовительные курсы для будущих первоклассников, опытный учитель с большой степенью точности может определить проблемы в развитии вашего ребенка. Во-вторых, во многих школах сейчас работают детские психологи, логопеды, которые тоже могут помочь: провести диагностику, консультацию, оказать своевременную помощь.
Говоря о готовности ребенка к обучению, к школе, следует подчеркнуть, что ребенок с нарушениями звукопроизношения не может считаться готовым к школе, так как у него будут дополнительные трудности при обучении.
В чем причина таких трудностей при обучении письму?
Прежде всего в том, что при нарушениях артикуляции из процесса письма исключается четкое и, самое главное, правильное проговаривание, а значит, звуко-буквенный анализ будет затруднен, а во многих случаях просто будет неверным.
Практически все дети с нарушениями звукопроизношения, даже слабо выраженными, испытывают трудности при обучении письму.
Поэтому особое внимание родителей хочется обратить на то, что некоторые дефекты в произношении звуков, не устраненные до начала обучения ребенка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме.
Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.
Факторы, которые могут послужить причиной задержки или дефектов в развитии речи, разнообразны. Нарушения речи могут иметь у детей разный характер. Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность.
Нарушения устной и письменной речи у школьников – серьезная проблема обучения, так как и письменная и устная речь являются средством для получения знаний.
Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями (нарушениями чтения и письма), а также и сопутствующей им педагогической запущенности.
Довольно много среди первоклассников детей, имеющих различные нарушения речи: не произносит один, два или несколько звуков; имеют смазную, невнятную речь.
Часто приходится сталкиваться с мнением родителей, что «не беда, если ребенок не произносит несколько звуков, не может связно изложить содержание рассказа, не понимает, что изображено на картинке. Ведь он еще маленький, он еще не научился, ему нет и семи лет». Родители обычно очень удивляются, когда педагог советует им срочно, не дожидаясь учебного года, обратиться с ребенком к логопеду, исправить речь. Они неохотно соглашаются, больше для вида, явно не понимая необходимости этого.
Таким образом, хочется еще раз подчеркнуть, что «безобидные» на первый взгляд речевые нарушения могут привести к серьезным трудностям при овладении навыками чтения и письма.
Работа по формированию речи должна начинаться уже в раннем дошкольном возрасте.
Существует сеть логопедических учреждений, где созданы условия для преодоления нарушений речи у детей. Устранением недостатков речи у детей занимаются учителя-логопеды.
Принимая все сказанное во внимание, необходимо сделать следующий вывод:
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом, тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
По словам Р.Е. Левиной «Чем лучше обеспечены данные линии речевого развития, тем лучше ребенок оказывается подготовленным к письму».
Очень важно до конца понять, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, приводят к социальной дезадаптации: нарушению общения, меняются условия формирования личности, появляется неуверенность в своих силах, а также низкая самооценка и боязнь речевого общения, сказываются на овладении грамотой, успеваемости в целом, выборе профессии.
Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве. С большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнью. Необходимо как можно раньше выявлять детей с отклонениями в развитии речи и направлять их для занятий к логопеду.
Поэтому, помощь детям, имеющим речевые нарушения должна оказываться своевременно, комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.
Для качественного формирования письменной речи у ребенка должна быть хорошо развита устная речь:
- произношение,
- фонематическое восприятие,
- речевой анализ (синтаксический, морфологический, слоговой, звуковой),
- лексико-грамматические компоненты речи.
Грамотная, связная устная речь – залог успешного обучения в школе!
Поташинская М.В.,
учитель-логопед высшей кв. категории
Loading …
Источник