Речевое развитие ребенка подготовительной группы

Показаны публикации 1-10 из 5939.
Все разделы
| Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Конспект мастер-класса по речевому развитию «Сказки, найденные в траве» для старшего дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Тема: «Сказки, найденные в траве» Образовательная область “Речевое развитие” Описание материала: в представленном материале предлагаю один из вариантов обучения детей…
Отчет по самообразованию «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Отчет по самообразованию за 2019-2020 учебный год «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения художественной литературы» С 2019-2020 года я работала над темой самообразования «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в…
Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста – Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Грибы»
Публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет….»
Чтение с детьми 6 – 7 лет. Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Осень в лесу» (в сокращение. Задачи. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Приобщать детей к восприятию…
Программа кружковой работы по развитию речи «Говорушки» (подготовительная группа)
Содержание 1. Пояснительная записка…………………………………………………. 2. Актуальность…………………………………………………………. …. 3. Цель……………………………………………………………………. … 4. Задачи…………………………………………………………………. …. 5. Режим организации занятий…………………………………………. …. 6. Планируемые результаты………………………………………….…. … 7….
Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Ягоды»
Речевая игра с детьми 6 – 7 лет «По лесочку я хожу» (Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек. Задачи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод, и прилагательными. Воспитывать в детях чуткость к…
Конспект занятия по развитию речи «Зумушка-зима» в подготовительной группе
Тема: «Зумушка-зима» в подготовительной группе Цель: Обучение связанному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Задачи: Развитие навыков планирования пересказа; Развитие фонематического слуха; Закреплять умение определять…
Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста – Интегрированное занятие по предметному окружению, развитию речи и обучении грамоте в подготовительной группе
Статья «Интегрированное занятие по предметному окружению, развитию речи и…»
на тему: «От зерна до блина» Задачи: Расширять кругозор детей о разновидности блинов; закреплять знания детей о этапах изготовления муки; развитие мелкой моторики рук; продолжать учить детей словообразованию, согласовывать существительное с прилагательным; воспитывать бережное…
Конспект занятия по развитию речи «Спасение Незнайки» с использованием здоровьесберегающих технологий для детей 6 лет
«Конспект занятия для детей 6 лет по развитию речи с использованием сдоровьесберегающих технологий» Матвеева Олеся Дмитриевна Тема: «Спасение Незнайки» Цели занятия: приучать детей заботиться о своем здоровье, воспитывать привычку здорового образа жизни. Обучающие задачи:…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Волшебные превращения»
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему «Волшебные превращения» Цель: Подготовка детей к овладению чтением. Задачи: Учить детей исследовать звуки, находить отличия в произношении гласных и согласных звуков, анализировать,…
Роль фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития…
Источник
Илона Осипова
Развитие речи детей в подготовительной к школе группе (из опыта работы)
«Развитие речи детей в подготовительной к школе группе»
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Развитие речи в подготовительной группе играет важную роль в общеобразовательной программе детских дошкольных учреждений, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе.
Развитие речи детей в подготовительной группедетского сада преследует следующие цели:
• развитие связной речи детей;
• развитие речевой среды;
• формирование активного и богатого словарного запаса;
• развитие у детей основ культурной речи;
• усовершенствование умения правильного произношения звуков;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Достижение этих целей невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Именно поэтому в группе организован речевой уголок, который расширил речевую среду, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Мной накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, пособия для проведения артикуляционных упражнений, развития речевого дыхания.
Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажёры:
• мыльные пузыри;
• воздушные шары;
• трубочки для сока со стаканами;
• вертушка;
• наборы различных семян для выкладывания картин;
• маленькие зеркала для индивидуальной работы детей;
• волчки;
• различная мелкая мозаика;
• шнуровки;
• пальчиковый театр;
• счетные палочки;
• матрешки;
• бусины;
• массажный шипастый мячик.
Особое место в уголке занимает методическая литература.
Картотека по развитию речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры на развитие связной речи, игры на развитие словаря, игры на развитие правильного звукопроизношения, речевого дыхания, слухового внимания, речевого слуха, силы голоса, высоты голоса.
Данная картотека помогает вести планомерную работу с детьми по развитию речи.
Развитие речи в группе имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь все дети разные и большинство из них имеет различные и строго индивидуальные нарушения речи, на которые обращаю внимание. Наиболее часто то или иное нарушение речи у детей легко можно исправить, если правильно организовать коррекционную работу.
Центральной, ведущей задачей развития речи в подготовительной группе, по моему мнению, является развитие связной речи.
Это объясняется рядом обстоятельств.
Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.
Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.
В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.
Надо напомнить, что связная речь – смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
В своей работе я использую следующие приемы развития связной речи.
Наглядные: составление рассказов по серии картинок, по сюжетной и пейзажной картинам; составление рассказа о единичных предметах. Например, описать грибы съедобные и несъедобные, описать ягоды садовые и ягоды лесные, сравнить лиственные и хвойные деревья, деревья и кустарники.
Рассказы по серии картин: при работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ как индивидуально, так и коллективно.
Для составления рассказа по сюжетным картинам использую картины с изображением нескольких групп действующих лиц, или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагаю пейзажные картины.
Игровые: игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.
Словесные: чтение и рассказывание художественного произведения; заучивание наизусть; составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям); обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.
Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.
1. Придумывание рассказа по плану.
2. Придумывание рассказа по теме без плана.
3. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Придумывание рассказа или сказки по плану требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.
Придумывание рассказа по теме без плана, даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму.
Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания. Успехи детей во многом зависят от того, как сумеет взрослый заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Взрослому необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.
Можно говорить о том, что развитие речи детей прошло успешно, если были достигнуты поставленные цели в начале года. Так, по окончанию подготовительной группы дети должны уметь:
• внимательно слушать высказывание сверстников, участвовать в беседе;
• составлять рассказ по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием;
• связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
• использовать монологическую и диалогическую формы речи;
• составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;
• составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную взрослым.
Большое влияние на речь детей оказывает речь окружающих его детей и взрослых, а особенно педагога она в определенном смысле является эталоном.
Источник
Показаны публикации 1-10 из 4238.
Все разделы
| Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Конспект мастер-класса по речевому развитию «Сказки, найденные в траве» для старшего дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Тема: «Сказки, найденные в траве» Образовательная область “Речевое развитие” Описание материала: в представленном материале предлагаю один из вариантов обучения детей…
Конспект занятия по развитию речи «Зумушка-зима» в подготовительной группе
Тема: «Зумушка-зима» в подготовительной группе Цель: Обучение связанному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Задачи: Развитие навыков планирования пересказа; Развитие фонематического слуха; Закреплять умение определять…
Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД – Интегрированное занятие по предметному окружению, развитию речи и обучении грамоте в подготовительной группе
Публикация «Интегрированное занятие по предметному окружению, развитию речи и…»
на тему: «От зерна до блина» Задачи: Расширять кругозор детей о разновидности блинов; закреплять знания детей о этапах изготовления муки; развитие мелкой моторики рук; продолжать учить детей словообразованию, согласовывать существительное с прилагательным; воспитывать бережное…
Конспект занятия по развитию речи «Спасение Незнайки» с использованием здоровьесберегающих технологий для детей 6 лет
«Конспект занятия для детей 6 лет по развитию речи с использованием сдоровьесберегающих технологий» Матвеева Олеся Дмитриевна Тема: «Спасение Незнайки» Цели занятия: приучать детей заботиться о своем здоровье, воспитывать привычку здорового образа жизни. Обучающие задачи:…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Волшебные превращения»
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему «Волшебные превращения» Цель: Подготовка детей к овладению чтением. Задачи: Учить детей исследовать звуки, находить отличия в произношении гласных и согласных звуков, анализировать,…
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет
Лексическая тема: «Осень» Развитие связной речи и речевого общения с помощью мнемотехнических приемов – опорных картинок. Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Лес осенью». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии…
Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД – Конспект музыкально-речевого занятия в компенсирующей группе для детей с ТНР с применением средств ИКТ (подготовительная)
Статья «Конспект музыкально-речевого занятия в компенсирующей группе для…»
Конспект итогового музыкально-речевого занятия в компенсирующей группе для детей с ТНР (подготовительная) (С применением средств ИКТ) Цель: закрепление знаний по теме «Весна», «Насекомые», «Цветы» «Птицы»; применение знаний, умений и навыков, полученных на логопедических…
Занятие по развитию речи «Дерево дружбы» (подготовительная группа)
«Дерево дружбы». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. составитель: Соколова Г.В.; картину нарисовала воспитатель группы – Руденко Л.А.; сказка придумана с участием педагога Голубкиной В.Н. Задачи: – учить детей придумывать сказку на заданную тему…
Конспект НОД педагога с детьми подготовительной речевой группы по познавательно-речевому развитию «Перелётные птицы»
Конспект Цели : -совершенствовать связную речь обучение составлению описательного рассказа. расширение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы»; Задачи образовательных областей : Речевое развитие – обогащать словарный запас ( активизировать употребление глаголов по этой…
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну сказок» (подготовительная группа)
Задачи: – формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь; -…
Источник
Ольга Бондаренко
Консультация «Речевое развитие детей» в подготовительной группе
«Речевое развитие детей
в подготовительной группе».
«Учить ребенка каким-нибудь, неизвестным ему словам, – он будет долго мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Развитие речи детей перед школой в подготовительной группе детского сада преследует такие цели – развитие речевой среды, формирование активного и богатого словарного запаса, развитие связной речи детей, выработку у детей основ культурной речи, усовершенствование умения правильного произношения звуков. Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой.Традиционно выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия.
Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в различных видах деятельности – игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой и бытовой деятельности и т. д. Специальные речевые занятия нацелены на формирование готовности ребенка к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания,так и средства регулирования собственного поведения: ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом воспитателя, получает новые знания о языковой системе родного языка, учится оценивать продукт собственной речевой деятельности
Педагог должен направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей – наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации. Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно.
Поэтому формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.
Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи познавательного и речевого развития:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно– речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Чтобы речь наших детей развиваласьв норме соответственно возрасту мы:
1.В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию: – Составлению творческих рассказов; – Составлению рассказов по картине, по серии картин; – Пересказам.
2. Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом, дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. 3. Работаем над ЗКР. Улучшению звукопроизношения хорошо способствуют скороговорки и чистоговорки. 4. Дети очень любят отгадывать и загадывать загадки. Это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом спрашиваем ребенка «как догадался?», «почему?».
В своей работе применяю различные приёмы моделирования:
Они помогают детям при помощи плана передать содержание текста, не забывая его. Этот приём позволяет развивать речь детей, творческое воображение, интерес и желание создать что-то новое.
Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. В нашей группе оформлен «Речевой уголок» который расположен рядом с книжным уголком. В «Речевом уголке» имеется весь необходимый материал по речевому развитию. В течении учебного года в нашей группе работал кружок «Грамотейка». Цель работы кружка – подготовка детей к школе. Результатом этой работы является то, что все дети нашей группы пошли в 1-й класс читающими.
А в заключение несколько советов:
В первую очередь, разговаривая с детьми,постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью;. 3. Чтение играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И наше произношение при чтении должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
«Речь – величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять».
Источник