Речевое развитие ребенка по возрастам

Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.

Что такое нормальное речевое развитие

Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:

  1. Подготовительный (от рождения до 1 года).
  2. Преддошкольный (от года до 3 лет).
  3. Дошкольный (3 – 7 лет).

Они разбиваются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – должен овладеть определенными навыками общения, научиться конкретным вещам. К примеру, к 3-4 годам словарный запас малыша уже должен достигать 3000-4000 слов. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем проще ему становится коммуницировать с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.

Родителям необходимо знать нормы речи в определенном возрасте и формировать эти навыки, не завышая их, но и не занижая. Не стоит на первых порах перегружать малыша разучиванием стихов и песен, не соответствующих его возрасту.

Что влияет на правильное развитие речи?

Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:

  1. Биологические.
  2. Социальные.

К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.

Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.

На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора.  На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.  

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.

Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.

Правильному развитию речи способствуют:

  • Эмоционально положительное окружение;
  • Спокойствие в семье;
  • Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
  • Чувство защищенности в семье;
  • Терпение родителей по отношению к ребенку;
  • Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.

Основные этапы развития речи

Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.

Речь ребенка от 2 месяцев до года

Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.

  1. Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
  2. Лепет. Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
  3. Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).

 В идеале к концу первого года жизни именно речь становится главным способом общения ребенка со взрослыми. 

Количество месяцев от рождения

Речевые навыки

2Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.
3Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
4Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у».
5Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».
6Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.
7Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).
8Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения).
9Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.
10Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на».
11Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).
12Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.

Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет

Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:

  • Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
  • Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
  • Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
  • К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
  • Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
  • Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
  • Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
  • Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:

  • В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
  • Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
  • Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
  • Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
  • Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
  • Возникают сложности с буквами «л» и «р».
  • Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
  • Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
  • Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
  • Умеют рассуждать и делать выводы.
  • Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
  • Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).

Нормы речевого развития от 4 до 5 лет

В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:

  • Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
  • Точно называет предметы и их качества.
  • Придумывает собственные слова и даже стихи.
  • В речи много прилагательных, предлогов.
  • Становится больше личных местоимений
  • Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
  • Происходит овладение монологической речью и пересказом.
  • Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
  • Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
  • Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
  • Говорит не быстро.
  • Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет

К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:

  • Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
  • Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
  • Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
  • Знает, где право, лево; сколько времени.
  • Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
  • Знает название страны, столицы.
  • Оперирует географическими понятиями.
  • Знает правила движения пешеходов.
  • Склоняет существительные по числам и падежам.
  • Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
  • Верно использует все части речи
  • Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.

 К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные. 

Возраст ребенка в месяцах/годах

Речевые навыки

18/1,5Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы.
24/2Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?».
36/3Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ.
48/4Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов.
60/5Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение количества грамматических ошибок в речи.
72/6Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов; появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического запаса.
84/7Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса, правильная  артикуляция всех звуков. Пополнение активного лексического запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное развитие  логического мышления.

Логопедические занятия по развитию речи

Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.

  • Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
  • Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
  • Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
  • Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
  • Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
  • Чтение.
  • Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
  • Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
  • Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.

Упражнения на укрепление мышц

  • «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
  • «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
  • «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».

Ошибки родителей

Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:

  • Отсутствие помощи малышу. Родители не уделяют внимание общению.
  • Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания.

Ребенок запоминает, что мягкое, детское его произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться, получая таким образом любовь.

  • Игнорирование задержек в развитии.
  • Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
  • Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
  • Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
  • Взрослые мало читают малышу.

Когда стоит обратиться к логопеду

Есть несколько условий, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту.

  1. Не происходит гуления и лепета.
  2. К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
  3. Не произносит простых звуков или подменяет их («к» на «т» и пр.).
  4. Если к трем годам малыш разговаривает на языке, понятном только ему.
  5. Ребенок все понимает, на все реагирует, но не разговаривает.
  6. Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
  7. Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
  8. К шести годам не произносятся верно отдельные звуки.
  9. Говорит с запинками, повторяет слога, заикается.
  10. Ребенок старше 6 лет не умеет выучить стих, пересказать услышанное.

То, как ребенок разговаривает, говорит о его психическом здоровье. И при любых намеках на отступления от нормы лучше всего обратиться к специалисту. Он подскажет –можно ли выровнять речь в домашних условиях или нужны занятия с врачом.  Если к семи годам не сформирована правильная речь, могут возникнуть проблемы с учебой и с общением, что снизит качество жизни ребенка в дальнейшем. 

Источник

Речевое развитие детей 2-3 лет

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»

Звукопроизношение. В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л’], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).

Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно  300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное – появилась  фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в  их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.

Речевое развитие детей 3-4 лет

Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

Звукопроизношение (см. «Речевое развитие детей 2-3 лет»). Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река),  «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).

Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.

Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».

Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Речевое развитие детей 4-5 лет

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.

Звукопроизношение. Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Речевое развитие детей 5-6 лет

Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.

Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее, могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу – хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.

Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Речевое развитие детей 6-7 лет

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.  

Звукопроизношение. К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.

Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания правописания».

Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.

Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

Источник