Речевое развитие ребенка по стребелевой

Речевое развитие ребенка по стребелевой thumbnail

Автор популярных книг по психолого-педагогической диагностике детей Стребелева Е.А. окончила МГПИ им. Ленина. Получив специальность на дефектологическом факультете, она много лет проработала воспитателем и методистом специализированного детского сада, затем преподавала на кафедре олигофренопедагогики в МГПИ.

Она внесла бесценный вклад в развитие методики по работе с умственно отсталыми детьми, по диагностике отклонений в развитии дошкольников.

В 1999 году ей вручили Президентскую премию за вклад в области образования. По психолого-педагогической диагностике Е. А. Стребелева написала более 50 трудов, многие из которых пользуются большой популярностью, являются настольными книгами логопедов, психологов и врачей.

Диагностика по тестам

Простые упражнения и тесты разработаны на основе многолетних исследований и наблюдений, которые позволили создать метод Е.А. Стребелевой по психолого-педагогической диагностике развития детей, не имеющей аналогов. Именно ввиду его результативности данный способ работы с детьми получил такое одобрение в отзывах многих родителей о результатах работы по принципам этой методики.

Упражнения включают разнообразные тесты, объяснения о том, как их проводить, таблицы, в которые заносятся результаты для анализа. Эти таблицы впоследствии исследуются. На их основании делается вывод, есть ли у ребенка отклонения в развитии. Ранняя диагностика по Стребелевой Е.А. помогает вовремя выявить отставание, заняться обследованием, скорректировать состояние малыша с помощью лечения и дополнительных занятий.

В книге «Дети-сироты» по психолого-педагогической диагностике учителя, дефектологи, невропатологи, воспитатели учреждений найдут методику, которой можно воспользоваться для определения уровня развития детей, оставшихся без родителей.

Диагностика по Стребелевой Е.А. маленьких детей особенно актуальна: чем меньше ребенок, тем быстрее можно поправить проблемы развития, предупредить появление отклонений или уменьшить их. Ни в каком другом возрасте нельзя так эффективно скорректировать проблемы развития.

Данным вопросом также занимались выдающиеся дефектологи Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная и другие.

Влияние взрослых на развитие детей

За основу принято положение о том, что ребенок развивается в процессе деятельности, усваивая общественный опыт. В дошкольном возрасте это игры, они способствуют развитию моторики, речи, мышления и восприятия, подражанию действиям взрослых.

Способность перенимать навыки и опыт от взрослых является критерием успешного развития, и может учитываться при диагностике Стребелевой Е.А. с целью выявления задержки психического развития. Поэтому так важна обстановка, в которой развивается ребенок, когда формируется его личность и отношения к миру, социальное поведение.

Говоря о психотерапии, автор отмечает, что повышенная конфликтность, невротическая агрессивность часто связаны с неблагополучной обстановкой, в которой растет малыш. Групповая и индивидуальная работа с родителями имеет важное значение для корректировки развития детей. Психолого-педагогическая диагностика по Е.А. Стребелевой помогает разобраться не только с проблемами в развитии ребенка, но и с тем, что нужно изменить взрослым, которые его окружают, в своей жизни. Только комплексный подход поможет максимально развить ребенка с учетом его здоровья и потенциала.

Задачи диагностики

Психолого-педагогическая диагностика Стребелевой Е.А. ставит целью выявление отклонений, своевременную профилактику и корректировку. Она помогает выявить причины их появления и степень тяжести нарушений, сделать прогноз, определить индивидуальную программу работы, давать рекомендации по изменению условий воспитания родителям.

При этом учитываются биологические и социальные факторы становления личности, а также то, что в каждом возрасте их баланс различается. То есть важно здоровье ребенка, полноценная деятельность нейро-анатомических и физиологических структур, обеспечивающих работу мозга и его развитие с помощью социальных взаимодействий, активного развития в процессе игр, обучения, подражания взрослым, особенностями характера и нервной системы.

Развивающие игры в раннем возрасте

На первом этапе для малышей важнее взаимодействие со взрослыми. А уже по мере роста – способность к подражанию, она является одним из важных критериев, который учитывается при диагностике по Стребелевой в раннем возрасте. На смену подражанию и в его процессе проявляются возможности в реализации самостоятельных идей в творчестве. Поэтому в самом раннем возрасте так важен эмоционально-физический контакт для малыша, вызывающий «комплекс оживления», который постепенно заменяется предметным и речевым общением. Но каждый шаг организовать невозможно.

Другим важным фактором развития является стихийное восприятие окружающего мира, событий, людей, которые влияют на его представления и выводы, формирование психики. Важно помнить, что в дошкольном возрасте развиваются все психические функции, закладывается фундамент познавательных способностей, элементы воли, самооценка, складываются устойчивые схемы личного реагирования на различные ситуации, формируется система ценностей. В процессе становления их можно корректировать, а с возрастом это сделать значительно труднее, и часто – невозможно.

Принципы диагностики

Диагностика детей раннего возраста по Стребелевой Е.А. основана на ряде принципов, которые позволяют получить объективную оценку состояния ребенка и дать правильные рекомендации для его развития.

  • Принцип комплексного подхода означает, что ребенок должен быть всесторонне обследован для выяснения особенностей развития и поведения, состояния эмоциональной сферы, интереса к познавательному процессу. То есть диагностика развития должна являться частью комплексного обследования. Если есть основания предполагать, что проявляются нарушения в психическом развитии, должны быть применены также методы изучения истории развития ребенка, наблюдения за его поведением, играми, а также делается упор на патопсихологическое, нейрофизиологическое исследование и другие.
  • Принцип целостно-системного обучения предполагает исследование связей между психическими нарушениями и причинами, их вызывающими, установление самых главных и менее значимых.
  • Принцип динамического изучения предполагает рассмотрение состояния ребенка в настоящем, а также в динамике, с учетом влияния развития при использовании специальной корректирующей программы.

Подражание способствует раннему развитию

  • Принцип качественного анализа особенно важен. Все полученные данные должны учитываться во взаимодействии психического развития ребенка и особенностей его личности. В нем отмечается его личное отношение к заданиям, к результатам выполненных работ, характеру ошибок. Чтобы получить объективную картину, в диагностике важно сочетать количественный и качественный подходы.

Для оценки принятия задания учитывают согласие ребенка его выполнять, а также интерес малыша к самому тесту и общение со взрослыми во время его выполнения. Притом ребенок может пытаться сделать его самостоятельно, путем проб и ошибок, с помощью зрительной ориентировки, подражания или бессистемных действий, не отвечающих свойствам предметов. Если он может действовать по инструкции, учитывать свойства материалов, соизмерять свои усилия с учетом их хрупкости можно говорить об адекватных действиях.

При выполнении задания можно учесть обучаемость ребенка, если он выполняет его по подражанию с помощью вспомогательных жестов взрослого или речевых советов.

Однако и здесь для получения объективной оценки нужно соблюсти ряд условий. Показывать для повторения, как выполнять задание, можно не более трех раз, а речью можно оценивать ход событий и обозначать цели.

Если ребенок переходит в результате обучения от неадекватных действий к адекватным, можно говорить о его развитии, в то время как отсутствие способности выполнения задания говорит о нарушении эмоционально-волевой сферы, сниженном интеллекте. Нормальный ребенок заинтересован в результатах, он расстраивается, если ничего не получается, радуется успехам.

Для того чтобы сделать правильный вывод о его состоянии, нужно учесть, были ли у него возможности для развития, соответствовал ли микроклимат в семье и были ли нормальными условия жизни. На основе ранней диагностики Стребелевой можно составить индивидуальную коррекционную программу развития ребенка, дать родителям советы по воспитанию, сделать педагогический прогноз.

Оценка выполнения задания

Если после выполнения заданий ребенок набирает 34-40 баллов, считается, что у него нет отклонений.

Четыре балла ставится за тест, который ребенок сразу начинает выполнять самостоятельно или сотрудничая со взрослыми.

Три балла ребенок получает, если он контактирует со взрослым, выполняет задание только после обучения, действует адекватно.

Читайте также:  Особенности развития ребенка дошкольного периода

Два балла ставят, когда ребенок стремится достичь цели, действует адекватно, но самостоятельно справиться не может и после обучения.

Один балл ребенок получает за неадекватные действия, непонимание цели задания.

Особенности развития до 3 лет

Жизнь малыша полна приключений и удивительных открытий. Как только он начинает ходить, зависимость от взрослого уменьшается, он принимается рьяно осваивать окружающее пространств, изучать предметы. Он получает с каждым днем все больше навыков, с помощью которых учится пользоваться вещами, и уже на третьем году жизни у него определяется ведущая рука и согласованность действий обеих рук. Видя новый предмет, он интересуется, что с ним можно сделать. Занимаясь разными игрушками, он узнает цвета, формы, вес, развивает тактильные ощущения.

Если ему предложить выбор по образцу, то вначале он учитывает форму, величину, а затем цвет. На втором-третьем году жизни интенсивно развивается речь в процессе общения и специальных занятий. В раннем возрасте ребенок интенсивно учится общаться и проявлять эмоции, говорить, воспринимать информацию, делать выводы, двигаться.

Как учитываются результаты исследований

Чтобы получить результаты исследования ребенка, ему предлагается выполнить разнообразные задания, которые оцениваются по четырехбалльной системе. Разработаны таблицы по системе диагностики развития Стребелевой Е.А., в которых указаны тесты, имя и возраст ребенка, в них удобно заносить оценки и подводить итоги. В родительских отзывах отмечается, что данная система очень удобна и практична в использовании и дома, при дополнительных занятиях родителей с малышами.

Как проявляется отставание

Если у ребенка есть проблемы и отставание в развитии, то это проявляется в движениях и играх. Действия такого малыша часто нецеленаправленны, отсутствует интерес к игрушкам. Вместо того, чтобы поинтересоваться, что это и для чего это, он может взять игрушку, чтобы бросить ее, не исследуя. Походка и движения часто не скоординированы. Также наблюдается отсутствие интереса к результатам, которое может проявиться на уроках рисования, в играх.

Иногда наблюдается слабое развитие навыков опрятности и самостоятельности, плохо работает артикуляция, различение звуков. Начинают разговаривать такие дети только в три года, зачастую это происходит по той причине, что нет интереса к окружающему миру, отсутствует достаточная эмоциональность, что заметно даже по лицу.

Оценка с помощью таблиц

Именно для выявления реальной картины была разработана система упражнений для диагностики раннего развития по Стребелевой Е.А. у детей в возрасте 2-3 лет. По этой системе предусматривается заполнение таблицы, в которой есть колонки 2-2,5 и 2,5-3 года. Также в ней предлагаются различные простые задания. Например, собрать и разобрать матрешку из 2-3 куколок, сложить пирамидку из трех колец, сложить пазлы из 2-3 деталей, выбрать кубики по цвету. Некоторые занятия дублируются по типу, чтобы исключить влияние субъективных факторов

Пазлы для малышей из 2-3 частей

Предлагается найти парные картинки, нарисовать дорожку или домик. Ребенок может нарисовать каракули, черкать что-то с определенной целью, нарисовать линии, напоминающие картинку, или выполнить задание.

Для каждого задания есть инструкция, помогающая поставить оценку. Например, ребенок может разобрать и сложить матрешку, сделать это, подражая взрослому, пытаться самостоятельно справиться, но не может сопоставить размеры, тянет матрешку в рот или использует для стучания и бросания. Это считается относительной нормой.

Лучшие результаты корректировки - до 5 лет

Отзывы многих родителей убеждают в том, что проведение по методике Е.А. Стребелевой диагностики развития детей поможет вовремя обнаружить недостатки в формировании конкретных навыков, оценить их, дать им характеристики, а далее выбрать или составить правильно программы для корректировки состояния, дать рекомендации по обращению к специалистам. Задания даются по принципу от простого к сложному, поэтому проводить их надо именно в том порядке, в каком они указаны в таблицах.

Тестирование детей от 3-5

Набравшие по итогам выполнения заданий 10-12 баллов относятся к первой группе, 13-23 – ко второй, 23-33 – к третьей, 34-40 – к четвертой.

Рекомендации по развитию по итогам тестирования

Детям первой и второй группы рекомендуется увеличить физические нагрузки, включающие разнообразные движения для общего развития, укрепления мышц спины, координации и равновесия. Им требуется большее количество занятий со взрослыми, эмоциональное общение и контакт. Также им нужно научится работать по образцу и словесной инструкции, больше заниматься упражнениями и играми, развивающими моторику, ведущую руку, согласованность движений, стимуляцию речи.

Занятия в контакте со взрослыми

Другие таблицы и задания по ранней диагностике Стребелевой Е.А. предлагаются для детей в возрасте от 3 до 5 лет. В это время ребенок получает новый толчок в развитии, буквально перегружен открывающейся ему информацией, знаниями, желанием поделиться ею с окружающим миром, но испытывает при этом еще определенные трудности, связанные с ограничениями со стороны родителей, недостаточно развитыми движениями и речью. Дошкольники в возрасте от трех до пяти постепенно осваивают способность мыслить, сопоставлять события, поступки, обдумывать действия в уме, а не только наглядно-предметным образом.

Активные игры для раннего развития

Именно в этом возрасте предметы и связанные с ними действия меньше интересуют ребенка, чем предметы и связанные ними человеческие взаимоотношения. Появляются соответствующие игры, которые требуют несколько участников.

Это время для развития наглядно-образного мышления, памяти, формирования социальных установок. Ребенок может действовать не по образцу, а по словесной инструкции, речь становится из сопровождающей события в планирующую.

Для диагностики по Стребелевой Е.А. предлагаются соответствующие таблицы для детей 3-4 лет, 4-5 лет, многие тесты похожи на те, которые были рассмотрены выше, но предложены в более сложном варианте. Их выполнение поможет дать правильные советы по развитию ребенка и вовремя принять меры по его корректировке.

Использование тестов позволяет не упустить бесценное время, когда даже детей, отстающих в развитии по разным причинам, можно с помощью упражнений и создания теплой атмосферы доверия подтянуть, и других таких периодов в жизни человека нет. Диагностика Стребелевой Е.А. вызывает положительные отзывы воспитателей, врачей, педагогов.

Источник

Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушением интеллекта 4-5 лет.(II год обучения)

(по программе Екжановой Е.К., Стребелевой Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта»)

Тема: Домашние животные

Цель: Формирование обобщающего понятия «домашние животные».

Задачи:

образовательные:продолжать знакомить детей с животными: коровой, собакой, кошкой, лошадью;учить узнавать животных по их голосам; закреплять название частей тела;

коррекционно-развивающие: формировать самостоятельную связную речь,расширять лексический словарь, развивать слуховое, зрительное восприятие и мыслительные операции, общую и мелкую моторику,

воспитательные: воспитывать бережное отношение к животному миру.

Демонстрационный материал:Картинки с домашними животными (корова, собака, кошка, лошадь;); Сюжетные картинки: собака сторожит дом, кошка ловит мышей, корова дает молоко, лошадь с телегой; предметные картинки: кость, молоко, рыбка, сено, трава. Игра «Кто где живет?» (Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» с. 118, Глава II, Раздел 3, Серия 1.) .Картинки с домашними животными с недостающими частями тела (хвост, рога, уши и т.д.).

Ход занятия

Орг. момент.

Игра «Угадай, кто пришел?» (Дети по звукоподражанию угадывают животных)

Дефектолог: Кто это? Му-у-у  (Корова). Гав-гав (Собака). Мяу (Кошка). Иго-го-го (Лошадь).

На магнитную доска вывешиваются картинки-отгадки.

Основная часть.

Дефектолог: Ребята, посмотрите на доску и скажите кто к нам пришел? (Дети называют животных).

– А как их всех можно назвать, одним словом? (Животные)

– Скажите, где живут эти животные? (Рядом с человеком)

– Почему? (Человек ухаживает за животными, а они приносят ему пользу)

Читайте также:  Программа индивидуального развития ребенка доу

(На доску вывешиваются сюжетные картинки:: собака сторожит дом, кошка ловит мышей, корова дает молоко, лошадь с телегой )

– Какую пользу домашние животные приносят человеку? (Собака сторожит дом. Кошка ловит мышей. Корова дает молоко. Лошадь перевозит грузы и людей)

Игра «Кто что любит есть?»

На доску выставляются картинки: кость, молоко, рыбка, сено, трава.

– Ребята, давайте с вами угостим наших животных тем, что они любят есть.

(Дети по очереди выходят к доске  и ставят картинки соответствующим животным, сопровождая свои действия речью) Например: «Собака любит грызть кость. Кошка любит рыбку.и т.д.»

Физкультминутка «Кошка»

(Дети имитируют движения кошки по тексту стихотворения)

Осторожно, словно кошка,

До дивана от окошка

На носочках я пройдусь,

Лягу и в кольцо свернусь.

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

А теперь крадусь, как кошка,

Спинку я прогну немножко.

Я из блюдца молочко

Полакая язычком.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик.

И опят свернусь колечком,

Словно кот у теплой печки.

(Лопухина И.С. «Речь, ритм.движение»)

Игра «Кто где живет?»

На доску вывешивается картинка с изображение хоз.двора с кармашками для животных. Дети по очереди вставляют картинки животных в нужное место.  (Корова и лошадь живут в хлеву. Собака живет в конуре. Кошка спит на окошке в доме.)

 «Дорисуй»

У каждого ребенка на столе картинки с домашними животными и каждого не хватает некоторых частей тела (хвост, рога, уши, глаза и т.д.). Дети дорисовывают и называют недостающие части тела.

Итог занятия

Дефектолог: – Ребята, скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (о животных)

– Где они живут? (рядом с человеком). Как называются? (Домашние животные) Какую пользу они приносят?

Источник

Обследование речевого развития детей дошкольного возраста 3-4 лет

1.Понимание речи

  • «Покажи игрушку»

1 балл – если ребенок не принимает и не понимает задание.

2 балла – получает ребенок, который правильно выделяет 1-2 игрушки из 4-х предложенных, затрудняется или не выполняет действия по словесным инструкциям.

3 балла – ставится ребенку, если он правильно выделяет 3-4 игрушки из 4-х предложенных, ошибается в выполнении действий по словесным инструкциям.

4 балла – получает тот ребенок, который безошибочно выделяет все игрушки из предложенных, правильно выполняет действия по словесным инструкциям.

«Покажи игрушку»

Цель: выясняется умение ребенка выделять
определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.

Оборудование:  игрушки  —  машинка,  матрешка, мишка, зайчик.

Методика обследования: перед ребенком на столе выкладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку».

Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.

  • «Покажи картинку»

1 балл – если ребенок не принимает и не понимает задание.

2 балла – получает ребенок, который понимает функциональное значение некоторых предметов, после объяснения продолжает затрудняться выбрать правильную картинку.

3 балла – ставится ребенку, если он понимает функциональное значение всех предметов, ошибается в подборе картинок, но после объяснения самостоятельно исправляет свои ошибки.

4 балла – получает тот ребенок, который понимает функциональное значение всех предметов, самостоятельно правильно подбирает картинки в соответствии с инструкцией.

«Покажи картинку»

Цель: выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Оборудование:   картинки   с   изображением  предметов, знакомых ребенку:  шапка,  варежки,  очки,  иголка  с ниткой, зонт, ножницы.

Наглядный материал: набор № 3, рис.  140 – 145

Методика обследования: перед ребенком раскладываются картинки и предъявляют речевую инструкцию,   которая не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь  на следующие задания  и  вопросы:   «Покажи, что ты наденешь на голову,  когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу?  Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»

Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.

  • «Спрячь игрушку»

1 балл – если ребенок не принимает и не понимает задание или действует с игрушками по собственному замыслу.

2 балла – получает ребенок, который правильно выполняет задание на понимание предлогов «в», «на» и выполняет действия с ними в соответствии со словесной инструкцией.

3 балла – ставится ребенку, если он правильно выполняет задание на понимание предлогов «в», «за» и выполняет действия с ними в соответствии со словесной инструкцией.

4 балла – получает тот ребенок, который правильно выполняет задание на понимание не менее 3-х простых предлогов и выполняет действия с ними в соответствии со словесной инструкцией.

«Спрячь игрушку»

     Цель: проверяется понимание  простых предлогов типа на, под, в, за.

Оборудование: машинка, коробка.

Методика  обследования:   ребенку  предлагают выполнить следующие действия:   «Спрячь машинку в коробку. Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку за коробку».

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

  • «Найди картинку»

1 балл – если ребенок не принимает и не понимает задание или в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла – получает ребенок, который показывает картинку после уточнения количества предметов: «один», «много». (Шар – он один. Покажи, где шар. Шары – их много. Покажи, где шары).

3 балла – ставится ребенку, если он ошибается при выборе правильной картинки, но после объяснения самостоятельно исправляет свои ошибки.

4 балла – получает тот ребенок, который безошибочно показывает картинки в соответствии с инструкцией.

«Найди картинку»

Цель: выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.

Оборудование: картинки с изображением одного и не­скольких предметов.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 146  – 151

Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают  картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши».

 Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.

 2.Сформированность фонематического слуха

  • «Покажи, кто как голос подает»

1 балл – если ребенок не принимает задание или с заданием не справляется.

2 балла – получает ребенок, который затрудняется самостоятельно выбрать картинку; воспроизведение звукоподражаний недоступно или повторяет за педагогом отраженно.

3 балла – ставится ребенку, если он может ошибаться при выборе картинки в соответствии с инструкцией, воспроизводит звукоподражания.

4 балла – получает тот ребенок, который безошибочно показывает картинки в соответствии с инструкцией, воспроизводит звукоподражания.

«Покажи, кто как голос подает»

Цель: проверяется слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.

Оборудование:   картинки  с   изображением   животных: кошки, барашка, коровы.

Наглядный материал: набор № 3, рис.  152 – 154

 Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и   просят:   «Покажи,  кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают  произнести  звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».

Фиксируются:  показ картинок в соответствии с инструкцией и возможность произнести звукоподражание.

  • «Дай картинку»

1 балл – если ребенок не принимает и не понимает задание.

2 балла – получает ребенок, который хаотично показывает на картинки, с заданием не справляется после объяснения.

3 балла – ставится ребенку, если он при выполнении заданий допускает ошибки.

Читайте также:  Что поможет ребенку в развитие связной речи

4 балла – получает тот ребенок, который показывает картинки без ошибок в соответствии с инструкцией.

«Дай картинку»

Цель: выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.

Оборудование:  предметные картинки.

Наглядный  материал: набор № 3, рис.  155 – 160

Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят:   «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка,  сабля и цапля, уши и усы)».

Фиксируется:  показ картинок в соответствии с инструкцией.

 3.Предметный и глагольный словарь

  • «Назови, что покажу»

1 балл – если ребенок не принимает задание, на картинки не реагирует.

2 балла – получает ребенок, который показывает на предмет указательным жестом.

3 балла – ставится ребенку, если он называет предмет отдельным слогом или звукоподражанием.

4 балла – получает тот ребенок, который называет предмет, изображенный на картинке словом.

«Назови, что покажу»

Цель: выясняется состояние предметного словаря по темам:  «Игрушки»,  «Одежда»,  «Наше тело».

Оборудование: игрушки — кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда –  куртка, рубашка, платье; части тела и лица — голова, рука, нос, глаза.

Наглядный материал: набор № 3, рис.  161 – 165

Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.        –

Фиксируется: умение называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом  или показывать жестом.

  • «Скажи, что делает»

1 балл – если ребенок не принимает задание или с заданием не справляется.

2 балла – получает ребенок, который показывает действия, используя жестикуляцию.

3 балла – ставится ребенку, если он называет действие отдельным слогом или звукоподражанием.

4 балла – получает тот ребенок, который называет действие, изображенное на картинке словом.

«Скажи, что делает»

 Цель: обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.           I

Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает.

Наглядный материал: набор № 3, рис.  166 – 173

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы:   «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама? Что делают дети?»

Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, сло­гом, звукоподражанием, словом.

  • «Скажи какой»

1 балл – если у ребенка нет слов, обозначающих признаки предметов ни в активном, ни в пассивном словаре.

2 балла – получает ребенок, у которого есть слова, обозначающие признаки предметов в пассивном словаре, в активном словаре эти слова не использует.

3 балла – ставится ребенку, если он использует  в активной речи некоторые слова, обозначающие признаки предметов, часть слов имеет в пассивном словаре.

4 балла – получает тот ребенок, который пользуется в активной речи словами, обозначающими признаки предметов.

«Скажи какой»

Цель: проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.

Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем — большой. По­сле того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.

Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов.

 4.Слоговая структура слова

  • «Повтори за мной»

1 балл – если ребенок не выполняет задание или активная речь не развита.

2 балла – получает ребенок, у которого слоговая структура слов не нарушена в двух и трехсложных словах с открытыми слогами, в других группах слов возможны ошибки.

3 балла – ставится ребенку, если он воспроизводит слоговую структуру слов без нарушений во всех группах, кроме двухсложных  слов со стечением согласных в середине.

4 балла – получает тот ребенок, у которого слоговая структура предложенных групп слов не нарушена, воспроизводится без ошибок.

«Повтори за мной»

Цель: выясняется умение ребенка произносить слова различной слоговой структуры. Слова даются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет  за логопедом 5 наборов слов (двух- и трехсложные с от­крытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечени­ем согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапоги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, батон; ложка, мишка, туфли).

Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.

Наглядный материал: набор № 3, рис.  174 – 188

Методика обследования: взрослый показывает картин­ку, произносит слово и просит ребенка его повторить.

Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять сло­ва различной слоговой структуры.

5.Уровень развития активной речи

  • «Игра с зайкой и мишкой»

1 балл – если у ребенка собственная речь отсутствует, нет даже отраженной речи.

2 балла – получает ребенок, у которого собственная речь состоит из звукоподражаний, лепета.

3 балла – ставится ребенку, если его собственная речь состоит из отдельных слов.

4 балла – получает тот ребенок, у которого собственная речь фразовая.

«Игра с зайкой и мишкой»

          Цель: проверяется уровень развития активной речи.

Оборудование: игрушки — зайка, мишка.

Методика обследования: логопед предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показы­вает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бега­ет; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демон­стрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что де­лает мишка».

Фиксируются: высказывания ребенка — звукоподража­ния, лепет, слова, фразовая речь.

  • «Расскажи стишок»

1 балл – если ребенок задание не выполняет или его собственная речь отсутствует, либо состоит из звукоподражаний и лепета.

2 балла – получает ребенок, который договаривает за проверяющим отдельные слова.

3 балла – ставится ребенку, если он договаривает фразу, начатую проверяющим.

4 балла – получает тот ребенок, который самостоятельно, соблюдая последовательность, передает содержание стихотворения.

«Расскажи стишок»

     Цель: выясняется уровень развития связной речи.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто «Зайка», «Мишка косола­пый»). Если ребенок затрудняется, то логопед начинает читать стихотворение первым.

Фиксируются: высказывания ребенка — звукоподража­ния, лепет, слова, фразовая речь.

  • «Расскажи»

1 балл – если у ребенка собственная речь отсутствует, нет даже отраженной речи.

2 балла – получает ребенок, у которого собственная речь состоит из звукоподражаний и отдельных слов.

3 балла – ставится ребенку, если его собственная речь фразовая, может грамматически неправильно строить предложения, не употреблять простые предлоги.

4 балла – получает тот ребенок, у которого собственная речь фразовая, он грамматически правильно строит предложения и употребляет простые предлоги.

«Расскажи»

     Цель: проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением дей­ствий,   часто   встречающихся   в   жизни   детей:   мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цветы, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девочка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыгает со скакалкой.

Наглядный материал: набор № 3, рис.  166 – 173

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Если ребенок не справляется с заданием, то задаются вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»

Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос словом, фразой, грамматически правильно строить предложения, употреблять простые предлоги.

6.Звукопроизношение

Для проведения обследования звукопроизношения не подобраны специальные картинки. Анализ развития произносительной стороны проводится в процессе выполнения всех заданий – отмечается правильное и неправильное произношение того или иного звука.

0 балловналичие нарушений звукопроизношения

1 балл – звукопроизношение развивается в пределах возраста

Источник